Не удалось извлечь искомое из базы (((

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава Церкви – Создатель и единый Глава Вселенской Православной Церкви, понимаемой как Бого-человеческий организм, благодатно объединяющий всех членов земной Церкви, Ангелов и души усопших христиан – Богочеловек Иисус Христос. Церковь есть Тело, объединенное под Главой Христом. На чём основано утверждение о том, что Иисус Христос – Глава Церкви? Утверждение о том, что Иисус Христос – Глава Церкви, основано на  Священном Писании , в частности: «И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» ( Еф.1:22-23 ); «…Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… дабы мы не были более младенцами… но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:11-16 ); «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ); «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всём первенство» ( Кол.1:18 ). Разве патриарх – не Глава Церкви? В Православии единым Главой Церкви считается Иисус Христос. Первый же по чести епископ автокефальной поместной Церкви обычно именуется предстоятелем Церкви. Так, в частности, записано в  Уставе Русской Православной Церкви . В то же время применительно к предстоятелю нередко используется выражение «глава Церкви», но не «Глава Церкви». Но и такое словоупотребление нельзя считать безупречным. Деление Земной Церкви на Поместные носит административный характер. Патриарх не является обладателем абсолютной верховной власти во вверенной под его управление Поместной Церкви, но призван управлять/управляет ею лишь в рамках своих полномочий, обозначенных в учении Вселенской Православной Церкви, Главой которой, повторим, является Сам Господь Иисус Христос. Предстоятель Константинопольской Церкви – тоже не Глава Церкви?

http://azbyka.ru/glava-cerkvi

Содержание «Оптимистическое» богословие Метафизическая аргументация: «Царствие будущего века есть восстановление мира в первозданное состояние» Нравственная аргументация: «Бог любви не может карать» Юридическая аргументация: «Несправедливо вечно наказывать за временный грех» Некоторые особенности «оптимистического» богословствования «Оптимистическая патрология» Святитель Григорий Нисский Преподобный Исаак Сирин Преподобный Силуан Афонский Заключение     В Священном Писании о вечности грядущего наказания для грешников говорится неоднократно и вполне определенно: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»( Дан.12:2 ); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» ( Мк.3:29 ); «Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа… подвергнутся наказанию, вечной погибели» ( 2Сол.1:8,9 ). С особой силой эту истину подтвердили впоследствии святые отцы и Соборы Церкви. «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема», – так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный святым Юстинианом Великим и принятый Поместным Константинопольским Собором 543 года. Идея всеобщего спасения (всех людей и всех бесов) была осуждена и 12-ым анафематизмом V Вселенского Собора: «Кто утверждает, что силы небесные и все люди, и даже злые духи соединятся с тем Бог-Словом, в котором нет никакого вещества… – да будет анафема». Впоследствии общее осуждение неправославных мнений Оригена подтвердили отцы Трулльского Собора 692 года, а также VI и VII Вселенских Соборов. Этих неправославных мнений Оригена было несколько, из них наиболее известные: предсуществование душ, множественность миров, всеобщий апокатастасис. Мнение, осужденное 9-ым анафематизмом, о конечности адских мук высказывал не только Ориген . Помимо него эти же мысли можно обнаружить у Дидима Слепца , святого Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского. И Церковь всегда бескомпромиссно противостояла этому мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2 . Посему относительно сего двойного вида пищи надлежащим образом было сказано у того же Давида: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя припитает». 7 Если ты желаешь жить духом – говорит – питайся созерцанием (богомыслием) и ненасытным познанием истины и озарениями, очищающими твою душу и возвышающими; если же благочестиво ты заботишься о телесной пище, то и ее Он учредит для тебя приятной и менее связанной с трудом, которую ты возымеешь тогда, когда всецело сосредоточишься в себе. Только будь осторожен, чтобы не ущербить благодать (которую получил от Бога), и стой на страже от всесторонних ловушек: с одной стороны – от гордости и от того, чтобы нечто высокое о себе думать; а с другой стороны – от скупости и от того, чтобы сберегать без труда нажитое имущество, как бы и с трудом собранное, и стараться накоплять поступающие доходы или дурным образом использовать то, что хорошо приобретается, – на основании чего, вот, некто заявляющий: «пощусь дважды в субботу», 8 впал в гордость; скупостью же стали раньше одержимы те, которые ниспосылаемую им, как дождь, с неба пищу накопляли, как бы захваченную ими, а не по благодати посланную им, 9 показывая свое ничтожество или неверие Тому, Кто всегда во время оскудения может еще изобильнее помочь им. Поэтому Он показал, что фарисей остался без вознаграждения за свое пощение; от иудеев же Он отнял благодать, будучи разгневан на них и за то, и за другое: потому что Он «гордым противится», 10 и от неимеющих – т. е. от дурным образом пользующихся – и то, что они имеют, отнимается, 11 и то, что Он дал им по Своей благости, это за их порочность Он берет обратно. Итак, поскольку мы ныне, желая приобрести Божию милость и благодать Свыше, предприняли вкушать позволяемую – и в отношении вида, и в отношении количества – пищу, то, что именуется у нас «постом», как Церковь установила для нас этот прекрасный закон в эти дни, то нам достоит напомнить нечто о посте и начертать его сущность, более же подробно представить бывающую от него пользу и помощь нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

П.В. Добросельский Скачать epub pdf Часть 1. О происхождении человека, особенностях его создания и цели земной жизни …что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! ( Пс. 8: 5–10 ) Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это ( Пс. 138: 14 ) Введение. о сотворении мира вообще В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть. ( Ин. 1: 1: 3 ) Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их… Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. ( Пс. 32: 6: 9 ) Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом. Св. Иоанн Дамаскин (5: 117) …Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою; из величия сих чувственных и ограниченных тел сделаем заключение о Бесконечном, превысшем всякого величия и по множеству Своей силы превосходящем всякое разумение. Свт. Василий Великий (Беседы на Шестоднев. Беседа 1) Тем, которые умствуют, что материя безначальна, равно как и идеи, или собезначальна Творцу всего Богу, вопреки рекшему: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут, полагают, что небо и земля, и прочие творения вечны и безначальны, и останутся неизменными, тем, говорим, сами наводят на головы свои проклятие Божие: анафема. (Из постановлений Константинопольского Собора 1081 года) А. Побуждение к творению и его цели «Так как Бог создал мир не вследствие необходимости, а совершенно свободно: то значит, создал по какому – либо побуждению, – ибо мог и не создать. А так как создал премудростью и разумом: значит, создал для какой либо цели, – потому что премудрость не может действовать без цели. Православная Церковь преподает нам об этом предмете следующее: “должно верить, что Бог…, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершенен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости” (Православное исповедание, ч. 1, ответ на вопрос 8)» (цит. по 6: 370).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание И на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Рим.12:20), и о злопамятстве. Проповедник жалуется на незначительность числа слушателей его беседы; он отвергает рукоплескания собравшихся. — Приложение пословицы о том, что капля воды долбит камень. — Мы рождены не для себя толь­ко. — По примеру святых, мы не должны бояться уста­лости. — Верные должны взаимно увещевать себя к посещению церкви. — О крайней тщательности, с кото­рою иудеи соблюдают свою субботу. — В мирских делах мы преуспеваем, когда славим Бога. — Какие источники дают нам помощь в проповеди. К чте­нию Св. Писания нужно присоединять добрые дела. — Трудно и мучительно примиряться со своими врагами. — Как нужно побеждать своих врагов: Давид в вет­хом завете делает добро своему врагу. — Почему Давид пощадил Саула? — Как велика добродетель Давида. — Похвала терпению Давида.    1. Нисколько, кажется, мы не имели успеха, предложив вам недавно пространную речь о ревности к собраниям (церковным); церковь у нас опять остается без чад. Поэтому опять я при­нужден быть строгим и тяжелым, — укорять присутствующих, осуждать отсутствующих; последних за то, что они не оста­вляют своей лености, а вас за то, что не радеете о спасении братий. Я принужден быть тяжелым и строгим не для себя и собственного своего приобретения, но для вас и вашего спасения, которое для меня дороже всего. Кто хочет, пусть огорчается и называет меня тяжелым и бесстыдным; но я не перестану по­стоянно твердить об одном и том же, потому что для меня нет ничего лучше такого бесстыдства. Может быть, подлинно может быть, что вы, устыдившись если не другого чего, то, по крайней мере, этого, чтобы не слышать непрестанно напоминания об одном и том же, будете когда-нибудь иметь попечение о ваших братиях. Какая мне польза от похвал, если я не буду видеть вас преуспевающими в добродетели? И какой мне вред от молчания слушателей, если я буду видеть возрастающим ваше благочестие? Похвала проповеднику — не рукоплескание, но ревность слушателей о благочестии, не шум во время слушания, но усердие во всякое время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3322...

Так установлено великое и страшное таинство тела и крови Христовой. На этой же вечери: Спаситель умыл ноги своим ученикам, чтобы показать им пример смирения; предсказал Петру троекратное отречение от Него; указал своего предателя, объяснял ученикам всю глубину, все значение любви, которая должна лечь в основу Его Церкви, в этой, и чудно-трогательной, и недосягаемо-высокой, беседе, которая начинается словами: «Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в нем» и т. д. Затем, с пением псалмов, они пошли на гору Елеонскую, где и совершилось Его предание Иудою. Подробности обо всем этом у евангелистов: Матфея ( Мф. 26:2–37 ), Марка ( Мк. 14:12–32 ), Луки ( Лк. 22:7–40 ), Иоанна ( Ин.13:14 ). Но еще прежде, чем Спаситель установил это великое и страшное таинство, Он уже объяснял в беседах к народу значение Своего Тела и Своей Крови в этом таинстве. Вот Его слова: «истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небеси, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небеси: ядущий хлеб сей будет жить во век. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем: так и ядущий Меня будет жить Мною. Ядущий хлеб сей жить будет во век» ( Ин. 6:47–58 ). Теперь, прежде чем буду говорить о том, как совершалось таинство Тела и Крови Христовой в первые времена христианства, приведу об этом свидетельство святого Прокла, архиепископа Константинопольского 171 . Свидетельство его, как ученика св. Иоанна Златоустог о, чрезвычайно важно. О предании божественной литургии «Многие и другие священные пастыри и учители Церкви, преемники святых апостолов, оставив в письмени изложение таинственной литургии, предали оное Церкви; но первые и славнейшие из них суть: блаженный Климент 172 , ученик верховного из апостолов и преемник, писавший со слов св. апостолов; божественный Иаков, наследовавший Иерусалимскую Церковь и первый ее епископ, поставленный от первого и великого архиерея Христа Бога нашего 173 ; Великий Василий, который после предшественников своих, усматривая, что люди сделались беспечными и пристрастными к земному, и потому отягощаются продолжительностью литургии, предал оную в сокращенном виде, не потому, чтобы находил ее слишком длинной, но потому, что желал пресечь леность, с давнего уже времени появившуюся в собирающихся для молитвы и поучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Однако гораздо больший интерес представляют находящиеся в коллаборации с ними (в качестве элемента либерального интернационала) религиозные деятели, которых многочисленные неискушенные умы продолжают относить к христианам и даже к «христианским учителям», «богословам». Про них в Священном Писании предупреждено особенно, поскольку хотя они и не находятся у штурвала сатанинского флагмана, именно они своей ложью наносят самый вредоносный ущерб как Православной Церкви, так и находящимся под ее покровом народам и государствам: «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят» (Мф.24:5). «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.4:1). «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф.24:11). «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:30). И именно эти ложные учителя и «пророки» с ядовитой иронией или открытой злобой ополчились ныне на провозглашение Всемирным русским народным собором СВО на Украине Священной войной против сатанизма, покушающуюся на Святую Русь как главный и один из последних бастионов Бога и Его Церкви на земле, за которым открывается свободный путь для установления сатанинского «Нового мирового порядка». Кто же они? Оставим в стороне Ватикан, который уже почти 1000 лет ведёт и будет вести до своего конца непрекращающийся «крестовый поход» (то есть, свою «священную войну») на земли православных народов и сугубо 800 лет – на русские земли. Само собою разумеется, что Священная война по сопротивлению его «священной войне» – это «страшная и неприемлемая ересь»! Вторым эшелоном «христианских разоблачителей» русско-православной Священной войны является «Православная церковь Украины» – антихристианская секта, созданная фашистским режимом Порошенко-Вальцманом под покровительством ЦРУ и его подопечных в «Константинопольском патриархате», и носимая обеими крыльями современного сатанинского идеологического репертуара – либерализма и нацизма. «Архиереи» этой секты хорошо известны в православном мире своей развращённостью, злобой, продажностью и властолюбием. ПЦУ ожидаемо «прославилась» своими антихристианскими акциями (вплоть до оккультных шабашей в храмах Киево-Печерском Лавры) и соответствующей же «общественно-моральной» позицией, поддерживающей всю либерально-сатанинскую повестку вплоть до легализации содомии (ЛГБТ). В общем-то, вой ПЦУ в ответ на провозглашение Священной войны, являющийся одним из рупоров «жидобандеровского режима» Укрорейха, обращенным в сторону православного большинства Украины, не только у христиан, но у более ли менее вменяемых людей не должен даже вызывать интерес.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/22/pr...

Вот причина, почему епископы-беженцы в известные моменты или носят условно титулы прежних епархий, или не имеют территориальных титулов, или приобретают новые территориальные обозначения по тем местам, где оседает их паства, – старыя территориальные географические обозначения для удобства, но вовсе не для какого-то обезпечения своих владений. Если бы вместо названий «Аргентинский» или «Австралийский» были даны именования не старые географические, а придуманы какие-нибудь новые, то, может быть, это перестало бы пугать некоторых профессоров канонического права. Может ли быть епископ без территории? Этот вопрос был поставлен представителю Соборной Зарубежной Церкви в зале американского суда. На него ответил сам судья: «И Христос не имел территории, и Он был странником». Епархия перемещающаяся, странствующая – разве это явление противоевангельское? «А Жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» ( Откр.12:6 ). Здесь говорится о Церкви, уходящей от преследования дракона. Примените ли вы и к Ней обязанность держаться своей территории? И как прекрасно, как достойно – христиански, а не законнически – поняла свое каноническое положение в вопросе русского церковного рассеяния благословенная Иерархия Сербской Поместной Церкви. Она приняла странствующую церковь в свой дом без всяких законнических условий, обогрела и накормила, не предъявляя никаких претензий к русской эмиграции, не ставя ограничений в сроке, когда та должна перестать считать себя паствой русской Церкви, – ни к русской иерархии, когда она должна перестать существовать. Не оставалось ли русским архипастырям взять в свои руки паству только для того, чтобы передать ее в другие поместные церкви? Но кто им дал на это полномочие? Как они ответили бы в будущем перед Русской Церковью ? Разве не для каждой поместной Церкви дороги духовные ее чада? Почему Константинопольской Церкви приличествует заботливо охранять свое достояние, как это всегда было в истории, а Русской Церкви это не приличествует?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Св. Ипполит, епископ Рима, в своем сочинении «Сказание о Христе и антихристе» (883) приводит полностию слова сего послания об антихристе. Ученый Ориген , по известию Епифания Кипрского , писал толкование на это послание. Но оно не сохранилось. Однако, в других сохранившихся писаниях Оригена находится множество ссылок на слова Апостола Павла из второго послания к Солунянам (2:11, 12; 2:4). В объяснении же на Евангелие Матфея Ориген говорит, что день Господень не настанет до тех пор, пока не придет сначала отступление и не откроется человек греха, сын погибели, причем прямо говорит, что об этом свидетельствует Павел во втором послании к Фессалоникийцам 50 . Св. Кирилл Иерусалимский приводит слова этого послания: «тайна беззакония уже в действии» ( 2Сол. 2:7 ), причем присовокупляет: «о, хотя и сказало это, но да не будет, чтобы это исполнилось над нами! Однако, будем осторожны». « Церковь предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем, или после тебя, тоже не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться». Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, дал объяснение всего послания: потому его свидетельства, как и других толковников, будут приведены далее, при изъяснении самого послания. Нельзя при этом не заметить, что великий святитель Иоанн Златоуст был вместе с тем и выразителем свидетельств многовекового предания, сохранившегося в Церкви христианской, в изъяснении Божественных писаний самом строгом, которое Иоанн Златоуст усовершенствовал глубиною своей великой души и широтою взглядов своего необыкновенно светлого ума. За церковным богослужением второе послание к Солунянам читается в таком порядке: 1 гл. ст. 1–10 в понедельник 25 недели. 10–12 и 2 гл. ст. 1–2 во вторник. 1–12 в среду. 13–17 и 3 гл. ст. 1–5 в четверток. 1–15 в пяток. Второе послание к Солунянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе 51 : 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010