Бог являет Себя во славе Своей. Время, как и обещал Ангел, закончилось, наступил Судный День. Суд будет заключаться в том, что перед лицом Бога встанут абсолютно все умершие ранее, малые и великие. Бог вызовет из могил всех без исключения людей. «И книги раскрыты были» ( Откр. 20:12 ). Это книги совести каждого человека, все дела, которые он делал, зло, в котором не раскаялся, – все будет раскрыто перед Богом, перед Ангелами Божиими и перед всеми людьми. 147 И, кроме этих книг, которые станут свидетелями против человека сами по себе, будет раскрыта еще и иная книгаКнига Жизни. Это некая книга памяти Бога, она явится как реальная книга, так, как ее и изображают обычно на иконах. В Книге Жизни записываются все имена праведников, все имена предназначенных для спасения. Существует даже специальный обряд для записи в эту книгу: перед Крещением православные священники специальной молитвой 148 просят Бога, чтобы Он вписал имя крещаемого в Книгу Жизни. При этом действительно имя вписывается в эту Книгу, и крещеный будет вечно жить перед Богом. Из нее можно себя и вычеркнуть – нераскаянными и смертными грехами. «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» ( Откр. 20:12 ). Каждый из мертвых судим по делам своим, все учтены Богом. Бог подробно оценит каждое из деяний человека. Как и сказано, что Он рассудит вдов и сирот с их обидчиками, воздаст всем злодеям по злодейству их, вознаградит за каждое доброе дело. У Бога все абсолютно точно. Кстати, в православном богослужении есть момент, являющийся благочестивым напоминанием о времени Страшного Суда, – чтение Шестопсалмия. 149 О книгах на Страшном Суде есть предсказания и у пророка Даниила: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан. 7:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И видхъ престолъ великъ блъ и Сдящаго на немъ. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем. Это картина всеобщего суда Божия над человеческим родом. Белизна престола, на котором восседает верховный Судия вселенной, означает святость и правду сего Судии. Откр. 20:11. Егоже от лица бжа небо и земля, и мсто не обртеся имъ. От лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. Этим изображаются великие и страшные перевороты во вселенной, которые произойдут перед последним Страшным Судом (ср.: 2Петр. 3:10 ). Откр. 20:12. И видхъ мертвецы малыя и beлukiя стоящя предъ Богомъ, и книги разгнушася: и ина книга отверзеся, яже есть животная: и судъ npiяшa мертвецы от написаныхъ въ книгахъ, по дломъ ихъ. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Разгнутые книги символически обозначают собою всеведение Божие, которому известны все дела людей. Книга жизни только одна, в знак малого количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение. «Раскрытые книги, говорит св. Андрей, означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть „книга жизни“, в которой написаны имена святых» (гл. 64). Откр. 20:13. И даде море мертвецы своя, и смерть и адъ даста своя мертвецы: и судъ npiяшa по дломъ своимъ. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. Мысль здесь та, что все люди без всякого исключения воскреснут и предстанут на Суд Божий. Откр. 20:14–15. И смерть и адъ ввержена быста въ езеро огненное. И се есть вторая смерть. И иже не обртеся въ книз животнй написанъ, вверженъ будетъ въ езеро огненное. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Это сказано в том смысле, что прославленные и спасенные люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под огненным езером и второю смертью разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни. Параллельные места к двадцатой главе

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Давид написал много священных песней, или псалмов, которые он воспевал в молитве к Богу, играя на гуслях или других музыкальных инструментах. В этих песнях-молитвах Давид взывал к Богу, каялся в своих грехах пред Ним, воспевал величие Божие и предсказывал пришествие Христово и страдания, который будет терпеть Христос за нас. Поэтому святая Церковь называет царя Давида псалмопевцем и пророком.    Псалмы Давидовы часто читаются и поются в Церкви при богослужении. Священная книга, в которой находятся все эти псалмы, или песни, называется псалтирью. Псалтирь — лучшая книга Ветхого Завета. Многие христианские молитвы составлены словами из псалмов этой книги.    Давид царствовал сорок лет и умер в глубокой старости. Он еще при жизни своей назначил себе наследником сына своего Соломона. Первосвященник Садок и пророк Божий Нафан помазали его на царство. Перед смертью Давид завещал Соломону, чтобы он обязательно построил храм Божий.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, «2-я книга Царств» (2 Цар.1-24), «1-я книга Паралипоменон» (1 Пар.1-29). Царь Соломон    Соломон, при вступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: «Проси, что ты хочешь, Я дам тебе».    «Господи!» — ответил Соломон, — «Ты поставил меня царем, а я отрок малый. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим».    Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: «за то, что не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь».    Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В мире, где обычное оправдание гласит «все так живут», являются люди, которые своим примером говорят: «нет, не все». Можно жить совсем по-другому В мире, где обычное оправдание гласит «все так живут», являются люди, которые своим примером говорят: «нет, не все». Можно жить совсем по-другому, как подданные Царства Божия , показывающие миру реальность этого Царства. Монастыри противостоят миру как очаги совсем другой жизни – но именно через них Бог спасает мир. В истории Европы монастыри были центрами просвещения – и духовного, и культурного, светом во тьме варварства. Господь говорит в Евангелии: «Вы – свет мира» (Мф. 5: 14). Это сказано о Церкви в целом, но особенно – о монашестве. Монах – это человек, через которого просвечивает грядущее Царство. И преподобный Иоанн подробно объясняет, как жить этой, небесной, преображенной жизнью, как искать ее, как выбирать ее на каждой развилке своего пути. Монах – это человек, который оставил всё, чтобы найти Бога; и преподобный Иоанн – проводник в этих поисках. Лестница для восхождения на небо – это библейский образ, который в Писании встречается дважды Его книга действительно построена как лестница для восхождения на небо – это библейский образ, который в Писании встречается дважды. Первый раз в видении Иакова: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28: 12–13) Второй раз – в Евангелии, где Господь Иисус отождествляет Себя с Богом в этом видении: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 51). Святой Иоанн указывает лестницу добродетелей, которую должен пройти тот, кто устремляется к Богу. Книга состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей – по ним христианин восходит к Богу. И как сказано в предисловии к книге: «Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого – отречение от земного, а конец – Бог любви».

http://pravoslavie.ru/78029.html

Давид написал много священных песней, или псалмов, которые он воспевал в молитве к Богу, играя на гуслях или других музыкальных инструментах. В этих песнях-молитвах Давид взывал к Богу, каялся в своих грехах пред Ним, воспевал величие Божие и предсказывал пришествие Христово и страдания, который будет терпеть Христос за нас. Поэтому святая Церковь называет царя Давида псалмопевцем и пророком. Псалмы Давидовы часто читаются и поются в Церкви при богослужении. Священная книга, в которой находятся все эти псалмы, или песни, называется псалтирью. Псалтирь - лучшая книга Ветхого Завета. Многие христианские молитвы составлены словами из псалмов этой книги. Давид царствовал сорок лет и умер в глубокой старости. Он еще при жизни своей назначил себе наследником сына своего Соломона. Первосвященник Садок и пророк Божий Нафан помазали его на царство. Перед смертью Давид завещал Соломону, чтобы он обязательно построил храм Божий. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, " 2-я книга Царств " , " 1-я книга Паралипоменон " . Царь Соломон Соломон, при вступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: " Проси, что ты хочешь, Я дам тебе " . " Господи! " - ответил Соломон, - " Ты поставил меня царем, а я отрок малый. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим " . Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: " за то, что не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь " . Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: " живой ребенок мой, а мертвый твой " , говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: " принесите меч " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Но кроме такого полного вменения и окончательного суда над действиями человека, нравственный суд может произносить над собою человек и сам, посредством внутреннего свидетеля и судии наших действий – совести, которая, наблюдая за нашими действиями и поверяя их с нравственным законом, произносит приговор об их достоинстве или недостоинстве и, вследствие того, или награждает нас миром и спокойствием, или наказывает мучением и беспокойством. Относительная правильность и ясность такого суда человеческого над самим собою всецело зависят от той или другой чистоты сердца и ума судящего человека. Так, мученики Маккавейские, смиренно сознавая греховность вообще человеческой природы и, в частности, себя самих, прямо заявляют, что они терпят мучения за свои грехи (VII, 18). «Нечестивый» же, «преступнейший» Антиох, присутствуя при мучениях и руководя ими, нисколько не сознавал преступности своих действий. Но тот же Антиох, когда его постигло Божие наказание и когда, под влиянием болезни, очистились несколько его ум и сердце, пришел в «познание», т. е. подвергся суду своей совести и под ее влиянием так говорил: «Праведно покоряться Богу, и смертному не должно высокомерно быть равным Богу» (IX, 12). Главным средством к приобретению нравственного совершенства 2-я Мак- книга считает «благочестивое издетства воспитание», которым особенно отличались старец Елеазар (VI, 23) и мученики Маккавейские (VII, 27). В самой же жизни, особенно в виду какого-либо нравственного подвига, самым важным делом считается молитва (VIII, 2–5, 14; X, 4, 16: VII, 37; XV, 21–26) и богомыслие, или размышление о бесконечных совершенствах Божиих и премудрых путях Промысла Божия (VII, 28; VIII, 18–20; XV, 8–11). Далее, одним из средств удержаться на пути нравственного совершенства, 2-я Мак. книга считает удаление дурных сообществ и обращение с людьми благочестивыми и добродетельными. 2-я Мак. книга явно осуждает «склонность к эллинизму и сближение с иноплеменничеством, вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника», так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику. За это постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями (IV, 13, 16); такими печальными последствиями сопровождается, по словам 2-ой Мак. книги, сообщество с дурными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

16 И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою. 17 Соседки нарекли ему имя и говорили: «у Ноемини родился сын», и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова. 18 И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; 19 Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; 20 Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 21 Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида; 22 Овид родил Иессея; Иессей родил Давида. Пророк Иона 103 (евр. йона, что значит «голубь»), именем которого названа книга, есть, вероятно, одно лицо с Ионой, сыном Амафииным из Гафхефера (в Галилее). Согласно 4Цар 14.25 , он предсказал победу царю Иеровоаму II (786–746), когда тот выступил в поход в южные области. Таким образом, Иона был современником Амоса и Осии, но в отличие от них принадлежал к числу «царских пророков» (ср. 3Цар 22.6 ; Иер 28 ). Впрочем, существует и другое мнение, согласно которому исторический Иона проповедовал в Ассирии накануне ее падения (ок. 620–614). Книга Ионы по своему жанру и стилю не принадлежит к пророческим писаниям. Она является назидательным сказанием, сходным со сказаниями об Илии и Елисее. Однако если последние записаны вскоре после времени жизни пророков, то рассказ об Ионе носит явные черты позднего происхождения. Язык его изобилует арамеизмами и выражениями, свойственными послепленной эпохе. Книга, несомненно, написана спустя века после падения Ниневии (612). Столица ассирийцев представлена там как город «на три дня пути» (3.3), т. е. ок. 90 км в диаметре. Историческая Ниневия была намного меньше (периметр ее стен составлял 12 км), да и вообще древность не знала столь обширных городов. Никаких признаков покаяния в VIII в. Ассирия не обнаруживает. VIII и VII вв. были временем самых жестоких грабительских войн ассирийцев 104 . Книга написана прозой. Псалом в гл. 2 был вставлен позднее другим библейским автором 105 . Современные толкователи видят в Книге Ионы мид-раш, написанный вскоре после Плена (ок. V в. ). Он был направлен против узкого религиозного национализма и призывал проповедовать имя Божие среди народов. Иона, зная милосердие Господа, уверен в том, что язычники будут помилованы, если покаются. Между тем сам он не желает им блага. Иона пытается скрыться от лица Божия, но это ему не удается: Господь заставляет его идти в Ниневию. Когда же ниневитяне покаялись, Ягве простил их, и Иона был этим огорчен. Автор яркими штрихами рисует характер пророка, порывистого, страстного и упорного. Урок, преподанный ему Богом, содержится в заключительных словах книги: Господь любит все народы и даже врагам Израиля, ниневитянам, желает спасения. Эта великая проповедь универсализма и призыв к миссионерству прозвучали в Израиле, когда евреи начали рассеиваться между народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Библия полезна, потому что она – инструкция нашего Изготовителя, а Он знает наше предназначение как никто другой: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16-17 ). Не полезность Библии определяет ее ценность! Не потому она истинна, что полезна, а полезна, потому что истинна! Потому что она – истинное Слово Божие; потому что дана нам с определенной целью: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин.20:31 ). Встает вопрос, почему же, не смотря на столь очевидную достоверность этой Книги – и с точки зрения текстуальной, и с точки зрения пророческой, и с точки зрения исторической, и с точки зрения нравственной – люди продолжают ее отвергать? Хотя людей постоянно обманывают и тем, что пишут в газетах, и тем, что обещают в предвыборных программах кандидаты на различные посты, люди упорно продолжают верить и тому, что пишут в газетах, и предвыборным обещаниям кандидатов. Но чем больше накапливается свидетельств истинности Библии, тем с большим сомнением к ней относятся, сильнее ее отвергают. Почему? Об этом тоже сказано в Библии. В каждом из нас живет грех – от рождения заложенный в нас бунт против Бога. Очевидное и ясное мы отвергаем, а в явную ложь готовы верить, лишь бы она нам помогла не принимать истину. Об этом-то и пишет апостол Павел: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» ( Рим.1:21-22 ). Вся Книга имеет единую тему: грешное человечество получило спасение милостью Божией. Библия – живое Божие Слово, Слово жизни. Ни одна историческая книга, ни одна философская книга, ни одна нравоучительная книга за всю историю человечества не подвергалась такой критике, как Библия. Самоуверенные интеллектуалы постоянно расшибли свои лбы об эту Книгу, пытаясь доказать ее ложность.

http://azbyka.ru/chto_takoe_bibliya

«Вот дар большого русского художника...— писал об этой книге Ильин.— Книга, которая никогда не забудется в истории русской словесности и в истории самой России... Грань и событие в движении русского национального самосознания... Сразу— художественный и религиозный акт» 585 .   «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное»» (Лк.4,14-19).   На эти слова, как на раскрывающие смысл всего произведения,— указал сам автор: названием— «Лето Господне», В обобщённом комментарии к данному евангельскому тексту читаем: «Евангелист, говоря, что Христос как только раскрыл книгу, так тотчас нашёл нужный Ему отдел, очевидно этим хочет отметить, что книга Исаии раскрылась не случайно на известном листе, а что здесь дело Божественного Промысла. Конечно, под этим «летом» разумеется Мессианское время спасения для народа Израильского и для всего человечества» 586 . То есть: книга Шмелёва есть книга о Промыслительной Божией помощи человеку в деле его спасения. О пребывании в мире Христа— ради спасения человека. И не случайно начинается «Лето Господне» с Чистого Понедельника, с Великого Поста— с сугубого очищения души через духовное переживание сорокадневного поста Самого Спасителя перед началом Его проповеднического земного служения, через переживание скорбей Страстной Седмицы, Крестной Жертвы... В       лете Господнем укрепляется вера человека, питающая дух его. И лето Господне — в Церкви. Шмелёв показывает жизнь человека не в смене времён года, но в церковном богослужебном круге. Человек идёт по времени, отмеченному событиями церковной жизни. Недаром и главы «Лета Господня» называются согласно тому: «Великий пост»... «Ефимоны»... «Благовещенье»... «Пасха»... «Троицын день»...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Все в жизни основано на этой вере, и поэтому вера не что-то уникальное, не что-то редкостное, а все люди верят. Все люди верят и на этой вере основывают свою жизнь. В чем состоит наша вера, если мы считаем, что Бог есть, что из этого вытекает? Мы с вами говорили о том, что для того, чтобы искать у Бога ответа на вопрос как нам жить, нам нужно полагать, что Бог не просто существует, но что с Ним могут быть наши отношения, как от нас к Нему, так и от Него к нам, и что этот Бог в чем-то выше нас, лучше нас, добрее. Я не знаю, как сказать, что это Бог хороший, мы еще так-сяк, а Он хороший. Потому, что если Он не благой, то тогда нам собственно нечего к Нему обращаться за советом, за помощью, за Его указаниями как нам жить, потому что если Он плохой, то тогда все, что Он нам пожелает, будет для нас плохо. Но в нас сидит какое-то ощущение того, что к Богу имеет смысл обращаться. Значит, мы понимаем, что Он в чем-то как-то лучше нас. И это сердцевина нашей веры – то, что Бог не просто существует, но Он хороший и Ему есть дело для нас. И тогда, если это так, мы с вами говорили о том, что наверняка где-то есть информация, которую Он нам посылает для того, чтобы мы знали, в чем состоит Его воля, что хорошо для нас, где-то такое есть. И я вам предложил в качестве гипотезы или в качестве того, что вы и так хорошо себе представляете, в чем вы уверены, принять, что такая информация содержится в Библии. И мы договорились с вами, что мы начнем читать Писание, пытаясь понять, что оно говорит нам о Боге, сравнивать это с тем, что есть в нашем опыте и смотреть, что из всего этого получается. Мы говорили о том, что при чтении Писания, нам нужно не просто Его как-то читать, как любую другую книгу, а с каким-то особым подходом. Всякая книга требует особого подхода, но книга книг Библия требует очень особого подхода. И что это за подход? Прежде всего, мы верим в то, что эта книга боговдохновенна. То есть, с одной стороны, источником этой книги является Бог, но с другой стороны, эта книга не написана Богом и не продиктована Богом, но Бог вдохновлял людей на ее написание.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010