— Неужели в течение столь продолжительного времени, — сказал воевода, — вы не познали, какое человеколюбие оказывает вам наш справедливейший князь? ибо он столько лет щадит вас, хотя бы мог уже давно предать вас смерти. Вам надлежало бы за такое, оказываемое вам, милосердие быть благодарными ему, молиться за него и любить его всем сердцем. Святые отвечали: — Наш закон повелевает молиться за наших врагов и оказывающих нам притеснение и обиды, — посему и за вашего князя мы молимся Богу. А любить его всем сердцем мы не можем, ибо нам возбраняет это святой пророк Давид, взывающий к Богу так: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?» (Пс. 138:21). На это воевода сказал: — Как может быть, чтобы кто молился за того, кого ненавидит? Поистине вы лжёте, говоря, что молитесь за князя, коего ненавидите. Святые ответили: — Мы истину говорим, что молимся о нем Богу, дабы Бог просветил помраченные неверием душевные очи его, чтобы ему познать путь правды и благочестно почитать Бога, приняв истинную веру (христианскую) вместо той ложной, которую он теперь имеет и о которой думает, что она истинная. Если бы ваш князь узнал и принял истинную веру, тогда мы не только возлюбили бы его всем сердцем, но и воздавали бы ему должное почитание, по словам пророка Давида: «мне же зело честни была друзи твои, Боже». Воевода тогда сказал: — Не безумны ли греческие и римские князья, если думают, что столь вольный наш народ, мужественный и сильный, мог быть собран воедино без божественного промышления? Если бы мы были ненавидимы Богом и Он не имел бы о нас никакого промышления, мы не умножились бы так и не были бы такими, каковы теперь, что вы и сами видите. Святые отвечали: — Мы не то говорим, что вы живете без Божественного промышления, ибо никто не лишен Его промышления. Если кто и не знает Бога, если кто нечестивыми делами оскорбляет Его, тем не менее он живет на земле и движется не без Божественного промышления. Мы говорим только, что вы неправильно веруете в истинного Бога, ибо, исповедуя Его Создателем всего видимого и невидимого творения, вы смеетесь над Ним, утверждая, что Он Творец и Виновник как всего доброго, так и всего злого, истины и лжи, правды и неправды, смирения и гордости, кротости и гнева, целомудрия и невоздержного блуда, и прочих добродетелей и противных им пороков, каковых подробно здесь нет надобности перечислять. Если бы было истинно то, что вы говорите о Боге, то мы сказали бы, что вы имеете правильное понятие о Боге. Но в виду того, что, как отличается тьма от света, так и ваше исповедание отличается от истины, — мы не можем не обличить вас в том, будто вы имеете истинное познание о Боге, так как на деле его не имеете. Нисколько не было бы удивительно, если бы на вас гневался Бог, хотя вы и охраняетесь Его промыслом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Сатанинское начало власти обезвреживается и уничтожается, если над носителем власти совершается священное миропомазание. Тогда власть обращается на служение Богу и должна подчиняться велениям Церкви. Поэтому в христианском государстве главою его может быть только человек, исповедывающий Христа и от полноты сердца исполняющий заповеди Христовы. Как живой член Церкви, он должен жить ее жизнью, следовать ее заветам, чтить служителей Божиих и заботиться о земном благополучии Церкви. Таким образом, наилучшее определение задач христианской власти в названии ее ктиторством . Носитель власти (князь, король, царь, император, вообще монарх, а не безвластный президент республики – une machine a souscrire) – ктитор Церкви. Поведение его направляется уставами Церкви, а попечение о земных нуждах Церкви лежит на его обязанности. Государство, не верующее во Христа, без помазанного носителя власти, внецерковное, – непременно, по самой природе своей, явится сатанинским . Оно будет бороться с Церковью (как боролись со времен французской революции все западные демократии) и вообще будет руководиться не началами любви, а началами злобы, ненависти, зависти, лжи. По своей сатанинской природе оно и не может поступать иначе. Вся деятельность его будет проникнута сатанизмом. «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин. 3:10 ). Царь Алексей Михайлович «тишайший» является законченным типом восточного православного царя (в Малороссии в 1654 г. говорили: «Волим под царя восточнаго православнаго»). Власть русского императора, в ее теоретическом построении, как доказал одесский профессор Казанский в своей огромной книге «Власть русского императора» – идеальное внешнее выражение христианской власти. Но сатана сохранял свои права и работал в своем направлении. Орудием его работы были его дети – жиды, о которых Христос сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

    90 псалом (см. 6 час).     Слава и ныне. «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» (трижды с поклонами). «Господи, помилуй» (трижды). Слава и ныне. «С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, ибо с нами Бог». И следующие стихи с припевом: «Ибо С нами Бог».    1. Внимайте, все отдаленные земли.    2. Вооружайтесь, но трепещите.    3. Замышляйте замыслы, но они рушатся.    4. Говорите слово, но оно не состоится.    5. Не бойтесь того, чего этот народ боится и не страшитесь.    6. Господа Саваофа, Его чтите свято, и Он-страх ваш, и Он-трепет ваш.    7. И будет Он освящением и камнем преткновения.    8. Я надеюсь на Господа и уповаю на Него.    9. Вот я и дети, которых мне дал Господь.    10. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий.    11. На живущих в стране тени смертной свет воссияет.    12. Ибо младенец родился нам, Сын дан нам.    13. Владычество на раменах Его.    14. Умножению владычества Его и мира нет предела.    15. Я нарекут имя Ему — Великого Совета Ангел.    16. Чудный советник.    17. Бог крепкий — князь мира»    18. Отец вечности.     «С нами Бог, разумейте…». Слава: «С нами Бог…». И ныне: Ибо с нами Бог.     Затем следующие тропари: «За день прошедший благодарю Тебя, Господи, и прошу: подай мне, Спаситель, провести вечер и ночь без греха и спаси меня».     Слава: «За день прошедший славословлю Тебя, Владыка, и прошу: подай мне, Спаситель, провести вечер и ночь без соблазна и спаси меня».     И ныне: «За день прошедшнй воспеваю Тебя, Святый, и прошу: подай мне, Спаситель, вечер и ночь безопасные от вражеских ухищрений и спаси меня».    «Тебя славословят неумолкаемыми песнями бесплотные существа Херувимов, Тебя превозносят непрестанными голосами шестокрылатые жизненные Серафимы. Тебя восхваляют трисвятими песнями все ангельские воинства, ибо Ты прежде всех существующий Отец, имеющий Безначального с Тобою Сына, и Носящий равнопочитаемого Духа жизни, являешь нераздельную Троицу».    «Пресвятая Дева, Матерь Божия, а также очевидцы и слуги Слова Сына Божия, все святые, пророки и мученики, приобретшие бессмертную жизнь, усердно молитесь о всем мире, ибо все мы находимся в бедах, чтобы, избавившись от прельщения диавольского, воспевать нам ангельскую песнь: Свят, Свят, Свят, Трисвятый Господи, помилуй и спаси нас». Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В великом множестве проходят они пред нашим духовным взором, в великом множестве: их десятки тысяч только в эти последние два-три года. Здесь великий князь – приснопамятный Сергий Александрович, и здесь же убитые солдаты, казаки, городовые; здесь министры, губернаторы, высшие начальники, и здесь же зарезанные, застреленные артельщики, сторожа, всякие служащие лица; здесь убитые священники, не умолкнувшие пред злом и его изобличавшие; учители и воспитатели, пробовавшие образумить молодежь; здесь писатели, общественные деятели, что будили в других сознание долга; здесь члены патриотических союзов, во всех концах России избиваемые; здесь случайно подвернувшиеся под бомбы и выстрелы современных варваров прохожие, старики, женщины и малолетние дети. Многие из этих жертв долга наперед ясно знали, что их ожидает... Кто вас утешит и восхвалит за понесенные страдания, за отданную Родине в молчаливом подвиге жизнь, за кровавые горящие раны? Где теперь ваша Родина, ваше небо, ваше солнце? Где ваш храм и где вы служите Богу, которого вы возлюбили? Отвечает святой Тайнозритель Иоанн: «Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, стояло пред престолом и Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облеченные в одежды белые, кто они и откуда они пришли? И сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет уже палить их солнце и никакой зной. И отрет Господь всякую слезу от очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее все прошло» (Апок. 7: 21). Вот где покой ваш, мученики долга, вот ваше небо, вот новый город, ваша вечная Родина! Нам же, ещё оставшимся в живых, всем слугам добра и Отчизны, нам в заповедь: молитва о вас и память, почитание вашего подвига не словом только, но делом, – верностью христианским началам жизни, верностью нашему долгу пред Богом и Родиной, неустанной борьбой с замутившейся общественной мыслью и совестью, готовностью постоять во имя долга до смерти и крови».

http://ruskline.ru/special_opinion/hram_...

В этих словах усматривается готовность Израиля идти вслед Господа. Влеки меня – этим означается призывающая благодать Божия, влекущая людей к Богу, но не принуждающая их. Мы побежим за тобою – свободный отклик Израиля на зов Ягве. Царь – например, в сирийских песнях, жених и невеста часто именуются царем и царицей. В христианском таинстве венчания на жениха и невесту возлагаются золотые венцы, напоминающие царские. Ягве часто именуется Царем Израиля. «Господь Бог Ваш – Царь ваш» ( 1Цар. 12:12 ; Ис. 6:1.5 ; Иер. 23:2 ; Иез. 34:11–16 ). Но еще чаще Господь именуется Царем после вавилонского плена ( Авд. 1:21 ; Зах. 14:9 ; Мал. 1:14 и др.). Ложница, или чертоги – это святой Иерусалим, или лучше сам Иерусалимский храм – место пребывания и покоя Ягве. Место – где Он являлся Своей Невесте – святому Израилю в лице его первосвященника. Туда устремлялись и девицы , ибо там был и двор язычников. Тех язычников, которые, оставляя своих идолов, устремлялись к Единому и Истинному Богу. Увлекаемый Господом, Израиль говорит: «Ты, Ягве, повлек меня за собою, когда я был в Египте, и я поспешил вслед Тебя, так что не успел заготовить в путь хлеба, и за это послушание Ты ввел меня в свой чертог, в город Иерусалим» Эти слова можно отнести и к плененным в Вавилоне иудеям, сердца которых тосковали по чертогам Господним, по храму святого Иерусалима. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе...» ( Пс. 136:1 ). Царь ввел меня в чертоги свои – «так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» ( Зах. 1:17 ). Иудеи ждали, когда они вновь будут позваны в Иерусалим, теперь уже из Вавилона, как некогда из Египта. Возрадуемся и возвеселимся о Тебе и возлюбим сосца твоя паче вина – радость иудеев при возвещении им вести о спасении. «Возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их и возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе» ( Зах. 10:7 ). 1:4 Черна есмь и добра, дщери Иерусалимския, якоже селения кидарска, якоже завесы Соломоновы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Далее Исайя (точнее - Бог через Исайю) говорит нечто в высшей степени злободневное. Это слова, направленные против адептов «теории заговора», против людей, ищущих всюду следы вражьих козней и заговоров. Слушайте эти слова, люди, превратно объясняющие действительность, боящиеся того, чего не стоит бояться. «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:12-13) Вот как! Весь вопрос в приоритетах. Нужно выпрашивать Божий страх. Чтобы уже никаким иным страхом не мучиться. А люди, не боящиеся Бога, как должно, не чтущие Его свято, тревожат сердце свое пустыми баснями, и вдобавок тревожат всех окружающих. Таковых паникеров следует удалять из войска перед сражением, потому что их хлопотливая и глупая трусость хуже, чем оружие врага. Вы поняли, о ком речь? Далее, в следующей уже главе, пророк говорит о Господе Иисусе; говорит то, что не может не веселить сердце радостью совпадения предсказанного и сбывшегося. «Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный. Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Там же. 9:6) Все это столь питательно и возвышенно, что священнику стоит превращаться по временам в жалящую пчелу, сопровождающую свои укусы напоминанием: «Читайте Писание!» нет знания спасительных догматов без чтения Писания; нет и света в уме. Настолько нет, что Златоуст гремит: «Все зло мира – от незнания Писания!» Итак, оса или овод – ужалил, разбудил, взбодрил и тут же напомнил: «Читайте Писание!» Ну, а о том, что мы, священники, должны стремиться к ежедневному чтению Писаний, как-то и напоминать стыдно. Но в целом вдохновенная речь пророка содержит не только радость о Господе. Она содержит скрытый вопрос. Суть вопроса следующая: «Бог-то с нами, но мы с Богом ли?». Сказать по правде, это не вопрос, а нокаут. Потребительски относясь к жизни вообще, человек и в область веры склонен перетаскивать потребительское отношение. Вспоминает о Боге множество людей лишь под напором неприятных событий и обстоятельств, когда приходится просить защиты и разнообразной помощи. Было бы все по жизни «на мази» да «в шоколаде» нужен был бы Бог большинству людей? Трудно сказать. Вы тоже не спешите с ответом. Между тем о Боге нужно постоянно помнить, Его нужно чтить и поклоняться Ему в духе и истине. Его нужно познавать, Ему нужно служить. И на вершинах подобного рода восхождений служитель Бога Истинного должен любить Его и сердцем, и умом, и силой всего телесного состава, и каждым помышлением.

http://radonezh.ru/analytics/s-nami-bog-...

Другой основной пункт находим в молитве Господней: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Именно обращаясь к Отцу, мы можем обрести прощение – и научиться прощать. Именно на кресте Иисус просит Отца простить палачей. Не Сам Он прощает, но Отец. Как говорит Евангелие от Матфея: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ), а Евангелие от Луки: «Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). Можно сказать, что высший источник прощения – это Отец, потому что все мы Его дети. Все мы призваны стать Его детьми, а это братство может утвердиться лишь через прощение. Зародыш зла в сердцах В свете нового закона должны быть пересмотрены обычные понятия: «брат» и «ближний», «соперник» и «враг». Между ними нет перегородок, одно переходит в другое. Закон греха распространяется по всей земле, словно гангрена. От начала он проникает в самое нутро сердца человеческого, разбивая его целостность, внутреннее единство. Человек разлучён, разобщён с самим собою, с Богом, с братьями. Он становиться врагом себе самому, Богу, братьям. Истории Каина и Авеля, Иосифа и его братьев показывают, каковы все наши братские, естественные отношения. Ещё прежде, чем Каин убил Авеля, прародительский грех внедрил в человеческие отношения неприязнь – зародыш всеобщей вражды. Естественные дружба и любовь, родительские, братские, супружеские чувства скрывают порою за приветливым лицом упорную ненависть и зависть. Вспомните слова Господни о побелённых снаружи гробах ( Мф. 23:27 ). Эти слова касаются не одних только тогдашних фарисеев. Сражение с врагом За тайной зла и ненависти просматривается тень Супостата, Сатаны – что по-еврейски и означает «супостат, противник». Он-то и олицетворяет ненависть, он враг по преимуществу, враг людям и Богу. Он вливает зло в сердца. «Пришёл враг... и посеял между пшеницею плевелы» ( Мф. 13:25 ). Иисус противостоит его могуществу и сражается с ним на протяжении всего Своего земного пути – от Вифлеема и искушений в пустыне до Голгофы. Он предаёт это могущество смерти через Свою крестную смерть: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10:18 ); «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин. 12:31 ). Апостол Павел, приступая уже к богословским размышлениям, говорит: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею... устрояя мир... посредством креста, убив вражду на нём» ( Еф. 2, 1416 ). «Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» ( Рим. 5:8 ). Это коренной переворот в отношениях. Иисус не ждёт, чтобы мы пришли к нему. Так как мы ещё грешники, «под гневом Божиим», враги Богу, изнемогающие под бременем, Иисус приходит к нам. Его посылает Отец. Ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» ( Ин. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

И по прошествии года Владимир выступил с войском на Корсунь. Корсунцы затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение; Владимир объявил им, что если они не сдадутся, то он будет три года стоять под городом. Когда эта угроза не подействовала, Владимир велел делать вал около города, но корсуняне подкопали городскую стену и уносили присыпаемую русскими землю к себе в город; русские сыпали еще больше, и Владимир все стоял. Тогда один корсунянин именем Анастас пустил в русский стан ко Владимиру стрелу, на которой было написано: " За тобою, с восточной стороны, лежат колодцы, от них вода идет по трубе в город, перекопай и перейми ее " . Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: " Если это сбудется, я крещусь " . Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощию нового божества. Владимир тотчас велел копать против труб, вода была перенята; херсонцы изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: " Я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем " . Испуганные и огорченные таким требованием, императоры велели отвечать Владимиру: " Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников; но если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе царство небесное, и с нами будешь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать сестры своей за тебя " . Владимир отвечал на это царским посланным: " Скажите царям, что я крещусь; и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказывали посланные нами мужи " . Цари обрадовались этим словам, умолили сестру свою Анну выйти за Владимира и послали сказать ему: " Крестись, и тогда пошлем к тебе сестру " . Но Владимир велел отвечать: " Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ключевыми понятиями Нагорной проповеди являются понятия Царства Божия и праведности, а одним из приемов беседы – противопоставление того, что было ранее, тому, что вводит Христос. Уже в начале беседы, собираясь дополнить Закон и предупреждая недоумение учеников, Господь говорит о Своем отношении к Писанию Ветхого Завета: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5: 17 ). Как поясняет свт. Иоанн Златоуст , Иисус исполнил пророков уже самим воплощением: все пророчества «остались бы без исполнения, если бы Он не пришел в мир» 162 . Закон же Иисус исполняет трояким образом. Во-первых, будучи безгрешен, Богочеловек ни в чем не преступил Закон. Об этом говорили пророки и Сам Господь свидетельствовал неоднократно: «Он… не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис. 53: 9 ); «Кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8: 46 ); «Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14: 30 ). Во-вторых, Сын Божий дал людям возможность достичь цели Закона; Закон показывал образ праведности и призывал к Богоугождению, но не давал сил (благодати) для исполнения и достижения этой цели. Через Христа людям дана «благодать и истина» ( Ин. 1: 17 ) и возможность оправдания по вере: «…осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти… Уничтожаем ли мы закон верой? Никак; но закон утверждаем» ( Рим. 8: 3–4, 31 ). И, наконец, третий образ исполнения Закона Христом выражен «в учреждении того закона, который Христос имел дать» 163 . Христос заявляет незыблемость ветхозаветного Закона, но при этом заменяет прежние заповеди и постановления на более высокие: «Христос не хулит древней праведности, а хочет возвысить ее» 164 . Сама цель духовного подвига в Новом Завете заявлена выше: в Ветхом Завете человек был призван угождать Богу, заповеди призывали народ жить свято и достойно завета с Богом: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» ( Лев. 20: 7 ), а Христос говорит, что цель жизни – подражание и в итоге совершенное уподобление Богу: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5: 48 ) 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Так и вольнодумец, перед которым упал на колени Тихон Задонский, был в плену неверия. Он не понимал, что распространяет духовную отраву и больше всего вредит себе. В зависимости от того, как мы ведём себя, таков будет и результат. Когда у человека добродушный настрой, и он ко всему и ко всем относится благодушно, то ему везде сопутствует мир. Когда этого нет, то происходят столкновение споры, обиды и ссоры – Но разве все-таки нет случаев, когда простить нельзя? Например, супружеская измена. Церковь признает ее основанием для расторжения брака. Разве человек не имеет права не простить в этом случае? – Прощать всех, кто причинил нам зло, повелевает нам евангельская заповедь. Она не содержит каких-либо исключений. Если мы вновь обратимся к примерам, то увидим, на какую духовную высоту может подняться человек, для которого христианство стало спасительным учением о вечном блаженстве. Великий князь Сергей Александрович был убит 4 февраля 1905 г. за свои православно-патриотические убеждения. Тело было растерзано бомбой. Супруга его, преподобномученица Великая княгиня Елисавета, с великим самообладанием собирала по частям его останки. 7 февраля 1905 года (через три дня на четвертый) в канцелярии арестного дома Пятницкой части она встретилась с убийцей. Привезла ему икону и простила его. Даже если семья не сохранилась, простить боль и обиду необходимо О супружеской измене. Господь запрещает разводиться, «кроме вины прелюбодеяния» (Мф. 5, 32). Супружеская измена – тяжелый смертный грех. Он разрушает семью, которая является самым тесным жизненным союзом: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19, 5). Милосердный Господь дает лишь право на развод, зная, что не каждая пострадавшая (или пострадавший) сможет найти необходимые духовные и душевные силы спокойно продолжать прежнюю семейную жизнь. Однако восстановление семьи возможно. Примеры мне известны. Надо решительно сказать, что даже если семья не сохранилась, простить боль и обиду необходимо. «Если вы будете прощать людям прегрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешения ваши» (Мф. 6, 14). Преподобный Максим Исповедник писал: «Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то» (Главы о любви). Святой апостол Стефан простил побивавших его камнями иудеев: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7, 60).

http://pravoslavie.ru/120445.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010