3. В тот беспокойный период истории события эти не могли быть иными. Но сегодня, когда возможно вынести о них более здравое и уравновешенное суждение, необходимо признать, что чрезмерное значение, которое они приобрели позднее, было чревато последствиями, которые, насколько мы можем судить, далеко вышли за пределы намерений и предвидений зачинщиков, чьи запретные меры касались лишь определенных лиц, но не Церквей и не были направлены на прекращение церковного общения между кафедрами Римской и Константинопольской. 4. Вот почему папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом, убежденные в том, что выражают общее стремление к правде и единодушное чувство любви своих верующих напоминают завет Господень: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:2324 ) – и по обоюдному согласию заявляют: а) что они сожалеют об оскорбительных словах, о необоснованных упреках и осудительных жестах, которые как с одной, так и с другой стороны окрасили собою печальные события того времени или сопутствовали им б) что они равным образом сожалеют и желают изъять из памяти и среды церковной акты отлучения, которые затем последовали и воспоминание о которых. до наших дней служит препятствием к сближению в духе любви, и предать их забвению в) что они скорбят о том, что дурные прецеденты и последующие события под влиянием различных факторов, прежде всего взаимного непонимания и недоверия, в конце концов, привели к реальному разрыву церковного общения. 5. Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, все еще остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной, и которые будут преодолены действием Духа Святого, благодаря раскаянию в исторических ошибках и деятельной воле к достижению понимания и совместному выражению апостольской веры и ее требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( < < back) назывались в древности лица, которые служили при царских дворах в качестве стражи при опочивальнях цариц и царевен. По большей части, евнухи были скопцами. При византийском дворе должность евнухов была весьма почетная; они представляли собою вообще царедворцев вельмож, и имели большое влияние на государей и управление страною. Константин Великий стал назначать их на низшие должности и тем ограничивал их влияние; но при Констанции — евнухи приобрели сильное значение при дворе. ( < < back) стих этот читается так: Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили в след тех, которые не помогают. Здесь от имени Господа пророк Иеремия изобличает священников, правителей и пророков Израиля, позабывших милости Бога и отступивших от Него. Жизнеописатель святого Афанасия Александрийского в переносном смысле относит эти слова к Констанцию и арианствующим епископам, которые отступили от истинной веры во Христа Бога. ( < < back) Makcuм III, патриарх иерусалимский, занимал кафедру с 333 по 350 г. Он пострадал за имя Христово и был исповедником. Когда на Тирском соборе ариане требовали от православных епископов, чтобы они подписали беззаконный приговор об Афанасии, то Пафнутий, епископ города Таиса, в верхней Фиваиде, исповедник, пострадавший в царствование Makcuмuaha II, взял за руку Максима, вывел его из собрания и сказал: «нам, исповедникам, неприлично принимать участие в таком соборе». — Память св. Максима совершается в греческой церкви 17-го ноября. ( < < back) Александр, патриарх Константинопольский, управлял кафедрою с 325–340 г. Константин Великий, обманутый притворным исповеданием веры Ария, приказал Александру принять ересиарха в церковное общение в храме св. Ирины. Св. Александр, тогда (в 336 г.) почти уже столетий старец, не желал этого и в течение нескольких недель молился со своею паствою об отвращении сего угрожающего зла. Накануне принятия Ария, Александр вошел в церковь св. Ирины, пал ниц пред св. престолом и молился о том, чтобы ему не пришлось быть свидетелем такого святотатства, и чтобы лучше он сам или ересиарх был взят из мира сего. Известно, что Арий внезапно умер, когда на другой день торжественно шел в церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

... А вот и совсем головокружительное событие из церковной истории: император Юстиниан II в 695 г. решил разрушить храм (т. н. " митрополичью церковь " ), чтобы построить вместо него цирковые трибуны. Императору не хотелось, чтобы это событие воспринималось верующими как прямое кощунство. Для этого он заставил патриарха составить и произнести соответствующие молитвы. Придя на разрушение православного храма, патриарх сказал: " Слава Богу, долготерпящему всегда, ныне и присно и во веки веков " . Для Юстиниана это кончилось плохо: началось восстание и он был свергнут (на время). Но тот патриарх, который прочитал молитву " на разрушение храма " , - это святитель Каллиник Константинопольский (память 23 августа)... Из этого случая не будем извлекать никаких поспешных уроков (кроме одного: не торопиться с осуждением тех иерархов советской поры, которые вынуждены бывали подписывать распоряжения о закрытии храмов), но вернемся к главному вопросу: как же должен христианин относиться к тем знакам и изображениям, которые для язычников имеют религиозное значение? Здесь надо помнить слова апостола Павла: " Идол в мире ничто " (1 Кор. 8, 4). Это " ничто " никак не должно влиять на наше поведение. Если я иду в храм и вдруг вижу, что на перекрестке какие-то сектанты установили свой идол, появление этой диковинки не должно никак повлиять на мое поведение. Я не должен подбегать к идолу и целовать ему ноги. Но я и не должен переходить на другую сторону улицы или же обходить его за квартал. Я не должен показывать язычникам, что я разделяю их религиозно-благоговейные чувства по отношению к идолу. Но я и не должен выражать страха перед ним. " Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах " (Иер. 10, 5). И проявленное мною почтение, и выказанный мною страх лишь укрепят язычников в их вере, будто их идол столь силен, что может привлечь к себе или даже победить христианина. Вспомним советы апостола Павла - как поступать с идоложертвенной пищей. Я, например, пришел в гости к знакомому язычнику. Пользуясь случаем, я рассказываю ему о Христе. А он по ходу беседы угощает меня каким-то мясом. Вполне возможно, что плов, поставленный передо мной, изготовлен из того ягненка, который был принесен в жертву перед статуей Аполлона, то есть является " идоложертвенным " . Как я должен вести себя? " Если кто из неверных позовет вас... то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования " (1 Кор. 10, 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Александр Свирский скончался в 1533 г.; память его празднуется 30 августа. Корнилий Комельский скончался в 1537 г.; память его празднуется 19 мая. ( < < back) князь Bacuлuй IV Иоаннович княжил с 1505 по 1533 г. ( < < back) царя русского; управлял государством с 1533 по 1584 г. (в 1547 г. принял титул царский). ( < < back) Корнилий Комельский написал общежительный устав для своего монастыря, из которого вышел преподобный Геннадий. Сей устав напечатан в Истории Российской иерархии и особо в 1812 году. ( < < back) Память преподобного Мавсимы Сирина страна к северу от Палестины; в северной ее части, примыкающей к Малой Азии, находилась провинция Кирестика, с главным городом Кир. по повелению Божию, к вратам Сарепты Сидонской, св. пророк Илия просил вдову, собиравшую дрова, принести ему кусок хлеба. Та ответила, что у нее осталось только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Пойду, сказала она, приготовлю это для себя и сына моего; съедим это и умрем. В то время, вследствие бездождия, был голод в земле Израильской. Св. пророк сказал вдове: Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Женщина накормила человека Божия, и ее запасы муки и масла не истощились во все время голода (3 Цар. 17:8–16). конце IV века. Память преподобного Саламана молчальника вытекает из гор Армении, в нижнем своем течении сливается с Тигром, после чего с именем Шат-ель-Араб впадает в Персидский залив. Каперсана (Перса или Персана) находилась недалеко от Самосат (ныне Самсат), главного города сирийской провинции Коммагены. ( < < back) 400 года. ( < < back) Воспоминание VI Вселенского Собора византийский Kohcmahmuh IV Погонат царствовал с 668 по 695 г. ( < < back) Александрии, где особенно сильно было монофизитство, представителем этого неправославного учения явился Кир, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 630 по 640 г.). Константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.) и папа Римский Гонорий (625–638 гг.) также не нашли в учении монофелитов ничего неправославного и явились его последователями, хотя для предотвращения новых смущений в Церкви положили воздерживаться от всякого решительного выражения относительно этого предмета, еще не определенного Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В противном случае мы сами себя наказываем и лишаем участия в Царствии Божьем, не дожидаясь, когда нас из него выгонят. Когда Христос прекратил торговлю в храме, прогнав всех торгующих, Иудеи спросили: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? И Он сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Сперва иудеи не поняли, о чем идет речь, но евангелист уточняет, что Он говорил о храме тела Своего, и когда воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это. Тело Христово — это вся Церковь, потому что в ней присутствует Его Дух — во всех вместе и в каждом в отдельности. Не только в Крещении Он в нас действует — мы должны быть причастны Духу Христову и самой жизнью. Храм, из которого нам предстоит изгонять торгующих — это мы сами. Чтобы их в нас не было, постараемся сделать так, чтобы наше сердце было всегда обращено к Богу, а во время молитвы прибавим к этому и все внимание, на которое только способны. Аминь. Живоносный источник сегодня В настоящее время храм находится в Стамбуле в районе Балыклы, который, судя по всему и получил свое название от Живоносного источника (Бвлыклы по-турецки значит рыбное). Там проводятся регулярные службы, рядом находится греческая больница и действующее кладбище. На территории храма имеются захоронения Константинопольских патриархов от середины XIX в. Дворик замощен могильными плитами, вывезенными из Анатолии христианами, покидающими свои земли по закону об обмене населением между Грецией и Турцией 1924 г. Сам живоносный источник находится внутри храмового комплекса. В нем с незапамятных времен плавают золотые рыбки, число которых постоянно — семь. В 2008 г. во время своего визита в Стамбул в церкви Живоносного источника проводили совместную панихиду по усопшим Патриархам Константинопольским Вселенский Патриарх Варфоломей и Патриарх Московский Кирилл. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

Всё развалится, если в этом не участвует Бог))) Ирина 21 декабря 2018, 13:08 Посмотрела на лики Господа и Богородицы с фотографии храма,где проходил " собор " .С какой строгостью и печалью Они взирают на собравшихся.Мне тоже жаль этих людей,одна политика и более ничего. Александр 21 декабря 2018, 10:57 Фото " После митинга " снято не на Софийской площади, а на какой-то трамвайной остановке на окраине (если вообще в Киеве). Во-первых, на заднем плане видны рельсы, которых там и близко нет и никогда не было, да и вообще в центральных районах трамваи давно уже не ходят, во-вторых, на Софийской везде серая плитка, а не какое-то коричневое сплошное покрытие. Николай 21 декабря 2018, 10:02 Некоторые деятели Константинопольского патриархата оказались иудами, жадными грабителями и оккупантами, заключившими сделку с дьяволом (сатанистами-раскольниками). Они дискредитируют Православие, и поэтому наверное нужен православный собор и вынесение общей объективной оценки их действиям. Евгений 20 декабря 2018, 23:46 Мне вот интересно как Иисус смотрит на это? И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откровение святого Иоанна Богослова глава 6, 15-17) Тамара, 20 декабря 2018, 23:37 Господи, помоги, укрепи и вразуми всех нас и в Твоей Истине. Наталья Богоявленская 20 декабря 2018, 21:31 Молиться, молиться! Как сказал отец Андрей Ткачёв, нужно просить: " Господи, спаси и сохрани своих " . Дионисий 20 декабря 2018, 13:41 Прекрасная аналитика. Многое стало понятно. Спасибо автору и редакции. Дмитрий 20 декабря 2018, 12:38 На первом фото смотрите - сидят-то, под двуглавым орлом, на Царских вратах! :-) Александр 20 декабря 2018, 12:25 Да, довольно точная, хотя и тенденциозная. Но так бывало практически всегда при предоставлении автокефалии: сначала Константинополь пытался обеспечить свой примат и максимально тесные связи с новой Церковью, а со временем эта Церковь избавлялась от наиболее обременительных из них и, если в том видели необходимость, присваивала себе статус патриархата, как, например, Румынская. А Кипрская, Элладская, Албанская и до сих пор возглавляются архиепископами. Относительно внутренних интриг и противоречий тоже ничего необычного, в церковной истории и не такое случалось. Стимулирование процесса получения автокефалии светской властью тоже было всегда, и в той же Греции, и в Румынии, и в России.

http://pravoslavie.ru/118047.html

Дух Святой тоже свидетельствует о Христе: «Когда же придет Утешитель, Которого я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26). Свидетельство о Боге истинном выходит за рамки рациональности и становится таинством. Мученичество вписывается в тринитарное сообщество. Мученичество свидетельствует о правде, о реалиях иного мира. Оно напоминает о Другом. Мученичество и Дух Святой. Создание и история мира является для нас исходным Божиим свидетельством. Израиль призывает быть подтверждением присутствия Божия в истории. Апостолы становятся мучениками Христовыми. Первомученик Стефан не был при Кресте, но стал первым мучеником. Какой критерий мученичества? Кто мученик? Мученичество – это форма свидетельства. Это свидетельство о своей вере, это посвящение своей жизни Богу. Никто не может свидетельствовать, что Христос есть Спаситель, без Духа Святого. Только в Духе Святом возможно свидетельство. Свидетельство невозможно для самого себя. Движение экстаза не может порождаться само по себе – это результат переворота внутреннего. «И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф. 10.18). Только в Боге возможно свидетельствовать. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2.20). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мр.8:35) – это является свидетельством истинным. Мученики не свидетельствуют о себе самих, они если и страдают или «теряют душу» ради Евангелия, то отдают ее в руки Божии, прежде чем отдать ее в руки мучителей. Свидетельство означает общение и с Богом, и с людьми». Доклад архиепископа Иова (Геча) был посвящен роли и месту Константинопольского Патриархата в христианской семье: «Свидетельство и служение Вселенского Патриархата». Представив детальную картину подготовки и проведения Всеправославного Собора, архиепископ Иов закончил свое выступление размышлением об экуменизме покаяния. «Экуменизм покаяния. Готовы ли мы к этому? Насколько далеко мы готовы идти по этому пути? Нужно иметь в виду, что без покаяния невозможен диалог. Диалог как открытость другим, как служение, как обмен, как понимание своих слабостей возможен только в доверии друг к другу. Нет синодальности (соборности) без первенства, первенство теряет смысл вне соборности. Собрание без президента – это толпа.

http://bogoslov.ru/article/5083756

" И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его: ты все еще твёрд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими. " " Пути Господни неисповедимы " и Он не обязан перед нами отчитываться за то, что делает, ибо Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит. р.Б. Евгений 19 сентября 2018, 14:19 " А четвертому Риму - не бывать " ! Так может быть - это знак для РПЦ и ее пастырей - принять лидерство Православия (в согласии - разумеется - с другими автокефальными Православными Церквями)? Точнее - начать движение на этом пути (С Божьей помощью). Почему именно Константинопольский Патриарх должен быть Вселенским и обладать статусом " primus inter pares " ( " первый среди равных " ) среди предстоятелей остальных Православных Церквей? р.Б. Евгений 19 сентября 2018, 14:01 " наташа19 сентября 2018, 09:30 Для чего так поступил Константинополь? Если на всё воля Бога и раз мы находимся под кровом Всевышнего и под сенью Всемогущего покоимся значит мы Богу доверяем ,а не только верим. Может таким образом Господь спасает и сохраняет Церковь Православную " . Согласен. Подумалось - а может это промысел Господень? Есть Русская Православная Церковь. Есть Патриарх. Есть Третий Рим - Москва (в расширенном токовании этого смысла). Когда в 1453 году пал Константинополь и Византийская Империя (Второй Рим) - недаром (тогда еще княжество московское) приняло эстафету продвижения Православия. А уже в 16 веке Московское царство стали называть Третьим Римом. Александр 19 сентября 2018, 13:35 Нет у нас земного царя, который защитил бы св. Церковь, остается уповать на Царя Небесного. Наверное Бог и посылает испытания для укрепления веры, и чтобы очистить пшеницу от плевел. А смотрите как дьявол предупреждает о началах своих действий, осквернив Храм Христа Спасителя в 2012-м.

http://pravoslavie.ru/115812.html

Исторические судьбы Запада и Востока складывались очень по–разному. Запад приобретал, вовлекал в Церковь новые варварские народы, приходящие с севера. А христианский Восток, наоборот, терял земли под натиском Ислама. Правда, в 988 г. он получил значительное приобретение: совершилось крещение Руси. Сначала Русь была митрополией Константинопольского Патриархата, потом, в 1448 году, стала Автокефальной, то есть самоуправляющейся. Но все равно, Восток много претерпевал и от арабов, и от турок, и от монголов, все четыре восточных патриархата умалялись. А по мере успехов на западе, возрастало и мнение о себе Римского епископа. Помимо объективных успехов, создавалось и далеко не всегда добросовестное религиозно–историческое обоснование его претензий на особое положение в Церкви. Но как мы видим на примере Авеля и Каина, а также на примере Израильского и Иудейского царств, фактор внешней победы и фактор большинства – еще не являются критерием истины. И, может быть, то, что все православные народы впоследствии оказались кто под турецким, а кто под большевистским гнетом, является признаком особой заботы Господа, чтобы воспитать нас в смирении. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12:6–8 ). Вообще все вызовы, бросаемые Православию, в конечном итоге идут ему же на пользу: заставляют думать, анализировать, формулировать то, что еще недостаточно продумано и сформулировано; заставляют терпеливо относиться к собеседнику; заставляют порой увидеть и у противников нечто доброе, и внимательнее относиться к своей жизни и к своим речам. Гонения, которые периодически постигают Церковь , способствуют чистке ее рядов. Когда тебе предлагают выбор: жизнь без Христа, или смерть со Христом, тут–то и выясняется, насколько ты христианин. Как при встряхивании одеяла – все случайно приставшее отлетает, и остается только органическая основа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Католики в своем возвеличивании римских пап доходили до того, что носили их по храму на руках, целовали папскую туфлю и т. д. Только начиная с правления Иоанна 23 -го (Ронкаллии), в начале 60-х годов ХХ-го века, ситуация у них начала меняться в сторону упрощения помпезных обрядов и обычаев. Но дух папизма разбрелся по миру, и каждый зазнавшийся настоятель, благочинный или епископ порою мнит себя неким «папою римским» в миниатюре. Причем, на некоторых приходах царит даже не папизм, а бабизм – когда некоторые матушки берут такую власть над своими мужьями-священниками, да и над всем приходом, что страшно на сие и смотреть. В Писании сказано: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» ( 1Кор.14:34 ). Любое превозношение в Церкви недопустимо, кто бы не превозносился: священнослужитель или мирянин, мужчина или женщина, ученый или неуч. Сын Божий учил: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» ( Мк.10:43–44 ). Только такой человек, человек, осознающий свою духовную нищету, может достигнуть блаженства и духовного преуспеяния. Посему и сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» . Эти люди не ищут славы земной, но Славы Небесной. Им не нужно человеческое прославление, а нужно Божие Благословение. И они получат его на Небесах (в Царствии Небесном). Святитель Филарет Милостивый, патриарх Константинопольский, взойдя на сей высочайший в православном мире Вселенский Престол, испугался, что человеческая слава, которая окружит его теперь со всех сторон, погубит его бессмертную душу. Тогда он призвал к себе двух гробовщиков и повелел им делать для себя гроб. Но он попросил, чтобы этот гроб они делали бы медленно и каждый большой церковный праздник входили бы в патриаршие покои и говорили бы святейшему Филарету: «Патриарх, знай, твой гроб еще не готов, но он делается». И каждый большой церковный праздник, когда искушение человеческой славой через подхалимов окружало патриарха все теснее и теснее, в его покои приходили гробовщики и напоминали ему о гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010