– Не слушайте царя своего Езекию. Он обнадеживает вас Богом своим и говорит: «Бог спасает, и не отдадим Иерусалима ассириянам». Ни в одной стране, ни один бог не спасал от руки ассирийского царя: и вас не спасет ваш Бог . Обманывает вас Езекия! Когда доложили царю об этих словах и хулениях, он разодрал одежды свои и послал послов к пророку Исаие. Послы сказали Исаие о хуле ассириян и просили его молитвы к Богу. И велел Исаия так сказать царю Езекии: – Не бойся слов, которые ты слышал от царя ассирийского. Вот, он услышит весть, и возвратится в землю свою, и там от меча погибнет. Действительно, Сеннахирим получил известие, что на него идет походом Ефиопский царь, и отступил из Иудеи. Отступил от стен Иерусалима и посланный им отряд войска. Но скоро Езекия получил от Сеннахирима письмо с теми же хулами на Бога и угрозами. Езекия горячо помолился Богу. И молитва его была услышана. Пророк Исаия, по повелению Божию, возвестил царю радостное предсказание: – Так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, не бросит туда стрелы, не подойдет к нему со щитами, не насыплет вокруг него вала. Той же дорогой, какой пришел, возвратится домой. Я Сам охраню город. В ту же ночь Ангел Господень навел великое поражение на стан Ассирийский: от неизвестной моровой язвы погибло там 185 тысяч человек ассириян. Тогда устрашился Сеннахирим казни Божией, и поднялся, и ушел в свою Ниневию. Здесь, родные сыновья восстали против него, и убили его мечом, по пророчеству Исаии пророка. IV Однажды царь Езекия заболел и был при смерти. К нему пришел пророк Исаия и сказал: – Сделай завещание: ты умрешь, не выздоровеешь! Езекия обратил лицо свое к стене дома и плакал горько, и молился Господу: – Господи, вспомни меня! Я был верен тебе, я делал угодное в очах Твоих. И помиловал Господь царя. И сказал ему устами пророка Исаии: – Услышал Я молитву твою и увидел слезы твои. Я исцелю тебя, и в третий день пойдешь в дом Господень. И сказал Езекия Исаие: – Какое знамение дашь ты мне, что Господь исцелит меня в третий день?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

В V главе он изрекает первообраз той притчи о винограднике Господнем, которая вполне разъяснена Господом нашим Иисусом Христом. В VII главе он видит Святую Деву, которая родит Сына „и нарекут Ему имя Еммануил“. В IX главе он видит, что в Галилее языческой воссияет свет великий; и в той же главе озаренный этим светом он восклицает: „Младенец родился нам-Сын дан нам; владычество на раменах Его и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь Мира“. В главе XI он говорит, что Он есть отрасль от корня Иессеева (Давыдова) и рисует царство мира. Итак, вот в первых двенадцати главах мы видим пророчества о Мессии, к которым пророк возвращается с великою ясностию видения и в последующих главах, приписываемых другому автору. В главе XXV пророк повторяет то, что он говорил во II главе о народах, стремящихся к Сиону. Тогда, говорит он: „поглощена будет смерть навеки“ (ст. 8). С главы XLII священный образ Мессии выступает все яснее и определеннее. Он кроток и милосерд и ради Его Господь говорит Израилю: „не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему-ты Мой. ( Ис. 43:1 ) 205 . В главе LIII Исаия видит страдания и смерть Богочеловека и славу Его. В главе LXI он слышит голос Его и глаголы Его: „Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы; проповедывать лето Господне благоприятное.... утешить всех сетующих“.... (ст. 1–2). В главе LXIII пророк видит „Изрекающего правду, Сильного чтобы спасать“. В главе LXVI он видит грядущую радость Иерусалима и всех любящих Господа.... и новое небо и новую землю (ст. 13 и 22). Мы не думали в этих немногих строках исчерпать сущность всех Мессианских пророчеств книги Исаии пророка, – они должны быть изучаемы в самом тексте пророчества, – мы только хотели дать обзор полноты видения, и указать на важный факт, что вся книга пророка Исаии проникнута единым духом и что с этой точки зрения нет никакого различия между первыми и последними главами ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В мгновение возгласа Серафимов храм наполняется курениями. Одним из действий благоугодного служения Богу в храме было благоухающее курение фимиама. В то время, когда, по обыкновению, священник входил в святилище для совершения курения, народ, стоявший вне, во дворе, совершал молитву. Вероятно, и пророк Исаия созерцал Господа, Царя славы в минуты общей народной молитвы и курения фимиама. И так, пророк был очевидцем-свидетелем того, что курение фимиама восходит к престолу Божию и, знаменуя возношение молитвы предстоящих в храме, показывает, что Царь Небесный принимает прошения и славословия, воссылаемые Ему от земли... 5. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. (И рекох: о, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима). Ни один сын Израиля, непосвященный на служение Господу в храме, не имел позволения входить в святилище; и даже из посвященных никто не смел входить во святое святых, кроме первосвященника, по преимуществу посвященного Богу: но и сей «святыня Иеговы» входил сюда единый раз во весь год с покаянным сердцем от лица всего народа. А Исаия предстоит теперь, в видении, близ самого возвышенного престола Господа Саваофа. Священный глубоко-благоговейный трепет объял всецело душу пророка-человека. Если и перед престолом обыкновенного царя человек чувствует свое недостоинство, смущается проницательного царского взора, страшась наказания за неисправность своего слова или самого образа действий, то он уже не может не чувствовать себя достойным самой смерти, предстоя престолу всех Творца, Царя и Судьи – Бога Всесвятого. Богомудро проразумевая сие высочайшее видение Исаии, св. церковь устами своего вдохновенного песнопевца исповедует: «Когда Исаия увидел в прообразе Бога, превознесенного на престоле, окруженного ангелами славы, то воскликнул: о, я несчастный! я предувидел воплощаемого Бога, владычествующего незаходимым светом и миром» (Козьма Маюмский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Дальнейшее развитие представление о «слове Господнем» получает во 2-й части Книги пророка Исаии (Ис 40-55), написанной в начале персид. эпохи. Здесь     является действующим субъектом, осуществляющим замысел Божий в творении: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест,- так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,- оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис 55. 10-11). В последующих стихах описан результат этого действия: эсхатологическое преображение мира, сопутствующее избавлению Израиля (Ис 55. 12-13); в 1-й части Книги пророка Исаии, написанной вскоре после падения Самарии (20-e гг. VIII в. до Р. Х.), параллельное описание (Ис 11. 6-8) связано с мессианскими чаяниями (Ис 11. 1-5). В Ис 55. 10-11 по-прежнему сохраняется связь с представлением о     как слове пророчества по преимуществу: речь идет о том избавлении, к-рое было предсказано Богом через пророков Израиля. Однако в Пс 32, к-рый может быть датирован эпохой Второго храма (см.: Ценгер Э. Книга псалмов//Введение в ВЗ/Ред.: Э. Ценгер. М., 2008. С. 473), «слово Господне» вводится уже без связи с пророческим осмыслением истории Израиля, в качестве субъекта космогонического процесса: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их… ибо Он сказал,- и сделалось; Он повелел,- и явилось» (Пс 32. 6, 9). Представление о «слове Бога» как непосредственном участнике предвозвещенного избавления также выражено в Псалтири: «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их» (Пс 106. 19-20). Первая часть этой фразы является рефреном, завершающим поэтические описания бедствий, к-рым подвергался евр. народ (см.: Пс 106. 6, 13, 19, 28). В Пс 106. 16-17 самое тяжелое из бедствий, болезни и угроза смерти, связывается, в духе пророческих представлений о смысле истории, с отступлением от заповедей Божиих: «Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои»; в этом смысле избавление, о к-ром сообщается в Пс 106. 19-20, выступает параллелью к Ис 55. 10-13. Оба осмысления     космологическое (слово как сила Бога, действующая в творении) и историческое (слово как сила, исполняющая божественные намерения и обетования в отношении Израиля), совмещены в 147-м псалме: «Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел… Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды. Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю» (Пс 147. 4-5, 7-8).

http://pravenc.ru/text/2110648.html

Для того, чтобы мудрою тща­тельностью обратить к себе попечение Его, пророк сказал: Господи, Ты – Отец наш ; а для того, чтобы показать повино­вение и почтение, он говорит: мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей . Делай так, как ты желаешь. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие . Потом слова обращаются к храму и к святому месту: города святыни Твоей сделались пустынею ; Ты же нет… (здесь оканчивается вставка перевода с новооткрытой в армянском тексте части творения Златоуста и далее идет опять перевод с издания Миня. Ред.). Беседы на слова пророка Исаии 60. Беседа 1.     Похвала тем, которые пришли в церковь; о благочинии при славословиях, и на слова пророка Исаии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Ис.6:1).   1. Вижу, что вы с великим усердием стараетесь прила­гать к делу сказанное вам прежде. Потому и я без лености бросаю семена учения, питаясь от того доброй надеждой. Земле­делец, хотя бы с трудом бросал семена, – когда видит землю плодоносною и жатву обильною, забывает о прежних трудах и ободряется к дальнейшему обработыванию и сохра­нению (плодов) ожидаемою пользою. Но сколько плодоноснее и полезнее того это земледелие! То, производя изобилие чувствен­ных плодов, доставляет пищу телам; а это, сея словесное учение и умножая дары Духа, собирает богатство душевное, пищу не истребляемую, не истлевающую, не уничтожающуюся, не портящуюся от времени, но сохраняемую неизреченным Промыслом и заключающую в себе духовное наслаждение. Это – плод моих трудов; это – богатство, соблюдаемое для вашей любви. Видя его умножающимся в вас, я постоянно радуюсь, как не напрасно бросающий семена, как не без пользы понесший труды, как сеющий на землю плодоносную, тучную, способную к принесению плодов. Из чего же я заклю­чаю о такой пользе? Откуда вижу, что слова мои прилагаются к делу? Из самого настоящего собрания, из того, что вы с усердием посещаете мать всех – церковь, из этого всенощного и непрерывного стояния, из того, что вы, подражая ликам ангельским, приносите непрестанное славословие Создателю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ис.49:24 . Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у по­бедителя взятые в плен? Ис.49:25 . Да! так говорит Го­с­по­дь: и пленен­ные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; по­тому что Я буду состязаться с про­тивниками тво­ими и сыновей тво­их Я спасу; Ис.49:26 . и при­теснителей тво­их накормлю соб­с­т­вен­ною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Го­с­по­дь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. Заканчивая Свою речь о силе исключительного Божественного покровительства новозаветной церкви, пророк от лица Господа говорит, что в сравнение с ним не могут идти никакие обычные подобия и примеры. Так, у людей принято думать, что никто не может вырвать добычу из рук сильного или пленников у победителя (24). У Господа же, наоборот, добыча тирана будет у него отнята и пленные будут избавлены от рабства победителя. Сами образы «добычи» и «плена» взяты, по-видимому, из эпохи вавилонского плена; но получили здесь мессиански аллегорический характер, который блаженный Иероним толкует приспособительно к речам Иисуса Христа о власти сатаны над грешным миром, уничтоженной кровью Искупителя. 62 В Славянском переводе LXX-u вместо «Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов» – «Так говорит Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающего душу свою, гнушаемого от язык рабов княжеских». Получается совершенно другой, гораздо более подобающий избраннику Божию смысл. Не раб властелинов – но всего лишь временно поносимый языками рабов князей! Прим. ред. 64 Совершенно ясно – придут от севера и моря. Море – Средиземное, там все острова. А земля Персская – лежащая на востоке Персия. Издалека – юг. Там обитаемые страны лежат далеко, за Аравийской пустыней. Прим. ред. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Исаии. 4-424 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.64:10 . Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен. Ис.64:11 . Дом освяще­ния нашего и славы нашей, где отцы наши про­славляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоцен­ности наши раз­граблены. «Города святыни Твоей сделались пустыней... Иерусалим опустошен. Дом освящения и славы нашей... сожжен». В подкрепление своей усиленной просьбы о помиловании Израиль указывает на свой тяжелый политический и религиозный кризис, когда все, некогда цветущие города его, превратились в развалины и пустыни, когда разграблена самая столица его теократического царства – г. Иерусалим, когда сожжен даже и ветхозаветный храм – этот высший центр национального объединения и религиозного освящения еврейского народа. Описание это, по справедливому замечанию Dillmann, близко напоминает содержание кн. Плач Иеремии и отчасти – Псалма 78. А это все имеет непосредственное отношение к бедствиям вавилонского плена. Отсюда мы думаем, что и пророк Исаия говорит здесь, прежде всего, об этом, ближайшем к нему или даже и вовсе современном ему событии; а затем уже пророчески-прообразовательно он намекает и на будущее окончательное разрушение Иерусалима римлянами, как думают многие из святых отцов (блаженный Иероним и святой Кирилл Александрийский ). Показание это важно для установки хронологии данной главы: ясно, что она не могла быть написана после вавилонского плена (как думают рационалисты), ибо тогда Иерусалим и храм снова были восстановлены. Ис.64:12 . После этого будешь ли еще удержи­ваться, Го­с­по­ди, будешь ли молчать и карать нас без меры?: «Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?» Заключительный вопль молитвы, очень близкий к заключительным словам кн. Плача: «неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» ( Плч.5:22 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Исаии. 4-424 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как и в Исх 32: 32 , в Пс 68 также утверждается, что в книге жизни пишутся имена праведников, а грешники изглаживаются из нее: «Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» ( Пс 68: 28–29 ). Еврейский глагол ППа, так же как и греческий £ " §a/£iqxo («изгладить», либо «стереть») обладает двояким значением: прямым и метафорическим. В прямом смысле он по преимуществу обозначает удаление записи из письменного документа, а в метафорическом – уничтожение и разрушение, гибель (см.: Быт 6: 7; 7: 4 ). Итак, пребывание имени в этой небесной книге зависит от поступков человека. Если человек преступает завет с Богом, его имя может быть изглажено. Хотя в книге жизни не содержатся записи о поступках людей, именно от них зависит пребывание имени в книге жизни. В Книге пророка Иезекииля говорится, что лжепророки, «видящие пустое и предвещающие ложь», из-за своих злодеяний не могут быть внесены в список дома Израилева: «В совете народа Моего они не будут, и в список дома Израилева не впишутся, и в землю Израилеву не войдут» ( Иез 13: 9 ). У пророка Исаии также содержится упоминание о книге, от которой зависит, кто войдет в число верных потомков Иакова: «Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме» ( Ис 4: 3 ). Поскольку в 4-й главе Книги Исаии речь идет о последних временах, когда Господь очистит Сион «духом суда и духом огня», некоторые экзегеты полагают, что в данном отрывке возможна эсхатологическая трактовка образа книги жизни 108 . Это особенно важно в контексте дискуссии о том, какая жизнь человека – «земная» или «вечная» – определяется в книге жизни и что означает быть изглаженным из нее. Ряд исследователей считает, что в большинстве мест Ветхого Завета, повествующих о книге жизни, речь идет исключительно о земной жизни, соответственно изглаживание из книги означает физическую смерть 109 . Однако представлено и другое понимание: по мысли А. М. Родригеса, вышеприведенное мнение умаляет значение молитвы Моисея изгладить его имя во искупление греха Израильтян – «стоит ли ему просить об этом, если рано или поздно он умрет – то есть будет изглажен из этой книги» 110 . Согласно Пс 68: 28–29 , исключение из книги жизни означает не столько смерть, сколько то, что отныне человек не будет пребывать в обществе праведников. Изглаживание понимается как акт божественного суда, который отчуждает грешников от Бога. Таким образом, по мнению исследователя, уже в ранних книгах Ветхого Завета имплицитно присутствует представление о том, что запись имени в книге жизни дарует не одну лишь физическую жизнь (которая в какой-то момент подойдет к концу и у праведных, и у неправедных), но жизнь вечную. 3.2.2. Небесная книга людских деяний

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

«Нагота» пророка Исаии предызображала плен и позорное рабство Египтян. По воле Промысла Божия, царь Ассирийский по взятии Азота, направит свое победоносное шествие в Египет, пленит Египтян и поведет их из отечества «нагими», как рабов, которые ходили без верхней одежды, в одной сорочке. Это было вообще позорным ( 2Цар.6:20; 10:4 ) и тем более постыдно для Египтян, которые умели так искусно обрабатывать лен и ткать белые полотна (виссон, ср.гл.19:9): они, одевавшие царей виссоном, сами принуждены будут пойти в плен в жалкой одежде рабов. 45 5–6. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы? (И постыдятся побеждени Египтяне о ефиоплянех, на нихже уповаху Египтяне, бяху бо им слава. И рекут живущии на острове сем в день оный: се, мы бехом уповающе бежати к ним на помощь, иже не могоша спастися от царя Ассирийска, и како мы спасемся?) Когда поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Эфиопии, тогда с ужасом и стыдом жители «острова» или приморской страны (именно Египта) увидят, каковы Эфиопы, на которых они надеялись, как на сильнейших защитников от непобедимого войска царя Ассирийского. А так как и Иудеи возлагали надежды на Египтян и Эфиопов, то и они увидят, что эти мнимые защитники еще скорее самих Иудеев попали в постыдное рабство. Это вразумит Иудеев относительно ничтожного могущества союзников-царей и обратит их взор к Богу – единому защитнику и Спасителю благословенной земли, с которым народ так легкомысленно расторгает древний священный союз. Осада и взятие филистимской крепости Азота последовали вскоре после разрушения Самарии, столицы Израильского царства и отведения десяти колен Еврейского народа в плен Ассирийский (около 721–718 г. до Р.Х.). Вскоре затем последовало исполнение пророчества Исаии и о судьбе Египта и Эфиопии. Об этом свидетельствует пророк Наум.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили, да и дети и дети детей до сего дня поступают также, как поступали отцы их. Они служили одновременно и Богу и своим богам, которых они поставили в этом месте». После смерти Ахаза воцаряется Езекия, царь Иудейский. «Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме… И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» ( 4Цар. 18:2–4 ). «На Господа Бога уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города» ( 4Цар. 18:5–7 ). «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их» ( 4Цар. 18:13 ). Езекия обращается за помощью к Исаие пророку и по молитве Исаии, Господь услышал и царь Ассирийский отступил от Иуды. Пророк Исаия в данном случае является обличителем Езекии. И он сказал, что придет время, когда Вавилоняне обратятся из союзников Иудеи в ее врагов и будут хищнически завоевывать Иудею. В 20-й главе говорится о том чуде, которое произошло с Езекией. Езекия просил знамения и по молитве пророка, тень на солнечных часах возвратилась обратно на 10 ступеней. Чудесность этого события несомненна. Если открыть книгу пророка Исаии глава 32, стих 8, то там говорится: «Передвину не только тень, но и солнце». Каким образом произошло это событие? До сих пор нет рационального объяснения. Мы говорили о чуде, которое было при Иисусе Навине («стой, солнце и луна!»), но тому чуду мы могли найти объяснение, показать, как это реально могло произойти. Здесь же именно видна подлинная власть Бога над силами природы, Господь в силах показать, что он владыка и неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010