14 августа утром около 9–10 часа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами — похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом. (Согласно описанию А.А. Дмитриевского, во времена османского владычества к богослужению в Гефсиманию прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем.) По каждении Патриархом одра с плащаницей Богоматери в Пещере погребения, после обычного начала службы (Трисвятое по Отче наш), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей — архиереи, архимандриты и иеромонахи. Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается». Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статие «Достойно есть величати Тя» Предстоятель Церкви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево», кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор». После ектении — ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого иереи выносят одр с плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпуст. Богослужение в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать упомянутую плащаницу. На отдание праздника по окончании Литургии плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.

http://pravmir.ru/istoriya-chinoposledov...

14 августа утром около 9–10 часа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами — похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом. (Согласно описанию А.А. Дмитриевского, во времена османского владычества к богослужению в Гефсиманию прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем.) По каждении Патриархом одра с плащаницей Богоматери в Пещере погребения, после обычного начала службы (Трисвятое по Отче наш), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей — архиереи, архимандриты и иеромонахи. Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается». Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статие «Достойно есть величати Тя» Предстоятель Церкви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево», кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор». После ектении — ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого иереи выносят одр с плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпуст. Богослужение в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать упомянутую плащаницу. На отдание праздника по окончании Литургии плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

В письмах последних лет Владыка нередко упоминал о своих недугах. " Почти не хвораю, а если немножко, то по закону уже " . " Мы живем, служим, немножко летаем и чуточку для порядка хвораем " . " Готовлюсь к Варваре святой и храму святителю Николая, а сам гриппую. Здесь ходит грипп. Это — дондеже установится зима, а пока еще запоздалая осень " . " А нам, старикам, пора вещи чемоданить в невозвратный путь. Такова Богом установленная природа земнородным! там счастья много увидим, а как получить его, хотя частицу, зависит от наших еще на земле, здесь дел... О чудесе! " . Скончался митрополит Иосиф 4 сентября 1975 г. Возглавил его отпевание Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей. Отпевание было совершено по чину святительского погребения, составленному митрополитом Мануилом (Лемешевским). В книге, содержащей это чинопоследование, рукою покойного Владыки написано: " Собственность архиепископа Алма-Атинского Иосифа. Подарок от митрополита Мануила — автора этого трогательного чина. По этому чину прошу меня отпеть, и эта книга останется кафедре. Архиепископ Иосиф. Конец 1965 года. Алма-Ата " . Чтения первой статии начинаются такими словами: " Животворящие Тайны верным подававший днесь во гроб полагается: восплачьте людие " . " Архиерей — образ Божий в Церкви, днесь лежит бездыханный и беззрачный " . " Святитель, како умираеши, како во гроб вселяшися верно Христа возлюбивши? " . В своей жизни митрополит Иосиф с особой силой чтил Божию Матерь. Об этом говорит и такой факт, что он старался никогда не разлучаться с Иверской иконой Богоматери. Сохранились такие его высказывания о Пречистой: " Царица Небесная в мир пришла, как утренняя звездочка, возвещавшая: вот-вот будет восход солнца. Рождение Царицы Небесной — как настоящая утренняя звезда. И в Писании это воспоминается Священном, Она предшествовала вечному Солнцу, пришедшему в мир — Иисусу Христу, вечному Теплу, вечному Свету и вечной Жизни. Как без солнца жизни на планете не могло быть, так и без воплощения Сына Божия все б замерзло на разуме и сердце было б замкнутое на большой замок и не могло быть бы красоты и лучезарности и тепла христианства " . " Кто читает акафист иконе Божией Матери, тот должен быть почитателем иноческого равноангельского жития. Так как здесь связано оно с девством Владычицы " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Иувеналий Каширский; архимандриты: о. Гурий, о. Герман (Ректор Вифанской семинарии), о. Иов (Смотритель Саратовскаго духовнаго училища), о. Иоасаф (Заведующий миссионерскими курсами в Казани) и, под конец отпевания, о. Гавриил (Смотритель Вольского духовного училища); иеромонахи – профессора и студенты Академии, около двадцати священнослужителей. Ее Высочество вместе с несколькими сестрами обители милосердия изволила стоять не только отпевание, но и всю Божественную Литургию. Отпевание совершалось полным чином без каких-либо опущений. Чин 17-ой кафизмы начался головщиком, солирующим первый стих, затем пелось несколько слов хором, а потом уже начиналось одним из Преосвященных чтение псалма и пение хором припевов. Заканчивалась каждая статия троекратным повторением последних стихов псалма с припевами их. На каждой статии совершалось каждение всего храма. Так как главную сущность иноческого отпевания составляют антифоны, то на них было обращено особое внимание академического хора и все антифоны восьми гласов были пропеты киевским нотным распевом, что придало отпеванию, при общей его торжественности особенно умилительный характер. Стихиры между антифонами, первая и последняя, пелись на середине священнослужителями, а две средних на клиросе с канонархом. Отпевание окончилось к двум часам пополудни. Затем, присутствующим было предложено помянуть усопшего в первой аудитории. Здесь вместе с Преосвященными присутствовала также Великая Княгиня с сестрами. По окончании трапезы, в сопровождении Преосвященного Иувеналия на руках иночествующей братии останки почившего были изнесены из храма для следования в Семиозерную Пустынь. Гроб был несен на руках духовными детьми почившего почти до Грузинской церкви, где был поставлен на дроги с парой лошадей от Седмиозерной пустыни. Пред всеми встречными храмами совершались литии, был колокольный звон. У здания духовной семинарии была совершена лития воспитанниками семинарии во главе со своим начальством. У часовни Всемилостивого Спаса, что при входе в крепость, ожидала гроб Ее Высочество, изволивщая проследовать отсюда за гробом до Спасского монастыря, где была совершена лития монастырской братией во главе с архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Апрельский том сохранил выполненное рукой Петра Прокопьева первоначальное оглавление рукописи. Оно оказалось вплетённым в конец (ил. 8), тогда как в начале рукописи на бумаге 1740 гг. имеется новое, более полное оглавление, составленное перед переплетением кодекса. Думается, с составленных Петром Прокопьевым «выходных сведений» были скопированы сохранившиеся писцовые записи, именно по этой причине только к нему прилагается эпитет «недостойный». Иван Филиппов указывал на то, что Пётр Прокопьев не только составил Четьи Минеи, но и «написа, чтоб на всяк день почитати на утрени и на жертвенниках; которыя книги его собрания и ныне в монастыре читаются по вся дни» 1021 . Здесь речь идёт о церковном уставе Выговской пустыни, в котором, действительно, находим указания о чтении редких текстов (в Четьих Минеях они есть) и даже прямые отсылки к агиографическому своду. Например, 13 сентября предписывалось «за столом» чтение Обновлению Храма Воскресения Господня в Иерусалиме 1022 , 9 февраля – чтение на трапезе толкового канона Сретению (этих произведений нет даже в Успенском списке Великих Миней Четьих, но в Выговский свод они вошли). Под 27 сентября (память Савватия Соловецкого) записано: «на зазвонной статии чтение святому. О житии его вкратце. Писанное в минеи сентябрьской» 1023 . В настоящее время, располагая подлинными томами Четьих Миней братьев Денисовых, можно приступить к выяснению источников этого обширного свода. Уже первичный просмотр материала и сравнение состава статей с Софийским и Успенским списками Великих Миней Четьих митрополита Макария позволили выявить несколько принципиальных моментов. Основой, своеобразным «каркасом» для составления выговского свода стал Софийский список Великих Миней Четьих. Напомним свидетельство Жития Андрея Денисова о том, что в 1713 г. Семён Денисов был послан в Новгород «особливо для достижения Великих Миней Четьих Макариевских» 1024 . Объём памятей нерусским святым в Выговских минеях не превышает объёма в Софийских томах; дни, оставшиеся незаполненными в первом комплекте Великих Миней Четьих, остаются таковыми и в Выговском своде; кроме того, совпадает большинство текстов, посвящённых нерусским подвижникам. Вместе с тем на Выгу было несколько сокращено количество похвальных и поучительных слов на двунадесятые праздники, опущены некоторые большие сочинения, не относящиеся к обязательному календарному чтению, такие как «Маргарит» (10 сентября), «Книга о небесном священноначалии» Дионисия Ареопагита (3 октября), 22 слова и «Главизны» Григория Нового Богослова, «Добротолюбие» Григория Синаита , «Главизны» Макария Египетского (11 февраля), а также дополнительные статьи, помещавшиеся в конце томов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 августа утром около 9–10 часа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17 кафизмы с припевами — похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом. Ко времени службы в Гефсиманию во времена Оттоманской Порты, согласно описанию А.А. Дмитриевского, прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем. По каждении Патриархом одра с плащаницей Богоматери в пещере погребения, после Обычного начала службы (Трисвятое:; Пресвятая Троице:; Отче наш:), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей — архиереи, архимандриты и иеромонахи. Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается». Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статие «Достойно есть величати Тя» Предстоятель Церкви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево», кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор». После ектении — ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого, иереи выносят одр с плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпуст. ИзображениеСвечи паломников и местных христиан на ступенях, ведущих к Погребальной пещере Богородицы Богослужение же в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать упомянутую плащаницу. На отдание праздника по окончании литургии плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.

http://pravoslavie.ru/37719.html

В письмах последних лет Владыка нередко упоминал о своих недугах. “Почти не хвораю, а если немножко, то по закону уже”. “Мы живем, служим, немножко летаем и чуточку для порядка хвораем”. “Готовлюсь к Варваре святой и храму святителю Николая, а сам гриппую. Здесь ходит грипп. Это — дондеже установится зима, а пока еще запоздалая осень”. “А нам, старикам, пора вещи чемоданить в невозвратный путь. Такова Богом установленная природа земнородным! там счастья много увидим, а как получить его, хотя частицу, зависит от наших еще на земле, здесь дел… О чудесе!”. Скончался митрополит Иосиф 4 сентября 1975 г. Возглавил его отпевание Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей. Отпевание было совершено по чину святительского погребения, составленному митрополитом Мануилом (Леме­шевским). В книге, содержащей это чинопоследование, рукою покойного Владыки написано: “Собственность архиепископа Алма-Атинского Иосифа. Подарок от митрополита Мануила — автора этого трогательного чина. По этому чину прошу меня отпеть, и эта книга останется кафедре. Архиепископ Иосиф. Конец 1965 года. Алма-Ата”. Чтения первой статии начинаются такими словами: “Животворящие Тайны верным подававший днесь во гроб полагается: восплачьте людие”. “Архиерей — образ Божий в Церкви, днесь лежит бездыханный и беззрачный”. “Святитель, како умираеши, како во гроб вселяшися верно Христа возлюбивши?”. В своей жизни митрополит Иосиф с особой силой чтил Божию Матерь. Об этом говорит и такой факт, что он старался никогда не разлучаться с Иверской иконой Богоматери. Сохранились такие его высказывания о Пречистой: “Царица Небесная в мир пришла, как утренняя звездочка, возвещавшая: вот-вот будет восход солнца. Рождение Царицы Небесной — как настоящая утренняя звезда. И в Писании это воспоминается Священном, Она предшествовала вечному Солнцу, пришедшему в мир — Иисусу Христу, вечному Теплу, вечному Свету и вечной Жизни. Как без солнца жизни на планете не могло быть, так и без воплощения Сына Божия все б замерзло на разуме и сердце было б замкнутое на большой замок и не могло быть бы красоты и лучезарности и тепла христианства”. “Кто читает акафист иконе Божией Матери, тот должен быть почитателем иноческого равноангельского жития. Так как здесь связано оно с девством Владычицы”.

http://pravmir.ru/iosif-mitropolit-alma-...

Фрагмент сопровождался маргиналиями «Послы от папы», «Послы к папе» и приписанной позже «Ревность грек о вере». В примечании к известию (143) сообщалось следующее: «О присылке послов от папы во всех кратко есть, а о письме патриарше в Раскольничем токмо упомянуто кратко. Сие же точно выписано из древняго летописца у Хрущова, из которого он многие статии здесь дополнил; оной продолжен до нашествия Ярославля к Батыю, но конец не дописан, знатно, с чего списыван нечто пропало и оной, может, ныне отъискать удобно. О папе же Анне француз Леенфат особную книгу написал, и хотя римляне молчанием греческих тогда писателей в басню хотят вменить, но он, довольные того причины показав, оное за сущую гисторию утвердил» . Итак, согласно Татищеву, патриарх в своем послании пересказывал Владимиру популярную средневековую легенду о женщине-папе (чаще всего называемую Иоанной), умершей родами во время крестного хода из собора Св. Петра в Латеранскую базилику; с тех пор, по легенде, папские процессии избегают улицы, на которой это якобы произошло. Как мы увидим ниже, некоторые авторы приурочивали роды и смерть «папессы» к началу года, что вполне могло совпадать с праздником Крещения Господня и, следовательно, соответствовало «патриаршей» версии событий. Верно и то, что в западном христианстве 6 января вместо Крещения празднуют Поклонение волхвов (Трех царей, или «трех королей», как сказано у Татищева), но это обстоятельство никого отношения к легендарной «папессе», конечно же, не имеет. Во второй редакции, написанной «яснейшим наречием», замене на «трех королей» подвергается праздник Богоявления. Помимо этого, в новой редакции акцентируется не только «зловерие», но и коварство «латинян», с которыми опасно даже состоять в переписке: «Тогда же приходили послы от папы римского, и принял их Владимир с любовию и честию и послал к папе своего посла. Уведав же о сем патриарх Царяграда, писал ко Владимиру и митрополиту Михаилу, еже не добро с папою соглашаться, глаголя, что вера римская не добра, понеже они зло исповедуют о духе святом, якобы от отца и сына произходит, разделяя святую троицу; суботу постят, хлеб пресный, а не кислый освящают; папу без греха быть верят, что Христос, апостоли и святии отцы не учинили, и невозможно папу и никого безгрешных поставлять или имяновать, зане многие папы были ариане, несториане и другие еретики, за что соборами прокляти; жена же Анна была папою, идучи со кресты в крещение, родила на улице и умерла; для того они праздник богоявления и крестное хождение отставили, назвав день тот трех королей. Сего ради не приобсчайтеся зловерию и учению их, а, взирая на их весьма коварные льсчения и обманы, весьма от переписки с ними уклониться должно» .

http://bogoslov.ru/article/6194555

Все повеления Твои признаю справедливыми, всякий путь лжи ненавижу… Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина… Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить… Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня… Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое… Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне… Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл». После первой половины 118-го псалма звучит, ектенья: «Паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй» после каждого прошения. «Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Твоего (душ усопших раб Твоих, имярек), и о еже проститися ему (им) всякому согрешению, вольному же и невольному». «Яко да Господь Бог наш учинит душу его, идеже праведнии упокояются». «Милости Божией, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим». Хор: «Подай, Господи». Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Между тем священник тайно читает молитву. «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой душу раба Твоего (души раб Твоих, имярек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, соделанное им (ими) словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог , прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един кроме (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина " … и возглашает: «Яко Ты еси Воскресение, и живот и покой усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих, имярек)…». Затем начинается чтение второй статии, перед каждым стихом которой поется прошение: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих)». Затем поют: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим). При повторении этого псаломского стиха поются новозаветные стихи:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

– Ну почему во имя благоденствия людей, – Иван спрашивает Алексея, – благоденствия всех поколений ты согласился бы, чтобы в основу этого благоденствия положили смерть одного невинного ребёнка? Сколько их гибнет! Ну что по сравнению с благоденствием всего Человечества один ребёнок? Да какое там смерть! Вот слезинка одна – одна слезинка невинного ребёнка. Ты согласился бы такой ценой купить гармонию для всего Рода Человеческого? – Вот, – Алексей говорит, – на таких условиях входить в Царство Божие я не хочу и этот билет вам возвращаю. На таких условиях нельзя – да – основывать благоденствие людей. А здесь страдания – вообще Личности безгрешной. Кому эти страдания? где они хранятся и кто их оценивает? И можно ли оценить во всей глубине? Да и представить это невозможно. Мы и в опыте не имеем, что значит страдать человеку абсолютно безгрешному – чего Ему стоило пребывание вот в этом роде человеческом? Это соприкосновение с такой злобой, ненавистью, завистью? С этой подозрительностью и постоянными гонениями? С этими вопросами лукавыми, чтобы уловить Его в слове! С этим непониманием сплошным со стороны ближайших учеников? С примитивизмом! Смотрите – мы религию преломили до своего уровня и что из неё сотворили. Как это было Христу всё переносить? Невозможно это и представить, и на эти темы нужно сдержанно очень говорить. Нужно говорить словами, вот, трёх статий, которые совершаются при погребении Христа. Вот на 17-ю кафизму положено три статии. Там раскрывается также и смысл, но во всяком случае – во всяком случае – такой ценой многие отказываются приобретать себе : я не хочу ни вечной жизни, ни цены такой за эти страдания. Не знаю, как! Вот этот вопрос также от нас сокрыт. . «Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес стих], сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?” Потому не могли они веровать, что, как сказал еще Исаия: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их”» ( Ин. 12:36–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010