9 Не могу не засвидетельствовать совсем особенной его любви к духовной школе и вообще к церковному просвещению. Как он сиял, как он радовался, когда освящал новый дом Академии в Крествуде! А до этого не было недели, чтобы не пришло от него книг для библиотеки или какого-нибудь «предложения академической корпорации». Много лет преподавал он пастырское богословие, и когда уже не мог приезжать, то вызывал весь класс к себе в собор. Сам «богословствовал», не был, ни в коей мере, рутинером, начетчиком, гасителем духа во имя буквы. Все хотел закончить сочинение о пророке Иезекииле и «подать в Академию», скорбел, что немощи не позволяют ему преподавать древнееврейский язык. После выхода каждого номера нашего академического журнала неизменно присылал записочку с благодарностью и «подписку», так что подписывался он не менее четырех раз в году. Сам воспитанник Киевской духовной академии, высоко ценил академические традиции и воплощал их в себе – в свойственной прежней Русской Церкви широте духовного и умственного горизонта (в отличие от того мракобесия, в которое так любят наряжать ее самозваные носители и защитники русского православия), в уважении к творчеству, в любви к духовной свободе «чад Божиих»... 10 Великий пост 1964 года. В греческом соборе в Нью-Йорке кончается торжественное моление о всех гонимых за православную веру. В конце службы митрополит Леонтий приближается к архиепископу Иакову, чтобы от имени Митрополии поблагодарить его. И происходит нечто необычное: «великодержавный» греческий иерарх склоняется перед белым старцем, целует ему руку и говорит: «У Вас великая душа...». 11 Заканчивая эти краткие заметки, вспомнил о любви митрополита Леонтия к пророку Иезекиилю и открыл его книгу в Библии. И вот текст, первым попавшийся на глаза: «И сказал мне: сын человеческий! все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими; встань и пойди к переселенным, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: “так говорит Господь Бог!” будут ли они слушать, или не будут» ( Иез.3:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

III. Вот что внушает нам Мария Магдалина своею жизнью и деяниями! Постараемся, братия и сестры, подражать ей в добродетелях и будем молить Господа, да поможет Он нам подвизаться по ее примеру во славу Его имени, ко благу Его Церкви, во спасение свое и других. (Составлено по Четьи Минеям и проповедям Платона, митрополита Киевского). Поучение 2-е. Св. равноапостольная Мария Магдалина (Женщина может быть «светом мира» для неведущих истинного Бога и в особенности в своей семье для детей) I. Hыhe прославляемая св. Мария Магдалина, родом из Магдала, небольшого городка на берегу Галилейского озера, с тех пор, как милосердый Господь исцелил ее, освободив от мучивших ее семи бесов (Лк. 8, 2), всем сердцем предалась Ему, всюду следовала за Ним, слушала Его учение ненасытно, служила ему имением своим и трудами рук своих. В числе некоторых других жен она последовала за Ним из Галилеи и в Иерусалим, когда Господь отошел туда на вольное страдание и на смерть. Не оставила Мария Магдалина своего Спасителя и тогда, когда начались Его страшные страдания, неотлучно была при Нем и в минуты, когда оставили Его даже ученики… (Мк. 15, 47, Мф. 27, 61). В первый же день недели, который с тех пор называется воскресным, Мария Магдалина, приготовив благовонное миро, чтобы, по обычаю иудейскому, помазать им тело умершего Иисуса, рано пришла ко гробу, когда еще было темно, и увидела, что камень отвален от гроба; тогда она пошла к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и сказала им: «Унесли Господа из гроба, и не знаю, где положили Его». После же того, как пришедшие по ее словам ученики, наклонившись ко гробу, увидели только «одни пелены лежащие» и уверовали в воскресение из мертвых Христа, так как из Писания знали, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых, и возвратились к себе, «Мария стояла у гроба и плакала». И вот ей, много возлюбившей Христа, явился Христос, обрадовав ее, скорбящую о Нем, неизреченной радостью. При возвращении Марии Магдалины в Иерусалим от гроба, Иисус Христос в другой раз явился ей вместе с прочими женами мироносицами и сказал им: радуйтеся! – Они с благоговением поклонились Ему и с радостью пришли в Иерусалим и возвестили о воскресшем Христе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

III) против раскольников: а) о времени пришествия антихристова и кончины века — Стефана Яворскаго; б) в о бличение всех вообще раскольнических заблуждений - книги, изданные от лица святых Патриархов русских, также сочинения святого Димитрия Ростовского, Феофилакта Лопатинского, Питирима, Феотокия, преосвящ. Филарета, митрополита московского и преосвящ. воронежского Игнатия. В последнее время много частных догматических исследований и вообще сочинений, более или менее обширных, помещено в трех издающихся в нашем отечестве духовных журналах: Христианском Чтении, Воскресном Чтении и Творениях святых Отцов с прибавлениями духовного содержания, а также между издаваемыми по временам опытами воспитанников наших духовных Академий: Санкт-Петербургской, Киевской и Московской. Православно-догматическое Богословие Том 1 Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку 1. О Боге в самом себе Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино . 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую ..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33—34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   Как я понимаю положение вещей, создавшееся в мире за последние десятилетия, у нас нет иного пути, как только проникнуть в тайну учения Христа, познать Христа в совершенстве, возможном для человека. Поэтому со страхом и благоговением сделаем все же попытку говорить о монашестве как об искании действительно совершенного познания христианства.    В прошлом веке в Киеве был замечательный подвижник Парфений, друг митрополита Филарета Киевского. Получив схиму, он молился Божией Матери открыть ему смысл этой великой схимы. И, явившись ему, Божия Матерь сказала: «Схимник есть молитвенник за весь мир». Исходя из этого откровения, мы дальше будем говорить о путях к этому совершенству.    Сам Господь на Тайной Вечери сказал ученикам: «Я дал вам пример, чтобы... вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15). А что видим мы во Христе? Я не знаю, как для других, но меня поражает и влечет именно образ Христа, восходящего на Голгофу, как Он, единый из всех людей, бывших на Земле, восхотел взять на Себя грехи всего мира, отдать Свою жизнь в чрезвычайных страданиях ради того, чтобы все мы освободились от «клятвы законной» (см. Гал.3:13), от проклятия, лежащего на человечестве после первородного греха в раю (см. Быт.3:17). Нося в Самом Себе всего Адама, все народы всех времен, Господь умирал за всех (см. 2Кор.5:14—15; Евр.2и т. д.). Никто из людей, конечно, не мог помогать Ему, и в евангельском описании мы видим, что вся Его мысль была обращена только к Отцу (см. Мф.26:39, 42; Мк.14:36; Лк.23и т. д.). Какой вывод можем мы сделать из нашего видения Христа, восходящего на Голгофу, чтобы отдать Свою жизнь и воспринять смерть, поразившую людей, даруя им Божественную Жизнь, по словам Его: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я... не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает Господин его; но Я вас назвал друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 13:34, 15:13—15)? Мы видим, что перед Своим исходом на Голгофскую смерть Господь решил говорить о совершенстве Своим ученикам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А что ангел хранит нас, мы можем ясно видеть из того, что Писание говорит об уповающем на Господа: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» ( Пс. 90:11–12 ). Вопрос 20. На сколько степеней разделяются ангелы? Ответ. Как говорит Дионисий, они разделяются на девять хоров, которые в свою очередь разделены на три степени 15 . На первой степени находятся те, кто ближе к Богу, как например: Престолы, Херувимы и Серафимы. На второй [степени]: Власти, Господства и Силы. На третьей [степени]: Ангелы 16 , Архангелы, Начала. Они расположены в таком порядке, что низшие ангелы просвещены и получают Божественные благодеяния от высших. Эти ангелы всегда пребывают в любви к Богу, получив такую благодать, что не могут пасть, потому что они не послушали Люцифера, когда тот искушал их восстать против Бога. Они утвердились так лишь Его благодатью, а не благодаря своей собственной природе. Этих кратких замечаний, сделанных по краткости этого православного учения, достаточно для познания ангелов. Итак, зная, что ангелы помогают нам и ходатайствуют за нас, мы призываем их во всякой нашей молитве, чтобы они молили Бога за нас. Особенно ангела, который является нашим хранителем. Вопрос 21. Что мы должны думать о злых ангелах? Ответ. Все они сотворены Богом добрыми, ибо то, что Бог сотворил, было сотворено добрым. Но они стали злыми по своей воле, как свидетельствует Господь наш об их начальнике: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). Они вожди всякого нечестия, постоянные хулители Божественного Величия, обманщики человеческих душ, и они, и их орудия, согласно Писанию: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Однако следует знать, что демоны не могут применять какое-либо насилие ни к одному человеку или другому существу, если им не попущено Богом, как свидетельствует Писание: «Бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите» ( Мф. 8:31–32 ). Также каждому следует знать и то, что они не могут заставить человека согрешить, а только обольщают его искушением; потому что человек наделен свободной волей, и его свободе даже Сам Бог не делает какого-либо насилия или принуждения. Поскольку же они осуждены навечно, они никогда не смогут стать причастниками Божественной благодати, как сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). Вопрос 22. Какое понятие следует иметь о другом творении?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Архив Пн Состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви 28 октября 2015 г. 09:12 27 октября 2015 года в Киеве под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось очередное заседание Синода Украинской Православной Церкви . В связи с событиями, происходящими в украинском обществе, принято обращение к верным чадам Украинской Православной Церкви. В тексте обращения подчеркнуто, что «Украинская Православная Церковь вместе со всем народом Украины ищет путь к общенациональному примирению». Выражена радость в связи с продолжающимся перемирием, и надежда, что оно «перерастет в настоящий крепкий мир». В обращении отмечены положительные изменения в украинском законодательстве по решению некоторых проблем государственно-церковных взаимоотношений. Вместе с тем указывается на факты нарушений прав верующих в некоторых регионах страны: захваты храмов Украинской Православной Церкви, случаи насилия против верующих, покушения на их жизнь. Священный Синод в очередной раз констатировал, что «некоторые местные органы власти допускают нарушения действующего национального законодательства, а правоохранительные органы не всегда становятся на защиту законных прав религиозных общин, духовенства и верующих Украинской Православной Церкви». По мнению членов Священного Синода Украинской Православной Церкви, «это не только препятствует реализации конституционного права граждан Украины на свободное исповедание своей веры, но и провоцирует социальную напряженность в нашем государстве. В то время, когда на Донбассе продолжается крайне сложный мирный процесс, мы фактически сталкиваемся с опасностью дестабилизации общественной ситуации в других регионах Украины». В обращении отмечена роль Юридического отдела и Отдела внешних церковных связей Синода Украинской Православной Церкви в противостоянии подобным случаям нарушений законодательства и в своевременном информировании о них международных правозащитных организаций. Синод Украинской Православной Церкви призывает верующих не поддаваться на провокации и не дать втянуть себя в противостояние на религиозной почве. «Наше главное оружие в этой духовной борьбе, — говорится в обращении, — это настоящая христианская любовь к ближнему. Господь наш Иисус Христос призывает нас: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, и будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5:44-45). Любая вражда между людьми преодолевается любовью. Если Господь посылает нам испытания, значит, Он заботится о нашем совершенстве, Он дает нам возможность возрастать в любви к ближнему. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем (1 Фес. 5:15)».

http://patriarchia.ru/db/text/4257021.ht...

в) Да, мы должны тщательно исполнять закон Божий не для временного только, но и для вечного блага нашего: ибо правосудный Бог за исполнение его обещает нам в вечности великую награду, а за нарушение угрожает тяжким наказанием. Господь, – говорит апостол, – в день праведнаго суда воздаст каждому по делам его. Тогда будет скорбь и теснота на всяку душу человека, творящаго злое; слава же и честь и мир всякому делающему благое (рим. 2, 5–10). Чувствуете ли, братия, всю силу заключающегося в этих словах побуждения творить добро, исполнять закон Божий? Какой же благоразумный человек не поревнует исполнять теперь закон Божий, хотя бы это сопряжено было с некоторым трудом для него, чтобы потом вечно блаженствовать в славе и чести небесной, и кто будет так безрассуден, что решится ныне, ради временной греха сладости, преступать закон Божий, дабы потом вечно страдать за грехи свои в пламени геенском? Если между нами найдутся такие безрассудные, то они поистине достойны сожаления… III. Помня это, будем, братия, тщательно соблюдать святой закон Божий и всемерно станет избегать того, что противно Ему. Это не трудно для нас, ибо Господь говорит: иго Мое благо и бремя Мое легко есть, а св. апостол свидетельствует, что, действительно, Заповеди Его тяжки не суть (Мф. 11, 30; 1 Ин. 5, 3). Если же они когда покажутся трудными для немощи нашей или сильно будут обуревать нас греховные страсти: то станем усердно молить Господа, чтобы Он подкрепил нашу немощь и помог нам исполнять Его Заповеди. Милосердый услышит глас моления нашего и пошлет нам в помощь всесильную благодать Свою, которая поможет нам победить в себе влечение ко греху и творить правду по закону Его, для спасения душ наших. Аминь. (Составлено по «Словам» Платона, митрополита Киевского). Поучение 5-е. Сретение Господне (Жизнь есть дар Божий, которым мы не можем распоряжаться по своему усмотрению) I. Hыhe отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром (Лк. 2, 29). Так кончает свое земное поприще старец Симеон: какая ясность взора, какое спокойствие духа! Ни тени какого-либо страха, но радостно идет он в открывающиеся пред ним врата вечности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В довольстве малым заключается счастие человека. Страсти – от недовольства. Враже! Всегда со мною было то, что теперь есть, и я был доволен и счастлив своим положением. Как же ты мне твердишь, что настоящее мое положение – несчастливое и что я должен заботиться улучшить его? Я всем доволен, а будущее предоставляю Богу. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами [слав.: печальми] житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно [ Лк. 21,34 ]. Нам следует иметь чаще горе сердца свои, но объядение и пиянство, и печали житейские препятствуют человеку возноситься сердцем и мыслию к Богу и приковывают их к земле. Горе, если ум и сердце влачатся только по земле: наказание может постигнуть [внезапно] […]. От качества, от жизни сердца зависит и вся внутренняя жизнь наша и наше внешнее поведение. Если в сердце живут страсти, тогда и внутренняя, и внешняя жизнь человека бывают безобразны; он на каждом шагу показывает себя с невыгодной стороны, да и сам мучится щемлением сердца; если же сердце чисто от страстей, тогда человек везде показывает себя в благоприятном виде, для всех мил (или по крайней мере для большей части людей), мир и радость царствуют в его сердце. Как же много нужно заботиться о чистоте сердца! Почитай великих на земле, и тогда ты почтешь как следует великих на небе и Самого Великого Бога. Жизнь моя, Свете мой, Надежда моя! (Слова покойного преосвященного митрополита Киевского Филарета, когда он пред смертию обнимал святую Чашу с Дарами.) До меня пережили на свете миллионы людей, и большая часть испытали то же, что испытываю я, и передали бумаге свои опыты, как и я передаю той же бумаге мои внутренние нравственные опыты. Я желаю, чтобы другие люди, которым удастся прочитать о моих опытах, верили им так же, как верю я сам (fidelis 67 ). Братия! Тверда ли у вас вера в будущую жизнь? Что-то, я вижу, вы мало думаете об ней, мало или вовсе не подвизаетесь для ней. Примите мой смиренный совет: думайте чаще о жизни будущего века, подвизайтесь для нее, делайте из-за нее все. Для бессмертного Бога ничего не значит дать и твари бессмертную жизнь, и Он обещал ее не раз в неложном слове Своем; только некоторые люди, меряя своим ограниченным взглядом не только предметы настоящего мира, но и будущего, с трудом признают бесконечную жизнь для человека на небесах. Но как она несомненна! Совершенно уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым. Что же это за благодать? Благодать всех средств к будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В законе Моисеевом «не просто повелевается умерщвлять сына, оскорбившего родителей, не так, чтобы палачи, взявши его из судилища, выводили через площадь и за городом отсекали ему голову; нет, сам отец ведет его на середину города (сам выступает обвинителем) и признается заслуживающим доверия без всякого доказательства: и это вполне справедливо. Кто готов тратить для сына и деньги, и жизнь (и здоровье), и все, что ни есть, тот никогда не может сделаться обвинителем его, если не будет слишком большого оскорбления. Итак, отец ведет его на средину города, потом созывает весь народ и произносит обвинение, а все слышащие, взяв каждый по камню, бросают в оскорбителя родителей. Законодатель хочет, чтобы они были не только зрителями, но и деятелями, чтобы каждый, взглянувши на правую руку свою, которою и он бросил камень на голову непочтительного сына, получил чрез это достаточное побуждение к исправлению. Впрочем, законодатель внушает нам здесь не только это, но и другое, а именно – то, что оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям. Поэтому к участию в наказании он приглашает всех; так как все оскорблены, созывает весь народ и весь город, внушая этим, чтобы и те, у кого нет ничего общего с обиженными, негодовали на оскорбляющего родителей, так как оскорбление наносится общей человеческой природе, и чтобы такого человека, как некоторую язву и общую болезнь, изгоняли не только из города, но и с самого света. В самом деле, такой человек – общий неприятель и враг всех – и Бога, и природы, и законов, и всей вообще нашей жизни. Поэтому повелевает всем участвовать в поражении, совершая как бы очищение города» 656 . 3. Примеры почитания и доброго послушания родителям и случаи тяжких наказаний и грозных вразумлений Божиих непочтительным детям Святитель Иоанн Златоуст . Святитель Григорий Богослов . Преподобный Сергий Радонежский. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) . Блаженный Августин . Непочтительные дети теряют и Божие благословение. Библия представляет нам много примеров почтительных детей в лице ветхозаветных патриархов Сима и Иафета (сыновей Ноя), Исаака, Иакова и Иосифа; царя Соломона и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В Константинополе препразднство это заключалось в изнесении креста из палат царских в Софийский храм. Канон, составленный для этого праздника, приписывается Георгию, епископу амастридскому (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2). Иосифа Аримафейского Иосиф был член Синедриона (Map.15:43), человек благочестивый, потаенный ученик Иисусов ( Иоан.19:38 ). Св. ев. Матфей сообщает о нем следующие сведения: когда Господь Иисус предал дух Свой на кресте, «пришел богатый человек (вечером) из Аримафеи, именем Иосиф, который учился у Иисуса. Он, пришедши к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (полотном). И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» ( Матф.27:57–60 ). «Отсюда особенно можно видеть его мужество, говорит об Иосифе св. Златоуст, он отважился теперь на явную смерть; ибо возбуждал всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу и дерзнул просить тело Его, и не прежде отступил, пока приял оное, – дерзнул даже не только приять тело и погребсти честно, но и положить в своем новом гробе, чем показал свою любовь и мужество». Иосиф скончался в мире. 1 Иоанн Буга или Багу был монгольским чиновником в Устюге; дозволяя себе своеволия, как и другие, подобные ему баскаки, он взял силою в наложницу себе дочь одного гражданина Марию. Народ взволновался и решился убить дерзкого баскака. По внушению других Багу принял крещение и женился на Марии. Народное волнение прекратилось. Багу, названный при крещении Иоанном, жил с своею супругою праведно и честно. 3 Эта пещера была выкопана священником Берестовской церкви, Иларионом, который, как человек строго благочестивый, любил в свободное от службы время, уединяться в пещеру для молитвы, чтении и размышлять о Боге. В 1051 году благочестивый Иларион за свою святую жизнь был поставлен киевским митрополитом, и служил при Софийском соборе. 4 Император Константин VII Багрянородный старался соблюдать во всей точности многочисленные обряды, которыми отличался двор Восточной Римской Империи и которые почитались необходимою принадлежностью императорского величия. Он написал даже особое большое сочинение «Об обрядах Византийского двора». Из этого обрядника и взято описание торжественного приема княгини Ольги в императорском дворце.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010