24. hom. in Jer. (Беседы на кн. Иеремии) 2.1( GCS vol.6,1901 р.17.8-16; М 3.277В,С). 25. Августин, блаженный. О граде Божием. Кн.13. Гл.XIV. 26. Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь. С.74. 27. hom. (Беседы) 9.7 (M. 31.344C). 28. gent. (Слово против язычников) 2 (М. 25.8В). 29. hom. (Духовные беседы) 12.8 (М. 34.561А). 30. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. Б.12.6. 31. hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 15.3 (М. 53.122). 32. serm. in Gen.6 (Слово на кн. Бытия, 6-е) 1 (М. 54.606). 33. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 1.9 (М. 73.128С). 34. serm. in Gen. (Слово на кн. Бытия, 6-е) 1 (М. 54.605). 35. Там же 7.2 (609). 36. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Т.2(5). С.53. 37. Autol. (К Автолику) 2.25 (М. 6.1092А). 38. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.424. 39. exp.in Ps. (На Псалмы) 3.1 (М. 55.37); hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 14.5 (М. 53.116-117). 40. Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.365. 41. Там же. С.344. 42. haer. (Пять книг против ересей) 4.38.1 (М. 7.1105С). 43. Там же 4.38.3 (1108С). 44. Иоанн Кронштадтский, праведный. Моя жизнь во Христе. С.196. 45. Там же. С.193,194. 46. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. С.287. 47. Там же. С.288. 48. Цит по: Андроник (Трубачёв), иеромонах. Указ. соч. С.66. 49. Симеон Новый Богослов. Творения. В Т.2. С.83. 50. Троицкий С. Христианская философия брака.//Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.135. 51. Там же. 52. Иннокентий Херсонский. О человеке//соч. Т.10. С.78. 53. Проблема эмансипации, т.е. освобождения женщины от порабощения мужчиной, носит не только личностный, социальный и политический характер, но и религиозный. В христианстве нет реальных оснований для оправдания женской порабощенности в мире. Ибо библейские " влечение " и " покорность " не есть внешняя сила, но внутренний вектор. Женщина, если будет покорна мужу, будет поступать благочестиво и боголюбиво, но заставить ее к этому муж не имеет права, ибо это добровольный акт, добродетель. Падение религиозности и даже секуляризация довели проблему эмансипации до крайности. Женщина не только стремится освободиться от зависимости от мужчины, но и приобрести мужской образ жизни (ведь не может же быть среднего рода), и даже отказаться от мужчины совсем - это феминизм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Таковы в общем выводы автора. К сожалению, не все они в равной мере убедительны. Но это зависело уже не от сущности дела – кирилло-мефодиевское наследие в паримейном отделе глаголических текстов, несомненно, есть – а частью от скудости глаголического материала, частью, и главным образом, от слишком поверхностного отношения г. Нахтигаля к рукописному кирилловскому материалу, которым он не воспользовался в должной степени и как следует 84 . III Библейская книга, в которой я намерен наблюдать литературное наследие свв. Кирилла и Мефодия, есть кн. Бытия пр. Моисея, изучаемая мною в настоящее время в другом месте и доступная почти во всём разнообразии её кирилловских четьих списков 85 . Кирилловский текст кн. Бытия дошёл до нас в двух видах: сокращённом и полном. Сокращённый текст находится в паримейнике, богослужебной книге православного обряда, давно однако вышедшей уже из церковного употребления и сохранившейся во многих списках, из коих один восходит даже к XII в. (Григоровичев), прочие главным образом – к. XIII и XIV в., редко – к XV или XVI ст. 86 . Полный текст кн. Бытия дошёл до нас в так называемых четьих списках, служивших для домашнего, вообще частного употребления 87 . Таких списков в настоящее время мне известно 32; все они сравнительно позднего происхождения, так как только один из них относится к XIV веку, все же прочие к XV–XVI вв. Текст кн. Бытия, имеющийся в паримейнике, по объёму составляет не более четьего или полного текста. В полном составе в паримейнике находятся только первые девять глав и 50-ая, последняя глава кн. Бытия, да и то с изъятием гл. 5:25–31 и гл. 7:10; остальные главы кн. Бытия были совсем не известны паримейнику (целых 22 главы, именно: 16. 19. 20. 23–26. 29. 30. 33–42. 44. 47. и 48-ая) или вошли сюда только в извлечениях, нередко весьма кратких (так, напр., из 10-ой главы, заключающей 32 стиха, паримейник заимствовал только два стиха: 1-ый и 32-ой). Далее, паримейный текст книги Бытия отличается от полного последовательностью чтений. Внутренний порядок стихов в каждой главе, известный четьему Бытию, тут иногда нарушается: в одних паримьях библейский текст составлен из кусочков разных глав, в других стихи известной главы стоят в ином порядке, чем в четьем тексте; такова, напр., паримья, читавшаяся накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) и имеющая такой вид: гл. 17:15–17, 19; 18:11–14; 21:1–8. Но этим отличие паримейного текста от четьего или полного ещё не ограничивается. Между ними есть другое, более крупное и существенное отличие – в самом переводе текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

40 Греч. πλρωμα – полнота. 41 От греч. μοναρχα – единоначалие (от греч. μνη – одно, ρχ – начало. 42 В богословской литературе встречается и другое именование монархиан — антитринитарии, которое происходит от греч. ντι – против и лат. trinitas – Троица 43 От греч. δυνμει – сила. 44 От лат. modus – образ, облик, мера, вид – преходящее свойство, присущее объекту лишь в некоторых состояниях в отличие от атрибута – постоянного свойства объекта. 45 От греч. τρπος — облик и μοναρχα – единоначалие. 46 От лат. ратег – отец и passio – страдание. 47 Субординационизм (subordinatio, от лат. sub – под и ordinatio – упорядочение, приведение в порядок) – система подчинения низших высшим, младших старшим. 48 Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. 49 Греч. μονς — единица, единое, неделимое. 50 Греч. τρας — троичность, троица, единство трех. 51 Иоанн Дамаскин , св . Источник знания//Полн. собр. творений. СПб., 1913. Т.1, гл.39. С.87. 52 Иоанн Дамаскин , св . Источник знания//Полн. собр. творений. СПб., 1913 Т.1, гл.39, С.89. 53 Феодорит Кирский, блаж . Диалог 1. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. С. 31. 54 Василий Великий, св. О Святом Духе к св. Амфилохию, еп. Иконийскому//Творения. СПб., 1911. T.I. гл.18. С.614. 55 Иоанн Дамаскин , св . Точное изложение православной веры. Кн.1, 8. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. 32–33. 56 Августин , блаж . De tempore sermo. LXVII, n.2 et LXX, n. 4; Августин, бла ж. О граде Божием//Творения. 2е изд. Киев, 1907. Ч.5. кн. XVI, гл. 29. С.193. 57 Иоанн Дамаскин , св . Точное изложение православной веры.//Полн. Собр. Творений. СПб.,1913, Т.1, 1, 8. С.174. 58 Григорий Богослов, св . Слово 39. На святые светы явлений Господних//Творения. 3е изд. М., 1889. Ч.3. С.215. 59 См.: Ианнуарий (Ивлиев Д.Я.), иеромонах. Святоотеческое понимание тех мест Священного Писания Нового Завета, которые носят характер субординационизма в отношениях между лицами Святой Троицы: Соч. на соискание ученой степени кандидата богословия. Л., 1980.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

179. 2Кор.10:5. 180. Прит.23:1–2. Букв. перевод: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же». 181. По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог «рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века» (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 182. Быт. 2:8. 183. η πανδαισα — «полный пир», эсхатологический. 184. Прем.13:5. 185. Быт.2:9. 186. συνετως — «с разумением», наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 187. Пс.45:6. 188. η παραγωγ — переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 189. Пс.1:3. 190. 2Пет.3:13. 191. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 192. Быт.2:16–17. 193. το μυστριον — «таинство, тайна» 194. В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 195. Быт.2:15 196. Быт.2:16–17 197. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 198. τρεπτς — «изменчивый»; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 199. ο προζενος — ходатай — виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4. 200. Быт.3:6. 201. Рим.1:20. 202. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 203. Пс.54:23. 204. Мф.6:25. 205. Мф.6:33. В тексте заменено ищите (ζητειτε) на «просите» (αιτειτε) и после этого опущено δε πρωτον. 206. Лк.10:41–42 207. η μθεξις — причастие, у преп. Никиты встречаются три термина — η μετουσα, η μετληψις и η μθεξις, которые используются как синонимы. 208. Кол.1:17. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2 Гл.11(25). C.148(PG94. 916C).

http://predanie.ru/book/70169-tvoreniya/

206. Григорий (Лебедев), еп . Шлиссельбургский. Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Луки//БТ. 1980. Сб. 21. С. 170–180. 207. Максимов Ю. В . [Рец. на кн.:] Глубоковский Н. Н. Св. Апостол Лука, Евангелист и дееписатель. М., 1999//АиО. 1999. 3(21). С. 380–381. 208. Тестелец Я. Г. Маршалл И. Х. Евангелие от Луки: Комментарий к греческому тексту: Реф. кн.: Marshall I. H. The Gospel of Luke: A commentary on the Greek text. Michigan, 1978//АиО. 2000. 1(23). С. 26–39; 2(24). С. 38–56; 3(25). С. 29–42; 4(26). С. 37–44; 1(27). С. 39–55; 2(28). С. 30–47; 3(29). С. 35–63; 2002. 1(31). С. 37–60; 2(32). С. 37–47; 3(33). С. 16–33; 4(34). С. 42–61; 2003. 3(37). С. 33–49; 4(38). С. 19–37; 2004. 1(39). С. 42–61.] Иоанн 209. Вестель Ю. А. В начале было слово: Очерк о первом стихе Евангелия от Иоанна//МБ. 1997. Вып. 4. С. 46–56. 210. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Комментарий к 3-й главе Евангелия от Иоанна: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]/Еп. Михаил (Мудьюгин) //БТ. 1973. Сб. 10. С. 102–109. 211. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Некоторые материалы для изъяснения текста: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15, 3 ): [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хёхст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 151–155. 212. Прокопчук А., свящ. О плане построения Евангелия от Иоанна//БСб. 1999. 2. С. 41–46. 213. Строганов В., свящ . «Мехи новые» четвертого Евангелия//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 166–173. Лексический и структурный анализ текста Евангелия как богосл. трактата. 214. Экхарт М. Изложение Святого Евангелия от Иоанна. Гл. 2-я//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 138–150. См. также 453, 2059. Деяния святых апостолов 215. Левинская И. А. Деяния апостолов: Комментарий//МБ. 1998. Вып. 5. С. 46–58. 216. Левинская И. А. Бог высочайший в деяниях: язычество или иудаизм? ( Деян. 16, 16–18 ): [Докл. на Междунар. конф. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода». ББИ, Москва, 25–27 сент. 1998 г.]//МБ. 1999. Вып. 6. С. 52–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 Книга Праведного, или Книга Доблестного. 24 В современной Библии эти книги, обнимающие ЯЭС и В в совокупности составляют Тору (Пятикнижие) и сборник Первых Пророков, т. е. Исторические книги ВЗ. 25 Профетизм — от греч. профетес, пророк. 26 Все дни памяти пророков указываются по старому стилю. 27 См. §15 28 Амос, отец пр. Исайи, «не был, как многие думают, третий из двенадцати пророков, а другой, и они пишутся у евреев различными буквами» (бл. Иероним. Толк. на пр. Исайю. Кн. 1. Твор., т. 7, с.6). Имя отца Исайи произносилось как Амоц. 29 «После исторической истины все должно быть понимаемо духовно» (Бл. Иероним. Твор., т. 7, с.4). 30 То есть благоденствие. 31 О значении этого пророчества см. ниже §28 32 В Септуагинте слово «Эвед» передано существительным «Пайс», которое переводится как дитя, сын, молодой слуга (отрок). Точно также назван Христос в речи ап. Петра (Деян 4,27, согласно древнейшим рукописям), несомненно, в связи с гимнами Эведа в Кн. Исайи (по переводу LXX). 33 В синод. переводе Кн. Ездры названа 1-й, т. к. в него включены неканонические 2-я и 3-я Кн. Ездры. 34 См. Еп. Питирим Волоколамский. Основные принципы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века. БТ, 1970, в. 5. 35 Семь столбов Дома Премудрости означают полноту совершенства. 36 Следует отметить, что первоначально храмы св. Софии посвящались «Христу, Премудрости Божией» (ср. 1 Кор 1,24). 37 Иез 14,14. Даниил, упомянутый у пророка, — легендарный финикийский царь-мудрец. 38 Это не относится к Ангелу Господню как образу Богоявления. 39 Иисус Сирахов для краткости часто именуется просто Сирахом. 40 Симон жил около 200 года до Р.Х. 41 Или Праведного Учителя. 42 Хилиазм — учение о тысячелетнем Царстве Божием на земле. Этот взгляд разделяли многие ранние Отцы Церкви. 43 Синодальный перевод «воззрят на Него» менее точен. 44 Гесиод (VIII в. до Р.Х.) делил историю на золотой, серебряный, медный и железный века — в соответствии со степенью их упадка. 45 3-я гл. Дан лежит в основе ирмосов утрени (7-8 песни).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

1944 533. Памяти Святейшего Патриарха Сергия [Текст]/Лука, архиеп. Тамб.//Журн. Моск. Патриархии. 1944. 8. С. 17–18. 1945 534. Слово на Литургии на второй день Святой Пасхи [Текст]/Лука, архиеп. Тамб., д-р мед. наук//Журн. Моск. Патриархии. 1945. 6. С. 44–47. 1946 535. Слово в Великую Пятницу [Текст]/архиеп. Лука//Журн. Моск. Патриархии. 1946. 5. С. 22–23. 1948 536. К миру призвал нас Господь ( 1Кор. 7, 15 ) [Текст]/Лука, архиеп. Симфероп. и Крым.//Журн. Моск. Патриархии. 1948. 1. С. 61–64. 1950 537. Защитим мир служением добру! [Текст]/архиеп. Лука//Журн. Моск. Патриархии. 1950. 5. С. 32–33. 1952 538. Из отклика на вторичное награждение Святейшего Патриарха Алексия орденом Трудового Красного Знамени [Текст]/архиеп. Лука//Журн. Моск. Патриархии. 1952. 12. С. 11. 539. Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне [Текст]/архиеп. Лука//Журн. Моск. Патриархии. 1953. 2. С. 37–42. 540. Слово святителя Луки на Преображение Господне [Электронный ресурс] : аудиозапись//You Tube: неофиц. коммер. сайт компании Google. Сан- Бруно (Калифорния, США), 2005.– Электрон. данные. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=02EDmMCTqLA/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. 1977 541. «Сила моя в немощи совершается»: духов. беседы [Текст]/В.Ф. Войно-Ясенецкий (архиеп. Лука). Москва: Форма-Пресс, 1977. 414 с. 542. Дух, душа и тело [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) ; [предисл. М. А. Поповск ого]. Брюссель: Жизнь с Богом, 1978. 183, 8 с. 1990 543. О внутреннем человеке; Бессмертие [Текст]: [гл. из кн. «Дух, душа, тело " ]/В.Ф. Войно-Ясенецкий//Природа и человек. 1990. 9. С. 61–66. 1991 544. О посте (в Неделю сыропустную) [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Журн. Моск. Патриархии. 1991. 2. С. 40–42. 545. Сердце как орган высшего познания [Текст]: гл. из филос. тр. «Дух, душа, тело»/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) ; предисл. С. Л. Воробьёва//Человек. 1991. 6. С. 104–115: фот. 1992 546. О духах злобы и наших сердцах [Текст]/архиеп. Лука (Войно- Ясенецкий), свт.//Журн. Моск. Патриархии. 1992. 11–12. С. 52–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

33. Пс.138:6. В цитате опущено εκραταιθη после εμου. Букв, перевод: " Почитается чудом ведение Твое из меня... " . Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. " Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное - то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства " . (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149-150). 34. 2Кор.10:5. 35. Прит.23:1-2. Букв. перевод: " Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же " . 36. По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог " рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века " (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 37. Быт. 2:8. 38. η πανδαισα - " полный пир " , эсхатологический. 39. Прем.13:5. 40. Быт.2:9. 41. συνετως - " с разумением " , наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 42. Пс.45:6. 43. η παραγωγ - переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 44. Пс.1:3. 45. 2Пет.3:13. 46. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 47. Быт.2:16-17. 48. το μυστριον - " таинство, тайна " 49. В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 50. Быт.2:15 51. Быт.2:16-17 52. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 53. τρεπτς - " изменчивый " ; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 54. ο προζενος - ходатай - виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

28 In Lucam I, 45; Ml. 15, 1632 В. 29 In Genes, ad litt. 9, 3-9. Ml. 34, 396 ел. Рус. пер., 144-152. 30 См. также Contra Jul. Pel. 5, 12, 46, 62; De nupt. et concup. 1, 10—12; Sermo 51, 21; De consensu ev 2, 11; Contra Faust. 23, 8. 31 Summa Theologiae, Supplem. 1. Q. 92, a 1. Здесь Аквинат повторяет блаженного Августина, Толкование на Бытие. Кн. 9. Гл. 3 и 5. Ml. 34, 396. Рус. пер., изд. 2-е. Ч. 1. С. 144-147. 32 У униатских богословов находим иногда другое учение, где рождению детей отводится второстепенное место, а на первом месте ставятся нравственные задачи. См., например, Юлиан Никаноровш, «Церковное Право». Перемышль, 1872. С. 114, а также др. Василий Масцюх. Церковное Право супругов. Перемышль. 1910. С. 9-11. 33 Dr. Martin Leilner, Lehrbuch des Katholischen Ehe-rechts. 2. Aufl. Paderborn, 1912, 5, 10. 34 2 Then, 1 Titel, par. 1. 35 Metaphys. Anfangsgriinde der Rechtslehre. p. 24. Konigsberg, 1497. p. 107: «Die Ehe ist die Verbindung zweier Personen verschiedenen Geschlechts zum leben-swierigen wechselseitigen Besitz ihrer Geschlechts-eigenschaften». 36 Geschichte des kan. Eherechts. См. критику Шере-ра в Archiv f. Kath. K. R.; ответ Фрейзена там же: 1892, 5, 362 ел., 1891, 5, 353-360 37 Trauung und " Verlobung. Weimar. 1875. 38 Die Urgesellschaft. 1891. 39 Studies in Ancent History. 1876. 40 Orgin of Civilization. 1870 41 Поллукс 3, 33; Ареопагит, парафраз Пахимера//Mg. 3, 1184. 42 Пир. Пер. проф. Карпова. Изд. 2. Гл. 4. СПб., 1863. Ср.: проф. Муретов. Новозаветная песня любви//Богослов. Вестник. 1903. 3. 480. 43 Беседа на Послание к Колоссянам 12, 5//Mg. 62, 387. Ср.: на Послание к Ефесянам 20, 9//Mg. 62. Изучая учение святителя Иоанна Златоуста о браке, приходишь к убеждению, что во вторую половину его литературной деятельности отношение его к браку радикально изменилось. Если в первых его произведениях, где он был еще под влиянием полученного им языческого образования (стоической школы), он отрицательно относился к браку, то в конце жизни, когда он проникся возвышенным учением о браке Послания к Ефесянам, он стоит всецело на идеалистической точке зрения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

583 Из богослужебных книг изданы: псалтирь 8 раз, часослов и требник по 5 раз, евангелие и служебник по 4 раза, псалтирь следов., минея общая и триодь постная по 3, апостол, октоих, святцы, шестоднев, канонник по два раза, учительное евангелие, пролог за полный год, житие св. Николая со службою ему, месячная минея, молитвослов, цветная триодь и церковный устав. 584 Так по Макарию и Субботину. По Каптереву же двуперстие и раньше было господствующим в Р. Церкви. См. Каптер. Никон в деле испр. кн., и «оправдание» – Прав. Обозр. 1888, авг. и сент. 585 Вопрос о том, кто были справщиками, различно решался: Макарий в Ист. раскола (115), Филарет черниг. (145) и др. ставят в числе их Неровова, Аввакума, диакона Феодора, попа Лазаря, Никиту, Логгина и др. Другие же (Каптерев, Патр. Никон в д. испр. кн., гл. IV, стр. 50 и след.) исключают их; Макарий в Ист. Церкви (XI, 126, прим. 82) не осмеливается называть их справщиками. 586 Афонские монахи будто бы назвали московские книги Иосифовой печати, где было высказано о двуперстии, еретическими и сожгли, хотели было сжечь и серба, который представил эти книги и крестился двуперстно, но ограничились тем, что бесчестили его и взяли с него присягу впредь так не креститься. 587 Макария Ист. Церкви XI, 118 – 162, XII, 116; Каптерева III гл. стр. 42 – 49; Ивановского 25 – 33 и др. 588 Некоторые были писаны за 400, 500, 600 и 700 лет; а одно Евангелие за 1050 лет. Больше всего нашлось древних книг в афонских монастырях. 589 При Никоне до 1658 г.: сборник молитв и постная триодь, часослов, ирмолог, следов. псалтирь, требник, евангелие и апостол. 591 Пролог, цветная триодь, анфологион, общая с праздничною и месячная минея, сокращенный требник, каноник, служебник, шестоднев, библия (по острожскому изданию). 598 См. Филарета, 167 – 169, 180 – 181. Смирнова, Патр. Иоаким, Чт. в Общ. Л. Дух. Пр. 1879 г., апр., стр. 417 – 436 и др. 600 При Иоакиме отпечатаны: архиерейский чиновник, шестоднев, требник, псалтирь, минея общая, октоих, часослов, устав или типикон, исправлен апостол, переведен с греческого чин освящения мира и др. При Адриане отпечатаны: псалтирь с восследованием, псалтирь с часословом и акафистом, псалтирь с пророч. песнями, евангелие, апостол, пролог, триоди постная и цветная, служебник, требник, октоих, канонник, минеи общая и праздничная, часослов, месяцеслов с молитвами и др.; некоторые по нескольку раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010