285 Что здесь речь именно о книге Моисеевой, это видно из тех предсказаний, какие пророк оттуда заимствовал, напр. в 28:11: «за то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу»; это само предсказание мы находим и во Втор.28:49–50 . Самая речь пророка о «книге запечатанной» для жителей Иерусалима ясно напоминает слова Моисея во Втор.29:29 : «сокрытое Господу принадлежит, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего», ср. Втор.32:34 : «не сокрыто ли это у Меня, не запечатано ли в хранилищах Моих?» Замечательно, что в Ис.34 гл., где упоминается о «книге Господней» (16 ст.) все образы сходны с теми, на которые сделан намек во Втор.29:23 ; речь о «проклятии» (в Ис.34:2, 5 и нисхождении Господа для суда Эдома) напоминает прямо главу 28-ю Втор. и гл. 29:21; 33:2; речь о «рассеянии» и «собрании» сынов Израилевых в «землю» их – тоже, что Втор.30:3–5 . Ср. еще Втор.32:42 и Ис.34:3–7 и др. Все это приводит к убеждению, что пр. Исаия имел пред собою книгу закона Моисеева. – Не могло быть между книгою Исаии и книгою Моисея обратного отношения: естественнее думать, что влияние замечательной песни отразилось на целом отделе 40–66 гл. Исаии, чем утверждать, что писатель 32-й главы Второзакония соединил разрозненные образы из отдела 40–66, и из этого соединения получилось такое целостное высоко поэтическое писание. Кроме того, если сравнить два из вышеприведенных сходных мест – Втор.32:39 , и Ис.43:11–13 ; то едва ли было бы естественно приписывать первоначальность месту из книги Исаии: во Втор. слова: «и никто не избавит от руки Моей» указывают на невозможность избежать Израилю мщения Господа, и потому суть прямое продолжение непрерывной речи о мщении Господа раздражившим Его; между тем у Исаии идет сначала речь о спасении Израиля Господом, а затем присоединяются слова: «никто не спасет от руки Моей», которым, так. образ. господствующая мысль предшествующей речи несколько изменяется. 286 Замечательно при этом то, что как в книге Бытия повествование о Вавилоне ( Быт.10 гл.) и Вавилонском столпотворении (11 гл.), о призвании Авраама, «ниспровержении Содома и Гоморры» (19 гл.) находятся рядом, так и в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Прем.10:12 . сохранила его от врагов, и обезопасила от коварствовавших против него, и в крепкой борьбе доставила ему победу, дабы он знал, что благочестие всего сильнее. 12 . Первая половина стиха одинаково может быть отнесена и к преследованию Иакова Лаваном ( Быт. 31:23 ) и к его боязни при возвращении в Ханаан нападения Исава ( Быт. 32:7–8 ); «…в крепкой борьбе доставила ему победу…» Слова относятся к борьбе Иакова с Богом ( Быт. 32:24, 28, 30 ; Ос. 12:3–4 ). Этот библейский рассказ писатель кн. Премудрости понимает как символ того, что «благочестие всего сильнее», что для надеющегося на Бога ничто не страшно. Мысль отвечающая 28 ст. XXXII гл. кн. Бытия. Прем.10:13 . Она не оставила проданного праведника, но спасла его от греха: Прем.10:14 . она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства и власть над угнетавшими его, показала лжецами обвинявших его и даровала ему вечную славу. 13–14 . Пример Иосифа, «проданного праведника» ( Быт. 37:25–28 ), которого премудрость «спасла от греха», разумеется клевета жены Потифара ( Быт. 39:7–12 ). – «Она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах…» Бог спас Иосифа и из сухого колодца, куда его бросили на голодную смерть братья ( Быт. 37:22 ) и из египетской тюрьмы ( Быт. 39:20–21 ); «принесла ему скипетр царства…» – ср. Быт. 41:39–40 . «…Показала лжецами обвинявших его…» – разумеется клевета жены Потифара ( Быт. 39:14–18 ); «даровала ему вечную славу…» – бессмертную память в потомстве (ср. Прем.4:1, 8:13 ). Прем.10:15 . Она освободила святой народ и непорочное семя от народа угнетавших его, 15–21 . В этом отделе говорится об участии Божественной Премудрости в освобождении израильского народа от египетского рабства. 15 . Название народа еврейского «святым народом» и «непорочным семенем» не соответствует действительному состоянию его во время исхода из Египта ( Иез. 20:8, 23:3 ). Непостоянство в религии, склонность к идолопоклонству, малодушие и ропот исторически более верно характеризует евреев в момент исхода. Писатель кн. Премудрости берет не эту историческую сторону, а идеальную, каким должен быть еврейский народ, какое его назначение ( Исх. 19:5–6 ; Втор. 26:18–19 ). Назначение евреев быть народом святым, и уже по одному этому они удостаиваются милостивого попечения о них Премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.42:6 . Я, Го­с­по­дь, при­звал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и по­ставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, Содержит в себе речь Господа к Его возлюбленному Отроку. «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку». Почти буквальное повторение слова 1-го стиха, с переменой только Лица, к которому они обращены (там 3-е лицо: пророк, или народ; – здесь 2-е Сам Отрок Господень). И поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Новое, важное добавление, определяющее значение и объем Мессианского служения Отрока Господа. Роль Мессии будет, до известной степени, аналогична с ролью Моисея ( «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня» – Втор.18:15 ) – оба они являются устроителями завета Бога с человеком; но самый объем их завета существенно различен; завет Моисея обнимал лишь один избранный израильский народ, – завет же Мессии распростирается и на всех язычников. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». ( Ин.1:17 ). Указание на Отрока Господня, как Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у др. пророков ( Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 ; Ис.52:13 ; Ис.53:1–2 ; Ис.50:10–11 ; Ис.59:20 ; Ис.60:1–5 ; Иер.31:31–34 ). «Во свет для язычников». Один из излюбленных пророком Исаией образов, который им безразлично прилагается и к «Еммануилу», и к «Отрасли», и к «Отроку Господню», так как все эти понятия синонимичны между собою (2 гл. Ис.2:4–5 ; Ис.9:1–7 ; Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 и др.), в чем защитники единства и подлинности кн. пророка Исаии справедливо находят очень веский аргумент в пользу своего мнения (см. иер. Фаддей «Единство» кн. пророка Исаии 277 с. 290 и др.). Следует также отметить, что этот образ, как прекрасно выражающий мысль о духовном возрождении и просветлении язычников, имеет довольно широкое применение и в кн. Нового Завета ( Мф.4:16 ; Лк.2:32 ; Деян.13:47 ; Деян.26:18 ; Рим.16:12 и др.) Ис.42:7 . чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключе­ния и сидящих во тьме – из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Толкование Четвертой песни о Рабе Ягве приведем на основании толкований блж. Иеронима Стридонского (цитируется по 195, Толк, на пр. Исаию, 52–53 гл.), св. Иоанна Златоуста (101, т. 6, кн. 1, Толк, на пр. Исаию, гл. 52–53) и св. Кирилла Александрийского (125, ч. VIII, кн. 5, Толк, на пр. Исаию, гл. 52–53). 8.2. Прославление Раба Ягве через Его унижение Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста Свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали (52:13–15). Пророк воспевает появление Раба Ягве. Явившись, Он будет благоуспешен и даже возвысится и возвеличится. И, одновременно, что с Ним происходит? Лик Его обезображен, Он унижен паче всех. Все народы в изумлении и даже цари их смыкают уста свои, ибо узнают в Нем Того, о Ком возвещали пророки. Все это сбылось на Иисусе Христе из Назарета. Св. Иоанн Златоуст противостоит иудейским толкованиям о Рабе Господнем, как о Давиде, Данииле, Зоровавеле или народе и относит всё сказанное пророком ко Христу. Се уразумеет Отрок Мой. «Что значит: уразуметь, т.е. постичь? Уразуметь Писание: таково, мне кажется, значение данного слова... Я утверждаю, что пророк сказал это во всяком случае о Христе, чтобы показать, что всё совершилось по Его желанию» (Златоуст). Христос разумел Писания и добровольно пошел на страдания, чтобы исполнилось написанное: «И вознесется и прославится... Не со всеми поднятыми, т.е. распятыми, пребывает слава, но напротив им принадлежит презрение» (Златоуст), и только Христос через вознесение на крест прославился. И «что для остальных было причиною проклятия, разрешало все проклятия» согрешивших. Св. Кирилл Александрийский : «Се уразумеет, сказано, отрок мой, и под отроком разумей сына или слугу; потому что Слово, будучи Богом, приняло образ раба, и будучи Господом всех, снизошло до свойств человеческих». Св. Кирилл в униженном образе раба-отрока видит раскрытие Божественного кенозиса, истощания. Бог стал человеком, «доведши себя до такого смирения, тогда и рабом невинно наименован был как приявший только вид раба». Дальше св. Кирилл рассуждает о премудрости устроения нашего спасения во Христе: «Но уразумеет, говорит, вместо: всё будет делать и говорить с разумом и мудростью божественными» и дальше подробно о воплощении Единородного Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так говорит Он Сам: «Ибо мерзок пред Богом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» ( Втор.18:12 ). Во-вторых, все разновидности колдовства ввергают души самих колдунов и обращающихся к ним людей в величайший смертный грех . Пророк Самуил осуждает царя Саула за убийство царя амаликитян, говоря, что волшебство – грех (см.: 1Цар.15:23 ). В-третьих, колдовство, заклинания, предсказания по птичьему граю и полету, равно как и другие (богомерзкие) дела, кроме вреда, никому не приносят никакой пользы. Они трудятся напрасно. Как говорит пророк Иезекииль, «не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете?» ( Иез.13:7 ). Премудрый Сирах добавляет: «Гадания и приметы и сновидения – суета» ( Сир.34:5 ). В-четвертых, колдуны и их любители доходят до поклонения идолам и демонам. Поэтому святые апостолы, следуя Ветхому Завету, дают христианам в качестве заповеди и закона для неукоснительного соблюдения не пользоваться колдовством, зельями и прочими непристойностями, советуя: «Не занимайся волхвованием; не составляй яда» (Постановления Апостольские. Кн. 8, гл. 3). «Не становись прорицателем, что ведет к поклонению идолам... не будь заклинателем или совершителем очистительных обрядов над сыном твоим; не вызывай духов, не гадай, не занимайся птицегаданием, не получай лукавых поучений; ибо всего этого и закон отрицается» (Там же. Гл. 6). «А также избегайте... эллинских шествий, волшебства, призываний духов, гаданий, очищений, заклинаний, птицегадания, вызывания мертвых, заклятий» (Там же. Кн. 2, гл. 72). Но почему я, запрещая эти гадания, ссылаюсь на Бога, пророков и на святых апостолов и не говорю о том, за что христиане должны стыдиться больше всех! Гадания запрещает не только Господь, пророки и апостолы, но и язычник неверующий, и не простой человек, а маг и волхвователь. Кто же он такой? Это тот самый прорицатель Валаам, сын Веоров. Он, будучи призван Валаком, царем моавитян, дабы предать проклятию народ Израиля, сказал: «Нет волшебства в Иакове, и нет ворожбы в Израиле» ( Числ. 23, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Захарии, в видении первосвященника Иисуса, обвиняемого диаволом (3:1–7), представлено образно отношение самарян к иудеям 6 . В недавнее время Дум целый ряд указаний на самарян нашел в кн. Исайи. По его мнению, весь последний отдел кн. Исайи, именно гл. 55–66, усвояемые критикой так назыв. Трито-Исайи, заключает речи о самарянах и изображает то положение, которое существовало в Палестине в первое столетие по возвращении иудеев из плена. Враги Сиона, о которых говорит пророк в названых главах, это, по Думу, прежде всего „еретики, смешанный народ, ложные братья иерусалимской общины, замышляющие Сионскому храму противопоставить свой и только еще не знающие, где должны они воздвигнуть его» 7 . В частности, обличения и угрозы гл. 57:3–13 направляются против самарян. Слова пророка „приблизьтесь сюда, вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы» и пр., по мнению Дума, имеют смысл только в отношении населения самарийской области, составившегося из смешения разнообразных элементов. Вопросы гл. 56– „Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык?» обличают высокомерное отношение самарян к иудеям во время прибытия в Иерусалим Неемии (Неем. 3и д.). Слова ст. 5–6: „разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, закалающие детей при ручьях, между расселинами скал. В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияния и приносишь жертвы» и пр. – представляют характеристику первоначального самарянского культа, который, таким образом, состоял в служении на высотах, в человеческих жертвах, в служении домашним божествам (ст. 8), Молоху (ст. 9), а также в некромантии 8 . В 62:8, в словах от имени Иеговы – „не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился» – пророк, по Думу, указывает на разбойнические вторжения самарян и их союзников в область голы 9 . В 63в замечании „враги наши попрали святилище Твое» пророк опять, по мнению Дума, разумеет самарян и при этом имеет в виду тот факт, о котором говорится 10 и в Неем. 1:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

А бл. Феодорит при этом рассуждает так: «Авсия, когда послан соглядатаем, наименовал Моисей Иисусом, потому что был он образом истинного Иисуса, Который, домостроительствуя наше спасение, уподоблялся наружно соглядатаям. Ибо как соглядатаи употребляли и одежду, и речь тех народов, которых соглядали, так Бог Слово, облёкшись в естество человеческое и говоря его языком, домостроительствовал наше спасение» (тв. т. 1, стр. 211). Гл. 13, 24 и урезаша оттýду ветвь, и грóзд виногрáда един на нéй, и воздвигóша ю на жéрдь и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли её на шесте двое «Знамением сим, – замечает св. Климент Александрийский , – служит великий грозд сей, Логос, Который за нас был выжат» („Педагог” кн. 2, гл. 2, стр. 131). И, по объяснению св. Ефрема Сирина , «сие нам представляет образ креста, a нёсшие гроздь представляют образ двоих разбойников» (тв. ч. 6, стр. 555). Точно так же и св. Григорий Нисский говорит: «Грозд, висящий на древе, Кто иный, кроме Того, в последнее дни повешенного на древе Грозда, за нас источившего кровь и обагрённого кровью, кровь Которого соделалась спасительным питием для верующих?» (тв. ч. 1, стр. 358–359). Гл. 14, 10 И речé вéсь сóнм (сынóв Изрáилевых) побити их (Моисéа и Аарóна) кáмением И сказало все общество (сынов Израилевых): побить их (Моисея и Аарона) камнями Св. Ефрем Сирин по поводу этого замечает: «Как Моисей некогда подвергался опасности быть побитым камнями от неблагодарного народа еврейского, так и Спаситель подвергался той же опасности ( Ин.8, 59 ) от неблагодарных иудеев» (ч. 6, стр. 411). Гл. 14, 29 в пустыни сéй падýт телесá вáша, и всé соглядание вáше, и сочтéния вáша, от двáдесяти лет и вышше, елицы роптáша на Мя в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня Гл. 14, 31 и чáда вáша, ихже ресте в разграблéнии быти, введý я в зéмлю, и наследят зéмлю, от неяже вы отвергóстеся детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Св. Кирилл Александрийский также относит слова пророка ко временам Христа: «Днём пророк в этих словах именует то время, в которое случилось пришествие Христово и явилось таинство домостроительства Единородного. Итак, ...именно тогда, говорит, покажет Господь руку свою, т.е. будет великое показание могущества. И это не напрасно, но затем, чтобы возревновати по останку прочему людей, иже аще останет от Ассириов, говорит, и от других народов» Толк, на пр. Исаию, кн. 2, отд. 1, гл. 11].Под остатком св. Кирилл разумеет уверовавших во Христа из иудеев, а также от Ассура, Египта, Патроса, Хуса и других уверовавших из язычников. 11.7. Пророчество Софонии Через сто лет после Исаии ок. 630 г. до Р.Х. пророк Софония объединяет два образа бедняков Ягве и остатка Израилева воедино. Пророческий взор, видя то одних, то других, видит одно и то же малое стадо Доброго Пастыря. Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил вам Царство ( Лк. 12:32 ). Полностью различные пророческие образы так и не сольются воедино в писаниях Ветхого Завета, но они и не разделены вовсе, порой переходя один в другой. Устами пророка Софонии говорит Ягве Бог: Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Ягве остатки Израиля не будут делать неправды... ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их ( Соф. 3:12–13 ). Народ смиренный и простой или смиренные земли у пророка Софонии – это бедняки Ягве (см. выше), и они же и составляют остатки Израиля, которые в своё время будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их, ибо Добрый Пастырь будет покоить их на злачных пажитях и водить к водам тихим ( Пс. 22:2 ). Не знатные и вельможи, не старейшины и священники, а бедняки Ягве будут оставлены для спасения и станут малым стадом Доброго Пастыря. О спасении остатков смиренных и простых бедняков во Израиле так толкует блж. Августин: «И оставлю в тебе люди кротки и смиренны и убоятся о имени Господни останцы Израилевы ( Соф. 3:9–13 ). Это те останки, о которых находится пророчество в другом месте, приводимое и апостолом: Аще будет число сынов Израилевых яко песок морский, останок спасется ( Ис. 10, 22 ; Рим. 9:27 ). Ибо эти останки Израильского народа уверовали во Христа» О граде Божием, кн. 18, гл. 33].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Праматерь Ева. Икона. Кон. XVII в. (НГОМЗ) [евр.  ,   - жизнь], имя 1-й женщины, жены Адама и праматери человеческого рода. В библейском повествовании о создании человека, в т. ч. женщины, это имя еще не обозначено. Сначала Адам называет ее «женой» (Быт 2. 23), а после грехопадения - Е. (Быт 3. 20). Прп. Ефрем Сирин находит этому следующее объяснение. Первое имя, замечает он, «не собственное»: оно «принадлежит целому роду» ( Ephraem Syr. In Gen. 2). Этим подчеркивается единство человеческого рода, к-рый берет начало от мужа (  ,  ) и продолжается в жене (  ,  ). Что же касается собственного имени, то «данное ей теперь, евр. «Хавва», означает «жизнь» или, собственно, «производительница жизни» (Ζωοϒνος - у Симмаха). В том обстоятельстве, что даже в самый момент божественного приговора о смерти Адам не усомнился в непреложности божественного обетования о жене (и ее Семени) как восстановительнице жизни («Еве»), отцы Церкви справедливо видят доказательство сознательной, живой и горячей веры падших прародителей в обетованного Искупителя (Мессию)» ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 5. С. 163-165). Кн. Бытие повествует о создании женщины дважды. В гл. 1 говорится о том, что «сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), а во 2-й гл. дается более подробное описание творческого акта: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (2. 18-23). Этот текст библейские толкователи относят к одному из самых трудных для объяснений мест Свящ. Писания. Он, по замечанию свт. Иоанна Златоуста , «превосходит всякий разум человеческий», так что понять его можно «не иначе... как только рассмотрев… очами веры» ( Ioan. Chrysost. In Gen. XV 2). Поэтому повествованию о создании женщины иногда хотели придать мифологический или аллегорический характер ( Orig. Contr. Cels.//PG. 11. Col. 1087). Однако правосл. экзегетическая традиция до сих пор придерживается наиболее распространенной т. зр., согласно к-рой Адам и Е. выступают в этом тексте реальными историческими лицами, и само создание первой женщины из первого мужчины является здесь конкретной исторической реальностью. Эта традиция основывается на словах Иисуса Христа и апостолов о прародителях человеческого рода (Мф 19. 4-9; 1 Кор 11. 8; 1 Тим 2. 13) и на святоотеческих высказываниях о 1-й супружеской чете ( Филарет (Дроздов), свт. Толкование на кн. Бытия. М.: Лепта-Пресс, 2004. С. 94-95).

http://pravenc.ru/text/180848.html

Суть проблемы Православным христианам славянской традиции хорошо знакомы слова «яко семя тли во мне есть» – они входят в состав второй молитвы из правила «на сон грядущим» (в греческой среде упомянутая молитва известна не столь широко ). Произнося эти слова, молящийся признаёт, что в нем незримо присутствует «семя», то есть некий зародыш, «тления». Насколько оправданно столь горькое признание? В качестве богословского термина слово «тление» (φθορ; в классическом греческом у этого слова – целый ряд значений ) указывает, прежде всего, на смертность, а также на способность подвергаться страданию: «Оно обозначает страдательные состояния человека, каковы: голод, жажда, утомление, прободение гвоздями, смерть – то есть разлучение души с телом – и тому подобное» ( Иоанн Дамаскин , преподобный. Точное изложение православной веры. Разд. 72: Περ φθορς κα διαφθορς (в рус. пер. – кн. III, гл. 28: О тленности и нетлении) ). Каждый человек наследует смертность, подверженность болезням и так далее – все это, согласно православному учению, является прямым следствием грехопадения прародителей: «Мы… родившись от Адама, уподобились ему, унаследовавши проклятие и тление» (Там же. Разд. 86: Περ τν γων κα χρντων το Κυρου μυστηρων (в рус. пер. – кн. IV, гл. 13: О святых и пречистых таинствах Господних) ). Как пишет святой апостол Павел, из-за грехопадения все творение оказалось во власти тления: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8: 19–21). Однако причина и следствие, или семя и его плоды, – не одно и то же. Коль скоро тление есть плод, то его семя – грехопадение. Апостол Павел предупреждает: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 7–8). В этом смысле можно сказать, что личные грехи, поступки «от плоти», являются «семенами тления». Несомненно, стоило бы молиться об очищении себя от таких «семян».

http://pravoslavie.ru/106684.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010