“Пророки приточно называли Христа камнем и скалою под каменными же ножами мы будем разуметь Его учение, чрез которое такое множество заблуждавшихся людей от необрезания были обрезаны обрезанием сердца”, — пишет святой Иустин Философ в “Беседе с Трифоном Иудеем” 152 . В заключительной 26-й гомилии на книгу Иисуса Навина Ориген повторяет сказанное им в 5-й гомилии о смысле галгалского обрезания и добавляет, что “именно эти мечи из камня, ножи из кремня, использованные Иисусом для нашего второго обрезания, были положены в том месте, в котором Иисус нас призвал и принял: в месте, которым Иисус владеет в душе праведника. Там Иисус полагает свои ножи”. Ножи (мечи) — это слово Божие, которым обрезаны христиане обрезанием нерукотворенным (Кол 2:11), обрезанием сердца. Погребение Иисуса Навина на горе Ефремовой означает, по Оригену, “погребение” Иисуса Христа в христианской душе, которая и есть место Его сокрытия 153 . В том, что погребение каменных ножей прообразует великую тайну будущего спасения, с Оригеном согласен и блаженный Августин: “Каменные ножи были погребены чтобы показать этим глубокую тайну, которая должна была бы принести блага их потомкам” 154 . И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которыевидели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (24:31). Книга Судей повествует о том, что уже дети тех, кто завоевывал Ханаан, оставили Господаистали служить Ваалу и Астартам (Суд 2:13). У Иисуса Навина не осталось правопреемника — того, кто занял бы его место, место вождя всего Израиля. Книга Судей ярко изображает неприглядную картину действия центробежных сил, сдерживавшихся только необходимостью вести общие военные действия против внешнего врага. И символом единства израильских колен был ковчег со скрижалями Завета и, конечно, гробы праотцев, среди которых и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта и схоронилив Сихеме (24:32). Книга заканчивается упоминанием о смерти первосвященника Елеазара. Умер и Елеазар, сын Аарона первосвященник, и похоронили егона холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой (24:33). Пока это место остается неизвестным.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

«Авраам, отец твой, послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» ( Быт. 26:5 ). Заповедь о соблюдении субботы от Авраама перешла и к другим праотцам. Книга Бытия 8:10 свидетельствует, что при Ное употреблялся семидневный счет дней и, следовательно, праздновалась суббота. Книга Исход (16 гл. 23–30 ст.) также говорит, что евреи раньше Синайского законодательства праздновали субботу и проводили этот день в покое. «Помни день субботний, – говорит Господь, – чтобы святить его... день седьмой – суббота, Господу Богу твоему! не делай в оный никакого дела» ( Исх. 20:7–11 ). Слово «помни» показывает, что празднование субботы существовало и раньше, а теперь о ней лишь напоминается и внушается исполнять ее. Адвентисты указывают, что заповедь о субботе Господь даровал, человечеству не через людей, а начертал Сам на камне Своим перстом. Отсюда они различают два закона: закон Божий и закон Моисеев ( 4Цар. 21: 8 ). Законом Божиим называют тот закон, который Господь Своим перстом написал на двух каменных скрижалях и назвал их десятословием. Эти заповеди, написанные на скрижалях, по повелению Божию были положены на хранение в ковчег ( Исх. 20:1, 18–21 ). Моисей же по повелению Господню написал свои постановления в особой книге, которую назвал Второзаконием, т. е. вторым законом. Книга «Второзаконие» была положена не в самый ковчег завета, а только с правой стороны его ( Втор. 31:24–26 ). Отсюда становится совершенно ясно, что суббота была установлена исключительно для народа Израильского, как воспоминание избавления от Египетского рабства, она не была дана всем людям, а дана была только народу Израильскому. Книга Исход (31 гл. 16 и 17 сг. ст.) нам ясно говорит, что суббота была достоянием исключительно народа Израильского, а не всего человечества. Пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, пак завет вечный. Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки; потому что в шесть дней сотворил Господь Небо и землю, а в день седьмой почил и покоился« (Исход.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

В 4, 47–57 говорится, что Дарий послал Зоровавеля восстановить Иерусалим и храм, а согласно 6, 23 слл., он не знает о таких полномочиях Зоровавеля, приказывает разыскать указ Кира и после этого издает свой указ. Ездра в 9, 40, 49 называется первосвященником, по каноническим же книгам Ездра был только священником ( 1Езд. 7, 12 ; Неем. 8, 2, 9 ). Эти особенности 2-й книги Ездры, свидетельствующие о несамостоятельности ее изложения и притом не без погрешностей, указывают на ее неканонический характер, что подтверждается отсутствием ее в еврейской Библии. Вторая книга Ездры представляет однако интерес как памятник, свидетельствующий о понимании иудеями канонических писаний в эпоху ее составления. Кроме того, эта книги имеет в общем поучительный характер и содержит ценные отделы, которые ставят ее выше обычных произведений человеческого разума. Особенно ценится библеистами чрезвычайно поучительное, написанное в форме гимна, рассуждение об Истине, о ее величии и господстве в мире по воле Бога Истины, «Вся земля взывает к Истине и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред ней, и нет в ней неправды; все неправедные погибнут, а истина пребывает ... и владычествует в век века и нет у ней лицеприятия ... и нет в суде ее ничего неправого, она есть сила, и царство, и власть, и величие всех веков: благословен Бог Истины (4, 35–40). Книга Товита 1. Название, деление и содержание. В греческой, славянской и русской Библии эта книга называется Книгой Товита. Имя Товит – греческая форма еврейского имени Тови («моя добродетель»), которое является сокращением от Товийаг («добродетель Ягве»), как оно читается на арамейском ( Зах. 6, 10 ). В Вульгате она именуется «Книгой Товии», причем это имя (Tobias) употребляется как для отца, так и для сына. Книга представляет собой назидательное повествование о преданном вере отцов израильтянине Товите, вера и добрые деле которого спасли его, сына Товию и Сарру – жену сына, от несчастья. С точки зрения литературного жанра, она является семейной хроникой, в которой переплетаются рассказы о Товите, Анне и их сыне Товии, с одной стороны, и родственнице их Сарре, дочери Рагуила и Едны, с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

В том, что погребением израильтянами каменных ножей прообразовалась великая тайна будущего спасения, с Оригеном согласен и бл. Августин: «Каменные ножи были погребены,.. чтобы показать этим глубокую тайну, которая должна была бы принести блага их потомкам» 461 . И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (24:31). Книга Судей (2:7–13) более подробно и более рельефно изображает контраст между двумя поколениями – поколением Иисуса Навина и следующим поколением. Уже дети тех, кто завоевывал Ханаан «оставили Господа» и вместе с остатками автохтонного населения Палестины «стали служить Ваалу и Астартам» ( Суд. 2:13 ). Старейшины или старцы (,ynqz), упоминаемые здесь – это главы израильских колен и родов. Мишна говорит о том, что именно им умирающий вождь передал Закон: «Моисей получил Закон на Синае и передал его Иисусу, сыну Нуна; Иисус – старейшинам (,ynqz); старейшины – пророкам…» 462 . У Иисуса Навина не оказалось правопреемника – того, кто занял бы его место – место вождя всего Израиля. Книга Судей ярко изображает неприглядную картину того, каким стал Израиль после смерти своего великого предводителя, когда только необходимость вести общие военные действия против внешнего врага и оккупанта сдерживала все усиливавшиеся центробежные силы. В такой ситуации символом единства израильских колен был ковчег со скрижалями завета и, конечно, гробы праотцев, среди которых и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта и схоронили в Сихеме (24:32). Книга заканчивается упоминанием о смерти первосвященника Елеазара. Умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой (24:33). Библейская археология не может пока локализовать это место, могила Елеазара остается неизвестной. Книга Иисуса Навина описывает исполнение тех обетований Божиих, которые мы находим в книге Бытия, обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Израиль живет в земле праотцев, где погребены и их кости. Господь оказался верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками. Насколько будет верен завету с Господом Израиль – покажет дальнейшая история этого народа, история домостроительства нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Вообще сама книга Иисуса Навина не сообщает никаких данных о писателе ее, а потому при решении вопроса об ее происхождении приходится ограничиться определением времени написания ее и источников, по которым она составлена. c) Время написания книги Иисуса Навина Крайним предельным пунктом, ранее которого книга Иисуса Навина не могла быть написана (terminus a quo) должно признать смерть первосвященника Элеазара, упоминанием о которой оканчивается книга в еврейском подлиннике. Пункт, позже которого она не могла быть написана (terminus ad quem) определяется с достаточной ясностью содержащимися в ней многими историческими указаниями. В 16-й главе, 10 ст. ( Нав.16:10 ) писатель замечает: «Ефремляне не изгнали хананеев, живших в Газере (Газер, впоследствии Газара, укрепленный город на юго-западе удела Ефремлян); посему хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань». По 3 Царств ( 3Цар.9:16 ): «Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей жене Соломона». (Этот стих внесен в греческий текст книги Иисуса Навина). Если Газер обратился в собственность евреев при Соломоне, то книга Иисуса Навина написана не позже этого события, после которого нельзя было говорить о пребывании Хананеев в Газере. Упоминание 63-го стиха 15-й главы ( Нав.15:63 ), что «Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня», служит признаком еще более древнего происхождения книги. На седьмом году царствования Давида Иерусалим был взят, и Иевусеи были истреблены почти совершенно. Наконец, из 27-го стиха 9-й главы ( Нав.9:27 ) явствует, что писатель жил ранее царствования Саула: «Иисус Навин, говорится здесь, определил, чтобы жители Гаваона и других союзных с ним городов рубили дрова и черпали воду для всего общества и для жертвенника Господня; посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия даже до сего дня». При Сауле этот порядок уже не сохранялся, и сами Гаваонитяне чуть не поголовно были истреблены Саулом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Глава 4. Книга пророка Михея Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Книга пророка Михея датируется им самим. Пророк говорит о том, что его служение было во времена царей Иоафама, Ахаза и Езекии Иудейских, то есть, приходилось на середину VIII века. Он был современником пророков Исаии, Амоса и Осии. Указывается в книге и место, откуда он происходит. Михей называется Морасфитянин, то есть из Морешеф-Гефа, селения, находящегося в 40 км к югу от Иерусалима. Его отличают от иного пророка Михея, упоминающегося в третьей книге Царств, жившего во времена царя Ахава, в IX веке, а не в VIII, то есть на сто лет раньше. По причине сходства тем и пророчеств можно сказать, что книга пророка Михея, в каком-то смысле, является дополнением к книге пророка Исаии. Следует отметить сходство Михея с Исаией в пророчествах о разрушении и запустении Иерусалима (Мих. 3:12; Ис. 32:13-14), о горе Господней (Мих. 4:1-4; Ис. 2:2-4) и о Богородице (Мих. 5:2; Ис. 7:14). По-видимому, пророчества книги расположены не хронологически, а систематически. В книге прослеживается четкое чередование слов о возмездии и слов утешения. 4.1. Суд над Израилем Первая часть (1 – 2 главы) носит характер самого общего обличения народа. В ней говорится о том, что начнется суд дома Израилева: Северного царства и Самарии. Господь говорит: «Слушайте, все народы, внимай, земля и все, что наполняет ее! Да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святаго храма Своего! От кого нечестие Иакова? не от Самарии ли? Кто устроил высоты в Иудее? не Иерусалим ли? За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основания ее» (Мих. 1:2, 5-6), что и случилось, очевидно, уже во времена этого пророка. Хотя здесь упомянуты и Самария, и Иерусалим, однако пока что возвещается о разрушении только Самарии, до Иерусалима дело дойдет несколько позже. Во 2 главе пророк Михей показывает конкретную вину людей: «Горе, замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила! Пожелают полей и берут их силою, домов, — и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие» (Мих. 2:1-2). Это указывается в качестве самой первой причины гибели, которую Господь наводит на Израиль.

http://sedmitza.ru/lib/text/431450/

Да и насчет времени написания Третьей книги Царств Таксиль, безусловно, заблуждается. Можно еще допустить, что Вторая книга Паралипоменон, то есть вторая книга «Хроникона», была написана после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Но Третья книга Царств (она же «Первая книга Царей». — П. Л.), безусловно, была создана значительно раньше. Все это, естественно, отнюдь не позволяет с легкостью сбросить со счетов и все прочие саркастические доводы известного французского борца с религией. Надо заметить, что как теологи, так и стоящие на так называемой рационалистической позиции исследователи задаются вопросом о том, что вообще побудило Соломона отправиться в Гаваон. До строительства Храма иудаизм и в самом деле не возбранял совершать жертвоприношения в других местах, на различных высотах. Но ведь Давид для того и перенес Ковчег Завета в Иерусалим, чтобы постепенно превратить его в главное и единственное место для богослужения, центр религиозной жизни нации. Кроме того, жертвоприношения «на высотах» всегда осуждались пророками, так как именно на вершинах холмов принято было совершать жертвоприношения своим богам у языческих народов. В связи с этим многие комментаторы отмечают, что между строк Библии явственно прочитывается осуждение Соломона за этот поступок: «И возлюбил Соломон Господа… но (несмотря на эту любовь и верность. — П. Л.) и он (всё же. — П. Л.) приносил жертвы и курения на высотах». Величайший комментатор Танаха Раши пишет о решении Соломона принести жертвы в Гаваоне с откровенным осуждением: дескать, было бы куда лучше, если бы царь, не откладывая, приступил к строительству Храма и именно в Храме молил бы о ниспослании ему Божественного Откровения. Видимо, знакомый с этими претензиями оставшийся неизвестным автор Второй книги Паралипоменон пытается объяснить, что же именно привело Соломона именно в Гаваон: «И пошли Соломон и все собрание с ним на высоту, что в Гаваоне, ибо там была Божия скиния собрания, которую устроил Моисей, раб Господень, в пустыне. Ковчег Божий перенес Давид из Кириаф-Иарима на место, которое приготовил для него Давид, устроив для него скинию в Иерусалиме. А медный жертвенник, который сделал Веселеил, сын Урия, сына Орова, оставался там пред скиниею Господнею, и взыскал его Соломон с собранием. И там перед лицом Господа, на медном жертвеннике, который перед скиниею собрания, вознес Соломон тысячу всесожжении. В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе» ( 2Пар. 1:3-7 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Давид написал много священных песней, или псалмов, которые он воспевал в молитве к Богу, играя на гуслях или других музыкальных инструментах. В этих песнях-молитвах Давид взывал к Богу, каялся в своих грехах пред Ним, воспевал величие Божие и предсказывал пришествие Христово и страдания, который будет терпеть Христос за нас. Поэтому святая Церковь называет царя Давида псалмопевцем и пророком. Псалмы Давидовы часто читаются и поются в Церкви при богослужении. Священная книга, в которой находятся все эти псалмы, или песни, называется псалтирью. Псалтирь - лучшая книга Ветхого Завета. Многие христианские молитвы составлены словами из псалмов этой книги. Давид царствовал сорок лет и умер в глубокой старости. Он еще при жизни своей назначил себе наследником сына своего Соломона. Первосвященник Садок и пророк Божий Нафан помазали его на царство. Перед смертью Давид завещал Соломону, чтобы он обязательно построил храм Божий. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, " 2-я книга Царств " , " 1-я книга Паралипоменон " . Царь Соломон Соломон, при вступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: " Проси, что ты хочешь, Я дам тебе " . " Господи! " - ответил Соломон, - " Ты поставил меня царем, а я отрок малый. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим " . Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: " за то, что не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь " . Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: " живой ребенок мой, а мертвый твой " , говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: " принесите меч " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

" И на торжищах слышатся восклицания из псалмов " , говорит св. Афанасий. Но главное утешение, обретаемое в книге Псалмов, по словам Иоанна Златоуста, состоит в том, что она, среди изображений многоразличных духовных состояний человека, дарует еще ясные пророческие указания о Спасителе. Поэтому в своем Синопсисе Иоанн Златоуст поставляет книгу Псалмов не между учительными, а между пророческими книгами Ветхого Завета. Равным образом и в одном из предисловий первопечатной славянской Библии времени царя Алексия Михайловича книга Псалтирь показана в числе пророческих книг, и притом на первом между ними месте. " Почти в каждом псалме возвещается о пришествии Спасителя, и о том, что Он придет как истинный Бог. Так, в 49 псалме говорится: Бог Яве приидет; в 117 псалме: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам " . О том, что Спаситель есть Отчее Слово, в 106-м псалме говорится: посла Слово Свое и исцели я; и в 109-м псалме: из чрева прежде денницы родих Тя. В 44-м псалме говорится о Христе: престол Твой, Боже, в веке века, жезл правости, жезл царствия Твоего: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. И о рождении от Девы книга Псалмов не умолчала, но дает знать сие в 44-м псалме, говоря: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает царь доброты Твоея, зане той есть Бог Твой. Книга Псалмов изображает Господа и страждущим по плоти, говоря во 2-м псалме: предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его; и в 21-м псалме: ископаша руце Мои и нозе Мои: разделиша ризы Моя сеье и о одежди Моей меташа жребий. Книга Псалмов возвещает и восхождение Господне на небо в 23-м псалме: возмите врата князи ваша и возмитися врата вечная, и внидет Царь славы; и сидение одесную отца в 109 псалме: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене " (Афанасий. Посл. Об истолков. псалмов). " Вообще все псалмы надлежит воспевать не в ветхости буквы, но в обновлении духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

И сказал Бог… ( Быт. 1, 3, 6 …) Взяв в Руки Библию, видим, что она озаглавлена: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Остановим свое внимание на этом словосочетании и найдем, что главным объединяющим словом, отражающим все содержание Библии, является слово Завет. «Завет» (от греческого «располагать», «приводит в какое-либо состояние или положение») означает «расположение», «распределение». Русское слово «завет» является производным от славянского «заветити», «завещати». Смысл этого выражения означает – оставлять после себя память, знание, сведения. В Толковом Словаре В. Даля слово «завет» означает: …Все, что завещано, свято наказано, заповедано; зарок, обет, обещание, договор, условие и основанный на нем союз… наказы Господни, на которых основан союз с Ним. (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I, Д3, М., 1928, с. 565). Усвоенное Церковью понятие Завет для обозначения содержания всей Библии имеет весьма глубокое значение. Прежде всего слово Завет не предполагает единственности. Оно содержит понятия двухсторонности, множественности. Как раз это и характерно для библейского мировосприятия: Бог и человек, Слово Божие и слово человеческое. Библия – это и книги, но в то же время это и единая книга. Библия – книга для всех, но она же и книга для каждого. Библия – книга обо всех, но она же и об одном – Господе нашем Иисусе Христе. Слово Завет является ключом ко всей Библии. Оно точно выражает суть Священного Писания. Если спросить, что составляет главную тему всей Библии, ответить можно кратко Завет Божий. В этом легко убедиться, если обратиться к тексту Священного Писания. Слова и сказал Бог…, и заповедал Господь… употребляются чаще других: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:1-2 ). И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. ( Быт.1:3 ) И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (ст. 6) И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (ст. 9)

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010