Мир, который ждет человека спасшегося, будет удивительным. В нем не будет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Все будут одного возраста – тридцати лет, в меру возраста полноты Христовой. Цитирую: Все будут здоровы, не будет чей-то полноты, не будет чей-то худобы. У пророка Исайи читаем: Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод… И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему ( Ис.35:5–8 ). Путь, которым мы идем в этой жизни, – узкий, тернистый путь. Там же будет широкая дорога, открытая для праведных. Неужели, чтобы стяжать такую радость, мы не можем прожить на этой земле годы, данные нам Богом, – эти тридцать, сорок, пятьдесят лет – так, как положено? В Добротолюбии сказано: Если бы ты даже три жизни жил, и все три жизни прожил праведно, то в лучшем случае заслужил бы еще три хороших жизни от Бога. Но тебе дается за одну твою жизнь, если ты проживешь ее по-христиански, целая вечность. И сказано об этой вечности в Откровении Апостола Иоанна Богослова: Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу свою и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет ( Откр.21:22–25 ). Итак, ныне каждый человек должен сделать свой выбор. Ныне – потому что завтрашний день может и не наступить. Выбор между служением диаволу и служением Господу Богу нашему. Путь древних патриархов – Авраама, Исаака, Иакова – это путь в небо. Свой выбор они сделали. Они искали путь в небо. А мы? Заключение Вся история, излагаемая в книге Бытия, – это величайший план жизни, от начала мира до конца его. Изучая эту удивительную книгу, мы видели, как Бог сотворил мир, как произошло грехопадение первых людей, в таинственных прообразах мы видели голгофский крест. Мы видели, как отрок Исаак, подобно Иисусу Христу, несшему Свой Крест на Голгофу по улицам Иерусалима, нес на гору дрова для жертвенного костра. Поистине, книга Бытия – это пророческая книга. Все Писание богодухновенно, ибо никогда оно не изрекалось по воле человеческой, а изрекалось мужами Божиими, движимыми Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

При оглашении Иерусалима и храма его воплем, после осады и разрушения, и когда враги Христа, не восхотев принять Бога, как Царя, получают вечные наказания за свое нечестие и поругания, собранная во имя Господа Церковь , о которой в псалме говорится: человек родися в нем, и той основа и Вышний ( Пс. 86:3 ), прежде нежели мучиться родами, родила, прежде нежели наступили роды и родила сына. Ибо не в течение многого времени, как народ иудейский чрез Авраама, и Исаака и Иакова и затем чрез детей их и внуков достиг возрастания, но немедленно при евангельской проповеди весь мир зачал и заболел родами и родил сына, которого Фараон и Ирод покушались умертвить, который в Моисее и во Христе был спасен в Египте. Также Авраам и Исаак имели сыновей, и Иаков был отцом многих сыновей, он родил дочь, из-за которой подвергся неприятностям ( Быт. 34 ). Если же дочери Салиаадовы получают по воле Божией наследие отца своего ( Чис. 27 ), то нужно принять во внимание то, что отец их умер на грех свой, не родив ни одного сына, и Моисей не осмелился ни на какое решение относительно их, но предоставил это Господу, который повелел им соединиться с братьями. Также книга Бытия повествует ( Быт.6 ), что после того как люди начали умножаться на земле, каковое умножение никогда не бывает без порока, и родились у них дочери, брали их не ангелы, но сыны Божии, от которых родились исполины или, как написано в еврейском, πιππιουτες, то есть нападающие. Напротив того, святому говорится: жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея ( Пс. 127:3–4 ). И еще: узриши сыны сынов твоих ( Пс. 127:6 ). Итак родил Сион, то есть остатки из Израиля и вера верующих апостолов, [родили) сына – Господа Спасителя, который вместе с тем родился во всем мире, чего никто не слыхал, чего не повествует никакая история или чье-либо учение, чтобы в короткое время уверовали все народы и из всех народов был один народ христианский, о котором и Павел говорит: аще кто во Христа нова тварь, древняя мимоидоша: се быша нова ( 2Кор. 5:17 ), согласно с написанным в другом месте: И поклонятся пред Ним вся отечествия язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

10. Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликование. (И отъимется радость и веселие от виноградов, и в виноградех твоих не возрадуются, и не изгнетут вина в точилех, престало бо есть). Время жатвы пшеницы и собирания винограда на востоке было всегда веселым, тем более в плодоносной земле Моавитской: тогда всюду слышались песни и звуки музыкальных инструментов (ср. Иер.48:33 ). И это приятное и веселое время исчезнет быстро и безвозвратно; вскоре всюду послышится рыдание, голоса всех сольются в один протяжный стон... 11. Оттого внутренность моя стонет о Моаве, как гусли, и сердце мое – о Кирхарешете. (Сего ради чрево мое на Моава аки гусли возгласит, и внутренняя моя аки стену обновил еси). Пророк Божий глубоко сочувствует грусти Моавитского народа; каждая мысль откровения Божия о Моаве отзывается в сильно возбужденных нервах пророка, каждый звук пророческого слова сопровождается усиленными биением сердца и со стоном вырывается из уст: так пророк представляет собой как бы прекрасную живую цитру, выразительно передающую тяжелое горе певца – самого Господа! Пророк будет громко восклицать, из глубины души, как восклицают в праздничный день по случаю обновлений городской стены (ср. Пс.47; 50:20–21; 29:1,12–13 ). 12. Хотя и явится Моав, и будет до утомления подвизаться на высотах, и придет к святилищу своему помолиться, но ничто не поможет. (И будет в посрамление тебе, яко утрудися Моав о требищих, и внидет в рукотворенная своя, да помолится, и не возмогут избавити его). Всем дорого свое отечество и его священные места. Так и для Моава в его земле. Устрашенные и разоренные могуществом врага-победителя, Моавитяне с величайшим усердием поспешат в святилища своих богов-идолов, в надежде найти здесь, у жертвенников спасение себе, но – все напрасно: идолы не спасут своих чтителей, напротив, и сами идолы достанутся в добычу врагу-грабителю, как и почитатели их (ср. Иер.48:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

11–12. Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. (Тако глаголет Господь: крепкою рукою не покаряются хождению пути людий сих, глаголюще: да не когда рекут: жестоко: все бо, еже аще рекут людие сии, жестоко есть: страха же их не убойтеся, ниже возмятитеся). Зная, что спасение иудейского царя и народа от врагов существенно и безусловно зависит от совершенной покорности их воли Божией, Пророк и обличает их в непокорности. Но «пути людей сих», обличаемых Пророком, т.е. их образ мыслей и деятельности, их планы и предприятия проникнуты упорной непокорностью даже «крепкой руки», т.е. власти Вседержителя, который столь многократно уже и охранял, и наказывал свой народ. Не смотря на то, народ теперь снова обнаруживает свое недоверие к промыслу Божию и непокорность воли Вседержителя: узнав о заговоре царей-союзников, народ называет их намерение «жестоким», малодушествует, трепещет перед силой врагов, в действительности ничтожных ... (гл.7:2,4). Господь предостерегает свой народ и говорит через пророка, чтобы жители Иерусалима не называли жестоким намерение царей-союзников и не боялись оного, потому что оно, будучи в мысли жестоким, не осуществится на деле... 13. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! (Господа сил, того освятите, и той будет тебе в страх). Для народа страшен могущественный царь, обладающий многочисленным и храбрым войском. Но кто же из царей силен против «Господа сил»? Чье войско многочисленно пред всем воинством небесным? А Бог – царь Израиля есть именно Вождь всех воинств небесных. Его и должно «освятить», т.е. быть в неизменной преданности Ему, по условию вечного завета с Ним, освященного веками и утвержденного не однократной клятвой ( Пс.88:21–38 ). И кто свято исповедует имя «Господа сил», тот должен благоговейно и неуклонно чтить власть и волю Его и не дерзать унижать всемогущество Его перед мнимо-страшной силой ничтожных заговорщиков, Рассона н Факея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

11. И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его. (И воздвигнет руце свои, якоже и той смири, еже погубити: и смирит гордыню его, на няже руце возложи). Народ Моавитский поднимет к небу руки свои, объятый ужасом и отчаянием, в виду того страшного врага и того беспощадного попрания, каким он сам смирял других, желая их погубить (разумеются и Израильтяне). Тогда смирится и гордость Моавитян, на которую они прежде возлагали руки или надеялись, а именно высота и крепость их городов. 12. И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах. (И высоту убежища ограды твоея смирит, и обнизится даже до земли). Убежищем ограды или огражденным убежищем Моавитян были города, окруженные высокими и крепкими стенами. Но Господь разрушит эти стены и высоты их повергнет, т.е. стены будут разрушены до основания. Вместе с тем Он уничтожит и основание надежды и гордости Моавитян, которые более всего надеялись в опасности на крепость высоких стен своих городов (ср. 15:1,5; 16:2,6,8,14). После этого окончательного попрания врагов народа Божия на земле водворятся мир и покой, настанет тот великий день субботний, о котором постоянно воздыхали ветхозаветные праведники, который воссиял с пришествием Иисуса Христа ( Иоан.8:55 ), – тот день, о котором православная церковь в светлый праздник Воскресения Христова в священном восторге восклицает: «Сей именитый и святой день, единственный, Царь и Господь суббот, – праздник из праздников и торжество из торжеств, в сей (день) благословим Христа во веки» ( Иоанн Дамаскин ). 52 Это в высшей степени важное пророчество о миропомазании всех народов, в еврейском тексте, в русском переводе с еврейского текста, по благословенно Св. Синода, читается иначе, а именно такт.: «И уничтожит (Господь) на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.» Еврей из евреев и вместе первоверховный апостол народов, богоблагодатный Павел, в посла­нии к Коринфским христианам говорит о евреях: «Моисей полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены; ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно сни­мается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:13–17 ). И так, «уничтожение покрывала» есть свобода во Христе, когда люди обращаются к Господу и принимают в себя благодать Святого Духа. А это есть в сущности тоже миропомазание, и оно стало достоянием всех народов: с восприятием его уничтожилось и «покрывало», лежавшее на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

11. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных. (Аки пастырь упасет паству, и мышцею своею соберет агнцы, и имущыя во утробе утешит). Народ Еврейский, плененный многими врагами, стал подобен стаду, рассеянному зверями. Но Господь снова явится его пастырем бдительным и добрым: примет его под свое непосредственное водительство и приведет ко двору своему. Как неусыпно попечительный, Он «мышцею своею соберет агнцев», – не доверит наемнику или помощнику, но именно Сам соберет, так как ему одинаково дороги все овцы; Он соберет и агнцев, которые обычно слабы, пугливы, незаметно остаются сзади стада и легко теряются. Как нежно добрый пастырь, Он «и имущыя во утробе утешит»: овцы, имеющие в утробе детенышей, естественно с трудом и медленно ходят, легко падают, страдают от толчков и болезненно разрешаются. Щадя овец и детенышей, еще не родившихся, милосердый Пастырь поведет их осторожно, по ровным стезям, на злачные пажити – для верного спасения овец и агнцев. Так Господь – Пастырь добрый соберет в свое царство не только мужественных и бодрых, но и слабых, беспомощных, труждающихся и обремененных – ради спасения их. Таким Пастырем-Спасителем явил и нарек Себя Иисус Христос, который не только спасал всех труждающихся и обремененных, но и жизнь свою предал за спасение мира. 12. Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? (Кто измери горстию воду, и небо пядию, и всю землю горстию? Кто постави горы в мериле, и холмы в весе?) Так как современники пророка не совершенно твердо верили обетованиям о спасении и, в виду предсказанного им бедствия – плена Вавилонского, неутешно скорбели; то пророк в сильных чертах изображает им беспредельное величие Бога-Спасителя, и, вместе с тем, показывает, что не только вавилоняне, но и боги их ничтожны перед Иеговой – Творцом мира. Рядом вопросов пророк научает, что могущество Господа неизмеримо в созданном Им мире, тем более – в Его существе. Человек, обыкновенно, все измеряет горстью и пядью; но ни количество воды под небом, ни протяжение самого неба над водой не могут быть измерены горстью и пядью. Тяжесть вещества человек обыкновенно измерял весом, полагая определенную тяжесть на мерило – на чашку весов; но таким способом он не может определить тяжесть гор и холмов. Так неизмерима сила всемогущества Божия, которым созданы и содержатся величайшие горы: она достаточна для того, чтобы разрушить и все укрепленные горы и холмы вавилонян и оградить благословенный Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

12. И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. (И призва Господь, Господь Саваоф в той день плачь и рыдание, и острижение и препоясание во вретища). По обычаю древности, в день смерти кого-либо в доме, хозяин приглашал, за известную плату, женщин-плакальщиц, которые грустными песнями и заунывным напевом возбуждали чувство скорби и усиливали плачь по умершем. Подобно тому, когда наступит день смерти «дочери народа Божия» – разрушение Иерусалима, то Господь призовет плакать о нем, как о погибающем... И плачет неутешно пророк Божий Исаия, вестник предстоящей скорби (ст.4–5); а потом восплакал еще более горько пророк Иеремия, современник самого события разрушения Иерусалима ( Иер.9:1–2 ; его же Плачь). Но не так относятся к судьбам Божиим современники Исаии. 13. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (Тии же сотвориша радость и веселие, закалающе телцы и жруще овцы, яко ясти мяса и пити вино, глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем). В то время, как истинные сыны веры и отечества предвидят и предвозвещают суд Божий, горько плачут о предстоящей погибели отечества, жители Иерусалима предаются безумной радости, плотоугодию и чревоугодию. Они закалывают тельцов и овец, но не в жертву Богу за свои великие грехи, а в жертву своему чревоугодию для преисполнения меры беззаконий... Издеваясь над словом пророка о скоро предстоящей голодной смерти, они говорят: «будем больше есть, потому что наутро умрем». Такое выражение наглой ненависти чревоугодников к правде Божией осталось навсегда притчей-пословицей. 14. И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф. (И откровенна сия суть во ушию Господа Саваофа, яко не оставится вам той грех , Дóндеже умрете). За свой грех плотоугодники непременно должны умереть. Если люди забываются до того, что кроме телесных потребностей не знают и не хотят знать ни каких других, то они теряют уже подобие Божие, становятся плотью и посему делаются совершенно недостойными продолжать свое существование: тогда Господь истребляет таких людей. Так Он истребил род человеческий потопом, истребил Хананеев мечем Иисуса Навина и его преемников: так Он истребит и нераскаянных плотоугодников-Евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

13–16). Тогда гордые люди ответили, говоря к Иеремии: лжеши, не посла тя к нам Господь Бог наш глаголати: не входите во Египет жита тамо: но Варух, сын Нириин, подъущает тя на нас, да нас вдаси в руце халдейсте уморити нас и превести в Вавилон ( Иер. 43:2–3 ). Затем все начальники, собрав остаток народа вместе с женами и детьми и дочерьми царя, не слушая гласа Господня, пошли в Египет, взяв с собою Иеремию и Варуха, и дошли до Тафнаса, так что Иеремия в предзнаменование будущего плена предсказывал против непокорного народа то, что содержится в его книге. Таким образом то, что имело быть впоследствии, предсказывается наперед, и отступниками и сынами непокорными называются те, которые, оставив совет Божий, полученный чрез Иеремию, последовали своей воле, и основали ткань не по Духу Божию, гласившему им устами Иеремии. Об основании же ткани он сказал метафорически, чтобы обозначить превратный план, и это они сделали, чтобы увеличить прежние грехи чрез грех упорства и гордости. Сходившие , говорит, в Египет и не вопросившие уст Моих . Это не в том смысле, что они не вопросили, а в том, что не хотели слушать совета пророка, надеясь на подкрепление силою Фараона и полагаясь на защиту или на тень Египта. Вместо силы Фараона, как дважды поставлено в этом месте, в еврейском написано maoz . Как мы заметили в конце видения Даниила ( Дан. 11:38 ), под Богом maozim следует разуметь не Бога селения Модим , как бредит Порфирий, но Бога сильного и крепкого . Фараон же у Египтян есть название царской власти, и каждый называется особым именем, как Фараон Нехао и Фараон Вафр, подобно тому как мы пред собственными именами царей ставим: Цезарь и Август. И будет , говорит, для вас сила Фараона стыдом и надежда на тень Египта бесчестием . Тот же Иеремия пишет, что в Тафнисе, городе египетском, он зарыл камни при входе в дом Фараона, и сказал мужам иудейским: «Так говорит Господь воинств, Бог Израилев: вот Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и поставлю престол его на этих камнях, которые Я скрыл, и устроит престол свой на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. (И будет им слово Господа Бога, печаль к печали, надежда к надежде, еще мало, еще мало, да идут и падутся вспять, и в беду впадут, и сокрушатся, и пленены будут). За то, что надеющиеся на свою силу и на союз с Египтом слова пророка обращают в насмешку, Господь действительно определит им испытать точно то, что возвещает пророк: печаль прибавится к печали и без утешения, а надежда будет сменяться надеждой и без исполнения; в таком состоянии они пойдут против врагов, но будут отражены назад, потерпят бедствия, какие постигают побежденных, затем будут окончательно сокрушены и, бессильные для сопротивления, отведены будут в плен. Так, надежда на Египет останется несбыточной мечтой, а плен, с его бедствиями, несчастною действительностью. 14–15. Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя». (Сего ради услышите слово Господне, мужие озлобленнии и князи людий сущих во Иерусалиме. Яко рекосте: сотворихом завет со адом и со смертию сложение: буря носима аще мимоидет, не приидет на нас: положихом лжу надежду нашу и лжею покрыемся). Обличая граждан и князей Иерусалима, Исаия называет их хульниками (озлобленными), потому что они со злостью и негодованием противились истине его пророчества об их судьбе. Пророк говорил, что на них идет буря и гроза (ст.2), что они напрасно возлагают надежду на союз с Египтом, это ложная надежда, Египет не защитит их от наступающей грозы... А князья со злостью отвечали ему: «нет, мы заключили союз с адом и договор с самой смертью, а потому, разумеется, уже не откуда прийти на нас никакому бедствию, и если где носится грозная буря, то на нас она не придет. Путь это ложь, однако, мы надеемся на эту ложь, и она закроет нас от грядущей грозы»... Очевидно Египет, по представлению князей Иерусалимских, был в высшей степени сильным, и грозным, как бы сам ад; и союз с фараоном, как бы договор с самим сатаной, по их мнению, мог избавить их от всякого зла. Таким образом, жизнь и смерть своего отечества они ставили исключительно в зависимость только от Египта, забыв Господа, который некогда так страшно поразил Египтян, поверг фараона в море и спас свой народ от его действительно страшной адской власти, как бы из рук самого сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

13. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. (И людие не обратишася, Дóндеже язвени быша, и Господа не взыскаша). Подвергающийся наказанию должен сознавать свою вину, испытывающий бедствие должен просить помощи и милости. Но гордый Израиль не сознает себя виновным, бедным, и слабым и не обращается к Богу, который, хотя и поражает, однако же, и заступает его от врагов, если он сердечно исповедует перед Ним свою виновность и просит Его о пощаде и милости. 14–15. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, – это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. (И отъят Господь от Израиля главу и ошиб, велика и мала, во един день: старца и чудящихся лицам, сие начало: и пророка учаща беззаконная, сей ошиб). Весь народ Израильский, по своему упорству и не чувствительности, стал подобен грубому, толстокожему и ожиревшему волу, перед образом которого он покланялся в Дане и Вефиле ( Амос.4:1,4 ). От своих врагов он вздумал защищаться сам, как вол защищается рогами своей головы от зверей, а хвостом от насекомых; но Господь отрубит ему голову и хвост; тогда беспощадно будут терзать его дикие звери – язычники, и сосать его кровь «мухи» и «пчелы» – Египтяне и Ассирийцы (ср.гл.7:18–19). Эта рогатая «голова» – главный представитель народа, царь, его верховные судьи, пристрастные к знатным лицам, и почетные старейшины, а «хвост», помогавший голове – хвастливые лжепророки, служители Ваала. Представители Израиля – старейшины, гордясь знатностью своего рода, превозносясь высоким и почтенным старческим возрастом, полагаясь на обширную опытность и многие общественные заслуги, ставили себя во главе народа и возвышались над ним, как столетние плодовитые пальмы возвышаются над кустарниками; дети «знатных» – юноши, надеясь на свои молодые силы, с отважностью готовы были идти в бой. Но Господь мечем, посечет родовитых старцев, как посекают пальмовый лес, и юношей – как молодые лозы виноградника; меч неприятелей поразит и лжепророков. Поэтому грубо и гибельно заблуждается Израиль, говоря: «сикоморы вырублены, заменим их кедрами». Господь посечет и кедры, также легко, как сикоморы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010