«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» ( Дан.1:1–2 ). Здесь кратко повторяется то, что мы знаем о первом штурме Иерусалима, не втором, когда был сожжен Храм, а о самом первом, когда царь Иоаким был арестован и взят в плен. Вместе с ним были изъяты из Храма и некоторые богослужебные сосуды, тогда как оставшиеся были уничтожены во время штурма Храма. И были они отнесены в землю Сеннаар, так тогда назывался нынешний Ирак. Сеннаар более известен нам как земля Шумеры, это одно и то же слово, звучащее в разных языках по-разному. Шумеры – земля царя вавилонского, где он правил. И тогда положил «в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» ( Дан.1:2 ) как знак того, что бог его оказался сильнее Бога, который был в Иерусалиме. Но при этом вавилонский царь не стал использовать эти священные сосуды для обычного употребления, а передал их в сокровищницу, оказав тем самым некое уважение Богу Творцу. И затем царь «сказал Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых, и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому» ( Дан.1:3–4 ). Царь задумал таким образом провести некоторую «инкультурацию» евреев. Предполагалось, что детей еврейской интеллигенции следует воспитать в духе халдейского вероучения. Нужно было взять элиту, людей из царского и княжеского еврейского рода, и дать «правильное» образование, перевоспитать их на халдейский лад. А затем они уже должны были осуществлять управленческие функции в своем народе. Через планы Навуходоносора исполнилось пророчество Бога. Дело в том, что когда царь Иезекия совершил грех и послал хвастаться посла своего перед царем вавилонским, то Бог ему сказал через пророка Исаию: «Твоих потомков сделают евнухами и слугами у царя вавилонского» ( Ис.39:7 ). Так и произошло, как было предсказано. «И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя» ( Дан. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Во 2-х описываются – главная действующая причина и орудия конечного разрушения царства Ст. 26. И поднимет знамя народам дальним, и даст знак (соб. свиснет) живущему на краю земли, – и вот он легко и скоро приидет. В древности военное знамя ставили на горе, чтобы воины издали видя его, собирались к нему. Свистание взято, по мнению некоторых, с сзывания пчел в улья посредством свиста в трубочку, или с обыкновения древних – посредством свистка или рожка передавать приказания отдаленным рядам войска. Этим означается, что сам Бог соберет народы, и эти многочисленные народы, особенно один из них сильный, по мановению Божию, по случаю, данному им от Бога, как пчелы, налетят на Иудею, для исполнения судов Божиих. Это были Вавилоняне и особенно Римляне. Качества войска Ст. 27. Не будет у него ни усталаго, ни изнемогающаго; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его. Этим изображается неослабная сила, храбрость, быстрота, воинское искусство неприятельского войска. Ст. 28. Стрелы его заострены и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его как вихрь. Выше Пророк изображал воинов, а здесь оружия их. Ст. 29. Рев его, как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу, и унесет, и никто не отнимет. Ст. 30. И заревет на него в тот день как бы рев разъяреннаго моря. Этим изображается смелость неприятельского войска, неустрашимость духа, свирепость, алчность к хищности, добыче, терзанию жертв мщения Божия. В 3-х, следствие разрушения царства – отчаяние Иудеев Ст. 30. И взглянет он на землю, и вот тьма, горе, и свет померк в облаках. Иудеи, оставшиеся в живых после поражения, но своим тяжким грехам уже не посмеют возводить взоры на небо, возлагать надежду на Бога и просить Его помощи, но с подавленным от отчаяния духом, взоры их поникнут на землю. Но и на земле будет представляться повсюду только мрак и образ страшной смерти, т.е. по внешнему состоянию они подвергнутся бесчестию, презрению, рабству без надежды на поправление своего состояния; и внутри их не будет света, а только мрак: угрызения совести, возмущение духа, скорбь, боязнь еще более тяжкого наказания от Бога. И на небе их свет померкнет, т.-е., лишившись излияния благодати Божией, утешения и всякой помощи от Бога и людей, будут оставаться во мраке горести. Таково точно было состояние Иудеев после разрушения Иерусалима и храма Римлянами: Иудеи лишились утешения – и жертвы приносить, и другие обряды Богослужебные совершать для успокоения мятущейся совести и для сердечной отрады. Разрушение храма ясно свидетельствовало о гневе Божием на Иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Во Втор 12. 2-28 звучат требования отказаться от каких бы то ни было языческих культов, уничтожить жертвенники идолам (ср.: Втор 7. 5) и установить единое централизованное богослужение (Втор 12. 2-7) в месте, «какое изберет Господь, Бог ваш» (Втор 12. 5, 11, 14, 18, 21, 26). За этим следуют 3 положения о применении закона (Втор 12. 8-12, 13 - 19. 20-28), в к-рых оговариваются особые условия богослужения. Основной темой 2-й группы заповедей (Втор 12. 29 - 17. 13) является прославление власти Бога над израильским народом; во Втор 12. 30-31 подчеркивается необходимость сохранения религ. обособления Израиля перед лицом опасности окружающих его идолопоклонников (Втор 12. 30-31), говорится о судебном преследовании и предании смерти израильтян, отступивших от истинной веры (Втор 13. 2-18; 16. 21 - 17. 7), о дозволенной и недозволенной пище (Втор 14. 3-21), о богослужебных налогах и праздниках (Субботний год, принесение в жертву первенцев от скота - Втор 14. 22-29; 15. 19-23) и об ограничениях на рабство за долги (Втор 15. 1-18). Большая часть гл. 16 посвящена празднованию Пасхи , седмиц и кущей на месте, к-рое укажет Господь. Согласно Втор 16. 18 (ср.: 1. 9-17), судьи избираются самими израильтянами на местах. Спорные случаи должны рассматриваться в центральном суде, в «месте, которое изберет Господь, Бог твой...» (Втор 17. 9-13). В 3-й группе заповедей (Втор 17. 14 - 18. 22) подтверждаются и ограничиваются привилегии израильтян, избранных Богом и людьми на ответственные служения в общине Израиля. Втор 17. 14-20 посвящено обязанностям царя, к-рый должен происходить только из среды евреев. Его действия также ограничиваются законом: он не должен умножать «себе жен, дабы не развратилось сердце его» (Ст. 17). Когда он сядет «на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор 17. 18-19).

http://pravenc.ru/text/160983.html

Возможно, что на порядок, в котором чередовались на богослужении выступления харисматиков, указывают следующие слова апостола: когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет в назидание [ 148 ]. Язык и откровение (пророчество), как наиболее интенсивные степени вдохновения, поставлены в середине: они подготавливаются вдохновенным пением («псалом») и поучением учителя (дидаскала) и заключаются столь же спокойною речью «истолкователя» (истолкования для языкоговорения и, должно быть, пророчества). Все это «харисматическое» богослужение могло предваряться и подготавливаться обыкновенным, состоявшим из чтения Св. Писания, гимнов и молитв. Это же место из ап. Павла, по-видимому, говорит за то, что в тогдашнем богослужении преобладало исполнение богослужебного материала одиночными лицами, а не целым собранием [ 149 ]. За это же говорит замечание ап. Павла: если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь [ 150 ]. Участие всего собрания в богослужении здесь представляется в виде слушания того, что поется и говорится харисматиками с выражением этого участия словом «аминь». Богослужение по Апокалипсису Насколько стройный и твердый порядок выработался в богослужении к концу апостольского времени, и какую красоту сообщило это богослужению, хорошо видно из Апокалипсиса, книги, во многих местах являющейся отражением литургической практики того времени. Апокалипсис прежде всего позволяет констатировать решительный, насколько это возможно было, разрыв христианского богослужения с синагогальным. Синагога в нем называется прямо сатанинской (συναγωγ το σατν, сонмище сатаны) [ 151 ]. Справедливо думают, что в основе главного апокалиптического видения (4 гл.) Бога сидящего на престоле и Агнца с 24 старцами лежит картина тогдашней литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред престолом Божиим и Агнцем посреди его; под престолом души убиенных за слово Божие — Гробы мучеников, на которых первые христиане совершали евхаристию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Возможно, что на порядок, в котором чередовались на богослужении выступления харисматиков, указывают следующие слова апостола: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию» 229 . Язык и откровение (пророчество), как наиболее интенсивные степени вдохновение, поставлены в середине: они подготавливаются вдохновенным пением («псалом») и поучением учителя (дидаскала) и заключаются столь же спокойною речью «истолкователя» (истолкования для языкоговорения и, должно быть, пророчества). Все это «харисматическое» богослужение могло предваряться и подготавливаться обыкновенным, состоявшим из чтения Св. Писания, гимнов и молитв. Это же место из ап. Павла, по-видимому, говорит за то, что в тогдашнем богослужении преобладало исполнение богослужебного материала одиночными лицами, а не целым собранием 230 . За это же говорит замечание ап. Павла: «если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» 231 . Участие всего собрания в богослужении здесь представляется в виде слушания того, что поется и говорится харисматиками с выражением этого участия словом «аминь». Богослужение по Апокалипсису Насколько стройный и твердый порядок выработался в богослужении к концу апостольского времени, и какую красоту сообщило это богослужению, хорошо видно из Апокалипсиса, книги, во многих местах являющейся отражением литургической практики того времени. Апокалипсис прежде всего позволяет констатировать решительный, насколько это возможно было, разрыв христианского богослужения с синагогальным. Синагога в нем называется прямо сатанинской ( συναγωγ του σατν, «сонмище сатаны») 232 . Справедливо думают, что в основе главного апокалиптического видения (4 гл.) Бога сидящего на престоле и Агнца с 24 старцами лежит картина тогдашней литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред престолом Божиим и Агнцем «посреди его»; под престолом души убиенных за слово Божие – Гробы мучеников, на которых первые христиане совершали евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Вообразив Ильинскую церковь и шестилетнего мальчика, читающего Апостол, невольно вспомнишь беседу Спасителя с будущими апостолами: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18, 1-4). Покойный отец, обучая сына грамоте, очевидно, читал Святое Писание, засевая в душу послушного отрока любовь ко Всевышнему и ближнему, приучая к смирению и уничижению. А посему Ваня Попов рос кротким, и сроду не хвалился тем, что в шесть лет с Божией помощью читал в церкви Апостол и Псалтирь. Хотя, повторим, чтение на церковнославянском наречии даже избранным книгочеям бывало не по силам, к сему и грамотев-то среди крестьян днем с огнем, а ночью с лучиной не сыщешь. Смалу не любил будущий святитель, когда его хвалили. Будучи взрослым, прочёл статью в газете, где – сплошная щедрая хвала. Похоже, не из лести, из восхищения, выдумали сочинители, что Ваня Попов на Пасху Христову читал в церкви богослужебные книги, будучи четырёх лет от роду. Смутился будущий святитель, досадливо поморщился и письменно ответил: «…Говорится, что я чтырехъ лтъ на пятомъ читал уже Апостолъ за лumyprieю . Это слишкомъ много сказано! Этого пропустить уже нельзя, иначе это можетъ подать инымъ новодъ думать обо мн что нибудь необычайное, или приравнивать меня, Богъ знаетъ, к кому! Нетъ, это было далко не такъ. Чтырёхъ лтъ на пятомъ я лишь началъ учиться грамот и не у кого либо другого, а у своего отца, который, будучи долго боленъ, почти всегда лжалъ в постели. Апостолъ же я читалъ не въ Пасху, а въ Рождество Христово. Я это очень хорошо помню, и это было уже тогда, когда я учился у дяди своего, т. е. после смрти отца моего (в 1803 г.). Следовательно, я читалъ Апостолъ, когда былъ шести лтъ на сдьмомъ…» Но вернёмся воображением в Ильинскую церковь, где шестилетний Ваня Попов читал книгу Апостол… Подившись эдакому чуду, прихожане печально вздыхали, ибо парнишка удручал бедным одеянием:

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/14/...

Господь сказал мне: «Возьми дощечку побольше и начертай на ней писцовой палочкой, орудием человеческим: “Магер-Шелал-Хаш-Баз”. И Я призову надежных свидетелей: священника Урию и Захарию, сына Иеверехии». Я лег с пророчицей; она забеременела и родила мне сына. Господь сказал мне: «Назови его Магер-Шелал-Хаш-Баз. Еще до того, как этот мальчик научится говорить “отец” и “мать”, богатства Дамаска и добычу из Самарии понесут перед царем Ассирийским!» ( Ис. 8:1–4 ). Также: Ис. 20 . Иер. 13:1–11; 16:1–9; 32:1–15; 43:8–13 . Иез. 4–5; 12; 21; 24 . Ос. 1; 3 . Зах. 6:9–15 . К особому разделу жанров можно отнести пророческие речи, обращенные к Богу. Алонсо Шёкель разделяет их на два жанра – исповедъ и пророческая литургия. Последний я бы не относил к категории «речей, обращенных к Богу», так как у текстов, объединяемых этим жанром, – диалогическая структура. 1. Исповедъ находим в Книге пророка Иеремии. Исцели меня, о Господь, и я исцелюсь, спаси меня, и я спасусь, ибо Тебя я славлю! Вот они говорят мне: «Где же слово Господа? Пусть оно исполнится!» Не просил Я тебя посылать несчастья, дня беды не жаждал – Ты это знаешь. Слова уст моих – всегда пред Тобою. Не будь для меня ужасом! Ты – прибежище мое в день бедствия. Гонители мои пусть посрамятся, а я посрамлен не буду, пусть они ужаснутся, а меня пусть минует ужас! Пошли им день бедствия, сокруши их тяжким ударом! ( Иер. 17:14–18 ). Также: . 2. Литургия. Это условное название для пророческих речей, имеющих некоторые «богослужебные» элементы, в том числе – славословия. Стиль пророческих литургий, во многом близок стилю хвалебных гимнов, входящих в Псалтирь. Эти литургии, обычно, содержат диалог двух или более действующих лиц. Два нижеследующих примера – из Книги пророка Осии: Давайте вернемся к Господу: Он растерзал нас, Он и излечит, Он изранил нас, Он и перевяжет рану. Вернет нас к жизни через два дня, на третий день поднимет и будем жить перед Ним. Будем обретать знания, будем стремиться познать Господа. Неотвратим, как заря, Его восход. Он к нам придет, словно дождь, словно ливень, орошающий землю. Как Мне поступить с тобой, Ефрем? Как поступить с тобой, Иуда? Ваша праведность – как утренний туман, как роса, что исчезает на рассвете. Вот за что изрубил Я пророков, убил их словами Моих уст. Мое правосудие воссияет, как солнечный свет! Праведности Я хочу, а не жертвы, знания Бога, а не всесожжений ( Ос. 6:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Группа хвалебно-благодарственных псалмов может быть также условно разделена на хвалебные и благодарственные. В чем разница? Благодарственные – песнь благодарения – это выражение благодарности в какой-то конкретной сложившейся ситуации, в частности: в случае избавления от врагов, исцеления от болезни, прощения греха, по поводу чего и воспевается благодарственная песнь, которая имеет обычно в общем виде следующую структуру 237 : – вступление, в котором выражается намерение принести хвалу; – основная часть, где описывается собственно само событие и из­бавление; –  заключительное славословие. В качестве примера приведу 29-й псалом. «Превознесу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня и не возвеселил врагов моих из-за меня» (ст. 2 ). «Превознесу Тебя, Господи» – намерение совершить хвалу. Дальше идет: «Господи! Ты извел из ада душу мою, удалил меня от нисходящих в могилу... Услышь, Господи и помилуй меня; Господи! Будь мне помощником» (ст. 4, 11 ), описание избавления: «Ты обратил плачь мой в радость, разорвал вретище мое и препоясал меня веселием» (ст. 12 ) и славословие: «Да воспевает Тебя душа моя, да не буду сокрушаться. Господи, Боже мой! Во век буду исповедовать Тебя» (ст. 12–13 ). В стихе: «Ты же отвратил лице Твое, и я смутился» (ст. 8 ) – потеря богообщения воспринимается как одно из самых тяжелых испытаний и несчастий. И благодарит псалмопевец за то, что «услышал Господь и помиловал меня», снова Он услышал его молитву, снова вошел в общение с человеком. Так что хотя благодарственные псалмы воспевались в связи с конкретными жизненными обстоятельствами, они не опускаются до «бытового» уровня, но остаются на высоте богословия. Хвалебные псалмы восхваляют Бога за Его благодеяния вообще, за Его благость, не применяясь к каким-то конкретным сиюминутным событиям. Поскольку Первопричина блага одна, то и устроены они так же, как и благодарственные: введение – призыв хвалить Господа (так как благодеяния Его распространяются на всех), основная часть – обоснование, на этот раз богословское,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Даже об истории ереси жидовствующих у него весьма странное представление: " Все (!) типографии Литвы готовили еретические книги и под видом вещей послов возами завозили в Новгород, Москву " (с. 139). Автор книжки про " старца Антония " поставил восклицательный знак после слова " все " . А я бы поставил большой знак вопроса с несколькими восклицательными знаками после слов " типографии Литвы " . Дело в том, что в XV веке – веке, когда в Новгороде и появилась ересь жидовствующих (объявилась она в 1471 году), никаких типографий в Литве не было. " В начале 20—х годов XVI века Франциск Скорина приезжает в Вильно и в доме богатого белорусского мещанина Якуба Бабича основывает первую в нашей стране типографию, где издает " Малую подорожную книжицу " и " Апостол " . В церковнославянском и греческом языках " старец " силен ровно настолько, чтобы перевернуть смысл богослужебного выражения с ног на голову: " ад всесмехливый начатое дело высмеивания всего Божьего, духовного доведет до конца " (с. 62). Но в аду нет места для смеха. Там место плача. Христианин же может посмеяться над обманувшимся адом. " Ад всесмехливый " значит " ад, достойный всяческого посмеяния " . В " Полном церковно—славянском словаре " протоиерея Григория Дьяченко говорится: " Всесмехливый – достойный всякого осмеяния или поругания " . Еще апостол Павел говорил: «Ад, где твое жало. Смерть, где твоя победа». Это некая издевка. Надо заметить, что и в некоторых апокрифах, размышляющих о сошествии Христа во ад звучит эта тема иронической издевки над сатаной. Познания " старца Антония " в Писании видны из его призыва: " Евангелие следует понимать буквально – сказано бежать в пустыню, вот и беги, не обдумывая святые словеса " (с. 207). Но нет таких слов в Евангелии. " Старец " спутал модную ныне проповедь " Анастасии " и Евангелие . Христос говорит не о бегстве из города в пустыню, а о переходе из одного города в другой город же: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф 10,23). О пребывании Церкви в пустыне говорит не Евангелие, а Апокалипсис (вот уж книга, при чтении которой буквализм как раз опасен): " И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени " (Откр.12,14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Данная трактовка, как и любая другая, должна была опираться на соответству­ющие богослужебные тексты, прежде всего на ветхозаветные чтения Святой Пяти­десятницы, ранее не рассматривавшиеся в литературе по данной теме. Действитель­но, особая характеристика Бога Отца включена в паремии из книги пророка Исаии, которые принято было читать в навечерие, накануне праздника Преполовения Пятидесятницы: Послушайте Меня... и вкушайте благо. ...и дам вам завет вечный... (Ис. 55, 2-3) и далее: слово Мое, которое исходит из уст Моих,– оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал е го (Ис. 55, 10-11). Именно эти пророчества, вероятнее всего, послужили основой для наделения фигуры Бога Отца учительным свитком, символизировавшим Завет и в то же время пророчество о воплощении, а также крестчатым нимбом в знак Отече­ского замысла об искупительной жертве Сына. Особенно наглядно данная тема проиллюстрирована на золоченых клеймах (около 1230 года), украшающих врата собора Рождества Богоматери в Суздале. Ес­ли на южных вратах изображена традиционная композиция «филоксении», то на западных вратах представлен совершенно иной иконографический извод Святой Троицы без Авраама и Сарры. Среди особенностей последнего нам впервые уда­лось выявить наличие свитка в левой руке не только у центрального, но и у пра­вого ангела, а главное – в чаше вместо Агнца помещены пробитые гвоздями кисти рук( илл. 2). В состав Паремийника, древнейший список которого датируется XII веком (РГБ, собр. Григ., 2/М 1685), входят паремии в Неделю Пятидесятницы, кото­рые относятся к истолкованию данного сюжета: И будет после того, излию от Ду­ха Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (Иоил. 2, 28). В службе Пятидесятницы этому посвящен тропарь 7-й песни 2-го кано­на: «…возгремел имевший видения Иоиль, сказав: Я им, как Слово, Богоначальнейшего изолью Духа Моего, – совзывающим: Естество тривещанное светлое, благо­словенно Ты». В связи с данным толкованием глубоко закономерным оказывает­ся помещение данного сюжета именно на западные врата храма, символизирую­щие в чинопоследовании пасхального крестного хода затворенный вход Гроба Господня.

http://bogoslov.ru/article/2602946

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010