Прибегать к прежнему пророческому слову заставляли Иеремию и его природные свойства. В нем видится скорее горячая ревность в прохождении пророческого служения, чем блестящая способность слова. При своем призвании он ссылается на неопытность в слове. По характеристике Кюпера, речь Иеремии «простая, растянутая, более свободная, чем поэтическая; слова без прикрас и тщательной отделки; сентеции не отличаются разнообразием, но применимостью к современному положению вещей» 64 . Заимствования, цитация легко мирятся с таким строем речи, который вовсе не был ниже запросов времени, так как хорошо кем-то сказано: tempora dura non tam egebant oratione suavi et mulcenti, quam stimulis pungentibus 65 . В силу указанных особенностей времени и личных свойств пророка, у него находятся следы почти всей наличной при нем священной пророческой литературы: всего, а не одной первой половины, Исаии, Осии, Иоиля, Амоса Авдия, Михея, Аввакума, а может быть Наума и Софонии. Нередко находятся у Иеремии следы исторических и поэтических книг, и нет ничего удивительного во влиянии на Иеремию также и этих книг. Священное пророчество тем и отличается от простого предсказания, имеющего удовлетворять порой праздному стремлению узнать будущее, что конечную свою цель видит в настоящем воздействии на слушателя, пользуясь прошедшим наравне с будущим для достижения этой цели. Кто может сомневаться в воспитательном значении уроков истории? Поучительные факты ее mutatis mutandis постоянно повторяются и, по выражению Екклезиаста, нет ничего нового под солнцем. Тем более назидательное значение имеют факты той истории, которая ведет к устроению царства Божия. Равно памятники священной поэзии нашли себе место в слове Иеремии. Горячий патриот, он не вечерней заре своего государства с тем большею любовью должен был изучать памятники, завещанные предками, чем более равнодушия к ним выказывали современник. К тому-же, в великих треволнениях духа, пережитых пророком, в родниках священной поэзии, отражавшей тожественные чувства (Иов и Псалмы), он черпал незаменимое утешение. Книга Иисуса Навина, 1– 2 Царств, книга Иова, Псалмы, собрание творений многих пророков и Пятокнижие 66 – вот те священные книги, которые могли составлять библиотеку пророка Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

18 Как Иероним (впрочем не довольно решительно – Prolog. in Comment. in Habak. р. 588) или как Синкелл в своей Chronograph. (р. 214. 230. 240), делающие Аввакума современником Иезекииля и продолжающие период его служения пророческ. от времени Манассии до времени Иисуса сына Иоседекова. Подобным образом Хроника Пасхальная относит Аввакума ко времени воцарения Иосии и потом ко времени воцарения Кира, воображая его современником с одной стороны Софонии и Наума, с другой – Даниила, Аггея, Захарии и Варуха (Olymp. 32. 42). Из новейших это тождество лиц принимает Rosenmuller. Schol. р. 342. 19 Ко временам Дария (539 г.) от 645 г. Аввакуму было бы не менее 136 л., предполагая, что он призван к пророчеству не позднее, как на 30 г. жизни, – обыкновенный возраст обществ. учителя. Более чем столетний возраст допустить, конечно, возможно, но не необходимо. См. e. Carpzov. l. с. р. 401. 20 Евсев. Onom. – Но в средние века и даже позднее в 18 в. иудеи указывали место погребения в селении Иакук в Галилее недалеко от Сафета, в кол. Неффалимовом ( Нав.19:33 ), конечно, только по сходству этого названия с именем прор. См. Carpz. 402. Berth. 1670. Del. р. III. 22 «Adhuc propheta vel populus loquitur ad Dominum», по выражению Иеронима на Авв. (1, 2–4) Comm. col. 592. 591 in princ. Поэтому и ответ Божий (1, 5) обращен не исключительно к лицу пророка, но к народу, хотя жалоба (1, 2), по-видимому, идет только от пророка. 24 Замечательно, что и самая книга закона «лежала тогда в забвении по небрежению священников» (Филар. м. м. стр. 349), так что ее считали утраченной и при Иосии называется она найденной от Хелкии первосвященника, как нечто новое ( 4Цар.22:8 ). 28 Все, приведенное нами из книги пророка место (ст. 2–4) мы разумеем о жалобах его на нестроение во внутренней жизни самих Иудеев, согласно с бл. Феодоритом и св. Кириллом Алекс. Некоторые из новейших (как напр. Eichhorn 3, 289; Rosenmuller. Schol. р. 352 et passim.; de Wette Eml. S. 331 § 243; Ewald Die Prophet. d. Alt. Bund. 1, 374 ff.) думали, вслед за поспешно на сей раз судившими Иеронимом (Prolog ad Habak.) и Абрабанелом (Comment. in Hab.), что пророк жалуется здесь на бедствия, какие будто бы уже терпел евр. народ отвне – от Халдеев (см. выше примеч. 7). В основание мнения приводят то, что слова, встречающиеся в ст. 2 и 3: chamas (обида, притеснение) и amal (злодейство), встречаются также и в ст. 9. 13; но здесь ими означаются тиранические действия врагов, – следоват., заключают, в том же значении они употреблены пророком и для тех стихов. Но –

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

—557— меняется литературная связь с писаниями Исайи, Михея и, особенно, Наума. Хронологическая последовательность пророков–писателей по о. Варфоломею такова: Михей, далее Исайя и, наконец, Наум и Аввакум рядом. Таким образом, Аввакуму отводится место среди первой группы пророков–писателей, возглавляемой Исайей, тогда как последующая группа пророков–писателей имела во главе Иеремию. Если стилистические исайяды и иеремиады – нечто трудно поддающееся детальному анализу в литературных памятниках деятельности пророков, однако, как рабочая гипотеза такое предположение допустимо при литературной критике пророческих ветхозаветных писаний. Переходя к строению книги пророка Аввакума, о. Варфоломей сначала открывает в ней первую прозаическую часть (11 глава), далее высокую прозу с наклоном к поэтическому строфизму (композиция 2 главы), и, наконец, лирическую заключительную часть (3 псалмодическая глава). Однако, вся книга, отражая ход переживаний пророка (при их освещении свыше), носит отпечаток элегического лиризма. К отделу о строении книги пророка примыкает замыкавший исагогическую часть исследования о. Варфоломея отдел об языке книги, причем наш автор пытается свидетельства из языка книги направить к дока­зательству ее сравнительно раннего происхождения. Здесь он говорит о гипотезе искусственной архаизации стиля речей пророка, приводит данные из «жизни слов», затрагивает вопрос об арамаизмах, как признаке сравнительно позднего происхождения Библейского памятника и, констатируя отсутствие их в тексте изученного им памятника, укрепляется в мысли о принадлежности Аввакума к плеяде ранних пророков. Данные из словаря памятника приведены с возможной полнотой, хотя местами и не бесспорны. Грамматики памятника наш автор более касается в части экзегетической. Во второй (экзегетической) части исследования о. Варфо­ломей отличает два смысла толкуемого текста – прямой и ино­сказательный, – реально-исторический и мистико-типологический. Обозревая священный текст по главам и стихам, наш автор по преимуществу имеет ввиду прямой смысл текста, а Мессианские толкования помещает в связном изложении в конце книги. Наш автор ведет свое

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 Иона проповедует в Ниневии. 5 Ниневия кается и получает избавление. 1 Иона раздражен, потому что Ниневии оказано милосердие. 6 Растение, которое засыхает. 10 Господь оправдывает Свое сожаление о Ниневии. Книга пророка Михея Михей пророчествовал во дни Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских. Он обличал соплеменников за богоотступничество, за их многочисленные грехи, предсказал нашествие на Иудею и разрушение Иерусалима. Михей также предсказывает рождение в Вифлееме Иисуса Христа и будущее прощение грехов милостивым Богом. Всего 7 глав. 1 Слово Господне к Михею. 2 Самария будет сделана «грудою развалин в поле». 10 Сошло бедствие от Господа на Иуду. 1 «Горе замышляющим беззаконие». 6 Пророчество отвергнуто. 8 Ответ пророка. 12 Остаток Израиля будет собран. 1 Злодейство правителей и их гибель. 5 Грех пророков и суд над ними. 9 «Сион распахан будет как поле». 1 В последние дни от Сиона выйдет закон. 6 Господь соберет остаток. 9 Сокрушение и восстановление Иерусалима. 1 «И ты, Вифлеем … из тебя произойдет … Владыка». 7 Сила остатка среди народов. 10 Конец войны и идолопоклонства. 1 «Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». 9 Господь осуждает нечестные меры. 1 «Не стало милосердых на земле». 8 Господь опять умилосердится над Израилем. Книга пророка Наума Наум предсказал сокрушение Ниневии и Ассирийского царства, владычествовавшего над многими народами и притеснявшего их. Согласно пророчеству, столица Ассирии, Ниневия, пала под ударами врагов. Это произошло по действию Божественного Промысла. Всего 3 главы. 1 «Гнев Господа разливается, как огонь» на Его врагов. 8 Господь объявляет разрушение Ниневии. 15 «Вот, на горах — стопы благовестника». 1 Господь обещает восстановить Израиля. 3 Герои и колесницы готовятся к нападению на Ниневию. 6 Она взята. 10 Ниневия «разграблена, опустошена и разорена». 1 «Горе городу кровей!» 5 Господь объявляет, что Он откроет срамоту Ниневии. 8 Ниневия переживет то, что пережил Но-Аммон. 14 Безнадежность укреплений Ниневии. 18 Услышавшие о разрушении Ассирии возрадуются.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

Пророчество о падении Ниневии и Ассирии раскрывается в 3-х главах. В 1-й главе описывается всемогущество и правосудие Божие, направленные против Ассура, враждебного Богу и иудеям, которым предвозвещается спасение от ассирийского ига. Во 2-й главе подробно предсказывается разграбление и окончательное разрушение Ниневии. В 3-й главе выясняются причины падения Ниневии – ее беззакония, и предъизображается картина будущего запустения Ниневии. В этой главе (3) пророк перечисляет страшные бесчинства, достойные возмездия: сплошной обман, бесчисленные убийства, грабительства, распутство, чародейство, преступления против других народов. В ряде мест книги пророк говорит, что Господь «всепотопляющим наводнением» положит конец Ниневии (1, 8.2, 6.3, 8). Пророчество о погибели Ниневии «от воды» и ее вечном запустении исполнилось с буквальной точностью в 612 г. до Р.Хр. Ниневия, упорно оборонявшаяся против осаждающих ее мидян и вавилонян, была взята Клаксаром, царем мидийским, и Набопалассаром, царем вавилонским после того, как была устроена запруда реки Тигр, мощные воды которой, изменившие течение, устремились в город, подмыли городские стены и позволили неприятелю вторгнуться в него. Царь ассирийский Сарданапал, отчаявшись, приказал разжечь во дворце огромный костер и, собрав золото и серебро, сжег себя вместе с женами, наложницами и драгоценностями. С тех пор Ниневия никогда не восставала. «Где же логовище львов, куда лев таскал сокровища» (2, 11) – иронически вопрошает пророк, провидя будущее запустение величайшего города того времени. И действительно, еще не так давно неизвестно было даже место бывшего города, разрушенного более 2 тысячи лет тому назад. И только в середине 19-го в. Ниневия была открыта благодаря раскопкам Лейярда. Мессианские черты в книге пророка Наума можно заметить в конце первой и начале второй главы (1, 15; 2, 1–2). В еврейском тексте 15 ст. 1-й главы отнесен к началу 2-й главы. Здесь возвещается грядущее благовестие Иудее, т.е. говорится о вожделенном времени, когда иудеи освободятся от поработителей, смогут «праздновать праздники свои и исполнять обеты свои», когда в пределах Иудеи зазвучит голос благовестника, возвещающего мир (ср. Ис. 52, 7 ). Имея, прежде всего, исторический смысл, эти слова пророка заключают в себе и предвестие благ мира, и спасение в новозаветное время. В таком смысле применяет слова этого пророчества апостол Павел ( Рим. 10, 15 ), говоря о проповеди евангельского учения во всем мире. Книга пророка Аввакума

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Местом рождения пророка Наума было небольшое селение Елкош, по словам св. Кирилла Александрийского 1 , в Иудее, (частнее), но изъяснению блаж. Иеронма 2 , в Галилее. Пророк сам называет себя Елкошанином (1,1), – объяснение этого названия из наименования его Родины столько же оправдывается употреблением подобных проименований в св. Писании ( Мих.1:1 ; Иер.29:27 ; 3Цар.17:1 .) и иудейским преданием, которого голос слышался еще в 4-м веке 3 , сколько всякое другое изъяснение – о семействе, к которому принадлежал пророк, или о нравственном значении имени, неестественно и противно словоупотреблению 4 . Кроме галилейской местности, есть еще и другая того же имени, не далеко от Ассирии 5 , где до сих пор указывают гроб пророка; и некоторые полагали, что пророк родился в этой стране от кого-нибудь из плененных Салманассаром, или, по крайней мере, жили в ней – в следствие пленения, либо добровольно. Но изъяснение именно о палестинской или галилейской местности, признанное поеданием, вполне согласуется и с личным характером писателя книги: встречающиеся здесь те же образы и сравнения, какие замечаем в других св. книгах 6 , конечно были следствием постоянного обращения писателя с Иудеями и отражением столь же постоянно окружавшей его природы, особенно действующей на впечатлительное детство. Такое же свидетельство о месте рождения и пребывания писателя книги представляет и всеми признанная чистота языка книги. Напрасно было бы соблазняться тем, что об Елкош – галилейской местности не упоминают ни Иисус Навин, ни другие св. писатели, ни Флавий. У первого не было намерения исчислять города и села всей св. земли, бы только желание показать замечательнейшие места и пределы каждого колена, – не говорим уже о том, что местечко в Галилее могло образоваться в позднее Моисеева преемника, с умножением еврейского народонаселения. К тому же, не отличаясь ни своим объемом, ни соседством с каким-нибудь более замечательным местом, ни чем-нибудь другим, – как можно судить по словам Иеронима 7 , – оно легко могло укрыться от замечания и других писателей. А потому достаточно, если имя галилейской Родины пророка известно было Евсевию, Кириллу Александрийскому и LXX толковникам 8 , – если оно сохранилось в наименовании одной из древнейших сект 9 (елкесантов) и ее основателя, – если наконец развалины селения в 4 веке свидетельствовали о его древности 10 . С другой стороны, одноименная ассирийская местность становится известной только с XVI (16) века, – и ее название есть, очевидно, плод намеренного или случайного сближения с другими столь важными в истории пророка местами, забвения об истинном смысле проименования в книге, и – позднейшего вымысла 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

С некоторой вероятностью можно решить только вопрос о месте деятельности Иоиля. В своей книге пр. имеет в виду только царство Иудейское и не касается Израильского. Так он говорит о врагах Иуды ( Иоил.3 ; Евр. 4 ), но не упоминает о врагах израильтян. У Иоиля нет даже упоминания о царстве Израильском. Правда, слово „Израиль“ в его книге встречается три раза (2:24; 3; Евр.2:16 ), но не означает царства 10-ти колен, а употребляется как почетное название всего еврейского народа. Все это ведет к предположению, что Иоиль жил и действовал в царстве Иудейском – был пророком иудейским. Св. Епифаний в своем сочинении ,,de vita prophetarum“ (с. 14) и Дорофей в своем ,,synopsis“ (с. 4) 4 сохранили нам древнее предание о прор. Иоиле. По этому преданию, пророк происходил или из колена Рувимова, или Гадова, и жил за Иорданом, в городе Вефаране, или Ветаре (Βηϑυ, Θεβορ, Bethomeron) 5 . Но не говоря уже о том, что такое предание очень скудно и не восполняет недостаточных сведений об Иоиле, – оно не имеет ручательств за свою достоверность. Время пророческого служения Иоиля В надписании своей книги (1:1) пророк Иоиль не обозначает времени своего служения. Нет ясных указаний на это и в самой его книге. Поэтому решить вопрос: когда жил Иоиль? – с несомнительностью и точностью нельзя. Остается довольствоваться вероятными предположениями. Данные для них можно извлекать из книги пр. Иоиля. Но прежде чем представить эти данные, укажем на то, что не может служить для определения времени деятельности Иоиля, хотя некоторые и пользуются этого рода данными при решении этого вопроса. 1) Древние раввины думали, что тот малый пророк, время которого не означено в его книге, жил и действовал в одно время с теми пророками, между которыми поставил его собиратель свящ. книг Ветхого Завета и время которых означено в их книгах (см. Wünsche. S. 5). Это мнение принимал и Бл. Иероним. Он говорит: „пророки, у которых время не означено в заглавии, пророчествовали при тех царях, при которых пророчествовали находящиеся пред ними пророки, имеющие заглавия“ 6 . Отсюда в своем толковании кн. Иоиля (р. 77) он выводит заключение, что „время, в которое пророчествовал Иоиль, мы должны принять то же, какое читаем и у Осии“. Таким образом, по мнению Бл. Иеронима, Иоиль пророчествовал при иудейских царях – Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии – и при израильском царе Иеровоаме 2-м, сыне Иоасовом ( Ос.1:1 ) 7 . Но, по справедливому замечанию Делича, „хронологический принцип в распределении малых пророков соблюден лишь настолько, что пророки доассирийского и ассирийского периода (с Осии до Наума) как древнейшие поставлены на первом месте; после них следуют пророки халдейского времени (Аввакум и Софония) и три послепленных пророка (Аггей, Захария и Малахия), распределенные в порядке времени их служения, составляют заключение собрания 12-ти книг малых пророков“ (см. Keil. S. 5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Наум.1:8 . И в потопе пути скончание сотворит: востающия и враги Его поженет тма. Дерзающих против Господа предаст Он конечной гибели и непреходящей тьме; потому что «потопом» и «скончанием» Пророк назвал конечную гибель. Потом излагает речь в вид вопроса: Наум.1:9 . «Что помышляете на Господа?» Какова сила Его, но вашему мнению? Скончание Сам сотворит, не отмстит дважды купно в скорби: То есть решительному подвергнет вас наказанию, и не будет нужды повторять удар. Наум.1:10 . Понеже до основания своего оляденеют, и аки блющ оплетающийся снедены будут, и аки трость сухоты полна. Как сухую солому удобно истребляет огонь, и трава, растущая подле оград, особенно же сплетающаяся с колючими растениями, и им не дает цвести, и сама со временем вянет, так вы, разрушавшие царства других, будете и царства лишены, и преданы гибели. И показывая справедливость наказания, Пророк присовокупил: Наум.1:11 . Из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещаваюший сопротивная. Потерпишь же это за безумные порождения ума твоего, о которых извещают нас и Четвертая Книга Царств, и богомудрый Исаия. Ибо в книгах тех Сеннахирим изображается изрыгнувшим такую хулу на Бога всяческих: «рцыте Езекии: сия глаголет царь великий, царь ассирийск» ( Ис. 36, 4 ): «да не прельщает Бог твой тебе, на Него же» уповал ты ( Ис.37, 10 ), «яко избавит Бог Иерусалима от руки моея» ( Ис.36, 20 ) и прочее сему подобное. На сию-то гордыню его указуя, сказал Бог чрез Пророка: «посещу на ум великий, на царя ассирийска» ( Ис. 10, 12 ). Так обнаруживает горделивость его помыслов. Наум.1:12 . Сия глаголет Господь: обладаяй водами многими, и сице разступятся, Множеством вод Пророк называет множество Вавилонян, ополчившихся против Ниневии, которые, подобно водам разделившись на отряды, приступили к осаде города. После этого, говорит Пророк: и слух твой не услышится ктому. Предан будешь совершенному забвению. Наум.1:13 . И ныне сокрушу жезл его от тебе, и узы твоя расторгну. Отниму у тебя власть, какую дал тебе прежде: и сокрушу твое владычество, расторгнув узы его. Ибо жезлом называет Бог власть: и сие дает ясно нам видеть чрез Пророка Исаию: «горе ассирием, жезл ярости Моея, и гнев Мой есть в руку их» ( Ис. 10, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изображения, сравнения и подобия, постоянно сменяясь одни другими, кажется, бегают, как молния – пользуясь словом самого пророка (2, 4); и всегда они так прекрасны, что всякая речь человеческого языка становится слабой 29 . От этого-то Пророк часто, по-видимому, совершенно оставив известную сторону предмета, вновь возвращается к ней, хотя всегда открывая какую-либо новую черту; отсюда эти переходы от одного предмета к другому, решительно не обозначенные никакими определительными разграничениями 30 (1, 11. 3, 7. 9 и др.), и только узнаваемые или из тщательного сличения с главной мыслью и духом книги (1, 1), или по указанию первых читателей ее, переданным потомству 31 ; отсюда же – употребление по местам множества не определенных наклонений в целом периоде без всякого другого наклонения (напр. 2, 1 с евр.); отсюда различие местоимений – в обращении к одному и тому же предмету (3, 7. 9). – Величие изображений может равняться только их живости и самим изображаемым предметом, – и, по мнению некоторых 32 , ставить св. Наума выше всех малых пророков. Знакомый с священными книгами по местам встречает в книге знакомые образы; но они иногда передаются в новых оборотах ( Ис. 23:15,16 ; ср. Наум. 3:4 . – Ис. 47: 2, 3 . Наум. 3: 5 . – Ис. 52:7 ; ср. Н. 1:14), и всегда возбуждают те высокие мысли и пламенные чувствования, какие произвели в первый раз в читателе, – от того живость и сила их не слабеет. Нет однако недостатка и в новых, до Пророка неизвестных, и от того особенно нравящихся и увлекающих образах 33 . Особенную силу получает изложение книги от своей сжатости, при полноте излагаемой мысли. Не много можно найти изображений, более богатых содержанием и при этом более сильных именно от сжатости выражения, как изображение Бога (1, 2–6), враждебного для Ниневии войска (2. 5 и сл.), ужаса ее жителей (3, 8 и сл.), защиты осажденного города (3, 1 и др). и т. п. – Эти преобладающие условия речи не мешают однако же быть ей, где следует, нежной и спокойной. Одушевлявший пророка Дух Божий всему давал вес и меру.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Ниневия, столица Ассирии, была долгое время обширным и многолюдным городом. Ея стены имели, как сказано у языческих историков, сто футов в вышину и шестьдесят миль в окружности и были защищены тысячью пятьюстами башнями, каждая в двести футов вышиной. 612 Она была предметом некоторых из самых ранних пророчеств, и притом первая, которая испытала свою предсказанную судьбу, и один языческий историк, описывая её взятие и разрушение, неоднократно ссылается на относящееся к ней древнее предсказание. Диодор Сицилийский рассказывает, что царь ассирийский, по совершенном поражении его армии, верил в древнее пророчество, что Ниневия не будет взята, если только река не окажет содействие его врагам 613 , что после двухгодичной осады, река, поднявшись от продолжительных дождей, наводнила часть города и низвергла стену на пространстве двадцати стадий, и что царь, считая предсказание исполненным, отчаялся в своем спасении и воздвиг огромный погребальный костер, на который он сложил свое богатство и вместе с ним предал себя, свое семейство и дворец сожжению 614 . Книга Наума открыто признавалась пророческой относительно разрушения Ниневии, и в ней предсказано, что «врата городские отверзнутся, и дворец будет разрушен». Ниневия была как водоем, полный водой, и сильным разливом вод он произведет разрушение на месте её 615 . Историк описывает факты, подтверждающие и другие предсказания пророка. Он рассказывает, что царь ассирийский, гордясь своими прежними победами и не имея сведений о возмущении бактрийцев, предался постыдному бездействию, назначил время для пиршеств и предавался пьянству со своими воинами, и что неприятельский полководец, узнав от дезертиров об их оплошности, напал на ассирийскую армию в то время, когда она вовсе того не ожидала, истребил большую часть её и принудил остаток армии отступить в город 616 . Этим самым подтвердилась истина слов пророка: «они сплелись как терновый плетень, и от упоения сделались влажны как вино их; но пожраны будут как сухая содома дочиста» 617 . Пророк обещал большую добычу неприятелю: «Грабьте серебро; грабьте золото; и нет меры богатству; множеству всяких драгоценных вещей» 618 . А историк подтверждает, что много талантов золота и серебра было спасено от огня и вывезено в Экбатану 619 . Согласно с Наумом, город не только должен был быть разрушен сильным наводнением, но и сделаться добычей пожирающего огня 620 , и он был, как Диодор рассказывает, разрушен отчасти водой, отчасти огнем 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010