Она нашла возможным представить следующую характеристику изданных проф. Титовым «Памятников» и на основании этой характеристики преподать ему добрый совет. Характеристика и совет были дословно нижеследующие: «Высокие научные качества изданного проф. о. Ф. И. Титовым I тома Памятников православия и русской народности побуждает комиссию выразить живейшее желание относительно продолжения печатания этого замечательного предприятия, отличающегося широтой задачи и талантливым ученым выполнением её. В самом деле. История православия и русской народности в Западной России в XVII–XVIII вв. совершенно не разработана. О. Титов поставил для себя задачей разыскать в русских и заграничных архивах и библиотеках документы, относящиеся к православию и русской народности в западной России в означенное время, изучить их, издать главнейшие и на исследовании их воссоздать истинную, основанную на документах, историю борьбы западной России за веру и народность в XVII–XVIII вв. и тем расчистить путь и дать богатый материал, для ученых, желающих трудиться на этом пути. Симпатичная, великая и многоплодотворная по своим последствиям задача! Прекрасным началом выполнения её служит изданный в трех книгах 1 том актов по истории заграничных монастырей Киевской епархии XVII–XVIII вв. с обширным исследованием и картой Западной России, составленной весьма подробно и обстоятельно. Настоящий том Памятников, заключая в себе 746 актов по истории заграничных монастырей Киевской епархии, содержит самые разнообразные материалы: одни из них говорят о происхождении и начале монастырей, другие о внешней их судьбе, иные о внутреннем их устройстве, иные о значении монастырей и участии их в борьбе Западной России за веру и народность, иные о церковных братствах, находящихся при монастырях, другие содержат в себе описание книжных собраний, существовавших в обителях, иные о земельных владениях монастырей и т. п. Означенные акты изданы в хронологическом порядке, снабжены подробным оглавлением, а в конце 3 части приложен указатель личный, географический и предметный для всех трех частей первого тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

55 . Отрывок из путешествия епископа Порфирия Успенского в афонские монастыри и скиты в 1846 г. О св. Кирилле, просветителе славян моравских. Труды киевск. дух. акад. 1877 г. 10. стр. 79–110 (и отдельно). 1877 56 . Греческая надпись в Пицунде, на восточном берегу Черного моря (Киев. 30 сентября, 1875). Зап. Одесск. Общ. Ист. и Др. т. X, 1877, стр. 177. 57 . Восток христианский. Афон. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Часть 1-я, отд. 1-е. Киев. 1877. Отд. 2-е. Киев. 1877. Новые труды епископа Порфирия Успенского . Пономарева в Сборнике II-ro отделен. Акад. Наук, т. 18. Спб. 1878 (и отдельно). 58 . Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1846 год. Часть II-я. Отд. 1-е. Киев. 1877. Отд. 2-е. М. 1880. Приложения ко второму отделению сей части. М. 1881. 59 . Восток христианский. Афон. Второе путешествие по св. горе афонской в годы 1858, 1859 и 1861, и описание скитов афонских. М. 1880. 45. Восток христианский. Афон. Афон языческий. С картой Македонии, Афонского трезубца и Пелопонеса. Киев. 1877. История Афона. Часть I. Афон языческий. Часть II. Афон христианский, мирской. Часть III. Афон монашеский. Отд. 1-е. См. выше книжку Пономарева. 1878 60 . Стихирарные пииты. Отрывок из путешествия епископа Πорфирия Успенского по Афону в 1846 г. Труды киевск. дух. акад. 1878 г. 4, стр. 3–47, 5, стр. 213–279, 6, стр. 502–530, 7, стр. 65–78. 61 . Святой Дионисий Ареопагит и творения его. Чтения в общ. любит. духовн. просвещ. 1878, 8, стр. 176–214, 10, стр. 321–370, 12, стр. 715–726, и в приложении пятом ко 2-му отд. ч.II-й Первого путешествия в афонские монастыри и скиты. М. 1881, стр. 113–124. 1879 62 . Новое слово об Афоноиверской иконе Богоматери. Чтения в общ. любит. дух. просв. 1879, 1, стр. 380–386. 63 . Проповедники в четырех патриархатах восточных и их проповеди. В патриархате Иерусалимском. Труды киевск. дух. акад. 1879 г. 8, стр. 488–527. – Проповедники в патриархате Антиохийском. Там же, стр. 3–45. – Проповедники в патриархате Александрийском.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Многоразличное содержание актов исследуется в обширном введении, которое о. Титов справедливо назвал исследованием; в нем автор с обширной эрудицией и ученой опытностью уясняет вопросы о границах Киевской епархии, об устройстве и быте заграничных монастырей, их управлении, служебной администрации, о церковных братствах, о передаче заграничных монастырей в ведение Белорусских епископов, о заграничных протопопиях и приходских церквах Киевской епархии XVII–XVIII вв., о варшавских капелланиях и варшавских капелланах. Вообще исследование о. Титова о заграничных монастырях можно назвать превосходной ученой диссертацией, в которой автор опытной и искусной рукой ученого исследователя начертывает новые прекрасные страницы истории православной и русской народности в западной России в XVII–XVIII вв. Автор мог бы, если бы того пожелал, представить настоящий свой труд на соискание степени доктора церковной истории. Присуждение автору высшей ученой степени, хотя отчасти, вознаградило бы его за вполне бескорыстное и самоотверженное отношение его к порученному ему делу». Явление 3-е В том же заседании Совета, в котором прочитан был означенный доклад Комиссии «от 13 декабря» (1904 года), заслушано было нижеследующее «прошение экстраординарного профессора Академии священника Феодора Титова» от 12 декабря: «Узнав от членов комиссии, наблюдавшей за печатанием собранных мной церковно-исторических актов и рассматривавшей первый печатный том сих актов, что они признали возможным присудить мне за них степень доктора церковной истории, я, со своей стороны, покорнейше прошу Совет Академии принять первый том, в трех частях, напечатанных мной «Памятников православия и русской народности в Западной России в XVII–XVIII вв.», содержащий в себе, «исследование о заграничных монастырях Киевской епархии XVII–XVIII вв.», с приложением актов, для рассмотрения в качестве диссертации на степень доктора церковной истории». Постановление Совета: «Поименованное сочинение проф. священника Ф. Титова передать на рассмотрение заслуженному ординарному профессору С. Голубеву , с предоставлением ректору Академии назначить другого рецензента по своему усмотрению». Явление по счету 4-е, но по времени немного предшествовавшее 3-му

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

6 апреля открылся такой же мятеж в Вильне, а после во всей Великой Польше. Все лето и осень проведены в разных сшибках и сражениях, в коих Австрия и Пруссия участвовали союзно с Россией. Наконец, Суворов 29 октября смирил Варшаву, пленил польского вождя Костюшку и разрушил мятежный оков. Судьба Польши с 21 декабря того же 1794 г. решена третьим конечным разделом остальной ее части между тремя державами, Австрией, Пруссией и Россией. Краков с прилежащими областями на 834 квадратных миль с 219 местами и местечками, с 4765 селениями и 1.037.742 жителями достался Австрии; 997 квадратных миль; 144 мест и местечек, 4502 селения и 940.000 жителей со столицей Варшавой Пруссии: а Россия присовокупила себе всю остальную часть Литвы на 2185 квадратных миль с 332 местами и местечками, 1322 селениями и 1.176.590 жителей. Новая черта границы российской проведена от пределов Волынской губернии вниз по реке Бугу до Бреста Литовского, далее до пределов Подляхии, потом по рубежам воеводств Брестского и Новогроденского к реке Неменю против Гродны, оттуда вниз по сей реке до того места, где правый берег ее входит в области прусские и, наконец, да Палангена и до Балтийского моря. Вшедшая внутрь сей черты Курландия, Семигалия и Пилтенский округ добровольно уже 15 марта 1795 г. поддались под державу российскую. Польский король Станислав Август выехал в Гродно и там отрекся от короны 12 ноября того же года, а мятежные войска перешли в службу к Наполеону, который в награду за усердие к себе отправил знатную часть их в Америку к острову Сент-Домингу, где все они погибли. Между тем до окончания еще Турецкой и Польской войны произошли некоторые перемены в Киевской губернии и епархии. В 1790 г. по указу 5 февраля отписаны к Екатеринославской епархии уезды Голтвинский и Градишский; в 1797 г. указом 27 января в новоучрежденную Вознесенскую губернию причислены от Киевской города Хороль и Миргород с уездами, а с ними отошли также в Екатеринославскую епархию церкви сих уездов и сверх того Умань, Чигирин и Черкасы с уездами; с другой стороны Галяцкий уезд приписан к Черниговской губернии и епархии; а указом 12 апреля того же года учреждены в недавно присоединенных от Польши губерниях новые епархии, Брацлавская и Подольская третьего класса; Минскому архиепископу велено именоваться Минским и Волынским с удержанием звания коадъютора митрополии Киевской и архимандрита Слуцкого монастыря, и иметь викария епископа под названием Житомирского со штатом третьего класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Малороссиян 2, в том числе один священнический сын 33 лет, второй купеческий сын 29 лет, из богословия ж, в искусстве пребывает 2 года. Да города Харькова слободских полков один учения богословского и от рождения 35 лет. В Пустынно-Николаевском Киевском Польской нации священнические дети повета Перемышльского 2, одному 30, второму 34 года, оба из богословия. Один из Литвы повета Пинского священнический сын 29 лет, школы риторики. И в том-де Николаевском монастыре на убылые места монахов потребно на нужные послушания без умножения сверх прежнего числа 20 человек. В Золотоверхо-Михайловском Польской нации мещанских детей 2, в том числе один местечка Соколя из риторики, 30 лет, второй города Любачева из риторики ж, 29 лет. Да литовской нации один города Городища мещанский же сын, из философии, 30 лет. Малороссиян 4, в том числе купеческий сын из богословия, 32 лет; второй мещанский сын из богословия ж, 34 лет; третий мещанский же сын из философии, 29 лет; четвёртый священнический сын из философии, 40 лет. В том-де монастыре Михайловском на убылые места необходимо потребно монахов (не умножая сверх прежнего числа монахов) 28 человек. В Братско-училищном Киевском Польской нации 2, в том числе первый из посполитых людей, 32 лет, студент школы поэтики, по обещанию к монашеству служит 6 лет; второй из посадских, 55 лет, школы поэтики студент, по обещанию служит на иночество 15 лет. Да один из малороссиян полку Нижинского казачий сын, 28 лет, студент школы богословия, по обещанию к монашеству служит 7 лет. В том-де монастыре на убылые места необходимо монахов потребно без умножения сверх прежнего числа 15 монахов. В Мгарском Лубенском Один польской нации 34 лет, из богословия; второй из малороссиян казачий сын, из риторики, 29 лет. В том монастыре монахов потребно 19 человек; оные-де желающие свободные и состояния честного и доброго и подозрения никакого не имеющие. Обретающиеся при славяно-латинских школах учителями: В Вологодском архиерейском доме из малороссиян Андрей Чайковский; из богословия при Санкт-Петербурге в Александро-Невском монастыре греческой нации Андрей Каминский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подводные камни катехизации — Сколько крещений у вас совершается за неделю?, — спросил я настоятеля одного киевского монастыря. — От 10 до 15-ти, — ответил он. Опросы других священников города дали новые цифры. На небольших приходах совершается мало крещений – 2-3 в неделю. 30 августа, 2010 — Сколько крещений у вас совершается за неделю?, — спросил я настоятеля одного киевского монастыря. — От 10 до 15-ти, — ответил он. Опросы других священников города дали новые цифры. На небольших приходах совершается мало крещений – 2-3 в неделю. — Сколько крещений у вас совершается за неделю?, — спросил я настоятеля одного киевского монастыря. — От 10 до 15-ти, — ответил он. Опросы других священников города дали новые цифры. На небольших приходах совершается мало крещений – 2-3 в неделю. В других приходах или больших монастырях, где много храмов, может совершаться и 15 и 20, и даже больше крещений в неделю. Если попытаться приблизительно подсчитать среднее арифметическое, то окажется, что в столице Украины, где в настоящее время открыто немногим более 100 храмов, каждую неделю крестится около 500 человек (Можно предположить, что в среднем в храме крестится в неделю 5 человек).  Умножаем на количество недель в году,  52, и оказывается, что в год в Киеве православными христианами становятся 26 тыс. человек. А за 10 лет  — 260 тыс. человек. Еще немного утомительной, но важной арифметики. Если попытаться подсчитать количество крещенных по всей Украине, то мы выйдем на еще более сенсационные цифры. 5 человек в неделю на 11,5 тыс. приходов УПЦ, это 2,9 млн. крещений в год. То есть за 20 лет было крещено больше, чем жителей в стране. Вот, она святая христианская страна! Оказывается, у нас крещено подавляющие большинство населения! Чем не повод радоваться! Многие скажут, что это статистика, мягко говоря, не научная. Но самый главный факт неоспорим: в Украине крещено подавляющее большинство населения. Думаю, в тех регионах России, где живут россияне, картина будет такой же. Возникает естественный вопрос: если у нас так много крещенных, то почему все эти православные не приходят в храмы в воскресенье? Почему вместо демонстраций перед мэрией с требованием построить новые храмы, в Киеве случались абсолютно противоположные события – акции протеста против строительства храмов?

http://pravmir.ru/podvodnye-kamni-katexi...

— И тогда у вас возник вопрос: кто так ярко и подробно рассказал игумену Моисею об этом разговоре дружинника и князя? — Совершенно верно! Если сам Беловод Просович, то тогда нужно доказывать, что он в 1087 году, то есть уже без своего князя, зачем-то поехал в Киев во владения другого князя и поведал все это незнакомому игумену Выдубицкого монастыря. Стоит отметить, что описание этого эпизода с небольшими вариациями встречается и в других летописях, восходящих именно к Киевской, например, в Хлебниковском списке Ипатьевской летописи. Причем везде значится, что Беловод прибежал «с тоя брани» — то есть однозначно был дружинником князя Игоря. А в Лаврентьевской летописи, которая далека от этих событий, изложено все совсем по-другому: «Поиде путем тем гость» (то есть, купец какой-то) и встретил он по дороге половцев, ведущих русских пленников, и половцы ему «рекуще: поидете по свою братью, али мы идеме по свою братию к вам». То есть приказали ему передать: «Идите за своими пленниками или мы придем к вам за своими». Согласно этой летописи, половцы торгуются о выкупе пленников через некоего купца. О Беловоде же Просовиче там — ни слова. В общем, исходя из текста Киевской летописи, напрашивается вывод: либо игумен Моисей присутствовал при беседе Беловода Просовича с князем Святославом, либо это одно лицо. — То есть вы пошли методом отсечения более сложных версий и запутанных доказательств к более простым? — Именно так. В моей книге нет ни одного оборота типа: «если мы предположим, что... то это значит то-то». Я не допускаю такие научные обороты. Поэтому предпочитаю говорить не об «открытии автора «Слова о полку Игореве», а об «установлении авторства». Это расследование сколько историческое, столько же и филологическое. Вот, скажем, в Киевской летописи и «Слове о полку Игореве» есть красноречивые параллели. В первой читаем: «Святослав же то слышав и вельми воздохнув, утер слез своих и рече». Во втором: «Святослав изрони злато слово со слезами смешано и рече». В летописи: «О любе моя братия и сынове». В «Слове»: «О мои сынове Игоре и Всеволоде». Летопись: «Не воздержавша юности». «Слово»: «Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати». Летопись: «Отвориша ворота на русскую землю». «Слово»: «Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую». И таких — не лексических, но смысловых совпадений между двумя текстами очень много. Очевидно, что «Слово» как бы опирается на рассказ в Киевской летописи.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/18/slovo_...

В новейший период у нас большинство архимандритов не являются уже ни настоятелями, ни наместниками монастырей. Сейчас это уже не должность, а только сан, или титул. Причиной этой метаморфозы в употреблении термина «архимандрит» может считаться как универсальная тенденция к превращению наименований и государственных и церковных должностей в почетные отличия, ранги или титулы, так и особенности церковной жизни у нас в эпоху гонений, когда монастыри были повсеместно закрыты, а потом возобновлены в незначительном числе, так что в некоторых из них оказалось по нескольку архимандритов. Из того обстоятельства, что в синодальную эпоху кандидатами на архиерейские кафедры были исключительно архимандриты, у нас сложился обычай в тех случаях, когда во епископы избирается не архимандрит, возводить его прежде епископской хиротонии в сан архимандрита. Право возводить в архимандриты в синодальную эпоху принадлежало Св. Синоду, в настоящее время оно принадлежит Святейшему Патриарху, в Украинской Православной Церкви – ее предстоятелю митрополиту Киевскому. В Русской Православной Церкви в настоящее время во всех случаях возведение в сан архимандрита сопровождается награждением правом совершать богослужение в митре. Поэтому по старшинству архимандриты стоят на одной ступени с митрофорными протоиереями, если они не являются настоятелями или наместниками монастырей, принадлежностью каковых, помимо митры, является также и посох. Настоятелей менее значительных монастырей именовали в древности игуменами (γουμενος). В России по монастырским штатам 1764 г. звание игумена принадлежало настоятелям третьеклассных монастырей. Настоятельницы женских монастырей именуются игумениями; на Востоке сохранилось также наименование архимандрита. Ныне у нас, как правило, игумены, подобно архимандритам, не являются ни настоятелями, ни даже наместниками монастырей. В настоящее время это не должность, а сан, или титул, приравниваемый к протоиерейскому. Пока архимандриты и игумены были настоятелями монастырей, их права были одинаковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

обер-прокурор граф Николай Александрович Протасов входил с всеподданнейшим докладом к Государю Императору о предположении приступить к окончательному распределению воссоединённых церквей по древлеправославным епархиям Киевской, Волынской и Подольской, на следующем основании: 1) церкви Литовской епархии, состоящие в Киевской, Волынской и Подольской губерниях, причислить к ведомствам тамошних епархиальных управлений, к каждому по принадлежности; 2) затем все дела и документы, касающиеся таковых церквей и духовенства, передать в местные духовные консистории, а главному духовному управлению предоставить сделать все дальнейшие по таковому соединению церквей распоряжения; 3) заведывание фундушами и капиталами воссоединённого духовенства оставить на обязанности Белорусско-Литовской духовной коллегии на прежнем основании. Его Императорскому Величеству благоугодно было, в 23 день того же марта, написать на сем докладе собственноручно: «Исполнить». Засим Святейший Синод предписал мне указом, от 9 сего апреля за 3777, чтобы я сделал немедленно зависящие от меня распоряжения к поспешнейшему исполнению сего положения во всех частях оного и донёс Святейшему Синоду о последствиях таковых распоряжений. Препровождая при сем три печатных экземпляра означенного выше указа Святейшего Синода от 9 апреля, предлагаю консистории: 1) отправить немедленно ведомости о воссоединённых монастырях и церквах, равно о монашествующем и белом воссоединённом духовенстве – по Киевской губернии в Киевскую консистории, по Волынской губернии в Волынскую консисторию, а по губернии Подольской в Подольскую консисторию; 2) прочие дела и документы, к тем же монастырям, церквам и духовенству относящиеся, отправлять в означенные три консистории по принадлежности тоже безотлагательно по мере возможности; 3) объявить всему воссоединённому белому и монашествующему духовенству Киевской, Волынской и Подольской губернии о настоящем перечислении оного в ведомство местных Православных епархий и предписать оному во всех делах и нуждах своих обращаться отныне к местным архиереям, как своим архипастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В книгохранительной казне против приемных книгохранительных заручных книг Иеродиакона Диогена: а. Евангелия: 1 . Евангелие напрестольное, печать Московская, в десть, доски обложены бархатом зеленым по червчатой земле; а ныне то Евангелие переделано; поволочено кожею зеленою, а бархат снят. 2 . Семь Евангелиев напрестольных же в десть, без Евангелистов, и в том числе одно поволочено бархатом лазоревым: а ныне по осмотру одно переделано вновь, поволочено бархатом черным, а два в коже. 3 . Четыре Евангелия напрестольных же харатейных: два письменные, Евангелисты медные, без застежек, и в том числе два обложены бархатом червчатым, а два черным. 4 . Два Евангелия напрестольных харатейных, ветхи. 5 . Четыре Евангелия толковые недельные, печать Московская, а два Киевская печать, в десть. 6 . Два Евангелия повседневных, печать Московская, третье письменное. б. Апостолы: 7 . Два Аностола харатейных: один письмо старинное, в десть. 8 . Апостол, печать Киевская, в десть. 9 . Пять Апостолов печати Московской, в десть. 10 . Беседы Евангельские и Апостольские. 11 . Беседы Евангельские на Евангелиста Матвеа. 12 . Книга Беседословие в десть. 13 . Книга Беседы Евангельские в десть, застежки серебряные, поволочена камкою зеленою мелко-травною. 14 . Книга Беседы Евангельские в десть, по обрезу золочена. 15 . Книга Беседы Апостольские большие в десть. 16 . Книга Беседы Евангельские на Евангелиста Матвеа, писана мелким уставом. 17 . Книга на беседы Апостольские на Деяние толк, печать Киевская в десть, ветха. 18 . Книга Беседы Апостольские печатная. в. Уставы: 19 . Устав большой, печать Московская, в десть. 20 . Десять Уставов харатейных, и в том числе шесть в десть, а четыре в полдесть, и один ветх, без досок. 21 . Устав писаной в полдесть, наугольники медные. 22 . Устав писаной в десть старинной. 23 . Устав в десть, поволочен бархатом червчатым, по обрезу золочен. 24 . Книга Библия Острожской печати, в десть. г. Часословы: 25 . Часослов в десть, печать Московская. 26 . Часослов в осьмушку, печать Киевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010