Для царства Иудина наступила «болезнь рождающей, которая не имеет сил родить»: если рождающая не имеет сил родить, то и ей самой, и её ребенку угрожает неминуемая смерть. В подобном состоянии находилось и царство Иудейское: с одной стороны, царь Езекия еще прежде заплатил Сеннахириму громадное количество денег и теперь уже не мог отклонить войны деньгами, а потому неизбежно должен был вступить в битву; с другой стороны, он не мог сражаться, ибо не имел достаточного количества сил. Посему Иудее угрожала неизбежная гибель. Спасение возможно было только от Бога; к Нему и обращаются за помощью царь и представители народа, при молитвенном посредстве великого Пророка. 4–5. Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых. И пришли слуги царя Езекии к Исаии. (Да услышит Господь Бог твой словеса Рапсакова, яже посла царь Ассирийский, господин его, укоряти Бога живого, и поносити словесы яже слыша Господь Бог твой. И да помолитися к Господеви Богу твоему о оставшихся сих. И приидоша отроцы царя Езекии ко Исаии). Свидетельствуя, что Рапсак поклонник идолов, дерзко укорял «Бога живого» и поносил Его, послы Езекии тем самым выражают свою верность истинному Богу и возбуждают ревность пророка к славе Господа и вместе с тем просят его помолиться перед Богом за «оставшихся сих» или за тот «остаток», о котором говорил пророк, что он именно спасется и, как «святое семя», пребудет основанием царства Божия. И как пророк, и как соотечественник, Исаия должен был с искренним сочувствием отнестись к просьбе царя – помазанника Божия и оградить его своей молитвой от нечестивого и гордого Сеннахирима, которому он уже и прежде предрек погибель. 6–7. И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И при такой видимой исполнительности воли Божией, народ просил у Бога суда праведна – открытого свидетельства своей праведности, доказательства, что дела его угодны Богу... «Почему, мы постились, а Ты не видал? смиряли души свои, а Ты не знал?» – Так спрашивал народ Бога, в ропоте на Его суд. Такое роптание было укоризною и для пророка, который настоятельно требовал, чтобы народ искал Бога и старался исправить образ своей жизни (гл.55:6–7 и др.). Посему Господь, через Пророка же, дает ответ на вопросы народа. – Потому не видит и не знает Господь вас постящихся, говорит Исаия, что во дни своих пощений (дней поста) вы обретаете воли ваша – находите нужным и приятным исполнять желания своей воли; и это решительно обнаруживается в том, что вы вся подручные ваша томите – от подручных или подвластных вам людей (должников, слуг, детей) вы не справедливо требуете тяжких трудов, даже и в праздничные дни (ст.4,13). Между тем, по вашим же словам, постом должно смирять свою душу, следовательно, отрешиться от своих желаний. 4–5. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? (Аще в судех и сварех поститеся и биете пястми смиреннаго, Вскую мне поститеся якоже днесь, еже услышану быти с воплем гласу вашему? Не сицевого поста Аз избрах, и дне, еже смирити человеку душу свою; ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен). Отвечая на недоумения и даже прямо на ропот постящихся (ст.3), Господь взаимно спрашивает их: аще в судех и сварех поститеся и биете пястми смиреннаго? – Разве в том состоит пост, чтобы заводить ссоры и влачить друг друга по судам? – разве в сварах – горячих спорах и распрях состоит пост? разве в том состоит пост, чтобы смиренного человека бить пястми – кулаками? – Бесспорно, нет; а между тем постящиеся все это делают и осмеливаются при этом роптать на Бога, что Он их не видит или не знает и молитвенных воплей их не слышит (ст.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Господь исцелил их» ( Ис.6:10 ). Это – крайняя неблагодарность, бесподобное безумие и вместе глубочайшее нравственное падение народа иудейского! Такое состояние народа Божия достойно строжайшего суда Божия, а ужасная участь его в будущем невольно вызывает сердечное сокрушение о нем в душе пророка, непоколебимо уверенного в исполнении будущих судеб Божиих. 4. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. (Увы, язык грешный, людие исполнени грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии, остависте Господа и разгневасте святаго Израилева, отвратитеся вспять). Народ еврейский, по избранию и назначению был народом «святым» ( Исх.19:5 ; Иер.2:3 ), по происхождению он был племенем благословенным, по своему образованию он был богопросвещенным. Но, увы! – к глубочайшему прискорбью, которым так живо и сильно проникается сам Пророк, «святой» народ стал грешным, а потому проклятым и наконец –погибельным!... Его гибель нравственная неотразимо совершается, а государственная (политическая) за нею не замедлит и не минет. Причина погибели иудеев – в их собственном злонравии и страстном своеволии: грех – свойство их сердца, беззаконие – качество воли, злодейство – постоянное занятие. Родоначальник народа, Авраам был образцом веры и верности, примером честности и добродетели и через то приобрёл благословение Божие не только для своего потомства, но и для всего человечества ( Быт.12:2–3 ) А «сыны Авраама» своевольно отвратились от своего Бога – Отца и «пошли назад», возвратились к тому нелепому идолопоклонству и нечестию, какое было в Уре Халдейском, откуда с самоотверженной решимостью некогда удалился Авраам. «С того времени, как Соломон, в конце своего царствования, склонился к идолослужению, оно до времени пр. Исаии не прекращалось вполне и существовало прочно. Два преобразования имели целью положить ему конец: одно, начатое царем Ассою и оконченное царем Иосафатом ( 2Пар.14–15, 17, 19 ), другое, совершенное Иоасом, при жизни его спасителя и воспитателя, первосвященника Иодая ( 2Пар.24 ); но первое не могло искоренить его совершенно, а произведенное Иоасом, как скоро умер Иодай, возвратилось опять и еще в более ужасном виде. Посему укоризненное изречение пророка «оставили Господа» имеет свое глубокое и твердое историческое значение» (Дэлич). Но сколь велико преступление народа, столь же строго будет и наказание его: вместо праотеческого благословения, которое почивало на нем премногие годы, теперь отяготеет на нем проклятие, со всеми его ужасными последствиями ( Втор.30:17–18; 31:16–18; 32:20–25 ). 5. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. (Что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Иерусалим, по самому его наименованию (по евр. иру-шалаим) есть «город мира». Между тем, в нем страшное смятение. Осажденные многочисленным войском, стесненные, жители Иерусалима предаются отчаянной скорби и выражают ее в воплях, раздирающих душу. Находясь в осаде продолжительное время, жители Иерусалима терпят смертельный голод; улицы города покрыты трупами умерших не от меча, а от лютого голода, это жертвы не мужества и доблести, а мучительной беспомощности. 3. Все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали. (Вси князи твои побегоша, и плененнии жестоце суть связани, и крепцыи в тебе далече отбежаша). Не надеясь на успешную оборону, не ожидая ни откуда никакой помощи, предводители осажденного войска в Иерусалиме, и притом все до одного, предаются постыдному бегству. Их быстро преследуют, схватывают и, как людей опасных, а пленников знатных, крепко связывают, заковывают в тяжелые кандалы, не только руки и ноги, но даже и шею: и «князья от иуды» делаются жалкими рабами... 4. Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего. (Сего ради рекох: оставите мене, да горце восплачуся: не належите утешати мя о сокрушении дщере рода моего). Иерусалим – дочь народа Израильского; разрушение этого священного и славного города, попрание святыни храма ногами диких злодеев возбуждает горький плачь пророка, понимающего причину этого несчастья, сознающего ужасные последствия оного для народа Божия. Велико горе пророка и безутешно, потому что погибель Иерусалима неотразима, его разрушение унизительно, запустение продолжительно. 5. Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы. (яко день мятежа и пагубы и попрания, и смятение от Господа Саваофа: в дебри Сиони скитаются, от мала даже до велика скитаются по горам). «День погибели Иерусалима и мятежа», это время, когда еще до нападения неприятелей откроются ожесточенные распри, совершатся безнаказанно хищения и убийства; потом, это «день пагубы», когда смертельно гибнут и от голода, и от ран, и под ударами меча, и под развалинами зданий, разрушающихся действием осадных орудий: это день «попраний», когда враги, ворвавшись внутрь города через и сквозь пробитые стены и разломанные ворота, хватают отчаянных жителей и, по обыкновению того времени, вяжут, кладут наземь и попирают ногами; это день всякого «смятения» и ужасного, какое может произвести только Господь воинств во гневе на богоотступный народ, который в ужасе, при виде наступившей погибели отечества, как стадо от набежавшей стаи львов, разбежится по долинам в горы и здесь, в недоступных или потаенных ущельях и расселинах скал, будет искать себе спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Или, может быть, оставив ложные заблуждения постарается войти в святилища Церкви чтобы сделать их своими, просить и молиться, но не будет в состоянии. Ибо не тотчас, как захотим, мы можем получить совершенную добродетель. Что же касается слов: вот то слово, которое изрек Господь с того времени к Моаву, то мы должны знать, что это эпилог, повторяющий вступление, в котором сказал: слово против Моава или бремя, так что здесь окончил тем, чем там начал. С того же времени должно понимать так: с которого начал говорить к нему, так что все, что сказал, есть одно слово Божие, то есть одно определение. Далее по LXX, которые перевели: внутренности пророка, как стена, возобновлены Богом, и он, то есть Моав, будет посрамлен и придет к жертвенникам и к тому, что сделано рукою, мы можем объяснить так, что внутренности пророка всегда обновляются и укрепляются Богом, чтобы противники были посрамлены и поняли, что тщетно то, что сделано рукою человеческою, и нисколько не служит ко спасению. Ст. 14. И теперь сказал Господь, говоря: в три года, считая годами наемника, отнимется слава Моава над всем многочисленным народом и он останется малым и незначительным и никак не великим. Три года, в которые отнимется слава Моава над всем многочисленным народом или над многим богатством, как перевели LXX, должны быть понимаемы иносказательно. Ибо как милосердие Господне подлежит весу и мере, так и мучения и наказания имеют меру свою, так что по прошествии трех лет, в которые он останется малым и незначительным и невеликим, он перестанет быть в уничижении. И то нужно заметить, что по пророчеству Иезекииля ( Иез. 4 ), Израилю, то есть наиболее согрешившим десяти коленам, при счете дней за год, засчитывается в наказание триста девяносто лет, как поставлено в еврейском, а не сто девяносто, как стоит в издании Вульгаты, а Иуде, в котором был храм Божий, сорок лет. Ибо малый достоин есть милости, силнии же силне истязани будут ( Прем. 6:6 ), и раб, знающий волю господина своего и неисполняющий ее, биен будет много ( Лк. 12:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Имея ограниченные понятия о Боге, под влиянием соседей язычников (ст.3–4,17), евреи думали, что разгневанного Господа можно умилостивить только приношением дорогих и разнообразных жертв. Обличая этот недостаток их понимания, Господь строго внушает: «Я призираю на кроткого и молчаливого и трепещущего пред словом Моим», а не на того, кто заводит ссоры и распри и дерзкой рукой бьет других (гл.58:4), – не на того, кто осмеивает пророка Божьего в лицо (ст.5; гл.57:4), – не на того, кто потерял всякий страх перед Богом (гл.63:17). Нечестивый же, который не имеет страха перед Богом, если будет приносить и тельца, самую дорогую жертву, она будет презренна в очах Божиих, как если бы он убивал для того пса; если бы он приносил Богу семидал – чистую пшеничную муку, она была бы для Господа так не чиста, как если бы Ему приносилась кровь да еще свиная (всякая кровь, по закону, нечистая, а от нечистого животного, нечиста вдвойне); если бы он, наконец, предлагал ливан – ладан или фимиам для каждения, и на память о себе перед Богом, оно напомнило бы Господу только о богохульстве приносящего и низвело бы на него «дым и огнь гнева Божия» (ст.15–16,24; гл.65:5; ср. Ис.1:11,13 ). 3б-4. И как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, – так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне. (И тии избраша пути своя, и мерзости их, яже душа их изволи. И Аз изберу поругания их и грехи их воздам им: яко звах их, и не послушаша Мене, глаголах, и преслушаша и сотвориша злое предо Мною, и яже не хотех, избраша). Вопреки условиям завета с Богом, народ избрал пути свои и мерзости их: ему нравилось жить по влечениям своей злой воли; и, руководясь своеволием и плотоугодием, он избрал для своего почитания идолов и служение им, преисполненное стольких мерзостей (разврата, детоубийства и пр., ст.17; гл.57:4–5). Так и Я, говорит Господь, изберу поругания их – все ужасы проклятия при жизни и позор по смерти (ст.24; гл.65:6–7,12–15). И это за то, что Я их звал к спасению через закон и пророков – и они не слушали Меня, – говорил, – чтобы слушали, они отвечали преслушанием и порицанием пророка, говорящего во имя Господа; и так упорствуя, сотворили зло, а именно – избрали то, чего Я не желал, ввели идолопоклонство (ст.17; гл.65:3–4,11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Исаия был сын некоего Амоца 1 . Призванный и посвященный Господом Вседержителем на пророческое служение, он совершал свою высокую, трудную и чрезвычайно важную деятельность при постоянном и непосредственном содействии силы святого Духа ( Ис.6:1,5–8; 48:16; 61:1–3 ). Премудрость Божия озаряла сознание и своим светом восхищала разум пророка так, что он всецело и глубоко сосредоточивал свое внимание на предметах божественного откровения ( Ис.26:9 ). В состоянии такой глубокой сосредоточенности духа, когда, под воздействием силы Духа Божия, ослаблялась деятельность всех внешних органов чувств, ум пророка в высочайшей степени ясно созерцал то, о чем естественно совершенно не мог знать: для него духовное было удобопонятно, как вещественное, отдаленное будущее представлялось ясным и наглядным, как настоящее, наблюдение боговдохновенных образов и восприятие божественных внушений делались точными и отчетливыми, как созерцание картин внешней природы и жизни, как восприятие слов наставника. «Из чувственных наших органов, самое ясное представление об ощущаемом имеет зрение. И страшного невозможно познать так слухом, как познает зрение; и вожделенного не воспримет так ни одна способность, как зрение. Посему созерцание истинного, по ясности и несомненности, именуется видением. А от сего и пророк называется видящим и провидящим: 1Цар.9:9 . Амос.7:12 » ( Василий Великий ). Что по божественному вдохновению, ясно воспринимал пророк, то он твердо помнил и, по своему усмотрению, по мере надобности сообщал другим устно или, по повелению Божию, точно записывал ( Ис.8:1;30:8 ). Подлинность пророческих видений Исаии засвидетельствовал премудрый Иисус сын Сирахов (II в. до Р.Х.). Он говорит: «Пророк Исаия великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю (Езекии). Великим духом своим он провидел отдаленное будущее, и утешал сетующих в Сионе. До века возвещал он будущее и сокровенное, прежде, нежели оно исполнилось» ( Сир.48:25–28 ; Ис.61:1–3; 44:7,23–26; 38:1–2,4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Исполнение утешительных слов Пророка совершилось постепенно. Первоначально цари Персидские позволяли евреям строить стены Иерусалима и даже оказывали им в этом весьма значительное содействие; потом, иноплеменник, идумеянин Ирод украсил Иерусалим отличными постройками (храм, стены города и общественные здания); наконец, некоторые христианские императоры принимали участие в благоустройстве священного города. Но, картина твердого устройства и благолепного убранства Иерусалима, на языке Пророка, есть образ внутренних совершенств Церкви Христовой, в которую действительно обратились все народы всех стран света и добровольно посвящали и посвящают в ней Господу все свои сокровища (ср.гл.54:10–14). 11–12. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся. (И отверзутся врата твоя присно , день и нощь не затворятся, ввести к тебе силу язык и цари их ведомыя. языцы бо и царие иже не поработают те, погибнут, и языцы запустением запустеют). В прежнее время (как обыкновенно на Востоке) ворота городских стен на ночь всегда крепко запирались, из-за опасения неожиданного вторжения врагов в город. Запирались и врата людного и большого Иерусалима, и не только ночью, а даже и днем, особенно во времена многократных нашествий Ассирийцев и Халдеев. Но когда Господь, по милости Своей, примирит иноплеменников с Израилем и даже покорит их Своей власти, во славу Своего имени; то Иерусалим откроет свои врата, и они не затворятся, дабы шли к храму Божьему все народы мира и несли сюда свою силу, т.е., богатство, чтобы шли сюда и цари народов, как кроткие и послушные рабы Единого Господа Вседержителя (ст.10). Народы и цари безусловно должны обращаться к Господу и служить Ему, ибо если какие-либо цари не поработают Ему, то погибнут, и какие народы не покорятся Ему, то запустением запустеют –совершенно исчезнут с лица земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Как усердный работник, душевно преданный своему господину, старается исполнить его предварительные повеления, так и раб Божий, пророк Исаия от ночи с раннего утра, т.е. бодрствует уже когда еще не восходило солнце и продолжается еще ночь. День пророка, это светлое время наступления царства Божия, а ночь – время нечестия, по преимуществу язычества. Переживая последнее время ночи, видя, что Сион и окружающий его мир объяты глубоким мраком нечестия, язычества (гл.2 и 60), пророк, однако, с раннего утра и в этой тьме: его дух, находясь под воздействием Духа Божия, созерцает светлое время царства Божия, когда повеления Божии будут неизменно приводиться в исполнение, а вместе с тем исчезнут и всякое нечестие, и всякие бедствия, бывшие наказанием за нечестие. При созерцании этого светлого дня, радость объемлет дух пророка и он, обращаясь к живущим на земле, просит их научиться правде и через то спастись от погибели во тьме. 10. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. (Преста бо нечестивый: всяк, иже не научится правде на земли, истины не сотворит: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни). Нечестивый человек, и город, и народ, незнающий и не почитающий истинного Бога, перестал быть и прекратил совершать свои нападения на благочестивый народ Еврейский. Таковы были царь и народ Ассирийский, царь и народ Египетский и многие другие, враждебные народу Божию. Все такие народы, как незнающие истины, т.е. истинной веры в Бога, и не наученные правде, т.е. Его святому закону, будут взяты или устранены с лица земли, из среды обществ человеческих и не увидят славы Господней, не увидят царствия Божия на земле, когда откроется слава Господа, именно – когда все народы «испиют вино на горе Сионе и помажутся миром», избавятся от смерти и преисполнятся радости вечной жизни (гл.25:6–9). 11. Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих. (Господи, высока Твоя мышца, и не ведеша, разумевше же постыдятся: ревность приимет люди ненаказанныя, и ныне огнь супостаты пояст.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Может быть услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь Бог твой. Итак, вознеси молитву за остаток, который уцелел. И пришли слуги царя Езекии к Исаии, и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, слышанных тобою, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского. Вот Я дам ему [ или им] дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я сделаю, что он падет от меча в земле своей. Опуская ясное, объясним только то, смысл чего темен. Они разрывают одежды, потому что слышат богохульство Рабсака. Разрывает и сам царь одежды свои, потому что приписывал грехам своим и народа то, что Рабсак дошел до ворот Иерусалима и говорил так против Господа. Поэтому и первосвященник разодрал одежды свои, думая, что Спаситель богохульствовал ( Мф. 26 ), и Павел и Варнава разодрали одежды свои, когда ликаонцы начали оказывать им богопочтение ( Деян. 14 ). Вместо царской одежды он покрылся вретищем и, идя из дворца в храм, послал Елиакима первосвященника, и Совну писца и старших священников к Исаии, сыну Амоса пророка. В этом следует видеть смирение и благоразумие царя. Сам он отправляется в храм, а князей народа и старших священников, покрытых не священническими одеждами, а власяницами, послал к Исаии, сыну Амоса пророка. Вместо этого в книге Царей читается: и облечеся во вретище, и вниде в дом Господень. И посла Елиакима строителя, и Сомнаса книгочия и старейшины жерцев облечены во вретище ко Исаии пророку, сыну Амосову ( 4Цар. 19:1–2 ). Так как здесь сам Исаия писал историю о себе, то он назвал себя не пророком, но сыном пророка; а там, так как был другой писатель истории, то он назвал его самого пророком. Также и о евангелисте Матфее мы читаем, что сам Матфей назвал себя мытарем ( Мф. 9 ), другие же евангелисты умолчали об имени мытаря и указали только на сан апостольский, и что в сообществе с прочими апостолами он является у себя вторым, у других первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010