Продолжается набор на курсы звонарского мастерства при Даниловом монастыре 16 сентября 2015 г. 21:33 При Даниловом ставропигиальном мужском монастыре  г. Москвы продолжается набор на курсы звонарского мастерства. Проводятся занятия по базовой и полной программе. Начало обучения — 21 сентября 2015 года. К обучению принимаются лица православного вероисповедания в возрасте от 14 до 55 лет, желательна рекомендация от священника. Базовый цикл обучения составляет 2 месяца и включает в себя: 1. Практические персональные занятия с преподавателем на звоннице-тренажере с настоящими колоколами. 2. Самостоятельные занятия на звоннице-тренажере. 3. Теоретическую часть, лекции по темам: 4. Организацию 4 экскурсий на выдающиеся исторические колокольни Москвы и Золотого кольца. Полный цикл обучения Срок обучения — 3 месяца; полная программа обучения предлагается для выпускников Даниловской и других звонарских школ, для опытных звонарей без образования. При поступлении проводится тест по практике и теории звона для выяснения уровня поступающего. 1. Полный курс предполагает изучение русской исторической практики звона в различных ее направлениях: псковские звоны, ростовские, столичная традиция, звоны Троице-Сергиевой лавры. 2. Курс теории расширен дополнительными семинарами по историческим звонам и особенностям колокольного инструмента данных направлений. 3. Совершается 6 экскурсий на выдающиеся исторические колокольни Москвы и Золотого кольца, а также в музеи и на колокольный завод. В практических занятиях делается акцент на изучение исторических русских звонов. Ученики участвуют в праздничных монастырских звонах на исторических Даниловских колоколах, возвращенных Гарвардским университетом (США). По окончании обучения проводится экзамен, по результатам которого учащийся получает свидетельство (разное для выпускников базового и полного курса) или справку об окончании курсов. Выпускник базового курса сможет продемонстрировать умение исполнить все уставные виды звонов, не менее двух различных трезвонов, знание теоретической части. Выпускник полного курса, кроме перечисленного, сможет исполнить не менее четырех различных исторических трезвонов — по одному для каждого направления. Дополнительную информацию можно получить по телефонам: +7 (926) 927-21-28, +7 (985) 228-32-76. Звонки принимаются в будние дни с 09.00 до 19.00. Заявки на поступление принимаются по электронной почте: zvonar-kurs@yandex.ru , zvonar-kurs@msdm.ru . Страница «ВКонтакте»: http://vk.com/danilovbells . Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Нужно отметить, что курсы подготовки звонарей существуют не только при храмах, но и в консерваториях. Есть такое отделение и в Саратовской консерватории, под руководством профессора Александра Сергеевича Ярешко. Уже несколько лет он набирает студентов на факультатив по колокольному искусству. Всё начиналось в 70-х. Тогда он, совсем еще молодой педагог, увлекся колокольным звоном, по которому практически не было доступной литературы. Месяцами сидел в Ленинс кой библиотеке, выискивал сведения в изданиях XIX века. Затем взял магнитофон и стал объезжать европейскую часть России. Находил немногие действующие церкви, звонарей, беседовал с ними, записывал звоны. Александр Сергеевич встречался со звонарями, которые учились этому делу в ранней юности, еще до революции, и были носителями традиции русского колокольного искусства. Александр Ярешко изучал колокольный звон как музыку - с позиций искусствоведения, во взаимосвязи с изучением творчества русских композиторов, использующих звучание колоколов в своих произведениях. «Все великие русские композиторы, которых мы почитаем - от Глинки до Рахманинова и Свиридова - не обходились без колокольной музыки,- отмечает он.- Это то, что питало, цементировало их творчество, то, что давало им индивидуальность и особенность. Всё это наследие мы практически потеряли в ХХ веке, и восстановить его очень сложно. Но это не просто благородная задача - это необходимость для нашего и будущих поколений». Иногда у Александра Сергеевича спрашивают: «А зачем нашему храму колокол? Раньше у людей не было часов, поэтому он созывал на службу, а сейчас в этом нет необходимости». Такие вопросы его огорчают. «Ведь это не просто " часы " ,- поясняет он.- Колокольный звон - это зов свыше, который доходит до души человека. Некоторые сельские священники говорят, что пока в храме не было колоколов, приход был маленький. А только зазвучали колокола - стало приходить гораздо больше людей. Ведь сердце человеческое всё чувствует». Еще в 1990-х инициативу профессора Ярешко по изучению колокольного искусства в консерватории поддержал министр культуры РФ Ю.С.Мелентьев. Александр Сергеевич разработал специальную программу обучения. С первыми учениками он ездил в другие области за новыми знаниями и опытом. Сейчас таких поездок стало меньше, но уроки продолжаются по сей день. «На занятиях мы слушаем с ребятами звоны, записанные мною когда-то в разных городах,- говорит профессор.- У нас в консерватории есть своя небольшая звонница, полностью оснащенная. На факультативе студенты получают первоначальные навыки звонарного искусства. Нередко они увозят потом с собой эти навыки в другие города. Задача этих занятий - передать традицию, чтобы были в нашей стране ее носители. Тогда, дай Бог, она никогда не утратится насовсем».

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/31/s...

— Ваш звон — творческий и свободный. При этом в нем царит церковный дух. Наверное, именно это сочетание делает звон живым. — Совершенно верно. И не просто живым, а православным. СКАЗАНИЕ О РОЖДЕНИИ КОЛОКОЛА Звонарь-передвижник — Если Вы идете звонить, а на душе уныло, в жизни – неприятности? — Какое бы ни было настроение, я знаю: люди пришли слышать звон. Первый-второй такт звучания – и всё, я нахожусь в совершенно ином мире. — Я смотрела вниз с колокольни, когда Вы звонили, и видела, как гулявшие в «Коломенском» останавливались и зачарованно слушали. — Это моя задача – остановить человека. Они останавливались не от того, что их задержала ритмическая структура. Но потому, что их что-то заставило погрузиться в себя, в размышления. Человек не может не мыслить, и я ему помогаю: остановись и подумай. Перед установкой колоколов храма Успения в Архангельске — Сколько на сегодняшний день Вы установили колоколен? — 123 колокольни от Мурманска до Краснодара, от Белоруссии до Владивостока. — Да, вся Россия… А за ее пределами приходилось работать? — В Марбурге в Германии и в Швеции. Вот были художники-передвижники. А я звонарь – передвижник. — Вы упомянули о «петровском» развесе колоколов. Что это такое? — Это особое расположение и настройка колоколов, подвеска языков, натяжка струн, расположение звонаря, педалей. У нас никогда не было централизованной школы звонарей. Почему существующие сегодня центры обучения колокольному звону я считаю не очень правильными? Почему я езжу по России и сам всё делаю? Потому что заниматься нужно на месте: и развес колоколов осуществлять, и учеников обучать. На всех моих 123-х колокольнях развесы немного разные, соответственно и звоны на них разные и обучать звонарей нужно по-разному. — Есть такие звоны, которые Вы звонили и помните по сей день? — Каждый звон. Но особенно звон на освящении Софии Новгородской в 1991-м году. Это первый большой храм, который Святейший Патриарх Алексий освящал. — Сравним ли выход звонаря на колокольню с выходом музыканта-исполнителя на сцену? Вы волнуетесь, когда идете звонить?

http://pravmir.ru/kogda-zvonit-zvonar/

Наконец, нынешним летом и родная сторона о. протоиерея услышала у себя его гармонические звоны и радостным торжеством (которое и вызвало эти строки) приветствовала их первые звуки. Торжество состоялось в усадьбе сенатора, тайного советника Владимира Павловича Мордвинова – селе Ваулове Романово-Борисоглебского уезда. Владелец усадьбы, постоянно занятый благоустройством двух находящихся в ней храмов, устроил, между прочим, недавно при одном из них невысокую, изящную каменную колокольню-звонницу. 20-го минувшего июля на ней освящены были поднятые накануне 14 небольших сравнительно колоколов 662 , музыкально настроенных о. Израилевым – уроженцем того уезда 663 , в пределах которого находится усадьба, а 1-го августа должен был раздаться торжественный звон этих колоколов. Яркий, чистый звук благовестного колокола еще издали манил к себе слух, когда утром в этот день подъезжал я к с. Ваулову. Вслед за благовестом послышался скоро обычный пред началом литургии звон во все колокола. Местный псаломщик, наученный о. протоиереем, исполнил весьма удачно один за другим шесть звонов в различные тоны, в которые настроены колокола. Нельзя было не испытывать самой чистой, высокой духовной радости, слушая эту редкую, неслыханную музыку, и жалко как-то стало, что так скоро замолкла она... Небольшой храм во время литургии, которую совершал протоиерей Израилев в сослужении с 3 священниками, был переполнен молящимися. По окончании литургии устроен был крестный ход на воду. Гармонические звоны, чередуясь один за другим, снова услаждали собою слух, снова наполняли умилением душу. На этот раз они, казалось, были еще музыкальнее, еще художественнее. Глаза невольно поднялись вверх к звоннице и не могли оторваться от нее: так поразительна, так невиданна, редкостна была открывшаяся пред ними картина. На звоннице в роли звонаря стоял в камилавке, украшенный драгоценным кабинетским наперсным крестом, сам маститый виновник торжества и с чисто юношеским религиозным одушевлением и живостью исполнял один за другим свои звоны; а когда крестный ход вернулся в храм, он сыграл на колоколах гимны «Коль славен» и «Боже, царя храни». Чутко прислушивалась к этим звукам полутысячная толпа народа, окружавшая звонницу. На ее открытых лицах без большого труда можно было прочесть то удовольствие, умиление и радость, которые будили в этих простых сердцах лившиеся с колокольни одушевленные, мелодичные звуки... Когда утомленный о. протоиерей не без труда спустился со звонницы, вся толпа, как один человек, дружно хлынула под благословение к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На многоярусных колокольнях большие колокола подвешиваются на нижнем ярусе, поменьше на верхних. Такой порядок делает центр тяжести всей колокольни ниже, а значит ее более устойчивой к колебаниям и разрушению. Для более слаженного звона колокола стараются располагать на одном ярусе. 5. Акустика . Группы колоколов в русской традиции звона. Колокола в русской звоннице, делят на 3 группы зазвонные (маленькие), подзвонные (средние) и благовестники (большие), при этом один звонарь может управлять всеми колоколами при помощи системы управления звоном. Зазавонных колоколов в звоннице может быть 2, 3 или 4. Управляются правой рукой звонаря. Подзвонные колокола прикрепляются при помощи струн к столбику по левую руку звонаря и, соответственно, ей же и управляются. Благовестники управляются правой ногой звонаря при помощи педали (педалей), что традиционно для классической схемы развески колоколов. 6. Богослужебный звон . Звоны недельного круга богослужений. Вечер будних дней – Вечеря и Утреня . Перед службой благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон. После службы – трезвон. Утро – Литургия . Перед Литургией благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон. На Евхаристический канон (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») благовест 12 медленных ударов (с промежутком 20–25 сек). По окончании Литургии трезвон. Вечер субботы (накануне воскресного дня) – Всенощное бдение . К Вечере благовест (40 ударов, их них первые 3 долгих), затем трезвон. Перед Утреней (до Шестопсалмия) трезвон. Звон к Евангелию (до чтения Евангелия) – трезвон. После службы трезвон. 7. Элементы звона . Ярославская манера звона. Ярославские звоны размеренные. В Ярославской манере звона большое внимание уделяется подзвонным колоколам. Во время пауз на зазавонных колоколах подзвонные колокола исполняют следующий рисунок: 1(пауза)1213. На зазавонных трель, благовестник отбивает равные доли. 7 билет 1. Классификация колоколов . Очепной звон. Особенности звона, география.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4. Архитектура . Что такое кампанила и беффруа? Особенности размещения колоколов. Беффруа и кампанила типы европейских колокольных сооружений. Беффруа (от фр. Beffroi вечевая башня) первоначально служили сторожевыми башнями, где висел набатный колокол. Такая башня была символом свободы города. Постепенно в помещении башен стали размещать зал заседаний городского совета, место для хранения казны, документов, печати, торговые помещения. Так как внутри башен для всего этого не хватало места, то у подножия беффруа стали пристраивать специальное здание. Таким образом, постепенно беффруа превратилось в ратушу. Кампанила (от итал. campanile колокольня) квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило, отдельно стоящая от храма, прообразом таких колоколен послужили средневековые городские башни. Наиболее известной кампанилой является круглая Пизанская башня. 5. Акустика . Распространение звука колоколов на расстоянии. Большие колокола (благовестники) подвешивают в центре яруса, т.к. редкие колебания (низкие ноты) легче огибают препятствия (колокола в проемах и прочее). Зазвонные и подзвонные колокола развешивают в проемах для того, чтобы их звук лучше разносился с колокольни. На расстоянии звук колоколов постепенно затухает. Большие колокола можно услышать далеко, малые уже не слышно за 400–500 метров. 6. Богослужебный звон . Звоны на встречу архиерея. Перед прибытием архиерея редкий благовест (с промежутком 20–25 сек.) в благовестник соответствующий знаку богослужения. При подъезде архиерея к Храму (появление автомобиля) – трезвон до входа архиерея в храм (дом причта). При отъезде архиерея трезвон. 7. Элементы звона . Звон в двои. Звон в двои звон в два колокола постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола/ Приложение 11. Сборник партитур и нотных примеров Урок 1. Канонические звоны Урок 4. Зазвонные колокола Урок 5. Простейшие трезвоны Урок 7. Простейший звон Урок 8. Московская традиция Урок 9. Основы композиции Урок 10. Разнообразие зазвонных

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Колокольный звон для этих композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» – той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство 34 . Колокольный звон в музыке русских композиторов – это олицетворение России. Как один из национальных символов профиль колокола виден и в памятнике «Тысячелетие России», созданном к 1862г. скульптором Микешиным. Вся русская музыка тесно связана с хоровым пением, исходит из него. Для русского же хора характерна не всеобщая нивелировка голосов, а выпуклое использование их ярких и разнообразных тембров. Таким же был в России и принцип использования колоколов. Безусловно, самые знаменитые русские звоны были в Ростове Великом. Они всегда славились своей слаженностью, выражавшейся прежде всего в их ритмической стройности; к тому же три самых тяжелых из ростовских колоколов согласованы и гармонически, образуя домажорное трезвучие. Но для русских звонов не характерно гармоничное начало с его выверенным строем. Колокола зачастую собирались на одну звонницу случайно, изготовленные согласно разным канонам формы и из сплавов разного состава, а значит и имеющие неодинаковый тембр. Выдающийся звонарь 1920-х годов, так мечтавший сделать государственную концертную колокольню, отделенную от церкви, К. К. Сараджев, обладавший фантастическим слухом, на вопрос о том, на каких, в смысле подбора, колоколах он предпочитает звонить, отвечал, что ему все равно, подобраны ли колокола в музыкальную гамму или никакой гаммы не составляют. Он руководствовался только характером индивидуальности колокола. Для него не имело ни малейшего значения, если данный колокол с соседом своим давал диссонирующий звук. В колокольной музыке нет никаких диссонансов, как, впрочем, нет их и в народной песне 35 . Эту особенность колоколов очень хорошо понял и ярко показал во многих своих произведениях большой знаток народной музыки, гениальный русский композитор М. П. Мусоргский. В своем творчестве он не раз использовал подлинные колокольные звоны, а также имитировал их в фортепианном и оркестровом звучании. Сочетание диссонирующих (по классическим меркам) интервалов и аккордов Мусоргский не считал диссонансом для колоколов. В подтверждение такого мнения можно заметить, что, например, звон колокольни Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве не режет слух, хотя подбор колоколов там неудобен в смысле гармонической ясности и строя. На колоколах во время игры такой звукоряд слушается прекрасно и дает возможность звонарю составлять разнообразные и интересные композиции.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Колокола и звоны являются большой ценностью культурного наследия русского народа. В прошлом они составляли значительное явление в общественной жизни и народной культуре Русского Севера. Изучение их многочисленных и разнообразных функций в русской культуре позволит нам более глубоко понять корни национальной самобытности. В. В. Лоханский. Русские колокольные звоны В России издревле существовал особый инструмент для созыва горожан. Для этого употреблялась деревянная доска – «бло», в которую ударяли деревянной колотушкой – «клепалом». «Малое било» – это двухвесельная доска с вырезом посередине для держания ее левой рукой. В середине доска более толстая, к краям постепенно утончается. Сухие старые била (кленовые, буковые) дают разные звуки в зависимости от места удара (высота звука) и силы удара (нюансы). Отсюда и музыкальность инструмента 24 . Эта музыка у разных исполнителей имела множество вариаций. В частности, на Севере «клепали» гораздо медленнее, чем на юге. Мощные звуки колокола созывали горожан на вече. В случае военной угрозы «всполошный» колокол собирал народ для совместного отпора захватчикам. Колокольным звоном встречал народ героев-победителей – полки Александра Невского, Дмитрия Донского. В отличие от городов Западной Европы, в которых существовала большая концентрация жителей и потому часто издавались запреты звонить в часы отдыха, а также регламентировалось количество колоколов при каждой церкви, в России с ее необъятными просторами и значительной удаленностью селений друг от друга была острая необходимость в таком инструменте, который мог бы быстро оповестить большое количество людей в широкой округе. Поэтому-то на Руси и стремились отливать крупные колокола с низким сильным звуком, который был бы слышен очень далеко. Так, один из предшественников «Царя-колокола», отлитый в 1654 г. при царе Алексее Михайловиче, весил около 130 тонн и был слышен за 7 верст 25 . Колокола были единственным музыкальным инструментом, используемым в православном богослужении. К тому же они были вообще единственным на Руси монументальным инструментом, а потому использовались очень разнообразно. Один из западных путешественников, посетивших Москву в начале XVII в., писал о самом крупном московском колоколе: «В колокол этот звонят, когда царь справляет торжество, когда он принимает в замке чужеземных послов или веселится, звонят тогда в него (вместо литавр и труб) особенно радостным звоном» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

вместо: писать: 2. Для того чтобы сделать ноты как можно более компактными, предлагаю использовать известный всем музыкантам знак репризы, который может охватывать музыкальный отрезок от одного до нескольких тактов. А над этим фрагментом ставить цифровое указание о том, сколько именно раз он должен быть проигран: Если же над фрагментом стоит символ «-n», значит количество повторов данного такта (или группы тактов) ненормировано и зависит от ситуации. 3. Особое внимание в партитурах я уделяю направлению штилей. Предлагаю партию зазвонных колоколов всегда нотировать штилями вверх, партию альтовых и басовых колоколов – штилями вниз. Если же возникает необходимость раздвоения какой-либо партии, то здесь нужно употреблять знак «div.» и располагать штили вверх и вниз, исходя из надобности. 4. Для обозначения звона «в оба края» (прием, часто используемый при звоне в большие колокола) или «в очеп», предлагаю употреблять интуитивно понятный знак – двустороннюю лигу со стрелками: Все вышеперечисленные сокращения могут значительно облегчить работу с колокольной партитурой. В нотном сборнике, посвященном прошлому, настоящему и будущему колокольной музыки, представлены те образцы церковного колокольного искусства, которые я, как составитель, считаю интересными в исполнительском плане. Так, например, для освоения локальной традиции Троице-Сергиевой Лавры, небезынтересной является расшифровка звона игумена Михея (Тимофеева), которая произведенамною с видеозаписи, любезно предоставленной старшим звонарем Данилова Ставропигиального монастыря иеродиаконом Романом (Огрызковым). Также очень важным для понимания современной московской традиции в целом является расшифрованный мною звон В. И. Машкова, звонаря Новодевичьего монастыря в Москве. Оба этих звона находятся в разделе «Звоны Московского региона». Звоны Владимира Марьяновича Петровского, который является учителем нескольких поколений исполнителей, буквально незаменимы для начинающего музыкантазвонаря. Несмотря на то что я не публикую здесь его сложные авторские произведения, принцип его звонарской манеры полностью отражен в представленных учебных звонах. В. М. Петровский был первым звонарем, который виртуозно использовал связку из трех зазвонных колоколов, высоко подняв планку исполнительского мастерства и сформировав современные стандарты многих локальных традиций колокольной музыки.

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_book.ht...

В старинных обителях звоны передавались, вероятно, по традиции от одного поколения звонарей к другому. Так сохранился до наших дней знаменитый малиновый звон в Ростове Великом. Если судить по цитированным обиходникам, подобная традиция существовала и в Троицкой лавре, выработав здесь своеобразные звоны так же, как создались здесь своеобразные церковные напевы. Но и та и другая традиция в лавре угасла. Забвение прекрасных старинных лаврских распевов происходит на наших глазах, заменяясь безвкусным, решительно нецерковным, каким-то оперным пением; преемственность колокольной музыки начала порываться, вероятно, в прошлом веке, может быть в связи с тем, что в конце XVIII и начале XIX столетий много старых колоколов в лавре были перелиты или заменены новыми. И сейчас лаврские звонари при «звоне во вся» 301 исполняют красивые, звучные и богатые ритмические узоры на своих колоколах. Но в характере их звона нет ничего своеобычного. Такой звон или подобный каждый слышал с колоколен хороших церквей Москвы. Жаль, когда исчезают плоды творчества прошедших поколений, жаль в особенности, когда исчезают такие создания, не материализировавшиеся в вещественную оболочку, как пение или звон колокольный. Разрушенные здания оставят следы в фундаментах, которые через тысячелетия будут открыты и изучены археологами, как в Микенах или Вавилоне; исчезнувшие книги подадут о себе весть в цитатах – скольких мыслителей древности мы знаем только по выпискам из них, сохраненным другими авторами. Но звук колокольный, прогудев, растает в воздухе, и эхо не повторит его через века. 278 В приложении публикуется сборник «Троице-Сергиева лавра», подготовленный Комиссией по охране памятников искусства и старины Троицкой лавры в 1919 г. Тираж книги был уничтожен до выхода из типографии, остатки несброшюрованного тиража несколько лет хранились в лаврской библиотеке. В настоящее время сохранилось лишь несколько экземпляров книги. Отдельное издание см.: Троице-Сергиева лавра. М.: Индрик, 2007. 280 Авторская неточность: Юлий Африкан (160–240) никак не мог свидетельствовать о картине трех Странников в 314 г. По свидетельству Георгия Синкелла (Ecloga chronographica/Ed. A. A. Mosshammer. Leipzig, 1984. P. 123), Африкан рассказывал о том, что Мамврийский дуб «вырос, как говорят, из посоха одного из странников, принятых Авраамом». Что касается 314 г. и возможных ассоциаций, то в начале IV в. император Константин в послании к палестинским епископам велел прекратить языческий культ, который весьма пышно справлялся около дуба, почитаемого равно и язычниками, и иудеями, и христианами. По приказу Константина рядом с дубом была возведена базилика, а языческие изображения («идолы») и алтарь уничтожны. Но в источниках, описывающих эти события, не упоминается об изображении явления трех Странников. Подробнее см.: Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft/Neu bearb. von G. Wissowa und W. Kroll. 27. Halbband. Stuttgart, 1928. Sp. 962–965. –А. Г. Дунаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010