Тем самым оказывается, что в соответствии с мнением блаженного Иеронима Иов не принадлежит к потомству Авраама, но является потомком его брата – Нахора; при этом Нахор, от которого произошел Иов, в отличие от Авраама, остался язычником, вследствие чего и сам Иов воспитывался в языческой среде. Но в одном из своих писем блаженный Иероним, сам себе противореча, высказывает и иную точку зрения, все же связывая личность Иова с потомством Исава. Адресуясь к пресвитеру Евангелу, блаженный Иероним подчеркивает, что Иов, как непрестанно приносивший жертвы Богу, был священником Божиим, хотя и не принадлежал к потомкам Левия; при этом Иероним упоминает и о происхождении Иова из рода Исава. Он пишет: «В книге Иова читаем, что он сам был священником и приносил дары и ежедневно закалал жертвы за детей своих (см.: Иов. 1 ), тогда как сам Иов, говорят, был не из рода Левина, а из племени Исава…» 34 Если касаться вопроса о том, где жил ветхозаветный Иов и о какой «земле Уц», или (в версии Септуагинты) «стране Авситидийской», идет речь в самом начале посвященной ему библейской книги (см.: Иов. 1:1 ), то, в соответствии со все тем же отрывком из Сирской книги, он жил на границе Идумеи и Аравии. Святитель Иоанн Златоуст , ясным образом связывавший место жизни Иова с Аравией и потому вопрошавший: «был ли кто столь безукоризненный в Аравии, где все развращены?» 35 – даже утверждает, что на аравийской земле до сих пор – еще и во время земной жизни Святителя – и «в настоящее время показываются его [Иова] останки» 36 . О том, что верующим в IV столетии было известно место жизни и погребения Иова в Карнеях – местечке на границе Идумеи и Аравии, в восьми днях пути от Иерусалима, – свидетельствует и известная паломница того времени Эгерия. Она побывала на месте погребения ветхозаветного праведника, где в ту эпоху уже существовала строящаяся христианская церковь , под престолом которой находилась могила Иова 37 . Эгерия приводит и очень интересное описание того места, где, как предполагалось, Иов сидел на гноище: там находится «яма, обнесенная железной цепью, и большой светильник светит там каждый вечер. [Водный] источник, где он скоблил себя [свои струпья] куском горшка (см.: Иов. 2:8 ), четыре раза в год меняет цвет: сначала это цвет гноя, затем крови, потом желчи, и, наконец, он снова становится чистым» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Наконец Вилдад подводит итог своей речи, прямо намекая на грядущую судьбу Иова, который подлежит за свои грехи Божественному осуждению и вечной муке: Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога ( Иов. 18:21 ). По словам святителя Григория Великого , Вилдад здесь утверждает, что тот, кто ныне, в земной жизни, «превозносится незнанием Бога», через смерть «вступит в свои жилища, где нечестие погрузит его в муки, где однажды он обнаружит, что место его – тьма». Там, по земной кончине, все грешники наконец «водворяются на свое место, когда предаются мукам вечного огня как заслуженное наказание за свое беззаконие» 752 . А я знаю, Искупитель мой жив... Второй ответ Иова Вилдаду (Иов. 19:1–29) Иов отвечает Вилдаду встречной речью, содержащейся в 19-й главе библейской книги. Сначала ( Иов. 19:1–7 ) Иов с горечью говорит о безжалостном отношении к нему друзей, позорящих и осуждающих его в своих речах, умножающих своими словами и без того мучительное его состояние, испытываемое от обрушившегося на него великого Божественного гнева. Иов непрестанно кричит о притеснениях, обрушивающихся на него от Бога, но не видит справедливости. И отвечал Иов и сказал: доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? ( Иов. 19:1–2 ). По святителю Иоанну Златоусту , Иов здесь вновь упрекает друзей в том, что они «не только не приносят утешения, но поступают вопреки этому, содействуя и помогая диаволу и поражая силу праведника» 753 . Вместе с тем святитель Григорий Великий здесь опять напоминает нам, что «высказывания святого мужа... иногда следует понимать как сказанное от себя, иногда как сказанное голосом Главы (Христа), а иногда как прообраз голоса Вселенской Церкви». Именно в связи с таким, третьим, типологическим пониманием – восприятием личности Иова как прообраза христианской Церкви – страдалец, по убеждению Двоеслова, и отвечает «друзьям... которые являют собой образ еретиков: Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? ( Иов. 19:2 ). Добрые люди действительно терзаются речами нечестивых, когда [нечестивые] речами обрушиваются на них, а сами [при этом] либо исповедуют ложную веру, либо имеют дурные нравы» 754 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

А вот святитель Григорий Великий , комментируя вторую часть этого же стиха Обманете ли Его, как обманывают человека? ( Иов. 13:9 ), вновь настойчиво обращается к теме явленных в библейских образах друзей Иова типов будущих еретиков: «Еретики являют обман Бога в том, что они измысливают такие положения, которые не могут оказаться подобающими подлинно Сущему, от имени Которого они говорят. И хотя они как бы стремятся Его защитить, они лишь оскорбляют Его тем, что приносят на землю против Него вражду – против Того, Чьими проповедниками они стремятся казаться» 686 . Продолжая свою речь ( Иов. 13:13–14:6 ), Иов вновь обращается непосредственно к Богу, предупредив сначала друзей, что он намерен говорить к Самому Господу. Еще раз возвращаясь к рациональному поиску причины собственных несчастий, Иов опять молит Бога показать ему его грех. Он вопрошает Господа о том, за какие грехи Тот столь беспощадно теснит его. Иов признается, что плоть его от переносимой им муки вот-вот распадется подобно изъеденному червем дереву и подобно источенной молью ветхой одежде. Иов говорит о слабости всякого человека, о краткодневности земного срока нашей жизни. Он вопрошает Бога, почему Тот хотя бы перед смертью не даст ему изведать покоя земной жизни подобно наемнику, заслужившему собственными трудами краткий законный отдых. Иов призывет друзей к молчанию и ко вниманию: Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицом Его! И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лицо Его! ( Иов. 13:13–16 ). Комментируя слова Иова о Боге Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться ( Иов. 13:15 ), преподобный Ефрем Сирин с удивлением восклицает: «О удивительный человек! – будучи обреченным на убиение, он восхваляет своего убийцу и смотрит на него. Иов твердо знал, что если Он заберет его жизнь, то Тот, Кто есть Господь Авраама, ему же ее и вернет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В 1948 году по старости он был освобожден от должности братского духовника, но продолжал принимать на исповедь богомольцев и тем более не отказывал братии в духовной поддержке. В 1951 году Великим постом архимандрит Антоний принял постриг в великий ангельский образ с именем Афанасий. На второй день Пасхи, когда он совершал литургию, ему стало плохо. Старца отвели в келлию, где он в тот же день мирно скончался. Похоронен схиархимандрит Афанасий на братском кладбище Глинской пустыни. Большим духовным авторитетом пользовался в те годы также иеросхимонах Иов (в миру Иов Никитич Полхов). Родился он в семье крестьян Курской губернии в 1877 году 1627 , образование получил в сельской начальной школе. В Глинскую пустынь Иов поступил в 1913 году и проходил послушание при бакалейной лавке 1628 . Отличаясь сердечной простотой и искренним смирением, он скоро приобрел любовь всей братии. В июне 1918 года Иов был пострижен в рясофор 1629 , а перед закрытием обители в 1922 году – в мантию с оставлением имени Иов, затем рукоположен во иеродиакона. В 1926 году о. Иов принял великую схиму также с оставлением прежнего имени 1630 . Во время Великой Отечественной войны о. Иов жил в г. Белополье Глуховского района Сумской области. В 1943 году он вернулся в Глинскую пустынь, где был рукоположен во иеромонаха, и в 1944 г. назначен благочинным обители. Отличительной чертой о. Иова была постоянная сосредоточенность в себе самом. Он искренне до самой кончины считал себя хуже всех и ниже всех, еще не положившим начала духовной жизни, и всегда просил у Господа даровать ему покаяние. Молитвенная собранность и внимательное самоиспытание настолько очистили его сердце, что он стяжал внутренний плач, сетование о своих грехах, а в храме почти все время проливал теплые слезы умиления. Отец Иов «бегал людей», всей душой стремился к уединению, но братия и очень многие богомольцы искали у него духовного совета и утешения. Сама внешность подвижника привлекала к нему людей. В его строгом монашеском облике была какая-то необычная простота и святость. В келлии у о. Иова не было ничего лишнего, только несколько икон, четки и самые необходимые книги. Кроме исповеди, ни в какие беседы он старался не вступать. Старец имел дар прозрения. Его простые речи были полны духовной силы и великой веры в помощь Божию. Покаяние считал он основой всех видов христианского подвига, и все его краткие поучения были горячим призывом к истинному покаянию. В 1945 году о. Иов был награжден набедренником, а в 1946 – золотым наперсным крестом 1631 . В 1946 году после напутствия Святыми Таинами иеросхимонах Иов тихо и мирно почил о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Следует признать, что Святые Отцы в своей интерпретации исполненных отчаяния библейских речений Иова порой все же несколько сглаживают здесь «острые углы», пытаясь перетолковать их иносказательно, нравственно-аллегорически, или даже – с точностью до наоборот. Так, например, святитель Иоанн Златоуст неоднократно утверждает, что «Иов нигде не говорит, что страдает несправедливо и не имеет грехов...» 314 , хотя мы неоднократно увидим в дальнейшем, что страдалец на страницах библейского текста будет настойчиво подчеркивать собственную личную непорочность. Однако экзегеты зачастую все же бывают вынуждены признать предельную резкость и гневную прямоту речений Иова по отношению к Творцу. Так, например, комментируя обращенные к Богу слова Иова, которые тот произнесет уже ближе к концу его спора с друзьями, – Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня ( Иов. 30:21 ), – святитель Григорий Великий честно признает (хотя затем и стремится интерпретировать все это в значительной мере иносказательно), что Иов прямо обвиняет здесь Бога в жесткости 315 . По убеждению Святых Отцов, в частности по святителю Григорию Великому , Иов конечно же знал, что все несчастья преследуют его по злой воле диавола, что его касается не десница Господня, а рука богопротивника – сатаны. Но вместе с тем он недаром говорит в одной из своих речей: рука Божия коснулась меня ( Иов. 19:21 ). Иов понимает, что диавол получил на все это власть от Самого Бога (ср.: Иов. 1:11 ) 316 . При этом Иов не осознает подлинных причин своих многочисленных бед (по словам Олимпиодора, Иов «не знал причины своих злоключений» 317 ), видя в них одно лишь наказание, посылаемое ему от Бога, преследующее его, как ему кажется, за грехи, которых он не совершал. Так, по словам святителя Григория, «блаженный Иов действительно говорил о том, что он был наказан без какой-либо вины» 318 . Тем самым в сознании Иова все же присутствовала мысль, что источником его несчастий является Сам Господь. Отсюда – вследствие такого ошибочного убеждения – и все горькие слова упрека, обращенные к Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» ( Иов. 1, 1–22 ). «Слышала ли ты, душа моя, как Иов на гноищи оправдался?» – спрашивает тебя преподобный писатель Великого канона. Почему в христианском мышлении имя «Иов» неотделимо от определения «праведный»? " Был некий человек в земле Уц» 898 (или, как написано «в Сирской книге», в земле Авеситидийской на пределах Идумеи и Аравии... около берегов Евфрата 899 ( 1Пар. 1, 44 ).), пятый от Авраама, происходил он от отца Зарефа 900 , сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, и был вторым царем Едома после Валака, или Белы, сына Веорова (См.: 1Пар. 1, 44–45 ). Он был «беспорочен и чист во всех деяниях, ...он соблюдал Закон и заповеди в том виде, в котором они были явлены человечеству еще до Синайского законодательства (то есть законы сынов Ноевых). Известно, что через Авраама и Исаака их потомкам эдомлянам (к которым принадлежал Иов), как и израильтянам, были даны еще и дополнительные постановления и заповеди. В частности, Иовом в какой-то форме соблюдалась заповедь о субботе» – «в субботу он совершал обряд поклонения Всевышнему и просил Его простить грехи своих близких. ...Он не только почитал Всевышнего, но и знал Его имя, которое было возвещено патриархам, а впоследствии – Моисею и всему народу Израиля. ...Он воспитывал детей в страхе Божием ...и дети его имели представление об истинном служении Богу, поскольку были в этом наставлены отцом. Иов оказывал помощь всем нуждающимся, что предписано заповедями Создателя ... – как колеблющихся в вере, так и материально нуждающихся Иов поддерживал, он как бы «выпрямлял» их жизнь и ставил их на ноги» 901 . Так Писание рисует нам образ ветхозаветного праведника, не имеющего порока, посвятившего свою жизнь не столько добыванию хлеба насущного и иных материальных благ, сколько благодарению Бога за всё, что Он дал ему – от самой жизни до возможности проводить ее в мирных и благоприятных условиях. Но вся ли это праведность? Только ли в благоприятных условиях она может развиваться и достигать небесных венцов? Однако же самое имя «Иов» (прежнее же его имя было «Иовав» (Ср.: Иов.42:17 ) говорит об обратном.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Иов.1:12 .  И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. Ответ сатаны, представляя клевету на Иова, бросал в то же время тень и на Божественное Правосудие: Господь награждает заведомо неискреннего человека. В целях торжества правды все достояние праведника и отдается теперь в руки злого духа. Ему предоставляется испытать благочестие Иова тем способом, на который он сам указал (ст. 11). Иов.1:13 .  И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. Иов.1:14 .  И вот, приходит вестник к Иову и говорит: Иов.1:15 .  волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов.1:16 .  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов.1:17 .  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов.1:18 .  Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; Иов.1:19 .  и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. По клятвенному уверению сатаны (ст. 11), пораженный несчастием Иов похулит Бога. К достижению данной цели и направлены перечисленные в настоящих стихах бедствия. Как таковые, они представляют некоторые особенности, рассчитанные на то, чтобы вызвать со стороны Иова проклятие. Во-первых, бедствия падают на день пиршественного собрания детей Иова в доме его старшего сына (ст. 13). В день радости, веселья, каким был и настоящий день, всякое горе чувствуется по закону контраста гораздо сильнее, чем в обыкновенное время. Под влиянием же сильного горя скорее может возникнуть и недовольство. Во-вторых, бедствия следуют одно за другим с необыкновенною быстротою: не успевает Иов прийти в себя от вести об одном несчастье, как ему доносят о другом ( " еще он, вестник, говорил, как приходит другой», ст. 16, 17). Быстрота бедствий должна была действовать на Иова подавляющим образом, и действительно, по выражению страдальца, она «потрясла его» ( Иов 16.12 ). Подавленность же духа и неразлучная с нею спутанность в мыслях представляют самую удобную почву для ропота. И, в-третьих, виновником бедствий является сам Бог; великий скот Иова попаляется «огнем Божиим» (ст. 16, см. ниже). Эта подробность могла составить самое сильное испытание для веры праведника. Стоит ли быть благочестивым, преданным Господу, раз Он сам наказывает своего верного раба?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой [путь] его, – [Бог] умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей ( Иов. 33:14–25 ). Размышляя о присутствующем в тексте Вульгаты образе Ангела-наставника ( Иов. 33:23 ) (Септуагинта говорит здесь, в отличие от Вульгаты, совсем о других Ангелах – грозных, смертоносных: Если будет тысяча смертоносных Ангелов... – Иов. 33:23 ; Септуагинта), святитель Григорий Великий предлагает нам его типологическую интерпретацию. Казалось бы, проще всего было бы истолковать эти слова об Ангеле-наставнике как ветхозаветное свидетельство об Ангелах Хранителях человека; однако Двоеслов рассуждает здесь об ином: «Что это за ангел, как не Тот, о Котором говорится через пророка: Великого Совета Ангел ( Ис. 9:6 ; Вульгата)?» Тем самым, по убеждению святителя Григория, именно приходящий в мир и воплощающийся в нем Сын Божий, прежде Сам через пророчества «возвещающий Себя нам, назван [здесь] Ангелом» 944 . Именно Он и осуществляет в результате Искупительного подвига и победы над смертью умилостивление (см.: Иов. 33:24 ), а также и обновление нашего телесного естества, возвращая нашу природу к той целостности духовной жизни в Боге, о которой далее и свидетельствует Елиуй, произнося: Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей ( Иов. 33:24–25 ). Именно Христос, по мысли святителя Григория, преодолел то состояние плотской падшести человеческого рода, той нашей «могилы» ( Иов. 33:24 ) греха и страстей, что стало губительным плодом грехопадения. С приходом Искупителя людские грехи оказались Им омыты, и потому человеческое естество сделалось во Христе свежее, нежели в молодости ( Иов. 33:25 ) людского рода, – даже превзойдя состояние той прежней чистоты, что была присуща природе первых людей «во дни юности» (ср.: Иов. 33:25 ): в райской жизни до грехопадения 945 . Елиуй продолжает говорить ( Иов. 33:26–28 ) о состоянии такого – духовно возрожденного Богом – человека: Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет ( Иов. 33:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Последующий – 14-й – стих (подобно только что рассмотренное 13-му) также выглядит в Септуагинте несколько иначе, чем в привычном нам синодальном переводе: Если же я согрешу. Ты хранишь меня, но не оставишь меня безнаказанным за беззаконие ( Иов. 10:14 ; Септуагинта). Исходя из такого чтения библейского текста восточные древние экзегеты утверждают, что, говоря о своем беззаконии, Иов ведет речь здесь отнюдь не о собственном, личном грехе, но именно о грехе первородном, лежащем на всех людях, в том числе – по признанию Иова – и на нем. Тем самым, по Дидиму Слепцу , Иов «показывает, что по преемству от Адама грех переходит на всех людей. Мы говорим, что святые подлежат преступлению не по своей воле, но по преемству, как было сказано... И о святых следует помышлять, что они имеют прегрешение не произвольное, поэтому и сказано: ибо все согрешили ( Рим. 3:23 )» 636 . Итак, грех Иова, его беззаконие ( Иов. 10:14 ; Септуагинта) – это именно наследие Адама: по убеждению Иова, он находится лишь под властью преступления прародителей, а не под грузом личных прегрешений. Эту же мысль, по убеждению Дидима, Иов развивает и в следующем – 15-м – стихе, также звучащем в версии Септуагинты несколько иначе: Если я буду нечестив, горе мне! Если я буду и прав, не могу поднять головы моей, ибо я пресыщен бесчестием ( Иов. 10:15 ; Септуагинта). По Дидиму, Иов здесь как бы говорит: «...если я согрешаю волею – увы мне! Если же... только по преемству имею Адамов грех, – опять же не так, ибо не могу поднять голову, как избавленный от всякой скверны» 637 . По мнению древних толкователей, Иов здесь, как и во всех других своих речах, настаивает именно на втором варианте: он отнюдь не грешит против Бога нечестиво, вольно, сознательно, но лишь пребывает в рабстве первородного греха – впрочем, как и весь человеческий род. В соответствии с толкованием святителя Иоанна Златоуста , Иов, настаивая на своей личной чистоте от греха, в то же время признает, что такая чистота ничего не меняет в его взаимоотношениях с Богом, ибо Господь самим фактом наказания провозглашает его грешником, исполненным духовной нечистоты. Именно поэтому, произнеся: Если даже я праведен, то не подниму головы моей ( Иов. 10:15 ; Септуагинта), – страдалец, в соответствии с пониманием Златоуста, здесь как бы утверждает: «Какая польза... что я праведен, если для Него [для Бога] я нечист?» 638

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Но по какому же тогда поводу, если не ради духовного уврачевания их греховных поступков, приносил Иов жертву Богу за своих сыновей? По мнению Дидима, Иов совершал эту жертву отнюдь не по причине каких-либо их злых дел, но из-за самой возможности присутствия в их сердцах греховных помыслов: «за то, что они помышляли в сердце» 171 . Согласно с Дидимом пишет об этом и блаженный Иероним, допуская, что дети Иова, сами того не ведая, могли грешить в мыслях и что именно поэтому их отец по завершении седмичного круга устраивавшихся в их домах пиров в каждый восьмой день возносил за них всесожжение: «Писание требует считать грехом также неведение, почему и Иов приносит жертвы за сынов своих, чтобы по неведению они случайно не согрешили мыслью» 172 . Такое принесение Иовом жертвы за детей, как и позднейшее – уже по завершении страданий – за прогневавших Бога друзей (см.: Иов. 42:8–9 ), понимается Святыми Отцами как обладание Иовом особым даром ветхозаветного – еще прежде заключения самого этого Завета – священнослужения истинному Богу. Здесь Иов, по слову Златоуста, подлинно «делается священником»: ведь он «приносил жертвы за детей, приносит за друзей» 173 . Как предполагает здесь Златоуст, возможно, «в древности были священники нерукоположенные (χειροτνητοι), подобно Мелхиседеку» 174 ; одним из них как раз и был Иов. Впрочем, святитель Иоанн даже подчеркивает, что жертва Иова была скорее подобна не ветхозаветной очистительной, но, скорее, превосходящей ее жертве новозаветной – дарующей христианину уникальный дар внутренней духовной чистоты от греха. Он пишет: «Смотри [здесь] очищение [уже] не Моисеево, а апостольское: молитвами он [Иов] очищал их мысль, а не тело» 175 . Святитель Григорий Великий считает необходимым подчеркнуть и преобразовательный характер этих жертв Иова за своих детей. Он обращает внимание на то, что Иов совершал такие жертвы именно когда круг пиршественных дней совершался ( Иов. 1:5 ), то есть всякий раз – на восьмой день. По мысли Двоеслова, это «ясно показывает, что он [Иов], принося жертвы в восьмой день, чтил тайну воскресения. Сейчас восьмой день называется днем Господним. Это третий день со времени смерти Искупителя, но по порядку положения своего он восьмой, а также первый в недельном круге» 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010