Печать Киевского митр. Никифора I. 1194–1121 гг. (частное собрание) Др. ставлениками Н. были Черниговский епископ свт. Феоктист из печерских игуменов (с 11 или 12 янв. 1113; «...и рад бе князь Давид и княгини, бе бо еи отець духовныи, и бояре и вси людье радовахуся, бе бо пред ним епископ боленъ и не моги служити и лежа в болести летъ 25, темь же князь и людье жадаху епискупле службе и радовахуся, славяще Бога» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 274), Даниил , еп. Юрьевский (в послании к Владимиру Мономаху Н. отмечал участие этого князя в своем избрании епископом - Понырко. 1992. С. 56), и Никита, еп. Белгородский (вероятно, был поставлен из белого духовенства, поскольку в летописном сообщении 1115 г. в перечне епископов называется «попом» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 280), хиротонисанные в 1114 г.; Кирилл I, ставший епископом Туровским 6 нояб. того же года; летописец, бывш. игумен Выдубицкого мон-ря Сильвестр возведен на Переяславскую кафедру (Переяславля Южного) 1 янв. 1118 г. (ранее ее занимал Лазарь, его предшественник по игуменству в Выдубицком монастыре, родовой обители блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха). Очевидно, что ряд архиерейских хиротоний Н. свидетельствует о его тесном сотрудничестве с князьями Святополком Изяславичем и Владимиром Всеволодовичем. После хиротонии Феоктиста братия Киево-Печерского мон-ря обратилась к Святополку Изяславичу с просьбой поставить в игумены избранного ими Прохора «попина» (также, очевидно, из белого духовенства); князь «повеле» это сделать митрополиту, и Прохор после пострига был поставлен им 9 февр. 1113 г., на масляной неделе в четверг, «и тако внидоша в пост братья и со игуменом» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 274). 16 апр. 1113 г. Киевский кн. Святополк Изяславич скончался и был погребен в Михайловской ц. Златоверхого мон-ря. Отпевание князя скорее всего возглавил Н. После волнений горожан киевский стол занял Владимир Мономах. Вероятно, Н. был одним из инициаторов приглашения его на княжение. 20 апр. митрополит возглавил торжественную процессию, встречавшую князя на въезде в город.

http://pravenc.ru/text/2565506.html

В своей деятельности М. столкнулся с рядом серьезных трудностей. Предпринятые шаги вызвали враждебные действия со стороны митр. Дионисия (Балабана-Тукальского), который поставил на Мстиславскую кафедру архим. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) , 3 авг. 1661 г. получившего привилей от кор. Яна Казимира II. Одновременно митр. Дионисий и гетман Ю. Б. Хмельницкий обратились с жалобой к К-польскому патриарху Парфению IV , к-рый, признав Дионисия законным главой Киевской митрополии, предал М. проклятию, как незаконно занявшего Киевскую кафедру с помощью светской власти. Копию патриаршего решения привез в Киев игумен киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря Климент (Старушич). Авторитетные представители киевского духовенства (напр., Иннокентий (Гизель) , архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра )) считали Дионисия (Балабана-Тукальского) своим законным главой. М. был для них человеком со стороны, назначенным без их участия. Он управлял митрополией, опираясь на близких ему протопопов (киевского В. Бабского и нежинского С. Адамовича). Кроме того, в Киеве опасались, что М. не будет отстаивать в Москве автономию Киевской митрополии. Патриаршее проклятие давало законное основание, для того чтобы не подчиняться М. Весной 1663 г. настоятели главных киевских мон-рей обратились к собравшейся в Нежине казацкой раде с заявлением, что они не могут подчиняться М., как находящемуся под патриаршим проклятием и поставленному во епископа без выборов. Они просили казацкую раду ходатайствовать перед царем, чтобы блюстителем митрополии снова стал Лазарь (Баранович). Прошение на раде в Нежине не рассматривалось. Позднее рус. правительство добилось отмены патриаршего проклятия. Патриарх не только разрешил М. «паки быти в Киеве», но и послал ему посох, мантию и саккос. Вместе с тем во время выборов правобережным духовенством нового митрополита после смерти Дионисия (Балабана-Тукальского) произошел раскол, из 2 избранных митрополитов ни один не получил патриаршего благословения. Тот из кандидатов, кто поддерживал связи с левобережным духовенством,- Иосиф (Нелюбович-Тукальский) - в 1664 г. был арестован польск. властями и неск. лет провел в тюрьме. Левобережному духовенству пришлось искать соглашения с М.

http://pravenc.ru/text/2563126.html

Игум. Иона (Мирошниченко) стал известен среди киевлян, и многие искали у него совета и наставления. Благодаря кнг. Васильчиковой и др. благодетелям обитель расширялась. В 1869 г. казак Л. К. Кальницкий подарил К. И. м. усадьбу близ Выдубицкого мон-ря (Там же. Ф. 486. Оп. 5. Д. 532. Л. 8 об.). Устав К. И. м. не позволял братии покупать земельные наделы, монастырские имения состояли из подаренных в Киеве и за его пределами 15 земельных участков. Наибольший вклад в расширение мон-ря внесла кнг. Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце в сер. 60-х гг. XIX в. она отдала в пользование К. И. м. свое киевское имение - хутор Васильчики на р. Сырец. Был заложен каменный Свято-Троицкий собор, проект к-рого 3 апр. 1868 г. был представлен на утверждение Киевскому митр. Филарету (Амфитеатрову) и киевскому коменданту. До нач. 70-х гг. богослужения совершались в деревянной Троицкой ц. 28 нояб. 1871 г. митр. Киевский Арсений (Москвин) освятил в новом каменном соборе правый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Отец Иона особо чтил этот образ; он хранился в келье старца, а впосл. был помещен в Троицком храме за правым клиросом. Еще при жизни преподобного по молитве перед иконой «Троеручица» совершилось множество чудес. 23 июля 1872 г. в соборе был освящен главный престол во имя Св. Троицы. В 1897-1900 гг. при расширении храма по проекту архит. В. Н. Николаева пристроен и 13 окт. 1900 г. митр. Киевским Иоанникием (Рудневым) освящен придел во имя Всех святых. В 1896 г. в К. И. м. была возведена временная деревянная колокольня. В мае того же года из Москвы был привезен отлитый на заводе А. Д. Самгина колокол весом 1150 пудов (в то время самый большой в Киеве) и неск. мелких - по 57 пудов. В 80-90-х гг. XIX в. в К. И. м. были сооружены трапезная, игуменский, больничный и просфорный корпуса, устроены хлебопекарня, просфорня, свечная, иконописная, переплетная, столярная мастерские. Дети из школы-приюта помимо изучения общеобразовательных предметов могли обучаться ремеслам - столярному, сапожному, кузнечному и др. В 1878 г. в школе числилось 28 учеников, в 1904-1905 гг.- 61 ученик.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

Белогородка Киевской обл., до 30-х гг. XX в. сохр. нижние части стен и фундаменты), ц. во имя свт. Василия Великого во Вручее (ныне Овруч, кон. 90-х гг. XII в.) и ц. вмц. Параскевы Пятницы в Чернигове (кон. XII - нач. XIII в.). Первым предположение об авторстве М. выдвинул П. Д. Барановский, когда в 1943-1946 гг. проводил спасательные и консервационные работы на ц. вмц. Параскевы Пятницы в Чернигове. Названные храмы различаются размерами: наиболее крупный - в Белгородке - видимо, он должен был служить княжеским собором; овручский был возведен как храм во имя небесного покровителя князя-строителя в его же загородной резиденции, а черниговский стоял на посадском торжище. Сходство в планировке, в пропорциях, во внешних приемах и в формах, особенно в архитектуре овручской и черниговской церквей, дало исследователям повод выдвинуть гипотезу о киевском придворном архитекторе М., выдающемся художнике, создавшем новый тип храма с башнеобразной объемно-пространственной композицией (совр. исследования показывают, что подобный тип храма появился на Полоцкой и Смоленской земле до кон. XII в.). Некоторые исследователи приписывают М. археологически выявленные постройки в Киеве, напр. надвратную церковь 90-х гг. XII в. в княжеском Димитриевском мон-ре, раскопанную в 1999 г. (см. ст. Киев ). Ист.: Ипатьевская летопись//ПСРЛ. 1908. Т. 2. Стб. 708-715. Лит.: Голубев С. Т. Подбережная каменная стена в Киево-Выдубицком мон-ре, сооруженная в 1199-1200 гг.//ЧИОНЛ. 1907. Т. 19. Вып. 4. Отд. 2. С. 88-101; Асеев Ю. С. Петро Милонег - видатний зодчий давньоï Руси//Bichuk Академиï apximekmypu УРСР. К., 1950. 3. С. 38; он же. Архитектура Др. Киева. К., 1982. С. 134-136; Каргер М. К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерус. города. М.; Л., 1961. Т. 2: Памятники киевского зодчества X-XIII вв. С. 291; Бегунов Ю. К. Речь Моисея Выдубицкого как памятник торжественного красноречия XII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 60-76; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 26, 29. Кат. 35, 39, 40; Барановский П. Д. Собор Пятницкого мон-ря в Чернигове//Петр Барановский: Труды, восп. современников/Сост.: Ю. А. Бычков. М., 1996. С. 46-63; Булкин В. А. О древнерус. архитектуре. М., 2012. С. 8. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)

http://pravenc.ru/text/2563218.html

В 1824-1828 гг. И. исполнял обязанности библиотекаря КДА, члена внутреннего академического правления по учебной части, члена внешнего академического правления и академической конференции, открытой в дек. 1823 г. Он инспектировал состояние Кишинёвской и Екатеринославской семинарий, 11 апр. 1828 г. был утвержден в должности инспектора КДС. 8 мая 1828 г. И. был назначен ректором КДС и настоятелем киевского Выдубицкого мон-ря с возведением 18 июля в сан архимандрита. При И. на средства иеродиак. Пимена, с.-петербургского купца П. Авакумова и киевского купца А. Ходунова в Выдубицкой обители была изготовлена позолоченная серебряная рака. В раке, украшенной чеканным изображением сцен из Жития вмч. Георгия Победоносца, хранились мощи святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, вмч. Георгия, вмц. Варвары, преподобных Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Киево-Печерских святых и др. Ректорство в семинарии И. совмещал с должностями присутствующего в консистории, служил членом цензурного комитета при КДА, к-рую с 27 авг. 1830 г. возглавлял его однокурсник свт. Иннокентий (Борисов). По нек-рым сведениям, И. был лишен ректорства после трагического случая: несмотря на его запреты, семинаристы в непогоду купались в Днепре и плавали на лодках по реке, в 1833-1834 гг. утонуло 8 чел. 3 июля 1834 г. И. был назначен настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря и 12 июля того же года определен ректором Черниговской ДС. При И. на отпущенные из казны средства (ок. 45 тыс. р.) осуществлялись ремонтные работы монастырских построек, однако в целом мон-рь был беден, земли в Чернигове и вокруг него сдавались в аренду. В 1834 и 1835 гг. по указу Синода И. командировался в С.-Петербург для прохождения чреды священнослужения и проповеди. 23 мая 1837 г. за успешную службу И. был награжден орденом св. Анны 2-й степени. 1 июня 1841 г. состоялось наречение, а 20 июня в киевском Софийском соборе - хиротония И. во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, к-рую совершил митр.

http://pravenc.ru/text/1237939.html

под управлением Переяславских епископов находилась Ростовская епархия. Примерно в то же время вплоть до образования Смоленской епископии (см. Смоленская митрополия ) в 1136 г. частью П. е. являлась также территория Смоленской волости. Есть основания предполагать, что в 1135-1141 гг. П. е. была присоединена к Митрополичьей области . Первый известный по имени епископ Переяславский (очевидно, первый и в ряду Переяславских митрополитов) - грек Лев (Леонт), автор антилатинского полемического трактата, именуемый в рукописях «Лев, митрополит Переяславля на Руси» (Λων μητροπολτης τς ν Ρωσ Πρεσθλβας) (ПДРКП. 1920. Ч. 2. Вып. 1. С. 73-101). Эта атрибуция, убедительно обоснованная Поппе, опровергает как версию рус. историков XIX - 2-й трети ХХ в., считавших, что автор трактата - гипотетический первый (или второй) митрополит Руси рубежа Х и XI вв. ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 853-854; Мошин В. Послание рус. митр. Леона об опресноках в Охридской рукописи//Bsl. 1963. T. 24. P. 87-105; и др.), так и распространенную преимущественно в зарубежной науке т. зр., согласно которой автор связан не с рус. Переяславлем, а с Преславом в Болгарии и тождествен митр. Маркианопольскому Льву, жившему в нач. XII в. ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 312, 608-609; и др.). Наиболее известным из предстоятелей П. е. был свт. Ефрем (не позднее 1076-1091/1101), с деятельностью к-рого связано активное (не только церковное) каменное строительство в стольном городе, в т. ч. и кафедрального собора арх. Михаила, Феодоровской ц. на городских воротах, ц. св. Андрея. В источниках упоминаются также (помимо уже названных архиереев) свт. Сильвестр (1118-1123) - летописец, поставленный на Переяславскую кафедру, как и Лазарь, из игуменов Киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (фамильной обители Всеволода Ярославича и Владимира Всеволодовича Мономаха), Марк (1125-1135) из игуменов переяславского Иоанновского мон-ря - родовой обители переяславского кн. Ярополка (Иоанна) Владимировича, свт.

http://pravenc.ru/text/2580012.html

Выдубицкий мон-рь в XII в. стал важнейшим киевским центром летописания. Из приписки к Лаврентьевской летописи известно, что игумен обители Сильвестр в 1115/16 г. закончил составление одной из редакций «Повести временных лет» (обычно считается, что 2-й, в наст. время ряд ученых выдвинули гипотезу о составлении этого свода самим выдубицким игуменом). Считается, что после вокняжения в Киеве в 1113 г. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха ведение киевского летописания переместилось из Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) в Выдубицкий мон-рь. С именем М. нек-рые ученые связывают составление Киевского летописного свода 1199/1200 г. (см. в ст. Летописание ), охватившего 1110-1190-е гг., в заключении которого помещено Похвальное слово кн. Рюрику Ростиславичу. Б. А. Рыбаков приписывал М. летописные тексты кон. XII в. (статьи 1196/97-1198/99 гг., ряд вставок в более ранних статьях). Составитель Киевского свода использовал летописание нек-рых древнерус. городов (Владимира-на-Клязьме, Переяславля Южного, Чернигова и др.), переводные памятники (Хронику Иоанна Малалы, «Александрию Хронографическую», «Историю Иудейской войны» Иосифа Флавия). По мнению А. П. Толочко, данный свод был составлен только после 1212 г. ( Толочко А. П. О времени создания Киевского свода «1200 г.»//Ruthenica. К., 2006. Т. 5. С. 73-87). Степень причастности М. к составлению летописных текстов остается дискуссионной. Затруднительно установить и время пребывания М. на посту игумена Выдубицкой обители, поскольку следующий настоятель мон-ря, Михаил, упоминается только под 1231 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 456). Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 707, 708-715; Бегунов Ю. К. Речь Моисея Выдубицкого как памятник торжественного красноречия XII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 60-76; Слово Моисея Выдубицкого/Подгот. текста, пер.: В. В. Колесов//БЛДР. Т. 4. С. 292-295. Лит.: Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 23; Бестужев-Рюмин К. Н. О составе рус. летописей до кон. XIV в. СПб., 1868. С. 115; Грушевський М. Ucmopiя укр. лит-ры. К.; Льbib, 1923. Т. 3. С. 30-32; Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 70-71; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 209-211; Рыбаков Б. А. Рус. летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972. С. 60-72; Творогов О. В. Моисей//СККДР. Вып. 1. С. 257-258; он же. Моисей Выдубицкий//ДРСМ. 2014. С. 507; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. 338, 366-368; Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 19962. С. 86-88, 290; Аристов В. Ю. Проблемы происхождения сообщений Киевской летописи//Ruthenica. 2011. Т. 10. С. 117-136; Гимон Т. В. Киевская летопись//ДРСМ. 2014. С. 379; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 302-303.

http://pravenc.ru/text/2563986.html

МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МЕЖЗАВЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА совокупность иудейских религиозно-исторических текстов, относящихся к разным жанрам и написанных на евр., арам. и греч. языках в период от III в. до Р. Х. до II в. по Р. Х. Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог МИХАИЛ (Новосёлов Михаил Александрович; 1864-1938), мч. (пам. 8 янв.), духовный писатель, публицист, издатель МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) Андрей Николаевич (1806-1874), камергер имп. двора (с 21 мая 1836), почетный член С.-Петербургской АН, действительный статский советник (1855), духовный писатель, церковно-общественный деятель, историк Церкви, паломник НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф

http://pravenc.ru/rubrics/121220_5.html

Н. прибыл на Русь 6 дек. 1104 г., а 18 дек. в Киеве совершилось его настолование в Софийском соборе. По словам М. Д. Присёлкова , поставление Н. на Киевскую кафедру «принесло значительное оживление церковной жизни» на Руси ( Присёлков. 2003. С. 172). В следующем году Н. возглавил хиротонии нескольких русских церковных иерархов: 27 авг.- Амфилохия († 1122) во епископа Владимиро-Волынского, 12 нояб.- Лазаря , бывшего игумена киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря , во епископа Переяславля Южного, 13 дек.- Мину во епископа Полоцкого. В 1108 г. по предложению игум. Киево-Печерского мон-ря Феоктиста (впосл. свт., епископ Черниговский), поддержанному Киевским кн. Святополком, Н. распорядился об общерусском прославлении прп. Феодосия Печерского; имя святого было внесено в синодик (князь «повеле митрополиту вписати же в Синодик и повеле вписывати по всем епископьям и вси же епископи с радостью вписаша и поминати им на всех зборех» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283; ПВЛ. С. 120)). Тогда же, по одной из гипотез, было составлено Житие прп. Феодосия (см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277; Он же. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: По поводу нового исслед. А. Поппэ//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). С. 377-382). 11 июля того же года Киевский кн. Святополк (Михаил) Изяславич в Димитриевском мон-ре, основанном его отцом Изяславом Ярославичем, заложил ц. во имя арх. Михаила (Златоверхую) (см. Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила монастырь ). 30(31) янв. 1109 г. в Новгороде скончался свт. Никита , еп. Новгородский, постриженик Киево-Печерского мон-ря. В том же году «стяжанием святого владыкы» (т. е. на средства почившего Никиты) начались работы по росписи Софийского собора (НПЛ. С. 19, 203); первые фрески одного из древнейших русских соборов, т. о., относятся ко времени возглавления митрополии Н. 20 дек. 1110 г. в Новгород прибыл новый епископ Иоанн Попьян , которого, очевидно, поставил в Киеве Н. Печать Киевского митр. Никифора I. 1194–1121 гг. (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/2565506.html

Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ) Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ) Особое место пустынь занимала в лаврском погребальном комплексе. После приостановки в нач. 80-х гг. XVIII в. захоронения непосредственно на территории Печерской лавры тех, кто ранее сделали вклады на погребение на погосте Вел. Успенской ц., хоронили в пустыни. Об этом свидетельствуют захоронение 1781 г. у Троицкой ц. флоровской мон. Афанасии (в миру кнг. Т. Г. Горчакова; в девичестве Морткина), при жизни она внесла вклад на погребение при Успенской ц., а также обращение 1782 г. в Духовный собор вдовы киево-подольского мещанина И. Бовтка (ктитора ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Доброго), похороненного в лавре по вкладу на погребение обоих супругов). В этом обращении вдова, ссылаясь на то, «что мертвых тел в Лавре уже погребать запрещено», просит похоронить ее в пустыни (Там же. Оп. 1 общ. Д. 160. Л. 5). Всего же на погосте китаевской Троицкой ц. находилось более 100 захоронений. У сев. стены храма были погребены преподобные Досифей Китаевский и Феофил (Горенковский) . В пустыни был похоронен и настоятель киевского Выдубицкого мон-ря архим. Вениамин (Базилевич; † 1873). Киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский; † 1855) погребен в склепе, который для себя и своего друга Иоанна построил иером. Иларион (см.: Зноско В., свящ. Христа ради юродивый странник Иван Григорьевич, по прозванию «Босый»//Киевские подвижники благочестия. К., 1994. С. 73-120). Значительное по размерам кладбище действовало в сев. части монастырского подворья до 1870 г. В 60-70-х гг. XIX в. недалеко от подворья Троицкого мон-ря был построен Преображенский скит. После закрытия кладбища на территории Троицкого монастыря лаврскую братию стали хоронить в Преображенской пустыни. К 70-м гг. XX в. кладбищенский комплекс пустыни был практически уничтожен. В XXI в. кладбище предполагается возобновить в прежних границах. В хозяйственной жизни лавры значительную роль играли белильня воска и свечной завод. При обители имелась небольшая пасека, сады и огороды; для обеспечения мукой и хлебом китаевской братии на р. Самборе, по соседству с пустынью, были построены плотина с мельницей, на подворье - пекарня. Однако из-за отсутствия хлебопахотных угодий собственных ресурсов для обеспечения мон-ря зерном и мукой не хватало: братия получала ежемесячное довольствие из лавры, а также пожертвования благодетелей. В Помяннике, составленном в 1728 г. при храме прп. Сергия Радонежского и переписанном в 1867 г. уже в Троицкой ц., список «боголюбивых ктиторов» возглавляет род кн. Д. Голицына, названы роды княгинь Горчаковой, Долгоруковой, Кохановской (НБУВ ИР. Ф. 160. 491. Л. 17-17 об.).

http://pravenc.ru/text/1841139.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010