Где будет жить Бенедикт XVI после того, как он выйдет на покой? Сначала, в течение двух месяцев, в папской резиденции в Кастель-Гандольфо. Затем он вернется в Ватикан, чтобы жить в затворном монастыре  Mater Ecclesiae . Какое имя и титул будет носить Бенедикт XVI после 28 февраля? Этот вопрос все еще находится в стадии обсуждения. Есть определенное согласие относительно того, что он должен сохранить имя Бенедикт XVI, и что его титул должен быть «епископ Рима на покое». В Папском ежегоднике по-прежнему будет использоваться имя Бенедикт XVI. Будет ли Бенедикт XVI принимать участие в конклаве, который будет выбирать его преемника? Нет, Бенедикт XVI не будет принимать участие в конклаве для избрания его преемника, и он не будет членом Коллегии кардиналов. Какое облачение будет носить Бенедикт XVI после 28 февраля? Это еще не известно. Предусмотрен ли законами Церкви отказ Папы от престола Святого Петра? Да, отставка Папы предусмотрена и регулируется Кодексом Канонического Права. Кто будет жить с Бенедиктом XVI в монастыре Mater Ecclesiae в Ватикане после его выхода на пенсию? Группа  Memores Domini  (женщин – членов института посвященной жизни, которые обычно помогают Папе в его повседневной жизни), и его личный секретарь, архиепископ Георг Генсвайн, будут жить вместе с Бенедиктом XVI и помогать ему после его выхода на пенсию. Повлиял ли скандал в связи с т.н. «Ватиликс» на решение Папы? Это не имело никакого отношения к решению Папы. Тот, кто хочет получить правильную информацию, должен ограничиться тем, что сам Папа сказал о своей отставке. Когда, примерно, начнется конклав? Наиболее вероятно, что он начнется в период с 15 по 20 марта. Правда ли, что Бенедикт XVI изменил процедуру избрания Папы в течение последних недель? Нет, Бенедикт XVI не менял в последнее время процедуру выборов Папы. В 2007 году он внес небольшие усовершенствования в систему голосования. Изменения 2007 года предусматривают, что большинство в две трети голосов всегда будет необходимо при голосовании в конклаве. В остальном продолжают действовать все нормы Апостольской конституции  Universi Dominici Gregis .

http://pravmir.ru/otstavka-papy-voprosy-...

б) Διταξις τς εροδιακονιας. Migne, PG, t. 154, col. 745–766. Устав божественыя службы: како достоит священнику с диаконом служити. – 1) ГИМ, Синод., 346 (892), Служебник, XIV в., лл. 2–9 (без конца); 2) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 732, Служебник, XV в., лл. 2–7 об.; 3) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 864, Требник, XV в., лл. 96–115 об. (без конца); 4) ГИМ, Синод., 376 (268), Требник и Служебник, кон. XV в., лл. 7–24 (под названием: «Устав божественных служеб. Творение Филофеа патриарха Цариграда. Списажеся се смиреным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном»); 5) ГИМ, Синод., 350 (606), Служебник новгор. архиеп. Евфимия, XV в., лл. 99 об.–120; 6) БАН, 32.2.3 (Сев. 266), Служебник, 2-я пол. XVIII в., лл. 1–20 об.; напечатан по славяно-русскому Служебнику Ватиканской библиотеки, 14, конца XIV–haчaлa XV в. в кн.: Н. Ф. К р а с н о с е л ь ц е в. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань 1885, стр. 172–194. 2. Учительное Евангелие (сборник воскресных и праздничных поучений различных авторов, главным образом Иоанна Златоуста ). 71 – 1) ГИМ, Увар. 297 (55), Евангелие Учительное, нач. XV в.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 99 (6), Евангелие Учительное, XV в.; 3) ГПБ, ОЛДП, 90, Учительное Евангелие, 1464 г.; 4) ГПБ, Кир.-Белоз., 134/1211, Сборник патристический, нач. XVI в., лл. 1–96; 5) ГИМ, Синод., 209 (76), Собрание поучений, XVI в.; 6) ГБЛ, ТСЛ, 100 (2), Учительное Евангелие, 1524 г. (другой перевод); 7) ГИМ, Синод., 210 (59), Собрание поучений, XVI в.; 8) ГПБ, Соловецк., 371 (155), Учительное Евангелие, XVI в.; 9) ГПБ, Соловецк., 372 (156), Учительное Евангелие, XVI в.; 10) ГПБ, Соловецк., 373 (157), Учительное Евангелие, XVI в.; 11) ЦГИА, ф. 834, оп. 4, 1441, Поучение, серед. XVII в.; 12) ГИМ, Синод., 211 (75), Собрание поучений, XVII в.; 13) ГИМ, Синод., 212 (408), Собрание поучений, XVII в. 3. Предание к ученику. Святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофея предание к своему его ученику, еже како внимательне седети в келий с сущими своими послушниками. – 1) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Патерик скитский с прибавл., XV в., лл. 318–320 об.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 756 (1637), Сборник, XV в., лл. 19–24 об.; 3) ГПБ, Q.I.738, Псалтирь с восследованием, XV в., л. 15 об.; 4) ГИМ, Увар., 205 (61), Авва Дорофей , XV в., л. 171; 5) ГПБ, Кир.-Белоз., 26/1103, Сборник («Иларион Великий»), 1-я пол. XV в., лл. 29–35 об.; 6) ГПБ, Кир.-Белоз., 101/1178, Сборник, XVI в., лл. 97 об.–112; 7) ГПБ, Кир.-Белоз., 25/1102, Сборник («Ниловы главы»), XVI в., лл. 383–387; 8) ГПБ, Кир.-Белоз., 29/1106, Сборник нравоучений, XVI в., лл. 73–80 об.; 9) ГПБ, ОЛДП, Q.661, Сборник, XVI в., лл. 425–433; 10) ГИМ, Воскр.-Новоиерус, 76, Сборник, XVI в., лл. 376–383 об.; 11) ГБЛ, ТСЛ, 799 (1927), Нил Сорский , нач. XVII в., лл. 156–178 об.; 12) ГПБ, Соловецк., 398 (85), Главник, XVII в., л. 115. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

В наст. время существует единственная аргументированная версия датировки собора, принадлежащая Вл. В. Седову. Ближайшими аналогами трехглавия собора Е. м., по его мнению, являются соборы Клопского (1562-1569) и тихвинского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (кон. XVI в.) мон-рей, а также церковь в дер. Каменные Поляны (70-е гг. XVI в.). Сомкнутый свод на распалубках близок к конструкции сводов в зап. помещениях трапезных тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы (1581-1583) и Александрова Свирского (датируется Седовым 70-80-ми гг. XVI в.) монастырей. Трехапсидными были все 4- и 6-столпные новгородские храмы, построенные после 30-х гг. XVI в. Именно их вид воспроизводит объемная и фасадная композиция бесстолпного Ризоположенского собора Е. м. Разумеется, трехглавие и трехапсидность, «которые в XVI в. были столь же характерны для Новгорода, как и для Москвы, могли все же появиться и под влиянием суздальских памятников (и, прежде всего, трехглавого собора Покровского монастыря нач. XVI в.). При этом ни конструктивно, ни, тем более, декоративно Ризоположенский собор и эти памятники никак не соприкасаются» ( Седов. 2000. С. 190-191). Особенности же постановки малых глав над апсидами на взаимно опирающихся арках отмечаются исследователем как уникальные. К формам архитектуры Сев.-Вост. Руси Седов относит только колонки, разделяющие апсиды (оригинальная трактовка колонок московского Успенского собора), и фигуры зверей (навеяны львами из капителей порталов Рождественского собора в Суздале 1222-1225). Остальные декоративные формы - порталы собора, окна в арочных нишах, пояса 5-угольных ниш и двойных килевидных арочек - относятся, по его мнению, к новгородской школе XVI в. «По трактовке, утрированному и даже огрубленному характеру декоративных форм» (Там же. С. 193) Ризоположенский собор особенно близок все к тем же трапезным церквам тихвинского Успенского и Свирского монастырей. Подтверждением датировки служит и оригинальная система перекрытия - попытка интерпретации крещатого свода, получившего распространение в столичной архитектуре в 50-60-х гг. XVI в. Однако очевидно, что эти архитектурные формы не могли появиться в Суздале раньше, чем они сформировались в Москве и появились в Новгороде. В целом датировка 70-ми гг. XVI в. представляется убедительной; заказчиком в таком случае мог выступить еп. Суздальский Варлаам , управлявший епархией с 1570 по 1584 г. Впрочем, архитектурные сопоставления не исключают и более широкой датировки Ризоположенского собора - сер.- 2-й пол. XVI в., к-рая не противоречит содержанию обеих редакций Жития прп. Евфросинии XVI в. В этих текстах не сообщается о наличии или строительстве в Е. м. собора с придельной церковью.

http://pravenc.ru/text/187868.html

Хмыра, химра – плакса Хобот Алексеев, холоп, 1575 г., Арзамас Хованские [см. Жердь, Лущиха, Овчина, Тараруй, Телица, Хоряк, Чепец] Ховра Григорий Степанович, московский гость, первая половина XIV в.; от него – Ховрины и Головины [см. Голова, Грязной, Славна, Хозя] Ховра – неопрятный, неряшливый человек, ротозей (Даль); отсюда хавронья – свинья Ср. под Москвой селение Ховрино Ховралев Карп, тиун вел. кн., конец XV в., Москва; Истома [см. Истома] Карпович, 1519 г.; Неудача [см. Неудача] Ховралев, подьячий в посольстве в Англию, дьяк Разряда, 1582–1592 гг.; Иван Ховралев, городовой приказчик, 1542 г., Муром Ховралко , крестьянин, 1498 г., Юрьев Ховроньин Иван, 1614 г., Устюг Ходневы , 1624 г. 96 Ходутины , XVII в., Устюг; Ходутин Иван, посадский человек, 1660 г., Устюг Ходыка Федор Григорьев, дьяк вел. кн. Василия III, 1519 г.; Ходыка, крестьянин, 1564 г., Заонежье; Ходыкин Ермак [см. Ермак], крестьянин, 1627 г., Белев Ходырь, Ходырев : Ходырь Иванович Скрипицын [см. Скрипица], начало XV в.; кн. Иван Семенович Ходырь Шумаровский [см. Шамины-Шумаровские], начало XVI в.; Авксентий Митрофанович, конец XVI в., Алексин [см. Аданаш] Ходырь – хорохора (петух ходит ходырем) Хозников Алексей Андреевич, 1539–1447 гг. Хозя, Хозюк : Хозя Алексей, 1585 г., Псков; Хозины, псковские гости, XVI–XVII вв.; Хозя Юрьевич Тютин [см. Тютин], грек, казначей царя Ивана, казнен в 1570 г.; Хозюк Владимирович Ховрин [см. Ховра] (из греков), в третьей четверти XV в. убит татарами на дороге в Иерусалим [см. Повадин] Хозя (греч.) – русифицированное «хозяин» Холдей см. Халдеев Холзаков Бутора [см. Бутора] Тимофеев, крестьянин, 1623 г., Чаронда [Ср. Колзак] Холкин Никита, подьячий, 1633 г., Москва Холмов Малыш [см. Малыш], крестьянин, 1536 г., Нижний Новгород Холобурда Иван, поп, 1638 г., Москва [Ср. Харабурда] Холоп Степан Селинов, служебник Ипатьевского Костромского монастыря, 1613 г. Холопище Владимир Александрович Морхинин [см. Морхиня], вторая половина XVI в.; от него – Холопищевы; Кожевник [см. Кожевник] Карпович Холопищев, середина XVI в., Суздаль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Финята Иванович кн. Шелешпанский, вторая половина XV в. Фиш Филипп Прокофьев, холоп, 1603 г., Новгород Ср. фиша – часть мачты; фиштали – приспособление для подъема якоря (Даль) Флягин Истома [см. Истома], крестьянин, 1585 г., Владимир Фонвизин Денис Петрович Берентов [ср. Верен], ротмистр, 1622 г., Углич и Коломна Френев Залешенин [см. Залешенин] Федорович, конец XVI в., Кострома; Френевы, XVI–XVII вв., Галич Фрюнин Пахом, крестьянин, 1495 г., Новгород Фрязинов Власий Власьевич, 1476 г., Вологда; Власий Никитич, 1529 г., там же; Алексей Маркович, середина XVI в., Москва Ср. под Москвой селения Фрязиново, Фряново и Френево. Фрязами в Москве называли итальянцев вообще и в частности генуэзцев Фуник, Фуников : кн. Афанасий Давидович Фуник Кемский; Афанасий Иванович Фуник Курцев [см. Курцев], дьяк, 1531 г.; его сын Никита Фуников, казначей царя Ивана, казненный в опричнине; Фуник Васильевич Курчев-Пушкин [см. Курч, Пушка], середина XVI в.; Андрей Петрович Фуник Солнцев [см. Солнце, Голостеневы, Обрезок, Прончищев] Фурс, Фурсов : Петр Александрович Фурс, выходец из Литвы; Федор Андреевич Фурсов, середина XVI в., Переяславль Фурсик – недоросток, человек небольшого роста (Даль) Фустовы Григорий и Петр Тимофеевичи, 1556 г, и позже, Кашира Фуфай , крестьянин, 1660 г., Курмыш Фуфайко , посадский человек, 1582 г., Новгород Фуфляй Ванеев [см. Ванеев], подключник Сытного дворца, 1573 г. X Хабар, Хабаров : Иван Васильевич Хабар Симский Добрынин [см. Добрыня], воевода, 1508 г.; боярин, 1524–1534 гг.; от него – Хабаровы; Хабар (Хабарец) Арапов [см. Арап] сын Бегичев [см. Бегичевы], 1579 г., Ряжск Хабар, хабара – 1) барыш, нажива, 2) гостинец, 3) удача (Даль) Халаимов Матвей, помещик, 1617 г., Арзамас Халахин Еремей, посадский человек, середина XV в., Соль Галицкая Халдеев ( Холдей, Холдеев ): Халдеев Федор, вотчинник, конец XV в., Можайск; Холдеев Треня, крестьянин, 1586 г., Арзамас Халева, Халевин : Халева Василий, крестьянин, 1608 г., Владимир; Халевин Анфим, дьячок, 1646 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мясоед, Мясоедовы : Мясоед Константинович Малечка [см. Малечка], 1495 г.; Мясоед Шумов Елдегин [см. Шум, Елдегины], митрополичий слуга, 1526 г.; Константин Семенович Мясоед Вислово [см. Вислый], дьяк, 1535 г., Белоозеро, в 1556–1570 гг. дьяк Ивана IV; Яков Тимофеевич Мясоедов, 1556 г., Кашира; от него – Мясоедовы; Михаил Григорьевич Мясоед Заболоцкий [см. Заболоцкий], середина XVI в.; Мясоедовы в XVI–XVII вв. во многих городах [см. Перский, Рокотовы, Рода] Мятелко Матвеевич Бестужев [см. Безстуж], 1604 г., Вотская пятина Мятель, Мятлев : Мятель Андреевич Башмаков [см. Башмак], Мятель Сеславин [см. Сеславин], первая половина XVI в.; Григорий Иванович Мятель Слизнев [см. Слизень], вторая половина XV в.; от него– Мятлевы [см. Ветчина] Мятль Порховский [см. Порховский], убит в 1440 г. в походе вел. кн. Василия Темного под Новгород Мяча, Мячин : Мяча, крестьянин, 1495 г., Новгород; Иван Мячин, крестьянин, 1660 г., Арзамас Мячко, Мячков : Иван Федорович Мячко, конец XIV в.; от него – Мячковы Ср. село Мячково на р. Москве Н Набатов Никита, посадский человек, 1645 (1646? – С. В.) г., Казань Набат – арабский большой барабан, в который бьют тревогу Набережный Василий, крестьянин, 1600 г., Арзамас Навалкины Карп и Иван Борисовичи, 1610 (1611? – С. В.) г., Владимир Навилев Иван, посадский человек, 1625 г., Зарайск Нагай : кн. Василий Семенович Ромодановский; Андрей Федорович Вислоухов-Сабуров [см. Вислоух, Сабур], середина XVI в. Нагаткин Богдан Осипович, 1629 г., Муром; Нагаткины, бояре, XV в., Новгород; XVI в., Муром и Арзамас Нагиба, Нагибин : Нагиба, казак, 1607 г., Астрахань; Нагибин Федор, крестьянин, 1620 г., Курмыш; Федор Яковлевич Нагиба Татищев [см. Татище] Нагой, Ногово, Нагие : Семен Григорьевич Нагой, вторая половина XV в.; от него – Нагие [см. Безум, Впрягай, Снага]; кн. Петр Васильевич Нагой-Оболенский, XV в. [см. Свибло, Щеголь] Надан , крестьянин, 1545 г., Новгород Надежа Михайлович Игнатьев, первая половина XVI в.; Надежа Богданович Владыкин [см. Владыка], 1578 г., Коломна

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

До нач. XVII в. в В. Поочье на 1-м месте по количеству стояли явленные иконы свт. Николая Чудотворца, связанные с легендами о явлении скульптурных изображений свт. Николая в позе оранта с гробницей (храмом) в руке ( Рындина А. В. Основы типологии рус. деревянной скульптуры «Свт. Никола Можайский»: Икона и святые мощи//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 99-114). Известны имена неск. калужских иконописцев XVII в. Иконописец Богдан Лукьянов, крестьянин с. Спасского, калужской вотчины боярина И. Н. Романова, упоминается в связи с покупкой им 17 сент. 1638 г. московской Триоди Постной (1630) у калужского попа Феодора: «Лета 7147, сентября в 17 день прода[л] сию книгу [гла]големую Триод[ь] постную печатную [к]алужский егорьевский поп Феодор крестьянину боярина Ивана Никитича Романова [к]олужския вотчины Спасскова села Лукьянову сну иконнику…» (РГАДА. 1869. Л. 526 об.; см.: Турилов А. А. Заметки дилетанта на полях «Словаря русских иконописцев XI-XVII вв.»//ДРВМ. 2007. 2(28). С. 116-133). В 1660 г. в связи с росписью в Архангельском соборе Московского Кремля назван калужский иконописец 3-й статьи Дмитрий Алферьев (Алферов, Олферьев) (библиогр. см.: Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 44). Из работ этого времени до нас дошел Деисусный чин (11 2-частных икон «Деисус с праздниками», сер. XVII в., ЦМиАР) из иконостаса ц. святых Бориса и Глеба в дер. Белкино (под Обнинском). В XVI-XVII вв. из Москвы в Калугу присылались иконы и предметы церковного убранства. Примерами работ московских иконописцев являются: икона «Вмч. Димитрий Солунский в житии» (2-я пол. XVI в., КХМ), происходящая из калужской Преображенской (позднее Казанской) ц. «под горой»; царские врата (кон. XVI - нач. XVII в., КХМ); прославленные в Новое время как местночтимые икона вмч. Георгия и икона прмц. Параскевы, происходящая из калужской Пятницкой ц. «на площади» (обе кон. XVI - нач. XVII в., ныне в Георгиевской ц. «за верхом» в Калуге). Из сохранившихся привезенных произведений интересна икона «Соловецкая обитель преподобных Зосимы и Савватия» (1-я четв. XVII в., КОХМ), происходящая из местного ряда собора Казанского Богородицкого монастыря. Ее иконография восходит к московским и новгородским иконам сер.- 2-й пол. XVI в. ( Мильчик М. И. Панорамные изображения сев. архитектурных ансамблей в древнерус. живописи 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVIII в.: Канд. дис. М., 1975. Т. 3. Прил. 7. С. 64-65; Он же. Архитектурный ансамбль Соловецкого мон-ря в памятниках древнерус. живописи//Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов/Под общ. ред. Д. С. Лихачёва. М., 1980. С. 240, 248-250; см. также: Бузыкина Ю. Н. Образ священного града и монастыря в рус. живописи Позднего Средневековья (XVI - 1-я пол. XVII в.): Канд. дис. М., 2010. С. 91, 97, 218).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

XVIII в. (из Дмитрова, ЦМиАР; святители на фоне Успенского собора), XVIII в. (ГМЗРК), сер. XIX в. палехского мастера (ГИМ) и др. После канонизации сщмч. Ермогена (1913) появились изображения 5 Московских святителей. Как покровитель Московского государства П. обычно изображается вместе со свт. Алексием, напр. в молении на створке складня с образом Божией Матери Петровской в среднике (XVI в., СПГИАХМЗ). С XVI в. П. и свт. Алексия начали соотносить с образом свт. Николая Чудотворца: напр., по сторонам от него Московские митрополиты изображены на нижнем поле Владимирской иконы Божией Матери, с 12 праздниками и святителями на полях (ок. 1514, из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); на шитой пелене «Избранные святые» 1-й пол. XVI в. (ГИМ; П. в среднике, со святителями Николаем Чудотворцем и Алексием Московским); на иконе кон. XVI в. (из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР; П. и свт. Николай предстоят перед образом Спаса Еммануила). Святители П., Алексий, Иона и Николай Чудотворец изображены в клеймах выносного запрестольного креста, вероятно происходящего из ц. Ризоположения Московского Кремля (20-е гг. XVII в., ГММК). Издревле существовала традиция соотнесения на одной иконе или в храмовой росписи Ростовских и Московских святителей, как на иконе-таблетке 2-й четв. XV в. из ТСЛ или на ростовской иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); вместе со свт. Леонтием Ростовским и прп. Феодосием Киево-Печерским П. изображен на 2 иконах-таблетках: 2-й пол. XVI в. (из собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, ГВСМЗ) и кон. XV - нач. XVI в. (из новгородского Софийского собора, ГТГ) ; нередко изображение дополнялось также образами блгв. князей (ростовская икона «Избранные святые» 2-й пол. XVI в., ЦАК МДА). На иконе письма Ф. Е. Зубова из местного ряда иконостаса придела Покрова Пресв. Богородицы ц. прор. Илии в Ярославле (ок. 1660, ЯИАМЗ) образу Божией Матери «Знамение» молятся святители Московские, свт. Леонтий Ростовский и свт. Стефан Сурожский. На аналогичной по композиции иконе кон.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Двор К. в изгнании сначала разместился во Франции, но впосл. неоднократно переезжал - его резиденции располагались в Регенсбурге, Брюгге и Брюсселе. К. сформировал королевский совет, де-факто возглавленный Эдуардом Хайдом (1609-1674), в состав к-рого были включены исключительно англикане - монарх подчеркнуто дистанцировался от сторонников пресвитерианства и Ковенанта. Первое время К. пришлось существовать на пенсию, назначенную королеве-матери Генриетте Марии, и частные пожертвования от роялистов. Он принял участие в урегулировании конфликта между королем и Фрондой, но кард. Джулио Мазарини , который высоко оценил его усилия, вскоре заключил мир с Английской республикой, и К. так и не получил ожидаемой поддержки. Попытки привлечь на свою сторону Римский престол также не дали результатов. Папа Иннокентий X (1644-1655) потребовал от К., предлагавшего смягчить положение католиков в Англии в случае его возвращения на престол, немедленного перехода в католичество, и К. отказался. Период нестабильности и неудачных попыток внешнеполитических альянсов завершился для К. со смертью Кромвеля. Ставший лордом-протектором сын Кромвеля Ричард недолго продержался у власти. Его смещение привело к ряду серьезных внутриполитических изменений в стране; кроме того, восстановление монархии в Англии было выгодно большинству европ. держав. Реставрация и первые годы правления (1660-1665) В 1660 г. начались тайные переговоры между К. и ген. Дж. Монком, выступившим за реставрацию монархии. К. пообещал провести политическую амнистию (за исключением лиц, непосредственно подписавших приговор кор. Карлу I), сохранить земли, до революции принадлежавшие королевской семье и церкви, за новыми владельцами, а также гарантировать веротерпимость, что по сути означало толерантное отношение к протестант. деноминациям, образовавшимся за годы гражданских войн. Со своей стороны Монк и высшее военное руководство гарантировали К. сохранение королевских прерогатив и отмену мн. ограничений королевской власти, на которые вынужден был пойти Карл I в нач. 40-х гг. XVII в. В марте 1660 г. парламент принял билль об отмене всех постановлений начиная с 1648 г. (в т. ч. и об упразднении монархии и палаты лордов), условия возвращения короля на престол были закреплены в Бредской декларации и обнародованы 4 апр. 1660 г. Месяц спустя реставрация монархии была официально признана парламентом. 25 мая К. высадился в Дувре, где был встречен ген. Дж. Монком, а 29 мая 1660 г. торжественно прибыл в Лондон и был официально провозглашен королем.

http://pravenc.ru/text/1681063.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010