Исторический пролог 20.2. Собеседование Иова с друзьями 20.3. Речь Елиуя 20.4. Ответ Бога Иову 20.5. Смысл страданий Иова 20.6. Богослужебное употребление книги Глава 21. Псалтирь 21.1. Святые Отцы о Псалтири 21.2. Разделение Псалтири 21.3. Надписание псалмов 21.4. Виды псалмов 21.5. Об отношении к врагам – духовное понимание 21.6. Откровение о Христе в псалмах 21.7. Способ исполнения Псалтири Глава 22. Писания царя Соломона: Книга притчей, Книга Екклесиаст и Песнь песней 22.1. Книга притчей Соломоновых 22.2. Екклесиаст 22.3. Порядок книг Соломоновых 22.4. Песнь песней Соломона Глава 23. Неканонические учительные книги 23.1. Неканоническая книга Премудрости Соломона   23.2. Неканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Раздел IV ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ Глава 24. Пророки. Введение 24.1. Смысл пророческого служения 24.2. История пророческого служения 24.3. Истинное и ложное пророчество 24.4. Способы получения откровения 24.5. Восприятие пророческой проповеди 24.6. Характерные черты пророческой проповеди 24.7. Порядок изучения пророческих книг Глава 25. Книги малых пророков 25.1. Книга пророка Осии 25.2. Книга пророка Иоиля 25.3. Книга пророка Амоса 25.4. Книга пророка Софонии Глава 26. Книга пророка Исаии 26.1. Служение пророка Исаии 26.2. Вопрос единства книги 26.3. Обличение 26.4. Пророчество о Церкви 26.5. Притча о винограднике 26.6. Призвание пророка Исаии 26.7. Пророчества о Рождестве Христовом и о Христе    26.8. Пророчества о судьбах языческих народов и о Иерусалиме  26.9. Эсхатологические пророчества: «великий апокалипсис» Исаии 26.10. Пророчество о краеугольном камне в основании Сиона 26.11. Суд Божий и избавление 26.12. Исторический отдел. Нашествие Сеннахирима. Болезнь Езекии. Предсказание о Вавилонском плене 26.13. Утешительные пророчества. Христос и Церковь 26.14. Церковь 26.15. Призвание язычников 26.16. Заключительные пророчества Глава 27. Книга пророка Михея 27.1. Суд над Израилем 27.2. Обличение князей и лжепророков. Наказание и утешение 27.3. Рождество Христово 27.4.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой. Священник Стефан Домусчи: Сегодня многие знают, что правильное восприятие поста не сводится к изменению рациона, но обязательно подразумевает духовный труд, борьбу со страстями и милосердие к бедным. Однако совсем не многие знают, что пост был также временем научения, ведь раньше те, кто готовился принять крещение на Пасху, в течение всего поста обращались к подробному изучению нескольких ветхозаветных книг, среди которых была и Книга Притчей Соломона. Мы почти не вспоминаем об этом, а ведь это значит, что пост может стать для нас временем более подробного обращения к вероучению и нравоучению Церкви. В дни поста мы должны вновь стать учениками и открыть свое сердце для обновления не только духа, но и разума. Начало Книги Притчей, которое читается в Церкви в самый первый день Великого поста, свидетельствует о том, что цель притчей — усвоить правила благоразумия. То есть не просто узнать что-то или подивиться чужой мудрости, но сделать премудрость основанием, правилом жизни. Это еще и еще раз свидетельствует о том, что предполагаемое научение — не восприятие теоретических знаний, потому что премудрость — не просто некая, пусть даже и религиозная информация… Но что же есть премудрость и почему она оказывается так важна? Ответ на этот вопрос заключен во всей книге, и он сложнее, чем может показаться. В первую очередь человеческая премудрость — это познание замысла Божьего о себе, осознание человеком смысла своей жизни. Поэтому и заключается премудрость не в количестве знаний, но в их глубине и истинности. Начало же этого осознания и его основа — страх Господень, страх перед Ним и благоговение к Нему. Кто-нибудь может сказать: «Естественно, религия всегда запугивает человека небесными карами». Но страх Господень, о котором говорит Соломон, ничего общего с запугиванием не имеет. И хотя на определенном этапе возрастания в вере человек может бояться Божественного гнева, это будет лишь его восприятием тех или иных событий… В то время как Бог ждет от человека сыновьей любви, отношений доверия и верности. Отношений, которыми человек будет дорожить и потерять которые он будет бояться. В этом случае страх Господень — это страх любящего сердца, мудрость которого в том, что оно нашло истинное блаженство в общении с Богом и боится его потерять. Потерять общение, которое изменяет всю его жизнь.

http://azbyka.ru/fiction/kniga-pritchej-...

По особенностям языка критика относит написание этой книги к III веку до Р. X. Песнь Песней, приписываемая Соломону, является любовной драмой, написанной со всей восточной роскошью поэтического языка. Она описывает любовь Соломона к крестьянской девушке, остающейся верной своему возлюбленному, молодому пастуху. Своими неподражаемо прекрасными описаниями южной весенней природы, драматическим изложением истории любви Суламиты, эта книга всегда вдохновляла поэтов. Церковь (и западная, и восточная) понимает эту книгу, как символическое изображение любви Христа и Церкви. Написание ее критика относит к временам Вавилонского плена. Книга Притчей Соломоновых, Книга Премудрости Соломона и Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова относятся (так же, как и Книга Иова и Экклезиасте) к категории писаний светских мудрецов в отличие от книг пророческих или чисто-священнического характера и происхождения. Перечисленные нами книги – сборники афоризмов, пословиц, изречений, записанных без всякой системы; исключение представляет книга Премудрости Соломона, в которой наряду с афористической формой есть довольно пространные отрывки и рассуждения. Книги эти представляют из себя сборники, и в составлении их принимали участие многие авторы; современем эти сборники пополнялись новыми изречениями и вставками, отчего и зависит их мозаичный, пестрый характер. В них много чистой мудрости, много житейских практических указаний, изречений о семье, браке, богатстве, психологических наблюдений, метких очерков человеческих слабостей и пороков. Наряду с изречениями, которые нам представляются трюизмами, в этих книгах много настоящих перлов мудрости. Примеры: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод по площадям». «Мудрость разумного – знание пути своего». «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху». «Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Помимо заповедей, помимо молитвы на избавление и пасхального празднества в пустыне, пророк дает народу регулярное богослужение. Как это важно! И еще, это связано с хранением заповедей. Одна из заповедей: «Помни день субботний» (Исх. 20:8). Исполнение заповеди о субботе предполагает, что один день в неделю обязательно посвящается духовным делам. Бытовые хлопоты в этот день под запретом. Нарушение запрета влечет за собой тяжкие последствия. У людей появляется свободный день недели, не для повседневной суеты, а для самого главного, для спасения души. Забота о самом главном становится регулярным занятием. Господь дает повеление Моисею и о священстве. Учреждается иерархия. Первосвященник, священники и левиты будут служить Богу. Как Ему служить? Господь открывает и это. Книга Исход перечисляет виды жертвоприношений и различные обряды, порядок ежегодных праздников. Где служить Богу? В походном храме. Господь определяет, каким ему быть. После окончания всех работ в храме его освящают. И Господь видимым образом являет Свое присутствие в храме. По сути, освящением храма и завершается книга Исхода. Было это на второй год после освобождения народа из египетского рабства. Прочные основы дальнейшей духовной жизни народа заложены. Исход завершен. От Египта в этот момент их слишком многое отделяет. скрыть способы оплаты Смотри также Аскетические наставления на страницах Ветхого Завета Аскетические наставления на страницах Ветхого Завета Диакон Павел Сержантов В Притчах Соломоновых мы не отыщем проповеди постнического жития – Книга Притчей посвящена аскезе семейных людей. И это делает ее весьма близкой для прихожан. Книга Притчей заботится об исполнении заповедей Божиих. А разве не стремление исполнять заповеди Божии породило борьбу со страстями? Ведь именно страсти мешают человеку жить по-Божьи. Борьба со страстями оказывается оборотной стороной исполнения заповедей. Комментарии Елена М 26 августа 2012, 17:58 продолжение. Вот, я, например, знаю, что во многих местах , в псалмах, написано о том, что, якобы, Господь Бог прогневался, наказал и т.д.Может быть, я и не права, но я лично, всерьез не воспринимаю эти выражения.

http://pravoslavie.ru/55387.html

Вот можно и пировать и приносить жертвы обильные и не потерять харизмы, какую он получил от Господа. Только богоотступничество ведёт к катастрофе. Только богоотступничество. Вот на чём он и помешался. Дальше приводится пример его мудрости. Пришли к царю две блудницы рассудить вопрос: Господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после, родила и эта; и она заспала ребенка; и вот она теперь претендует на моего. Рассуди нас (см. ст. 17–22). Одна клевещет на другую. Заспала ребенка та, которая просит суда у Соломона. Как разобраться, чей ребёнок, кто виновен? И что же он говорит? Дайте мне этого ребенка, – и приказывает его рассечь пополам и дать каждой по половине, чтобы не было обидно. И вот, настоящая-то мать кричит: не делай этого, не делай этого, а эта кричит: разруби, разруби его – пусть так будет по справедливости. И он < Соломон> определяет, кто является матерью: та, которая не желает, чтобы ребенка рассекли мечом. Отдайте ей: она – его мать. Вот он проявил такую, так сказать, мудрость. В 4-й главе описывается, какие у него были начальники; и вся страна была поделена на 12 таких районов, и каждое колено в течение месяца снабжало царский двор всем необходимым, что требовалось: едой, питьём и прочим. Доставляли это приставники. Теперь посмотрите 29-й стих 4-й главы: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян [а уж мудрость египтян приводилась в пример. Мудрость египетских жрецов зашифрованная, она, может быть, превосходит и мудрость Российской Академии Наук, но она не выходит за пределы посвящённых. Поэтому всё надеются отыскать какие-то книгохранилища – как вот у нас надеются отыскать библиотеку Иоанна Грозного – где запечатана эта мудрость египетская и где она сокрыта]. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитятина, и Емана, и Халкола, и Дарды [это известные его современники по мудрости], и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять [вот из этих притчей и песней сохранилось совсем ничего. Книга Притчей у нас имеется, а Песней тысячи и пяти нет ни одной ]; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены [кустарник небольшой], говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, и от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» ( 3Цар. 4:29–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Книга Иудифи – это волнующая, совершенно неисторическая повесть о некоей благочестивой героине, спасающей свой народ. Дополнения к Книге Есфири – это пестрая смесь тем, добавленных в Книгу Есфири в переводе Септуагинты с целью выявить ее религиозный характер. Книга Есфири, хотя она и относилась к числу книг, читаемых в синагогах, была второй книгой, свободно переведенной на греческий язык с разнообразными включениями. Книга Премудрости Соломона. Это произведение принадлежит к ветхозаветной литературе мудрости, но написано оно, вероятно, на греческом языке каким–то иудеем из Александрии, находившимся под влиянием греческой философии. Не позднее конца II в. н. э. мы находим характеристику этой книги как «написанной друзьями Соломона в его честь» (фрагмент Муратори), так что псевдонимия этой книги, по всей видимости, не имела целью ввести в заблуждение. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Ecclesiasticus) – еще одна из книг Премудрости, на этот раз созданная по образцу Притчей, заканчивается хорошо известным панегириком, похвалой в адрес «славных мужей и отцов» Израиля. Первоначально, как объясняется в прологе, она была составлена на еврейском языке. Это один из древнейших апокрифов, дата создания которого восходит ко времени около 180 г. до н. э. и указывает на имя ее автора – Иисуса бен–Сира (сына Сирахова). Книга Пророка Варуха, заканчивающаяся Посланием Иеремии, первоначально самостоятельной работой (в синодальном издании Библии послание помещено отдельно между Плачем Иеремии и Книгой Пророка Варуха. – Примеч. ред.), является добавлением к книге Иеремии в Септуагинте в качестве двойного приложения к ней. Она представляет спутника Иеремии Варуха, проповедующего в том же духе, что и сам пророк, и Иеремию, пишущего другое послание изгнанникам, на этот раз об опасности идолослужения (ср.: Иер. 29 ). Песнь трех отроков, Невинная Сусанна и Вил и дракон – три дополнения к книге Даниила в переводе Септуагинты. Первое из них – в третьей главе книги Даниила – состоит из молитвы и гимна, вложенного в уста трех спутников Даниила во время их пребывания в раскаленной печи. Гимн широко известен под названием Benedicite и его используют в традиционном христианском богослужении. Другие два дополнения представляют собой две благочестивые религиозные истории, прилагаемые к этой книге на манер Книги Пророка Варуха и Послания Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

20 августа 2011 12 католических библеистов присоединились почти к 200 ученым, представляющим около двух дюжин протестантских деноминаций, с целью создания нового перевода Общей Английской Библии (Common English Bible, CEB), который недавно был издан. Среди католиков, участвовавших в работе над переводом, — священник-иезуит Даниэль Харрингтон (Daniel Harrington), профессор Бостонского колледжа Школы богословия и служения, сообщает CWN. 27 июля 2011 Вышел в свет новый номер научно-популярного журнала «Мир и контекст Библии», посвященный Израилю времен персидского господства, сообщает сайт издания. 22 сентября 2010 А.А. Олесницкий. Книга притчей Соломоновых (Мишле) и ее новейшие критики. Типография Г.Т. Корчак-Новицкого, 1884. В нашей славянской и греческой Библиях Книга Притчей занимает третье место в ряду канонических учительных книг Священного Писания Ветхого Завета. В еврейской Библии она занимает 2-ое место в 3-ем отделе священных ветхозаветных книг, коему иудейская церковь усвоила, единое заглавие Kethubim... Библиотека KodGes. 21 сентября 2010 П. Савваитов. Православное учение о способе толкования Священного Писания. Тип. Я. Трея, 1857. В системе Христианского Богословия учение о приеме объяснения Священного Писания оформляет необыкновенную науку, в какой преподаются верховодила, как распознавать и объяснять настоящий содержание Писания. Библиотека KodGes. 29 июля 2010 2-9 сентября 2010 года в Минске пройдет V Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета. 9 мая 2010 Александр Миронов. Прямая речь Иисуса Христа: смысло-логический анализ. М.: Алетейя, 2005 г. Автор книги предлагает своему читателю принять участие в акте познания, что потребует, с одной стороны, большой смелости и самостоятельности, с другой - не меньшей осторожности и мудрости, так как выбранный объект изучения - Синодальный перевод Евангелия - сопровождает российскую жизнь на протяжении не одного столетия и продолжает оказывать на нее, по твердому убеждению автора, доминирующее влияние и по сей день. Поэтому и выводы из настоящей работы могут иметь не менее серьезный и принципиальный характер, так как экспертная поддержка выделенного объекта изучения как авторитетного документа и его же пересмотр как документа спорного и уязвимого со смысловой точки зрения могут оказать заметное влияние на последующий ход истории. Библиотека infanta.

http://bogoslov.ru/topic/20231

Митрополит Иларион: Для христианина, прежде всего, читая Библию, очень важно воспринимать Священное Писание через Церковь и в Церкви, то есть наш подход к Библии должен быть церковным. Именно Церковь говорит нам, из чего состоит Священное Писание, что есть Священное Писание, равно как и именно Церковь говорит нам, как должно понимать Священное Писание. Существуют церковные толкования на Библию, в том числе и толкования святых отцов. Некоторые из них имеют аллегорический характер, то есть события ветхозаветной истории воспринимаются исключительно как аллегории, прообразы новозаветных реальностей. Но есть и буквальные толкования нравственного характера. Мерилом понимания смысла Священного Писания является разум Церкви, ибо к книгам Ветхого Завета Церковь подходит выборочно, используя их в богослужении. Есть книги Ветхого Завета, которые в Церкви за богослужением в течение года прочитываются полностью. Конечно, здесь речь идет о монастырском богослужении, когда служба совершается ежедневно утром и вечером. Например, в течение Великого поста прочитываются полностью книга Бытия (первая книга Библии), книга Притчей Соломона; почти полностью прочитываются книга Исход и книга пророка Исайи. Некоторые книги прочитываются выборочно, а некоторые не читаются вообще. Конечно, основой православного богослужения является ветхозаветная книга Псалтирь, ибо без ее текста невозможно совершать ни одной церковной службы. Псалмы — это хвалебные песнопения, молитвенные прошения, которые практически неисчерпаемы для человека. Псалтирь читается мирянами с поминовением живых и усопших, с просьбами к Господу в житейских нуждах, скорбях, духовных испытаниях. За богослужением в течение недели Псалтирь прочитывается целиком. Д. Менделеев: Владыка, при таком подходе, не возникает ли ощущение, что в Библии что-то более важно, а что-то менее, что Ветхий Завет — действительно что-то такое ветхое, древнее, вышедшее из употребления, и не обязательно его изучать или изучать только с целью исторического ознакомления, чтобы лучше понимать происходящее в Новом Завете? Или все же четыре пятых Книги книг также для нас важны, как и последняя пятая часть?

http://patriarchia.ru/db/text/3781610.ht...

В эпоху Второго храма, когда представления о шеоле, как уже было отмечено, стали меняться, место, где грешники пребывают после смерти, получило название «геенна» (евр.      ,    ). Это название носила расположенная к югу от Иерусалима долина Хинном (в синодальном пер. Енном), в к-рой евреи, зараженные идолопоклонством, совершали языческие обряды и даже приносили в жертву своих детей (Иер 7. 31). Впосл. это место было превращено в свалку для мусора; там же сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина всегда издавала смрадный запах; в ней горел огонь и копошились черви. Это и побудило евреев назвать А. «геенной» и составить о нем соответствующие представления, к-рыми пользовался и Христос, изображавший «геенну огненную» как место, где «червь... не умирает и огонь не угасает» (Мк 9. 47-48). Кроме наименования «геенна» новозаветные тексты используют для обозначения А. такие слова и определения, как «бездна» (Лк 8. 31), «печь огненная», где «будет плач и скрежет зубов» (Мф 13. 50), «озеро огненное, горящее серою» (Откр 19. 20) и др. В НЗ только однажды (2 Петр 2. 4) встречается производный от τρταρος глагол ταρταρω (низвергать в А.). В Книгах Иова , Притчей Соломоновых и Откровении св. Иоанна Богослова при упоминании об А. (преисподней) или о смерти иногда встречается слово « аваддон » (евр.   - погибель). «Преисподняя обнажена пред Ним (перед Богом.- М. И.),- читаем в Книге Иова,- и нет покрывала Аваддону» (26. 6). О том, что «преисподняя и Аваддон открыты пред Господом», повествует и Книга Притчей (15. 11). В Откровении (9. 11) при описании саранчи, поражающей человеческий род, сказано, что «царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (возможен намек на имя Аполлон). Сопоставляя эти и др. места, в к-рых встречается слово «аваддон», толкователи сходятся во мнении, что «аваддон» олицетворяет поглощающую бездну, смерть и пропасть преисподней. Иисус Христос, будучи подобным человеку во всем, кроме греха, разделил с ним его судьбу не только в жизни, но и в смерти.

http://pravenc.ru/text/63424.html

Таким образом, погубление нечестивых и вечное спасение праведных, как стоящие одно против другого, как бы восполняют себя взаимно, как будто нечестивый для того и погибает, чтобы дать место праведному и выкуп за него ( Притч.11:8, 21:18 ). 2 . Из преставленного понятия о свойствах человека и его отношении к Богу, определяется характер его деятельности. Основанием деятельности человека служит страх Иеговы, т.е. закон Иеговы в частнейшем смысле слова. Сущность страха или закона Божия состоит в том, чтобы ненавидеть зло ( Притч.8:13 ). По такому своему значению, страх Иеговы представляется в книге Притчей источником всех благ физических и нравственных. Страх Иеговы – источник жизни ( Притч.14:27 ). Страх Иеговы умножает дни ( Притч.10:27 ). Плод страха Иеговы – богатство, слава и жизнь ( Притч.22:4 ). Страх Иеговы есть даже школа мудрости, потому что без него или без соответствующего ему воспитания духа никакое познание невозможно ( Притч.15:33 ), хотя можно сказать и наоборот, что возвышение истинного знания утверждает для человека значение страха Божья ( Притч.2:5 ). Поскольку человек должен побороть естественную гордость и самолюбивое превознесение, то страх Божий есть смирение ( Притч.15:33, 22:4 ), которое не дает человеку думать, что он когда либо может быть достаточно свободен от греха ( Притч.20:9 ), но, напротив, заставляет человека держать постоянно на виду свои ошибки ( Притч.28:13 ) и не забывать, что ничего не может быть вреднее и губительнее господства слепой гордости ( Притч. 16:5, 16:18, 17:19, 18:12, 29:23 ) и самомнения ( Притч.11:2, 13:10, 26:12, 27:1, 27:21 ). Так как при этом человеку свойственно некоторое врожденное легкомыслие, которым он легко увлекается, то с этой стороны страх Иеговы учит его истинному благоразумию и осмотрительности, уважающей все истинное и непренебрегающей ничем необходимым ( Притч.13:13, 14:16, 16:20 ). Наконец, так как этот страх Божий есть выражение той же вечной воли Божией, то он приводит к истинному упованию и твердой надежде ( Притч.16:4, 16:20 ) в противоположность надежде на суетные преходящие вещи ( Притч.11:28, 28:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010