В Церкви Христовой ничто не совершается случайно и не делается напрасно. Не могло быть случайным я напрасным и введение в богослужебную практику «тайного» чтения евхаристических молитв. Но понимая это и вполне соглашаясь с этим, некоторые любители церковного богослужения с давних времен стремились уяснить себе причины, побудившие Церковь благословить «тайное» чтение этих замечательных молитв, и одновременно старались узнать их содержание. Еще св. Герман, патриарх Константинопольский (ок. 684-ок. 733), писал, что «некоторые из стоящих вне алтаря часто приходят в недоумение... говоря: какая цель, мысль и сила тихо читаемых молитв, и желают получить об этом некоторое понятие» (Св. Германа, патр. Константинопольского, последовательное изложение церковных служб и обрядов. – См. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855, том I, стр. 425). В настоящей статье вопрос о «тайном» чтении евхаристических молитв рассматривается в связи с некоторыми сторонами православного учения о священстве, а также в связи с проблемой так называемой «disciplina arcani». Цель этого рассмотрения – двоякая. Во-первых, показать догматическую и пасторологическую обоснованность введенной в IV-V веках по P. X. практики «тайного» чтения молитв св. Евхаристии. Во-вторых, выяснить подлинный смысл понятия «тайное» чтение. В конце статьи дается приложение, в котором кратко обрисовывается взаимосвязь и различие между понятиями: «disciplina arcani» и «устное священное предание Церкви». § 1. Истинный смысл «преимуществ» иерархического священства перед так называемый всеобщим священством. Значение этих преимуществ для поддержания высокого уровня духовной жизни в Церкви. С самого начала существования Церкви Христовой в ней имеются и действуют особые установления, предназначенные к поддержанию в верующих благоговейного настроения в отношении к сакраментальной жизни и особенно в отношении составляющих ее средоточие таинств. Важность и необходимость этих установлений определяется тем, что утрата благоговения по отношению к освятительным средствам, дарованным Церкви на основе крестных заслуг Господа Иисуса Христа, есть вступление на пагубный путь смерти духовной. Пользование святынями Церкви несовместимо с беспечностью и с забвением нашей греховности. Прикосновение к святыне делается ее оскорблением при отсутствии «сердца сокрушенного и смиренного», повергающего себя в пучину милосердия Божия со страхом Божиим, верою и любовию. «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа... да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистив сердца от порочной совести... ибо... если отвергшийся закона Моисеева... без милосердия наказывается смертью , то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10, 19. 22. 26. 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вдохновенные евангельские слова Христа Господа: «Смотрите, берегитесь любостяжания, потому что жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться… Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь… Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам». Когда я трезв, я не одинок. Даже если я наедине с собой, я не ощущаю давящего одиночества, мне спокойно и хорошо. И это происходит потому, что я чувствую близость и помощь Божию. Уходит страх, тревога и беспокойство. Я нахожусь «здесь и сейчас», я принимаю себя со своими недостатками, привычками и комплексами. Тогда слова Спасителя: «Не заботьтесь», — перестают быть только призывом и недосягаемым идеалом, а становятся частью моей жизни. Мне не надо заботиться о том, каков я? Хорош? Плох? Я запутаюсь в оценках и в любом случае буду неправ. Мне надо заботиться только о том, чтобы Господь пребывал в моей жизни. На первый взгляд в такой жизни всё просто и буднично, но сколько красоты скрывается за внешней простой формой. Благодаря 11-му Шагу я начинаю видеть глубину там, где прежде видел только скуку. Мне смешно, когда я вспоминаю свои прежние мысли о том, что трезвость — для слабаков и зануд. Та яркость, которую придавал моей жизни алкоголь сейчас не стоит для меня ничего, потому что в ней нет ничего настоящего. Но новый взгляд достигается не просто так: «Мы, члены АА, люди активные: мы получаем удовольствие от решения жизненных задач, пожалуй, впервые в нашей жизни, и пытаемся оказывать действенную помощь тем алкоголикам, с которыми нас сталкивает жизнь. Неудивительно потому, что мы часто с пренебрежением относимся к серьезной медитации и молитве, считая их необязательными» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 109). Такое пренебрежение превращает внешнюю активность в пустышку. Сегодня я читаю житие ныне празднуемого святителя Павла, патриарха Константинопольского. В нем рассказывается об исповедническом подвиге святителя, и я твердо понимаю одно: когда я приглашаю в жизнь Христа, мои собственные страдания, падения, срывы и скорби в выздоровлении, обретают смысл и цель. Святой Павел жил в IV веке во времена распространения арианской ереси. Он неоднократно изгонялся с константинопольской кафедры и закончил свой исповеднический подвиг в ссылке в Армении, в городе Кукузе, где принял мученическую кончину. Однажды, когда патриарх совершал Божественную литургию, в храм ворвались ариане и задушили Павла его омофором. Это произошло в 350 году. Господи, по молитвам святителя Павла, даруй мне мужество в моем маленьком подвиге выздоровления и укрепи меня в верности Тебе. 20 ноября. Литургическое чтение: 1 Тим.1:8-14

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Ведь он был любимцем у отца, и тот, отменно выучив его письму, отдал его в так называемое ведомство логофета в качестве писца казенных грамот, полагая, что получит через него немалые мирские почести. Юноша же презрел все и бежал в один из киновиев, я имею в виду Символон. Отец же его, узнав об этом, силой вернул его к себе и, выбросив одежду из киновия, против воли надел на него дорогие облачения. А тот говорит отцу: «Ты думаешь, что шелковыми одеждами ты отвратил меня от поставленной цели? Я презрел весь мир, ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Мф. 16:26 )? И отец запер его, чтобы переубедить в благом решении, а юноша, воспользовавшись случаем, разодрал на части шелковые облачения. Отец же, увид е в это, над е л на н е го другие, а тот сделал с ними то же, что и с первыми. Посему отец, разгневавшись, так нещадно его бичевал, что спина его загноилась от невыносимых побоев и врачи применили хирургию. И когда юноша сказал отцу: «Меня невозможно переубедить, даже если ты разрубишь меня на куски», тот проникся сокрушением и в слезах отвечал сыну: «Иди, чадо, отправляйся в добрый путь, который ты избрал, и да будет тебе Христос помощником, избавляя тебя от всех силков диавольских». 12 И тогда он пришел в упомянутый монастырь, воочию являя в нем труды подвижничества – и такое он обрел смирение, что ничего не оставил у себя от видимого мира. Многие из вас, знакомые с этим мужем, знают это по той самой беднейшей одежде, которую он носил, так что никто не одевался беднее его, хотя он был в миру очень благородного происхождения. И он, как уже говорилось, был приглашен нашими преподобными отцами в нашу обитель, и славный Никифор вверил ему второе место после преподобнейшего отца нашего Никиты. Итак, оба они стали одной душою и одной волей в разных телах, управляя всем в спокойствии. Ими руководил преподобный Никифор, а они руководили всей братией, и в чем-то вели, а в чем-то были ведомы, соединяемые любовью друг к другу и к предстоятелю – и никогда между ними не было раздражения или ссоры, но были они истинными пастырями и испытанными врачевателями душевных недугов, заботившимися о пастве со всяким усердием и знанием, один рассечением – ибо он был резок – а другой лечил рассеченное, умащая некими сладостными речами – потому что он был кроток – и один занимался телесными , а другой духовными, но оба и теми, и другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведь очевидно, что даже если бы не было вставлено «отвечал», то остальное высказывание ничуть не хуже выражало бы ту же мысль. Таково и речение: Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь ( Мф.26:33 ). Что «отвечал» здесь избыточно, можно узнать в особенности из евангелиста Марка: ибо, излагая то же самое место, которое Матфей рассказал с «отвечал», он сам, вовсе не нуждаясь в этом слове, говорит: Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я ( Мк.14:29 ). Так и в повествовании о Пилате, когда он хотел освободить Иисуса от иудейской жажды убийства, [это слово] явно оказывается избыточным: ведь при том, что оба этих евангелиста представили состав речи с «отвечал» (ср. Мф.27:21 ; Мк.15:12 ), богомудрый Лука, описывая то же событие и вовсе не употребив «отвечал», показал, что остальные воспользовались им как избыточным. Ибо он говорит: Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса ( Лк.23:20 ). И такого много. Наша же цель не в том, чтобы собрать множество свидетельств, но лишь в том, чтобы показать на примере, даже если дело ограничится одним, ясный смысл обозначаемого. Потому что и в сказанном после исцеления скорченной женщины: начальник синагоги, негодуя, отвечал ( Лк.13:14 ), если убрать ποκριθες, то остальная часть предложения без ущерба раскрывает тот же самый смысл. Но «отвечал» означает не только это, но иногда относится не к каким-то произносимым словам, а к внутреннему мышлению человека, как в речении: Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница ( Лк.7:39 ). Посмотри, как без всякого предшествующего вопроса, когда речь не относится к началу продолжения и это высказывание ничто из вышеизложенного не вводит, евангелист продолжает: Отвечав (ποκριθες) 15 , Иисус сказал ему: Симон! Я имею нечто сказать тебе ( Лк.7:40 ) – и, использовав вопрошание, укорил богохульные помыслы и, каково есть Его человеколюбие, переменил их к благочестию и несомнительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Ведь поскольку они добровольно сомкнули глаза и закрыли уши, то наказанием за эти предшествующие недуги для них стали последовавшие за порочностью намерения слепота и глухота, одним из составляющих чего и будет то, что им не дано знать тайны Царствия. Можно услышать и что Иисус говорил незадолго до того, как пишет сам сын громов: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет ( Ин.12:35 ). Ибо воссиял свет истинный, пришедший Спаситель мира, а они не захотели всмотреться в него и ходить в светоносном сиянии Его учений. Поэтому их, естественно, объял мрак, истребуя наказание за прежде овладевшее ими зло, и это обоснованно можно назвать ослеплением и окаменением. И как пожелавшему ходить во свете воспоследует и то, что он знает, куда идет, так и не захотевшего шествовать в свете сопровождает то, что, идя, он находится во мраке и жалким образом совершает путь слепых и окаменелых. Ранее сказано, что молния Владычного и спасительного учения обличила слепых и окамененных иудеев и сделала более явными и очевидными еще прежде лежащие на их душевных очах бельма и недостаток зрения. Ведь как это чувственное и прекрасное солнце, испуская блестящие лучи от своего диска, выявляет тех, кто болен глазами, так и умное солнце, незаходимый и невечерний свет Христос Бог наш, придя в мир и боголепными и превыше слова чудесами заблистав сиянием Своего Божества, еще больше обличил еще раньше захвативший их душевные очи мрак и незрячесть. Но как солнце, которое в мире, не есть причина слепоты, обнаруживая отсутствие зрения у страдающих недугом, так и премирное и умное Солнце, неизменное и истинное сияние Отца (ср. Евр.1:3 ), обличая прежде охватившую их слепоту у объятых этим недугом, никоим образом не может считаться виноватым, хотя бы и говорилось, что Он ослепил их, из-за того, что сделал более очевидным их увечье, помрачение помыслов, которое и раньше-то не было скрыто. Ведь если бы не заблистало такое сияние Божественного света, что озарился даже разум язычников, сидящих во тьме и тени (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Ведь хоть и раньше отвердела от свирепости и человеконенавистничества, не приемля перемены к кротости, та жестокая, самонадеянная и неукротимая фараонова душа, но не настолько она была всем известна и ничем другим не стала так у всех знаменита и выставлена на неизгладимый позор, как бичуемая необычайными делами, но [несмотря на это] пребывая в той же дикости и звериных порывах. А если кто-нибудь захочет понять это речение проще, то «ожесточу» можно мыслить вместо «оставлю и попущу сделаться жестокой», и такое рассуждение не отклонится от благочестивого мнения, с переменой же слов обращается не особым образом, но прибегает к общему решению, посредством которого общеупотребительный способ разъясняет и многое другое, например: предал их постыдным страстям ( Рим.1 :26); предал их Бог в похотях сердец их ( Рим.1 :24); как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму ( Рим.1 :28); ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования (2Кор.44); Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат ( Рим.11:8 ); Бог окаменил сердце их ( Ин.12:40 ); Ты уклонил стези наши от пути Твоего ( Пс.43:19 ) и множество других. Ведь пусть даже каждое из перечисленных священных речений упорядочивается яснейшим и непротиворечивым образом и другими приемами, но эта общая и применяемая во всех подобных случаях замена ничуть не менее есть очищение от замутнения мыслей и показывает перенос без долгих слов. Ибо, когда «передал» и «дал» и каждое из сказанного понимаются в смысле «позволил», «попустил», «оставил», они не вынуждают к противоположному движению, и не заставляют непроизвольное господствовать над произволением, и не лишают помыслы свободной воли, не заключая в равных пределах то, что в нашей воле, и то, что изначально определено как от нас не зависящее, и не влечет к добру нежелающих, и не оттягивает от произволения против воли. Заменять, таким образом равнозначными и не допускающими сомнений словами те, которые многим кажутся доставляющими затруднения, смешиваясь из-за неразделения одноименности, – это признак мышления устойчивого и разрешающего многие вопросы одним умозрением.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова, и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напомнил об исходе сынов Израилевых, и завещал о костях своих. Верою Моисей, по рождении, три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, пришедши в возраст, отказался называться сыном дочери Фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища: ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы о беспредельно нас превышающем? Господь наш Иисус Христос предлагал некогда Никодиму учение о духовном возрождении и говорил так: аминь, аминь глаголю вам: аще кто не родится свыше, не может внити в царствие Божие ( Ин. 3:5 ), потом к этому прибавил дальнейшие слова. Когда же Никодим совсем ничего не понимал, тогда Христос, показывая, что грубому человеческому уму совершенно недоступна высота заключающихся здесь мыслей, говорит: аще земная рекох вам, м не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете? И сверх того прибавил: аминь, аминь глаголю вам, яко, еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем: и свидетельства нашего никто же приемлет ( Ин. 3:11–12 ). Итак, неисследимо то, что выше нас. И если истинно, что мы согласно написанному, даже яже в руках обретаем с трудом ( Прем. 9:16 ), то разве не необходимо признавать, что в том, что превосходит наше понимание, совершенно необходима вера, не сопутствуемая пытливостью и не сопровождаемая пустыми вопросами? Ведь в таких предметах особенно ценится благоразумие. Его же из второй книги диалогов с Ермием. Не следует принятое верою испытывать смелыми изысканиями: вера не подлежит исследованию. Как упование видимое несть упование уже, еже бо видит кто, что и уповает ( Рим. 8:24 ), так и вера, исследуемая и не имеющая неисследимого, не была бы верою, подобно приведенной в пример надежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Весь Константинополь пришел в смятение, когда узнал историю святого Иоанна, и сочувствовал скорби его родителей. На похороны добровольного мученика у его хижины собрались толпы людей, а позднее на том месте построили церковь, где молитвами преподобного Иоанна Кущника благодать Божия совершает множество чудес. 28 января 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Лариса 28 января 2021, 20:11 Преподобный Иоанн Кущник! Помоги мне, грешной Ларисе, выдержать все невзгоды и гонения. Научи терпению. Помолись о здравии и жизнеустроении моей семьи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Благодарю. Надежда 27 января 2020, 13:18 Завтра 28 января, у моего духовного отца, батюшки, протоиерея Иоанна день Ангела. Он в больнице Сергиева Посада. Люди добрые, помолитесь о его здравии. Батюшка, Иоанн Кущник, моли Бога о Протоиерее Иоанне. Татиана 1 апреля 2019, 07:05 14Душевный человек не принимает того, что " от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 15Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 2). Святый преподобный Иоанне, моли Бога о нас! виталий 28 января 2019, 12:23 Слава Богу за великих святых! дивен Бог в святых Его! спаси Господи и помилуй многих из нас обольстившихся желанием богатств неправедных. моли Бога святой Иоанн- о константинопольском патриархе Варфоломее- о вразумлении его Вадим 30 января 2018, 15:16 Дорогой Илья(27.01.2016),ни кто за два года нисчел нужным тебе отвечать,значит не перебор! Святый Иоане моли Бога о нас грешных Михаил. 28 января 2018, 19:36 Моли Бога о нас грешных,Святой Иоанне.Да укрепит нас Господь в духовной брани, против сил поднебесных.И дарует нам всем на земле живущим, по твоим молитвам,мир и Любовь от Бога.Слава тебе Господи. Аминь... Мария 28 января 2018, 14:02 Святой Иоанн Моли Бога о моих детях посл. Максима, дочери Иларии, муже Николае. ДА Господь дарует нам все потребные ко спасению. Фаина 26 января 2017, 11:31

http://pravoslavie.ru/59059.html

Видимо, нет, ответил К. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк. 10, 16 ), говорил Господь апостолам, которые рукополагали пресвитеров и хиротонисали епископов. Преемственность Православия расписана вплоть до нашего времени. А где история баптизма? Где ее иерархия? Ее нет. На собрании мне сказали, что баптизм начинается от Иоанна Крестителя, а дальше? А дальше была Церковь, которая разделилась на католиков и православных. Но Церковь не могла поделиться. Плохо, плохо, братья, что мы не интересуемся истиной. А Христос ведь предупреждал, говоря: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят ( Мф. 24, 4-5 ). Православные не отступили от истины. Они всегда хранили и подвизались за веру, однажды преданную святым ( Иуд. 1, 3 ). Так на Вселенских Соборах учениками Апостолов был принят Символ веры, в котором кратко выражалось все учение Церкви. Ибо Господь наш Иисус Христос заповедал, говоря: не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель Христос ( Мф. 23, 8 ). Этими словами Господь сказал ученикам, чтобы они не учили чему-либо от себя, но тому, чему научились от Него. Потому что тот, кто проповедует свое учение, есть учитель, а кто научает тому, чему научился от Другого, тот ученик Учителя. Поэтому святые строго-настрого запретили предлагать что-либо новое, или же упразднять имеющееся Учение Церкви. А на тех, кто дерзнет к Символу веры что-либо прибавить или убавить, святые наложили анафему. Католики же в IX веке прибавили к Символу веры 1Шодие, т.е. приставку «и от Сына», за что и были обличены в отступлении от истины Православными восточными Патриархами. Но папа римский, желая узаконить свою власть над Церковью, приказал подчиниться всем Поместным Восточным Церквам Риму и признать, что папа является наместником Бога на земле, его слово есть закон, и он может все, даже изменить Священное Писание. Конечно, этот вздор никто из здравомыслящих людей не принял, и в 1054 году папа Лев IX в гневе проклял Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всех, не подчинившихся папской власти, вследствие этого произошло полное и бесповоротное отпадение католиков от истины Православия.

http://azbyka.ru/way/inok-anastasij-odna...

Во всем этом папы уже безмерно далеко отступают от Апостолов, которые называли себя только служителями Аристовыми ( Еф. 4:1 ) и которые не имели никакой светской власти, и даже никакого имущества, и не желали иметь их; потому что подражали Христу, Который не имел где приклонить голову ( Матф. 8:20 ) и Который на просьбу некоего человека: Учитель? скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство, сказал: кто поставил Меня судить или делить вас ( Лук. 12:14 )? А объявляя себя непогрешимыми, кому уподобляют себя папы? В своем притязании на всемирное владычество и на непогрешимость подражая Нимроду и цезарям, папы в сущности подражают тому, кто невидимо действовал через этих всемирных владык. Жестоко это слово, но не наше оно. Папа Святой Григорий Великий , порицая Константинопольского патриарха за присвоение им себе титула «вселенский», писал ему: «Что скажешь Христу, т. е., вселенскому главе Церкви, на испытании последняго суда, ты, который названием «вселенскаго» стараешься подчинить себе все его члены? Кто в этом, столь развращенном, названии предлагается подражанию, как не тот, который, презревши легионы Ангелов, в союзе с ним поставленных, домогался вознестись на верх единства, чтобы никому не подчиняться и одному казаться выше всех?» 59 И диавол, бывши сначала ловцом Ангелов, стал потом ловцом людей ( 2Тим. 2:26 ); но да избавит Бог всякого подражать такому ловцу и такой ловитве! Никто не может служить двум господам; нельзя служить Богу и маммоне ( Матф. 6:24 ; Лук. 16:13 ). Папы с одной стороны подражают Христу и Апостолам, а с другой они действуют как Нимроды, цезари и калифы. Результаты такого неестественного соединения папами службы Богу и маммоне были самые плачевные, как для папства, так и для Латинской церкви. В 16 веке целая треть этой церкви отпала от пап и от латинской веры и основала особое исповедание, которое, однако, еще дальше отступило от истинной Христовой веры и приверженцы которого вот уже почти 400 лет ведут ожесточенную борьбу против папства и Латинской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010