Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий (1918), председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (1922–1936). Окончил СПбДА (1885), принял монашеский постриг; магистр богословия (1888), доцент СПбДА; ректор СПбДС (1889) с возведением в сан архимандрита. Ректор МДА (1890–1895). Ректор КазДА (1895–1899). 7 сентября 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского. Епископ Чистопольский (1899), епископ Уфимский и Мензелинский (1900), епископ Волынский и Житомирский (1902, с 1906 г. – архиепископ). Член Государственного совета (1906), участник заседаний Прелсоборного присутствия (1906–1907), член Св. Синода (1912). Архиепископ Харьковский и Ахтырский (1914–1917). Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., товарищ председателя Собора, член Соборного Совета, председатель Отдела о единоверии и старообрядчестве; первый из трех кандидатов на Патриарший престол, избран членом Священного Синода при св. патриархе Тихоне. 28.11(11.12).1917 г. возведен в сан митрополита. Митрополит Киевский и Галицкий (1918). Председатель Всеукраинского Церковного собора (1918). С декабря 1918 г, по лето 1919 г. – в заключении на территории Польши, освобожден при посредничестве стран Антанты. Почетный председатель Юго-Восточного Высшего временного церковного управления (ВВЦУ) в г. Новочеркасске (осень 1919 г). Временно управляющий Кубанской епархией (конец 1919 г.). В марте 1920 г. выехал в Грецию, в мае – сентябре проживал в Св.-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, в сентябре по вызову П.Н. Врангеля прибыл в Севастополь. 19 октября 1920 г. эмигрировал в Константинополь. В декабре 1920 г. возглавил Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ). С начала 1921 г. проживал в г. Сремские Карловиы (Сербия), где в ноябре 1921 г был председателем Всезаграничного собора. 5 мая 1922 г. указом св. патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета возглавляемое митрополитом Антонием карловацкое ВЦУЗ было упразднено. По решению ряда архиереев, пребывающих вне пределов России, вместо упраздненного ВЦУЗ был создан новый орган Высшего церковного управления – Архиерейский Синод, бессменным председателем которого владыка Антоний оставался до своей кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Савва (Тутунов), игумен. Епархиальные реформы. Б. м., 2011. Список членов V Отдела «О благоустроении прихода»//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 268. Л. 19–25. Устав Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 2. С. 1187–1204. Устав Русской Православной Церкви. [ http://www.patriarchia.ru/db/text/133124.html , доступ от 28.01.2016]. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х1918 гг.). Б. м., 2002. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Шульц Г. Введение//Священный собор Православной Российской Церкви 19171918 гг. Обзор деяний. Вторая сессия. М., 2001. С. 7–22. Шульц Г. Обзор деяний третьей сессии Поместного собора Русской Православной Церкви//Священный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 10–26. Archival Materials State archive of the Russian Federation (GARF). F. 3431 – The Local Council of the Russian Orthodox Church 1917–1918th. Literature Balashov, N., Archpriest. (2001) Na puti k liturgicheskomu vozrozhdeniiu [Towards a liturgical revival]. Beglov, A. (2007) «Ot sobornogo Opredeleniia – k Dekretu SNK. K voprosu o genezise gosudarstvenno-tserkovnykh otnoshenii sovetskogo perioda» [«From the Council’s decision to the Lenin’s decree «On the separation of Church from State». To the question of the Genesis of Church-state relations in the Soviet period»], in Alfa i Omega 1(48): 146–170. Beglov, A. (2013) «Soslovnost’ pravoslavnogo prikhodskogo dukhovenstva v Rossii v nachale XX veka: regional’nye osobennosti», [«Was the Orthodox parish priesthood an estate in the early 20th-century Russia: Regional features»] Elektronnyi nauchno-obrazovatel’nyi zhurnal «Istoriia» 5(21) [ http://mes.igh.ru/s207987840000561–6– 1, accessed on 14.11.2013]. Beglov, A. (2014) «Pravoslavnyi prikhod Rossiiskoi imperii kak ob’ekt fiskal’noi politiki svetskikh i tserkovnykh vlastei v kontse XIX – nachale XX vv.» [«The Orthodox parish in the Russian Empire as an object of fiscal policy of the secular and ecclesiastical authorities in the late XIX – early XX centuries»], Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II «Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi » 2(57): 56–81.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уральское духовенство и общественно-краеведческое движение на Урале конца XIX – начала XX в.//Культурное наследие российской провинции: история и современность. К 400-летию г. Верхотурья. Екатеринбург, 1998. С. 274–278. 61 Богданов С.В. «Трезвенное движение в Тверской губернии 1858–1859 годов и общественно-политическая обстановка в России накануне «Великих реформ»//Из архива тверских историков: сб. научн. тр. Вып. 2. Тверь, 2000. С. 106–117; Шабельникова Е.Н. Участие тамбовского духовенства в борьбе за трезвость в конце XIX – начале XX в. URL: tambovskogo-duhovenstva.html (26.01.2013). 62 Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (нач. XX в. – конец 1917 г.). М., 2007; Голубцов С. , протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917–1922 гг. Церковно-общественные движения 1917–1918 гг. (Московская епархия и Синод). Антицерковные судебные процессы1919–1922 гг. Лидеры и герои, мученикииисповедники. М., 1999; Поспеловский Д.В. Православная российская церковь и Гражданская война//Гражданская война в России: перекресток мнений. М.: Наука, 1994; Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М.: Наука, 1984; Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций//Русское православие: вехи истории. И.: Изд-во политической литературы, 1989. С. 381–437; Маслехин В.Л. Большевики и церковь : борьба идеологий//Актуальные вопросы истории России на пороге XXI века. СПб.: Нестор, 2001. С. 229–231; Рогозный П.Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб.: Лики России, 2008; Рожков В., прот. Церковные вопросы в Государственной Думе. М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2004; Фирсов С.Л. Православная Российская Церковь в годы первой русской революции//Русское прошлое. СПб., 1994; Он же. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х1918 гг.). М., 2002. 63 Кириллов А.А. Донская епархия в ее настоящем положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая категория оценок Собора – это исследования западных специалистов. Их труды были опубликованы тогда, когда архивы были еще недоступны: о патриаршестве (Wuyts A. Le patriarcat russe au Concile de Moscou de 1917–1918. Rome, 1941), о приходе (Prichodjko M. Die Pfarrei in der neueren Gesetzgebungen der russischen Kirche. Brixen, 1947), о монашестве (Rezac I. De monachismo secundum recentiorem legislationem russicam. Roma, 1952), об участии мирян (Jockwig F. Der Weg der Laien auf das Landeskonzil der Russischen Orthodoxen Kirche Moskau 1917/18. Werden und Werwirklichung einer demokratischen Idee in der Russischen Kirche. Wurzburg, 1971). Третья категория исследований – это труды, изданные в последние годы после открытия архивов. Первым описание соборных архивов сделал Г. Шульц (Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in Rußland 1917/18–ein unbekanntes Reformpotential. Gottingen, 1995). С тех пор вышло только несколько трудов, опирающихся на архивные данные: о богослужении (Балашов К, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. М., 2000), о церковно–государственных отношениях (Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890–х1918 гг.). М., 2002), о юридических и дисциплинарных вопросах (Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004), о роли женщин в Церкви (Prokschi R. Die Rolle der Frau in der Kirche. Ein intensiv diskutiertes Thema auf dem Landeskonzil der Russischen Orthodoxen Kirche von 1917–1918//Ostkirchliche Studien. Bd 49. 2000. C. 105–144). Источники данного исследования подразделяются также на три категории. В первую входят церковные и канонические документы, относящиеся к предсоборному периоду – Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия (СПб., 1906–1909) – или к самому Собору (Собрание определений и постановлений...). Ввиду того, что эти документы содержат многочисленные ссылки на церковные каноны , мы пользовались собраниями канонических постановлений в издании G. A. Rhalles, М. Potles (Афины, 1852–1854), канонов Поместных и Вселенских Соборов, изданных Р.–Р. Joannou (Рим, 1862), и кодексами канонического права Никодима Милаша (Православное церковное право. СПб., 1897).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

111а. Смулов А.М. Русская Православная Церковь и ее монастыри: жизнь и данные статистики в миссионерском аспекте (конец XIX – 20-е гг. XX в.). – М.: Издательство «Перо», 2019. 111б. Смулов А.М. Кирилло-Мефодиевская миссионерская традиция: принципы, формы и методы православной миссии. – М.: Издательство «Перо», 2018. 111в. Смулов А.М. Миссионерские и монашеские съезды 1887–1917 гг., По-местный Собор 1917–18 гг. и их значение для миссии РПЦ. – М.: Издательство «Перо», 2021. 112 . Сухова Н.Ю. Монахи и наука 1917–18 гг./XX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. 113 . Сухова Н.Ю. Российское «ученое монашество» перед проблемами учености и монашества (1880–1910-е гг.)./Христианское чтение, 2018, 114 . Троицкий И. И. IV Всероссийский миссионерский съезд в Киеве. 12–26 июля 1908 года: (Из зап. чл. съезда прот. И. Троицкого ). – Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1908. 115 . Троицкий Иоанн, прот. Статьи о работе IV Всероссийского миссионерского съезда./Киевские епархиальные ведомости. 1908, 28–29, 13–20 июля. 116 . Троицкий Иоанн, прот. Статьи о работе IV Всероссийского миссионерского съезда./Киевские епархиальные ведомости. 1908, 27 июля. 117 . Троицкий Иоанн, прот. Статьи о работе IV Всероссийского миссионерского съезда./Киевские епархиальные ведомости. 1908, 3 августа. 118 . Феодор (Поздеевский) , архиеп. Об ученом монашестве. Сайт «Азбука веры». URL: обращения: 04.11.2021). 119 . Филимонов Д.Ф. Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского края//Сотрудник братства святого Гурия, 1910, с. 757–763; с. 778–781; с. 790–795. 120 . Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х1918 г.). – М.: Духовная библиотека, 2002. 121 . Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX – начало XXI вв./Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук по спец. 07.00.02 «Отечественная история». – Казань, Казанский Государственный университет, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

Н. Мясникову.   Сушко А. В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.)//Вопросы истории. 1996. 11–12. С. 107–114; Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. М., 1999; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х1918 гг.). СПб., 2002; он же. Церковь в империи. СПб., 2007; Скутнев А. В. Социальная мобильность приходского духовенства Вятской епархии в середине Х1Х – начале ХХ в.//Вопросы истории. 2007. 11. С. 146–150; Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010. См., например: Леонтьева Т. Г. Православная культура и семинарский быт в конце XIX – начале ХХ в.//Отечественная история. 2001. 3. С. 170–178; Мангилева А. В. Повседневная жизнь сельского прихода//Вестник церковной истории. 2011. 3/4. С. 29–43. Село Воздвиженье ныне находится в Сокольском районе Вологодской области, в 10 км к северо-востоку от Кадникова и 52 км от Вологды (Македонская Н. М. Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вып. 1. Вологда, 2007. С. 79. 15–17; Вып. 2. С. 71. 15–17. Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты. Вологда, 2011. С. 135, 192. Святые подвижники и обители Русского Севера/Изд. подгот. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 41. Такая фамилия встречается и у некоторых высших церковных иерархов, например архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского; 1847–1910 гг.), архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского; 1863–1925 гг.). Государственный архив Вологодской области (далее – ГА ВО), ф. 1063, оп. 104, 3, л. 59. Метрические книги Крестовоздвиженской церкви за 1840–1841 гг. не сохранились. 1840-й как год рождения Евгения–Екзакустодина приводится в литературе (Вологодские епархиальные ведомости. 1909. Прибавления к 21. С. 526–528; Елдашев А. М. Православная культура в Казанском крае (XVI–XX вв.). Очерки истории. Казань, 2013. С. 210–214). Однако отмеченный во всех монастырских ведомостях 1869–1884 гг. возраст указывает на 1836-й как год его появления на свет (ГА ВО, ф.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

С 1803 г. по 1870 г. в Троицком монастыре помещалось Духовное училище, позже перенесенное в Архангельск. Со времен основателя и первого игумена — преподобного отца Александра, до времени учреждения штатов, т. е. до 1764 г., Свирский монастырь был общежительным, а с 1764 по 1800 гг. в нем существовало штатное положение. В 1800 г. вторично восстановлено общежитие, продолжавшееся до 1873 г., в котором, с назначением настоятелями Свирского монастыря Олонецких епископов, он опять сделался штатным и был таковым весь период епископского настоятельства, т.е. до 1890 г., в коем указом Святейшего Синода от 8 июля за 2242, определено: «Александро-Свирский Монастырь, отчислив от личного управления архиерейского, оставить по-прежнему самостоятельным, под управлением архимандрита, с тем чтобы братия сей обители во внутренней своей жизни руководствовались правилами общежития, издавна в ней существовавшими». Так Свирская обитель в третий раз стала общежительною; штатное же положение, дважды водворяемое в обители, приводило ее в крайне печальное состояние, как это видно из монастырских архивных дел. Архимандритом с 1892 г. стал отец Агафангел (Амосов), прибывший из Валаамского монастыря. По прибытии он обнаружил обитель в крайнем запустении и далее трудился не покладая рук во имя Господне. За 18 лет своего настоятельства архимандрит Агафангел привел обитель во внешнее и внутреннее благоустройство: все храмы и корпуса были отремонтированы, появились новые мастерские, возобновлено монастырское хозяйство. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX в.). В 1918 г. монастырь разделил судьбу многих православных обителей России. Стремясь сохранить Святыни монастыря, в 1918 г. в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей. Но в октябре 1918 г. тайник был обнаружен. Олонецкая губернская Чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск. Были арестованы, а потом и расстреляны архимандрит Евгений, казначей Варсонофий, иеромонах Исайя, Алексей Петров и Василий Стальбовский ложно обвиненные в «контрреволюционных призывах и сопротивлении». Еще пятерых монахов посадили в тюрьму. В последующее время в Троицкой части монастыря был расквартирован артиллерийский дивизион, а в Преображенской жили около 40 пожилых монахов.

http://sobory.ru/article/?object=00119

449 С рассказом о пережитых событиях в Чудовом монастыре во время октябрьских боев выступил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (См.: Там же. Т. 3. С. 89–90). – Примечание. 450 чудотворная икона Богородицы, одна из самых чтимых святынь Русской Церкви, находилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, ее выносили только в честь значительных событий, таких, как коронация императора, в 1917 г. ее выносили дважды из Успенского собора: при выборах Московского митрополита и при избрании Патриарха. В 1918 г. ее изъяли из собора, а в 1926 г. передали в Государственный исторический музей. В 1930 г. она была передана в Государственную Третьяковскую галерею, в 1999 г. Владимирская икона Божией Матери была передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм св. Николая, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма-музея. – Примечание. 451 часовня со списком Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве, ведущих на Красную площадь (конец XVII–haчaлo XIX в.), разрушена в 1929 г., воссоздана в 1994–1995 гг.). – Примечание. 452 Вознесенский монастырь (до 1817 г. Стародевичий), женский монастырь в Кремле. Основан в 1387 г. (подругам сведениям, в 1407 г.) у Спасских ворот Кремля. В 1407 г. в Кремле был заложен каменный Вознесенский собор, который служил усыпальницей великих княгинь, цариц и женщин из царствующего дома. В 1929 г. здания монастыря были разобраны. – Примечание. 456 Келейник митрополита Тихона – Иаков Анисимович Полозов. Полозов Яков Анисимович (1879–1924), келейник Святителя Тихона с конца 1890-х гг. Был арестован в 1921 г., 1922 г., более 2-х лет провел в Бутырской тюрьме г. Москвы. Убит бандитами в патриарших покоях Донского монастыря (См.: Кривошеева Н. А. «Кто душу свою положит за други своя»: Келейник святого Патриарха Тихона – Яков Анисимович Полозов (23 октября 1879 г.–9 декабря 1924 г.)//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, 2007. Вып. 1(22). С. 52–73). – Примечание. 457

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Деяния. Кн. 4. Вып. 1. С. 14 и сл.; Протоиерей Владислав Цыпин . История Русской Православной Церкви. 1917-1990. Учебник для православных духовных семинарий. М., 1994. С. 19; Протоиерей Владислав Цыпин . История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. C. 37-38; Васильева О. Ю . Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. М., 1999. С. 4-5. (Die Werke. Buch 4. Ausgabe 1. S. 14 und weiter; Erzpriester Wladislaw Tsypin . Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche. 1917-1990. Lehrbuch für orthodoxe Priesterseminare. Moskau, 1994. S.19. Erzpriester Wladislaw Tsypin Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche. 1917-1997. S 37-38; J.W. Wassiljewa . Russische Orthodoxe Kirche in der Politik der Sowjetischen Staat in 1943-1948. Moskau, 1999. S. 4-5.) Es sollte angemerkt werden, dass eine solche Lage der Kirche - „inmitten der anderen " , und nicht „über die anderen " ,einige Konzilmitglieder in Verlegenheit gesetzt hat, die Renegatentum daran sahen. S.: Деяния. Кн. 4. Вып. 1. С. 20; Обзор деяний. Первая сессия. С. 129. (Die Werke, Buch 4, Ausgabe 1. S. 20; Übersicht der Werke. Die Erste Sitzung. S. 129) So sah die Sache beispielsweise der Metropolit von Petersburg Antonij (Wadkowskij). S. Фирсов С . Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). С. 153 ( Firsow S . Russische Kirche vor den Änderungen (Ende 1890er - 1918). S. 153). Vgl.: „ Der neben dem orthodoxen Zar sitzende Patriarch verschwand, ebenfalls verschwand die Idee der abgesonderten autonomen kanonischen Gesetzgebung. Die Quelle des gesamten Rechtes, darunter auch des für die Kirche, ist eine geworden: die Macht eines säkularen Monarchen. In dem ihm nachgeordneten Apparat von Ministerien und Ämtern ist die Kirche nur eins von den Ministerien geworden (...) Damit wurde die [Möglichkeit der] kanonischen Rechtssetzung für die Russische Kirche geschlossen worden " . - Карташев А . В . Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. Париж, 1959. С. 367 ( Kartachev A. V. Essays Geschichte der Russischen Kirche [(in Russischer Sprache)], Band 2, Paris, 1959. S. 367).

http://bogoslov.ru/article/418097

Тимошина Е. В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев . – СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2000. Тишлинов Б. В. Церковь во время революции. Пг, 1924. Туган-Барановский М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. СПб., 1898. Тулупов Н. В. Воскресные чтения для рабочих на заводе Тиль и Ко в Москве. М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1897. Успенский П. П. Участие православного духовенства в деле начального обучения народа. Ярославль, 1909. Ушаков А. В. Рабочий класс и рабочее движение в Москве в конце XIX – начале XX в. М.: Икар, 2003. Ушаков А. В. Интеллигенция и рабочие Москвы в конце XIX – начале XX века//Иванов Л. М.: Личность и научное наследие историка: Сб. статей к 100-летию со дня рождения/Ин-т общественной мысли; [ред-кол.: В. В. Шелохаевидр.] М.: РОССПЭН, 2009. Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период (1700–1917 гг.). М.: Русская панорама, 2003. Фирсов С. Л. Рабочие и Православная Церковь в России в начале XX века//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций 1861 – февраль 1917 г. СПб.: Рус.-Балт. информ. центр «БЛИЦ», 1997. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890–1918 гг.). М.: Культур, центр «Духов, б-ка», 2002. Церковные общества трезвости и подобные им учреждения. СПб., 1911. Чаплицкий Б. Католическая благотворительность в России в 1860–1918 гг./Пер. с польск. А. В. Романовой. Гатчина: СЦДБ, 2009. Янжул И. И. Фабричный быт Московской губернии: Отчет за 1882/1883 г. фабр, инспектора над занятиями малолетних рабочих Московского округа. СПб.: 1884. Янжул И. И. История пьянства и борьба с ним. М., 1908. Bradley, J. Muzhik and Muscovite. Urbanization in Late Imperial Russia/J. Bradley. Berkley, Los Angeles, L.: Univ. of California press, 1985. – 422 p. Calvez, J.-Y., Perrin, J. The Church and Social Justice: The social teaching of the popes from Leo XIII TO Pius XII, (1878–1958)/By Jean – Yves Calvez, Jacques Perrin. Chicago: Regnery, 1961. – 466 p. Cede, V. Rimokatolieka crkva i radni6ko pitamje u Hrvatskoj 1869–1914/V. Cecic. Zagreb: Novinarsko izdava6ko poduzece, 1957. – 155 с

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010