ЗРИ: Аще случится Обрезание Господне в святаго Василия Великаго в неделю. Творим бдение. На малой вечерни стихиры воскресны по обычаю. На стиховне стихира воскресна гласа едина. Таже стиховныя стихиры Василия, великия вечерни, глас 1, самогласны, с припевы их. Слава, глас 6: Излияся благодать: И ныне: Не устыдеся Всеблагий Бог: По Трисвятом тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, праздника. И отпуст. На велицей вечерни: На Господи, воззвах: поем стихиры воскресны 3, и праздника 3, и святаго, на 4. Слава, святаго: Премудрости рачитель. И ныне , Богородичен 1-й гласа. Вход, прокимен. И чтения 3. На литии стихира храма. И святаго Василия, Слава, святаго. И ныне, праздника. На стиховне стихиры Октоиха. Слава, святаго. И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь святаго дважды и Богородице Дево: единожды. И чтение в посланиих Апостольских. На утрени: На Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, святаго. И ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом, Недели пред Богоявлением. По полиелеи тропари: Ангельский собор: и ипакои гласа, и седальны святаго вси, по единожды. Слава, седален по полиелеи. И ныне, праздника. И чтение в Богослове, слово надгробное о Великом Василии. Степенна и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно. Воскресение Христово: и псалом 50. Стихира воскресна. Канон воскресен со ирмосом на 4, и праздника на 4, и святаго на 6. Катавасия: Глубины открыл есть дно: и Шествует морскую: кийждо лик свой ирмос. По 3-й песни кондак праздника и седален святаго, дважды: Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни кондак святаго и икос. И чтем Пролог. На 9-й песни поем Честнейшую: Припевы же праздника и святаго не поем. Светилен воскресен. Слава, святаго. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4, и святаго подобны 4, со обычными припевы его. Слава, стихира Евангельская. И ныне: Преблагословенна еси. Славословие великое, тропарь воскресен. Ектении и отпуст. И оглашение Студитово. Дается же и елей, по обычаю, от кандила святаго, и исхождение в притвор, и час 1-й. И конечный отпуст. На часех тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак праздника. На 3-м часе тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак святаго и праздника, пременяюще, глаголем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ [греч. τελευταον τρισγιον; слав.    ], фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении. По составу К. Т. представляет собой обычную последовательность молитв: Трисвятое , «Пресвятая Троице...», «Отче наш...» с добавлением 12-кратного «Господи, помилуй» после возгласа священника. К. Т. неразрывно связано с молитвой Ефрема Сирина и сопровождающими ее поклонами. В совр. Типиконе об этой молитве и поклонах говорится так:                           (Типикон. Т. 2. С. 411б)            (Там же. С. 414). Т. е., согласно Типикону, молитва Ефрема Сирина должна читаться про себя (      ) (подразумевается, что эту молитву следует знать наизусть) с воздетыми к небу руками. По завершении молитвы Ефрема Сирина безмолвие прерывается предстоятелем (т. е. игуменом мон-ря), к-рый возгласно произносит К. Т. Такая практика совершения поклонов, чередующихся с безмолвной молитвой, восходит к древнему обычаю егип. монахов: по окончании псалмопения они совершали про себя молитву с воздетыми к небу руками, затем клали земной поклон и продолжали безмолвно молиться, пока предстоятель вслух не начинал заключительную молитву (см.: Ioan. Cassian. De inst. coenob. II 7; также см.: Taft. Liturgy of the Hours. P. 58-61). Т. о., К. Т. служит для молящихся сигналом, что время, отведенное для поклонов и безмолвной молитвы, закончилось. Тем не менее, поскольку на практике молитва Ефрема Сирина читается вслух, функция К. Т. перестала быть очевидной. Обозначение К. Т. засвидетельствовано уже в древнейшем слав. переводе Иерусалимского устава - Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. (          - см.: Миркович. Типикон. С. 134а, 136б), хотя в Типиконах (в т. ч. в современных) определение «конечное» обычно не используется, но говорится просто о Трисвятом. В совр. рус. Типиконе термин К. Т. употребляется в описании последования 6-го часа в понедельник 1-й седмицы Великого поста (        - Типикон. Т. 2. С. 414).

http://pravenc.ru/text/Трисвятого.html

Прочитав эту молитву, священник воздевает руки и читает следующую молитву: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». А дьякон, который в это время кончает каждение, подходит к священнику и добавляет: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Это так называемая Херувимская песнь, которую одновременно поет хор во все это время, вы сами знаете, что это одна из самых прекрасных частей литургии и одно из самых замечательных песнопений вообще в христианской службе. Херувимская песнь поется долго, чтобы священник успел в это время совершить все необходимые действия. Это песнопение не совсем как бы ясно для нас и требует специального разъяснения. Первая часть его более проста: «Иже Херувимы тайно образующе…» — то есть, преобразуя Херувимов и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, мы всякое ныне житейское отложим попечение. Мы сейчас тайно преобразуем Херувимов и, поклоняясь Святой Троице и припевающе Трисвятую песнь, отложим попечение житейское. Последующие слова: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» — несколько более сложны. Существуют разные толкования на эти слова. Самое трудное слово — это «дориносима». Что это значит? Есть такое толкование, что это образ, взятый из древней Византии, когда победившего полководца воины поднимали на щит, а этот щит несли на копьях. Иначе говоря, на копья как бы втыкали щит, сажали на него своего императора или полководца, поднимали очень высоко и так торжественно несли его в свой город. Полководец восседал высоко на особом как бы престоле. Слово «дориносима» будто бы изображает такое шествие торжественное. Но есть и другие толкования. Здесь можно думать, что это слово означает: «невидимо присутствующими здесь ангельскими чинами» Господь носим между нами. Такое толкование возможно. Для того чтобы вполне уразуметь, что здесь имеется в виду, нужно вернуться к древним временам, вспомнить, как раньше, в древности, совершалась литургия верных. Но прежде чем рассказать об этом, я расскажу вам, как сейчас совершается этот чин, хотя вы, конечно, в основном его представляете.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Вообще детям иногда легче, когда они собираются вместе, не читать молитвы и слушать, что читают, а петь всем вместе. Раньше в приходских храмах существовали такие песенные чинопоследования, которые включали в себя не чтение молитв, а пение всем храмом. И детям, когда они поют все вместе, это помогает приобщиться к службе, служба не кажется такой скучной, длинной. Когда они поют слова, они волей-неволей проникаются их смыслом. Есть и другие формы приобщения детей к богослужению. Создаются детские хоры, мальчики прислуживают в алтаре, девочки в храме ухаживают за подсвечниками, дети убираются в храме после службы и через это тоже участвуют в подготовке храма к богослужению. Мы стараемся это делать, но нужно сказать и об опасности, которая заключается в том, что если ребенка просто ввести в алтарь, особенно если ввести еще второго и третьего, как это делается в некоторых храмах, то дети, предоставленные сами себе – им нужно выйти со свечой, им это очень нравится, – все остальное время не молятся, хотя находятся рядом со святыней; находиться рядом со святыней и не благоговеть перед ней нельзя, от этого человек теряет страх Божий. И дети теряют страх Божий и ведут себя безобразно. Вот это привыкание к святыне, потеря благоговения, – вещь очень опасная. Поэтому мы в нашем храме стараемся особенно мальчиков в алтарь не приглашать, потому что это может потом отозваться чем-то иным. Нужно искать какие-то иные формы. Как это сделать, я не знаю. Может быть, надо создать детский хор, который пел бы отдельные песнопения всенощной, скажем, и стоял в храме с педагогом. Конечно, нельзя это делать искусственно; это должно быть естественно, как естественно было раньше молиться дома (сейчас это, конечно, смешно; как-то не совсем это ясно, неоправданно получается). Или, я помню, я служил в одном храме под Москвой, там у нас был детский хор, они пели Трисвятое на Литургии. До этого они спевались; начиналась Литургия, а они где-то спевались в отдельном помещении, а уже после малого входа, при пении тропарей, они все, – впереди шел регент, – входили в храм, вставали на место, пели Трисвятое и потом уходили заниматься дальше.

http://azbyka.ru/deti/ottsy-materi-deti-...

Вообще детям иногда легче, когда они собираются вместе, не читать молитвы и слушать, что читают, а петь всем вместе. Раньше в приходских храмах существовали такие песенные чинопоследования, которые включали в себя не чтение молитв, а пение всем храмом. И детям, когда они поют все вместе, это помогает приобщиться к службе, служба не кажется такой скучной, длинной. Когда они поют слова, они волей-неволей проникаются их смыслом. Есть и другие формы приобщения детей к богослужению. Создаются детские хоры, мальчики прислуживают в алтаре, девочки в храме ухаживают за подсвечниками, дети убираются в храме после службы и через это тоже участвуют в подготовке храма к богослужению. Мы стараемся это делать, но нужно сказать и об опасности, которая заключается в том, что если ребенка просто ввести в алтарь, особенно если ввести еще второго и третьего, как это делается в некоторых храмах, то дети, предоставленные сами себе — им нужно выйти со свечой, им это очень нравится, — все остальное время не молятся, хотя находятся рядом со святыней; находиться рядом со святыней и не благоговеть перед ней нельзя, от этого человек теряет страх Божий. И дети теряют страх Божий и ведут себя безобразно. Вот это привыкание к святыне, потеря благоговения, — вещь очень опасная. Поэтому мы в нашем храме стараемся особенно мальчиков в алтарь не приглашать, потому что это может потом отозваться чем-то иным. Нужно искать какие-то иные формы. Как это сделать, я не знаю. Может быть, надо создать детский хор, который пел бы отдельные песнопения всенощной, скажем, и стоял в храме с педагогом. Конечно, нельзя это делать искусственно; это должно быть естественно, как естественно было раньше молиться дома (сейчас это, конечно, смешно; как-то не совсем это ясно, неоправданно получается). Или, я помню, я служил в одном храме под Москвой, там у нас был детский хор, они пели Трисвятое на Литургии. До этого они спевались; начиналась Литургия, а они где-то спевались в отдельном помещении, а уже после малого входа, при пении тропарей, они все, — впереди шел регент, — входили в храм, вставали на место, пели Трисвятое и потом уходили заниматься дальше.

http://pravmir.ru/ottsyi-materi-deti/

При этом строгая практика 16 земных поклонов b XVII в. на Руси многими соблюдалась достаточно формально. Составители послениконовской русской редакции Типикона, посвящая Молитве Ефрема Сирина и некоторым другим вопросам главу «О поклонех и молитве церковное законоположение» (Типикон. [Т. 2.] С. 844–851), где обосновывается введенная патриархом Никоном практика, отмечают, что многие в их время пытались облегчить свой подвиг, преклоняясь во время Молитвы Ефрема Сирина не до земли, а до «скамеец» (следует отметить, что старообрядцы, придерживающиеся строгости в богослужении, избегают использования подобных приспособлений); тем самым введенную патриархом Никоном практику нельзя назвать упрощением, напротив, она подразумевала отказ от формального отношения к уставным предписаниям. Текст Молитвы Ефрема Сирина состоит из 3 молитвенных воззваний: Эти 3 строки читаются поочередно перед каждым из 3 земных поклонов в начале молитвы, и все вместе — перед заключительным земным поклоном. Текст молитвы использован в русской поэзии — в знаменитом стихотворении А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…». Промежуточные 12 поклонов в современной русской традиции принято сопровождать словами: Боже, милостив буди мне грешному (в дониконовской практике на эти 12 поклонов читались краткие молитвы: ( Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго )  (дважды) ,  Боже, милостив буди мне грешному ,  Боже, очисти грехи моя и помилуй мя ,  Создавый мя, Господи, помилуй ,  Без числа согреших, Господи, прости мя , после прочтения этих 6 кратких молитв они повторялись); эти слова читаются священником, как правило, лишь вполголоса или совсем тайно. С тайным чтением Молитвы Ефрема Сирина связано и установление конечного Трисвятого — нескольких заключительных молитвословий, читаемых предстоятелем (т. е. игуменом монастыря, который, согласно уставу, не совершает великопостную службу — это делает чередной иеромонах,- а находится вместе с братией в храме) сразу после Молитвы Ефрема Сирина в том случае, если служба имеет  отпуст . Гласное чтение молитвы предстоятелем в конце тайной молитвы братии практиковалось и в традиции древнего египетского монашества; смысл уставного предписания о чтении конечного Трисвятого самим предстоятелем, а не чтецом в том, что предстоятель таким образом дает понять, что время, отведенное для поклонов, закончилось.

http://azbyka.ru/efrema-sirina-molitva

По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: 1-й светилен мучеников, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» не поется (т.к. не поется великое славословие). Стихиры на «Хвалите…»: стихиры мучеников на 4; «Слава»: стихира святым; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду. Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает славословие. Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду. «Благо есть…» (единожды). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь святым, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…». Сугубая ектения. Возглас «Яко Милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь» и последование 1-го часа. Отпуст (произносится после 1-го часа) полный праздничный с поминанием святого храма и святых мучеников. 4. Часы и изобразительны Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров. На часах кафисмы читаются без пения (т.е. «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропарь и кондак святого читаются на каждом часе (постные тропари и кондаки часов опускаются). Молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами (на 1-м часе «конечное Трисвятое» и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). Паремия на 6-м часе с прокименами совершается как обычно. На изобразительных «Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). По «Отче наш…» : – в храме Господском и Богородичном: кондак мучеников; «Слава, и ныне»: кондак храма; – в храме святого: кондак храма; «Слава»: кондак мучеников, «И ныне»: «Предстательство христиан непостыдное...». После «Боже, ущедри ны…» священник говорит молитву преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами, затем чтец: «Аминь», «Всесвятая Троице…». Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма и мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Светлана Ф. 6 ноября 2017, 13:48 Спасибо о. Андрей! Молитва нужнее и важнее. Это кажется само собой разумеющимся, но судя по отзывам в соцсетях, далеко не всем. Конечно, людей уверенных в СВОЕЙ точке зрения не переубедить, но есть надежда, что те, кто делали это автоматически, задумаются. Любовь Гильманова 6 ноября 2017, 13:10 Все верно, чем хлопать, лучше бы помолились. Александр 6 ноября 2017, 12:46 Спасибо батюшка Андрей за Вашу статью, просто, Вы правильно сказали, что люди хлопают усопшему по незнанию. Спасибо за Вашу просветительскую работу. Может быть прочитают эту статью артисты, и в будущем будут провожать в последний путь не хлопками а молитвою. Спаси Всех нас Господи! Галина 6 ноября 2017, 11:16 Спасибо за статью!Наконец-то подняли эту тему.Я всегда внутренне сжималась при виде этого безумия.Но как воспримут этот призыв??.Очень надеюсь,что люди хотя-бы задумаются.Огромное спасибо за статью.Храни Вас Господь Валерий 6 ноября 2017, 11:09 В соцсетях стало модно выставлять Святые образа с советом, что эта " картина " сохранит вас и вашу семью, только поставьте " лайк " ! Скоро крестить и отпевать будем через ОДНОКЛАССНИКИ! В Храм нужно ходить, молиться, Бога просить о благополучии и здоровье! Веру и традиции предков продаём и теряем! Молодёжь, кроме как Хелоуина, дня святого Валентина и основателя соцсети ВКОНТАКТЕ, вообще ничего не знает! Нехристи! 6 ноября 2017, 10:51 Я не знала, что впервые хлопали на похоронах Смоктуновского. Мне казалось, раньше это началось. Хлопки - это дикость невероятная... Олег 6 ноября 2017, 09:49 Прости Господи грехи наша,ибо не ведаем что творим... Ярослав 6 ноября 2017, 09:41 А если, скажем, хоровой деятель умирает? Большинство из пришедших активно участвуют в отпевании. Всю дорогу поют Трисвятое, со Святыми упокой, а при опускании гроба в могилу - аплодируют. Мне (я не претендую на значимость именно моего слова, просто ни от чьего другого имени говорить не могу) представляется это красивым. Человеку как бы говорят: " спасибо за ваш труд, за ваш вклад в ваше дело " . А потом ещё не раз Трисвятое, да со Святыми упокой. Разве это плохо?

http://pravoslavie.ru/107818.html

Так же. Поется: Да исправится молитва моя..., как всегда. После этого три поклона и преждеосвященная литургия в обыкновенном порядке. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Так же. Стихиры на стиховне Триоди: Самогласен дне 2. Мученичен 1. Слава – Предтечи: Яко же божественных... И ныне, богородичен воскресный по гласу Славы (ср. послед. 24 февр., Тип., л. 187 и 6 мр. гл. 24 февр., л. 189). Так же. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш... Так же. Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь Предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря: Еже от века утаенное... Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Три великие поклона. Так же. Всесвятая Троице. Буде имя Господне... 3. Слава, и ныне. Благословлю Господа. Премудрость. Достойно есть. Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Повечерие накануне праздника, случившегося в понедельник, и полунощница понедельника. Повечерие накануне праздника, случившегося во вторник, среду, четв. и пяток, и полунощница сих дней. Повечерие – великое. На нем по 1 трисвятом тропарь Предтечи. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря. По 2 трисвятом обычные тропари: Помилуй нас, Господи... По Достойне и Трисвятом кондак Предтечи; а Господи сил с нами буди... не поется. По Честнейшую 3 великих поклона. Конечное трисвятое и Господи, помилуй 12 не произносятся. Отпуст малый 707 . Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. На ней по Честнейшую три великих иоклона. Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. По Честнейшую три великих поклона. Глава 21 Утреня в праздник Обретения главы Предтечи 24 февраля: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток св. Четыредесятницы. На утрени Бог Господь... 4 и тропарь Предтечи 2. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В) Главным образом присоединена тоже одна молитва, но уже другого характера, это – известная нам (в пространной ее редакции): «Господи И. Христе, Сыне Бога живаго, пастырю и агнче...», которая здесь надписывается: «Молитва хотяще причастити с божественным и животворящим тайнам. [#Та ж #] прощая ему вольная и не вольная с грешениа и всяко проклятие». Сверх того, ко этой молитве здесь положено – «Ныне отпущаеши», «Трисвятое» по «Отче наш», тропарь храму или святому и отпуст «по обычаю» 111 . Привнесение «Ныне отпущаеши» столь уместно здесь, что не требует пояснений... Что же касается до молитвы «Господи И. Христе... агнче и пастырю»... то она прибавлена сюда, конечно, на том же соображении, на каком вносилась и в чин исповеди, т е. как молитва, предназначенная к разрешению от всякого греха» 112 . Какое именно значение она имела здесь, – служила ли разрешительною по исповеди в собственном смысле или сама по себе, – прямых данных для определения нет. Но раз пред нею мы не видим никакого указания на исповедь, – то будет справедливым признавать именно последнее. Выходя же из этого, надо далее признать, что трактуемая молитва привнесена сюда не из старинного русского чина исповеди, а из ряда молитв, предуготовительных священнику пред совершением литургии. Внешним поводом к этому, между прочим, могло послужить и то, что одна из таких молитв: «Господь премилостивый да ущедрит тя»... даже ранее того стала составною частью чина причащения больных. С этой точки зрения первая молитва являлась здесь необходимым дополнением последней с тем только различием, что совершение этих молитв положено в настоящем случае в обратном порядке. С привнесением рассматриваемой молитвы в чин причащения больных, момент самого причащения, о котором совершенно умалчивают относящееся сюда списки, очевидно, должен предполагаться уже после нее. Г) При надпис. чина «Егда случиться болящем[##] вскоре причастие дати иереи створит начало, – присоединена перечневая заметка: Та [#ж#] [##]че наш. Егда славнии оученици. w[# #]ч[#л#][##]че оужасниса егда яси недостойне. И тако причастить его. Глаголет, и ныне [##][##]пущаении и трисвятое. Вечери твоей тайне и wmnycm kwд» (sic) 113 . Все приложения, отмечаемые такою заметкой, сделаны при руководстве «последованием ко св. причащению», но сделаны человеком несведущим и невнимательно; иначе довольно трудно бы объяснить, – почему переписчик поставил здесь чтение «Вечери твоей тайне» после самого причащения. Относительно указания: [##][# #]ч[#л#][##]че оужаснися, егда яси недостойне» – заметим, что под ним разумеется композиция тех же самых стихов, какие приписываются Симеону Метафрасту и входят в состав нынешнего «последования ко св. причащению» 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010