иером. Макарий Симонопетрский Память ста тысяч мучеников Тбилисских 851 В 1227 г. войско Джелал ад-Дина (1220–1231), шаха среднеазиатского государства Хорезм 852 , с помощью предателей овладело столицей Грузинского царства Тбилиси. Тысячи жестоких убийств утопили город в крови. Шах приказал снять купол с Сионского собора и заменить его своим троном, а также заставил бросить иконы Христа и Пресвятой Богородицы на мост через р. Куру. Собрав оставшихся в живых, безбожники приказали им идти по мосту и плевать на иконы. Все те, кто отказался осквернить святые образа, были немедленно обезглавлены, а их тела брошены в реку. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Книги Священного Писания в алфавитном порядке: BETXIЙ ЗАВЕТ Авв – Книга пророка Аввакума Книга пророка Малахии Книга пророка Авдия Книга пророка Михея Книга пророка Аггея Книга Иисуса Навина Книга пророка Амоса Книга пророка Наума Книга Неемии Книга пророка Варуха Книга пророка Осии Второзаконие Первая книга Паралипо- Книга пророка Даниила Первая книга Ездры Вторая книга Паралипо- Вторая книга Ездры Третья книга Ездры Песнь песней Соломона Книга Екклесиаста, или Плач Иеремии Проповедника (Соломона) Послание Иеремии Книга Есфири Книга Премудрости Соло Книга пророка Захарии Книга пророка Иезекииля Притч – Притчи Соломона Книга пророка Иеремии Псалтирь Книга Иова Книга Руфи Книга пророка Иоиля Книга Премудрости Иису Книга пророка Ионы са, сына Сирахова Книга пророка Исаии Книга пророка Софонии Книга Судей израилевых Иудифь – – Книга Иудифи Книга Товита Первая книга Царств Первая книга Маккавейская Вторая книга Царств Вторая книга Маккавейская Третья книга Царств Третья книга Маккавей Четвертая книга Царств НОВЫЙ ЗАВЕТ Послание к галатам Евангелие от Матфея Деяния апостолов Откровение Иоанна (Апо Послание к евреям калипсис) Послание к ефесянам Первое послание Петра Послание Иакова Второе послание Петра Евангелие от Иоанна Послание к римлянам Первое послание Иоанна Первое послание к солуня- Второе послание Иоанна нам (фессалоникийцам) Третье послание Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Введение 1. Место книги пророка Исаии в каноне ветхозаветных книг Книга пророка Исаии, в нынешней еврейской Библии , занимающая первое место между тремя книгами больших пророков (Исаия, Иеремия, Иезекииль, – Даниил в евр. Библии стоит между книгами Есфирь и Ездры), некогда стояла и теперь иногда – особенно в германских и французских евр. рукописях – стоит между ними последней. В Талмуде этот порядок больших пророческих книг ставится в связь с их содержанием. Книга Иеремии вся состоит из обличений и угроз; Иезекииль, начав угрозами, оканчивает утешениями; Исаия же во всей своей книге утешает и подаёт надежды на милость и спасение Божие: таково талмудическое объяснение древнего порядка больших пророческих книг в евр. Библии 1 . Но так как не только в первых 39 главах книги пр. Исаии, но отчасти и в последних 27 главах немало обличений и угроз, то вероятнее другое мнение, по которому книга Иеремии стоит иногда непосредственно после книг Царей потому, что в последних главах этих книг содержится история последних дней царства иудейского, более подробно – не только с внешней, но и с внутренней стороны – содержащаяся и в книге пророка Иеремии. Порядок больших пророческих книг, принятый в общеупотребительной теперь евр. Библии , засвидетельствован Мелитоном сард. († около 171 г.), Оригеном († 254) и блаж. Иеронимом († 420), получившими сведения о том от евреев непосредственно 2 . Порядок пророческих книг в переводе 70 толковников и славянском даёт также некоторое основание думать, что в еврейском оригинале толковников книга пророка Исаии стояла первою между пророческими книгами. 2. Происхождение Исаии, продолжительность и время его пророческой деятельности Имя пророка Исаии в евр. тексте его книги произносится (Ешаягу) или (по Вавилонскому, изданному в С.-Петербурге, списку 916 г. по Р. Хр.). (Ешааягу) и значит: «спасает Господь». Отец пророка в слав.-греческом переводе называется Амс=μς, т. е. носит имя, тожественное с именем одного из малых пророков – Амоса из пастухов фекойских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

§ 1. О книгах Ветхого Завета вообще I. Определение Книги Ветхого Завета суть те, священные книги, которые до Рождества Христова богодухновенными мужами написаны и преданы Церкви для всегдашнего правила веры и действий. II. Показание книг Ветхого Завета Оные суть: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Есфирь, Иов, Псалтирь, Притчей, Песни Песней, Премудрости Соломони, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Пророка Исаии, Пророка Иеремии, Плачь Иеремиев, Пророка Варуха, Пророка Иезекииля, Пророка Даниила, Пророка Осии, Пророка Иоиля, Пророка Аммоса, Пророка Авдии, Пророка Ионы, Пророка Михея, Пророка Наума, Пророка Аввакума, Пророка Софонии, Пророка Аггея, Пророка Захарии, Пророка Малахии, 1 книга Маккавейская, 2 книга Маккавейская, 3       книга Маккавейская, 3 книга Ездры. III. Разделение Сии книги суть двоякие: Одни суть правильные (Canonici) получившие наименование сие из Посл. к Гал. ( Гал.6:15,16 ) и Филип. ( Флп.3:16 ). Называются они правильными потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Таковые суть 5 книг Моисеевых, книга Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре Царств, две Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалмы 150, Притчей Соломоновых, Песни Песней, Екклесиаста, Пророка Исаии, Иеремии с плачем его, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Аммоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Что сии, а не другие Церковь Иудейская и Христианская первенствующая правильными признавала, то свидетельствуют Правил Апостол. правило 85, Собора Лаодикийского правило 59, из св. отцов Афанасий в сокращении Священного Писания , Ориген у Евсевия кн. 6, Ист. цер. гл. 25, Кирилл Иерус. катех. 4, Иоанн Дамаскин кн. 4, гл. 18 и прочие; из Иудеев Иосиф, кн. 1 против Апиона, Мелитон у Евсевия Ист. церк. кн. 4, гл. 26 и другие. – И что они подлинно книги богодухновенные, то явствует из следующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Глава 1. Книга Пророка Исаии 9. Сведения о пророке Исаии Святой пророк Исаия был сын Амоса. Блаженный Августин (de Civitat. Dei lib. XVIII cap.27) и Климент Александрийский (Strom. lib. 1) полагали, что отцом Исаии был пророк Амос из числа двенадцати. Но как происхождение пророка Амоса, так и изображение его имени в подлинном тексте не позволяют считать его отцом Исаии, ибо пророк Амос был пастырь овец от Фекуи ( Ам 1:1 ; 62 7:14–15 63 ), тогда как Исаия происходил из знатного рода; – имя пророка Амоса, как заметил блаженный Иероним , пишется через  аин  и  самех  и значит народ отверженный (populus avulsus); тогда как имя отца Исаии пишется через  алеф  и  цаде  и значит «смелый, сильный» (fortis, robustus). Древнее ветхозаветное предание [Doctores nostri per traditionem liabent, Amotsum et Amasiam. fratres fnisse, говорит Рав. Кимхи об Исаии в толковании Исаии 1:1. То же повторяется в жизнеописании Исаии – Четии Минеи 9 Мая.], перешедшее в Христову Церковь , говорит, что Исаия был царского рода; что отец его Амос был сын Иоаса и родной брат Амасии, царей Иудейских ( 4Цар 14:1 64 ). Для большей ясности и как бы наглядности своих предсказаний Исаия употребляет символические действия. Перед нашествием Ассириян на Израильское царство и потом на Иудейское он на большом новом свитке выставил надпись «магер-шелал-хаш-баз» (спешат на добычу, бегут на грабеж) и новорожденному сыну своему дал тоже имя ( Ис 8:14 ); во время осады Азота Танафаном (иначе Тартаном) [Тартан – название военачальника, заменяющего особу царя, если сей последний лично не участвовал в походе], военачальником Ассирийского царя Арны (иначе Саргона), Исаия сверг вретище с чресл своих, снял сандалии с ног и ходил наг и бос в ознаменование предстоящего позорного рабства Египтян. Как ходил раб мой Исаия наг и бос, говорит Господь…, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и Эфиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту( Ис 20:1–4 ). Во времена Езекии молитвами Исаии сотворены два чуда:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Л. И. Бриллиантов Книга пророка Исаии Сведения о пророке Исаии. Время его жизни и пророческой деятельности Св. пророк Исаия, по свидетельству его книги, был сын Амоса ( Uc. I, 1; II, 1 ). Личность же последнего неизвестна, но ее нельзя отожествлять с тем Амосом, который был в числе двенадцати малых пророков, ибо последний был незнатного происхождения ( Aмoc. VII, 14–15 ); тогда как пр. Исаия, по иудейскому преданию, разделяемому и Православною Церковью, был царского рода, именно отец Исаии был родным братом иудейского царя Амасии. Местом жительства пророка был город Иерусалим, где он имел свой дом, был женат и имел детей ( Uc. VII, 3; VIII, 3 ; XXXVII, 2; XXXVIII, 1; XXXIX, 3). Время пророческого служения Исаии было довольно продолжительно. По свидетельству его книги, он призван был к пророческому служению в год смерти царя иудейского Озии, когда ему было 20 лет (около 740 года до Рожд. Хр.); это служение продолжалось при следующих иудейских царях: Иоафаме, Ахазе, и Езекии ( Uc. VI, 1; I, 1 ). Но пророческая деятельность Исаии продолжалась и после Езекии, как это видно из того, что пророк описал жизнь этого царя, следовательно он пережил Езекию ( 2Цар. ХХ, 3, 4 ). По древнему еврейскому преданию и свидетельству отцов Церкви, пророк Исаия умер мученическою смертью в царствование иудейского нечестивого царя Манассии, именно по повелению этого царя, пророк был перепилен в дупле большого дерева деревянною пилою 53 . Пророк постоянно обличал царя и вельмож иерусалимских в нечестии, чем и вызвал гнев жестокого царя, кончившийся для пророка смертью. Достоверность сего свидетельства косвенно подтверждается и показаниями Св. Писания. Так, например, намек на это можно видеть в словах пророка Иеремии (II гл. 30 ст.); затем в 4-й книге Царств говорится, что «Манассия кровь неповинную излия многу зело, Дóндеже наполни Иерусалиму уста до уст», т.е. от края до края (4 Царств. XXI, 16). Может быть, это событие имел в виду св. Ап. Павел, когда говорил о ветхозаветных праведниках, что они «претрени быша» ( Ebp. XI, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Том I Том II Том III Том IV Пророк Исайя Несколько слов от автора Вступление Глава I. Исторический порядок пророческих книг Глава II. Четвертая книга Царств от кончины Елисея пророка, до нашествия Сеннахерима при Езекии. Глава III. Езекия, нашествие Сеннахерима. Глава IV. Кончина Езекии. Глава V. Книга пророка Исаии. Вступление Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Несколько слов от автора Настоящий опыт объяснения книги пророка Исаии не имеет никаких претензий на критику текста или его переводов или на освещение текста новыми взглядами. Это есть попытка популярного объяснения этой пророческой книги, преимущественно сопоставлением текстов этой книги с другими местами священного писания. Цель этой попытки дать возможность всякому читателю, хотя бы и неподготовленному специальным образованием, уяснить себе связь между пророчествами Исаии и другими ветхозаветными книгами, и между его пророчествами и исполнением их пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа. Мы знаем все, что книги ветхого завета мало известны в России, и преимущественно оттого, что у нас весьма мало популярных на них объяснений. Ученые же комментарии, изобилующие ссылками, без выписки текстов, очень утомительны для обыкновенного читателя. Вследствие этого в России в интеллигентной среде, -кроме лиц духовного звания, – развились не только индифферентизм, но, смею сказать, некоторое недоверие к ветхозаветным книгам, так что люди весьма образованные часто вовсе не знают Библии . В таком незнании и равнодушии к книгам ветхого завета воспитан был и я. Знакомство мое с ними началось, однако в моей молодости, около полувека тому назад, и познакомили меня с ними английские ученые (не богословы). Многие помнят, как в сороковых годах начались раскопки в Месопотамии, и как приблизительно около того же времени появились первые опыты разбора и чтения гвоздеобразных письмен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 6. Посвящение и послание Исаии на пророческое служение 1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. (И бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы его). Иудейский царь Озия, иначе называемый Азария, сын и приемник Амасии. «Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года (810–758 до Р.Х.) царствовал в Иерусалиме... И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; и прибегал он к Богу в дни Захарии (праведного священника) поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовать ему Бог... И помогал ему Бог против филистимлян и против аравитян, живущих в Гур-Ваале, и против меунитян; и давали аммонитяне дань Озии, и дошло имя его до границ Египта; потому что он был весьма силен... Было у Озии и войско, выходившее на войну отрядами, под предводительством Ханании, одного из главных сановников царских. Все число глав поколений, из храбрых воинов, было две тысячи шестьсот; и под рукою их военной силы триста семь тысяч пятьсот, вступавших в сражение с воинским мужеством, на помощь царю против неприятеля... И сделал Озия в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтобы они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко; потому что он дивно оградил себя, и сделался силен. Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим; ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. Господь поразил его проказой. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме, и отлучен был от дома Господня» ( 4Цар.15:1–5 ; 2Пар.26:1–21 ). Самонадеянность, гордость, роскошь и прочие пороки, вследствие счастливых войн, распространились и в народе еврейском. Проницательный взор пророка Исаии не мог не замечать тех недостатков религиозно-нравственной, частной и общественной жизни еврейского народа; доброе сердце пророка чувствовало всю силу зла и тяжесть ответственности народа перед грозной правдой Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Книга третья Для меня недостаточно той величины книг, которая слагается мною при толковании пророка Исаии, где опущение чего-либо есть ущерб для разумения. Поэтому в каждой из книг, которые означают только перечень и последовательность их, я поместил лишь очень краткие предисловия. А тебя, девственница Христова Евстохия, прошу помочь мне молитвами в изъяснении весьма трудного видения, в котором созерцаются: Бог всемогущий в своем величии и два серафима, стоящие окрест Его и восклицающие: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ); поколебавшееся и потрясенное наддверие храма, и дом Иудейский, наполнившийся мраком заблуждения; и пророк, говорящий, что он, в сравнении с божественною славою, имеет нечистые уста, и обитает посреди богохульствующего народа, который голосом нечестия единодушно кричал: распни, распни Его, и: не имамы царя токмо кесаря ( Ин. 19:6, 15 ); и один из серафимов, посланный к Исаии, чтобы, взяв клещами с жертвенника горящий уголь, очистить им уста пророка, а чтобы народ остался нечистым. Итак, третья книга на Исаию начинается так: Гл. VI. Ст. 1. В год, в который умер царь Озия, видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Надписанием первого видения о Иуде и Иерусалиме указано, что Исаия пророчествовал при четырех царях, то есть, при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Следовательно умершему Озии, при котором изречено все то, что мы выше изложили, наследовал сын его Иоафам, царстовавший шестнадцать лет, сотворивший правое пред Господом и построивший высокие ворота храма ( 2Пар. 27:1–3 ). В его царствование Исаия видел Господа сидящим на престоле высоком и превознесенном, в обозначении царственного достоинства. И то, что было под Ним, наполняло храм, или, как Феодотион и Симмах перевели: и то, что было под ногами Его, наполняло храм, вместо чего LXX перевели: и дом полон славы Его. Знаю, что когда я, около тридцати лет тому назад, был в Константинополе, и у красноречивейшего Григория Назианзена , в то время епископа этого города, учился исследованию святых Писаний: то, для испытания своего слабого ума и повинуясь настоянию друзей, я продиктовал краткий и наскоро составленный трактат об этом видении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О всех четырёх книгах святых больших пророков Книги св. пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, соединяемых обыкновенно вместе под общим именем «больших» пророков, составляют поэтому, в ряду пророческих книг Ветхого Завета, некоторое особое отделение, отличаемое от отдела книг двенадцати «меньших» пророков 1 . Эти четыре пророческие книги и располагаются в Библии с хронологическою последовательностью одна за другою, особо от порядка следующих за ними двенадцати книг «меньших» пророков, которые и в древности помещались то же в своем особом порядке, только прежде книг «больших» пророков. Потому и исследования подлинности и целости книг «больших» пророков, представляют свой особый отдел библиографических исследований Св. Писания. Вопросы о подлинности и целости св. книг у нас в русской мыслительности – совсем не в таком ходу, как на западе. Мы взяли их в свои экзегетические по Св. Писанию труды уже готовыми и разработанными с запада, где по этим вопросам давно подняты жаркие битвы. Дело русской мысли, очевидно, не повторять борьбы, уже совершившейся и совершающейся по этому предмету у собратьев наших на западе, а воспользоваться плодами и результатами этой борьбы, чтобы пустить их в оборот у себя для дальнейшего развития и православного довершения дела науки о Св. Писании. Потому в предлагаемых здесь исследованиях, мы не входим во все обстоятельные частности по вопросам о подлинности и целости священных книг четырех «больших» пророков; исключение в этом отношении сделано только для Книги пророка Даниила и одной части в Книге пророка Исаии, о которых живые недоразумения приходится слышать и у нас. Книга пр. Даниила – это, по отношению к пророчественной своей части, есть Апокалипсис Ветхого Завета, или такое откровение о будущих судьбах, которое, осветясь уже совершением предреченных событий, представляет в себе нечто похожее на историю этих событий и судеб: так – многосторонне и светло они предуказаны Словом Божиим чрез Даниила. И вот мысль, еще не ведущая истины во Христе, напрягает все усилия, даже до странных придирок, чтобы заподозрить для себя подлинность этой пророческой книги, и тем успокоиться в своем наведении и отвержении истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Кто такие пророки? Откройте сердце Богу… Мы переходим непосредственно к Книге пророка Исаии. Надо сказать, что среди корпуса Книг Священного Писания, ветхозаветных Книг, есть Книги четырех так называемых «больших» пророков. Они называются так, поскольку их пророчества по всем основным пунктам земной жизни Иисуса Христа – Сына Божия, обещанного Мессии, по глубине откровения, постижения дела, которое сделал Христос, необыкновенны. Такое откровение о взаимоотношении Бога и его народа, предсказание о том, что принесет Христос на землю, ни у кого, кроме как у великих пророков, не встречается. К великим пророкам относятся Исаия, Иеремия и Иезекииль. К ним примыкает пророк Даниил, но его писание несколько особое, отличается от всех остальных. Кроме них, еще есть 12 «малых» пророков. Некоторые книжечки – совсем маленькие, по 3–4 главки. Но их влияние на судьбы Ветхого Израиля тоже нельзя недооценивать. Они обычно касались лишь некоторых фрагментов жизни Иисуса Христа, некоторых особенностей Его служения. И их проповедь сама была явлением не целожизненным, порой случайным для них самих. Например, пророк Иона был послан Богом в город Ниневию, выполнил миссию – призвал город к покаянию, и фактически на этом его служение закончилось. А с точки зрения мессианской, его задача была – предсказать (прообразовать, как говорится) трехдневное пребывание Христа во гробе. Но все же эпизод его служения не сравним со служением пророков Исаии, Иеремии, и поэтому он называется малым пророком. Вернемся к пророку Исаие. Повторим определение, которое за ним закрепилось, – ветхозаветный евангелист. Жил он в VIII веке до Рождества Христова – из великих пророков по времени он первый. Евангелистом он называется потому, что раскрыл в своем писании фактически все основные события земной жизни Иисуса Христа. Сама Книга пророка Исаии проникнута Евангельским духом, вплоть до того, что там встречается обращение к Богу как к Отцу, что возможно только с Евангельской точки зрения, с очень глубокого проникновения в суть совершенного Христом.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/44

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010