Вид этого вестника сам говорил за себя, и страшная тайна сделалась известной всем. Престарелый первосвященник в это время «сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел, ибо сердце его трепетало за ковчег Божий». Но вот население пришло в страшное смятение, и «громко восстонал весь город». Девяностовосьмилетний первосвященник в тревоге спросил вестника, который как бы безмолвно стоял пред ним, не имея сил сообщить страшную тайну: «что произошло, сын мой?» – «И отвечал вестник, и сказал: побежал Израиль перед филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сыновья твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег взят». Последнего известия не вынес старец: лишь только вестник упомянул о ковчеге, как «Илий упал с седалища навзничь у ворот; сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел». Жена убитого Финееса, от ужасной вести, совершила преждевременные роды; когда окружающая ее женщины хотели утешить ее радостным известием о рождении сына, она была безутешна и, умирая, вопила не о своем погибшем муже, а о том, что «отошла слава от Израиля; ибо взят ковчег Божий», в горестное воспоминание о нем и сыну своему дала имя Ихавод, то есть «бесславие». И действительно, это страшное бедствие грозило не только бесславием, но и полною гибелью народу. Сам Бог оставил его теперь, и с ковчегом завета отходила от него не только слава, но и политическое существование, после чего должно было следовать рабство и полное уничтожение от торжествующих врагов. Когда совершилось погребение Илия и жены Финееса, представившей собою поразительный пример благочестия и религиозного патриотизма и в это темное и мрачное время, и когда уныние уже несколько ослабело, найдено было необходимым принять меры для обеспечения скинии и находящихся в ней принадлежностей и украшений. Ковчег, правда, был потерян; но в скинии оставалось еще много ценных принадлежностей, который дороги были народу вследствие их священности, древности и достопамятного употребления. Таковы были разные завесы, большой медный жертвенник всесожжения, жертвенник курения, умывальник, столь хлебов предложения и золотой светильник.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Для какой же цели повелел Господь людям иметь священные изображения, или Иконы? Цель употребления нами священных изображений состоит в том, чтобы, взирая на них, мы возносились умом и сердцем к тем святым лицам, которые изображены на иконах, так как иначе, по слабости воображения, мы не можем представить себе образа Господа Бога и святых Его. Не противоречит ли употребление нами священных изображений заповеди Господней: «не делай, себе кумира и никакого изображенья...» ( Исх. 20, 4 ). Нет, не противоречит. В означенной заповеди запрещается делать изображения только ложных богов, или идолов, и покланяться им как Богу. Нет ли в Новом Завете воспрещения изображать Бога? Нет. Если Господь запрещает покланяться изображениям вообще, то почему же мы кланяемся перед иконами? Мы кланяемся не иконам, а тем лицам, которые изображены на них. Такой наш обычай освящен примером Святых, которые кланялись перед священными изображениями. Так Иисус Навин, по сказанию Слова Божия, «пал на землю пред Ковчегом Господним» (I. Нав. 7, 6 ). А не грешим ли мы тем, что возжигаем перед иконами светильники и воскуряем фимиам? Нет, не грешим, ибо в этом случае мы поступаем согласно воле Господней. Господь повелел, чтобы первосвященник не прежде начинал молитву перед Ковчегом Завета, как «возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицом Господним, и благовонного мелко истолчённого курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь перед лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над Ковчегом откровения» ( Лев. 16, 12–13 ). « И если сынам Израилевым, – заповедал Господь Моисею, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник пред Ковчегом откровения. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» ( Исх. 27, 20–21 ). Как можно изображать на иконах Господа Бога, когда, по слову Священного Писания , «Бога никто не видел никогда» ( Ин. 1, 18 )? Мы изображаем Бога в тех образах, в которых Он благоволил открываться людям и которые Он Сам освятил Своими явлениями. Так Бога Отца мы изображаем во образе величественного старца, следуя видению пророка Даниила. «И видел я, – повествует пророк Даниил, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы его, как чистая волна» ( Дан. 7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

«Злодейственные руки дерзкого не умедлило поразить отсечением правосудие Бога, оградившего божественной славой честь одушевлённого кивота, в котором Слово сделалось плотью» (1 кан. Усп. п. 3, т. 2). Только в одном песнопении ковчег мыслится как прообраз Самого Христа: «Божественный ковчег носивши и скрижали завета, неописанного Сына Твоего Христа, Дево» (гл. 2, Нед. повеч. п. 8, т. 2). Гл. 25, 17 И да сотвориши очистилище покрóв от злáта чиста, двою лáктий и пóл в долготý, лáктя же и пóл в широтý Сделай также крышку из чистого золота: длина её два локтя с половиною, а ширина её полтора локтя и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки Гл. 25, 19 да сотворятся херувими, един от страны сея и другий от страны другия очистилища, и сотвориши двá херувима на обоих странáх сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях её Гл. 25, 20 да бýдут херувими распростирáюще крила верхý, соосеняюще крилами своими над очистилищем, и лица их ко другдрýгу, на очистилище бýдут лица херувимска и будут херувимы с распростёртыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов «И Христос (прообразом Которого было очистилище с херувимами), и воплотившись, – рассуждает св. Кирилл Александрийский , – тем не менее естеством и истинно есть Бог и Господь, имея раболепно стоящими вокруг Его даже самые высочайшие силы (ср. Мф.4, 11 ; Ин.1, 51 )» (тв. ч. 2, стр. 135, 153). А «поставление очистилища наверху кивота, – по его же мнению, – было образом того, что, по апостолу, „Бог Его (Христа) превознесе” ( Флп.2, 8–9 )» (ibid, стр. 154). Гл. 25, 21 и да возложиши очистилище на кивóт верхý, и в кивóт да вложиши свидения, яже дáм тебе И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе Гл. 25, 22 И познáн бýду тебе оттýду, и возглагóлю тебе с верхý очистилища междý двемá херувимы, иже сýть над кивóтом свидения, и по всем, елика áще заповем тебе к сынóм Изрáилевым

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

иконы. Правду ли толкуют сектанты? Нет, неправду. Если бы они знали Священное Писание , то увидели бы, что иметь св. иконы людей научил Сам Господь много-много веков тому назад. Когда Господь вывел из Египта евреев, то сказал им через вождя их Моисея: «Сделайте Ковчег из дерева ситтим.... и обложи его чистым золотом.... и сделай наверху его вокруг него золотой венец» ( Исх.25:1–16 ). Это и было тогда образом Господа Бога. Что Ковчег Завета (так его называли) являлся для евреев изображением Господа Бога, это видно из следующих мест Св. Писания: «Когда подымали Ковчег чтобы нести, Моисей, обращаясь к Ковчегу говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои», ( Числ.10:35 ) а когда Ковчег ставили, Моисей говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» ( Числ.10:36 ). Кроме Ковчега Господь повелел Моисею сделать изображение Ангелов, говоря: «И сделал из золота двух Херувимов: чеканной работы сделай их... И будут Херувимы с распростертыми вверх крыльями» ( Исх.25:1, 18–22 ). Когда Израильский царь Соломон устроил храм Божий, то также украсил его изображениями Херувимов. «И сделал в давире двух Херувимов из масличного дерева»,– повествует о Соломоне книга Царств ( 3Цар.6:23 ). «И вырезал на стенах Херувимов»,– добавляет книга Паралипоменон ( 2Пар.3:7 ) Когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, то не только не отменил священных изображений, но Сам ходил в храм, где были священные изображения и молился в нем. «И ходил Иисус в храме в притворе Соломоновом»,– повествует евангелист Иоанн ( Ин.10:23 ). Из этого ясно видно, что Спасителю нашему были и суть угодны священные изображения. Вот почему с самых первых дней у христиан вошло в закон делать священные изображения Господа во Св. Троице, Пречистой Богородицы, св. Ангелов и св. угодников. При этом христиане изображают Господа Бога в тех образах, в котором он благоволил открываться людям. Так Бог – Отец изображается в образе величественного старца, так удостоился Его видеть св. пророк Даниил. «И видел я,– повествует пророк,– что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на нем было бело, как снег, и волосы главы его, как чистая волна» ( Дан.7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Исх.25:13 .  Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом; Исх.25:14 .  и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; Исх.25:15 .  в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. Шесты назначены для того, чтобы носить ковчег завета, не прикасаясь к нему руками ( Чис. 4:15 ). Они всегда должны быть вдеты в кольца, за исключением того случая, когда нужно было закрыть ковчег покрывалами пред перенесением его на другое место ( Чис. 4:5–6 ). Исх.25:16 .  И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. В ковчег должно быть доложено «откровение», т.е. две скрижали ( Исх. 31:18, 34:20 ), которые будут даны ( Исх. 24:12 ). Исх.25:17 .  Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; Еврейское название крышки «капорет» (от глагола «кафар» – покрывать, делать невидимым, очищать), греческое λαστριον, славянское «очистилище» – дано ей потому, что семикратным кроплением на нее в день очищения достигалось очищение народа от грехов ( Лев.16:14–16 ). Исх.25:18 .  и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; Исх.25:19 .  сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; Образ библейских херувимов скинии с точностью неизвестен. Их можно считать тождественными с херувимами видения пророка Иезекииля ( Иез. 10:21 ). Херувимы были «чеканной работы», т.е. изображения их были выбиты из золота. Местом их помещения на крышке служили оба конца ее. Исх.25:20 .  и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. Крылья херувимов должны быть подняты кверху, но не в прямом направлении от крышки вверх, а в косом: при таком расположении они действительно «покрывали» крышку. Лица херувимов должны быть обращены одно к другому и в то же время к крышке; следовательно, головы их были наклонены к крышке ковчега. Как видно из устройства херувимов храма Соломонова ( 2Пар. 3:13 ), сделанных по образцу херувимов скинии, эти последние имели прямое положение: «стояли на ногах своих». О коленопреклоненном положении херувимов не может быть речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер, что более всего подходит к кипарису, и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега была 300 локтей, ширина 50 локтей, и высота 30 локтей 18 . Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу – в локоть ширины, для света и воздуха, а сбоку дверь. Он должен был состоять из трех ярусов, со множеством отделений в них. Последние предназначались для животных, которых Ной также должен был взять с собою (по семи пар чистых и по одной нечистых), а также и для жизненных припасов. «И сделал Ной все, что повелел ему Господь Бог». Несомненно, во время этой величественной постройки Ной продолжал вместе с тем «проповедовать праведность», особенно, когда это вызывалось присутствием любопытствующих и насмехающихся людей беззакония, приходивших смотреть на его построение. Но самой красноречивой и громкой проповедью было это самое сооружение. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждения покаяния и во время самого построение ковчега, но все было напрасно. Издеваясь над проповедью и грозным предостережением, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились и выходили замуж, до того, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» ( Матф. 24:38, 39 ). Ко времени окончания построения ковчега Ною было шестьсот лет, и тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и определенным количеством животных. «Ибо чрез семь дней, сказал Он, Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли». Ной повиновался и вошел в ковчег со своими тремя сыновьями Симом, Хамом и Иафетом, со своей женой и женами своих сыновей, захватив и всех отобранных животных, и «Господь затворил за ним ковчег». И вот, когда прошли и эти семь дней, прошел последний срок, данный для покаяния, «воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый (27) день месяца (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Когда нечестие потомств Каина и Сифа сильно умножилось, Бог повелел Ною: «проповедуй людям, чтобы они покаялись и исправились. Я даю им на исправление 120 лет». Но люди не слушали Ноя и продолжали жить по-прежнему. Тогда Бог со скорбию в сердце решил истребить род человеческий всемирным потопом. По повелению Божию, Ной построил ковчег, то есть большой корабль, вошел в него сам с женою и три сына его со своими женами и взял с собою всех птиц и животных, – чистых по семи пар, а нечистых по две пары. После этого сорок дней и сорок ночей шел сильный дождь; вода выступила из рек и морей и покрыла всю землю с самыми высокими горами. Все люди, животные и птицы, кроме находившихся с Ноем в ковчеге, потонули. Через сто пятьдесят дней вода начала убывать, и ковчег остановился на горе Арарат. Ной выпустил из ковчега ворона, чтобы узнать, насколько убыла вода, но ворон не возвратился в ковчег. Тогда Ной выпустил голубя; голубь не нашел для себя сухого места, так как вода была еще на поверхности всей земли, и прилетел обратно в ковчег. Через семь дней Ной снова выпустил голубя; на этот раз он вернулся со свежим масличным листом во рту. Спустя еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, но он уже не возвращался к нему, и таким образом Ной узнал, что вода сошла с земли. Спустя год от начала потопа, когда земля совершенно обсохла, Ной вышел из ковчега и прежде всего, принес благодарственную жертву Богу за спасение. Господь принял жертву Ноя, благословил его и его сыновей и дал обещание, что больше всемирного потопа не будет, знаком чего положил на небе радугу. После потопа Бог позволил людям употреблять в пищу не только растения, но и мясо животных. 6. Дети Ноя Благословение отчее утверждает домы чад (Прем. Иисуса, сына Сирах. 3, 9 ). После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного сока и спал обнаженный в своем шатре. Это увидел сын его Хам, посмеялся над отцом и рассказал своим братьям Симу и Иафету. Но братья взяли одежду, подошли к отцу, не обращаясь к нему лицом, чтобы не видеть его наготы, и покрыли его.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Кроме того, как полагают некоторые, Оза ухватился за Ковчег Господень не с должным благоговением к последнему. 2Цар.6:9 .  И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? «Ко мне» – в город Давида (ср. 2Цар.5:7,6:10 ). 2Цар.6:12 .  Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов. «Сделав Иерусалим политическим центром страны, Давид нашел необходимым сделать его и религиозным центром через перенесение сюда Ковчега Завета. Это требовалось, с одной стороны, для того, чтобы возвысить вообще значение города Давидова в глазах народа, а с другой стороны, еще более для того, чтобы под личным наблюдением царя придать всенародному богослужению надлежащий порядок и торжественную обстановку и тем оживить религиозный дух народа, видимо, упавший в последнее время ( 1Пар.13:3 )» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 152). 2Цар.6:14 .  Давид скакал из всей силы пред Го­с­по­дом; одет же был Давид в льняной ефод. «Давид скакал из всей силы пред Го­с­по­дом» – от полноты своего религиозного восторга. «Одет же был Давид в льняной ефод». См. пр. к ( 1Цар.2:18 ). 2Цар.6:16 .  Когда входил ковчег Го­с­по­день в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Го­с­по­дом, уничижила его в сердце своем. Мелхола – дочь Саула и жена Давида. См. ( 1Цар.18:20–23,25:44 ; 2Цар.3:12–16 ). «Уничижила его в сердце своем». Дочь Саула не способна была пережить и даже понять тот религиозный подъем духа, в котором находился в данный момент царь и пророк Давид. 2Цар.6:17 .  И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные. О сооружении Давидом Иерусалимской Скинии см. ( 1Пар.15:1,16:1 ). Первосвященником при новоустроенной скинии был назначен Авиафар ( 1Цар.22:20–23,23:9 ); при неразобранной же старой скинии, в Гаваоне, первосвященствовал Садок ( 1Пар.16:39 ). Таким образом, у евреев явились два первосвященника и два места богослужения, в противность предписанию с Синая. Но Давид не решался ни перенести в Иерусалим старую скинию, ни разобрать ее как ненужную, потому что опасался восстановить против себя жителей Гаваона и всего колена Вениаминова, и без того не расположенных к Давиду и, без сомнения, дороживших присутствием у себя этой святыни как памятником своего почетного положения среди колен при Сауле. Нужен был блеск иерусалимского богослужения, созданный постепенно Давидом, и подавляющее величие храма Соломонова, чтобы вениамитяне и другие сочувствовавшие им колена позабыли на время соперничество и примирились с уничтожением старой скинии. При Соломоне старая, гаваонская, скиния была разобрана и вместе с Давидовой сложена на хранение в помещениях при храме» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 155–156).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он принес первую весть об ужасном поражении Израильтян. В городе поднялся вопль. Илий, услыхавши вопль, спрашивал: «что значит это смятение?» Вестник поспешил предстать Илию и сказал о себе, что он сегодня же прибежал с битвы. Илий спросил: «что там случилось, сын мой?» Тот отвечал ему: «Израильтяне побежали от Филистимлян; в нашем войске страшное поражение; оба сыновья твои, Офни и Финеес, пали мертвыми, и ковчег Божий взят». Только что вестник упомянул о ковчеге Божием, Илий упал со стула навзничь к дверям, сломил себе шею и умер. Ему было уже 98 лет. Невестка Илиева, жена Финеесова, готовилась родить. Весть, что ковчег Божий взят, и что ее свекор и муж умерли, ускорила ее собственные болезни. Она уже не в состоянии была радоваться, когда сказали ей, что у нее родился сын; она могла только проговорить имя для новорожденного младенца: И-хавод, то есть нет славы, переселилась слава от Израили. Это были ее последние слова: она умерла с тяжкою мыслию, что ковчега Божия уже нет у Израиля. 1Цар. 6:1–7:1 Но ковчег и в пленении прославил имя Бога Израилева. Филистимляне принесли его в Азот, и поставили в храме Дагона, рядом с этим идолом. Но на другой день, когда они рано утром вошли в храм, нашли своего идола лежащим на земле пред ковчегом Божиим. Они подняли Дагона и опять поставили на свое место. Только на следующее утро, отворивши двери храма, Филистимляне увидали, что голова в кисти рук от идола лежат на пороге, а туловище его повержено пред ковчегом. И вскоре сами жители Азота почувствовали карающую руку Божию. На них появились опухоли, которые не давали им садиться; а на полях большое опустошение производили мыши. Тогда жители Азота пригласили в себе всех князей филистимских и спрашивали, что им делать с ковчегом Бога Израилева, Который так жестоко казнил и их, и Дагона, бога их? Положено было перенести ковчег в другой филистимский город Геф: но и Геф постигли те же казни. Жители Гефа препроводили его в третий филистимский город Аккарон: здесь появилась большая смертность; оставшиеся в живых поражены были болезненными опухолями; нивы пожираемы были мышами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Поэтому особенно берегись, как бы тебе не родить от них сыновей; ибо все те, которые от них родятся, не войдут в церковь Господню. Если ты хочешь рождать, то рождай в духе, ибо «кто сеет в духе, тот пожнет от духа жизнь вечную». Если ты хочешь обнимать, то обнимай премудрость и её называй своей сестрою, чтобы и она сказала о тебе: «кто исполняет волю Отца моего небесного, тот мой брат и моя сестра и моя мать» ( Мф. 12:50 ). Эта премудрость есть Христос наш Господь, которому слава и держава во веки веков. Аминь». Следует, впрочем, сказать, что не все мистико-аллегорические толкования Оригена так изысканны, как в приведенных примерах. Вот образец тех же толкований лучшего достоинства. Во 2-й гомилии на книгу Бытия (которая отчасти имеется еще на греческом языке) проповедник говорит о построении Ноева ковчега. «Попытаемся, после молитвы тому, кто один может снять покрывало с Ветхого Завета, говорит проповедник, отыскать духовный смысл повествования о величественном построении ковчега. Я полагаю, насколько мое слабое разумение достаточно, что потоп, который, в конец погубил тогдашний мир, есть образ кончины мира. Сам Господь указал на это в словах ( Лк. 17:26, 27 ): «как было во времена Ноя, так будет и во дни Сына человеческого. Тогда ели, пили, женились и посягали, до дня, когда Ной вошел в ковчег и пришел потоп и потопил всех их». Здесь он ясно указывает, что потоп, который был, и конец мира, который еще будет, имеют один и тот же вид. Как тогда дано было повеление строить ковчег и взять туда не только сыновей и своих присных (proximos), но и различного рода животных, так и нашему Ною, единому праведному и единому совершенному, Господу Иисусу Христу, сказано (dictum est) Отцом Его, чтобы он строил ковчег из дерев четырёхугольных и дал ему размеры, наполненные небесными святынями (sacramentis). И он соорудил ковчег и построил в нем клетки, в которых должны были помещаться различные звери. Таким образом народ, который спасается в церкви, подобен тем людям и зверям, которые были спасены в ковчеге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010