Закрыть itemscope itemtype="" > Звучащая история 23.07.2007 504 Время на чтение 10 минут В колокольне всё должно быть прекрасно: и архитектура, и колокола и... звонарь. Это человек, профессия которого даже не внесена в государственный реестр специальностей. Но, тем не менее, колокольный звон, слава Богу, сегодня можно услышать и в мегаполисе, и в маленьком селе. Есть колокола - есть и звонари. Хотя настоящих профессионалов пока еще мало. ...Председатель Общества церковных звонарей, старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь КОНОВАЛОВ уже давно соединил работу и хобби: все в его квартире напоминает о звонарском деле - большие и маленькие колокола и колокольчики ( " Часть их - для музея " , - признается он), чертежные листы с новыми проектами и даже стенные часы " с музыкой " . Путь в звонари - Игорь Васильевич, как Вы поняли, что быть звонарем - Ваше призвание? - В Православии существует понятие " Промысел Божий " ... Мне с детства нравилось звонить в какие-нибудь предметы. Трудно сказать, может быть, это генетическая память... Несколько позже, когда я был уже, что называется, в сознательном возрасте, мы с родителями ездили слушать звоны нескольких московских церквей. И мне это не просто нравилось, меня эти звоны завораживали. Через некоторое время у меня появился собственный магнитофон, с которым я лазил по крышам вокруг Елоховского собора, записывал звоны, а потом слушал. А когда начали выходить пластинки с колокольными звонами, мы всей семьей их собирали. - А на колокольню когда поднялись? Ведь в детстве-то наверняка о других профессиях мечтали... - Все получилось как-то само собой, вполне естественно, словом - Бог привел. Начинал я как звонарь Свято-Данилова монастыря. А в 1989 году при Издательском отделе Московской Патриархии по благословению Патриарха Пимена и под эгидой тогдашнего председателя Издательского отдела митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима образовалось Общество церковных звонарей. Первоначально у нас было две цели. Во-первых, собирание церковно-звонарского наследия. А во-вторых, об этом тоже важно сказать, в тот момент необходимо было противостоять музейной экспансии: музеи собирали церковные колокола, вешали их на музейные колокольни и устраивали на них свои музейные звоны. И всё это выдавалось за традицию, выпускались пластинки... Вот подобного рода разрушительной деятельности мы и решили противостоять.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

«Перезвон» на Патриаршем Подворье Русь Святая зовет, звон плывет, как встарь. Русь Святая живет, пока звонит звонарь. (Из песни иеромонаха Романа) Патриаршее подворье — храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово. 3-4 сентября в Москве по благословению Святейшего Патриарха Алексия II прошел фестиваль колокольного звона «Перезвон», органично вписавшийся в программу празднеств Дня города. В нем участвовали не только настоящие звонари, но и все желающие, включая самых маленьких москвичей (для них были установлены три переносные звонницы). Место проведения фестиваля — Патриаршее Подворье храма Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово — было выбрано не случайно. Конечно, практически во всех столичных храмах совершаются ежедневные богослужения, но далеко не в каждом храме прихожане слышат каждый день мелодичный перезвон колоколов, зовущий их на молитву. Еще издали, как только показались синие купола монументального храма, воздвигнутого в честь тысячелетия крещения Руси, я услышал праздничный трезвон и увидел, что некуда поставить машину. Это съехались звонари со всех концов Москвы и Подмосковья, а также из некоторых регионов. Фестиваль начался торжественным молебном, который возглавил ключарь храма — отец Олег (Воробьев). А дальше — выступления участников на основной звоннице храмового комплекса, их общение в «рабочей обстановке» и беседы за «круглым столом» по проблемам возрождения колокольного искусства в России. И снова звоны, звоны, звоны… - Мы не собираемся устраивать здесь соревнования звонарей, выявлять лучших, — говорит организатор фестиваля, директор московского «Колокольного центра» Виктор Шариков (мы застали его возле переносной звонницы, где он в последний час перед открытием фестиваля сам полировал до блеска колокол-благовестник). — Наша основная задача — побыть всем вместе в своем кругу, пообщаться, подпитаться ценным опытом. Всё началось четыре года назад в Звенигороде, с первого фестиваля «Перезвон», устроенного в Саввино-Сторожевском монастыре, рассказал он. Уже тогда ощущалась насущная необходимость таких встреч звонарей: ведь батюшки общаются на собраниях благочиний и епархиальных, у певчих тоже есть свой круг общения; а звонари чем хуже? Естественно, этим делом занялся «Колокольный центр», которому в этом году исполняется 10 лет.

http://pravoslavie.ru/353.html

Звоны «Преображения» - преображение души Заметки о XIII фестивале хоровой и колокольной музыки «Преображение» и III Международном конкурсе звонарей в Ярославле. Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем; отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию. Святитель Феофан Затворник «Казачья школа» звона в исполнении станичника Александра …Отзвучали хоры и колокола «Преображения», но хочется вновь вернуться к тем недавним августовским дням на древней ярославской земле, от которых тянется нить к  духовному возрождению России. Мы все потихоньку начинаем понимать, что дереву, лишенному корней, не выжить. И колокольные звоны – один из могучих корней нашей культуры и духовности. Это столь же важный и своеобразный вид национального наследия, как певческое искусство, иконопись, зодчество. На протяжении столетий создавалось и развивалось на Руси искусство звона – свободное от каких-либо догм и запретов, по воле и музыкальному чутью безвестных музыкантов-звонарей, выражавших душу народа. Музыка колоколов – и в творениях великих русских композиторов. Попробуйте убрать из них хоть один удар звонной меди – и исчезнет само одухотворение! Так и наш сегодняшний день немыслим без музыки колоколов… НАШ ЗВОНАРЬ АЛЕКСАНДР Звонарь Александр (Подольское благочиние Московской епархии) Позволю себе некоторое личное отступление. Последние два года, в мои редкие свободные часы, я обучался азам колокольного звона у Александра Гороховского, звонаря нашего прихода храма Успения Божией Матери в подмосковном Щапово (Подольское благочиние). Считаю, что мне крупно повезло: Александр - профессиональный музыкант, известный в свое время московский джазист, выступал с известными коллективами и сольными номерами. Одиннадцать лет назад он по воле Божией встретился с нашим настоятелем, отцом Георгием (Еварестовым), который сам имеет музыкальное образование и обладает замечательным голосом. И тот попросил Александра помочь ему с первым праздничным звоном по случаю поднятия колоколов на нашу звонницу в день Святой Троицы, заметив ненароком: «Вот увидите – и потом будете с нами!». Так и произошло. Александр остался звонарем, проходя самостоятельно и дотошно путь изучения звонного дела и совершенствования своего мастерства.

http://pravoslavie.ru/349.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Колокола, колокольные звоны Ветхозаветные времена колоколов не знали. В первые века христианской Церкви колоколов также не было. В Западной Церкви они появились и распространились в IV-IX вв., в Восточной - в IX-XII вв. На Руси они зазвучали вскоре же после принятия христианства, но широко распространились с конца XVI в., а в XVII-XX вв. они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания. В молитвах на освящение " кампана, си есть колокола или звона, " в части II Требника упоминаются семь серебряных труб, которые Господь повелел создать Моисею для созывания народа к жертвоприношению и молитве, для укрепления мужества войска во время войн. Эти серебряные трубы, в которые трубили израильские жрецы, потрясли стены враждебного Иерихона, так что не только " умными и одушевленными созданиями, " но и бездушными, " яко же Моисеевым жезлом и медяною змеею в пустыне, " Господь Бог властен творить преславные дела и чудеса " в спасение и пользу верных. " На этом основании освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днем или ночью возбуждались к славословию имени Божия и собирались в церковь; чтобы самый звон колокола воздавал славу Богу; чтобы звоном колокола освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы; чтобы этим звоном утишались и прекращались бури ветряные, грады же и вихри и громы страшные, и молнии; чтобы, наконец, слыша его, верные рабы Божий укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли " всем диавольским наветам, " побеждая их молитвой и славословием. Сам Господь Иисус Христос говорит, что при конце мира Он " пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их " (Мф. 24:31). Апостол Павел говорит о последней трубе, которая вострубит, о трубе Божией, при которой совершится изменение живущих людей в бессмертные существа и воскресение умерших (1 Кор. 15:52; 1 Фее. 4:16-17).

http://zavet.ru/obs/mx/fact/011kolokol.h...

Закрыть itemscope itemtype="" > Колокольня Иван Великий: 20 лет регулярных звонов 23.03.2012 725 Время на чтение 13 минут 20 лет назад, впервые после 1918 года, на Пасху 1992 года зазвонили колокола на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Кремлевский храм со знаменитой колокольней был посвящен автору «Лествицы», и в преддверии Недели преподобного Иоанна Лествичника главный звонарь Московского Кремля Игорь Васильевич Коновалов рассказывает о том, как он впервые поднялся на колокольню, каким образом начинались современные кремлевские звоны и о том, кто и как звонит на Иване Великом в наши дни. Фото И.В. Коновалова - Игорь Васильевич, когда Вы сами впервые поднялись на Иван Великий? - Уже более двадцати лет назад, 26 января 1992 года. - Начало 90-х - непростое время. Сложно было это организовать? - Практически невозможно. Во время празднования тысячелетия Крещения Руси, совместно с Издательским отделом Московской Патриархии Общество Церковных звонарей обратилось к директору музея-заповедника «Московский Кремль» Ирине Александровне Родимцевой с просьбой разрешить посещение колокольни, но никакого вразумительного ответа не последовало. Нам сообщили, что лестница на Иване Великом очень плоха, подниматься по ней опасно, так что только один раз в год на колокольню поднимается сотрудник Музеев Московского Кремля и смотрит, все ли там в порядке с колоколами. Примерно в то же время члены Ассоциации Колокольного Искусства во главе с ныне покойными с Юрием Пухначёвым и Иваном Даниловым, светской советской организации, которая занималась устройством колокольных звонов и изучением колоколов, пытались организовать звоны на колокольне собора Василия Блаженного и хотели, чтобы первый удар прозвучал с Ивана Великого, но и этой организации было отказано в просьбе подняться на кремлевскую колокольню. Прошло время, Предстоятелем Русской Церкви стал Святейший Патриарх Алексий II. И вот примерно за полгода то того, как я поднялся на Иван Великий, мне несколько раз виделось во сне, как я поднимаюсь к колоколам Кремля, иду по лестнице и вижу громадные колокола Ивана Великого у себя над головой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Праздничный трезвон в ИК-18 Новосибирской области ЖМП 11 ноябрь 2015 /  20 ноября 2015 г. 12:46 Дозвониться до небес Центр колокольного искусства в Новосибирске существует уже 18 лет. Всё началось в 1997 году, когда настоятель храма во имя Михаила Архангела священник Николай Соколов (а ныне игумен Владимир) вместе с кампанологом Ларисой Благовещенской решили создать в Новосибирской епархии школу колокольного звона. Когда в 2012 году она стала Центром колокольного искусства, у нее помимо школы звонарей уже был свой сайт, детская школа звонарей и музей. Кроме того, велась научно-исследовательская и просветительская работа, издавался журнал «Сибирская звонница», проводились филармонические концерты «Звоны России» и ежегодные пасхальные фестивали звонарского искусства Сибири. А еще сибиряки трижды побеждали в грантовом конкурсе «Православная инициатива», что позволило наладить выпуск журнала «Сибирская звонница»», приобрести дополнительно две передвижные звонницы, изготовить тренажеры колокольного звона и, самое главное, открыть звонарские курсы в двенадцати из шестнадцати исправительных колоний области. Колокол что миссионер: своим звоном он напоминает о Христе. «Это звуки проповеди и молитвы. Они приводят человека в такое состояние, в котором он вспоминает, что является чадом Божиим, что он создан по образу и подобию Творца, — объясняет руководитель отдела по тюремному служению Новосибирской епархии игумен Владимир. — Колокольный звон — это голос Господа, который зовет каждого к покаянию и молитве. Вот почему душа так торжествует под эти звуки. Всё земное меркнет, и остается только неописуемая, невыразимая радость. Это очень важно особенно для тех, кто испытывает чувство безысходности, оказавшись, в частности, в заточении». Жизнь в колонии — это боль и страдание. Отец Владимир не сомневается, что источник этой боли — грех, который терзает тело и душу. И подобно тому как евангельское слово, донося до человека ту истину, по которой страждет его душа, указывает путь исцеления, точно так же и колокольный звон преображает душу.

http://e-vestnik.ru/society/dozvonitsya_...

  разделы   рассылка  распечатать Александр Евграфов Священник Даниил Сысоев: " Сегодня до 70 процентов прихожан имеют искаженные представления о вероучении " Источник:  Православие и мир Шестой год храм св. мц. Татианы во время международных Рождественских чтений принимает у себя участников секции, посвященной вопросам миссии среди молодежи и взаимодействию с молодежной субкультурой. В этом году, правда, второй вопрос отошел на второй план. Однако это не помешало развиться дискуссии. Особенностью работы секции в этом году стало обсуждение миссионерского опыта Русской Православной Церкви за рубежом. И свои доклады на суд собравшихся представил заместитель председателя Синодального отдела РПЦЗ по работе с молодежью протоиерей Андрей Соммер. Отец Андрей особо отметил, что молодежи, даже получившей знания об истинных ценностях, о своей православной вере и культуре, трудно вести борьбу против соблазнов мира. Посему задача Церкви сегодня – продолжать опекать молодых людей и после окончания школы. " Молодежь может привлекать молодежь в духе братской любви. И сегодня мы можем рассмотреть возможность устраивать совместные проекты, к примеру, чтобы молодые люди не только принимали участие в восстановлении храмов в России, но и имели возможность посетить святыни за рубежом " , – подчеркнул отец Андрей. " Начиная с 50-х годов прошлого века, наши архипастыри начали замечать уход паствы. В это время они поняли, что надо меньше уделять внимания внешним духовным миссиям, а более сосредоточиться на выполнении внутренних духовных забот. В это же время были основаны Владимирские кружки, целью которых было попечение молодежи. Приходские церковные кружки сотрудничали с Синодом РПЦЗ, позже они были епархиальными молодежными комитетами. Русские, оказавшись за пределами родины, стали основывать приходы, строить храмы в разных концах мира: в Китае, Америке, Африке, Австралии. Купола русских церквей, колокольные звоны, крестные ходы свидетельствовали о Православии и привлекали людей других наций. Взрослым на работе, а детям в школе приходилось общаться ежедневно с инаковерующими, а то и вообще неверующими на языке других стран, и каждый, выходя из храма, уже являлся миссионером.

http://religare.ru/2_62501.html

Вспомним известные образные сравнения: икона – это молитва в красках, колокольный звон – молитва в бронзе. О тех, кто творил эту молитву на 88-метровой колокольне в годы возобновления Свято-Троице-Сергиевой лавры после Великой Отечественной войны, рассказывает порталу «Монастырский вестник» старший звонарь обители архимандрит Антоний (Зинин). Он – ученик легендарного звонаря игумена Михея (Тимофеева), написавшего как завет нынешним и будущим поколениям звонарей такие важные слова: «Русские колокольные звоны – это Благодатью Святаго Духа духовное созидание православного народа Святой Руси. Колокольный звон иногда называют наружним Богослужением, молитвой в бронзе, его синхронизируют со службой в храме с помощью колокольчиков-ясаков. Любые попытки механизации колокольного звона – от ленивства, в России это не прижилось, хотя попытки были. Когда звонарь обращается к колоколам напрямую с молитвой, звонит его душа, поэтому у каждого звонаря свой почерк». А у каждого человека – своя судьба. Ее, подчеркивает святитель Николай Сербский, согласно Священному Писанию, определяют два фактора: человеческое сердце и Промысл Божий. И это четко прослеживается на судьбах лаврских звонарей, вплетенных в судьбу лавры, по праву называемой центром русского Православия. Родные люди, дорогие имена Батюшка, у Вас в звонарском искусстве было немало предшественников. Наверное, чьи-то имена находят особый отклик в душе. Скажите, кого-то Вы стали считать родными людьми, несмотря на то, что никогда с ними не встречались и узнали о них лишь благодаря разным письменным и устным воспоминаниям? Отец Михей еще был жив, когда я задался целью создать свой музей, чтобы увековечить память лаврских звонарей, а также выдающихся хоровых дирижеров, поскольку у меня есть и клиросное послушание – я пою, управляю хором. Причем в музее мне захотелось представить не только одних лаврских дирижеров, но и тех, кого можно слушать бесконечно, и они не надоедают. Однако вернусь к нашим звонарям. Очень важно, что у нас существует преемство звонов с дореволюционных времен.

http://pravoslavie.ru/145406.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 5 расколов христианства К самому первому расколу можно отнести отделение от иудаизма. Изначально христианство существовало как иудаистская секта, за основу которой использовалось священное еврейское писание. Отношения стали ухудшаться уже в веке н.э. — иудеи не признали распятие Христа и часто натравливали на христиан мирных язычников. Что общего у науки и религии Главная задача этой статьи заключается в следующем: показать насколько рациональна, мудра, и изумительна в своем сходстве с наукой христианская религия. Особенности православных традиций на Руси В последнее время в нашей стране наблюдается повышенный интерес к исконным православным традициям Руси и это не может не радовать. Так, как уже давно известно, что нация может жить до тех пор, пока будет жить ее язык, культура, а система традиций передается из одного поколения в другое. Начало распространения христианства в Южной Корее Если сравнивать с другими религиями, то христианство можно считать новой религией в Южной Кореи. Распространятся там она начала в конце XVIII века. Причин отсутствия контактов между христианами и корейцам много. Медовый Спас в народных традициях Медовый спас — это празднество в первую очередь пчеловодов. В этот день, заламывали медовые соты и несли их в церковь для освящения. Празднуется он в первый день Успенского поста - 14 августа. Церковные свечи Люди часто любуются красотой церквей и храмов издалека. Слушают колокольные звоны, проходят мимо, наблюдая за теми, кто входит и выходит из дверей храмов. Зачастую многие чувствуют потребность быть там, в церкви. Православный пост Существует три особенно продолжительных православных поста. В период Рождественского поста православные христиане в течение сорока дней не принимают в пищу молоко и молочные продукты, яйца и мясо. Венчание у православных: полезные советы Венчание в церкви в православных странах не очень распространено в силу малой религиозности народа. Однако верующие считают непростительным жить вместе и не иметь божьего благословения на брак.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве звонят колокола из баварского Пассау 27.01.2024 126 Время на чтение 4 минуты Источник: Проза.ру Про все звучит венец металла, И поучителен им звон. Ф. Шиллер. Песнь о колоколе. Подъезжая воскресным утром к баварскому городу Пассау, расположенному на слиянии трех рек, слышишь звон церковных колоколов. В ударах колокола скрывается какая-то дивная сила, вливающая в сердце верующего человека небесную гармонию. Баварцы любят колокольные звоны и приписывают им способность не только отгонять бесов, но и очищать зараженный воздух. Впервые колокола появились не в Византии, а в Западной Европе. Сохранилось предание, где изобретение колокола в нынешней его форме приписывается святому Павлину в конце IV - начале V века. Однажды св. Павлин во сне увидел себя среди полевых цветов. Среди них были и знакомые нам колокольчики, якобы издававшие при легком дуновении заоблачно-волшебные звуки. После этого сна святой велел отлить колокола, форма которых напоминала полевой цветок. Известно, что в ветхозаветной церкви верующие созывались на богослужения не колокольным звоном, а звуками особых труб. К IV веку стали использовать била или кандии (деревянные доски), а потом и клепала - согнутые в полукруг железные или медные полосы металла. По одной из версий, само название " колокол " произошло от немецкого " Glocke " . Первые колокола в Германии клепали из листового железа. Использовались и так называемые кимвалы - бронзовые кольца, подвешенные за петлю. Такие кимвалы сегодня можно увидеть в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой горе Афон. В баварском местечке Хагенсбах сохранился с 1144 года самый старый колокол на территории Германии. Первоначально немецким колоколам давали мужские имена, а позже - только женские. Специалисты колокольного звона различают три формы колоколов: западноевропейскую, русскую и китайскую. Литью колоколов обычно предшествуют молитвы об удачном исходе дела. Об этом автоору рассказали в Пассау мастера колокололитейного искусства всемирно известной фирмы «Rudolf Penner GmbH & Co. Glockengisserei».

http://ruskline.ru/opp/2024/01/27/v_mosk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010