Таким образом, пророк знает о возросшем могуществе халдеев, именно халдей Набопаласар в союзе с мидийцами разрушили в 612 году Ниневию. Поэтому можно предположить, что Аввакум рисует обстановку, которая сложилась во время становления могущества Вавилонии. А жалобы на внутренние беспорядки и беззакония в стране могут, пожалуй, служить свидетельством, что пророк находился в это время на своей родине – Иудее. Эта часть пророчества, скорее всего, относится ко времени правления царя Иоакима (609–597), т.е. незадолго до второго похода Навуходоносора на Иудею (599–597). Следовательно, Аввакум жил во время царствований Иосии и Иоакима, и был современником пророка Иеремии. Наум. Почти одновременно с Софонией произносил свои пророчества в Иудее (1:7,12,13:15) пророк Наум. Содержание книги, названной его именем, служит «пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина» (1:1). Пророк Наум в великолепных и ярких выражениях изобразил падение прекрасной столицы Ассирийского царства – Ниневии. По яркости красок, смелости полёта мысли, по выразительности слога и литературным достоинствам, небольшую книгу пророка Наума можно смело поставить на первое место среди двенадцати малых пророков. Яркий, выразительный слог, которым написана одна из наиболее драматических битв Ветхого Завета, придаёт особенную силу представленной здесь картине; так и слышится шум шествующих к победе полчищ, топот коней, гром и блеск несущихся в битву колесниц, попирающих тела защитников Ниневии. Своим глубоким духовным взором пророк Наум, словно очевидец, ясно видит через многие годы вперёд разрушение Ниневии и красочно описывает это событие. Его предсказание полного разрушения Ниневии, столицы могущественного царства, казалось совершенно неосуществимым и невозможным. Предсказывая разрушение Ниневии, в то время казавшееся совершенно невероятным, Бог напоминает ей её собственную победу над царством, не менее сильным и заносчивым – Египтом. «Разве ты лучше Но-Аммона..?» (3:8). Здесь речь идёт о египетском городе – Фивах, разрушенном ассирийцами несмотря на то, что Фивы были лучше защищены водами реки Нила, нежели Ниневия рекою Тигр ( Ис.20 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

—370— даны: половиной их пришлось пользоваться по рукописям библиотек – нашей Академической, Лаврской, Синодальной и особенно «Поморским Сборником» В.О. Ключевского . Хорошую сторону сочинения составляет также сжатость его изложения, хотя это последнее часто страдает шероховатостью языка (например, неудачные построения фраз – с. с. 107, 139, 150 и др.). Саму же переписку следовало поручить более грамотному лицу. Степени кандидата богословия г. Нечаев Тихон достоин». 28) О сочинении студента Оглоблина Аркадия на тему: «История Ассирии и книга пророка Наума». а) Доцента иеромонаха Варфоломея (Ремова) : «Г-н Оглоблин трудился над своей темой более года: его сочинение представляет собой работу серьезную и свидетельствует о хорошем знакомстве автора с предметом его исследования. В сочинении сначала дается очерк Ассирии, а затем исследуется библейский памятник, в целом своем представляющей Massa на Ниневию, – книга пророка Наума. Работа г. Оглоблина с внешней стороны совсем не поражает своим объемом. Зато при чтении ее невольно поражаешься внутренней емкостью. Автор очень любиться древнюю историю, живо интересуется своей темой, и в его сочинении рецензент имеет дело не с недостаточностью материала, а с избытком его. Г. Оглоблин имеет возможность много сказать читателю, но высказывает лишь, немногое, самое существенное по его мнению. Поэтому автор краток, довольно часто прямо конспективен в своем изложении. Но вот, то-то и хорошо, что такая краткость объясняется суммарностью изложения, и предмет исследования предстает перед умственным взором читателя в ясных, отчетливых очертаниях. Правда, сочинение носит характер эскиза, но в нем нет, именно, бледности и туманности, печальных следствий малого, недостаточного знакомства с предметом. Эскизы г. Оглоблина ярки и красочны: они прямо насыщены материалом. Суждения г. Оглоблина довольно часто мало аргументированы, его характеристики иногда состоят из двух-трех смелых штрихов, он позволяет себе только высказывать положения и их —371—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 4Цар. 17:5 сказано: «Царь Ассирийский… держал ее [Самарию] в осаде три года». Можно представить, как голодали ее жители и какое отчаяние охватывало их при виде непобедимых ассирийских полчищ. Они знали, что эти воины совершенно безжалостны. Они будут сдирать кожу с живых людей и крючьями вытаскивать их из укрытий. А если осажденные еще не знали, на что способны их враги, то ассирийцы готовы были напоминать об этом ежедневно (ср.: речь ассирийского военачальника перед Езекией в Ис. 36:4–10 ). В Британском музее хранятся каменные рельефы из Ниневии, на которых показано, как поступали ассирийцы с покоренными городами. На одном из них изображена огромная куча человеческих голов. В сцене осады Лахиса изображены три человека, посаженные на деревянные колья за пределами города, – как наглядное пособие для тех, кто еще прячется внутри. Пленников часто калечили, отрезая им руки, ноги, носы, уши или языки. На рельефе из Хорсабада изображены ассирийские колесницы, едущие по искалеченным телам. Младенцев часто разбивали о камни ( Наум 3:10 ; ср.: Пс. 136:9 ). Женщин забирали в качестве трофеев, а беременных обычно лишали плода. Захватив город, ассирийцы принимали жесточайшие меры, чтобы в будущем у них не возникало никаких проблем. Так, после падения Самарии в 721 г. до н. э. из города было выслано 27 тыс. человек, а на их место поселили примерно столько же пленников из других мест. Это подрывало единство и угрожало национальному самосознанию народа, создавая препятствия в организации сопротивления в будущем. Мы понимаем, почему людей пугала мысль, что Бог позволит ассирийцам осуществить наказание от Своего имени. Тем не менее в нескольких местах Библии сказано, что ассирийцы были орудием наказания в Его руках. Книга пророка Наума появилась значительно позже падения Самарии. Ниневия пала в 612 г. до н. э., следовательно, служение Наума следует отнести ко времени, предшествующему этому событию. Девяносто лет – это долгий срок для ожидания возмездия преступному народу. Между прочим, Иона проповедовал в Ниневии как раз накануне 721 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Имеется в виду русская тяжелая лошадь, выведенная от скрещивания крестьянских кобыл с голландскими и датскими производителями на конных заводах братьев Масоловых в селе Шукавки Воронежской губернии на реке Битюг (отсюда название породы — битюг). Сохранная казна (позднее: Государственный заемный банк) была учреждена в 1772 г. для приема вкладов и выдачи ссуд под залог недвижимости; упразднен конце XIX в. Сохранная казна (позднее: Государственный заемный банк) была учреждена в 1772 г. для приема вкладов и выдачи ссуд под залог недвижимости; упразднен конце XIX в. Действительный статский советник — гражданский чин, приравнивавшийся воинскому чину генерал-майора. Действительный статский советник — гражданский чин, приравнивавшийся воинскому чину генерал-майора. Красный товар — тканый материал, покупаемый на меру длины. Красный товар — тканый материал, покупаемый на меру длины. Равендук — толстая парусина; тонкий посконный равендук назывался фламским полотном; тик — полотняная ткань для тюфяков и перин. Равендук — толстая парусина; тонкий посконный равендук назывался фламским полотном; тик — полотняная ткань для тюфяков и перин. Часовник (часослов) — книга с церковными «часовыми» молитвами: утренней, вечерней и полунощницей; часто использовалась в обучении грамоте. Часовник (часослов) — книга с церковными «часовыми» молитвами: утренней, вечерней и полунощницей; часто использовалась в обучении грамоте. В день пророка Наума (1 декабря по старому стилю) детей, по обыкновению, начинали учить грамоте. Более удобного времени, чем зима, крестьянину не найти к тому же сам покровитель этого дня по имени напрямую связывался с учением: «Пророк Наум наставит на ум». В день пророка Наума (1 декабря по старому стилю) детей, по обыкновению, начинали учить грамоте. Более удобного времени, чем зима, крестьянину не найти к тому же сам покровитель этого дня по имени напрямую связывался с учением: «Пророк Наум наставит на ум». Титло — надстрочный знак, означающий пропуск букв, сокращение в церковнославянском языке.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Имеется в виду русская тяжелая лошадь, выведенная от скрещивания крестьянских кобыл с голландскими и датскими производителями на конных заводах братьев Масоловых в селе Шукавки Воронежской губернии на реке Битюг (отсюда название породы — битюг). Сохранная казна (позднее: Государственный заемный банк) была учреждена в 1772 г. для приема вкладов и выдачи ссуд под залог недвижимости; упразднен конце XIX в. Сохранная казна (позднее: Государственный заемный банк) была учреждена в 1772 г. для приема вкладов и выдачи ссуд под залог недвижимости; упразднен конце XIX в. Действительный статский советник — гражданский чин, приравнивавшийся воинскому чину генерал-майора. Действительный статский советник — гражданский чин, приравнивавшийся воинскому чину генерал-майора. Красный товар — тканый материал, покупаемый на меру длины. Красный товар — тканый материал, покупаемый на меру длины. Равендук — толстая парусина; тонкий посконный равендук назывался фламским полотном; тик — полотняная ткань для тюфяков и перин. Равендук — толстая парусина; тонкий посконный равендук назывался фламским полотном; тик — полотняная ткань для тюфяков и перин. Часовник (часослов) — книга с церковными «часовыми» молитвами: утренней, вечерней и полунощницей; часто использовалась в обучении грамоте. Часовник (часослов) — книга с церковными «часовыми» молитвами: утренней, вечерней и полунощницей; часто использовалась в обучении грамоте. В день пророка Наума (1 декабря по старому стилю) детей, по обыкновению, начинали учить грамоте. Более удобного времени, чем зима, крестьянину не найти к тому же сам покровитель этого дня по имени напрямую связывался с учением: «Пророк Наум наставит на ум». В день пророка Наума (1 декабря по старому стилю) детей, по обыкновению, начинали учить грамоте. Более удобного времени, чем зима, крестьянину не найти к тому же сам покровитель этого дня по имени напрямую связывался с учением: «Пророк Наум наставит на ум». Титло — надстрочный знак, означающий пропуск букв, сокращение в церковнославянском языке.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

4:11). Приблизительно в 22 км. южнее холмов Куюнджик и Неби-Юнус находится холм Нимруд, хранящий в себе руины библейского города Калах ( Быт.10:11 ). В 5 км. севернее Калаха (между Нимрудом и Куюнджиком) расположен древний город Ресен (теперь Саламие), а к северо-востоку от Нимруда, на расстоянии 20 км., можно наблюдать развалины Керемлес. В 22 км. к северо-востоку от Куюнджика находится холм Хорсабад, под которым Ботта раскопал город и дворец Саргона – Дур-Шаррукин. Таким образом, образовавшиеся над руинами древнейших библейских городов холмы (Куюнджик, Нимруд, Керемлес и Хорсабад) составляют большой четырёхугольник со сторонами примерно в 20–25 километров. В древности города имели не сплошную застройку, как это наблюдается сегодня. В черте города на случай осады всегда оставляли значительную площадь под пашней и пастбищами. Поэтому, соединение всех этих поселений со временем могло превратиться в огромнейший город, который когда-либо существовал и который в Библии назван «городом великим», а по главному из них получил родовое наименование – Ниневия , которая с её великолепным дворцом и была административным центром этой системы, находящаяся под защитой единой сети укреплений и обслуживаемая одной большой системой орошения. Ниневия со времени своего существования была, по словам пророка Наума, как пруд, полный водою (2:8), т.е. была так густо заселена, как никакой другой город на земле. Предполагают, что в ней проживали, по крайней мере, 200 тысяч жителей. Простой математический расчёт подтверждает это: поскольку в Ниневии было «более 120 тысяч человек, не умеющих отличать правой руки от левой...» ( Иона 4:11 ), т.е. детей, то по расчёту хотя бы трёх детей на двух родителей даёт именно 200 тысяч человек. Сегодня принято считать, что население Ниневии составляло около 600 тыс. человек. Цифра громадная даже для нашего времени, не говоря уже о Древнем мире, когда народонаселение было гораздо меньше, нежели теперь. По словам пророка Наума, в этом городе купцов было «более, нежели звёзд на небе...» (3:16).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Наума. Гари Холл Исторический и культурный фон Свидетельства, которые мы находим в самой книге, определяют дату ее создания. Падение египетского города Фивы (евр. «Но-Амон») в 3:810 указывает на то, что Наум писал после 663 года до н.э., когда ассирийское войско Асиафара 1036 захватило Фивы. Предсказание о падении Ниневии (2:1 и далее 3:1, и далее) означает, что текст был составлен до падения города под натиском мидян и вавилонян. Ассирийское господство над Израилем и Иудеей началось с середины VIII века, когда ассирийский трон занял Феглаффелласар III (745727) и продолжалось до падения Израиля (722 г. до н.э.) и во времена правления иудейских парей Ахаза (735715, см. Ис.7 ), Езекии (715687, см. Ис.3637 ) и Манассии (687642). 1037 Ассирийский царь Аснафар правил в середине VIII века (668627). После войны с Египтом, в 663 году, он расширил границы своей империи на юг до самого города Фивы. Однако в 650 году египтянам удалось восстановить независимость и ассирийское господство на Ближнем Востоке стало ослабевать. Вавилоняне также восстали против брата Аснафара, но их мятеж был подавлен в 648 году. Кажется, именно в это время Манассия начал совершать самостоятельные шаги, что следует из начатой им строительной деятельности, о которой мы читаем во 2 книге Паралипоменон 33:1416. Помимо ведения военных действий, Аснафар обновил Ниневию и Вавилон и собрал огромную библиотеку в Ниневии. Повсеместно появилось чувство защищенности и материального благополучия. Но это время продолжалось недолго. После смерти Аснафара Ассирия стала слабеть с невероятной скоростью. Вавилон вскоре вернул себе независимость, и в течение последующих 15 лет Ассирия постоянно ощущала всевозрастающее давление со стороны вавилонян и мидян, и, наконец, в 612 году до н.э. столица Ассирии, Ниневия, пала под натиском объединенных войск. Именно в это неспокойное время Наум предложил Иудее проповедь надежды, в которой он предсказывал падение ненавистного города Ниневии (и, как следствие, всей Ассирии). Похоже, что он писал в первой половине этого периода, а не в конце его. Падение Фив было еще свежо в памяти людей, а о его восстановлении не было и речи. Ассирийцы были сильны и все еще контролировали ситуацию (1:12). Поэтому самой разумной датой создания книги будет, примерно, 650 год до н.э. 1038 Если принять эту дату, то Наум должен был поддерживать шаги Манасии к независимости и реформы Иосии. 1039

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

С ним следует рассчитаться (см. об основной идее книги выше). Ревнитель – это одна из характеристик Бога, истинность которых подтверждается и в Новом Завете (напр.: Мф. 7:21–27 ; Мк. 11:15–17 ; Рим. 1:18–32 ; Отк. 2 – 3 ). 3б–6 Пророк воспевает власть Бога над всей землей. Эти стихи вполне могли бы войти в состав Псалтири как псалом, прославляющий Господа. Но и в них отчетливо проступает основная мысль Наума. Из Книги Пророка Исайи мы знаем, что ассирийцы приписывали свои успехи собственному могуществу и покровительству своих богов ( Ис. 10:12–18 ; ср.: Соф. 2:13–15 ). Наум описывает Бога в связи с грандиозными и пугающими природными явлениями, по сравнению с которыми ассирийцы и их боги совершенно ничтожны. В ст. 6 гнев Бога упоминается трижды: негодование, пламя гнева, гнев Его… как огонь. Это повторение, как и в ст. 2–За, чрезвычайно знаменательно. Современники Наума (если они не были богаты и знатны) строили свои дома из сырцового кирпича, а крышу делали из деревянных балок и прутьев, которые обмазывали глиной и белили. В бурю они остро ощущали свою незащищенность перед силами природы. И все же, говорит Наум, в вихре и в буре шествие Господа; там Он в Своей стихии, там пролегают Его пути. Облака, кажущиеся нам огромными, – это всего лишь пыль от ног Его. Израильтяне не были мореплавателями, и море внушало им благоговейный трепет. И сейчас, несмотря на все наши достижения в области науки и техники, корабли по–прежнему исчезают в море. А Бог запретит… морю – и оно высыхает. Здесь подразумеваются по меньшей мере два обстоятельства, на которые мы должны обратить внимание. Это разделение вод Чермного моря, позволившее израильтянам уйти от погони (и потопившее египтян, пытавшихся остановить их), а также переход через Иордан, когда Иисус Навин вел народ Израиля в Ханаан. В обоих случаях Бог удержал воду, чтобы позволить народу пройти. Когда Иисус успокоил волны моря Галилейского (известного своими сильными и непредсказуемыми бурями), Он косвенно проявил Свою Божественность ( Мк. 4:35–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Мозула, на восточном берегу Тигра, в Курдистане, находится и в наши дни город Елкоис, где указывают на гробницу Наума, которая еще до сил пор составляет цель странствования для многих Иудеев. Если это предание верно, то Наум был потомком Израильтян десяти колен, переселенных в Ассирию Феглафелассаром или кем либо из его преемников, и пророчествовал в продолжение плена в странах, орошаемых Тигром. В пользу этого мнения указывают на подробные сведения, которые он имеет о Ниневии и Ассирии, но на таком основании следовало бы заключать, что пророки жили во всех чужеземных странах, о которых они говорят более или менее подробно. Указывают также на несколько слов в подлинном тексте, которые не признают чисто еврейскими, но этот факт, если и принять его как доказательство, может быть объясняем разными способами. Впрочем, предание, сохраненное Иеронимом, гораздо древнее и достовернее другого предания, и самая книга пророка Наума содержит в себе слова, которые обращены к Иуде (1:15), и едва ли могут быть объяснены в устах пророка из времен ассирийского плена. Таким образом Наум был Галилеянин, принадлежавший, без сомнения, к тем довольно многочисленным семействам, которые, как предполагают, нашли себе убежище в горах, когда Салманассар переселил в восточные области своей империи большую часть народонаселения Ефремова царства. Мы видим на самом деле, что благочестивый царь Иосия распространяет свои преобразования за пределы Иуды, на древнюю область десяти колен, и что уцелевший остаток Израиля приходит с Иудою совершать великий праздник Пасхи, по повелению этого царя ( 4Цар.35:18 ). Это доказывает нам, что не все Ефремляне были переселены, и весьма вероятно, что большая часть Галилейских Иудеев времен Иисуса Христа не происходили от семейств, возвратившихся из плена при Ездре и Неемии. Этот пункт настолько важен при объяснении книг пророков, что мы должны остановить на нем наше внимание. Потомки этих Ефремлян, которые убегали из Самарии и Галаада в галилейские горы, и образовывали галилейский народ, видели и слышали Мессию, который даже избрал свой город в их среде, и на них можно смотреть, как на представителей десяти колен во времена Мессии, точно также, как два колена царства Иудина имели представителями лишь небольшое число их семейств, возвратившихся из Вавилона. Галилеяне и Иудеи составляли во время Иисуса Христа два различных народа, но несчастные войны против Римлян заставили их слиться в один народ, и существующие теперь Иудеи суть потомки точно также Галилеян или Евреев десяти колен, как Иудеев или Евреев от Иуды. Различия Иуды и Израиля изгладились, не оставив следов, и уступили место происхождению от Авраама. Прибавим к этому даже, что, после разрушения Иерусалима Римлянами, именно в Галилее процветали самые знаменитые и влиятельные школы Раввинов, и вероятно по этому, еврейское произношение, господствующее теперь у Иудеев, много приближается к произношению древних Галилеян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Православное Обозрение в первой книжке своей за 1860 год, известив о предпринятом со стороны духовного правительства русском переводе библии 233 , вслед за тем начало печатать библейские книги в переводе арх. Макария и напечатало в 1860 г. перевод книг: пророка Исаии и пророка Иеремии и книгу Плача Иеремии; в 1861 г. пророков Иезекииля и Даниила, книги Иова и из малых пророков книг пророков Осии, Иоиля и Амоса; в 1862 г. – Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии; в 1863 г. Песни песней, Екклезиаста, Притчей, и начат перевод Пятокнижия, который продолжался и в 1864 г.; в 1865 напечатаны книги Иисуса Навина, Судей, первая книга Царств; в 1866 г. вторая, третья и четвертая книги Царств и книга Руфь; в 1867 г. – первая и вторая книги Паралипоменон, вторая книга Эздры и книга Неемии, книга Эсфирь; в 1868 г. – первая и вторая Маккавейские книги. Кроме переводов с еврейского о. Макария, в Православном Обозрении напечатаны переводы с греческого священных книг: Товита и Иудифи (1862 г.), Премудрости Соломона (1863 г.), Премудрости Иисуса сына Сирахова (1865 г.), книга пророка Варуха (1866 г.) и третьей книги Маккавейской (1869 г.). Перевод этих книг сделан священником А. А. Сергиевским. В Духе Христианина 1862 – 1863 гг. напечатан перевод Г. И Павского третьей и четвертой книг Царств, первой и второй Паралипоменон и Притчей Соломоновых. Перед каждой главой перевода книг Царств и Паралипоменон есть оглавления коротенькие с обозначением содержания главы. Кроме того, в это время переведены были и изданы отдельно: Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова,С.-Петербург, 1859 г., с кратким объяснением; то же – второе издание с исправлением объяснения; С.-Петербург, 1860 г.; то же – в 16 долю листа без объяснения. С.-Петербург 1860 г. 234 Книга Иова в русском переводе, Вятка, 1860 г. К тексту приложено довольно обширное толкование в подстрочных примечаниях. Между тем в виду общепризнанной потребности в русском переводе библии, Святейший Синод, со своей стороны признавая необходимым предпринять от собственного лица издание русского перевода ветхого завета имел рассуждение о порядке, в каком удобнее мог бы быть веден этот перевод, и о тексте, с которого должен быть делан перевод священных книг ветхого завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010