б) От Господа отличается в Ветхом Завете еще Его Премудрость (Chokmah, Σοφα) и в некоторых местах изображается как самосознающая личность (Σοφα ποστατικ, отражающая в себе премудрость Бога и выражающая ее во вне — в мире. В канонических книгах наиболее полное и ясное изображение Премудрости находится в кн. Притчей (8 гл.). Здесь Премудрость ο Самой Себе говорит так: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли (22–23 ст.). Я родилась когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (24–26 ст.). Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали переделов его, когда полагал основания земли, тогда Я была, при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь перед лицем Его во все время» (27–30 ст.; ср. Иов 28, 12–28). Усвояемые Премудростью Самой Себе свойства: домирное, но самостоятельное личное бытие при Иегове, безначальное рождение от Бога, посредничество при творении мира, совершенно одинаковы с усвояемыми в Новом Завете Сыну Божию (Ин I, 1–3, 14), почему почти все древние учители церкви в таких изображениях Премудрости видели прикровенное учение ο Боге-Слове [ 18 ]. в) Но всего яснее указания на личность Сына и Его божественное достоинство в пророчествах ο Мессии. Господь рече ко Мне, — говорит Мессия от Своего лица: Сын Мой еси Ты, Аз днесь (ныне) родих Тя (Пс 2, 7). Давид исповедует: рече Господь (Iehovah) Господеви (Adonai) моему: седи одесную мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих… Из чрева прежде денницы родих Тя (в рус. пер.: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое, — Пс 109, 1, 3). Помаза Тя, Боже (Elohim), Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс 44, 8). У Исаии Ему усвояются наименования: отрасль или ветвь Иеговы (т. е. что вырастает из существа Иеговы, или Его Сын — Ис 4, 2), Еммануил (7, 14) — с нами Бог (Мф 1, 23), Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Ис 9, 6), показывающие и Его отдельность от Иеговы и божеское достоинство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

б) От Господа отличается в Ветхом Завете еще Его Премудрость (Chokmah, Σοφα) и в некоторых местах изображается как самосознающая личность ( Σοφα ποστατικ, отражающая в себе премудрость Бога и выражающая ее во вне – в мире. В канонических книгах наиболее полное и ясное изображение Премудрости находится в кн. Притчей (8 гл.). Здесь Премудрость о Самой Себе говорит так: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли (22–23 ст.). Я родилась когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (24–26 ст.). Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали переделов его, когда полагал основания земли, тогда Я была, при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь перед лицем Его во все время» (27–30 ст.; ср. Иов.28:12–28 ). Усвояемые Премудростью Самой Себе свойства: домирное, но самостоятельное личное бытие при Иегове, безначальное рождение от Бога, посредничество при творении мира, совершенно одинаковы с усвояемыми в Новом Завете Сыну Божию ( Ин.1:1–3, 14 ), почему почти все древние учители церкви в таких изображениях Премудрости видели прикровенное учение о Боге-Слове 18 . в) Но всего яснее указания на личность Сына и Его божественное достоинство в пророчествах о Мессии. Господь рече ко Мне, – говорит Мессия от Своего лица: Сын Мой еси Ты, Аз днесь (ныне) родих Тя ( Пс.2:7 ). Давид исповедует: рече Господь (Iehovah) Господеви (Adonai) моему: седи одесную мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих… Из чрева прежде денницы родих Тя (в рус. пер.: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое, – Пс.109:1, 3 ). Помаза Тя, Боже (Elohim), Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих ( Пс.44:8 ). У Исаии Ему усвояются наименования: отрасль или ветвь Иеговы (т. е. что вырастает из существа Иеговы, или Его Сын – Ис.4:2 ), Еммануил (7, 14) – с нами Бог ( Мф.1:23 ), Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века ( Ис.9:6 ), показывающие и Его отдельность от Иеговы и божеское достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, музыка сначала предстает в негативном свете: «не оставайся долго с певицею (μετ ψαλλοσης, cum psaltrice), чтобы не плениться искусством ее» (9. 4), поскольку женщины легкого поведения, вероятно, играли на струнных инструментах (глагол ψλλω имеет это значение). Но в гл. 32 автор воздает музыке самую высокую похвалу, чем где-либо еще в Библии: «...и не возбраняй музыки. Когда слушают, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй. Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином; что смарагдовая печать в золотой оправе, то мелодия музыки за вкусным вином» (Септуагинта: 32. 3b-6; Вульгата, синодальный перевод: 32. 5б-8). В греч. тексте здесь употреблен термин μουσικ (мн. ч.), в латинском - musica, без уточнения вида музыки. В др. месте (40. 20-21) автор книги пишет, что «вино и музыка веселят сердце» и «авлос и псалтерион делают приятным пение», однако он предпочитает «любовь к мудрости» и «приятный язык» (т. е. речь). В описании одежды Аарона автор следует за кн. Исход и упоминает золотые позвонки (45. 9; Вульгата, синодальный перевод: 45. 11; κδωνες, tintinnabuli), т. е. маленькие колокольчики или бубенцы. О Давиде сказано, что он «поставил пред жертвенником музыкантов (ψαλτδος), чтобы звучанием их услаждать песнопение (ξ χος ατν γλυκανειν μλη)» (47. 9; Вульгата, синодальный перевод: 47. 11). Судя по корню ψαλ-, автор мог иметь в виду исполнителей на струнных; в то же время следует учитывать приведенный выше анализ термина «псалом». В лат. тексте музыканты названы «cantores», что может означать также певцов; в Вульгате, как и в Септуагинте, имеются в виду не голоса, а звучание (in sono), производимое музыкантами. Т. о., вопрос о том, подразумевается ли здесь вокальная или инструментальная музыка или оба ее вида, остается открытым. В основанном на Числ 10 описании, как «сыны Аароновы... трубили коваными трубами» (50. 16; синодальный перевод: 50. 18), под словом σλπιγξιν подразумевают   Книги Маккавейские

http://pravenc.ru/text/2564322.html

Во втором и третьем месте, как видно из 8:22–26, 27–31 книги Притчей и 9:1–3, 7:22–30 кн. Прем. Солом., под Премудростью разумеется Божественная, Ипостасная Премудрость. Проповедуя всюду – на возвышенностях, на дорогах, распутьях и т. д., она призывает всех людей без различия развивать свой ум, обогащая его всякими полезными сведениями, укреплять свое сердце в истинном добре и стремиться к истине и справедливости больше, чем к приобретению богатства и сокровищ. Если кто откликнется на этот призыв и обратится к Божественной Премудрости, то Она, по Своему Божественному существу и происхождению, а также по присущему Ей разуму и знаниям, вполне может способствовать этому. Таким образом здесь нет даже и намека на то, что Премудрость воплощается в каждом разумном человеке. 3) «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, Бог не есть Бог мертвых, но живых», – говорит Христос в Евангелии ( Мф. 22:32 ; Лук. 20:37–38 ; сн. Исх. 3:6 ); значит, заключают хлысты, Он воплощался в Авраама, Исаака и Иакова. Но это неправда. Слова «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» первоначально были сказаны Господом Моисею во вреия явления при Хориве в терновом кусте, чтобы уверить его в Своей помощи и покровительстве и тем побудить безбоязненно идти к фараону и вывести евреев из Египта. 188 Затем они были повторены Иисусом Хркстом при обличении саддукеев, отвергавших воскресение мертвых. «А о воскресении мертвых, говорил Он, не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31–32). Таким образом ни в том, ни в другом случае указанные слова не говорят о воплощении Божества в человеке. 4) В евангелии Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины: и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (ст. 14). «Слово, – толкуют хлысты, – учение Божие; если человек усвоил это учение, то слово и стало плотью, т. е. человек стал Богом». 189 Но такое толкование неправильно. Под Словом в словах св. Иоанна разумеется не учение, а Сам Бог, Слово Ипостасное, потому что Ему усвояются такие черты, как вечность, участие в творении мира и др., которые присущи только Богу. В 18 ст. той же 1 гл. евангелист прямо говорит, что это Слово – Единородный Сын Божий, рожденный из существа Отца и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий, почему в 1-м своем послании пишет: «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово н Св. Дух; и сии три суть едино» (5:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Для неё никакое удовлетворение недостаточно. Так как ни сердце суетою, ни тело сладострастием никогда не насыщаются по Писанию: не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием ( Еккл. 1:8 ); беги от этой кровопийцы и получишь полную свободу от всякого злого, ибо своя воля всё нехорошее привлекает к себе» кн. 4, гл. 2, отд. 5]. Своеволие должно быть пресечено принятием воли Божией. Иисус сказал однажды Своим ученикам: У Меня есть пища, которой вы не знаете… Моя пища есть творить волю Пославшего Меня ( Ин. 4: 32, 34 ). Эту пищу искал и наш философ, но на пути его были только пиявки, ненасытно требующие: подай, подай!.. И он не умел ещё их стряхнуть с себя. Ученики Иисуса пошли в самарийский город за хлебом, ядущий который захочет есть опять. Опять будет – подай, подай! По тем же городам в тщетных поисках бродил и философ. Круг шестой: повторяемость событий Нет итрон. Нет остающегося. Однако если нет остатка, то можно устремиться к новому и этим новым пусть не утолить жажду души неизбывную, но хотя бы позабавить её, развлечь и отвлечь от горькой неудачи. Весь прогресс разве не в том, чтобы от старого устремляться к новому? Пусть новое станет скоро старым, но ведь опять появится нечто новое. И это бесконечно. Для физиков ещё Ленин сказал: «Электрон неисчерпаем!». Пусть бесконечность появления нового опять лишает всё значимой цели, но, по крайней мере, не скучно. каждому поколению есть к чему стремиться. Думал ли так юный царь Соломон во цвете своей красоты и премудрости, при неограниченных возможностях, дарованных ему царским престолом?.. Но стареющий философ, бродя по миру, так уже не думал. Еккл. 1:9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Еккл. 1:10 Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Бесконечная линия со всё новым и новым замкнулась во взгляде ищущего новизны философа на начало, свернулась в круг, безумно закружившийся на месте. Всё новое оказалось хорошо забытым старым.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«и последнее (крещение) —  не спасительное , но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно », — пишет прп. Иоанн Дамаскин   (ТИПВ. Кн.4. Гл. 9); «Той», — говорит он, — «вы  крестит Духом Святым и огнем » ( Лк.3:16 ), т. е. — огнем просвещающим или же карающим, согласно заслугам каждого человека, получающего то, что отвечает его душевному состоянию … «и пшеницу», т. е. — плодотворных в праведности, «соберет в житницу Свою», т. е. — в небесные обители; «плевелы же», т. е. — неключимых в подвигах добродетели, «сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ). Если же — неугасимый огонь, и материал для сожжения не истощим , то этим он представляет  вечность наказания », — раскрывает смысл  “крещения огнем”   св. Григорий Палама    (Омилии, 61. 8). Экзегеза В подтверждение мнения о возможности  «посмертного спасения через ад … посредством крещения в огне»  автором брошюры приводятся слова апостола Павла: «…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:13-15 ) . Одни  спасутся, замечает автор,  «со славою, честью, наградой, другой  спасется, но как из огня»  (с. 82) , т. е. через вынужденные страдания в огне, но завершающиеся спасением (грехотворцев). Уместно вспомнить  19 правило Трульского Собора , запрещающее какое-либо толкование Писания несогласное со святоотеческой экзегезой. Апостол Петр предупреждает:  «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»   ( 2Петр. 1:20,21 ) . Огромную опасность представляет перетолковывание богодухновенного слова в ином от данного Богом смысле, — вспомним как перетолковалось слово Божие еще в Раю:  “Не бойтесь, не умрете, но будете, как боги”.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Кн. IV гл. 18 п. 4–5. Когда же Чаша, растворенная, и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристией Тела и Крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти, то как же они (все, вообще, гностики) говорят, что плоть не причастна дара Божия, т. е. жизни вечной, – плоть, которая питается Телом и Кровью Господа, и есть член Его? И святой Павел в послании к ефесянам говорит: потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:30 ); говоря это не о каком-либо духовном и невидимом человеке: ибо дух плоти и костей не имеет ( Лк. 24:39 ), но об устроении истинного человека, состоящего из плоти, нервов и костей, и эта плоть питается от чаши Его, которая есть Кровь Его, и растет от хлеба, который есть Тело Его. И как виноградное дерево, посаженное в землю, приносит плод в свое время, или пшеничное зерно, упавшее в землю и истлевшее, во многом числе восстает через Духа Божия, все содержащего, а потом, по премудрости Божией, идет на пользу человека и, принимая слово Божие, становится Евхаристией, которая есть Тело и Кровь Христовы; так и питаемые от нее тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время, восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца, Который это смертное облекает бессмертием и тленному даром дает нетление, потому что сила Божия совершается в немощи ( 2Кор. 12:9 ), дабы мы знали, что может (сделать) Бог... Пусть же они (еретики) или переменят свое мнение, или перестанут приносить названные (вещи), которыми они, как чужим и несовершенным произведением, скорее, наносят Богу оскорбление, чем воздают благодарность. Наше же учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему (Богу) то, что Ему принадлежит, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо, как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Кто терпит недостаток в житейском от расточительности или от пьянства, или от праздности, тот недостоин не только пособия, но и церкви Божией... Апост. Постанов. кн. II, гл. 4. Все те, которые от расточительности и распутства приходят в крайнюю нищету, не могут надеяться никакой награды от Бога за нищету сию. Напротив, им надлежит принести раскаяние в расточении и неправильном употреблении своего имения. При всем том православные не должны отчуждать их от своего милосердия. А если они обратятся на путь воздержания, то не лишатся и своей награды. Испов., II, отв. на вопр. 31. Христианский взгляд на бедствия и несчастия. Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. – 3-е прошение Молитвы Господней. Чрез сие должно просить Бога, чтобы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы того желаем, но, как угодно, Богу... Потому что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно и без сравнения более, нежели мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов оное даровать, если тому не препятствует наше своеволие и упрямство. Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем, тому слава в церкви... ( Еф.3:20–21 ) Кат. стр. 78. ...Чем Бог наказывает нас за грехи наши, как-то: моровые язвы, войны, болезни и тому подобное, называется злом по отношению к вам (Вас. Вел. бес. 9 о том, что Бог не есть виновник зла), поскольку несчастия сии причиняют нам скорби п страдания, коих мы отвращаемся. По отношению же к Богу не суть зло; ибо заключают в себе силу добра: поскольку Бог, наказывая нас оными, тем возбуждает к добру. Посему если Писание говорит: или будет зло во граде, еже Господь не сотвори ( Ам.3:6 ), то здесь называет злом праведное наказание... Испов., I, отв. на вопр. 26. Ho избави нас от лукавого. 7-е прошение Молитвы Господней. (В этом прошении) просим Бога, чтобы он сохранил нас от всякого зла, именно от греха и всякого постыдного дела, возбуждающего гнев Божий к отмщению. Надлежит знать, что здесь мы просим о избавлении нас и от всех других зол (кроме греха), которые человек с трудом переносить может, каковы суть: голод, язва, войны, пожары и другие подобные. Просим человеколюбие Божие отвратить все сие от нас... Испов., II, отв. на вопр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

«Начальник при доме Божием» (ст. 13), см. ( 1Пар.9:11 ) – первосвященник (Vulgata: pontifex domus Dei) или же специальное должностное лицо, заведовавшее приемом и распределением приношений. Стих 17. Начальный возраст левитской службы здесь и в ( 1Пар.23:3,24–28 ) определяется в 20 лет; в законодательстве же Моисеевом он доказывается то в 30 ( Чис.4:3,23,30 ), то в 25 лет ( Чис.8:24 ). По-видимому, Давид нашел нужным призывать левитов на службу в более раннем возрасте (20-ти лет), и такая практика соблюдалась впоследствии – не только при Езекии, но и после плена ( 1Ездр.3:8 ). Впрочем, самостоятельное ответственное служение левитов при храме могло начинаться согласно с предписанием Моисея, не ранее 30 лет, до этого же возраста они могли служить лишь в качестве помощников старших левитов (см. «Толковую Библию», т. I, с. 525). Ст. 18–19. Все заботы Езекии в отношении теократических приношений были направлены к тому, чтобы они распределяемы были между священниками и левитами по принадлежности " со всею верностью» – в предупреждение возможных обид и обманов низших членов клира высшими. В последующей истории такие прискорбные явления иногда бывали. Так при прокураторе Феликсе (см. Деян.23–24 ), рассказывает И. Флавий, «первосвященники настолько потеряли всякий стыд и дошли до такой дерзости, что решались отправлять слуг своих к гумнам, чтобы забирать там десятину, предназначавшуюся для простых священнослужителей. Таким образом случилось, что несколько бедных священников умерло от голода» («Иудейские Древности», кн. XX, гл. 8, 8). Весь раздел о введенных Езекией чередах священнических и левитских и источниках их содержания, отличающийся пунктуально точными деталями и содержащий в себе целый ряд имен (ст. 12–15), имеет все признаки документальности и исторической достоверности. 2Пар.31:20 .  Вот что сделал Езекия во всей Иудее, – и он делал доброе, и справедливое, и истинное пред лицем Господа Бога своего. 2Пар.31:21 .  И во всем, что он предпринимал на служение дому Божию и для соблюдения закона и заповедей, помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца своего и имел успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но народ не только оставил Господа, но сначала возмущением, а потом и служением идольским он презрел и отвергнул Святого Израилева.-Ср. Чucлa XIV, 11, 23 и в особ. Чис. 16о поглощении землею презревших Господа.-Господь Святый обитал среди сынов Израилевых ( Исх. 29:45 ) дабы они и священники их были святы, ибо „свят Господь освящающий народ“ ( Лев. 21:6,8,15,23 ), и всякое осквернение и возмущение было оскорблением и презрением святыни Бога завета, обитающего среди народа завета. Имя Его, как вечное напоминание святыни есть: „Святый Израилев“. Здесь у Исаии пророка впервые произнесено это выражение, о котором мы говорили во вступлении, и которое встречается 26 раз в книге его пророчеств. Оно потому несомненно сделалось особенностью речи пророка, плачущего о народе своем, что в величественном видении главы VI, серафимы взывали трисвятое и Господу угодно было проявиться Исаии под именем „Единого Святого“, как Он проявился Моисею под именем „Единого Живущего“ ( Исх. 3:14 ). Именем „Святый Израилев“, в котором слышались гласы серафимов, напоминалось прежде всего Израилю повеление: „будьте святы, ибо я Господь Бог ваш свят“ ( Лев. 20:7 ). Но все эти повеления и увещания презрены были народом: они,– говоря словами пророка,-„повернулись назад“. В этом слове вся прошедшая жизнь Израиля. Господь вел народ к нравственному и умственному совершенствованию, но народ не хотел идти вперед; он не только не шел впереди других народов, он сделался хуже их. 5 . Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. 6 . От подошвы ноги до темени нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. В гл. XXVI, 13–33 Кн. Левит Господь предупреждал сынов Израиля, что Он будет посылать на народ более и более тяжкие наказания за отступление от Бога Завета, доколе наконец они не будут рассеяны между другими народами. То же самое (ранее Исаии) говорил пророк Ам. 4:9–11 ; (ср. еще ниже Ис. 5:25, 9:11–21, 10:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010