Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Акварель. Кон. 40-х гг. XIX в. Худож. М. М. Сажин (ГПИБ) Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Акварель. Кон. 40-х гг. XIX в. Худож. М. М. Сажин (ГПИБ) В 1760-1765 гг., при игум. Митрофане (Горленко), младшем брате еп. Белгородского свт. Иоасафа (Горленко) , и игум. Сифе (Гамалее; † 24 февр. 1767), в соборе и мон-ре велись ремонтные работы, завершившиеся в 1774-1781 гг., при игум. Мелхиседеке (Значко-Яворском). После кончины игум. Сифа в К. В. м. поступили сребропозлащенные большой крест с частицами мощей 18 святых и подписями к каждой частице; наперсный крест с 4 камнями и цепью; деревянная панагия в серебряной оправе. Личную казну, а также движимое имущество скончавшегося игум. Сифа Духовный собор 24 июня 1767 г. постановил потратить на возобновление Михайловской ц. и др. построек. Последним досекуляризационным игуменом с 26 марта 1783 г. был Иероним (Блонский). В послужном списке 1787 г. он отметил, что обитель он «возобновил и украсил» (Там же. Оп. 1. Ед. 261. Л. 37 об.- 43; Ф. 127. Оп. 1024. Ед. 2987. Л. 4 об.- 5, 42 об.). Однако документы времен игуменства Иеронима не фиксируют строительной деятельности. В 1791 г. игум. Иероним был возведен в сан архимандрита киевского Златоверхого мон-ря. В описании выдубицкой ризницы указано, что игум. Иероним приказал перешить ризу из черного атласа в мантию и взял ее с собой при переходе в Златоверхую обитель; именно в этой мантии его положили в гроб. В завещании от 1 янв. 1794 г. он поручал в «Сохранную казну Московского опекунского совета» 2 тыс. р., с тем чтобы ежегодно из процентной суммы 45 р. передавалось в Киевскую Академию и 45 р.- в К. В. м., однако исключительно «в братскую кружку на раздел братии». В 1786 г. по инициативе митр. Самуила (Миславского) К. В. м. был лишен земельных владений, переведен в 3-й класс и обращен в больницу для старых и больных монахов. Игумены назначались преимущественно из префектов и ректоров Киевской Академии, поэтому обителью занимались мало, управление находилось в ведении казначеев и Духовного собора.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Игум. Иона (Мирошниченко) стал известен среди киевлян, и многие искали у него совета и наставления. Благодаря кнг. Васильчиковой и др. благодетелям обитель расширялась. В 1869 г. казак Л. К. Кальницкий подарил К. И. м. усадьбу близ Выдубицкого мон-ря (Там же. Ф. 486. Оп. 5. Д. 532. Л. 8 об.). Устав К. И. м. не позволял братии покупать земельные наделы, монастырские имения состояли из подаренных в Киеве и за его пределами 15 земельных участков. Наибольший вклад в расширение мон-ря внесла кнг. Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце в сер. 60-х гг. XIX в. она отдала в пользование К. И. м. свое киевское имение - хутор Васильчики на р. Сырец. Был заложен каменный Свято-Троицкий собор, проект к-рого 3 апр. 1868 г. был представлен на утверждение Киевскому митр. Филарету (Амфитеатрову) и киевскому коменданту. До нач. 70-х гг. богослужения совершались в деревянной Троицкой ц. 28 нояб. 1871 г. митр. Киевский Арсений (Москвин) освятил в новом каменном соборе правый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Отец Иона особо чтил этот образ; он хранился в келье старца, а впосл. был помещен в Троицком храме за правым клиросом. Еще при жизни преподобного по молитве перед иконой «Троеручица» совершилось множество чудес. 23 июля 1872 г. в соборе был освящен главный престол во имя Св. Троицы. В 1897-1900 гг. при расширении храма по проекту архит. В. Н. Николаева пристроен и 13 окт. 1900 г. митр. Киевским Иоанникием (Рудневым) освящен придел во имя Всех святых. В 1896 г. в К. И. м. была возведена временная деревянная колокольня. В мае того же года из Москвы был привезен отлитый на заводе А. Д. Самгина колокол весом 1150 пудов (в то время самый большой в Киеве) и неск. мелких - по 57 пудов. В 80-90-х гг. XIX в. в К. И. м. были сооружены трапезная, игуменский, больничный и просфорный корпуса, устроены хлебопекарня, просфорня, свечная, иконописная, переплетная, столярная мастерские. Дети из школы-приюта помимо изучения общеобразовательных предметов могли обучаться ремеслам - столярному, сапожному, кузнечному и др. В 1878 г. в школе числилось 28 учеников, в 1904-1905 гг.- 61 ученик.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ († после 1089), свт. (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. И. принял монашество в Киево-Печерском мон-ре, по-видимому, был учеником прп. Феодосия Печерского. В Житии прп. Феодосия (написано, по мнению Ю. А. Артамонова, в нач. XII в., до 1107/08; см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277) об И. говорится: «Тъгда же христолюбивый князь (Изяслав Ярославич.- М. П.) от манастыря великааго отьца нашего Феодосия избьрав единого от братия, иже в чьрньчьскемь житии просиявъша, Исаию наричемааго, того же, извед, игумена постави в манастыри своемь и святааго мученика Димитрия, иже и послеже добрых ради нрав его поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 95; БЛДР. Т. 1. С. 388). Т. о., И. стал игуменом киевского во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ря , будучи выбран ктитором обители кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем , занимавшим киевский стол в 1054 - сент. 1068 г., в мае 1069 - марте 1073 г., 15 июля 1077 - 3 окт. 1078 г. Предшественник И. на посту игумена - Варлаам - скончался ранее 1074 г. Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Дата хиротонии И. на Ростовскую кафедру неизвестна. Согласно «Повести временных лет» (ПВЛ), в 1088 г. И., будучи епископом, принимал участие наряду с др. иерархами в освящении Михаило-Архангельского собора в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила мон-ре , в 1089 г.- в освящении Успенского собора Киево-Печерского мон-ря; оба торжества возглавил митр. Иоанн II (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207-208; Т. 2. Стб. 199). На Ростовской кафедре И. стал преемником свт. Леонтия , убитого язычниками (версия Киево-Печерского патерика ) или мирно скончавшегося (версия Жития свт. Леонтия). Новый Ростовский архиерей столкнулся с укорененными языческими верованиями местного населения, как русского, так и финно-угорского. Под 6579 (1071) г. в ПВЛ помещено повествование о ярославских волхвах, начавших волнения в Заволжье (ПВЛ. 1996. С. 76-77); согласно убедительному мнению В. А. Кучкина , эти события датируются осенью 1073 - весной 1074 г. ( Кучкин В. А. Формирование государственной территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 64).

http://pravenc.ru/text/674806.html

В своей деятельности М. столкнулся с рядом серьезных трудностей. Предпринятые шаги вызвали враждебные действия со стороны митр. Дионисия (Балабана-Тукальского), который поставил на Мстиславскую кафедру архим. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) , 3 авг. 1661 г. получившего привилей от кор. Яна Казимира II. Одновременно митр. Дионисий и гетман Ю. Б. Хмельницкий обратились с жалобой к К-польскому патриарху Парфению IV , к-рый, признав Дионисия законным главой Киевской митрополии, предал М. проклятию, как незаконно занявшего Киевскую кафедру с помощью светской власти. Копию патриаршего решения привез в Киев игумен киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря Климент (Старушич). Авторитетные представители киевского духовенства (напр., Иннокентий (Гизель) , архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра )) считали Дионисия (Балабана-Тукальского) своим законным главой. М. был для них человеком со стороны, назначенным без их участия. Он управлял митрополией, опираясь на близких ему протопопов (киевского В. Бабского и нежинского С. Адамовича). Кроме того, в Киеве опасались, что М. не будет отстаивать в Москве автономию Киевской митрополии. Патриаршее проклятие давало законное основание, для того чтобы не подчиняться М. Весной 1663 г. настоятели главных киевских мон-рей обратились к собравшейся в Нежине казацкой раде с заявлением, что они не могут подчиняться М., как находящемуся под патриаршим проклятием и поставленному во епископа без выборов. Они просили казацкую раду ходатайствовать перед царем, чтобы блюстителем митрополии снова стал Лазарь (Баранович). Прошение на раде в Нежине не рассматривалось. Позднее рус. правительство добилось отмены патриаршего проклятия. Патриарх не только разрешил М. «паки быти в Киеве», но и послал ему посох, мантию и саккос. Вместе с тем во время выборов правобережным духовенством нового митрополита после смерти Дионисия (Балабана-Тукальского) произошел раскол, из 2 избранных митрополитов ни один не получил патриаршего благословения. Тот из кандидатов, кто поддерживал связи с левобережным духовенством,- Иосиф (Нелюбович-Тукальский) - в 1664 г. был арестован польск. властями и неск. лет провел в тюрьме. Левобережному духовенству пришлось искать соглашения с М.

http://pravenc.ru/text/2563126.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Освящение собора во имя арх. Михаила в киевском Выдубицком мон-ре. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 120) Освящение собора во имя арх. Михаила в киевском Выдубицком мон-ре. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 120) († 23.11.1111), еп. Черниговский. Известен по ранним достоверным источникам как 2-й архиерей на Черниговской кафедре. И. был поставлен до 1087 г., вероятнее всего Киевским митр. Иоанном II . День кончины епископа указан в Ипатьевской летописи (см.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 273; ср.: Там же. Т. 1. Стб. 289; НПЛ. С. 20, 203; обоснование даты см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 44-45, 309. Примеч. 5; у Я. Н. Щапова ( Щапов. 1989. С. 210) ошибочно со ссылкой на Н. Г. Бережкова указан 1110 год). По-видимому, почти все время архиерейства из-за болезни И. не принимал активного участия в церковных делах. В летописном сообщении о поставлении преемника И. Феоктиста 12 янв. 1113 г. говорится: «Бе бо пред ним епископ болен, и не моги служити, и лежа в болести лет 25, темьже князь и людье жадаху епискупле службе» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 274). В 1088 г. И. участвовал в освящении Михайловского собора киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила монастыря , находившегося под патронатом киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . В 1091 г. Черниговский архиерей вместе с епископами Ефремом Переяславским, Стефаном Владимирским, Марином Юрьевским торжественно перенес мощи прп. Феодосия Печерского в Успенский собор Киево-Печерского мон-ря (в отличие от названных архиереев И. не упомянут Владимирским еп. св. Симоном в числе архиереев - пострижеников Киево-Печерского монастыря, однако свт. Симон пишет, что перечислил отнюдь не всех архиереев-печерян; см.: Древнерусские патерики. 1999. С. 21-22). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207, 211, 289; Т. 2. Стб. 202-203, 273, 274; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 17-18. Лит.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 61, 210; Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых и полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 545, 546. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/469436.html

В 1824-1828 гг. И. исполнял обязанности библиотекаря КДА, члена внутреннего академического правления по учебной части, члена внешнего академического правления и академической конференции, открытой в дек. 1823 г. Он инспектировал состояние Кишинёвской и Екатеринославской семинарий, 11 апр. 1828 г. был утвержден в должности инспектора КДС. 8 мая 1828 г. И. был назначен ректором КДС и настоятелем киевского Выдубицкого мон-ря с возведением 18 июля в сан архимандрита. При И. на средства иеродиак. Пимена, с.-петербургского купца П. Авакумова и киевского купца А. Ходунова в Выдубицкой обители была изготовлена позолоченная серебряная рака. В раке, украшенной чеканным изображением сцен из Жития вмч. Георгия Победоносца, хранились мощи святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, вмч. Георгия, вмц. Варвары, преподобных Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Киево-Печерских святых и др. Ректорство в семинарии И. совмещал с должностями присутствующего в консистории, служил членом цензурного комитета при КДА, к-рую с 27 авг. 1830 г. возглавлял его однокурсник свт. Иннокентий (Борисов). По нек-рым сведениям, И. был лишен ректорства после трагического случая: несмотря на его запреты, семинаристы в непогоду купались в Днепре и плавали на лодках по реке, в 1833-1834 гг. утонуло 8 чел. 3 июля 1834 г. И. был назначен настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря и 12 июля того же года определен ректором Черниговской ДС. При И. на отпущенные из казны средства (ок. 45 тыс. р.) осуществлялись ремонтные работы монастырских построек, однако в целом мон-рь был беден, земли в Чернигове и вокруг него сдавались в аренду. В 1834 и 1835 гг. по указу Синода И. командировался в С.-Петербург для прохождения чреды священнослужения и проповеди. 23 мая 1837 г. за успешную службу И. был награжден орденом св. Анны 2-й степени. 1 июня 1841 г. состоялось наречение, а 20 июня в киевском Софийском соборе - хиротония И. во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, к-рую совершил митр.

http://pravenc.ru/text/1237939.html

XI в. Согласно Шахматову, в составе Новгородской I летописи младшего извода (списки сер. XV в. и позже) сохранился текст за IX - нач. XI в., более ранний, чем «классическая» ПВЛ. В этом тексте отсутствует ряд фрагментов ПВЛ, заведомо известных как вставные (напр., рассказ о 4-й мести св. равноап. кнг. Ольги (Елены) ), нет договоров Руси с Византией, части цитат из хроники Георгия Амартола и др. Эту гипотезу Шахматова поддерживает значительная часть ученых (О. В. Творогов, А. А. Гиппиус, А. Тимберлейк, П. С. Стефанович и др.), другие же настаивают на вторичности текста Новгородской I летописи в сравнении с ПВЛ (В. М. Истрин , С. А. Бугославский, Д. Островский, Вилкул и др.). Кроме Начального свода 90-х гг. XI в. восстанавливается еще один, более ранний этап киево-печерского Л.- свод 70-х гг. XI в., часто атрибутируемый прп. Никону Печерскому. Не исключено, что именно Никон соединил Древнейшее сказание с краткими анналами, впервые создав развернутую погодную летопись. Иногда исследователями реконструируется еще один, более ранний этап Л.: по Шахматову, новгородский свод ок. 1050 г.; по Гиппиусу, киевский свод ок. 1060 г. Нет ясности и с процессом составления ПВЛ в 10-х гг. XI в. В части списков ПВЛ содержится запись игумена киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила мужского монастыря свт. Сильвестра (впосл. епископ Переяславский) о написании им летописи в 1116 г. В то же время, судя по содержанию, ПВЛ в своей основе сложилась в Киево-Печерском мон-ре. Киево-печерская традиция, отразившаяся в Киево-Печерском патерике , а также в Хлебниковском списке (XVI в.), приписывает создание ПВЛ монаху Печерского мон-ря прп. Нестору. Большинство ученых полагают, что Нестор был составителем ПВЛ, а Сильвестр - переписчиком или создателем 2-й редакции (соответственно, ПВЛ была создана в 1113 или 1115 г., а рукопись/редакция Сильвестра - в 1116 г.). Есть, однако, т. зр., согласно к-рой единственным автором ПВЛ был Сильвестр. Текст ПВЛ по Ипатьевскому и Хлебниковскому спискам имеет ряд особенностей в сравнении с др.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Белогородка Киевской обл., до 30-х гг. XX в. сохр. нижние части стен и фундаменты), ц. во имя свт. Василия Великого во Вручее (ныне Овруч, кон. 90-х гг. XII в.) и ц. вмц. Параскевы Пятницы в Чернигове (кон. XII - нач. XIII в.). Первым предположение об авторстве М. выдвинул П. Д. Барановский, когда в 1943-1946 гг. проводил спасательные и консервационные работы на ц. вмц. Параскевы Пятницы в Чернигове. Названные храмы различаются размерами: наиболее крупный - в Белгородке - видимо, он должен был служить княжеским собором; овручский был возведен как храм во имя небесного покровителя князя-строителя в его же загородной резиденции, а черниговский стоял на посадском торжище. Сходство в планировке, в пропорциях, во внешних приемах и в формах, особенно в архитектуре овручской и черниговской церквей, дало исследователям повод выдвинуть гипотезу о киевском придворном архитекторе М., выдающемся художнике, создавшем новый тип храма с башнеобразной объемно-пространственной композицией (совр. исследования показывают, что подобный тип храма появился на Полоцкой и Смоленской земле до кон. XII в.). Некоторые исследователи приписывают М. археологически выявленные постройки в Киеве, напр. надвратную церковь 90-х гг. XII в. в княжеском Димитриевском мон-ре, раскопанную в 1999 г. (см. ст. Киев ). Ист.: Ипатьевская летопись//ПСРЛ. 1908. Т. 2. Стб. 708-715. Лит.: Голубев С. Т. Подбережная каменная стена в Киево-Выдубицком мон-ре, сооруженная в 1199-1200 гг.//ЧИОНЛ. 1907. Т. 19. Вып. 4. Отд. 2. С. 88-101; Асеев Ю. С. Петро Милонег - видатний зодчий давньоï Руси//Bichuk Академиï apximekmypu УРСР. К., 1950. 3. С. 38; он же. Архитектура Др. Киева. К., 1982. С. 134-136; Каргер М. К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерус. города. М.; Л., 1961. Т. 2: Памятники киевского зодчества X-XIII вв. С. 291; Бегунов Ю. К. Речь Моисея Выдубицкого как памятник торжественного красноречия XII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 60-76; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 26, 29. Кат. 35, 39, 40; Барановский П. Д. Собор Пятницкого мон-ря в Чернигове//Петр Барановский: Труды, восп. современников/Сост.: Ю. А. Бычков. М., 1996. С. 46-63; Булкин В. А. О древнерус. архитектуре. М., 2012. С. 8. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)

http://pravenc.ru/text/2563218.html

Кирилловский собор. Вид с юго-зап. стороны. Фотография. 1984 г. Упоминание о храме св. Кирилла на Дорогожичах содержится под 1171 г. в Киевской летописи XII в. (по Ипатьевскому летописному изводу XV в.): «Сняшася братя Вишгороде, и пришедше сташа на Дорогожичи под святом Курило» (ПСРЛ. Т. 2. Л. 194 об.). В той же летописи под 1169 г. (текст относится к событиям 1167 г.) назван «Всеволож монастырь», также с указанием его географии - «на Желяни» («Ярополк же с берендичами настигоша Владимира на Желяни, и не даша берендичи стрилятися с ними, бяху берендичи льстяче. И тако ехаша берендичи по ни до Всеволожа монастыря» - Там же. Л. 191); Желянь (Желань) - летописная местность неподалеку от урочища Дорогожичи, начинавшаяся от р. Лыбедь и тянувшаяся до К. м. по течению ручья Желянь, от к-рого и получила название (см.: Закревский. 1868. С. 342; Добровольский Л. П. Летописный Дорогожич. К., 1914; Петров. 1897. С. 41; др. версии локации см.: i . М. [и др.] Emuмoлoriчhuй словник лimonuchux reorpaфiчhux назв Nibдehhoï Pyci/Ред.: О. С. Стрижак. К., 1985. С. 59). На то, что основателем мон-ря был кн. Всеволод Ольгович, помимо летописной записи 1167/69 г. о мон-ре «Всеволож» ( Марголина. 1993. С. 19-26; О. Певна ошибочно относит упоминание 1167/69 г. к Выдубицкому мон-рю, основанному кн. Всеволодом Ярославичем - Pevny. 1995. P. 44) указывают: летописный текст под 1194 г. о погребении кн. Святослава Всеволодовича в стенах обители, созданной его отцом («в монастыре у церкви святого Кирилла юже бе создал отец его»; ПСРЛ. 1997. Т. 1. Стб. 412); освящение храма во имя патронального святого князя - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского; крепостной характер церковного сооружения, поставленного на важном со стратегической т. зр. месте в период междоусобных войн за Киев - на подступах к городу, в урочище Дорогожичи, к-рое было, с одной стороны, ключом к Подолу, с другой - надежным оборонительным пунктом (здесь проходили пути в Вышгород и далее в Чернигов, Новгород, Полоцк, Смоленск). В 1139 г. Дорогожичи стали плацдармом для черниговского кн. Всеволода в борьбе за Киев, открывшим ему путь на киевский престол. Непосредственное участие кн. Всеволода в основании, построении, формировании архитектурной и иконографической программы собора и руководство всем процессом могут подтверждаться наличием предназначенной для князя площадки-балкона в южной апсиде, которая не имеет аналогов в древней церковной архитектуре; включением в роспись диаконника цикла, посвященного небесным покровителям кн. Всеволода святителям Кириллу и Афанасию Александрийским, ктиторской композиции, изображения кн. Всеволода с сыновьями в сценах «Шествие князей», а также граффити 1-й пол. XII в. ( Высоцкий. 1985. С. 85-89; Maproлiha. 2001. С. 18-24, 33-59, 80-123; Марголина, Корниенко. 2012. С. 33-44). Т. о., храм выполнял функцию монастырского собора, княжеской церкви, а также родовой усыпальницы.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

И. разного времени отличаются по степени устойчивости певч. репертуара в их составных частях. Обиходный раздел И. имеет нестабильный состав, в чем он аналогичен составу Обихода, бытовавшему на Московской Руси. Наиболее устойчивы по составу песнопений раздел осмогласника и примыкающий к нему разд. «Подобны», хотя в разных списках их состав также несколько различается. Четвертая, минейно-триодная часть И. включает только песнопения великих праздников и памятей наиболее почитаемых святых; в списках различается состав стихир, праздничных канонов и песнопений иных жанров. Песнопения Постного Обихода включены в начало триодного цикла, но могут частично «переходить» в обиходную часть, где объединены в жанровые группы с песнопениями идентичного богослужебного назначения. В триодном подразделе далеко не во всех И. имеются канон Недели ваий, служба Страстей Христовых, пасхальные стихиры и др. песнопения. Супрасльский Ирмологион. 1662 г. Переписчик инок Феофил (БАН Литвы. Ф. 19. 115. Л. 262 об.) Супрасльский Ирмологион. 1662 г. Переписчик инок Феофил (БАН Литвы. Ф. 19. 115. Л. 262 об.) Объем, состав текстов и певч. содержание И. различались в зависимости от мн. обстоятельств, в частности от предназначения книги для монастыря или приходского храма. Монастырские И. использовались в праздничном, архиерейском, вседневном богослужении и отличались относительной полнотой и богатством материала (напр., 3 И. Супрасльского монастыря - НБУВ ИР. Ф. I. 5391, 1596-1601 гг.; Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 116, 1638-1639 гг.; 115, 1662 г.; 3 И. киевского Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря - НБУВ ИР. Ф. 312. 112/645 с; Ф. VIII. 20 м, оба списка - 40-е гг. XVII в.; Ф. 30. 14, 1763 г.; несколько И. Киево-Печерской лавры XVIII-XIX вв.- НКПИКЗ. Кн. 879, 2082, 2106, 2084, 2087, 2874 и др.; И. киевского Выдубицкого монастыря - НБУВ ИР. Ф. I. 5577, 1734 г.; 3 И. прикарпатского Манявского скита - ЦГББ. 10846, 1674-1676 гг.; 10845, 1684 г.; БАН Румынии. Слав. 525, 1731-1733 гг.; см.: Тончева. 1981) и др. В частности, именно в мон-рях культивировались «напелы», подтверждающие связи с Дунайскими княжествами и Средиземноморьем («грецкий», большинство известных «болгарских», «сербский», «мултанский», или молдавский, «волоский»), безымянные (иногда с названиями) песнопения архиерейских и повседневных служб и др. В И. монастырей иногда вписывали фрагменты Уставов (напр.: «              », «      » в списках Манявского скита). В описание обряда могут включаться нотные тексты соответствущих песнопений или упоминание о них. И. приходских церквей значительно короче монастырских, поскольку содержат только основные праздничные песнопения (включая недельные). Монастырские И. могут быть по объему едва ли не в 2 раза больше приходских И. (приблизительно 250 и 500 листов соответственно).

http://pravenc.ru/text/674075.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010