Соборный декрет регламентировал проповедь крестовых походов. Ее должны были регулярно вести епископы и духовенство. В каждую страну назначался также главный проповедник, под начало которого ставились проповедники из наиболее красноречивых клириков и монахов. Им первоначально поручался также сбор «крестовой деньги» и ее распределение между крестоносцами (с середины XIII в. сбор средств возложили на генеральных сборщиков, в качестве которых обычно выступали папские легаты). Собор подтвердил избрание Фридриха II на германский престол и в завершающем заседании заявил об успешном осуществлении им своей задачи возобновить реформирование всей церкви во всей полноте ее жизни и призвал использовать все усилия и средства для того, чтобы неустанно проводить эту реформу в жизнь. В то же время ряд основополагающих вопросов клюнийской реформы остался нерешенным. Так, проблемы нравственности клира (касательно целибата духовенства и незаконного брачного сожительства монашествующих) не были окончательно урегулированы и в XII в. и разбирались на II Латеранском (X Вселенском) соборе в 1139 г., который в очередной раз был вынужден провозгласить незаконными браки членов монашеских орденов, принявших постриг монахов, монахинь, каноников и мирских братьев. Вопрос же о всепроникающей симонии был предметом обсуждения и на IV Латеранском соборе. Обобщение Раннее Средневековье и эпоха Возрождения стали для католической церкви периодом, с одной стороны, становления ее внутренней организационной структуры, основанной на «папской экклезиологии» , а с другой стороны – временем, когда эта структура подвергается испытаниям на прочность под воздействием как внешних (претензии светских властей на примат по отношению к Церкви), так и внутренних факторов (подрыв церковного единства изнутри Церкви). При этом догматическая сторона западного христианства оказывается практически не затронутой указанными событиями (исключением были раннесредневековые ереси, о которых речь пойдет далее). Раннесредневековый период ознаменовался усилиями папства, направленными на выход из-под «протектората», установленного над римской кафедрой вначале византийским двором (здесь борьба сопровождалась также конфликтами собственно церковного характера, связанными с противоречиями между епископскими кафедрами Рима и Константинополя), а затем франками. Борьба за освобождение от опеки имперских властей привела к постепенному становлению папства как самостоятельной политической силы и формированию Папского государства в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выше я указывав, что «ересями», в точном смысле этого слова, следует считать идеи, которые, поскольку они определяют практическую жизнь и поведение, имеют гибельные или безнравственные последствия. Однако и здесь нужно помнить, что почти нет идей, которые не содержали бы элемента благотворной правды, и нет идей, которые, взятые односторонне, не смягченные и не уравновешенные другими идеями, не подчиненные чувству конкретной правды и нравственному такту, не порождали бы зла. Истина и заблуждение, благотворность и зловредность, по общему правилу, проистекают не из содержания идеи, взятой отвлеченно, а из наличия или отсутствия интуиции конкретной правды, побуждающей так комбинировать и уравновешивать идеи, чтобы их итог соответствовал правильной жизненной установке и имел благотворные последствия. Заблуждение, в которое мы впадаем при всяком идеологическом фанатизме, само – не только теоретическое, но и нравственное. Ибо, проповедуя образ мыслей, нами разделяемый, выдвигая идейное направление, к которому мы сами принадлежим, и усматривая в этом нравственное спасение человечества, мы – сознательно или бессознательно – считаем самих себя и наших единомышленников и сотоварищей безгрешными, а нашим противникам приписываем монополию греховности. Истинный, царственный путь совершенствования и нравственного обновления человечества лежит не в обвинении других, а в покаянии и самоисправлении, в движении внутреннего притока сил добра и правды, в обновлении извнутри, которое заменяет внешнее поклонение букве, правилам и принципам, выродившимся в неправду, восприятием духовной правды и служением ей. Так, в истории христианской церкви наиболее плодотворными, успешными и длительными были не обличения ложности тех или иных догматов или канонов, не расколы, не «реформации» и сектантские обособления, а такие из недр самой церкви рождающиеся усилия нравственного и духовного обновления, как движение монашества, клюнийская реформа, францисканство, нравственное и дисциплинарное возрождение католичества в послереформационную эпоху или русское старчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/s-...

На Пасху 1049 г. Григорий вместе с папой Львом IX провели решение о категорическом запрете симонии и сожительстве священников с женами. Понтифик и Гильдебранд казались вездесущими: они без устали совершали длительные путешествия по всей Европе, зато повсеместно местные синоды транслировали решения Римского собора 1049 г. Вскоре папа окружил себя коллегией преданных кардиналов, сформировавших организованный аппарат клириков, деятельно восстанавливавших единоначалие понтифика в Западной Церкви. Многие священники и даже епископы были низвержены и осуждены. Однако, начав с триумфа, Лев IX закончил свой понтификат полным провалом. Вовсе не забывая о политических интересах Апостольского престола, папа имел собственные планы в отношении Южной Италии, особенно Апулии и Кампании. Ловко играя на противоречиях всех заинтересованных лиц, понтифик добился того, что 5 июля 1051 г. беневетцы назвали его своим государем. А в следующем году император Генрих III обменял Беневент на Бамбергское епископство. Он, однако, не учел, что у норманнов также возникли свои виды на Южную Италию, и те успешно громили всех союзников Римского епископа. Льву IX пришлось срочно просить помощи у императора и стать во главе объединенной армии. Тем не менее он потерпел от викингов поражение 17 июля 1053 г. при Чивитате и даже попал к ним в плен, к чему в немалой степени причастны византийцы, чьи войска не явились к месту сражения 848 . Проявляя глубокое почтение к сану понтифика, норманны препроводили его в Беневенто, чтобы определить условия своего мирного договора с Римским епископом. В своем послании к Константину Мономаху апостолик еще надеялся, что соединенные королевские, императорские и папские войска изгонят «варваров» с итальянских земель, но его просьбы о помощи оставались неуслышанными. Целых 9 месяцев Лев IX пребывал в плену, здоровье его ухудшалось, и он вынужденно, хотя и не без злорадства по отношению к Константинополю, признал легитимность всех норманнских завоеваний в Папской области 849 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Клюнийские реформистские идеи продолжали развивать схоластик Ансельм Кентерберийский (1033-1109) и впавший в мистику Бернар Клервоский (1091-1153). Бернар был настоятелем цистерцианского аббатства в Клерво. Аббатство начало борьбу с проявлениями рационализма, в первую очередь с Пьером Абеляром (1079-1142). Представители идей церковного реформистского движения провозглашали примат церкви над государством, проводили в жизнь примат теологии над светскими науками. Примирению со светской властью способствовало и то, что в соответствии с каноническим правом были разработаны условия разделения церковных должностей и принадлежавших королю церковных благ. Церковники называли полученные от короля блага регалиями. Папа из-за отсутствия должного политического опыта полагал, что епископы в интересах церковной инвеституры способны отказаться от своих регалий. Лучше знавший своих епископов Генрих V в тайном договоре, заключенном в феврале 1111 года в Сутри, естественно, пошел на сделку и в обмен на регалии отказался от права на инвеституру. Договоренность должна была быть скреплена отставкой антипапы и торжественной коронацией императора. Однако коронации императора не произошло. Когда в церкви папа огласил предварительное соглашение о возвращении регалий, среди епископов вспыхнуло такое возмущение, что папа вынужден был отступить. Разумеется, тогда и король не пожелал отказаться от инвеституры. Чтобы навязать духовенству свою волю, Генрих прибегнул к насилию. Он велел схватить папу и весь его двор. Двухмесячное заключение сломило сопротивление папы, и он в соответствии с соглашением, подписанным в Понте Маммоло 11 апреля 1111 года, отказался от инвеституры. Полный отказ от григорианских устремлений натолкнулся на сопротивление григорианской партии. Существовала также сильная оппозиция во Франции и Бургундии: на соборе во Вьенне папу Пасхалия заклеймили еретиком из-за его отступления. Под давлением со всех сторон папа не мог поступить иначе как взять обратно привилегию, предоставленную им в 1116 году императору.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

Среди первых европейских оппозиционных учителей, поставивших целью не простое очищение веры, а прямое отделение от Католической церкви и формирование собственной институциональной структуры, основанной на специфических вероучительных посылках (за что с полным основанием были названы еретиками), были катары (греч. καθαρο – «чистые, нескверные») 788 . По сложившейся традиции историография, опиравшаяся на труды католических богословов, обличавших катарскую ересь, вплоть до 50–х гг. 20 в. выводила учение катаров из восточных религиозных воззрений: зороастризма и манихейства (считалось, что катары ведут свое происхождение от Мани через павликиан и богомилов). Рассматривая учение катаров как «неоманихейство», пришедшее с нехристианского Востока, Л.П. Карсавин писал: «Существо догмы катаров совершенно чуждо христианству» 789 . Таким образом, катары представлялись как нехристианский субстрат, принесенный в Европу извне и вобравший в себя черты европейского христианства. В новейшее время, в связи с открытием новых источников, данная концепция пересматривается: подключение ранее неизвестных источников привело ряд исследователей к выводу о том, что учение катаров, манихейское по доктрине, было глубоко христианским по форме и идейному выражению: катары поклонялись исключительно Христу, и ни для какого Мани в их культе не оставалось места. Большинство современных исследователей (Жан Дювернуа 790 , Анна Бренон 791 и др.) считает катаров одним из многочисленных (хотя и уникальным) христианских движений, явившихся одновременно в Западной (катары) и Восточной (богомилы) Европе в период, когда (в т.ч. на фоне кризиса европейского христианства, приведшего к Клюнийской реформе) в массах были сильны эсхатологические и хилиастические настроения (ожидание конца света и «1000–летнего Царства» в 1000 и 1033 гг.). Таким образом, учение катаров было неортодоксальным христианским мировоззрением, возможно, испытавшим влияние восточных представлений, но в целом являющимся органической частью именно западной духовной культуры 792 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XI в. бельг. епископы были вовлечены в борьбу за инвеституру . При этом епископы Льежа были на стороне императоров; в Камбре, напротив, более сильной была папская партия, еп. Герхард II поддерживал папу Григория VII . Однако он не решился открыто вступить в борьбу с имп. Генрихом IV, от к-рого зависел политически. По Вормсскому конкордату (1122) право на церковную инвеституру перешло к папе Римскому, однако на территории Б. епископы по-прежнему избирались местными феодалами, напр., епископы Льежа этого времени принадлежали к различным аристократическим родам. В XI-XII вв. в Б. продолжали развиваться традиции льежской богословской школы. Центрами образования в это время были мон-ри св. Лаврентия в Льеже, св. Хуберта и особенно мон-рь в Жамблу, связанный с именем историка и агиографа Сигиберта. В XI в. богословы льежской школы участвовали в споре о Евхаристии, ставшем одной из причин Великой схизмы: Теодуин, еп. Льежский, непримиримо высказывался против Беренгара Турского . Из богословов льежской школы выделяется также Руперт Дойцский ( 1130). В XIII в. выходцев из Б. можно найти в Парижском ун-те; нек-рые добивались видного положения среди франц. епископата и даже в римской курии. Среди выходцев из Б. были Вильгельм из Мербеке - философ-неоплатоник, переведший труды Аристотеля на латынь, схоласты XIII в. Годфрид де Фонтен и Генрих Гентский, ставшие профессорами в Сорбонне, а также парижский теолог Сигер Брабантский . Духовная жизнь Б. кон. XI в. ознаменовалась монастырской реформой в духе клюнийской реформы . С XII в. распространяются новые ордена - цистерцианцы и премонстранты . Бернард Клервоский дважды посещал территорию Б. (в 1131 и 1147), и уже при его жизни здесь было 4 цистерцианских аббатства. В 1181 г. основан первый жен. цистерцианский мон-рь Херкенроде. В XIII в. цистерцианский мон-рь Виллер в Брабанте под влиянием Хильдегарды Бингенской стал центром мистицизма, к-рый начал распространяться и среди мирян; на XIII в. приходится расцвет движения бегинок и бегардов. Мистика бегинок оказала влияние на рейнландских мистиков последующего столетия и Я. ван Рейсбрука .

http://pravenc.ru/text/77978.html

300 приходов, в т. ч. в городах Бриуд и Орийак. Границы нового еп-ства были определены на Соборе епископов Буржской церковной пров. в К. (1319). На положении дел в еп-стве К. негативно сказались эпидемия чумы (черная смерть) (1348) и Столетняя война (1337-1453): между 1356 и 1392 гг. англ. войска неоднократно вторгались в Овернь, в 1388 г. англичане захватили Монферран. Изменения в системе вассальных отношений привели к упадку епископской сеньории; существенно снизились церковные доходы (у клюнийских приоратов - на 1/2), материальные трудности возникли даже у самых богатых церквей. Сократилось число каноников и монахов (в капитуле ц. Сен-Сернёф в Бийоме - с 32 до 17 чел., в аббатстве Сент-Алир - с 30 до 18 чел.); это привело к объединению бенефициев (к 1350 число монахов в Моза увеличилось с 25 до 40). В капитулы, особенно сельские (в Эрмане, Орсивале), стали принимать лиц незнатного происхождения. Среди духовенства усилилось недовольство политикой Папского престола (с 1307 право избирать епископа К. перешло к папе Римскому), от которого требовали провести реформу в Церкви и искоренить злоупотребления; положение обострилось с началом схизмы в католической Церкви (1378). Широкую известность получил богослов и алхимик Жан де Рокетайад († 1366), монах францисканского мон-ря в Орийаке, выступавший против обмирщения Церкви и осуждавший политику Папского престола. В 1416 г. в К. и Монферране проповедовал доминиканец католич. св. Винсент Феррер , к-рый также указывал на нестроения в Церкви и предсказывал приближение Судного дня. Рост эсхатологических настроений, снижение авторитета Церкви и неуверенность в будущем повлияли на увеличение числа затворников почти во всех городах Оверни; затворникам выделяли келью и предоставляли содержание, они были обязаны молиться за благополучие города и его жителей. С общими тревожными настроениями и предчувствием бед связывают появление таких иконографических мотивов как «Смерть, поражающая людей» (фреска в монастырской церкви в Лаводьё; XIV в.), «Пляска смерти» (росписи в аббатстве Ла-Шез-Дьё) и «Встреча живых с мертвыми» (фреска в коллегиальной церкви в Энза; XV в.).

http://pravenc.ru/text/1841313.html

(генеральная линия которой начавшийся системный кризис феодализма и процесс первоначального накопления капитала) и предопределившей поиски новых ориентиров и жизненных ценностей, нашедших свое выражение в двух идеологических системах возрожденческом гуманизме и протестантизме. Таким образом, к узловым вопросам данной темы можно отнести: 1 . Рассмотрение одной «Из основных тенденций эпохи переход от идеи универсализма к индивидуализму и национально-политическому разъединению. 2 . Проблему человека в католической антропологии и поиски новых путей спасения, «очеловечение» жизни и истории. 3 . Проблему «порчи церкви» в буквальном и метафорическом смысле. Буквально это упадок нравов и невежество духовенства. Средневековый католицизм, по крайней мере, пережил три мощные кризисные волны. В двух из них удалось выстоять. Обмирщение церкви в IXXI вв. (8821046 гг.) было преодолено во многом благодаря клюнийскому движению. В в. истинную духовность и церковность продемонстрировали члены нищенствующих орденов. Их деятельность, а также «социальная критика» авторов «примеров» (exempla века), осуждавших различные пороки церкви и общества богатство, алчность, праздность, лицемерие, расточительность, симонию, святотатство, похоть, ростовщичество и т.п., способствовали складыванию определенного общественного мнения и снимали социально-религиозное напряжение. В XVI веке произошел раскол. Противостояние низшего духовенства и прелатов церкви особо проявилось в период Авиньонского пленения пап и Великой схизмы. Оппозиция такой «порче» вызрела в самой церкви и вылилась в соборное движение первой половины XV в. (церковные соборы в Пизе 1409 г., Констанце 14141418 гг., Базеле 14311437 гг., Ферраре и Флоренции 14381449 гг.). Неуспех движения, среди прочих, стал одной из причин Реформации. Метафорический смысл этой фразы более широкий. Он предполагает необходимость исследования той потребности времени, которую можно охарактеризовать как признание приоритета и утверждение светских начал в жизни общества и государства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

А. предписывал монахам ежедневное чтение из этих уставов, книга, в т. ч. и из-за ее объема, не пользовалась особым вниманием со стороны средневек. монашества. Большей популярностью пользовалось соч. «Согласование уставов» (Concordia Regularum), комментарий на бенедиктинский устав, к-рый Б. А. рассматривал по главам (кроме 9-16) с приведением параллелей из др. монашеских уставов. Помимо практической функции унификации форм монастырской жизни Б. А. считал важным продемонстрировать единство бенедиктинского устава и всей аскетической традиции; весь корпус монашеских правил святой предпочитал рассматривать как единое целое, лишенное фундаментальных противоречий. Бенедиктинский устав, исторически связанный с вост. традицией, казался Б. А. более удачным и подходящим для устройства монашеского общежития. Он внес в него ряд изменений, главной тенденцией к-рых было увеличение роли молитвы и сокращение времени, отведенного для физического труда. Эта тенденция была продолжена начавшейся в X в. клюнийской реформой . Из догматических произведений Б. А. сохранились 3 опровержения адопцианства, написанные в 90-х гг. VIII в.: «Облачко свидетельств» (Testimoniorum nubecula), «Исповедание веры» (Confessio fidei) и «Рассуждение против нечестия Феликса» (Disputatio adversus Felicianam impietatem). В адопционистской полемике он в основном повторяет аргументы Алкуина. Б. А. также принадлежат 2 сборника изречений из творений святых отцов, а также соч. «О добродетелях» (De virtutibus). Ардон упоминает о составленном Б. А. гомилиарии, компиляции из проповедей церковных авторов («из гомилий святых учителей»//Vita. 53), к-рый он предписывал читать во время вечернего собрания монахов. Однако принадлежность его Б. А. сомнительна (издан Л. Хольстеном в Риме в 1661 под именем Б. А.- см.: Neufoille J. Les éditeurs des «Regula Patrum»: St. Benoît d " Aniane et Lukas Holsten//RBén. 1966. Vol. 76. P. 327sq.). С именем Б. А., вдохновителя и, возможно, редактора, связан также ряд имп. и соборных постановлений, касающихся монашеской реформы.

http://pravenc.ru/text/78058.html

Rotili. Napoli, 2001. P. 33-51; idem. Quodvultdeus//Nuovo dizionario patristico e di antichità cristiana/A cura di A. Di Berardino. Gen., 2008. Vol. 3. Col. 4449-4453; Eno R. B. Christian Reaction to the Barbarian Invasions and the Sermons of Quodvultdeus//Preaching in the Patristic Age: Studies in Honor of W. J. Burghardt/Ed. D. G. Hunter. N. Y., 1989. P. 139-161; Finn Th. M. It Happened One Saturday Night: Ritual and Conversion in Augustine " s North Africa//J. of the American Academy of Religion. Atlanta etc., 1990. Vol. 58. N 4. P. 589-616; idem. Quodvultdeus: The Preacher and the Audience: The Homilies on the Creed//StPatr. 1997. Vol. 31. P. 42-58; Drobner H. Quodvultdeus//BBKL. 1994. Bd. 7. Sp. 1137-1142; Gonz á lez Salinero R. The Anti-judaism of Quodvultdeus in the Vandal and Catholic Context of the 5th Century in North Africa//Revue des études Juives. P., 1996. Vol. 155. N 3/4. P. 447-459; idem. La invasión vándala en los «Sermones» de Quodvultdeus de Cartago//Florentia Iliberritana. Granada, 2001. N 12. P. 221-237; idem. Poder y conflicto religioso en el norte de Africa: Quodvultdeus de Carthago y los vándalos. Madrid, 2002; Storbl W. Notitiolae Quodvultdeanae//VChr. 1998. Vol. 52. N 2. P. 193-203; Van Slyke D. Quodvultdeus of Carthage: Political Change and Apocalyptic Theology in the 5th Century Roman Empire: Diss./St. Louis Univ. St. Louis (Mont.), 2001; idem. Quodvultdeus of Carthage: The Apocalyptic Theology of a Roman African in Exile. Strathfield, 2003. (Early Christian Studies; 5); idem. St. Quodvultdeus, Bishop of Carthage//NCE. 2003. Vol. 11. P. 874; idem. The Devil and His Pomps in 5-Century Carthage: Renouncing Spectacula with Spectacular Imagery//DOP. 2005. Vol. 59. P. 53-72; Moreschini C., Norelli E., ed. Quodvultdeus//Early Christian Greek and Latin Literature. Peabody (Mass.), 2005. Vol. 2. P. 416-419. А. Р. Фокин Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1684079.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010