Служил тот, Кто все влечет сердца; И лишь раздался благословляющий глас, И Слезы полились из глаз. _____ Все смолкло, взор устремился благодарный, Туда – где Батюшка желанный Молитвы возносил – все горячей, И голос звучал – все мелодичней и сильней. _____ Скажите: откуда эта сила духа? Скажите: где берется такая мощь? Но можно ль объяснить словами, Что дается Небесами. _____ Но вот Он на амвоне Блистающий в светлом Ореоле; Ореол его – любовь! Весь мир объемлет та любовь. _____ Все в Нем было не земное, И кротость взора и улыбка доброты, И слово мудро-дорогое, В котором столько простоты… _____ И в память Мироносиц дня, Он вещал ко всем женам; Внемлите же – Златоуста словам, Берите же все от чудного огня. _____ Ах какая новь и глубина в словах. О если б так – много поучал, Какой бы рай – царил в семьях, И сколько б горя миновало. Е.М. 11 Речь идет о предполагавшемся переводе о. Серапиона из Московской Академии – в Казанскую, в виду предстоявшего перевода туда ректора Московской Академии архимандрита (впоследствии архиепископа Волынского) Антония. Вот относящиеся сюда указания самого о. Серапиона, найденные среди его бумаг и написанные на вчетверо сложенной четвертушке: † Заметки Отцу Валентину. 1) Хочу и я в Казань, но так, как порешит О. Ректор и О. Валентин. 2) Не диплом важен – а спасение, и не Епископство, а тоже спасение, и не Россия меня манит, а Св. Афон, и не мир, а Афонская пустыня. 3) А.И. Введенский и его отношение к диссертации: а) она д. б. не более 9-ти листов, в) она назначается для прочтения ВП. Сергием. 4)хочу побывать у Грота и поместить свою статью в «Вопросах Философии». 5) Кубышкиной послать 50 р. За август и октябрь, и сентябрь. Серапион Машкин. П.Ф. 12 Эта приписка сделана другими чернилами (синими, тогда как письма о. Валентина – все и данное – черными) и другим почерком, весьма напоминающим почерк о. Серапиона, – только более аккуратным и спокойным, чем о. Серапион писал точно. П.Ф. 13 Речь идет о переводе ректора Моск. Академии в Казань [см. 11 ] – Сообщение О.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

1Кор.12:13 .  Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. «Ибо единем Духом мы еси во едино тело крестихомся, аще Иудеи, аще Еллины, или раби, или свободни: и вси единем Духом напоихомся». Единым Духом все мы обновлены, одного и того же дара все сподобились в крещении, равно прияли отпущение грехов, одинаково причащаемся Божественных Таин. Поэтому одно составляем тело, хотя и различные имеем в оном члены. Ибо сие сказал Апостол словами: «во едино тело крестихомся»; то есть для того крестились, чтобы составить одно тело. 1Кор.12:14 .  Тело же не из одного члена, но из многих. «Ибо тело несть един уд, но мнози». Тело есть не простое нечто, но сложенное из многих частей. 1Кор.12:15 .  Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? 1Кор.12:16 .  И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? «Аще речет нога, яко несмь рука, несмь от тела: еда сего ради несть от тела? И аще речет ухо, яко несмь око, несмь от тела: еда сего ради несть от тела?» Апостол снова приявших меньшие дарования вразумляет сим не огорчаться, но любить дарованное. Ибо, если исполняешь ты должность не руки, а ноги и проходишь служение не глаза, но слуха, надлежит тебе знать, что и это необходимо телу. 1Кор.12:17 .  Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? «Аще все тело око, где слух? Аще же все слух, где ухание?» Если все тело станет иметь один член, самый досточестный, то оно, без сомнения, будет ни к чему не годно, как лишенное прочих членов. 1Кор.12:18 .  Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. «Ныне же положи Бог уды, единаго коегождо их в телеси, якоже изволи». И сего достаточно было, чтобы убедить огорчающегося возлюбить дарованное. Ибо если Бог разделил частям тела действенные силы, то не остающийся в положенных пределах прямо идет вопреки Положившему сии пределы. Впрочем, и сим Апостол показал равночестность Бога и Духа, потому что и о Духе сказал: «вся сия действует, якоже хощет», и о Боге: «положи уды, якоже изволи».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

9 . Итак, сначала Бог творит тело человека, до такой степени прекрасно сложенное во всей гармонии и силе, как это и необходимо было для получившего свое бытие от Бога и приготовленное для такого его великого служения; потому что, конечно, небо и землю и все что ни есть плотское должно было, как бы некие почетные начатки с их стороны, принести тому, кто был в этом отношении с великим преимуществом одарен. Поскольку же и этого не было для этого достаточно, выступил Сам Владыка и восполнил недостаток и взнос и, вместо сего, вносит Свою благодарность, имеющую быть использованной теми, которым она была дана, так чтобы каждый из вносящих элементов был принят при создании человека и он представил бы собою целый малый мир. И, вот, земля дает большую часть материи; при этом восприемлется вода (потому что это и есть «глина» ( πηλο ς)); 12 огонь же и воздух вносят величайший элемент силы, именно – жизнь, заключающуюся главным образом в них; при невозможности же ни для чего существовать непосредственно под противоположными друг другу элементами, простота (целость) небесных тел существует благодаря тому созвучию, которое существует между ними; так что, если бы кто сказал, что человек создан из этих (четырех) элементов для того, чтобы, будучи составленным из них, он все это познал, а не остался бы скорее в полном неведении о них, – тот сказал бы правду. И при создании человеческого тела Бог не только поставил целью, чтобы оно исполняло все свои функции, но и дал ему прекраснейшее расположение и вместе с тем подобающим образом уготовал его для всего: и члены и части тела, и сращенности их и суставы, и связи друг с другом, и благородное прямое положение тела, 13 и группу органов чувств, прекрасно функционирующих и в отношении друг друга и в отношении всего состояния тела, и все иное, вот, такого рода, в чем была нужда для энергий души, Он задумывает и таким образом приготовляет во всем светлый дом (тело) для светлой (души). 14 И при этом Бог дарует человеку бессмертие; но бессмертной Он создал только его душу; телу же дал возможность сохранить этот дар и быть для сего пригодным до тех пор, пока душа сохраняет свою святость; 15 ведь хотя оно само по себе и было составленным и потому должно было претерпеть распад, и ничего не было в его природе такого, что препятствовало бы разрушению, однако безграничная сила Создателя намеревалась даровать ему вечность: потому что, как оно было органом души, и иначе и не могло быть, – чтобы душа, находящаяся в теле, воспринимала внешние ощущения, получаемые от органов чувств, так и телу, с которым на короткое время душа должна будет разлучиться, было присуще быть соединенным с бессмертной душой (и в силу сего и самому стать бессмертным).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

В день Пасхи, радостно играя, Высоко жаворонок взлетел, И, в небе синем исчезая, Песнь Воскресения запел. И песнь ту громко повторяли И степь, и холм, и темный лес. «Проснись, земля, – они вещали, – Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес! Проснитесь горы, долы, реки! Хвалите Господа с небес! Побеждена Им смерть вовеки! Проснись и ты, зеленый лес! Подснежник, ландыш серебристый, Фиалка – зацветите вновь И воссылайте гимн душистый Тому, Чья заповедь – любовь». Кн. Горчаков Весть о Воскресении Иисуса Христа быстро распространяется среди учеников. Они еще не могут поверить, но предощущение чего-то нового, отрадного, неизреченного воцаряется в их душах. Близкие Христу люди в разное время посещают Его гробницу. Апостолы Петр и Иоанн входят в открытую пещеру и видят, что плащаница лежит сложенной, а рядом плат, которым была обернута голова Христа. Как же был отвален камень от Гроба? Об этом повествует только один евангелист Матфей: «На рассвете... сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» ( Мф. 28:1, 2–4 ). Именно ангел отворил гробницу, – но она была уже пуста. Христа в ней не было. Это-то и вызывало удивление учеников. Догадки людей могли бы быть бесчисленны. Однако на помощь нашему неведению приходит Сам Богочеловек. Воскресший Господь начинает открывать Себя людям. Сначала, согласно древнему преданию, Спаситель является Своей Матери. Как именно это совершилось, неизвестно – Богородица не разглашала заветных тайн Собственной жизни. Затем Христос предстает Марии Магдалине со словами: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ). Победив смерть рода человеческого, Христос называет Своих близких братьями – им теперь открыты двери к Небу. Далее Господь является еще большему числу женщин, возвещая: «Радуйтесь!..» ( Мф. 28:9 ). Пасхальная радость начинает охватывать все большее количество учеников. Спаситель открывает Свое Воскресение самым разным людям. Мир вам!

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Действительность Воскресения Христова подтверждается множеством фактов и свидетелей. •      Опустевший гроб, несмотря на беспримерные усилия иудейских вождей закрыть доступ к нему (печать, стража и т. д.). •      Наличие плащаницы и сложенного головного плата (от мертвого тела с засохшей кровью отделить их в целости практически невозможно, да и бессмысленно это делать, если бы тело выкрадывалось). Наличие плата и плащаницы на месте захоронения объяснимо только при действительности Воскресения Христова, ибо воскресшему Иисусу эти погребальные пелены уже не нужны. •      Свидетельства учеников, не готовых к принятию факта Воскресения (недоверие женам-мироносицам, сомнение апостола Фомы и т. д.), что говорит также и об их неспособности задумать и совершить кражу тела Иисуса с намерением убедить посторонних, что их учитель воскрес. •      Мнимая смерть Христа или летаргический сон исключаются, ибо имелось квалифицированное освидетельствование факта смерти на Кресте римскими воинами. Его тело было пронзено копьем для достоверности смерти, имелось множество тяжелейших ран, несовместимых с жизнью, и др. Кроме того, подобное лукавство не соответствует нравственному облику Спасителя, Который Сам вопрошал у иудеев: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Ин. 8:46 ). Если бы Христос не в действительности воскрес, а каким-то иным образом исчез из гроба, то ученики знали бы о таком лукавстве и не пошли бы на смерть ради Евангелия Христова. Именно полная убежденность в реальности Воскресения Христова и внутреннее благодатное укрепление от Него избавляло их от страха смерти. 5. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо стало ещё одним проявлением царственной власти Господа во время Его земной жизни. Это событие Он предсказывает ученикам ещё до Своих страданий: Увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде ( Ин. 6:62 ). Оно же описано евангелистом Лукой в двух Книгах Священного Писания. В Евангелии сказано: И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо ( Лк. 24:50–51 ). В Деяниях Апостолов говорится: Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:9–11 ). Итак, Вознесение Господне совершилось на Елеонской горе около Иерусалима видимым образом на глазах у многих учеников и является ещё одним свидетельством Его победы над грехом, смертью и адом, ибо до искупительной жертвы вечная блаженная жизнь с Богом была недоступна никому из людей. Он Своими страданиями устранил духовную преграду между человеком и Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Если этой старой поговоркой, сложенной еще темным народом, теперь так ищущим света, когда его уши при­клонены к книге закона, – отдаются «книги в руки попу», с тем чтобы он читал ему – народу из книги закона Божия внятно и присоединял толкование, дабы народ по­нимал прочитанное ( Неем.8:3–8 ): то, конечно и бесспорно, этой же самое поговоркой читатель и толкователь закона Божия народу освобождается от всех тех занятий, без которых ни город не построится, ни жители не на­селятся и не будут жить в нем,... от всего того, что поддерживает быт житейский. ( Сир.38:37–39 ). Когда наши первоучители, прелагая на славянский язык книги закона Божия, дошли до слов пророка Исаии: «еще не много, очень не много... и в тот день глухие услы­шат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (29:17–18), – с какой удвоенной ревностью стала трудиться эта «пара волов под ярмом» до падения друг за другом на борозде среди июля еще не до конца и не столь глубоко вспаханного, как бы им этого же­лалось! В эти минуты, как смеем думать и верить, пред их проникновенным умным взором предносилась картина такого будущего славян, когда если кому-либо из них, научившемуся читать, подадут книгу и скажут: «прочитай ее», – он не ответит: «не могу, потому что она запечатана» для моего разумения; и если передадут —266— ее другому с тем же приглашением: «прочитай ее», – и этот не отречется, говоря: «я не умею читать». ( Ис.29:11–12 ). Конечно и наши предки желали псаломски исповедоваться пред Богом своим и благодарить Его за то, что Он извлек их – чрез просветителей – из тинистого болота, поставил на камне ноги их и вложил в уста новую песнь. Сердцем они порывались сказать: «вот иду; я же­лаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой (или вернее желание знать и исполнять его) у меня в сердце». ( Пс.39:3–9 ). Но «гадания из древности» ( Пс.77:2 ) оставались не сбывшимися гаданиями, – рисовавшиеся картины карти­нами, – горячие желанья желаньями,... а действительность – действительностью... Прошла тысяча лет, краткая только пред очами Бо­жиими, как день вчерашний, когда он прошел ( Пс.89:5 ); но никак не краткая не только для единицы человече­ской, которой отмерена своя малая мера (ст. 10), а и для жизни народов...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И действительно ревностнейшие Апостолы Петр и Иоанн тотчас пошли ко гробу [ 23 ]. Они побежали оба вместе; но Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первым; наклонившись, он увидел лежащие пелены, но не вошел в пещеру гроба. Вслед за ним приходит Симон Петр, входит во гроб и видит пелены лежащие и плат, который был на главе Иисуса, не с пеленами лежащий, но особо в другом месте, — и всё сложенное в порядке. Тогда вошел и Иоанн, увидел, и, молча, уверовал, что Христос воскрес; так как если бы кто перенес тело Иисуса в другое место, то сделал бы это, не обнажая его равно как если бы кто похитил его, то не стал бы заботиться о том, чтобы снять плат, свить его и положить на другом месте, но взял бы тело в том виде, в каком оно лежало; да и смирна с алоем, употребленные Никодимом при погребении Христа, очень крепко приклеивают пелены к телу, — поясняет святой Иоанн Златоуст (Иоан.20:3–9)… — Но не с одинаковым чувством отошли Апостолы от опустевшего гроба своего Учителя: Петр, вместо веры, только с удивлением «пошел назад, сам в себе дивясь происшедшему» (Лк.24:12)… Когда в таком еще смутном и слабом настроении Апостолы ушли от опустелого Гроба Христова, к нему возвратилась опять Мария Магдалина. Дойдя до пещеры Гроба, она стала плакать и, безутешно скорбя, наклонилась (Иоан.20:11) в низкий вход пещеры, чтобы еще взглянуть туда, где был погребен ее Спаситель. И там видит, в белом одеянии сидящих, двух ангелов [ 24 ], одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: — Жена, что ты плачешь? Мария отвечает им: — Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его! Горе Марии было столь велико, что она не сообразила, что с ней говорят не люди, а ангелы, принявшие вид людей для облегчения ее горя светлым торжественным праздничным своим видом на месте печального погребения Христа, и она отвечает им всё теми же словами, какими говорила Апостолам об исчезновении из Гроба тела Христова. А ангелы, торжественным светлым явлением своим подготовляя Марию Магдалину к возвещению дивного воскресения Христова, однако не говорят ей, как прочим мироносицам, что Тот, Кого она с такою ревностью разыскивает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«...и оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:13–16; Ис. 9:1 –2). У Луки и Иоанна, в греческом оригинале, сказано географически определенней и нагляднее: не «пришел», а «сошел», «спустился» – с гор, из Назарета, в низину, на берег – в Капернаум. Пришел всей семьей, «малой церковью»: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его» (Ин. 2:12). Переселение объяснялось религиозным конфликтом: помните, при первых же словах Иисуса в назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне», – жители Назарета в фанатическом ослеплении пытались сбросить Сына Божия со скалы. Капернаум (Кфар-Нахум: «село Наума») в действительности представлял собой небольшой рыбачий поселок. Но, как подобает городу, был огражден четырехугольником городских стен – почти игрушечных: в 1000 шагов длины, 500 ширины. Благодаря положению на границе двух тетрархов – братьев Иродов, Антипы и Филиппа, а тем паче «на пути приморском» – римской Via Maris, военно-торговой дороге, соединявшей Кесарию Стратонову (на Средиземном море) и Дамаск, в городе была таможня. Таможенную пошлину, «мыт», взимал здесь с пересекавших границу «мытарь Матфей», призванный Господом будущий Евангелист. Был в городке и военный блокпост, во главе с римским центурионом – тем самым «капернаумским сотником», слугу которого исцелил Иисус. Вследствие небольших размеров, Капернаум в большей своей части раскопан и превращен в археологический музей-заповедник, который содержат францисканцы. Здесь все, как во времена Спасителя. Узкие улочки с тесными рыбачьими домами из темного базальта – и синагога, единственное светлое и величественное здание в городе, сложенное из плит белого, отполированного, как мрамор, известняка. Она, конечно, на два века «моложе», – воздвигнута в III в., перестроена в V в., – но стоит на месте той, евангельской, в которой учил Иисус, построенной для горожан центурионом («он любит народ наш и построил нам синагогу», – говорили Христу иудейские старейшины Капернаума).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Иосиф сказал: сделаю по слову твоему. И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели " . Многие малодушные люди, когда мы убеждаем их немного заботиться о погребении и не считать делом стоящим особенного попечения – перенесение останков умерших из чужой стороны в отечество, противопоставляют нам эту историю, и говорят, что и патриарх имел такую заботливость об этом деле. Но, как я уже заметил, надобно обратить внимание, во-первых, на то, что тогда не требовалось такого любомудрия, какое ныне, а далее – на то, что праведник этого желал не без цели, но, внушая своим сынам благие надежды, что они некогда, хотя не скоро, возвратятся в землю обетования. И что по этой причине делает он такое распоряжение, в том яснее убеждает нас сын его, когда также говорит: " посетит вас Бог, вынесите кости мои отсюда " (Быт.50:25). И что очами веры они предусматривали будущее, вот послушай, как он и самую смерть называет упокоением: " дабы мне лечь " , говорит, " с отцами моими " . Поэтому и Павел сказал: " все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались " (Евр.11:13). Каким образом? Очами веры. Итак, никто не должен думать, что это распоряжение [разумеется распоряжение Иакова о месте его погребения] было делом малодушия; но пусть и обстоятельствами времени и предвидением имеющего быть исшествия их освободить праведника от всякого осуждения. Ныне, когда с пришествием Христовым любомудрие возвысилось, всякий по справедливости осудил бы заботящегося о подобных делах. И пусть (никто) не считает жалким окончившего жизнь свою на чужбине, преставившегося от этого мира в пустыне. Не он достоин сожаления, а тот, кто умирает в грехах, хотя бы он кончил жизнь на своем ложе, в собственном доме, хотя бы в присутствии своих друзей. И никто не говори мне этих пустых, достойных смеха и безрассудных речей: такой- то умер бесчестнее пса – при нем не было никого из знакомых; не сделано ему и приличного погребения, а на сложенное от разных лиц иждивение устроено то, что нужно для погребения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Исх.22 « 1. Если кто-нибудь украдет вола или барана, если он их зарежет или продаст, он должен возвратить пять волов вместо одного и четырех баранов вместо одного барана. 4. Если украденное найдется у него в руках живым, вол ли это, или баран, или осел; пусть заплатит (за них) вдвое. 3в. Если у него ничего нет, то пусть продадут его (для уплаты) за украденное им. 2. Если кто застанет вора подкапывающим и ударит, так что он умрет, то кровь не вменится ему. 3а. Но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь». Увечья. – «Если вол, проходя по улице [Ungnad, Zeitschrift für Assyriologie und verwandte Gebiete, avr. 1904, p. 16 и Harper], кого-нибудь боднет и умертвит, то отсюда не может возникать судебного дела» (§ 250). «Если чей-либо вол имеет привычку бодаться, и об его наклонности к этому заявлено, а владелец не согнул ему рог и не привязал этого вола, и вол забодает сына свободного человека и умертвит Ис.21 . « 28. Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями, и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват. 29. Но если вол был бодлив, и хозяин его, быв извещен об этом, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти. 30. Если на него будет наложен выкуп, пусть даст —660— его, то владелец должен заплатить ½ мины серебра» (§ 251). «Если он умертвит чьего-либо раба, то должно заплатить мины серебра» (§ 252). выкуп за душу свою, какой будет наложен на него. 31. Сына ли забодает, дочь ли, поступать с ним по этому закону. 32. Если вол забодает раба или рабу; то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями». Дурное охранение чужого вклада. – Если кто-нибудь складывает свой хлеб на сохранение в доме другого, и хлеб подвергается порче, или владелец дома открывает житницу и берет хлеб или вообще оспаривает количество сложенного у него хлеба, тогда собственник хлеба должен перед Богом заявить притязание на свой хлеб, и владелец дома должен удвоить количество взятого им хлеба и возвратить его владельцу». (§ 120, перев. Шейля, измененный в последних словах: я перевожу с Джонсом, Гарпером и Пейзером слово ушташанама «удвоит» вместо «заместит»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010