Апологетическое (основное) богословие 3119. Карпец В. И. Культура и Церковь : [Беседа с корр. журн. «Путь» Н. Ганиной]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 244–257. О смысле культуры (в частности, православной), о путях развития совр. кинематографа и др. 3120. Остроумов С. , прот. Отношение христианина к неразумной природе//Просветитель. 1995. 2/3. С. 276–284. О смысле христианского сосуществования человека с животным и растительным миром. Прот. Стефан Иоаннович Остроумов (1861 – после 1918 ?), магистр богословия. Перепеч. брошюры: М., 1898. 3121. Стрижев А. Н. Протоиерей Василий Зеньковский //Просветитель. 1995. 2/3. С. 36–46. Нравственное богословие 3122. Амвросий (Ключарев) , архиеп. Харьковский и Ахтырский. О причинах отчуждения от Церкви нашего образованного общества: (5 февр. 1891 г.)//Просветитель. 1995. 2/3. С. 111–113. 3123. Зеньковский В. В., прот. О христианском общении/В. В. Зеньковский //Просветитель. 1995. 2/3. С. 47–53. 3124. Каледа Г. А., прот. Семья как школа любви//Просветитель. 1995. 2/3. С. 53–57. 3125. Макарий (Петрович), архим. Из миссионерских советов осьмнадцатого века//Просветитель. 1994. 1. С. 226–228. Нравственные наставления миссионеру из авторского соч. «Об истинном христианстве». Архим. Макарий (Петрович, 1734–1766) – серб, переселившийся в Россию, настоятель Тверского Желтикова мон-ря. Аскетика 3126. Шленов В. Л. Старчество в России: Гл. 2: Первые подступы//Просветитель. 1995. 2/3. С. 116–144. Литургика 3127. Дергачева И. В. О значении Синодика в процессе православно-христианского нравственного воспитания//Просветитель. 1995. 2/3. С. 64–67. 3128. Тихомиров Т. С., свящ. О святом богослужении/Т. С. Тихомиров//Просветитель. 1995. 2/3. С. 90–94. Свящ. Т С. Тихомиров – автор кн.: На приходе: Священническая энциклопедия: В 2 т. М., 1915–1916. Гомилетика 3129. Михаил (Семенов), архим. Письма о проповеди: (Письмо 1)//Просветитель. 1994. 1. С. 20–26. Перепеч. с изд. 1905 г. Архим. Михаил (Семенов) впоследствии стал старообрядческим епископом (белокриницкого согласия).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Единственный действующий храм в г. Чердынь (закрывался только с 1940 по 1947 г.). Двухэтажная кирпичная церковь на высоком подклете с основным храмом, с двухъярусной звонницей-восьмериком над ним, полукруглой апсидой, трапезной и притвором в каждом этаже. Совмещает две церкви - зимнюю и летнюю, расположенные друг над другом. На первом этаже (теплом) размещается гл. храмовый престол Иоанна Богослова, на втором (холодном) - во имя Вознесения Господня. Соразмерно по одной оси размещены собственно храм, алтарь, трапезная и двухэтажная паперть обеих церквей. Упрощенная декоративная отделка фасадов, расцвеченная барочным завершением окон апсиды и части проемов верхнего этажа с семилучевыми цветками, точные пропорции придают храму неповторимую красоту и легкость. В интерьерах сохранились тябловые иконостасы 18 в., старые деревянные двери (на втором этаже). При осмотре храма установлены подписные и датированные иконы, выполненные чердынскими иконописцами Иваном Протопоповым (образ Стефана Пермского, 1794), Афанасием Головиным (образ Скобско-Печорской Богородицы, 1839) и его сыном Евфимием Головиным (образ Параскевы Пятницы, 1855). Ист.: РГАЦА. Ф. 214, Оп. 5, Д. 2224 (1912 г.), Д. 2336, Л. 21 - 22 (1917); ГАПО. Ф. 280, Оп. 3, Д. 219, Л. 1-2; Кировский областной архив, Ф. 237. Т. 1. Л. 41-42; Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина. 2558/3; Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841. Т. 1. 207. С. 397 - 398. Лит.: Берх В.П. Путешествие в города Чердынь и Соликамск: для изыскания исторических древностей. СПб: Печатано в военной типографии Главного Штаба его императорского величества, 1821. 234 с.; Вагнер Н. От Чердыни до Ныроба//Пермский сборник. М., 1860. Кн. 2, отд. IV (смесь); Грамота на построение церкви Иоанна Богослова в г. Чердыни//Пермские губернские ведомости. 1862. 36. С. 451; Дмитриев А. Историко-археологические очерки Чердынского края: По поводу столетия Пермской губернии//Календарь Пермской губернии на 1883 год. Пермь, 1883.

http://sobory.ru/article/?object=02967

/Константин Симонов «Живые и мёртвые», кн. 3, гл. 18 (1958-1970). - «Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства…/…/… и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, - терпением вашим спасайте души ваши» /Евангелие от Луки, 21: 10-13, 17-19/. Начальнику ФКУ СИЗО-3 ГУ ФСИН России по Ростовской области полковнику внутренней службы А.Ю. Колганову Каклюгина Николая Владимировича председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, кандидата мед. наук, врача психиатра-нарколога, федерального эксперта в сфере охраны психического здоровья населения России, в настоящее время заключённого под стражу, находящегося в ФКУ СИЗО-3 ГУ ФСИН России по Ростовской области с 23.10.2018 г. после подброса заранее расфасованных наркотиков так и неустановленными следствием лицами во время задержания 19.10.2018 г., подсудимого в рамках возбуждённого заказного уголовного дела, предусмотренного ч. 3 ст. 30 – п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ. Уважаемый Александр Юрьевич! 05.07.2019 г. сотрудником спецчасти СИЗО-3 в г. Новочеркасске Ростовской области мне была вручена копия в мой адрес прокурорского требования от прокурора г. Новочеркасска А.А. Косинова от 10.06.2019 г. за подписью заместителя городского прокурора Ширинова А.Ш. на имя начальника ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России, подполковника внутренней службы А.С. Пачганова с просьбой ответить на моё заявление от 23.05.2019 г. о нарушениях при оказании мне медпомощи в СИЗО-3 и ФК ЛПУ МОТБ-19 (исх. Однако, удивителен тот факт, что господин Пачганов уже ответил на моё заявление, причём совершил, казалось бы, невозможное с точки зрения здравого смысла – ответил тут же, мгновенно, 23.05.2019 г. См. Приложение 1 на 1 листе. Более того, мне был вручен ответ этим же днём сотрудником спецчасти, 23.05.2019 г.!!! Это подтверждает список исходящей/входящей документации от меня и ко мне по моему делу, заявлениям/жалобам/ходатайствам, с момента моего этапирования в СИЗО-3. См. Приложение 21 на 5 листах. Данный факт нуждается в оперативной проверке Вашими службами на предмет наличия коррупционных связей сотрудников учреждения с МСЧ-61 и лично с А.С. Пачгановым.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/23/prikaz...

Так как в притче о 10 девах Господь Иисус Христос изобразил Себя под образом жениха, пришедшего в полночь, то христиане, подражая мудрым девам, завели обычай освящать этот час молитвой, чтобы встретить Господа, бдящими. Полунощница состоит из псалмов 50-го и 118-го, изображающего блаженство людей непорочных, песни «Се жених грядет в полунищи…» и соответствующих молений. Утреня – это самая большая по объему и сложная по структуре служба суточного круга, состоящая из четырех частей, в которых наиболее полно осуществляются все элементы богослужения: и пение, и моление, и чтение, и богомыслие. Часы (5–8) Далее следуют маленькие службы суточного круга, одинаковые по своей структуре (начальные молитвы, три псалма, тропари, общая для всех часов молитва, и особая заключительная молитва в конце каждого часа.), которые установлены для того, чтобы совершать их именно в тот отрезок времени, с которыми связаны те или иные воспоминания и называются они часами. 3 час – это воспоминание сошествие Святого Духа на апостолов, 6 час – распятие Господа Иисуса Христа, 9 час – смерть Его кресте. Еще есть 1 час, но он был установлен, так сказать, «по случайному поводу» и поэтому не имеет конкретно с ним связанного воспоминания. Правда его наличие пытаются оправдать воспоминанием суда Пилата над Господом и не только этим, но содержание 1 часа ничего такого не предполагает. Дело в том, что он появился из-за усердия некоторых палестинских монахов, которые решили, что между утреней (в составе бдения) и 3м часом слишком много свободного времени и установили его совершение ( преподобного Кассиан Римлянин. Писания. Кн 3. Гл. 4 ). Сегодня 1 час стал практически постоянным приложением к Утрени. Но в этом качестве он не имеет особого значения и его в таком случае можно не совершать. Хотя если кому-то покажется крамольным такое мое предложение и захочется исполнить Устав полностью, то пусть тогда не забудет включить в свое келейное правило почасия или междочасия (упрощенный вид часов), которые Иерусалимский устав так же предписывает.

http://azbyka.ru/video/05-sutochnoe-bogo...

В церкви христианской в древние времена Пс.33 пелся за литургией во время причащения верующих (Постан. Апост. кн. 8 гл. 18). Причина такого употребления его заключается в словах 9 ст.: «вкусите и видите яко благ Господь», которые были прилагаемы к вкушению Евхаристии и доселе прилагаются к ней в песни: «благословлю Господа на всякое время» ..., обыкновенно полющейся на литургии преждеосвященных Даров после диаконского возглашения: «со страхом Божиим и верою приступите». В существующем составе богослужения псалом этот положено читать до 12 ст. на всенощном бдении при раздаянии благословенных хлебов и весь сполна на каждой литургии при раздаянии антидора, а также в заключение великопостной вечерни. Чтением его св. церковь поучает христиан благословлять и прославлять Господа не только в храме, во время церковного богослужения, но и вне храма, во всякое время, и преподает им наставление для приличного им и благоугодного Господу поведения в домашней жизни; в частности же при раздаянии антидора и благословенных хлебов – внушает, что раздаваемые им частицы освященного хлеба служат залогом обильных благословений Господа боящимся Его к уповающим на Него, и что они, при богобоязненной жизни, обращаясь к Господу в своих нуждах, не лишатся от Наго всякого блага, а даже будут иметь избыток земных благ, которыми могут длиться с другими нуждающимися (Толк. на Литург. Нечаева изд. 2 стр. 226). аломъ двд, внегда измн лиц сво пред и пст и иде, 1. Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился. 1 . Слав.-греч.-лат. выражение: внегда измн лиц сво... букв. с евр. переводится: когда изменил разум свой=халд., т.е. когда притворился безумным (=русск.); 70 толк. вместо разум употребили слово лице, потому что лице служит зеркалом души и своим выражением показывает разум иди неразумие человека, след. измени лице свое=изменил разумное выражение лица своего на безсмысленное. ( пст – перевод греч. πλυσεν αυτν, как читается в большинстве греческих кодексов (=Вульгата); но правильнее перевели Акила и 5-й перев. Экзапл Оригена : ξβαλεν αυτν (=Иерон. ejecit eum) т. е. он изгнал его, потому что евр. зн. изгонять и в других местах тех же кодексов всегда переводится словом κβλλω; ср. Быт. 3:24; 4:14 ; Исх.2:17; 11:1; 12:39; 23:31; 34:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше». Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий. Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» — Иоанна. Заканчивая предпраздненственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество». Читайте также — На Крещение Господне в сельском храме Предпразднество Богоявления Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-bo...

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше» Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий. Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» — Иоанна. Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество». Предпразднство Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

Латинские богословы 15 под браком, как таинством, разумеют супружеский союз, и потому утверждают, что это таинство совершают сами сочетавающиеся чрез изъявление взаимного согласия 16 , и что это изъявление согласия составляет главную силу и существенно – необходимое условие при бракосочетании (форму таинства) 17 . Но это несправедливо. Словесное обещание, если нс утверждено силою благословения, преподаваемого церковью в таинстве браковенчания, само по себе не может быть прочным и крепким, и, без содействия церкви, не может низвести от Бога на брачущихся особую благодать. Брачные союзы, заключенные без церковного благословения, древние учители, напр. Тертуллиан 18 , св. Амвросий медиоланский 19 , и др., считали блудом. Протестанты, как известно, не признают таинством ни брачного союза, ни его молитвенного благословения. 2 Преосв. Филарета, архиеп. черниг., – «Правосл. догмат. Богословие». Ч. 2, стр. 342–347. Чернигов. 1864. А. С. Хомякова – Сочинения богословские, стр. 14, 323. Прага. 1867. 9 Архим. Антоний – «Догмат. Богословие», стр. 385. Преосв. Макария – «Правосл. догмат. Богословие“, т. II, стр. 369. Преосв. Филарета, архиеп. черниг., – «Прав, догмат. Богословие“, ч. 2, стр. 350. 12 См. «Описание находящихся в Императорской публичной библиотеке старопечатных книг 1564 – 1640 годов“ к «Христ. Чтении“ 1857 года за август, сентябрь, октябрь и ноябрь. 14 Некоторые из наших духовных писателей (напр. свящ. К. Никольский – «Пособие к изучен. устав. богосл.“, стр. 574; свящ. Смолодович – «Литургика“, стр. 314) отсутствие вопросов о добровольном взаимном согласии жениха к невесты в последовании о второбрачных считаются особенностью сего чиноположения. Но это едва ли сделано с особенным намерением, а, кажется, произошло просто: включив эти вопросы в первое чинопоследование, не включила во второе. 17 Это учение вошло в западной России, как утверждает г. Неволин («Ист. гражд. зак.“, ч. 1, кн. 1, стр. 140), в нашу Кормчую (гл. 50). Читать далее Источник: Прот. Т. Серединский. Брак есть таинство//Христианское чтение. 1869. No 5. С. 689-694. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

1287. Большаков С. Н. Преподобный Нил Сорский //ВРЗЕПЭ. 1960. 36. С. 46–58. 1288. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв.//ИВ. 1999. Вып. 3–4. С. 89–152. 1289. Смолич И. К. Великий старец Нил Сорский : (К истории русского старчества)//АиО. 1998. 2(16). С. 164–172. 1290. Холмогоров Е. С. Святая равноап. княгиня Ольга//АиО. 1994. 3. С. 142–166. Петр, митр. Московский – см. 2571. 1291. Макарий (Веретенников) , архим. Преподобный Серапион Кожеезерский//БТ. 1996. Сб. 32. С. 5–14. Серафим Саровский , прп. – см. также ИУ. 1292. Басин И. В. Миф мощей прп. Серафима Саровского //Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 385–397; 4. С. 538–549. История обретения и почитания мощей прп. Серафима. 1293. Липеровский Л., прот. «Единое на потребу»: Прп. Серафим Саровский //ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 136–137. Оценка значения прп. Серафима для рус. святости и рус. истории. 1294. Рашко В. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево: Исследования и материалы: Беседы с Мотовиловым о Святом Духе/Пер. с англ.: О. Вагнер; Примеч.: И. В. Басин//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 398–402. 1295. Сенык С. Иное монашество: прп. Серафим и дивеевская община/Пер. с англ.: С. Калинина//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 550–564. Сергий Радонежский, прп. – см. также ИУ. 1296. Алексий (Кутепов), архиеп. Тульский и Белевский. Преподобный Сергий как русский идеал святости/Архим. Алексий (Кутепов)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 183–193. 1297. Андроник (Трубачев) , игум. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников//БТ. 1989. Сб. 29. С. 225–253. 1298. Епифаний Премудрый . Житие и жизнь преподобного отца нашего Сергия/Предисл.: свящ. А. Просвирнин [архим. Иннокентий]//БТ. 1973. Сб. 11. С. 210–239. 1299. Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства//ХЧ. 1992. 7. С. 85–99. 1300. Федотов Г. П. Преподобный Сергий Радонежский/Пер.: Н. А. Егоров//ЦиВр. 1992. 3. С. 1–25. Гл. из кн.: Fedotov G. P. The Russian Religious Mind [=Федотов Г. П. Русская религиозность]. Vol. 2. Cambridge (Massachusetts), 1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Весь состав Св. Писания или, по выражению бл. Иеронима, " священная Богодухновенная библиотека " разделяется на две большие части: 1) книги Ветхого Завета, явившиеся до Р.Х. и приготовлявшие мip к принятию Спасителя, написанные языком того народа (еврейского), который был призван послужить хранителем Откровения, и затем, пред пришествием Христа, особливым устроением Божиим, переведенные, к сведению всего человеческого рода, на всемирный язык времени - греческий, и 2) книги Нового Завета, изображающие пришествие в мip Сына Божия, Его учение и основание Им христианской Церкви, также изложенные на греческом языке, известном в то время и евреям. Книги как Ветхого, так и Нового Завета по своему содержанию весьма разнообразны, поколику разнообразны и духовные дарования людей, требовавшие водительства Божия. В частности, книги Ветхого Завета, кроме учения, обнимают и историю богоизбранного народа, хранителя Завета. Тем не менее книги Ветхого и Нового Завета имеют самую тесную между собою связь и единство. " Посредством последовательных Заветов, Ветхого и Нового, род человеческий постепенно должен был достигнуть спасения, ибо спасение одно, как и Бог один, но много ступеней, приводящих к Богу " (Ириней. Против ересей. Кн.4. Гл.9, 3). " Во все время истории человечества были две знаменитые перемены жизни, которые называются двумя Заветами, двумя потрясениями земли: одна перемена от идолов к закону, другая от закона к Евангелию. В отношении к Богословию Ветхий Завет явно проповедывал Отца, менее ясно Сына; Новый Завет явил Сына и показал торжество Св. Духа " (Григорий Назианзен. Пять слов о Богословии. Слово 5). " Если кто внимательно станет читать Писания Ветхого Завета, тот найдет в них речь о Христе и предъизображение нового призывания. Ибо Писания суть сокровище, сокрытое в мире, а сокровище, сокрытое в Писаниях есть Христос, Который изображался тогда посредством образов и притчей, ибо то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010