Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кочегаров К. А. Новые документы о выезде в Россию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) в 1684 г. Вот уже более 140 лет такие важные события истории Русской Православной Церкви 1684–1686 гг., как избрание Киевским митрополитом Луцкого епископа Гедеона (князя и переход Киевской митрополии под власть Московского Патриарха изучаются главным образом на документах, опубликованных С. Терновским в составе многотомного издания «Архив Юго-Западной России» Начиная с самого издателя, данный корпус источников лег в основу всех более или менее значимых работ по данной тематике вкупе с неопубликованными данными, приведенными в работах С. М. Соловьева и Н. И. Костомарова Между тем в фондах РГАДА хранится еще немало документов, практически неизвестных историкам, которые могли бы помочь исследователю полнее реконструировать указанные события. Среди них – публикуемые ниже современные оригиналам (которые, по всей видимости, не сохранились) переложения писем епископа Гедеона боярину В. В. Голицыну и русским царям, а также соответствующее рекомендательное послание украинского гетмана Ивана Самойловича. За исключением К. В. Харламповича, посвятившего несколько скупых строк письму Гедеона к царям от 25 в научной литературе данные документы не использовались. Как известно, фактически единственный на тот момент православный иерарх Речи Посполитой – Луцкий епископ Гедеон – прибыл в Россию в 1684 г. и поселился недалеко от Батурина, в Свято-Николаевском Крупицком монастыре, где осенью того же года с ним встретился прибывший к гетману думный дьяк Е. И. Украинцев. Основным предметом переговоров была очередная волна гонений, развернувшаяся в отношении православных в Речи Вскоре после этой встречи Гедеон отправил в Москву своего наместника Селиверста Павлова вместе с гетманским гонцом Ильей Сербиным. Посланцы прибыли в русскую столицу в начале О факте приезда С. Павлова кратко упоминает К. В. Харлампович на основе материалов Патриаршего казенного приказа, из чего следует, что посланец Гедеона встречался с Патриархом Московским Иоакимом (что, впрочем, вполне,

http://sedmitza.ru/lib/text/5677357/

Москва. Домовая церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при бывшей Общине сестёр " Утоли моя печали " . /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: " Утоли моя печали " иконы Божией Матери Год постройки:Между 1872 и 1875. Архитектор: М.Д. Быковский Адрес: Россия, г. Москва, Госпитальная пл., д. 2 корп. 2 Координаты: 55.7669, 37.70123 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Александровская община сестер милосердия " Утоли моя печали " В 1865 г. княгиня Н.Б. Шаховская, работавшая в Никольской общине, переселилась с тридцатью сестрами в отдельный дом на Покровской улице, основав общину " Утоли моя печали " . Княгиня Шаховская – младшая дочь князя Б.А. Святополк-Четвертинского и супруга предводителя дворянства Серпуховского уезда – блистала в свете своей красотой, умом и смелостью. В 1863 г. Наталия Борисовна овдовела, после чего всецело отдала себя служению ближним, переселившись в одну из палат Полицейской больницы. Постепенно вокруг нее собирались другие сестры. В 1865 г. княгиня Шаховская с тридцатью сестрами переселилась в отдельный дом, а в 1868 г. была официально назначена начальницей новой общины. Ее ближайшей помощницей и заместительницей долгие годы была вдова статского советника Елизавета Григорьевна Бушман. В 1872 г. община переехала в Лефортово (Госпитальная площадь, 2), где постепенно открылся целый ряд благотворительных учреждений: детский приют, женское училище, больница, амбулатория, аптека и, наконец, убежище для престарелых сестер милосердия. В начале своего существования община " Утоли моя печали " подчинялась Российскому Обществу Красного Креста. С 1881 г. она стала самостоятельным учреждением, получив Высочайшее покровительство и наименование «Александровская». В 1906 г., после смерти княгини Н.Б. Шаховской, община перешла в ведение Московской Городской Думы. Сестры милосердия общины " Утоли моя печали " оказывали помощь раненым воинам на фронтах сербо-турецкой, русско-турецкой, балканской и I Мировой войн. В мирное время они помогали населению всех российских губерний, страдавших от неурожаев и эпидемий, несли служение в якутской колонии для прокаженных.

http://sobory.ru/article/?object=05237

Котра. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1560. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская обл., Гродненский р-н, деревня Котра Координаты: 53.587798, 24.192534 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Котранская церковь Гродненского благочиния. Стоит в 1,5 версты от села Котры Гродненского уезда на крутом берегу реки Котры, среди кладбища, обнесенного досчатым забором. Церковь деревянная, сооружена до 1602 года. Имеющаяся в этой церкви давняя большая святая икона святого великомученика Георгия Победоносца, особенно чествуемая народом как чудотворная, пожертвована сюда неким Иваном Верещинским в 1560 году, согласно надписи на ней. На этой святой иконе изображены различные страдания и чудеса святого Георгия со славянскими при них надписями. Пришедшая по времени в ветхость и опущенность, одинокая эта церковь в 1865 году приведена в благолепный вид благодаря участливому отношению княгини Надежды Борисовны Трубецкой, родной племянницы Скидельского вотчинника князя Константина Святополка—Четвертинского, коего дети погребены под этой церковью. Отстоит от города Гродно в 27 верстах. Прихожан при ней: 942 мужского пола и 903 женского, а всего 1845, в 8 селениях: Котре, Бируличах, Брошковцах, Гущичах, Кашубинцах, Лашевичах, Мазынове и Некрашах, из коих самое отдаленное от приходской церкви — Мазыново — в 8 верстах. Имеются три церковных школы, в Бируличах, Брошковцах и Мазынове, с 49 учащихся в них мальчиков и 16 девочек. Причт Котранской церкви состоит из 2 лиц: священника и псаломщика, с жалованьем 496 рублей. Земли церковной: усадебной 1 десятина, пахатной 39 десятин 1168 сажен, луговой 12 десятин 145 сажен, лесной 2 десятины 340 саженей, кое-какой 3 десятины 61 сажен, а всего: 58 десятин 1643 сажени.

http://sobory.ru/article/?object=40334

Князья Четвертинские, подобно многим из польских вельможных домов, исповедывали, в древние времена, веру православную, и перешли в латинское вероисповедание лишь в исходе семнадцатого века (см. 38 и 54), но ещё в эпоху Петра Великого, в начале осмнадцатого века, мы видим в числе христиан православных: князя Сильвестра Четвертинского, епископа Белорусского и Могилевского, инока князя Вассиана Четвертинского и российской службы полковника князя Ивана Андреевича (в Полыне: князя Януша) Четвертинского. Многие из князей Четвертинских оставили по себе почётное имя в истории. Князь Яков Андреевич младший 19), находился польским послом в Москве в 1580 году; по возвращении своём в Польшу, он обнёс валом и рвом местечко Борович на реке Стыре, и дал ему наименование Новой-Четвертни, между тем как прежняя родовая вотчина фамилии его сохраняла название Старой-Четвертни; князь Степан Яковлевич 23), подкоморий Брацлавский, вельможа богатый и воин храбрости отменной, во время войн польских с пруссаками, шведами, валахами и казаками выставлял и содержал на свой счёт до пяти ста конных ратников; князь Александр Степанович 27) убит в сражении с пруссаками, в 1628 году; из четырёх братьев его, князь Илья Степанович 28) убит в сражении с казаками под Переяславлем, в 1640 году, князь Януш Степанович убит в сражении с казаками под Тульчиным, а младший, князь Степан Степанович, к сожалению подал первый пример перехода князя Четвертинского из праотеческой православной веры в римско-католицизм. Князь Григорий Захарьевич старший 34), приял сан иноческий под именем Гедеона; был православным епископом Острожским и Луцким; потом митрополитом Киевским; прославил себя благочестием, христианскими добродетелями, ревностию к православию, обширным умом и твёрдостью духа. Сей знаменитый и незабвенный в малороссийских летописях святитель схоронен в Киево-Печерской Лавре. Родный племянник его, князь Юрий Андреевич, обручён был, в 1687 году, с дочерью, в то время богатого и могущественного, гетмана малороссийского Ивана Самуйловича; чрез несколько недель после обручения, Самуйлович был сослан в Сибирь, и все имение его описано в казну. Новый гетман Малороссии, Мазепа, личный враг Самуйловича, тщетно убеждал князя Юрия покинуть невесту; благородный Четвертинский не захотел изменить данному слову; обвенчался на ней, и принужден был несколько времени скрываться с женою своею от злобы Мазепиной. До ныне ещё указывают, по преданию, на место, служившее убежищем юной чете, близ села Дунайца, в глубоком, лесном овраге, именуемым Должик. От брака сего родился сын, князь Василий, приявший сан инока православного, под именем Вассиана Древний родовый герб князей Четвертинских, и в нынешнее время ими употребляемый: в красном поле Святой Георгий победоносец, на белом коне, копьём поражающий черного дракона.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В нашей же стране Господь все-таки сменил гнев на милость. Сейчас даже внешне изменения очевидны. Дорога в храм Божий открыта и беспрепятственна. Также и в монастыри – тем, кто желает, можно идти подвизаться, спасаться. Уже никаких искусственно творимых властями ограничений нет. Я думаю, что эти изменения свидетельствуют о том, что с нами Бог, Он принимает нас, идет нам навстречу. Вопрос в том: идем ли мы навстречу Господу? Рейтинг: 9.9 Голосов: 1802 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Женский монастырь в селе Филимонки Одинцовского района в память князя Владимира. Устроен в 1891-м году при домовом храме в усадьбе Святополк-Четвертинских на средства В. Б. Святополк-Четвертинской. В 1920-е годы обитель была закрыта, до 1931 года здесь при храмах (Троицком и Успенском), ставших приходскими, проживали 65 монахинь. В 1931-м году были закрыты и эти храмы.  Спасо-Влахернский женский монастырь близ города Дмитров при селе Деденеве (ранее – Новоспасское). Учрежден в 1861-м году из основанной вдовой А. Г. Головиной женской общины на месте усадьбы Головиных. В церкви монастыря находилась Влахернская икона Божией Матери «Одигитрия». Обитель закрыта в 1928-м году, в ней располагался Дом инвалидов. Передан Русской Православной Церкви в 2001-м году. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 9 февраля 2022, 10:48 Преподобне отче Аристоклие, моли Бога о нас! Вразуми, просвети, укажи путь. Ольга 5 января 2020, 12:41 Хотелось написать свою историю,связанную с этим святым. На кануне обретения мощей(об этом я даже и не знала) мне снится сон,что в Данилов монастырь привезли чьи -то мощи.Я подхожу к регенту и спрашиваю,кто это.Имя сложное,но ассоциируется с Аристотелем.Вот это я и запомнила.Вечером пришла со службы мама рассказала,что такое событие в монастыре.И , конечно,я сразу поняла ,про кого мне снился сон.На тот момент мне было 15 лет. прот. Борис 19 сентября 2019, 14:30 Большой башмак - немцы - пришли и ушли. люди с косичками - китайцы. Иоанна 19 сентября 2019, 00:08 Маловато информации о святом. Хочется больше.

http://pravoslavie.ru/123637.html

В царствование Федора Алексеевича сложные отношения с Польшей еще не позволяли реализовать замысел объединения Киевской митрополии и Московского Патриархата. Однако в правление царевны Софьи ситуация стала меняться к лучшему. Правительство регентши с самого начала своей деятельности в числе других важнейших задач поставило перед собой цель добиться перехода Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Уже в 1682 г. возглавивший при Софье Посольский приказ князь Василий Голицын поручил российскому послу в Османской империи Прокофию Возницыну конфиденциально разузнать, каковы перспективы перехода Киевской митрополии из Константинопольского Патриархата под омофор Московского Первосвятителя. После этого в 1683 г. Патриарх Иоаким совместно с правительством Софьи стал готовить почву для церковного воссоединения в Малороссии, где, впрочем, к тому времени за переход в московскую юрисдикцию выступало большинство духовенства и казачьей старшины во главе с гетманом Иваном Самойловичем (кстати, происходившим из среды духовенства). Между Иоакимом и украинскими представителями в первой половине 1683 г. шла оживленная частная переписка по вопросу о поставлении нового митрополита Киевского уже в Московской церковной юрисдикции (со времени кончины митрополита Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в 1675 г. Киевская кафедра вдовствовала). В сентябре 1683 г. Патриарх Иоаким послал гетману официальную грамоту, в которой шла речь о необходимости поставления митрополита Киевского Патриархом Московским и всея Руси. Однако в этом документе речь шла лишь о том, что Патриарх Московский совершит только поставление митрополита Киевского, остающегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Действия главы Русской Церкви при этом мотивировались стремлением исправить церковные нестроения, возникшие ввиду вдовства Киевской кафедры и старости местоблюстителя митрополичьего престола архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича). Самойлович выдвинул на Киевскую митрополию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (князя Святополк-Четвертинского), бежавшего из Речи Посполитой на Левобережье после того, как из Луцкой епархии его изгнал Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), тайный униат.

http://bogoslov.ru/article/519696

2) Неудача подобной политики привела Москву к попытке осторожного зондирования мнения Константинопольского патриарха о передаче митрополии (посольство Возницына 1681 г.), а гетмана Самойловича – к инициативе избрать митрополита на вдовствующий киевский престол «с благословения» Московского патриарха (1681–1682 гг.). С последним предложением гетман сам обратился в Москву в марте 1682 г. 3) В дальнейшем центральное правительство и гетман действовали синхронно: в Москве продолжались попытки наладить контакт с Константинополем (миссия З. Софира), Самойлович был занят подготовкой и организацией Киевского собора по выборам митрополита, в которые он прочил своего кандидата – бежавшего из Речи Посполитой луцкого епископа Гедеона князя Святополк-Четвертинского. Подготовка Киевского собора, санкционированная русским правительством и одобренная всеми настоятелями крупнейших киевских монастырей, а также черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем), выявила определенные трения касательно кандидата в митрополиты. Русское правительство склонно было поддержать Барановича, однако Самойлович лоббировал кандидатуру Святополк-Четвертинского. Осознав это, в Москве дистанцировались от собора, исход которого, таким образом, в решающей степени оказался зависим от мнения киевского духовенства, особенно гетмана (избран был Четвертинский). Никаких оснований судить, что русское правительство навязало собору решения, в том числе о передаче митрополии, нет . Как известно, малороссийское духовенство обставило свой переход под власть московского патриарха рядом условий. Эти условия, во-первых, обсуждались и в значительной мере учитывались в ходе двух гетманских посольств в Москву (автономия Малороссийской церкви), а, во-вторых, были реализованы в ходе русского посольства в Османскую империю (получение санкции Константинополя на переход). 4) В указанном сборнике был впервые опубликован полный статейный список и другие документы резонансного посольства Н. Алексеева, которые позволили подтвердить/сделать два важных вывода. Во-первых, Алексеев изначально не пытался самостоятельно каким-либо образом склонить османские власти к содействию достижению договоренности с патриархом, пытаясь уладить порученное ему дело без посредничества «иноверного» правительства (это привело и к затяжке миссии). Только после соответствующих указаний самого патриарха Алексеев обратился к визирю с просьбой о санкции на соответствующие решения Константинопольского патриархата. Не имеют под собой оснований и разговоры о пресловутом подкупе греческих иерархов (дары и подношения были вполне заурядные). Во-вторых, устами украинской стороны (спутник Н. Алексеева гетманский гонец И. Лисица) выражалось категорическое желание гетмана и всего «малороссийского народа» на передачу митрополии.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Семью погибшего вывезли в Петербург, и Екатерина II взяла ее под личное покровительство. В итоге Святополк-Четвертинские заняли видное положение. Вдова князя Колетта Адамовна стала статс-дамой, сыновья: Густав — тайным советником, Константин — действительным статским советником. Борис, крестник императрицы, во время войны 1812 года командовал 1-м конным казачьим полком, а при Николае I пожалован в шталмейстеры двора Его Величества. Но в Петербурге известнее были дочери Святополк-Четвертинского, Жанетта и Мария, — сначала фрейлины Екатерины, а затем фаворитки императора и великого князя. Мария — первая красавица столицы, вышла замуж за Дмитрия Нарышкина, одного из богатейших людей своего времени, которого превратила в главного рогоносца империи. На протяжении 15 лет она была фактически второй женой Александра I, регулярно рожая от него детей — нескольких дочерей и сына. Хотя насчет последнего у света имелись сомнения — поговаривали, что он от графа Гагарина, с которым ветреная полька изменяла и мужу, и венценосному любовнику. Как бы то ни было, все отпрыски получали фамилию Нарышкина, а сам он превратился в нарицательного персонажа. Кстати, в знаменитой анонимке, полученной Пушкиным, поэт провозглашался «заместителем» Нарышкина. Сестра Марии, Жанетта, хоть и не считалась первой красавицей, обратила на себя внимание цесаревича Константина Павловича. Говорят, великий князь даже хотел развестись с Анной Федоровной — поскольку семейная жизнь все равно не складывалась — и жениться на Жанетте. И только вдовствующая императрица помешала планам сына. В итоге Четвертинская вышла замуж за шляхтича Северина Вышковского, а цесаревич утешился в объятьях другой польки — графини Жанетты Грудзинской, ставшей впоследствии его морганатической женой. Что и дало повод Константину Павловичу отречься от престола… Брат Четвертинских, Борис Антонович, тоже был известен любовными похождениями, к тому же слыл необыкновенным красавцем. Но позже остепенился и женился, говорят, по большой любви, на княжне Надежде Гагариной — дочери Прасковьи Юрьевны, известной московской красавицы и первой русской воздухоплавательницы. Борис Антонович и приобрел имение в Филимонках. Правда, жил он в основном в Москве, там же и умер.

http://pravoslavie.ru/67039.html

2050 . Спасо – Преображенский, на Пшевже, мужской, совсем уничтожен­ный, Новгородской губ., где-то в Тих­винском уез., по которому протекает рч. Пчевжа, впадающая в р. Волхов с прав. стороны. В записи 1577–89 г. о ружн. церквах и м-рях сказано: «Преображ. Спасово на Пшевжу игум. Феодотию и 7 братами». “Временник Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, смесь, 36. 2051 . Спасо – Преображенский – Четвертинский, мужской, ныне село Четвертня, Волынской губ., Луцкого у., в 45 вер. к сев. от Луцка, при р. Стыре. Полагают, что основан кн. Четвертинскими никак не позже конца XVI ст. Около этого времени кн. Анна Матв. Четверинская, владетельница с. Четвертни, завещала мужу своему Янушу Збаражскому, воеводе Брацлавскому, погребсти ее в Четверт. м-ре, что и при­ведено в исполнение в 1604 г. построй­кою над гробом ее кам. церкви. Между тем из фундушевой записи 1619 г. видно, что он основан в этом году кн. Григорием Четвертинским, купив­шим имение Четвертню и давшим обет Богу построить м-рь. Первым игуменом был Герасим. В 1642 г. кн. Григ. Святополк Четвертинский, наделив м-рь угодьями и вотчинами, завещал м-рю быть всегда в православии. В XVIII ст., по совращении м-ря в унию, приписан к Тулинскому базилиан. м-рю; возвра­щен в православие в 1793 г. и обра­щен в приход. Батюшков, “Волынь”, 63; “Волын. епар. вед.”, 1867 г., 6; “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г., I, смесь, 9 (книжная ста­рина; напечатаны в типографии 1625 г. Псалтирь и Часослов); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. 196; LXXXVIII (жалоба 1702 г. игумена Четвертин. м-ря. князя Сильвестра Четвертинского, на дворян о нанесении обид наместнику Феодосию Стояновскому и на увод силою инокини Агафьи Масальской), 221, (жалоба 1703 г. дворян. Гораина на игумена м-ря кн. Сильвестра Четвертинского об опустошении им униатского девичья тоже Четвертин. м-ря), 226, (жалоба 1706 г. кн. Четвертинских на еписк. Белорус­ского о насильствен. завладении Четвертин. м-рем, основанном предками их), 299, (жа­лоба 1708 г. Белорус. еписк. кн. Четвертинского о изгнании его двор. Гораином из Четвертни); т. VI, 476, CLXXXVI (фундушевая запись 1619 г. кн. Четвертинского на основание Преобр. м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Самойлович, не стесняя избрания, под рукой направлял его в пользу проживавшего в Малороссии, вдали от своей епархии, луцкого епископа Гедеона князя Четвертинского. На него указано было и из Москвы, как на желаемого кандидата. А для гетмана были особые побуждения к его возвышению. Сын Четвертинского Юрий женат был на дочери Самойловича и следовательно они были близкие между собой родные. Избрание состоялось 8-го июля 1685 г. Фамилия князей Святополков Четвертинских, давних владельцев на Волыни, с давних же пор была одной из опор православия в этом крае и дала православной церкви двух иерархов –Гедеона, сперва епископа луцкого, потом митрополита киевского, и Сильвестра епископа белорусского (первый назывался в мире Григорием Захарьевичем и был двоюродным братом Сильвестра). Но в том же XVII веке началась измена Четвертинских православию. Первый оставил веру праотцов князь Степан Степанович Четвертинский; за ним – брат Сильвестра, князь Гавриил Вацлавович, за которым последовало все его потомство. Но другие ветви остались верными православной вере. 722 В следующем 1686 г. 6-го мая московским правительством заключен был договор вечного мира с Польшей, по которому восточная сторона Малороссии с Киевом утверждалась навсегда за Россией. В октябре новоизбранный митрополит киевский прибыл в Москву, где принят был с большою честью и 8-го ноября московским патриархом Иоакимом посвящен на престол киевской митрополии. Благословенной грамотой патриарха утверждалось ему именоваться Малыя России митрополитом киевским и галицким и по достоинству киевской митрополии, которая признана между великороссийскими митрополиями первоначальной, занимать место выше всех российских архиереев, носить две панагии и «ради в той стороне обыклости» митру с крестом и в путных шествиях в своей епархии ношение пред ним пречестного креста; а ради единочинства с российскими митрополитами дан ему белый клобук (камилав беловидный), «яко в той стране таковое у митрополитов ношение упразднися». Киевский митрополит обязывался приезжать в Москву, по патриаршему указу, на собор; «в чреду же годового служения с прочими российскими архиереи, ради дальнего пути, да не присутствует».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003