Столь многие вдруг новые распоряжения не могли быть скоро исполнены, а некоторые в том же году по неудобству исполнения и отменены, как то, именным указом от 13 июля того же года дозволено уже митрополиту иметь пребывание как в Лавре, так и в доме своем при соборе; а пока сделан будет план Киеву и устроится дом для академии внутри верхнего города, оставаться ей в Братском монастыре, не включая однако же его в штат; ректору и учащим быть в числе положенных по штату при архиерейском доме и Лавре и содержание получать из сумм, на оные и на академию определенных; госпиталь устроить в Межигорском бывшем монастыре (который однако же в 1787 г. весь выгорел и остался в запустении до 1798 г., с коего заведена в нем фаянсовая фабрика), а инвалидный дом учредить в Кирилловском монастыре. В 1787 г., когда императрица, путешествовавшая в южные российские губернии, пребывала целую весну в Киеве, то по представлению Преосвященного Самуила указом 15 марта повелено академию навсегда уже оставить в Братском монастыре, который и содержать из 8400 рублей суммы, на него определенной, заимствуя для священнослужения монахов из Киево-Печерской Лавры; дать для академии загородной дом и выгонную землю против второклассных монастырей; завести для оной в Лавре гражданскую типографию с тем, чтобы печатать книги как на российском, так и на иностранных языках; прибавить к отпускаемой на академию сумм еще по 600 рублей ежегодно; Переяславскую семинарию содержать на сумму академическую, отпуская на оную по 500 руб. и быть ей в зависимости от академии; указом того же числа греческий Екатерининский монастырь повелено перевести в Петропавловский, оставив ему в подворье и Екатерининский, и быть ему на основании Московского Греческого монастыря, то есть без отчетов употребления своих штатных сумм и доходов, коих остатки дозволено обращать на милостынное подаяние православным монастырям, под игом турецким и татарским находящимся; монастыри мужской Золотоношский Красногорский и женский Киево-Иорданский упразднить, а Киевским ружным церквям хлебный и прочий кормовой оклад указом 1787 г. апреля 15 велено заменить денежным, и тогда же упразднена одна ружная Покровская церковь в Старом городе, а вместо нее приходской сделана Трехсвятительская. В 1789 г. по указу 10 декабря Киевобогословский женский монастырь переведен в Золотоношский вышеупомянутый, а церковь Богословского оставлена приходской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Послов своих митрополит отправил в Москву тайно и сокровенно «ради зельныя боязни от супостат» и просил, чтобы обратно проводили этих послов до самого Густынского монастыря «ради боязни стрегущих по пути». Таково было положение нового Киевского первосвятителя. Впрочем, несмотря на тайную неприязнь, которую, как можно догадываться, уже питал печерский архимандрит к новому митрополиту, оба они по видимости соблюдали надлежащие отношения между собою, и Могила признавал Исаию законным митрополитом. Это ясно обнаруживалось при ведении того важного дела, которым занимался тогда Могила. Не без причины митрополит Иов в своем завещании строго наказывал, чтобы школы только в братстве Киевском, а не где-либо инде были фундованы: он, верно, знал о намерении Петра Могилы основать особую школу в Печерском монастыре, которая могла послужить подрывом для братской. И Могила, казалось, последовал завещанию Иова, когда вскоре после его кончины принял на себя звание старшего брата, опекуна и фундатора Киевского братства, его обители и школ. Спустя три месяца, находясь во Львове, Могила дал от себя (15 июня) в главной церкви Львовского братства письменный акт, в котором говорил, что, вознамерившись «фундовать школы», он собрал к себе на то дело Божие братию из нескольких лиц и, желая обеспечить их содержание из своей собственности по фундушевой записи, дает теперь двум из них, при нем находящимся, иеромонаху Исаии Трофимовичу и монаху Сильвестру Коссову, а равно и другим, которые впоследствии к ним присоединятся, обещание пред Господом Богом, что все имеющее значиться в фундушевой им записи будет без отлагательства, отнюдь не далее как через год, выполнено для них в Киеве, в Печерском монастыре или где ему. Могиле, и им рассудится. Тут ясно не сказано, о какой школе заботился Могила, и можно думать, что он имел в виду братскую школу, которой недавно взялся быть фундатором. Это происходило еще до избрания Исаии Копинского на митрополию. Но после того как Исаия был избран. Могила как бы отшатнулся от братской школы, состоявшей вместе с братским монастырем в подчинении митрополиту, и приступил к основанию особой школы в лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

несколько раз предпринимались попытки открытия в России школ. Преследование православных в Речи Посполитой и в Османской империи обусловило стремление властей Киевской митрополии и вост. Церквей перенести школьное и типографское дело в Россию. В 1640 г. Киевский митр. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с предложением направить в Москву ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления монастыря для создания школы с преподаванием греч. и слав. языков (АЮЗР. 1861. Т. 3. 34. Стб. 39-42; 44. Стб. 46-50). 30 сент. 1648 г. царь Алексей Михайлович обратился к Черниговскому еп. Зосиме с просьбой прислать образованных книжников иеромонахов Кирилла (Замойского), Арсения (Сатановского) и Дамаскина (Птицкого) . 14 мая 1649 г. царь о том же писал Киевскому митр. Сильвестру (Косову), к-рый отправил в Москву из киевского Братского училищного мон-ря Арсения (Сатановского) и Епифания (Славинецкого) , в 1650 г. в Россию приехал Дамаскин (Птицкий). В документах о приезде «киевских старцев» отмечалось, что они прибыли для перевода Библии и для «риторского учения». Киевские монахи поселились в устроенном Ртищевым в 1648 г. по благословению патриарха московском Андреевском монастыре в Пленницах . Ртищев начал учиться греч. языку у Епифания (Славинецкого). Менее успешными оказались действия греков, стремившихся создать в Москве собственные уч-ще и типографию. В 1646-1647 гг. в Россию по рекомендации Палеопатрасского митр. Феофана приезжал для устройства греч. типографии и уч-ща архим. Великой к-польской ц. Венедикт. «По приказу Святейшего патриарха» И. он должен был привезти из К-поля грамоту «о книжной печати и о учении еллинского языку». Архим. Венедикт не понравился московским властям, и его с подарками отпустили. Влиятельный в Москве греч. агент Иван Петров Тафрали в поданной в июне 1649 г. И. челобитной рекомендовал в качестве учителя Мелетия Сирига . Ответа на челобитную не последовало. В 1649 г. в рус. столицу вместе с Иерусалимским патриархом Паисием приехал дидаскал Арсений Грек , который вскоре был обвинен в распространении еретических учений.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Но надежды на восстановление Братского монастыря не умирали в сердцах истинных ревнителей блага Академии. И эти надежды не оказались тщетными: по Высочайшему повелению в 29 день мая 1799 года, монастырь был восстановлен и начал новую, неразрывную с Академией жизнь. Новые документы, бывшие в нашем распоряжении, раскрывают подробности этого весьма важного для Киева и Киевской Академии события, которые мы и считаем не безынтересным изложить в настоящей случае. Случившийся в 1795 году сильный пожар уничтожил все постройки второклассного Черниговского Гамалеевского монастыря, расположенного в 30 верстах от уездного города Глухова и в двухстах от губернского (Чернигова). Для возобновления его требовались (как то можно видеть из представлений в Святейшей Синод Черниговского архиепископа Виктора и Новгород-Северского епископа Илариона) значительные издержки, которые, однако, не избавляли монастырь от случайностей и на будущее время. Воспользовавшись этим обстоятельством, митрополит Иерофей обратился в Святейшей Синод с ходатайственным «доношением» о восстановлении Братского монастыря и о перемещении на него штата, положенного правительством на Гамалеевский монастырь. Вот это «доношение» митрополита, отправленное 21 марта 1799 года. 377 «Киево-Братский монастырь, в коем от существования по первому оного в 1615 году основанию заведены училища 1620 года, при учреждении в 1786 году монастырям штатов, не вошел в штатное положение, а в нем, яко состоящем посреди нижнего города Киева, называемого Подол, в силу именного Высочайшего указа 1787 года, марта 15 дня, состоявшегося, оставлена по-прежнему и навсегда Киевская Академия, где, кроме каменной Богоявленской изрядного украшения церкви, дома училищного каменного, имеются настоятельские и прочие каменные и деревянные кельи, в довольном количестве, не токмо для помещения Академических учителей, но и прочих монашествующих, судя по второклассному монастырю, с каковых один только ныне в епархии Киевской Греческий Екатерининский и имеется; ибо числившиеся прежде во оной такова класса монастыри, – Переяславский – Вознесенский и Лубенский Преображенский, отошли, по положению своему в Малороссии за рекою Днепром, в епархию Переяславскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Ясинский; 1627-22.08.1707, Киев), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России. По-видимому, происходил из шляхетского рода. Начальное образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В 1651 г., после разорения Киева войском литов. гетмана Я. Радзивилла, В. оставил коллегию, продолжил образование в европ. школах, возможно, курс риторики слушал в Эльбинге (совр. Эльблонг, Польша), философии - в Ольмюце (совр. Оломоуц, Чехия), затем обучался в Краковской католич. академии. В Киев вернулся между 1660 и 1665 гг., был пострижен в монашество в Киево-Печерском монастыре. Принимал участие в деятельности типографии мон-ря, вероятно, заведовал ею, а также «проходил учительские звания». Не позднее 13 нояб. 1665 г. был избран игуменом киевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря и ректором Киево-Могилянской коллегии, к-рую восстанавливал после разрушения ее в 1665 г. войсками П. Д. Дорошенко. Направлял воспитанников коллегии для продолжения образования в Зап. Европу. Желая укрепить положение коллегии, обращался с просьбами о поддержке к польск. и рус. правителям, пользовался покровительством Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) . В 1673 г. при набеге поляков на монастырское имение Новосёлки были убиты трое монахов киевского Братского монастыря. Братия поставила их гибель в вину В., к-рый был вынужден оставить игуменство и ректорство и занять должность проповедника в Киево-Печерском мон-ре. Предположительно с 1673 по 1677 г. являлся игуменом киевского Михайловского Златоверхого мон-ря. В 1680 г. по поручению киево-печерского архим. Иннокентия (Гизеля) вместе с иером. Паисием приезжал в Москву за милостыней для Киево-Печерского мон-ря. 8 июля 1680 г. назначен настоятелем Пустынно-Николаевского мон-ря в Киеве. В 1683 г., после смерти архим. Иннокентия, гетман И. Самойлович обратился в Москву за разрешением на избрание архимандрита Киево-Печерского мон-ря, к-рый был ставропигиальным и подчинялся К-польскому Патриарху.

http://pravenc.ru/text/154219.html

ЖУРНАЛ 13 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об утверждении монахини Евлампии (Елисейкиной Галины Николаевны) в должности настоятельницы Свято-Флоровского женского монастыря г. Киева Киевской епархии Украинской Православной Церкви с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Евлампию (Елисейкину Галину Николаевну) в должности настоятельницы Свято-Флоровского женского монастыря г. Киева Киевской епархии Украинской Православной Церкви с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности. ЖУРНАЛ 14 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Преосвященного митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра, викария Киевской Митрополии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Призвать Преосвященного митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра своим неприличным поведением и жизнью не порочить высокий сан епископа, который он носит, а также в дальнейшем воздержаться от любых публичных выступлений и высказываний, что вызывают возмущение среди епископата, клириков и мирян Украинской Православной Церкви и вносят соблазн в сердца верующих. В случае игнорирования этого братского вразумления, Священный Синод будет вынужден принять другое решение дисциплинарно-канонического характера. 2. Напомнить Преосвященному митрополиту Переяслав-Хмельницкому и Вишневскому Александру о том, что Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании от 25 апреля 2013 года отозвал справку к Журналу от 21 февраля 2012 года, а не отменил ее как таковую. ЖУРНАЛ 15 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия —

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

В 1830 г. состоялось назначение архим. Иннокентия (Борисова) ректором КДА. Знавший о крепкой дружбе И. и архим. Иннокентия С.-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) предложил Комиссии духовных уч-щ назначить И. инспектором КДА. Это произошло 4 сент., а 5 окт. того же года в Александро-Невской лавре Ревельским еп. Никанором (Клементьевским) И. был возведен в сан архимандрита. С 1834 г. ректор Киевской Духовной семинарии, член консистории и настоятель киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила монастыря . В 1832 г. обозревал Орловскую и Воронежскую семинарии и уч-ща, в 1837 г. по поручению Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) - мон-ри Киевской епархии, в 1838-1840 гг.- Волынскую, Херсонскую и Кишинёвскую семинарии. С 1837 г. председатель Комитета по устроению Киево-Софийского ДУ, с 1838 г. настоятель киевского Братского монастыря , с 1839 г. ректор КДА. Внутренняя жизнь Киевских духовных школ, взаимоотношения И., архим. Иннокентия и журналиста В. И. Аскоченского описал Н. С. Лесков в очерке «Печерские антики». Иеремия (Соловьёв), еп. Нижегородский. Фотогравюра. 80-е гг. XIX в. (МДА) Иеремия (Соловьёв), еп. Нижегородский. Фотогравюра. 80-е гг. XIX в. (МДА) 8 марта 1841 г. И. был утвержден, 3 апр. наречен, 6 апр. того же года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. Хиротонию в Великой ц. Киево-Печерской лавры совершили митр. Киевский Филарет, еп. Вологодский Иннокентий (Борисов) и бывш. еп. Смоленский Иосиф (Величковский). Став ближайшим помощником митр. Филарета (Амфитеатрова), пользовался уважением и монашествующих и профессуры. Совершил постриг, рукоположил во иерея св. Феофана Затворника , рукоположил в сан иерея буд. митр. Московского Макария (Булгакова) . Согласно запискам И., однажды в сонном видении ему открылось, что надлежит «зажечь свечку» в темном храме - возглавить новую епархию (Предуказания свыше//ДБ. 1866. 43. С. 295). 2 янв. 1843 г. по рекомендации митр. Киевского Филарета И. возглавил новооткрытую Кавказскую и Черноморскую епархию. Выехав из Киева 19 марта, И. посетил Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь , где поклонился мощам особо чтимого им К-польского свт. Афанасия III Пателлария . По прибытии 10 апр. в Ставрополь первые 2 года проживал в доме купца И. Волобуева, где устроил домовую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Впосл. купец передал под архиерейское подворье свою усадьбу на Кузнечной ул. (ныне ул. Г. Голенева).

http://pravenc.ru/text/Иеремии ...

514 Дай, Боже, чтобы пророчество его архипастырства собылося! – Знаменитое благословение Димитрия Ростовского Лазарем Барановичем и момент вступления на игуменство в Максаковской обители подробно описаны в одной из редакций «Диариуша» святителя Димитрия, откуда и заимствован в Житие весь эпизод. Приняв игуменство после Иеремии Ширкевича (?–10.08.1681). Димитрий был настоятелем обители недолго, всего 5 месяцев (с 4 сентября 1681 по 1 марта 1682 г ). 515 ...и вся яже на общую обители пользу строя... – Во время игуменства Димитрия Ростовского деревянно-земляные укрепления Максаковского Преображенского монастыря были заменены кирпичной стеной и был создан новый оборонный комплекс обители. 517 Евдокия (?—160—170-е гг.) – святая, преподобномученица. Будучи блудницей, собрала огромное состояние, затем была обращена в христианство монахом Германом, приняла постриг в монастыре, отдав все свои деньги, впоследствии стала настоятельницей монастыря за добродетельное житие и аскетизм. Согласно Житию, приняла мученическую смерть через усечение мечом Память святой – 1 марта. 518 Посем в лето 1682. месяца марта в 1 день... определен бысть игуменом во град Батурин, в монастырь святителя Николаа, именуемый Крупицкий... октовриа в 26 день... остави начальство Батуринского монастыря и живяше во оном уединенно. – С 1 марта 1682 по 26 октября 1683 г. продолжался первый период игуменства Димитрия Ростовского в Батуринском Николаевском монастыре. Монастырь находился рядом с гетманской резиденций, был влиятельным и авторитетным, однако заботы и хлопоты по руководству монастырем обременяли Димитрия, и он отказался от игуменства и жил в монастыре простым иноком. 520 ...архимандрита Варлаама Ясинскаго... – Варлаам Ясинский (1627–28.08.1707) – украинский церковный деятель и духовный писатель. Получил образование в Киево-Печерской коллегии, затем в Польше и Чехии. Игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря (1665–1673), Киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1673–1677), Киевского Николаевского Пустынного монастыря (1680–1683), архимандрит Киево-Печерской лавры (1683–1690), с 1669 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2389 Наконец, в 1659 году в бытность ректором Киево-братского училища Иоаникия Гилятовского, полковник запорожского войска Дворецкий, а затем царь Алексей Михайлович, укрепили грамотами за братством его имения, отданные ему в собственность гетманом Богданом Хмельницким. Но, не смотря на все эти пожертвования и льготы, опустошительная война не могла не отразиться вредно на материальном благосостоянии братства. Дворовые его места и дома в городе, которые отдавались обычно в —151— наем, пустели, а имения, принадлежащие его монастырю были разоряемы поляками и облагались налогами. 2390 Возобновление братского монастыря и училища принял на себя ректор Киевского училища Варлаам Ясинский, вступивший в эту должность в 1669 году. Он испросил в 1670 году у польского короля Михаила две грамоты, которыми король охранил права и имения, отданные в собственность братскому монастырю и училищу, и, в частности, разрешил восстановить «Киево-Могилянскую коллегию и в ней школы, с правом воспитывать и учить юношество для дальнейших успехов славы Божией». Кроме того, Ясинский обратился в 1671 году с горячим воззванием к православным, побуждая их к пожертвованиям в пользу церковного братства. Вскоре после того в братство стали поступать новые пожертвования, в том числе от гетмана Самойловича, а затем и от гетмана Мазепы. 2391 С 1673 года братское училищное дело стало снова на прочную почву. Ученики начали стекаться в большом количестве, и для поддержания устроенной Петром Могилой бурсы был заведен доброхотный сбор пожертвований, при посредстве особой книги, названной «белой», и сборной кружки, стоявшей в училищной церкви. Прочие бедные ученики, коих было довольно много, жили по приходским церковным школам и за исправление в приходских церквах службы получали от прихожан пособие пищей и дровами, и сами таким образом навыкали церковному уставу и служебному порядку. А в тех приходах, где студенты и ученики получали лучшее содержание, они заводили и певческие партесные хоры. 2392 —152— В заключение мы только упомянем, что в XVII веке в Киево-братском училище находили себе приют и занятия наиболее видные духовные деятели всей южно-западной России того времени, стоявшие обыкновенно во главе братского училища, в качестве ректоров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1690 году апреля 6-го умер Гедеон Четвертинский, митрополит киевский. Преемник ему – с дозволения царя, был избран вольными голосами, п выбор пал на Ясинского. Но по повелению же царей, поставление в сан митрополита Ясинскому необходимо было принять от московского патриарха в Москве, и он отправился туда. В Москве принят был он радушно 296 и, возвратившись из Москвы, всегда относился потом к патриарху Адриану с величайшею доверчивостью. Письма его к патриарху наполнены не одним голословным выражением преданности (как письма Четвертинского), но видно в них со стороны Ясинского стремление познакомнить патриарха со своею деятельностью по управлению митрополиею. Возвратившись из Москвы в Киев, Ясинский описывает патриарху подробно 297 , как он вступил в город, когда и как совершал первое богослужение и т.д. Затем, желая содействовать распространению просвещения в Киеве и процветанию Киево-братской коллегии, Ясинский послал несколько учителей этой школы в Москву к патриарху с рекомендательным письмом 298 , объясняя, как благодетельно было бы для Малороссии такое процветание Киево-братской школы. Ясинский сообщал также патриарху о своих отношениях к православным и лютеранам, живущим в польских областях 299 . Он даже нарочно посылал к патриарху Иоасафа Кроковского, которого прежде он отправлял в Вильно к живущим там православным, чтобы Кроковский поподробнее рассказал патриарху о своей там деятельности и о положении православных, там живущих. Иногда Ясинский спрашивал у патриарха и о делах более маловажных: так, спрашивал: можно ли дозволить Гуменскому, судье и сотнику, вступить в четвёртый брак? можно ли бывшего Донской обители архимандрита Никона, теперь живущего в лавре, поставить архимандритом монастыря Ядяцкого? и т.д. Со своей стороны и патриарх Адриан в своих письмах к Ясинскому оказывал ему более доверия, чем Иоаким оказывал Гедеону. Благосклонность Адриана к Ясинскому выразилась во многом: в том, например, что Адриан решил в пользу Ясинского спор между ним и Барановичем относительно протопопий; в том, что он не поверил доносу на Ясинского со стороны Углицкого; в том, что он дозволил Ясинскому поставить в архимандриты лавры Мелетия Вояхевича. В последнем случае Ясинский становился как бы наместником патриарха. На все донесения Ясинского патриарх отзывался вполне сочувственно: по поводу просьбы о Киево-братской школе, правда, немедленно не состоялось указа 300 , но через несколько лет, в 1694 году, грамотою царей 301 утверждалось много имений за братскою школою и назначалось от казны определённое жалованье учителям. По поводу донесения Ясинского о своих сношениях с православными п лютеранами, живущими в польских областях, Адриан прислал ему благодарность за подобную деятельность 302 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010