В настоящее время Церковь внутри России должна залечивать раны, нанесенные ей воинствующим безбожием, и освобождаться от уз, препятствующих внутренней и внешней полноте ее деятельности... Мы молим Господа, да ускорит Он наступление того вожделенного и чаемого часа, когда Первосвятитель всея Руси, взойдя на свое Патриаршее место в первопрестольном Успенском Соборе, соберет вокруг себя всех русских архипастырей от всей Русской и чужих земель сошедшихся... А наипаче будем горячо молить Кормчего и Пастыреначальника Церкви, да Сам управит безмятежно Корабль Церковный, и будем с усердием повторять молитву, которую ежегодно воспеваем перед Плащаницею на утрени Великой Субботы: “Жизнь Рождшая, Пренепорочная Чистая Дево, утоли церковныя соблазны, и подаждь мир, яко Благая” (конец 2-й статии службы утрени Великой Субботы)» . Продолжая в душе жаждать единства в Русской Церкви, владыка молился, всецело положившись на волю Божью. Это было поистине мудрым решением, так как вскоре выяснилось, что избрание патриарха Алексия I происходило не по правилам. Действительно, при выборах была выдвинута всего одна кандидатура и они происходили путем открытого голосования. В самой России это подверглось резкой критике со стороны архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), которому власти помешали принять участие в этих контролировавшихся выборах. К тому же стало очевидным, что советская власть воспользовалась восстановлением патриаршества для того, чтобы вернуть в СССР эмигрантов. Советский консул в Шанхае предложил владыке Иоанну остаться в подчинении Синоду и принять советское гражданство или, в противном случае, остаться лицом без гражданства и подчиниться Московской Патриархии . Перед началом фильма зазвучал советский гимн. Один из свидетелей вспоминает: «Перед началом фильма был исполнен гимн СССР. Все присутствующие встали и вежливо прослушали гимн, но епископ Иоанн в странном волнении вскочил с места и побежал вон из зала, говоря громко: “Меня не предупредили”» . Осознав, что ему и его пастве готовят ловушку, владыка понял, что в таких условиях не может быть и речи о том, чтобы присоединиться к Патриархии.

http://pravoslavie.ru/4507.html

По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму) , разделяя на две части (статии), с припевом к 1-й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой...» и «Во век не забуду оправданий Твоих...» . Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия...», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». Певцы: «Аминь». Вторая статия 17-й кафизмы: «Твой есмь аз...» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя» . В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива будет душа моя...» и «Заблудих, яко овча погибшее...». Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик...», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» . Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов...». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче» , «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый...». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголется.)

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-30/

По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5й глас) непорочны (17ю кафизму) , разделяя на две части (статии), с припевом к 1й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92й и 93й стихи: «Яко аще бы не закон Твой…» и «Во век не забуду оправданий Твоих…» . Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь». Вторая статия 17й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя» . В конце трижды поются с припевом заключительные 175й и 176й стихи: «Жива будет душа моя…» и «Заблудих, яко овча погибшее…». Далее тропари по Непорочных, глас 5й: «Святых лик…», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» . Малая заупокойная ектения (см. по 1й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5й: «Покой, Спасе наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче» , «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему. «Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и органы сосуда плотнаго (плотского), и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови, или где око? вся прах и сень. Темже пощади Спасе, всех нас» 359 . «Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается? брение и сам (станет) вмале (вскоре). Что не помышляет персть, яко прах, смешение, и гноя и тления отложение (вид)? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы сродни, что не притецем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос, Просвещение душ наших» 360 . По своему исследованию служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной соединяются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6 гласа. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СУББОТЫ МЯСОПУСТНОЙ На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами. На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа» с заупокойными стихами и тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй» и «Тебе стену и пристанище имамы». После рядовой 16 кафизмы, малой ектении и седальна Октоиха поются Непорочны: 17 кафизма (разделяемая на 2 статии). По обычной практике, при пении Непорочное священник и диакон через царские врата выходят на середину храма к заупокойному столу – тетраподу (т.е. к «кануну»). Первая статия начинается пением «Блажени непорочнии» (поются первые 2 стиха). Священник читает псаломские стихи; в это время хор к каждому стиху поет тихо припев «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (петь «Аллилуиа» не положено). После 91 стиха хор поет 92–93 стихи: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий (законов, повелений) Твоих, яко в них оживил мя еси». После этого бывает малая заупокойная ектения и возглас «Боже духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

(см. Триодь Пост, и Цвет.). – На утрене, вм. «Бог Господь», поется «Аллилуиа» со стихами: «Блажени, яже избрал» и проч., 3-ды, потом тропарь: «Глубиною мудрости», 2-ды, и на «Слава, и ныне», богородичен, а затем «обычное стихословие», т.е., 16-я кафизма, после которой поются «Непорочны» (т.е., 17-я кафизма), на две статии, и после каждой из них на «Слава», вместе «Аллилуиа», поется конец статии, 3-ды, именно – после первой статии поются слова: «Яко аще бы не закон Твой», а после второй статии слова: «Жива будет душа моя!». «Посреди кафизмы» (см. Уст., Субб. 2-я постов) совершается при закрытых царских вратах каждение, для чего иерей и диакон исходят «северными дверьми» (Уст., 22 гл.). Поле второй статии поются с припевом: «Благословен еси Господи», тропари заупокойные: «Святых лик обрате источник жизни» (причем, во время пения этих тропарей, обыкновенно, совершается каждение всего храма, ликов и народа). После 6-й песни канона положен кондак: «Со святыми упокой», и икос. Как после первой статии «Непорочны», так после пения заупокойных тропарей, а также и после 6-й песни канона, пред пением кондака: «Со святыми упокой», бывает заупокойная ектенья (см. ее в Уставе на ряду и в Окт., в последов. о усопших), затем молитва; «Боже духов», и возглас: «Яко Ты еси воскресение» (см. в Служеб., в чине Литур.). При этом, обыкновенно, поименно воспоминаются, по особой книжке, усопшие православные благочестивые Императоры, Цари, Великие Князья, и благочестивые Императрицы, Царицы. Княгини и проч. В иных храмах при этом ставится, пред царскими дверями, стол, на столе – распятие и пред ним свеча, а иногда и кутия. В иных же храмах ставится пред царскими дверями только свеча в большом подсвечнике. При произнесении ектеньи, иерей или диакон имеют в руке кадило. – Эта служба за умерших совершается и тогда, если в субботу Мясопустную случится праздник Трех Святителей (30 янв.), или Обретение главы св. Иоанна Предтечи (24 февр.), или предпразднство Сретения Господня; служба же этих праздников и предпразднства совершается в пяток Мясопустный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Катавасия поется в Неделю мытаря и фарисея и во 2, 4 и 5 святых постов: «Отверзу уста моя». Эта же катавасия аще случится празднуемый святой во всю Четыредесятницу в седмичные дни (Тип., гл. 19). В Неделю блудного, мясопустную, сыропустную, в 1, 3 святых постов, в Неделю ваий, Страстную Неделю катавасия Триоди (Тип. гл. 19). Она указана в последованиях Типикона и др.). Седмица после Недели (воскресения) блудного сына, которою пред Великим постом прекращается вкушение мяса, называется мясопустной, а Неделя (воскресение), последний день мясоястия, именуется словом «мясопуст» (πkρεως, carnis privium – мяса отпуст, лишение, прекращение). В дни мясопустной седмицы «Аллилуиа» не поем, т. е. на утрени, вместо: «Бог Господь», как поется в посту и в среду и пяток сырной седмицы. И на утрени стихословятся только две (а не три) кафизмы. На повечерии отменяется канон Богородице, равно и междучасия (Тип., послед. Нед. блудного сына). К особенностям службы этих дней принадлежит то, что: а) на вечерне, вместо прокимна, поется «Аллилуиа», с произнесением иереем или канонархом стихов: «Блажени, яже избрал», и «Души их во благих»; б) на утрени, вместо: «Бог Господь», произносится: «Аллилуиа» со стихами за упокой (Тип.), после обычного стихословия (Тип., послед. мяс. суб.), т. е. 16-й кафизмы (Тип., гл. 13 и 17), поются «Непорочны» 928 (т. е. 17-я кафизма), на две статии, подобно тому как в субботу пред Пятидесятницею и в субботы 2, 3 и 4 седмиц Великого поста, и после каждой из них на «Слава», вместо «Аллилуиа», поется конец статии тржды, именно – после первой статии поются слова: «Яко еще не закон твой», (92 и 93 стихи) а после второй статии слова: «Жива будет душа моя» (175 и 176 стихи). После второй статии поются с припевом: «Благословен еси, Господи», тропари заупокойные: «Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую». За сим ектения о усопших, седален, и пение канонов. В каноне Триоди поминаются безгодно умершие, за коих молится в этот день Св. Церковь . После 6-й песни канона положен кондак и икос: «Со святыми упокой».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня – Святой Пасхи: «Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душею яко Бог , в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный». Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. Утреня Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и «Бог Господь...» с обычными стихами поются три тропаря: «Благообразный Иосиф...», на «Славу» – «Егда снизшел еси и смерти...» и на «И ныне» – «Мироносицам женам...». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются «непорочны», т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха – краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами. «...Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение» 179 . «Непорочны» с «похвалами» разделяются на 3 статии, или «славы», из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется. Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися...», и совершается каждение всего храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

По пении тропарей произносится проповедь . После проповеди возглас «Премудрость». Отпуст: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя Страсти и Животворящий Крест, и вольное погребение плотню изволивый Христос. Истинный Бог наш...» Повечерие малое. Повечерие совершается вслед за вечерней. На повечерии поем умилительный канон о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, глас 6. Ирмосы по дважды, тропари на 4. Канон следует читать самому настоятелю пред Плащаницей. После каждой песни повторяется тот же ирмос песни. По 6-й песни читаетя кондак Триоди: «Нас ради Распятаго...» и икос «Своего Агнца...» По 9-й песни – ирмос «Бога человеком...» По «Отче наш» – кондак Триоди «Нас ради Распятого...» Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» «Помолимся...» и прочее. После отпуста – целование Плащаницы. Во время целования Плащаницы певцы поют стихиру, глас 5-й: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного... Помазания елеем (и благословения) не бывает. Великая Суббота Утреня. Начало утрени обычное. По шестопсалмии ектения великая 10 . «Бог Господь...» и тропарь, глас 2: «Благообразный Иосиф...» «Слава» «Егда снизшел еси...» «И ныне» «Мироносицам женам...» 11 . По исполнении тропарей сразу же перед Плащаницей поются Непорочны. Обычно певцы начинают первые стихи 1-й статии, затем они поют только псаломские стихи, а иерей читает к этим стихам похвалы (тропари). Конец статии: «Слава, и ныне» с их похвалами поют певцы. Они и заканчивают статию повторением первой похвалы: «Жизнь во гробе положился еси. Христе...» После этого ектения малая и возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство...» Начинается 2-я статия. Пока певцы поют первые стихи ее, иерей совершает малое каждение, т. е. окрест Плащаницы, царских врат, икон Спасителя и Божией Матери в иконостасе и молящихся. Вторая статия исполняется по образу первой. Когда певцы закончат пение на «И ныне» – «Жизнь рождшая...», повторяют первый припев: «Достойно есть величати Тя...» Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, Иже на престоле славы херувимстем почиваяй. и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом. ныне и присно и во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Почивший в благодати, как член Церкви земной, из земной Церкви переходит в небесную, отпавший же от земной не войдет в небесную, ибо земная часть Церкви есть путь в небесную. Чем больше человек находится под действием благодати причащения и теснее соединился со Христом, тем больше он будет наслаждаться общением со Христом и в грядущем Его Царствии. Поскольку же грех в душе человека продолжает действовать до смерти, и тело его подвержено его последствиям, нося в себе семена болезни и смерти, от которых освободится лишь когда распадется по кончине человека и восстанет уже свободным от них в Общее воскресение. Соединившийся духом и телом со Христом в сей жизни, духом и телом будет с Ним и в грядущей жизни. Благодатные струи Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых являются источником нашей вечной радости в общении с Воскресшим Христом и лицезрении Его Славы. Те же последствия греха, еще не изгнанного окончательно из рода человеческого, действуют не только в отдельных людях, но через них проявляются и в земной деятельности целых частей Церкви. Постоянно появляются ереси, расколы, нестроения, отторгающие часть верных. Непонимание между поместными церквами, или частями их, издревле волновали Церковь и постоянно в богослужении слышатся моления о прекращении их. «Просим Церквам единомыслия», «Церквам соединение» (воскр. канон Троич. гл. 8), «Церкве раздоры устави». «Устави раздоры Церкве» (служба Архангел. 8 ноября, 26 марта, 13 июля) и подобные молитвы в течение веков возносятся Православной Церковью . Даже в Великую субботу, перед плащаницей, Церковь взывает: «Жизнь рождшая, Пренепорочная Чистая Дево, утоли церковныя соблазны, и подаждь мир яко благая» (конец 2-й статии). Только когда появится Христос на облацех, попран будет искуситель и исчезнут все соблазны и искушения. Тогда закончится борьба между добром и злом, между жизнью и смертью, и Церковь земная вольется в Церковь торжествующую в которой «будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор. 15, 28 ). В грядущем Царстве Христовом не будет уже нужды в причащении Тела и Крови Христовых, ибо все удостоившиеся будут в теснейшем общении с Ним и наслаждаться превечным светом Живоначальной Троицы, испытывая блаженство невыразимое языком и непостижимое нашим слабым умом. Посему после причащения святых Христовых Тайн за литургией, в алтаре возносится всегда молитва , поемая в пасхальные дни: «О, Пасха велия и священнейшая Христе! О! Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». О чем молился Христос в Гефсиманском саду

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

«Просим Церквам единомыслия», «Подаждь... Церквам соединение» (воскресный канон Троичный, глас 8), «Церкве раздоры устави», «Устави раздоры Церкве» (служба Архистратигу Михаилу 8 ноября, 26 марта, 13 июля) и подобные молитвы в течение веков возносятся Православной Церковью. Даже в Великую Субботу, перед плащаницей, Церковь взывает: «Жизнь Рождшая, Пренепорочная Чистая Дево, утоли церковныя соблазны, и подаждь мир, яко Благая» (конец 2-й статии). Только когда появится Христос на облацех, попран будет искуситель и исчезнут все соблазны и искушения. Тогда закончится борьба между добром и злом, между жизнью и смертью и Церковь земная вольется в Церковь торжествующую, в которой будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ). В грядущем Царстве Христовом не будет уже нужды в приобщении Тела и Крови Христовых, ибо все удостоившиеся будут в теснейшем общении с Ним и наслаждаться превечным светом Живоначальной Троицы, испытывая блаженство, невыразимое языком и непостижимое нашим слабым умом. Посему после причащения Святых Христовых Таин за литургией в алтаре возносится всегда молитва , поемая в пасхальные дни: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего» [Пасхальный канон, песнь 9]. Слово в день апостола Матфия Святой апостол Матфий во время земной жизни Христовой был в числе не двенадцати, а семидесяти апостолов. То было уже после Вознесения Господа на небо. Во время молитвенного собрания, на котором присутствовало около ста двадцати человек, святой апостол Петр обратил внимание собравшихся на то, что из лика апостольского отпал Иуда Искариотский, сделавшийся предателем, и напомнил слова 108-го псалма, где Дух Святой устами псалмопевца Давида говорит о нечестивце: епископство его да приимет ин, то есть должность его да получит другой (см.: Деян. 1:15–20 ). Во исполнение слов псалма апостол Петр предложил избрать двоих, коих представить пред лице Господне, и на кого укажет Господь, включить в число двенадцати. Были избраны Матфий и Иосиф, называвшийся иначе Варсавой, и когда Господь через жребий указал на Матфия, он был включен в число двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010