Затем каждому осужденному зачитывались протоколы следствия (частично или целиком) и приговор суда. Если осужденный раскаивался в совершенных грехах, ему читали отречение, к-рое он должен был повторить слово в слово и тем самым примириться с Церковью. После этого с раскаявшегося снимали отлучение и, как правило, смягчали наказание. Нераскаявшиеся же передавались в руки светской власти. Фактом передачи инквизиция провозглашала, что душу грешника спасти невозможно, остается покарать его тело, что входило в компетенцию светской власти. Такие приговоры обычно оканчивались пожеланием избегать кровопролития. На этом церемония собственно А. завершалась. Приговоренных к казни принимал гражданский чиновник, к-рый приказывал связать их и заключить в темницу. Неск. часов спустя (иногда на следующий день) их вели на место казни. Те, кто перед смертью все-таки просили о таинствах Покаяния и Причащения, сжигались предварительно умерщвленными, прочих же сжигали заживо, сожжению по приговору также подлежали изображения скрывшихся (т. н. казнь в изображении) и останки уже умерших еретиков. Самое большое число А. приходится на XVI-XVII вв., в т. ч. А. против протестантов на территории испан. Нидерландов при имп. Карле V , со 2-й пол. XVIII в. в связи с упразднением инквизиции их количество сокращается. Последнее А., завершившееся передачей осужденного в руки светской власти, прошло в Валенсии 29 сент. 1826 г. Ист.: Gui B. Manuel de l " inquisiteur/Éd. G. Mollat. P., 1927. T. 2. P. 55, 123-140; Sermões impressos dos autos da fé. Río de Janeiro, 1969. Лит.: Tanon L. Histoire des tribunaux de l " Inquisition en France. P., 1893. P. 423-431; Lea H. Ch. History of the Inquisition of the Spain. N. Y., 1907. T. 3. P. 209-227; Moeller Ch. Les bûchers et les autodafés de l " Inquisition depuis le Moyen Âge//RHE. 1913. Vol. 14. P. 720-751; Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914; Lambert A. Autodafé//DHGE. T. 5. Col. 815-823; Cassuto A. Bibliografia dos sermões de autos-da-fé impressos. Coimbra, 1955; Maisonneuve H. Études sur les origines de l " inquisition: L " Église et l " État au moyen âge. P., 1960; Guiraud J. L " Inquisition médievale. P., 1978; Llorente J. A. Hitoria crítica de la Inquisición en España. Madrid, 1980n; Hamilton B. The Medieval Inquisition. L., 1981; Maqueda Abreu C. El auto da fe . Madrid, 1992; см. также лит-ру в ст. Инквизиция. Г. А. Попова Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/76820.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБСЕРВАНТЫ [лат. observantes - соблюдающие], в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций). Стремление к реформе, под к-рой понимался возврат к первоначальным нормам и духовным идеалам, было характерно для всей истории западноевроп. средневек. монашества. Так, лозунги возврата к первоначальному Уставу св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) были характерны для лидеров клюнийской реформы и для основателей новых орденов в кон. XI-XII в. (в т. ч. для цистерцианцев ). По мнению исследователей, движение О. существовало в период с посл. трети XIV в. по первые десятилетия XVI в. ( Roest. 2009. P. 446). Движением были охвачены в том или ином виде практически все католич. ордены монашеские (за исключением картузианцев ), но наиболее активно оно проявилось в нищенствующих орденах . Среди причин возврата к строгому соблюдению первоначальных уставов называют рост апокалиптических ожиданий в европ. обществе, связанный с многочисленными войнами, эпидемиями (в особенности «черной смертью» в сер. XIV в.), экономическими кризисами, папским расколом (см. Схизма в католической Церкви ), распространением «народных ересей» и др. В одних случаях инициаторами реформы выступали представители самих монашеских орденов, в других - местные епископы или представители светской власти. Наибольшей известности движение О. достигло в ордене францисканцев , в к-ром его инициаторами стали последователи спиритуалов , осужденных рядом папских и соборных решений в 1-й трети XIV в., но сохранивших позиции в итал. общинах. Основателем движения францисканцев-О. считается Паолуччо Тринчи. В 1368 г. он с разрешения орденских властей создал в пустынной местности Бруньяно (Умбрия, Италия) конвент, члены к-рого соблюдали Устав св. Франциска Ассизского во всей его строгости (особенно в том, что касалось обета бедности).

http://pravenc.ru/text/2578085.html

2. О любви к Богу (De diligendo Deo, PL 182, 973–1000), написан в 1126 г. к другу Бернарда кардиналу и канцлеру Римской церкви Франсе Эмерикскому. Бернард говорит о необходимости для всякого человека любви к Богу, о ее причинах, происхождении, разновидностях и степенях (эгоистическая любовь, любовь наемника, сыновняя любовь, блаженная любовь и др.). 3. Апология к Гиллельму, аббату Сен-Тьерийскому (Apologia ad Guillelmum, PL 182, 869–918), написана в 1127 г., отражает полемику между цистерцианцами, имевшими строгие монашеские правила, и клюнийскими бенедиктинцами во главе с аббатом Петром Досточимым. 4. О нравах и обязанностях епископов (De moribus et officio episcoporum), или Письмо XLII (PL 182, 809–834), написано в 1127 г. к Генри, архиепископу Сеноненскому. Бернард указывает здесь, какими качествами должен обладать хороший епископ, в частности он говорит о целомудрии, милосердии и смирении, которое “включает в себя все остальные добродетели, сохраняет их и приводит к совершенству” (V.17). 5. О благодати и свободе выбора (De gratia et libero arbitrio, PL 182, 1001–1030; далее О благодати и св. выбора), написан также к Гиллельму Сен-Тьерийскому в 1127 г. Поводом для написания трактата послужил вопрос одного из слушателей Бернарда, который спросил его: “Если все делает Бог, то что же ты делаешь или на какое вознаграждение рассчитываешь?” (I.1). В трактате Бернард отвечает на этот вопрос и пытается согласовать Божественную благодать и человеческую свободу, а также рассуждает о Божественном предопределении. 6. О похвале новому воинству, к воинам Храма (De laude novae militiae ad milites Templi, PL 182, 921–940), написан ок. 1132–1136 гг. к Гуго Пейнскому, основателю и первому магистру ордена тамплиеров. Бернард говорит здесь об отличии “старого”, мирского рыцарства, от “нового”, христианского; оправдывает применение военных действий (крестовых походов) против неверных. 7. Об антифонарии Цистерцианского ордена (Super antipho­narium Cisterciensis ordinis, PL 182, 1121–1132), написан в 1132 г. по просьбе генерального капитула цистерцианского ордена, поручившего Бернарду реформировать сборник антифонных песнопений; состоит из Письма или пролога и трактата О пении или об исправлении антифонария (De cantu seu correctione antipho­narii).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Влияние, которое оказало это монашеское возрождение на реформистскую идеологию григорианцев и на папство В целом, не всегда однозначно оценивается современными учеными 57 . С одной стороны, указывалось, что клюнийское движение изначально было нацелено на обновление бенедиктинского ордена, а не на целостное очищение средневековой церкви или на преобразование всего общества. Иными словами, оно не помышляло о разрешении всех проблем, стоящих перед феодализированной церковью того времени. Молено с уверенностью предположить, что по своим целям движение было в общем–то консервативным и чуждым намерения бросить вызов существующему порядку или ниспровергнуть его. Следовательно, мысль о том, что клюнийцы были авангардом последующей григорианской реформы, можно отбросить. По своей сути движение было «предгригорианским». С другой стороны, нет сомнения в том, что церкви с трудом удалось бы утвердить свой авторитет без духовной поддержки со стороны обновленного западного монашества и без его верности христианским идеалам. Традиции Клюни и Горце в действительности способствовали формированию той особой нравственной и духовной атмосферы, которая была необходима для освобождения Латинской церкви от того, что не соответствовало ее духу. Ценности и цели, вдохновлявшие поборников обновления, были в высшей мере близки к монашеским идеалам. Даже не являясь непосредственным инициатором общецерковного обновления, преобразованное монашество задало для него эталон. Совершенно очевидно, что и наиболее выдающиеся настоятели Клюни, и папы активно пропагандировали дорогие им идеалы, полностью осознавая, что их цели не противоречат и не противостоят друг другу. Их бескомпромиссная неприязнь по отношению к церковным порокам сделала их естественными союзниками. В конечном счете «Клюни стоял за независимость церкви не меньше, чем папа Григорий VII, и сами папы говорили об ордене как О прообразе этой свободы. По этой причине глубокие расхождения в устремлениях между Клюни и григорианцами были немыслимы»· 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В сер. X в. почти одновременно с лотарингскими еп-ствами Мец, Туль и Верден к монашеской реформе примкнули герм. архиеп-ства Трир, Кёльн, Бамберг, в кон. X в. реформа распространилась на мон-ри Фландрии (Льежское еп-ство) и далее. В отличие от клюнийского движения, к-рое оформилось в виде конгрегации реформированных монастырей, управляемых непосредственно из Клюни (современники говорили даже о «клюнийской Церкви» - «ecclesia cluniacensis»), Горце и реформированные почти одновременно с ним аббатства Сент-Эвр в г. Туль и Санкт-Максимина в Трире, напротив, не стремились к созданию централизованного союза зависимых мон-рей. Исходной моделью распространения лотарингской реформы была филиация - прямая передача монастырского «обычая» (consuetudo): монахов из Горце приглашали в др. обители (обычно аббатами), чтобы они устанавливали там «горцский устав» (ordo gorziensis). Т. о. были реформированы лотарингские аббатства св. Мартина (935) и св. Арнульфа (941/2) в Меце, св. Губерта в Арденнах (937), Ставло (938), а затем по инициативе еп. Адальберона I и все подчиненные Мецской кафедре мон-ри - Мармутье, Гландьер, Нёвиллер (Нойвайллер), Сен-Набор, Сенон, Муайенмутье. В 950 г. папа Римский Агапит II пригласил неск. монахов из Горце в Рим для укрепления дисциплины в мон-рях, подчиненных Римской кафедре. Инициатива мон-ря Горце в монашеском реформировании опиралась на идею институционального обновления; целью реформы было напомнить монашеству о принципах «vita communis»: смирении, послушании аббату, аскетической самодисциплине, активном труде и распределении материальных благ по потребностям. Залогом успеха такого обновления являлось обновление персональное - монашеское «conversio», личный пример монашеской дисциплины и благочестия стали ключевыми факторами распространения реформы. В этом аспекте отраженный в Житии пример И. из Г. как образцового монаха реформированного бенедиктинского мон-ря обретает особое значение: описание образа жизни и религиозности, которые позволили И. из Г. подняться до вершин духовного совершенства, являлось своего рода программой персонального обновления реформируемого монашества ( Barone. 1993), хотя в Житии святость И. из Г. показана только через его поступки и их мотивацию.

http://pravenc.ru/text/471237.html

1985. Bd. 13. S. 47-112; Becher M. Drogo und die Königserhebung Pippins//Frühmittelalterliche Studien. 1989. Bd. 23. S. 131-153; idem. Eine verschleierte Krise: Die Nachfolge Karl Martells 741 und die Anfänge der karolingischen Hofgeschichtsschreibung//Von Fakten und Fiktionen: Mittelalterliche Geschichtsdarstellungen und ihre kritische Aufarbeitung/Hrsg. J. Laudage. Köln, 2003. S. 95-133; Wolf G. G. Grifos Erbe, die Einsetzung König Childerichs III. und der Kampf um die Macht: Zugleich Bemerkungen zur karolingischen «Hofhistoriographie»//Archiv für Diplomatik. 1992. Bd. 38. S. 1-16; idem. Die Peripetie in des Bonifatius Wirksamkeit und die Resignation Karlmanns d. Ä. 745/47//Ibid. 1999. Bd. 45. S. 1-6; Rich é P. The Carolingians: A Family Who Forged Europe/Transl. M. I. Allen. Phil., 1993. P. 51-59; Wood I. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L.; N. Y., 1994. P. 287-292; Zeddies N. Bonifatius und zwei nützliche Rebellen: Die Häretiker Aldebert und Clemens//Ordnung und Aufruhr im Mittelalter: Historische und juristische Studien zur Rebellion. Fr./M., 1995. S. 217-263; Jong M., de. Monastic Prisoners or Opting Out?: Political Coercion and Honour in the Frankish Kingdoms//Topographies of Power in the Early Middle Ages/Ed. M. de Jong et al. Leiden; Boston, 2001. P. 291-328; Pohl W. History in Fragments: Montecassino " s Politics of Memory//Early Medieval Europe. Oxf., 2001. Vol. 10. P. 343-374; Geuenich D. «...noluerunt obtemperare ducibus Franchorum»: Zur bayerisch-alemannischen Opposition gegen die karolingischen Hausmeier//Der Dynastiewechsel von 751: Vorgeschichte, Legitimationsstrategien und Erinnerung/Hrsg. M. Becher, J. Jarnut. Münster, 2004. S. 129-143; Fouracre P. The Long Shadow of the Merovingians//Charlemagne: Empire and Society/Ed. J. Story. Manchester; N. Y., 2005. P. 5-21. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АББОН ИЗ [лат. Abbo Floriacensis] (940 или 945, Орлеан - 13.11.1004, мон-рь Ла-Реоль, Аквитания), мч. (пам. зап. 13 нояб.). Бенедиктинец, аббат мон-ря Сен-Бенуа-сюр-Луар ( Флёри ), сторонник клюнийской реформы , ученый. После учебы в Париже и Реймсе А. из Ф. приобрел обширные и разносторонние знания, создал труды по математике, агиографии, грамматике, каноническому праву. Наряду со св. Гербертом Аврилакским он был первым на Западе, кто знал сочинения Боэция по логике и создал труд по искусству силлогизма. В 985-987 гг. А. из Ф. по приглашению св. Освальда , архиеп. Йоркского, преподавал в мон-ре Рамси (Англия). В 988 г. стал аббатом Флёри. При нем мон-рь, реформированный еще св. Одо Клюнийским, превратился в один из влиятельных центров реформы, что предопределило конфликты с местным епископом (еп-ство Орлеан) и стоявшим за ним франц. кор. Гуго Капетом. К теме противостояния реформированного монашества и епископата А. из Ф. обратился в своей «Апологетике» (Apologeticus ad Hugonem et Robertum reges Francorum, 994). Сборник канонов, адресованный франц. кор. Роберту II, отличает подчеркнутое уважение к прерогативам королевской власти, в к-рой А. из Ф. видел противовес епископским притязаниям. В 1004 г., стремясь распространить должную дисциплину в мон-ре Ла-Реоль, он переселил туда часть монахов из Флëри. Во время возникшей ссоры и драки между монахами из разных мон-рей А. из Ф. попытался остановить кровопролитие, но был убит. Соч.: PL. 139. Col. 419-570; Carmen acrostichum ad Ottonem imp.//MGH. Poetae. T. 5. P. 469-471; Commentarius in cyclum Victorii//Bull. di bibliografia e di storia di scienzo matematico e fisico. 1871. N 4. P. 443-445; Passio s. Edmundi//Memorials of St. Edmunds Abbey. 1890. P. 3-25; Syllogismorum categoricum et hypotheticorum enodatio/Ed. A. Van de Vyver// Van de Vyver A. Les oeuvres inédites d " Abbo de Fleury//Rome bénédictine. T. 47. P. 125-169; Abbonis Floriacensis Орега inedita. Brugge, 1966. T. 1. Ист.: Aimoin. Vita Abbonis//PL. 139. Col. 375-414. Лит.: Cousin P. Abbo de Fleury-sur-Loire. P., 1954; Mostert M. The political theology of Abbo of Fleury: A study of the ideas about society and law of the 10th century monastic reform movement//Middeleeuwse Studies en Bronnen. Hilversum, 1987. N 2. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62422.html

В 1653 г. появился последний новый орден с торжественными обетами (он же первый в Америке (в Гватемале)) - Вифлеемские братья ( вифлеемиты ). Он получил привилегии нищенствующего ордена с «Уставом блж. Августина». Во Франции, где мон-ри сильно пострадали в ходе религиозных войн (1562-1598), кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье попытался реформировать и объединить все бенедиктинские конгрегации под своей властью. За возрождение бенедиктинского устава активно выступали члены Конгрегации святых Витона и Хидульфа (ваннисты), находившейся в Лотарингии. Поскольку им трудно было взаимодействовать с франц. аббатствами, было принято решение о создании независимой франц. конгрегации мавристов , которые стали основным двигателем реформы, особенно после объединения с Клюнийской конгрегацией. Мавристы стали также оплотом ученого М. в Европе. Реформу цистерцианского ордена, внутри к-рого возникло разделение на традиционалистов и абстинентов (обсервантов), пытался провести апостольский визитатор кард. Ф. де Ларошфуко, противостоявший политике Ришелье (см. в ст. Клерво ). Поскольку в конечном счете победили традиционалисты, обсерванты, во главе к-рых встал аббат А. Ж. Ле Ботилье де Рансе, создали отдельную конгрегацию траппистов , в кон. XIX в. преобразованную в орден цистерцианцев строгой обсервации (т. е. строгого соблюдения устава). В 1732 г. Альфонсо Мария ди Лигуори была создана миссионерская конгрегация редемптористов (Св. Искупителя), основной целью к-рой было служение бедным. В 1749 г. в булле «Quamvis justo» папы Бенедикта XIV впервые официально было признано существование жен. общин апостольской жизни, отличных от монашеских (их члены не приносили торжественных обетов и не обязаны были пребывать в затворе), хотя папского одобрения они не получили. Во 2-й пол. XVIII в. положение мон-рей в Европе ухудшилось. Массовое закрытие мон-рей и конфискация монастырской собственности происходили в Баварии при курфюрсте Максимилиане III (1745-1777). В оставшиеся монастыри было запрещено принимать новициев. В Австрии имп. Иосиф II (1765-1790) также провел секуляризацию и запретил преподавать богословие в монастырях. Во мн. регионах Европы была прекращена деятельность иезуитов, а сам орден в 1773 г. распущен папой Климентом XIV.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

В VIII в. количество мон-рей, находившихся под прямым покровительством королевской власти, значительно выросло. Такие мон-ри (regales) стали одной из опор внутренней политики пришедшей к власти династии Каролингов. К этому времени «Устав св. Бенедикта» был уже повсеместно известен и пользовался высоким авторитетом не только как творение популярного святого, но и как «римский» устав, т. е. освященный авторитетом апостольского престола. При этом оставалось множество обителей, к-рые по-прежнему его не использовали. Первая попытка сделать «Устав св. Бенедикта» общим для всех мон-рей державы Карломана была предпринята под влиянием св. Бонифация на Германском Соборе 742 г. Однако местный епископат эту реформу фактически не поддержал, хотя политика насаждения бенедиктинского устава была продолжена Хродегангом, еп. Мецским. На основе «Устава св. Бенедикта» он создал особый устав для каноников , аскетических групп клириков, живших общинами, но с сохранением частного имущества, и подчинявшихся непосредственно епископу, а не аббату. Следующая волна распространения «Устава св. Бенедикта» началась в 80-х гг. VIII в. и затронула регионы Аквитании, Септимании и Испанской марки, где действовал Бенедикт Анианский . С 813 г. бенедиктинский устав вводился по всей Империи Каролингов. На Ахенских Соборах 816-817 гг. было принято решение о том, что во всех мон-рях должны быть не только единый устав (una regula), но и общие обычаи (una consuetudo) в том, о чем не говорится в «Уставе св. Бенедикта». Для каноников и монахинь были приняты особые правила («Institutio canonicorum», «Institutio sanctimonialium»). Мон-рям, несогласным с реформой, было дано право перехода в разряд каноникатов (напр., аббатство св. Мартина в Туре, аббатство св. Бенигна в Дижоне и др.). Если при Меровингах во главе мон-рей стояли представители местной элиты, то Каролинги стали последовательно заменять аббатов крупных мон-рей своими ставленниками, преданными лично им. Мн. аббатов, несмотря на закрепленное в «Уставе св. Бенедикта» право свободных выборов, назначал король (император). В этот же период появились многочисленные светские аббаты (аббаты-миряне), а также титулярные аббаты, которые одновременно возглавляли неск. мон-рей. В связи с раздачей мон-рям значительных земельных угодий нек-рые аббаты получили полный контроль над пожалованной землей, судебный иммунитет, право сбора торговых пошлин и т. п. Нек-рые мон-ри стали чеканить собственную монету. В германских землях мон-ри были встроены в систему Имперской церкви , а самые крупные получили статус имперских аббатств. Будучи вассалами императора, аббаты были обязаны организовывать постой королевского двора, обеспечивать его провизией и фуражом, выставлять определенное количество воинов для войска, выполнять дипломатические поручения. Клюнийская реформа

http://pravenc.ru/text/2564108.html

В этом процессе монашество сыграло важную роль: инициированные им реформы охватили все общество, особенно его привилегированные слои; монашеское благочестие - соблюдение заповедей, усердие в молитве и посте, любовь к ближнему и благотворительность, жизнь в умеренности и воздержании - в течение столетий было образцом для всех христиан, а образ монаха как идеала, к которому надо стремиться, сохранял универсальное значение. В распространении монашеской реформы (в ее разных вариантах) большую роль играли миряне, т. к. аббаты и монахи обителей, поддержавших К. р., происходили из знати (в Италии также из городского патрициата), иногда из тех же семей, что и церковные и светские сеньоры. Нередко знатные миряне уходили в реформированные мон-ри, основывали собственные обители или передавали уже существовавшие под начало реформированных аббатств - так распространялась К. р., тесно связанная с бургундским аббатством Клюни, откуда уже во 2-й трети X в. стали раздаваться призывы к «обновлению» монашества и возвращению к идеалам «апостольской жизни» (vita apostolica). Основные принципы К. р. Общая тональность сочинений Одона отражает ощущение кризиса и необходимости перемен. Корень всех зол - войн и разрухи, упадка морали и права, обмирщения монахов и священнослужителей - аббат усматривал в пренебрежении «духовным» (spiritualis), в забвении представителями всех слоев общества своего религ. долга. Критикуя правителей, он возлагал на них ответственность за злоупотребления, к-рые возникали из-за подчиненности духовных общин власти собственников-мирян, и напоминал об их христ. долге подчиняться церковным установлениям (censura ecclesiastica), быть защитниками слабых и покровителями бедных ( Odo. Collat. III 24). Критикуя монахов, Одон сетовал, что даже «хороший мирянин несравненно лучше, нежели монах, уклоняющийся от своего долга жить по обетам» ( Idem. Vita S. Geraldi. II 8). Именно монахи, наиболее близкое к Богу «сословие» (ordo), как подчеркивал Одон, своими молитвами должны спасти мир во времена, когда «о воздаянии за благие и дурные дела… не думают в настоящем» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010