Не принявшие и не принимающие Нового (обновленного и раскрытого в полноте вечного Завета) не состоят с Богом и в Ветхом (который был приготовительным этапом того же Завета вечного) – ни в каком. Однако «дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11; 29); Завет вечный с их стороны нарушен, но Бог от Своих обетований не отрекается, а потому «в отношении к избранию», они остаются «возлюбленными Божиими ради отцов» (Рим. 11; 28), «отломившимся природными ветвями хорошей маслины», призываемыми Отцом Небесным привиться обратно. Церковь Христова – Новый Израиль, соединяющий всех людей, состоящих в Завете с Богом. И если в первые десятилетия церковной истории большую часть истинного Израиля составляли израильтяне не только по духу, но и по плоти, то в дальнейшем евреи-христиане растворяются в среде иноплеменников, вступивших с Богом в Завет Новый, о наступлении которого пророчествовал Иеремия (Иерем. 31; 31–34). Язычники не создавали нового Израиля взамен старого. Просто количественно большая часть Древнего Израиля отпала от единства с Богом, меньшая же пребыла Израилем, который пополнился за счет обратившихся язычников . «Новым Израилем» называется он потому, что Завет, который с ним заключил Бог – это Новый Завет, установленный в условиях глубокого религиозного кризиса. Завет, в котором человек становится по слову того же Апостола «новой тварью» (Гал. 6;15). При Синае в основу Завета, как условие его соблюдения, кладется Закон, основные десять заповедей которого произносятся Богом вслух всему народу. Моисей вступает «во мрак, где Бог» (Исх. 20; 21), получает законы Завета, возвращается к народу и сообщает ему «все слова Господни и все законы» (Исх. 24; 3). Народ в один голос отвечает: «Все, что сказал Господь, сделаем (и будем послушны)» (3). После чего Моисей записывает все слова Господни и воздвигает жертвенник из двенадцати камней (по числу колен Израилевых), а затем кровью закланных тельцов кропит жертвенник. Читает вслух народу только что написанную книгу Завета, народ подтверждает свое согласие находиться всецело в послушании у Бога, и тогда только Моисей кропит народ той же кровью, говоря: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24; 8). Так был установлен Завет; так был основан Израиль – народ-Церковь.

http://pravmir.ru/narod-bozhiy/

Bmop. IX, 18 ). Но этими данными устанавливается с решительностью только то, что при нахождении книги Закона особенное влияние на действующих лиц имело Второзаконие, но одними этими данными не исключается возможность того, что найдено было все Пятокнижие, а не одно Второзаконие. Из древних так думал Иосиф Флавий. Он говорит, что «первосвященник, когда доставал золото, случайно напал на положенные в храме священные книги Моисея; вынувши их, он отдал их писцу Шафану, который, прочитавши их, явился к царю» 28 . Таково же было и древне-раввинское мнение. Равви Соломон говорит, что все книги закона были сожжены при Ахазе, с целью удалить свидетелей его нечестия, которые обличали его в оскорблении закона и клятвопреступлении против отечественной религии; так как некоторые священники боялись, что, по уничтожению книг, закон подвергнется забвению, то они заложили их в разломанной храмовой стене; когда каменщики возобновляли ее, напали на книгу, нахождение которой потому приписывается Хелкии, что он в качестве главного начальника распоряжался тогда работами при возобновлении храма» 29 . Некоторые из новейших комментаторов, как Кейль, Ланге, Кёлер 30 , держаться того же взгляда, что найдено было все Пятокнижие. Название книга закона, даваемое священным историографом найденной книге, поддерживает этот взгляд. Книга закона есть техническое выражение для обозначения всего закона Моисеева; в самом деле, 2 Парал. XXXIV, 14 говорит, что Хелкия священник нашел книгу закона Господня рукою Мосисея , но «по общему признанию» так обозначается в книгах Паралипоменон и Ездры – Неемии Пятокнижие. Если бы автора Паралипоменон, которому были доступны многие древние исторические акты, желал обозначить одну только часть Пятокнижия, то он не употребил бы наименования, общего всему Пятокнижию. Вспомним также, что Моисей, когда уже оканчивал свое законописание, когда вписал в книгу все слова закона сего до конца, обозначает свой труд книгой закона: Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя ( Bmop. XXXI, 24. 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

В один день вечером я пришел к отцу Макарию. Когда я зашел, отец Макарий вышел, подошел ко мне навстречу и спросил меня: «Ну что, научился ли грамоте?» Я ответил: «Слава Богу! Немного знаю». Он мне вынес книгу Ветхого Завета и заставил меня из нее прочитать. Я прочитал строк пять. Он обратил взор свой к небу и сказал: «Да благословит тебя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю!» Сказав это, благословил эту книгу мне. После этого за руки подвел меня к стулу и посадил, а сам сел возле меня и начал мне повествовать слово Божие. Он сказал: «Кто терпит горькое, тот найдет сладкое; кто плачет, тот будет радоваться; ты не обижайся, что люди оскорбляют тебя, не питай ненависти к тем, которые сделали тебе зло и довели тебя до слез. Господь за нас, грешных, сошел с небес на землю и претерпел за нас крестные страдания, но не мстил Своим мучителям. Так, Бог наш Иисус Христос Своими страданиями, Своей кровью искупил нас от вечной смерти и огня неугасимого. Кто ради Бога претерпит скорбь, тот сим путем Божиим достигает Его блаженства, ибо Бог сказал: Возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 и др.), и еще сказал: «Кто ради Меня душу свою погубит, тот найдет ее» ( Мф.10:39 и др.)». Выслушав эти слова, сладчайшие меда, я возвратился домой как бы после обильного обеда. Когда я пришел домой, отец спросил: «Где ты был?» Я достал из-за пазухи книгу и, показывая ее, сказал: «Я ходил к отцу Макарию; он дал мне эту книгу и велел учиться». Отец сказал: «Ну-ка, почитай». Я начал ему читать с запинками. Отец мой, послушав, сказал: «Уж если ты столько знаешь, то, пожалуй, на свободе учись». От этих слов светло и радостно стало у меня на душе, подобно тому как в темную ночь осветит огонь или в пасмурный день покажется солнце. Получив столь отрадное для меня благословение отца моего, по вечерам, дав скоту корм, я стал ходить к келейным отца Макария, чтобы продолжать учение. Когда у них не было свободного времени, я после напрасных ожиданий возвращался домой. Там был один вдовый священник по имени Василий. Он мне много раз говорил: «Что, у тебя дома дела нет, что ли, что ты шатаешься сюда?» Слушая эти упреки, я возвращался домой со слезами, говоря сам себе: должно быть, я такой уж несчастливец, что встречаю себе в этом такие препятствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

И заговорил Хилкиягу и сказал Шафану писцу: книгу закона нашел я в доме Ягвз; — и дал Хилкиягу книгу Шафану. И понес Шафан книгу к царю - - - И возвестил Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хилкиягу священник; — и читал в ней Шафан пред лицем царя. И было, как услышал царь слова учения, разодрал одежды свои. И повелел царь Хилкиягу и Ахикаму сыну Шафанову и Абдону сыну Мика, и Шафану писцу и Асайя слуге царскому, говоря: Пойдите вопросите Ягвэ для меня и для оставшихся в Израиле и в Иуде о словах книги, которая найдена; ибо велик гнев Ягвэ, излившийся на нас за то, что не сохранили отцы наши слова Ягвэ, чтобы делать по всему писанному в книге сей. — И пошел Хилкиягу и (прочие), которых (послал) царь, к Хульде пророчице, жене Шаллума, сына Тавкегата, сына Хасра, хранителя одежд, а жила она в Иерусалиме во второй (части), — и говорили ей об этом. И она сказала им: Так говорит Ягвэ Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне. Так говорит Ягвэ: Вот Я наведу зло на место сие и на жителей его все клятвы, писанные в книге, что читали пред лицом царя Иудина. За то, что оставили Меня и воскуряли богам другим, дабы оскорблять меня всеми делами рук своих, излился гнев Мой на место сие и не погаснет. - - - И пошел царь в дом Ягвэ, и всякий муж Иудин и жители Иерусалима и священники и левиты, весь народ от великого до малого; и читал он в уши их все слова книги завета (сэфэр га-берит), найденной в доме Ягвэ» (2 Парад. XXXIV, 14-16, 18-25, 30). Таким образом за тридцать пять лет до разорения Иерусалима всем иудеям было явно и торжественно возвещено и о причине их бедствий и о том, где им искать спасения. XXI. Когда перед концом национальной теократии был открыт в книге Моисеевой и стал общеизвестен высший закон и смысл этой теократии, — в то время уже писалась в Иудее и в Израиле, — чтобы продолжаться потом на реках Вавилонских, — другая книгакнига пророчеств о новой вселенской теократии, непобедимой для всех земных царей и обнимающей все народы земли. Писанная проповедь еврейских пророков составляет не- 562 прерывный идеальный переход от вещественного царства дома Давидова к духовному царству грядущего Мессии.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Интересно, что иудейский канон не исчерпывает всех книг, которые были написаны до Нового Завета. В нашу Библию входит, например, книга Иисуса сына Сирахова, и в ней есть прекрасное предисловие, которое показывает, как появлялись эти книги: «Дед мой Иисус, больше других предаваясь изучению Закона, Пророков и других отеческих книг и приобретя достаточный в них навык, решился и сам написать нечто, относящееся к образованию и мудрости, чтобы любители учения, вникая и в эту книгу, еще более преуспевали в жизни по Закону. Много бессонного труда и знаний положил я в это время, чтобы довести книгу до конца и сделать ее доступною и тем, которые, находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои нравы к тому, чтобы жить по Закону». То есть дед написал текст на еврейском языке, а внук перевел, чтобы и те, кто на чужбине и не знают еврейского языка или плохо его знают, могли с этой книгой ознакомиться и жить по Закону. Вот то, что в христианской традиции уже стоит на грани Писания и Предания. Мы не можем представить себе предисловие к книге Бытия: «Дед мой Моисей, сойдя с горы Синай, написал ту книгу, а я взял и перевел ее, скомпоновал и отредактировал». Конечно, нет. А здесь уже не совсем такой подход к тексту. Можно написать предисловие к своему переводу, можно описать причину создания этой книги, обстоятельства того, как она переводилась. Это уже, строго говоря, комментарий к Закону. Книгу Иисуса сына Сирахова мы сегодня можем видеть в составе Библии, но по сути дела это уже начало комментариев. Это начало того, что в православной и католической традиции называется Преданием. И, конечно, книга Иисуса сына Сирахова не одинока в этой группе книг, которые находятся уже на грани Писания и Предания. Причем в разных христианских традициях эти дополнения будут разными. Католики добавят к этому иудейскому канону книги Товита, Иудифи, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Варуха (причем шестая глава Варуха у католиков будет посланием Иеремии), первую и вторую Маккавейские книги.

http://pravmir.ru/bibliya-kanonichnost-b...

Семь светильников (4, 5) символизируют Духа Святого. Хвалебные песни – это славословие Богу как Творцу и Вседержителю. Они соответствуют тем благословениям из иудейского богослужения, которые унаследованы и христианской традицией 1114 . Евхаристия (Евхаристический канон Божественной Литургии) также начинается с хвалы Богу как Творцу и своим смысловым центром имеет ангельское славословие «Свят, свят, свят Господь...» (ср. Ис. 6, 3 ). Следующее славословие в иудейской традиции – прославление Бога как Искупителя, как Дарителя Закона и как Того, Кто избрал Свой народ и заключил с ним Завет. Именно это мы и читаем ниже, в гл. 5, где речь идет об Агнце. Иудейская богослужебная форма наполняется здесь уже чисто христианским содержанием, что опять-таки и сейчас прочно удерживает христианская, в том числе православная литургическая традиция. Так, Сидящий на престоле держит книгу, запечатанную семью печатями (5, 1), но никто не может раскрыть ее. Св. Иоанн пишет: И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее (5, 4). Но вот появляется «Агнец как бы закланный» (5, 6), о котором сказано, что это «лев из колена Иудина» (5, 5). Именно Он и может раскрыть книгу. Здесь поется новая песнь – песнь об искуплении, но не о том, что было в Ветхом Завете, а что совершилось во Христе: 9 Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле (5, 9–10). Эта песнь отзывается многоголосым хором всех тварей, поющих гимны, восхваляющие Агнца: 12 Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. 13 ... Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков (5, 12. 13). Опять-таки заметим несомненное сходство этих славословий с нашими евхаристическими молитвами, в которых также высказывается благодарение Богу за искупление и заключение Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 19-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 13 зач., 4, 16—22 Тогда пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все свидетельствовали Ему это. Господь приходит в Назарет, в город, расположенный на пересечении дорог, ведущих во все стороны света. В этом городе Он был воспитан, здесь Он ходил в синагогу, и теперь Он входит в нее, но уже по-другому, исполняя общественное служение. Это происходит в самое подходящее для проповеди время, в день субботний, когда благочестивые иудеи обращают свой взор к Богу. Христос, сказано в Евангелии, встал читать. В каждую субботу в синагогах было семь чтецов — первым был священник, вторым — левит, и еще пять — из числа молящихся. Мы часто видим Христа в Евангелии проповедующим в синагогах, но только здесь — Он чтец. Хорошо помнить чтецам в наших храмах, что Сам Господь исполнял их послушание. «Ему подали книгу пророка Исаии». И Он раскрыл ее. Книги Ветхого завета были в известном смысле закрыты, пока Христос не открыл их. Он нашел место, которое полагалось читать в этот день. Это текст из пророка Исаии (Ис. 61, 1—2). Промыслом Божиим чтение этого дня с совершенной ясностью было о Мессии. Этот текст дает полное описание того, что Он пришел исполнить в мире. «Дух Господень на мне» — так начинается это пророчество, свидетельствуя, что Христос имеет все необходимое для Своего служения. Все дары Духа Святаго, вся благодать — с Ним, и не мерою, в отличие от всех прежних пророков, Он принял Духа. (Ин. 3, 34). «Ибо Он помазал Меня», — говорит Господь, являя тайну Своего призвания и посланничества в мир. Он послан для принесения людям благой вести. Он помазан — проповедовать, и это слово звучит здесь трижды. Он должен благовествовать нищим — тем, кто нищие в этом мире, тем, кто нищие духом, кроткие и смиренные, тем, кто подлинно печалятся о своих грехах. Благовествовать не значит просто проповедовать, потому что благая весть — Евангелие — должна достигнуть не только слуха этих людей, но и их сердец.

http://pravoslavie.ru/3652.html

Христос в самые ответственные или искусительные моменты Своей проповеди ссылается – порой неоднократно – на Второзаконие, Исход, Левит, Псалтирь, Книгу пророка Исаии, Книгу пророка Даниила, Книгу пророка Захарии, Книгу пророка Малахии, приводит примеры из жизни царя Давида, пророка Ионы, поминает премудрость царя Соломона. Невозможно исключить Христа из контекста ветхозаветной реальности, не совершив при этом насилия над евангельским Откровением. Сам же Христос утверждает, что пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17), заверяет, что ныне исполнилось писание сие (Лк. 4, 21), то есть пророчество Исаии о Мессии, Сам же подтверждает Свои учительные слова авторитетом Ветхого Завета: в этом закон и пророки (Мф. 7, 12), и Сам же отвергает искушения сатаны, ссылаясь на Второзаконие. Знаменательно, что сатана, в силу логики пришествия Христова, предреченного пророками, соблазняет Господа именно словами ветхозаветного пророчества – Псалтири. Кроме того, Господь утверждает, что и на Голгофу Сын Человеческий идет, как писано о Нем (Мк. 14, 21), ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет (Лк. 18, 32–33) И наконец, когда Его берут под стражу в Гефсиманском саду и Петр отсекает ухо рабу первосвященника, Господь говорит ему: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? И тут Он приводит существенный довод против этой возможности: как же сбудутся Писания, что тАк должно быть? (Мф. 26, 53–54). Так и евангельские персонажи, исходя из реальности ветхозаветного ожидания Мессии, интересуются прежде всего тем, насколько Христос соответствует пророчествам. Иоанн Креститель выходит на проповедь, действуя в ключе пророчеств о грядущем Мессии: его задача приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему (ср.: Мф. 3, 3). Евангелист Матфей опознает его в соответствии со словами пророка Исаии, как глас вопиющего в пустыне (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Христос в самые ответственные или искусительные моменты Своей проповеди ссылается — порой неоднократно — на Второзаконие, Исход, Левит, Псалтирь, Книгу пророка Исаии, Книгу пророка Даниила, Книгу пророка Захарии, Книгу пророка Малахии, приводит примеры из жизни царя Давида, пророка Ионы, поминает премудрость царя Соломона. Невозможно исключить Христа из контекста ветхозаветной реальности, не совершив при этом насилия над евангельским Откровением. Сам же Христос утверждает, что пришёл  не нарушить закон, но исполнить  ( Мф. 5, 17 ), заверяет, что  ныне исполнилось писание сие  ( Лк. 4, 21 ), то есть пророчество Исаии о Мессии, Сам же подтверждает Свои учительные слова авторитетом Ветхого Завета:  в этом закон и пророки  ( Мф. 7, 12 ), и Сам же отвергает искушения сатаны, ссылаясь на Второзаконие. Знаменательно, что сатана, в силу логики пришествия Христова, предречённого пророками, соблазняет Господа именно словами ветхозаветного пророчества — Псалтири. Кроме того, Господь утверждает, что и на Голгофу  Сын Человеческий идёт, как писано о Нём  ( Мк. 14, 21 ),  ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет  ( Лк. 18, 32–33 ) И наконец, когда Его берут под стражу в Гефсиманском саду и Пётр отсекает ухо рабу первосвященника, Господь говорит ему:  или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?  И тут Он приводит существенный довод против этой возможности:  как же сбудутся Писания, что так должно быть?  ( Мф. 26, 53–54 ). Так и евангельские персонажи, исходя из реальности ветхозаветного ожидания Мессии, интересуются прежде всего тем, насколько Христос соответствует пророчествам. Иоанн Креститель выходит на проповедь, действуя в ключе пророчеств о грядущем Мессии: его задача  приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему  (ср.: Мф. 3, 3 ). Евангелист Матфей опознает его в соответствии со словами пророка Исаии, как  глас вопиющего в пустыне  ( Мф.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

2 ст.        по предвидению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится . В своем приветствии апостол называет своих читателей пришельцами рассеяния потому, что христиане, рассеянные в этом грешном мире среди язычников, должны считать себя только странниками и пришельцами и стремиться к настоящему своему отечеству, которое уготовано им на небе. Называет своих читателей избранными, т. е. выделенными из других, отделенными, уготованными Богом для того, чтобы быть Его уделом, принадлежать Ему. Таковыми, т. е. избранными, они сделались при участии всех лиц св. Троицы. Во 1-х, они избраны по прозрению Бога Отца, который от вечности предусмотрел и предопределил их ко спасению. Во 2-х, они избраны во святыни духа, т. е. при освящении от Духа, иначе: это избрание совершилось в определенное время благодатью Святого Духа чрез таинства крещения и миропомазания. В 3-х – избраны в послушание и кропление Крове Иисус Христовы, т. е. к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа. Этими словами указывается на вступление избранных по предвидению Бога Отца и благодатно св. Духа в новый завет с Богом во Христе Иисусе, подобно тому, как некогда были избраны евреи для вступления в ветхий завет. Самые выражения этого стиха в послушание и кропление крове заимствованы из 24 гл. кн. Исход. Там говорится об установлении ветхого завета. Для того, чтобы были понятны эти выражения, необходимо воспроизвести некоторые подробности из установления ветхого завета. Бытописатель Моисей повествует о сем так. Рано по утру у подножия горы Синая был построен жертвенник из 12 камней. На этом жертвеннике юноши сынов израилевых принесли жертву всесожжения. От закланных тельцов Моисей половину крови собрал в чашу, а другую половину крови возлил на жертвенник. Затем взял книгу завета и прочитал ее вслух всего народа. Выслушав книгу завета, народ сказал: все, что написано в книге сей, все, что сказал нам Господь, мы будем исполнять и будем поступать по воле Божией, будем послушны Ему. Тогда Моисей окропляет кровью из чаши весь народ и говорит: вот      кровь      завета, который с вами заключил Господь о всех словах сих. ( Исх.24: 4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010