Зазвонные колокольца Используемые в настоящее время на колокольнях православных храмов колокола делятся на несколько видов: 1. Праздничный (большой). 2 . Воскресный. 3. Полиелейный. 4 . Простодневный (будничный). 5 . Малый. 6 . Зазвонные колокольца разной величины. В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений, перед которыми этот звон совершается, различают несколько его видов: 1 . Благовест – это звон, при котором ритмично ударяют в один (обычно самый большой) колокол. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и к часам перед Литургией. 2 . Перезвон – поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. 3 . Трезвон – звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними. Трезвон бывает к Литургии. Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые «красный звон» и «звон в двои». «Красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение особого торжества. «Звон в двои» совершается перед малой вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после утрени и в других случаях. 4 . Перебор – погребальный звон. Производится по одному удару в каждый колокол от малого к большому, а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни. К торжественным богослужениям за благовестом сразу следует трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон, а за ним следует трезвон. На утрени бывает звон во многие колокола во время пения полиелея. Особые звоны выделяют важность совершаемой в данный момент части богослужения. После окончания праздничной и воскресной Литургии положен трезвон. Особыми трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. Звоны меняются в зависимости от того, какую службу в данный момент совершают в храме: одни звоны Великим постом, иные в прочие дни года, одни в праздники, другие в будни. Кроме того, существуют особые звоны к заупокойным службам. Часовни

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

С привнесением на русскую почву Западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре колоколонесущих объема. Во втором ярусе (апартаменте) располагались три больших благовестника “Царь” 4000 пудов, “Годунов” 1200 пудов и “Корноухий” 1017 пудов. Весь основной звон размещался в третьем ярусе (там он размещается и поныне). Выше, на четвертом ярусе, одиноко висит колокол „Переспор " , он же „Часовой " О пятом ярусе сказано, что там находятся колокола один по весу наподобие “Никоновского” (ок. 30 пудов), прочие же все мелкие. Все колокола этого яруса не действовали. Из истории звонов Лавры известно, что после развески всех колоколов на колокольне звонить слаженно, в ритме благовестника было невозможно Есть даже упоминание о визите митрополита Платона Левшина, при котором были завершены работы по обустройству Лаврской колокольни, в Ростов Великий Преосвященному очень понравились звоны ростовских звонарей, и он имел желание завести у себя такие же. Но из-за поярусной развески колоколов на Лаврской колокольне это не могло быть осуществлено. Тогда бы па сконструирована и построена машина, производящая звон в колокола первого яруса звона при помощи тяжелых молотов, но машина оказалась столь тяжела, что грозила сохранности сводов колокольни. По этой причине она была разобрана, и к колоколам вновь привесили языки (1760 год). Если было возможно, то все колокола на многоярусных колокольнях старались вешать в одном из верхних ярусов. Так было на колокольне Богоявленского собора в Елохове. Тогда звон получался слаженный в едином ритме благовестника, красивый и мощный Если же колокола находились на разных ярусах, то звон получался разнобойный, " ералашный " Часто звонари, пытаясь устроить звон в едином ритме на разных ярусах, применяли различные нехитрые приспособления. В Троице-Сергиевой Лавре, например, язык колокола „Переспор " при помощи блока подведен на нижний ярус звона к прочим колоколам. Известно, что в Серафимо-Дивеевском монастыре ритм большого благовестника также передавался к зазвонным колоколам при помощи педали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Звон церковных колоколов – это молитва в бронзе, зримая проповедь. А звонарь – это продолжение руки священника Александр Геннадьевич Ипполитов, руководитель школы церковных звонарей г. Иркутска «Благовестник», старший звонарь храма Спаса Нерукотворного образа, рассказывает: – Мелодичный колокольный звон пришел на Русь с принятием христианства. Звон колоколов сопровождает русского человека всю жизнь: от рождения (Крещение) до смерти (погребение). Звон церковных колоколов – это молитва в бронзе. Крайне важна связь колокольного звона и богослужения. Звонарь – продолжение руки священника. Через звон происходит благословение окружающей среды. Звоном слышимо доносится благодать. Колокольный звон обращен к сердцу человека, это зримая проповедь, затрагивающая глубинные истоки в человеке. Во время фестиваля звонари развиваются и духовно (посредством общей молитвы), и профессионально (обмениваются опытом друг с другом), что очень ценно. Звонари и прихожане вместе совершают духовное жертвенное дело ради памяти святителя Софрония Иркутского, ради открытой проповеди о Христе, которая осуществляется через крестный ход-сплав и колокольный звон. Станция «Благодатная»: сбор крестосплавцев, концерт, ночевка в храме Мы прибыли к месту старта за день до крестного хода-сплава. На единственной автобусной остановке в селе читаю: «Благодатная». Село Шаманка известно живописными берегами Иркута с разбросанными вдоль них домиками, но прежде всего – причудливыми скалами «33 богатыря» с темно-рубиновыми полосами-всполохами на фоне многоликого сибирского неба – излюбленное место туристов. Примечательный факт: по пути следования крестного хода-сплава целых три храма (один действует, два строятся), посвященных святителю Софронию Иркутскому: в Шаманке, Шелехове и Мамонах. И все три храма крестосплавцы посетят в ходе сплава, а в одном из них даже будет ночевка. Собственно, ночь накануне сплава мы и провели в маленьком благодатном храмике на станции «Благодатная», рядом со строящейся деревянной церковью во имя святителя Софрония. Женщины расположились на полу библиотеки, под домовым храмом, на карематах (туристический коврик, она же «пенка»), в спальниках.

http://pravoslavie.ru/149553.html

См. «Егорьевский звон», изображенный в нотах. Здесь в «Зазвонные» колокола на второй половинной ноте такта ударяют еще по четыре раза, а иногда и по два раза, и эти удары в первом случае представлены в осьмых нотах, а во втором в четвертных. В «Безъменнный» 11-й колокол (g’) ударяют в конце второй половинной ноты такта еще два раза, и эти два удара представлены в двух осьмых нотах. Последние два удара в «Безъименный» 11-й колокол называются и здесь пересечкой. Из книги А. Израилева: Ростовские колоколы и звоны Из книги А. Израилева: Ростовские колоколы и звоны Из книги А. Израилева: Ростовские колоколы и звоны Из книги А. Израилева: Ростовские колоколы и звоны Будничный звон производится одним звонарем следующим образом. Язык «Красного» колокола (g) притянут близко к одному его краю веревкою, которая другим концом своим привязана к низу железных перил колокольни. На эту веревку, в расстоянии одного аршина от перил, звонарь ставит левую ногу. В правую руку он берет соединенные веревки от языков «Зазвонных» колоколов. На локоть левой руки надевает петлю, имеющуюся на конце веревки от языка «Безъименного» 8-го колокола (с’), а в левую руку берет соединенные веревки от языков «Безъименных» колоколов 10-го (f’) и 11-го (g’). См. чертеж колоколов с надписью «Будничный звон». Звонит же он в эти 6 колоколов так, как изображено в нотах заглавием: «Будничный звон». При этом звоне колокол будничный «Лебедь» (s) не употребляется: в него только благовестят. «Звон будничный, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи», производится одним звонарем в 5 колоколов: в два «Зазвонные», да в «Баран» (е), «Козел» (as) и «Красный» (g). Языки от «Красного» и «Козла» притянуты к краям веревками, которые другими своими концами привязаны к верху железных перил колокольни, и язык от «Барана» также притянут веревкою, которая другим своим концом привязана к средине железных перил. У этой веревки, в расстоянии одного аршина от перил, есть петля; в петлю вложена одним концом деревянная доска. На эту доску звонарь ставит левую ногу, чтобы ударять в «Баран». В «Козел» же и «Красный» он ударяет попеременно, налагая на натянутые веревки их левую руку. А соединенные веревки от языков «Зазвонных» колоколов находятся у него в правой руке. См. чертеж колоколов с надписью: «Звон, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Много радости и сердечного умиления доставлял людям церковный звон в старину. Вот почему они и заботились, чтобы этот звон, прославляющий Бога, был «красен и благолепен». В с. Шалегоне 651 , Вятской губ., самоучкой-слесарем, крестьянином Дмитрием Ивановым 652 , устроен механический звон колоколов. Механический церковный звон звучит несравненно лучше самого хорошего звонаря вручную – звон выходит плавнее и мелодичнее. Изобретатель машины устроил звон всего за сто рублей из своего материала 653 . Протоиерей Аристарх Израилев и настройка колоколов В конце XIX столетия в России на строй колоколов обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев 654 , построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел. Прибор этот состоит из набора 56 камертонов и особого аппарата, подобного метроному. Гармонически построенные колокола протоиерея Израилева находятся на колокольне Зимнего Дворца 655 и на многих церквах Петербурга. Вот что рассказывает сам о. Израилев о своих работах: «После того, как мною изготовлены были акустическим способом и собственноручно три-четыре коллекции камертонов с различным их приложением и получены за них почетные награды на выставках – Московской Политехнической и всемирных – Венской и Филадельфийской, я начал думать, к чему бы мне еще приложить свои знания и труды по части музыки и акустики. Случай обратил мое внимание на колокола, употребляющиеся при церквах. Однажды привелось мне проходить в одном месте нашего города Ростова мимо большой толпы народа. Из любопытства я подошел ближе к этой толпе и увидел, что она окружила колокол, который провозили куда-то из Москвы. Колокол был не маленький и имел снаружи много рельефных изображений и украшений. Смотря на него, многие из толпы народа говорили: какой красивый колокол! Но тут же один простой мужичок возразил: «Красив!.. Да глас-то его каков? Глас-то?». Эти слова простого мужичка глубоко подействовали на меня, и на мысль мне стало приходить многое. Припомнилось мне, что кто-то особенно хвалил колокол, находящийся в монастыре Саввы Сторожевского или Звенигородского, по близости Звенигорода, Московской губернии, пожертвованный царем Алексеем Михайловичем; хвалили также большой колокол в Москве на колокольне Ивана Великого и еще другие в некоторых местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Грех против Церкви Думы о русской интеллигенции Заходит солнце, заливая пурпуром стволы берез и золотистую листву. Над Москвою гудит и медленно расплывается в воздухе колокольный звон: звонят ко всенощной. А р х а н г е л ь с к и й. Зазвонила Москва. До чего ж я люблю ее, братцы! О н у ф р и й. По какому случаю трезвон? А р х а н г е л ь с к и й. Завтра же воскресенье. Ко всенощной. М и ш к а. Молчи, молчи! Слушайте! (Издает грудью певучий, глубокий звук в тон поющим колоколам). Гууууу, гууууу… Г л у х о в ц е в (вскакивает). Нет, я не могу! Это такая красота, что можно с ума сойти. Оля Ольга Николаевна, пойдемте к обрыву. Г о л о с а. И мы, и мы. Да оставьте вы ваше пиво, Онуфрий Николаевич! (Все высыпают на край обрыва. Мишка со стаканом пива, Онуфрий держит бутылку и время от времени пьет прямо из горлышка. Слушают). О н у ф р и й. Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он (пьет). Священномученик Иларион (Троицкий) На «много дум» наводит эта небольшая сценка из драмы Леонида Андреева «Дни нашей жизни». Древняя столица православного русского царства тысячью голосов зовет во храмы на молитву, а группа молодежи, студентов, среди которых есть и бывший семинарист попович Архангельский, слушает этот «звон призывный» с обрыва Воробьевых гор. Правда, звоном восхищаются, но восхищаются звоном как явлением своеобразно эстетическим. Звон — лишь случайная интересная обстановка для загородного пикника, то же, что музыка в ресторане, и под звон церковных колоколов студенты пьют пиво, кто из стакана, а кто и прямо из бутылки. Может ли быть еще ярче описана духовная раздвоенность русской земли? Когда одни, услышав благовест, благоговейно крестятся и идут ко всенощной, — другие под звон колоколов пьют пиво на Воробьевых горах! Наша Русь может сказать о себе словами Фауста: Ах, две души живут в моей груди. Одна все отделиться хочет от другой! Времена великих народных потрясений, в роде тех, какие мы переживаем теперь, не должны проходить бесследно для народного самосознания, для врачевания народных недугов. Нельзя в настоящее время не размышлять над судьбами родной земли, не болеть ее недугами, не помышлять об исцелении этих недугов. Болезненная раздвоенность русской души очевидна всякому мыслящему наблюдателю жизни. Когда эта болезнь началась, как она развивалась, в чем ее сущность, как от нее избавиться? — на все эти вопросы нельзя не пытаться дать себе ответ всякому, кто хочет послужить родной земле.

http://pravoslavie.ru/5854.html

На Руси к колоколам относились как к одушевленным существам: части их называли, как и части человеческого тела: голова, плечо, язык (ударную часть колокола уподобили живому голосу), уши (приспособления, за которые колокол подвешивался), губа. Им давали имена («Сысой», «Голодарь», «Лебедь», «Игумен Исайя», «Баран» и др.); победители могли брать их в плен, то есть захватывать в качестве трофея, как это сделал великий князь Иван III, который после присоединения Новгорода к Московскому государству лично увез вечевой колокол как символ независимости новгородской республики. Колокол могли наказать за «провинности» кнутом, приказать сбросить с колокольни на землю и разбить на куски, отрубить язык. Например, в 1595 году, после гибели в Угличе царевича Димитрия последовал бунт, в результате которого толпа произвела самосуд над 15-ю предполагаемыми убийцами. После подавления бунта Борис Годунов наказал и колокол, в который били в набат: его били плетьми, отсекли язык, отрезали ухо и сослали вместе с бунтовщиками в Сибирь, в Тобольск. Колокольный звон на Руси был символом единения нации, он озвучивал все важнейшие события в государственной жизни наших предков. В былые времена звоном созывался народ на вече (народное собрание в Пскове и Новгороде); колокольным звоном встречали высоких гостей, например прибытие царя. В лихолетье набатным звоном призывали народ на защиту Отечества от нашествия иноплеменников. Каждая победа русского оружия отмечалась благодарственным молебном и ликующим церковным звоном. Набатным звоном оповещали население о пожаре или наводнении и прочих бедах. Звоном помогали заблудившемуся в ненастье путнику найти дорогу. Во все времена колокольный звон мог заставить человека задуматься о своих поступках. Зафиксированы многочисленные случаи, когда впавший в отчаянье человек решает покончить жизнь самоубийством, но, услышав колокольный звон, идет в храм и после его посещения отменяет свое пагубное решение. НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. На Руси в народе существовала уверенность, что колокольный звон отгоняет злых духов. Люди верили, что колокольный звон способен прекратить засуху и голод. Земледельцы были убеждены, что колокольный звон повышает урожайность. Запрещалось звонить в колокола только во время нереста (размножения рыб): не хотели тревожить рыбу. Некоторые документы свидетельствуют о том, что иногда колокола звонили сами по себе, что было, по мнению наших предков, предупреждением о грядущей войне или голоде.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/24/...

С привнесением на русскую почву Западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре колоколонесущих объема. Во втором ярусе (апартаменте) располагались три больших благовестника Царь 4000 пудов, Годунов 1200 пудов и Корноухий 1017 пудов. Весь основной звон размещался в третьем ярусе (там он размещается и поныне). Выше, на четвертом ярусе, одиноко висит колокол Переспор " , он же Часовой " О пятом ярусе сказано, что там находятся колокола один по весу наподобие Никоновского (ок. 30 пудов), прочие же все мелкие. Все колокола этого яруса не действовали. Из истории звонов Лавры известно, что после развески всех колоколов на колокольне звонить слаженно, в ритме благовестника было невозможно Есть даже упоминание о визите митрополита Платона Левшина, при котором были завершены работы по обустройству Лаврской колокольни, в Ростов Великий Преосвященному очень понравились звоны ростовских звонарей, и он имел желание завести у себя такие же. Но из-за поярусной развески колоколов на Лаврской колокольне это не могло быть осуществлено. Тогда бы па сконструирована и построена машина, производящая звон в колокола первого яруса звона при помощи тяжелых молотов, но машина оказалась столь тяжела, что грозила сохранности сводов колокольни. По этой причине она была разобрана, и к колоколам вновь привесили языки (1760 год). Если было возможно, то все колокола на многоярусных колокольнях старались вешать в одном из верхних ярусов. Так было на колокольне Богоявленского собора в Елохове. Тогда звон получался слаженный в едином ритме благовестника, красивый и мощный Если же колокола находились на разных ярусах, то звон получался разнобойный, " ералашный " Часто звонари, пытаясь устроить звон в едином ритме на разных ярусах, применяли различные нехитрые приспособления. В Троице-Сергиевой Лавре, например, язык колокола Переспор " при помощи блока подведен на нижний ярус звона к прочим колоколам. Известно, что в Серафимо-Дивеевском монастыре ритм большого благовестника также передавался к зазвонным колоколам при помощи педали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Как всякое произведение народного искусства, колокольня полифункциональна. Часто она играла роль подзорной башни, оборонительного сооружения. А в городе Порту (Португалия) она, например, до сих пор служит маяком 38 . Описываемый инструмент прошел длительную эволюцию параллельно с эволюцией самого колокола. Рождение качественно нового по сравнению с отдельным колоколом инструмента следует отнести к тому времени, когда колокол, слишком тяжелый, чтобы его держать в руке, стали подвешивать на столбе или деревянных козлах. Затем увидели, что на перекладине столба можно повесить два-три колокола, а на вершине столба появился небольшой защитный навес. Разумеется, от подобного сооружения до классической колокольни – дистанция огромного размера. Человек понял, что звон на двух колоколах богаче, чем на одном: можно не только закодировать большее количество сигналов, но и сделать их красивее. Поскольку звучание колокола зависит от рельефа окружающей местности и близлежащих строений, инструмент приобрел индивидуальное звучание, отличное от других экземпляров подобного типа. Увеличение числа колоколов и замеченная зависимость их звука от условий их закрепления привели к сооружению деревянной колокольни, а рост веса колоколов, и стремление к долговечности – к появлению каменной колокольни. Интересно заметить, что старинные церкви нередко сооружались без колоколен, пока звон не был столь значимым в общественной жизни и столь существенным моментом в службе. Позднее к ним нередко пристраивались колокольни 39 . С XIV в. в России появляются церкви «под колоколы», т. е. встроенные в нижней части колокольни, бывшей главной целью строительства. Не всегда возведение колокольни было связано с наличием подбора колоколов; существовали и колокольни с одним колоколом 40 . Звук с них разносился уже дальше, чем со столбов. В венгерских деревнях иногда вешали колокол на деревянную треногу или на дерево 41 . Крона гасила звук, но в небольших и малоудаленных друг от друга деревнях это было не столь существенно.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Издавая этот циркуляр, министр основывался на том, что во время эпидемий, частый похоронный звон вредно действует на психику населения, усиливая в народе панику и угнетая и без того упавший дух. «Само собой разумеется, – говорит циркуляр, – принимая меры в этих случаях, не надо впадать в обратную крайность и поражать народ совершенным запрещением колокольного звона, привычка к которому особенно сильна у деревенского населения». Далее, законом 4 марта 1896 г. колокольный звон запрещается в следующих случаях: «Когда допущение его могло бы произвести нежелательное действие на народные умы». «Запрещение может и даже должно быть произведено муниципальной властью, когда раскачивание колоколов угрожает общественной безопасности» (16, 24 августа 1790 г. и 19, 22 июля 1791 г.). «Во время гроз предпочтительно воздерживаться от колокольного звон и ограничиваться для возвещения церковных служб небольшим перезвоном». Хотя известный ученый Араго говорит, что научными исследованиями не доказано, чтобы колокольный звон был опасен во время грозы, однако комитет общественной безопасности не счел возможным согласиться с ним и признал колокольный звон во время грозы опасным. Этот комитет основывал свои соображения на следующем. Во время звона колокол, раскачиваясь, усиливает струю воздуха, идущую от колокола к звонарю, и так как воздух во время грозы бывает сырым, то представляет из себя прекрасный проводник для электричества. Следовательно, опасность для звонаря неизбежна. Другая опасность от колокольного звона во время грозы – это вибрирование воздуха, которое притягивает электричество к колокольне, уже и без того находящейся в опасности, как кульминационная точка. В 1718 году Десланд довел до сведения научной академии, что в ночь с 14 на 15 апреля в Бретани во время особенно сильной грозы молния ударила в 24 церквах, в которых в это время звонили, пощадив те, в которых не было звона. Приказом от 7 июня 1784 года парижский парламент запретил колокольный звон во время грозы, нарушение которого карается штрафом в 18 ливров; в случае же повторения проступка – 50 ливров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010