Когда эти сановники 1132 с различных концов государства прибыли в Вавилон и в назначенный для празднества день собрались на поле Деире вокруг поставленного царем истукана, то глашатай прокричал вслух всех: «объявляется вам, народы, племена и языки: в то время как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии, и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, который поставил царь Навуходоносор, а кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем». Как ни жестоко, разумеется, наказание, которым царь угрожает ослушникам его повеления, но оно совершенно в духе того времени. Ассирийские клинообразные надписи представляют нам наглядное подтверждение этому. Воинственные ассирийские цари не затруднялись предавать такой страшной казни своих пленников. Особенною жестокостью отличался в этом отношении Ассурнасирабал: в один раз 200 пленных 1133 , в другой – 3000 их 1134 , нередко «многих» пленников 1135 , «многих жителей завоеванного города» он без пощады велел сжигать в огне 1136 ; тот же Ассурнасирабал и Салманассар II простирали свою жестокость до того, что весьма часто предавали сожжению «мальчиков и девочек», взятых ими в плен из покорённых городов 1137 . Сам Ассурнасирабал хвалился тем, что он сжигает преступников» 1138 . Другой ассирийский царь Ассурбанипал сжег в печи своего собственного брата Саммугаса, который возмутился против него и пошел на него войною: за это, говорит Ассурбанипал, сами боги «Ассур, Син, Самас, Рамман, Вил, Нево, Истар..., Ниниб, Нергал, Нуску, которые предо мною шли и моих противников победили, бросили Саммугаса... в пылающую печь и предали его смерти» 1139 . Сам Навуходоносор сжег в огне иудейских лжепророков Ахава и Седекию, проповедовавших среди пленных иудеев о скором падении Вавилона и возвращении в отечество и тем возбуждавших пленников против его власти 1140 . Встречается один случай сожжения в печи и в израильской истории 1141 . В Персии же обычай сжигать преступников существовал до последнего времени: Шарден, живший в первой половине XVII в., рассказывает, что в Испагани во время сильного голода были построены две громадные печи – одна на царской площади, другая – на публичной площади, и глашатаи объявили всем, что туда будут брошены живыми те, которые, пользуясь народным бедствием, станут продавать хлеб по слишком высокой цене или даже утаивать свои запасы хлеба; печи эти горели беспрерывно целый месяц, но никого туда не бросили, так как никто не посмел, в виду страшной казни, оказаться ослушником 1142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Чувственно-утилитарный 1132 характер привязанности народа к Господу 1133 сильно препятствовал проникнуть кротким лучам вечной жизни в столь грубые сердца людей в громадном количестве следовавших всюду за Господом. Но народное сознание было таковым лишь в силу традиционного воспитания его деспотическим 1134 вождем народа – иудаизмом. Последний, действительно, напрягал все силы в своей борьбе с Господом 1135 . Изобличая все ухищрения иудеев, Господь Спаситель, с одной стороны, в высшей степени ясно говорил о Своем Божестве 1136 , а с другой – продолжал Свою чудотворную деятельность. Последствием того 1137 и другого 1138 было неудержимое стремление воспринимавших Его воздействие порвать все связи с иудаизмом и очами живой веры увидеть свет Господень – свет жизни, свободной от рабства греха 1139 . При этом становится совершенно понятным ответ Господа на вопросы обступивших Его врагов: «если Ты Христос – скажи нам прямо». «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя: Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» 1140 . На упреки иудеев, что в таком случае Он богохульствует 1141 и потому подлежит побиению камнями 1142 , Спаситель опять утверждал: »если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем " 1143 . И все же иудеи искали случая схватить Его 1144 и затем, после потрясшего всех 1145 чуда воскрешения Лазаря, поспешно и решительно 1146 обрекают Его на смерть 1147 – из боязни, что все ради Его чудес уверуют в Него 1148 . В конце концов народные восторги при встрече Того, Кто сотворил столь много чудес 1149 , убедили фарисеев, что за Христом пойдет весь мир 1150 , а потому время Его насильственной смерти должно было наступить как можно скорее. Спаситель в прощальной беседе с учениками обобщает: «Если бы Я не пришел и не говорит им... если бы Я не сотворил между ними дела, каких никто другой не делал, то они не имела бы греха; а теперь и видели, и возненавидили и Меня, и Отца Моего " 1151 . В общем выводе мы, таким образом, имеем в Евангелии Иоанна большую ясность раскрытия того откровенного учения, что чудеса Иисуса Христа имеют своей преимущественной целью доказать Божественность Личности Господа Спасителя 1152 , 1153 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Обстоятельства «понтианской схизмы» серьезно повлияли на дальнейшую деятельность П. Д. Свою задачу он видел в восстановлении и поддержании единства внутри как обширной Клюнийской конгрегации , так и всей католич. Церкви. В марте 1132 г. впервые был созван генеральный капитул 200 приоров и 1212 монахов из клюнийских мон-рей, на котором П. Д. предложил меры по усилению монашеской аскезы (введение более строгого поста, сокращение времени на отдых и беседы). Это мероприятие могло стать ответом на собрание аббатов бенедиктинских монастырей Реймсской церковной провинции, состоявшееся осенью 1131 г. и направленное против авторитета Клюни ( Vanderputten S. The First «General Chapter» of Benedictine Abbots (1131) Reconsidered//JEcclH. 2015. Vol. 66. P. 715-734; idem. The Statutes of the Earliest General Chapters of Benedictine Abbots (1131 - early 1140s)//J. of Medieval Monastic Studies. Turnhout, 2016. Vol. 5. P. 61-91). Впосл. клюнийские капитулы собирались в 1140, 1144 и 1150 гг. В 1146/47 г. П. Д. издал общие для всей Клюнийской конгрегации статуты из 76 пунктов (часть из них, очевидно, была издана еще в 1132). Они регламентировали литургический распорядок, вопросы, связанные с одеждой и питанием монахов, правила раздачи милостыни, предписывали строгое соблюдение обета молчания, обязательный физический труд для монахов. Вместе с тем, несмотря на введенную П. Д. практику визитаций, клюнийские аббаты не могли полностью контролировать дочерние мон-ри. К сер. XII в. рост конгрегации замедлился, тем не менее при П. Д. появились клюнийские мон-ри в Англии, Ирландии, Норвегии, Португалии. Считается, что к моменту кончины П. Д. в Клюни жили ок. 300-400 монахов, конгрегация насчитывала ок. 2000 мон-рей (подробнее см. ст. Клюнийская конгрегация ). Несмотря на слабое здоровье (страдал от малярии и хронического бронхита), П. Д. много путешествовал: посещал Рим и бывал в клюнийских мон-рях в Италии (10 раз, между 1125 и 1154), Англии (1130 и 1155-1156), на герм. землях (1147) и в Испании (1142). Из 34 лет на посту аббата он в общей сложности ок. 8 провел вне мон-ря Клюни. Мн. поездки П. Д. были связаны с участием в церковной и светской политике. На Соборах в Этампе (1130) и Пизе (1135) он оказал поддержку папе Римскому Иннокентию II (1130-1143) против антипапы Анаклета II (1130-1138; несмотря на то, что тот был монахом-клюнийцем). В 1139 г. участвовал в Латеранском II Соборе . Важными целями поездки П. Д. в Испанию были поиск переводчиков и сбор материалов для работы над полемическими трактатами против ислама. В 1155-1156 гг. он, по-видимому, помог бежать из Англии своему давнему другу Генриху Блуаскому, еп. Уинчестера (1129-1171), монаху-клюнийцу, попавшему в немилость к англ. кор. Генриху II (1154-1189).

http://pravenc.ru/text/2580390.html

Магистр ордена госпитальеров Раймонд де Пюи предлагает помощь Балдуину I, кор. иерусалимскому. Роспись во дворце гросс-мейстеров Мальтийского ордена в Ла-Валетте. Худож. Н. Назони. 1724 г. Первой рыцарской общиной подобного рода стали тамплиеры (храмовники), основавшие в 1118/19 г. под рук. Гуго де Пейна, рыцаря из Шампани, небольшое братство при лат. патриархе Иерусалимском с целью защиты и сопровождения паломников к св. местам, в особенности по дороге из Яффы в Иерусалим. Иерусалимский кор. Балдуин I (1110-1118) предоставил новому братству помещения на Храмовой горе , в связи с чем новая община приняла название тамплиеров (франц. temple - храм). На Соборе в Труа в 1129 г. был составлен устав новой орг-ции, не получившей на тот момент папского утверждения. Согласно уставу, тамплиеры должны были носить в качестве отличительного знака, вероятно по примеру цистерцианцев, плащи белого цвета и приносить, вступая в орден, монашеские обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Влиятельным покровителем тамплиеров был католич. богослов, монах-цистерцианец Бернард Клервоский , сначала настроенный к ним скептически; ему принадлежит трактат «О похвале новому рыцарству» (De laude novae militiae, 1132). Сочинение Бернарда Клервоского представляет собой фактически апологию не только нового ордена, но и феномена О. д.-р. в целом. В трактате Бернард Клервоский противопоставил аскетическое «новое рыцарство», ведущее войну с врагами христ. веры, светскому рыцарству, которое погрязло в бессмысленных войнах и заботилось только о внешнем облике и украшениях для одежд и оружия. Тем не менее идея совмещения военной деятельности и монашеских обетов была встречена современниками критически, и Гуго де Пейну († 1136/37) при жизни так и не удалось добиться от Папского престола признания тамплиеров. Новый глава братства - Робер де Краон - отправился в 1138 г. в Европу, и на этот раз усилия ордена увенчались успехом. В марте 1139 г., в преддверии Латеранского II Собора , папа Римский Иннокентий II (1130-1143) буллой «Omne datum optimum» официально утвердил орден тамплиеров и предоставил новому братству ряд привилегий. Тамплиеры и все их нынешнее и буд. имущество были объявлены находящимися под защитой Папского престола. Орден напрямую подчинялся папе Римскому и освобождался от контроля со стороны местных светских и церковных властей, равно как и от любых видов налогов и десятин. Тамплиерам гарантировались самоуправление и самостоятельные выборы новых предстоятелей-магистров, а также право на изменение положений устава. Разрешалось принимать в орден священников, переходивших в подчинение магистра ордена. Т. о., булла 1139 г., законодательно утвердив новый тип церковной орг-ции, в значительной мере повлияла на распространение О. д.-р.

http://pravenc.ru/text/2581487.html

– Их пример показывает, что если иные и из людей образованных не принимают небесной истины, не обращают ее в жизнь души своей: это зависит в них, как и в подобных им людях необразованных, не от истины небесной, а от свойства сердец их, от того, что они испорчены страстями. Преп. Спиридон и Никодим были люди простые: но как они возвысились духом! занятие их было очень простое – печение просфор: но они совершали его с любовью к Господу и братии и любовь обратила простое занятие в служение духовное. Спиридон был родом из села. При игум. Пимене (1132–1141 г.) пришел он в печерскую обитель работать Господу. Игумен назначил ему печь просфоры. Смиренный и трудолюбивый, полный страха Божия он выполнял поручение с полным усердием. Он считал это поручение за великую милость Божию, оставаясь с тем убеждением, что приготовляемый им хлеб назначается для бескровного служения Богу, для великой тайны Божией. Спиридон поступил в обитель вовсе безграмотным, – он «пришел не из города, а невежею селянином». – Но он понял, что закон Божий – свет путям нашим. И потому хотя был уже не молод, стал учиться грамоте и затем изучил псалтырь. Эту святую книгу он так усвоил душе своей, что знал ее всю наизусть. После того рубил ли он дрова, месил ли тесто, топил ли печь, готовил ли для печи просфоры, он непрестанно читал псалмы. Так подвизался раб Божий! И какую смелость духовную, какую силу чудесную приобрел он, подвизаясь таким образом! Раз от огня из печи загорелась кровля кельи его. Блаженный, взяв свою мантию, закрыл ею печь; а завязав рукава свитки своей власяной, побежал к колодезю, налил воды, принес к келье и залил огонь. – Ни мантия его не сгорела от огня, ни вода не пролилась из рукавов свитки. Это видели сбежавшиеся братья. Другом и сотрудником пр. Спиридона был пр. Никодим, такой же, как он, простак, но умудрившийся для Господа. Он делил с Спиридоном труды печения просфор, носил дрова и воду, месил тесто, а вместе с тем пребывал в молитве и пел псалмы. Так провели 30 лет и мирно почили угодные Господу рабы. 529 – Пр. Спиридон почивает в положении молящегося. Три первые перста правой руки его соединены совершенно ровно, а средний и мизинец пригнуты к ладони. Рука сложена так крепко, что, если бы кто захотел дать иное положение перстам ее, тот скорее мог бы переломать их, чем выполнить свое желание. Вот проповедь громкая для мнимых старообрядцев! М. Сильвестр замечает, что жизнь преп. Спиридона простиралась до 1139 г.: 530 но поскольку пр. Спиридон при игум. Пимене (1132–1141 г.) только что пришел в обитель, то подвиги его окончились, по всей вероятности, не прежде 1148 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Генрих X Гордый, герц, саксонский и баварский (1126–1139) III, 220 Генрих Лев, герц, саксонский (1142–1182) и баварский (1156–1180, ум. в 1195 г.) II, III, 252, 252, 258, 267, 271–273, 280, 280, 282–283, 283, 309, 340, 340 Генрих I Высокий (Длинный), мгр. Саксонской северной марки (1082–1087) IXb, 159, 233, 233, 279, 328, 336, 336, 342, 342 Генрих II, мгр. Саксонской северной марки (1106–1128 г.) 338, 338, 340, 342, 342 Генрих, гр. бергский (в Швабии) (рубеж XI–XII вв.) IV Генрих, гр. шверинский (1120-е гг.) 343 Генрих, гр. зютфенский (ум. в 1127 г.) 234, 234 Генрих, бурггр. регенсбургский (ум. в 1174/7) 265 Генрих, гр. намюрский (с 1139 г.) и люксембургский (1136–1196) 242 Генрих Добрый, один из родоначальников Штаденов, с. Генриха Лысого (ум. в 1016 г.) 341, 341 Генрих Жирный, гр. нортхаймский, мгр. фризский (1099/1100–1101) 234 Генрих Лысый, один из родоначальников Штаденов (ум. в 976 г.) 340 Генрих Язомирготт, герц, баварский (1143–1156), австрийский (1156–1177) II, 242, 247–248 Генрих, еп. регенсбургский (1132–1155) III, 242 Генрих Здик, еп. оломоуцкий (1126–1150) 262–263, 263, 280 Генрих Кетлич, каштелян краковский, затем архиеп. гнезненский (ум. в 1219 г.) 315 Генрих, немецкий энциклопедист, автор «Суммария» (XI/XII в.) 215–217 Генрих, гражданин Регенсбурга (1170-е гг.) 275 Генрих Латвийский, хронист Ливонского ордена (ум. после 1259 г.) 330, 343 Генрих Хантингдонский, английский хронист (ум. ок. 1155 г.) 93 «Генриха Майнцского карта» (рубеж XII-XIII вв.) 259 Георгий, св. (умучен в 303 г.) 185–186, 289 Георгий, с. венгерского кор. Эндре I 357 Георгий Амартол (Мних), византийский хронист (втор. пол. IX в.) 39, 54 Георгий Маниак, византийский полководец (ум. в 1043 г.) 94–95 Герберга, ж. французского кор. Людовика IV Заморского, д. германского кор. Генриха I (ум. в 969 г.) I Герберга, ж. швабского герц. Херманна II, д. бургундского кор. Конрада I (ум. в 1018/9 г.) Геродот, древнегреческий историограф (ум. в 425 г. до н. э.) 149 Гертруда, см. Эльжбета (Елизавета) (Гертруда)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отмщение за отказ, великий князь решился покончить со Всеолавичами: захватил (неизвестно, впрочем, каким образом) трех Всеславичей – Давыда, Ростислава и Святослава вместе с детьми старшего Всеславича Рогволода и всех их, с женами и детьми, отправил в Царьград, к своему родственнику, императору Иоанну Комнену, a Полоцкую волость отдал одному из своих сыновей, Изяславу. Полоцкие Всеславичи не слишком долго пробыли в Византии. Воспользовавшись спорами, возникшими no смерти Мстислава и ослабившими племя Мономахово, они около 11321139 г. возвратились в свою волость и один из сыновей Святослава Всеславича, Василько, в 1132 г. уже княжил в Полоцке. У Василько было три сына: Всеслав, Владимир и Брячислав. Очень может быть, что Владимир Василькович и есть именно тот самый князь полоцкий Владимир, который дал Мейнарду позволение крестить ливов в католичество. Нет данных утверждать это положительно, потому что очень возможно, что слова Генриха Латыша (гл. I, § 3): «accepta itaquo licentia а rege Woldemaro de Plosceke» 25 относятся не к Владимиру Васильковичу, а к сыну Глеба Всеславича, князю Володарю Глебовичу, враждовавшему с Васильковичами и успевшему на короткое время изгнать их из Полоцка. Как бы то ни было, но изгнание Всеславичей в Византию, возвращение их, а потом неоднократное перемещение совершенно перепутали родовые счеты между ними. Многочисленные внуки Всеслава вступили в борьбу между собой из-за главного стола Полоцкого, но кто и овладевал Полоцком, тот ни мало не пользовался большим значением между своими родичами. Беспрерывные распри подорвали княжескую власть в Полоцке и обессилили, наконец, Полоцкое княжество до того, что оно подпало сильному влиянию князей смоленских. Да и не до Ливонии было Полоцкому князю в те времена, когда Мейнард явился с ходатайством о разрешении на проповедь христианства ливам, еще и по следующей причине. Полоцкие земли на западе никакими естественными границами ее отделялись от поселений литовских народцев. Бедность и недостатки всякого рода побуждали литовцев предпринимать набеги на соседей, более их зажиточных, на Русь и Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одна часть связана с другою «существенною связью» 1126 взаимного питания. Приняв в себя свою «противоположность» и сделав себе из её содержания творческий modus vivendi, каждая из сторон является для другой постоянным источником жизненного содержания. Каждый акт, каждое обновление одной из них, неизбежно передается и другой, вовлекая её, через спекулятивное приятие и своеобразный, ассимилирующий отклик и повторение. Жизнь и содержание одного момента обусловливают жизнь и содержание другого; 1127 каждый нуждается в том, чтобы другой жил и поддерживал себя. А эта связь имеет уже «телеологический» и «органический» характер. Живая связь двух частей, взаимно нуждающихся друг в друге, есть связь телеологическая: каждая имеет в другой свое «средство» и в то же время свою «цель», 1128 потому что она поддерживает её для себя и себя для неё. Части перестают быть просто «частями»; они становятся «членами» 1129 и «органами». 1130 «Каждый член, поддерживая себя для себя, поддерживает тем самым другие члены в их своеобразии»; 1131 он поддерживает их уже одним тем, что «наполняет свою собственную сферу»; 1132 и каждый орган, питая другой, поддерживает этим самого себя. 1133 Орган органу есть сразу и цель, и продукт, 1134 и средство: каждый создается и утверждается другим 1135 и, питая себя, питает своего «сочлена». 1136 Это означает, что «члены» органически врастают друг в друга и приобретают как бы единый «инстинкт самосохранения». Они «присутствуют» один в другом; они спекулятивно-конкретны; она имманентны друг другу. Каждый хранит в себе судьбу другого: его жизнь, его содержание; каждый служит другому и обслуживается им. Спекулятивные члены конкретного единства связуются друг с другом, подобно органам естественного организма или друзьям, живущим в истинной близости. Это взаимное единение конкретных членов обнаруживается с особенною силою в их совместном единении с самою «органическою тотальностью». Спекулятивная связь «члена» с «тотальностью» существенно отличается от обычного отношения «части» к «целому». Обычно «целое» понимается так, что части сохраняют свою самостоятельность друг от друга и от целого. 1137 Возникает представление о механическом соединении, об арифметической сумме или эмпирическом агрегате. При этом «часть» представляется как существующая и помимо целого; 1138 она присоединяется к целому извне и остается меньше его во всех отношениях. Внутреннее единение «тотальности» и «её членов» резко отличается от этого «бессмысленного отношения». 1139

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

1115 Майков П. М. Второе отделение собственной Его Имперского Величества канцелярии. 1826–1882. СПб., 1906. С. 546, 547, 558, 559. 1123 РГИА, ф. 804, оп. 1. р. III, д. 472, л. 234–244; ф. 804, оп. 1, р. 1, д. 150, л. 1,24, 32–44об. 1132 Там же. Л. 85–86; 87–98об. («О сложении сана», от 20 февраля 1859 г.; «Рассмотрение записки под заглавием «Вдовство священников», от 10 апреля 1860 г.). 1133 Там же. Л. 100–122 («О сложении сана» от 1 октября 1869 г.); л- 129–149 («Еще раз «О сложении сана священного» от 25 декабря 1869 г.). 1138 Там же. Л. 302–311; Журнал за 15 мая/2 июня 1872 г. – Решено запретить поступать в гражданскую или общественную выборную службу, даже если имеют на то право по рождению или образованию. Но на военную службу запрещение не распространялось: по желанию, им можно было записываться рядовыми с выслугою лет. 1139 Там же. Д. 473, л. 1–6. Журнал за 18 мая 1872 г. Выслушав мнение Адлерберга, сняли вопрос о награждении орденом Св. Владимира IV ст., но оставили предложение по ордену Св. Анны III ст. Для протоиереев или священников– за исправление в течение 12 лет должности члена консистории, духовного правления, епархиального попечительства о бедных духовного звания и члена правления семинарий и духовных училищ. 1148 Морошкин М. Выборное начало в духовенстве. СПб., 1870. С. 1–4, 52–55; [Елагин Н. В.] Белое духовенство и его интересы. СПб., 1881. С. 5–6. 1151 РГИА, ф. 804, оп. 1, р. III, д. 472. Журнал от 28 марта/16 апреля 1869 г. Часть 4: «О правах и преимуществах духовенства по духовной службе». 1157 РГИА, ф. 1261, оп. 2, 1869 г., д. 57-а, л. 38–39об. Вескинский А. Петербургские заметки//Православное обозрение. 1864. Т. XIII. 1166 См. Извлечения из отчетов обер-прокурора Синода за 1868– 1880 гг., раздел «Духовное просвещение». 1186 См. Извлечения из отчетов обер-прокурора за соответствующие годы. Суммы показаны без учета расходов на покупку и аренду домов и земли. 1188 Извлечение из отчета... за 1867 г. С. 109; а также: РГИА, ф. 802, on. 9, дела 20, 21 и 22 за 1867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1130. Букв.: «говорят о желании [хотении] обогатиться, но не говорят о осознанном предпочтении обогатиться». 1131. Иначе: взвешивается; букв.: «относится к искомому». 1132. Букв.: «их» (τοτων), т. е. вышеприведенных выражений. 1133. Букв.: «относительно чего мы прикидываем». 1134. Т. е. в области. 1135. Букв.: «по необходимости я разумею о том, что происходит всегда одинаковым образом». 1136. Букв.: «о том, что шестидесятилетний седеет или что у двадцатилетнего появляется борода». 1137. Все это читаем у Аристотеля: Никомахова этика 3.5. 1138. Ср.: Платон. Политик 477с. 1139. Букв.: «что и сами мы в состоянии [δυνμεθα, т. е. сделать]». 1140. См. то же: Иоанн Дамаскин. Точное изложение 26. 1141. Значит, продолжим мы неоконченную мысль Немесия, и прикидывать относительно этого мы не могли бы. 1142. Букв: «раз все происходит сообразно (κατ) судьбе (року)». 1143. Т. е. неизменно одинаково. 1144. Точнее: «много таких, которые противостоят относительно этого». 1145. Настоящая глава посвящена решению первого вопроса: в ней доказывается, что есть нечто, находящееся в нашей власти. Второй и третий вопросы решаются в следующих двух главах. 1146. Т. е. признается отрицателями свободы воли. 1147. Никомахова этика 3, 1109b33–34. 1148. Например: Строматы 2.60. Разбор этого и других примеров: Clark Е. Clement’s Use of Aristotle: the Aristotelian Contribution to Clement of Alexandria’s Refutation of Gnosticism. NewYork, 1977. Pp. 45–65. 1149. Никомахова этика 3, 1109в35—1110а20, пер. Н. Брагинской с изм. 1150. Метафизика 9, 1048Ы 8–35. 1151. πσχειν; у переводчика: «страдание». 1152. πθος; у переводчика: «страсть». 1153. κνησις; т. е. любого рода изменение. 1154. δραστικ; у переводчика: «деятельное». В рукописи D (XII в.) добавлено: «в согласии с природой». 1155. Т. е. остальных двух, а именно вожделева! ельной и разумной, как явствует из почти дословно используемого здесь Немесием трактата Галена «De placitis Hippocratis et Platonis» (6.1.7 (De Lacy)) (ср.: 6.2.2). 1156. О природе человека 74: 6—11 (Morani).

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010