Торба – маленькая сумка, мешочек. Трапезарь – монах, несущий послушание в монастырской трапезной. Трехсвятительская келлия Руссика – келлия трех святителей Пантелеимонова монастыря: Иоанна Златоуста , Григория Богослова и Василия Великого . С 1860 по 1884 год восстановлена усердием схимонаха Нила (Воротинцева) 634 . Троицкая келлия Руссика – келлия Пресвятой Троицы Пантелеимонова монастыря. Находится на востоке монастыря, менее версты расстоянием от него. Называлась иногда Серафимовской, ибо была построена на личные средства схимонаха Серафима (Комарова), бывшего петербургского купца. Строилась с 1850 по 1861 год. Чекмень – военная униформа. Эвергетинос – душеполезный сборник отрывков из святоотеческих творений, назван так по имени монаха Павла Эвергетиноса, жившего в XI веке. Экклесиарх (рус. пономарь) – монах, который ухаживает за храмом и смотрит за состоянием храма во время богослужения. Эпистасия – см. Священная Эпистасия. Ятаган – холодное оружие. 484 В общей сложности с 1836 по 1914 год из города Старого Оскола на Афон монашествовать приехали 37 человек. 486 Жизнеописание составлено по книге: Селевкий (Трофимов), схимонах. Рассказ Святогорца схимонаха Селевкия о своей жизни и о странствии по святым местам. СПб., 1860. Прил. С. 23. 489 Селевкий (Трофимов), схимонах. Рассказ Святогорца схимонаха Селевкия о своей жизни и о странствии по святым местам. СПб., 1860. Прил. С. 23. 493 Жизнеописание взято из книги: Антоний (Святогорец), иеромонах. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. Джорданвилль, 1988. С. 35. 494 Жизнеописание взято из книги: Антоний (Святогорец), иеромонах. Жизнеописания афонских под-вижников благочестия ХИХ века. Джорданвилль, 1988. С. 43. 495 Жизнеописание составлено по книге: Схимонах Денасий (Юшков). Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник за 1905 год. М., 1905. С. 250. См. также: Жизнь отца Хаджи Георгия, великого подвижника и постника Святой Афонской Горы. Изд. отца Парфения, настоятеля обители Благовещения Пресвятой Богородицы на Афоне. Одесса, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С двух сторон монастырь омывается водой. Раньше здесь подвизался Никита, который поставил крест. Впоследствии здесь основалась небольшая обитель во имя св. Иоанна Предтечи. Обновителем ее и основателем настоящего монастыря был патриарх Иеремия I († 1543). В соборе хранилось много частиц святых мощей: св. праматери Анны, свтт. Василия Великого , Иоанна Златоуста , Григория Богослова и других святых угодников и сподвижников Христовых. Самую главную святыню монастыря составлял чудотворный образ свт. Николая Чудотворца, выполненный весь из мозаики. В присутствии патриарха-строителя его извлекли из моря рыбаки. В море он был брошен иконоборцами, вероятно, в царствование иконоборца Феофила. Образ обложен хорошей серебряной ризой. По извлечении иконы на ней оказалась приросшая большая раковина; из одной половины ее сделали блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой – панагию. Этой панагией Константинопольский патриарх благословил нашего русского патриарха Иова. В монастыре было пять параклисов и церквей, а вне монастыря – одиннадцать. Братии было немного. В библиотеке монастыря есть замечательная греческая Псалтирь, принадлежавшая свт. Иоанну Златоусту . Она написана золотом, весьма изящно. Изображения заглавных букв и заставки разрисованы различными красками. Поклонники посещали Ставроникитскую обитель очень редко, так как она удалена от главной дороги. Келлия Введения во храм Пресвятой Богородицы Около монастыря Ставроникиты, на крутом и высоком берегу моря, расположена русская келлия Введения во храм Пресвятой Богородицы. В русских владениях она с 1820 года. Первый русский старец был Иоанникий, потом появились старцы Севастиан, Виссарион, Митрофан и теперь иеромонах Матфий. В обители была библиотека, где до тысячи книг. Братии было двадцать человек. Русский Ильинский скит Из всех русских обителей на Афоне Ильинский скит – самый старейший, так как основан еще в 1857 году знаменитым старцем Паисием Величковским . Преподобный Паисий, в миру Петр, родился в Полтаве и с самых ранних лет, движимый ревностью к духовной жизни, отправился на Афон. Из монахов Ильинского скита вышли основатели Андреевской обители – иеромонахи Варсонофий и Виссарион, а также духовник Русского Пантелеимоновского монастыря – иеросхимонах Иероним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В создании Братства русских обителей большое участие принимал настоятель келлии Святой Троицы Хиландарского монастыря иеросхимонах Нифонт (Краснов), ставший сначала товарищем председателя, а позднее и председателем Братства. О. Нифонт происходил из донских казаков. В юном возрасте придя на Афон, он подвизался сначала в Ильинском скиту и на Каруле, а затем, по кончине своего старца, в 1883 г. перешел в Свято-Троицкую келлию Хиландара. Основание этой келлии также приписывается свт. Савве Сербскому . В XVIII в., по свидетельству Григоровича-Барского, в ней вместе жили сербы, болгары и русские. Обитель располагается «на восток, заполчаса и ближае от монастыря отстоящ при пустыне и текущих водах, и воздусе здравом, на воскрыли горы, над потоком, при великом камени,... Нижае же скита того, есть удол, отнюду же начинается великий источник воды и течет даже до монастыря», 1171 здесь любил бывать и служить Константинопольский патриарх Иоаким II (Коккодис). 1172 В период своего расцвета обитель была скитом, но со временем пришла в упадок, неоднократно подвергаясь разорению от разбойников. При вселении в келлию о. Нифонт получил от кириархального монастыря омологию, по которой обитель называется русской. В 1894 г. Свято-Троицкий храм келлии был перестроен и расширен. Сама келлия состояла из трех двухэтажных корпусов, в которых в начале XX в. подвизалось около 50 монашествующих. Упомянем еще о некоторых известных келлиях, входивших в Братство русских обителей Афона. Недалеко от келлии свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря расположена келлия св. ап. Иоанна Богослова, принадлежащая тому же монастырю. Основание ее также приписывается преданием свв. Симеону и Савве Сербским . К концу XIX в. келлия была практически разрушена. Ее восстановлением в 1896 г. занялся иеромонах Герасим (Попов) (1859–1911?), прибывший на Афон в 23-летнем возрасте в 1882 г. и поступивший первоначально в хиландарскую келлию св. Иоанна Предтечи. Приобретя у монастыря келлию Иоанна Богослова, о. Герасим восстановил храм и построил большой корпус, в котором разместилась больница и другие помещения для больных и престарелых иноков. Второй корпус предназначался под кельи, трапезную и архондарик (гостиницу). В 1911 г. была произведена закладка храма в память 300-летия Дома Романовых, на которой присутствовало общее собрание Братства русских келлий, а также представитель российского посольства Н. В. Кохманский. В обители было много святынь, в том числе частица Животворящего Креста, множество частиц мощей, чудотворная наместная икона Божией Матери, древняя икона апостола Иоанна Богослова, мироточивая икона Иоанна Предтечи, древние иконы свт. Саввы и преп. Симеона Сербских, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста план     Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста         Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста находится на тропе, идущей от скита ап. Андрея к Ватопеду. Эту келью можно назвать тайной Святой Горы Афон . Пройдя буквально 20 минут вы наскакиваете на огромный храм, который стоит прямо на тропе. Удивляет, что келья почти не разрушилась. Келья заброшена, как и многие другие каливы. Дело в том, что игумен Хиландара не дает кельи монахам, поэтому сербские кельи медленно разрушаются. Это хороший пример того, что славяне, сербы и русские, за 1000 лет жизни на Афоне так и не смогли понять и принять византийской традиции подлинного гумманизма и демократии в Церкви.   Где появляются славяне, - там начинается беспринципная борьба за власть, в которой не разбираются в средствах. Поэтому келью свт. Иоанна Златоуста, как и все русские кельи, пустующие и по этой причине разрушающиеся, можно назвать монументами славянской дикости . Интересно, что 100 лет назад на этой келье жило около 50 русских монахов. Столько, сколько сейчас в одном монастыре вмч. Пантелеимона.   Греческий сайт сделал такую картинку. Комментарии Всего комментариев: 10 2019/06/19, 16:07:24 Подскажите пожалуйста , где находится Хилендарская келья апостола Иоанна Богослова? Виктор 2015/11/08, 11:19:20 Родион Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста и Хилендарская келья апостола Иоанна Богослова.----это две разные кельи. СТЕПАН 2015/01/25, 17:07:17 2014/01/25, 08:40:42 вопрос о том почему не дают келью русским очень прост. игумен сербского монастыря просто не хочет ссориться с греками и поэтому келья пусть лучше разрушается.бесправность и ущемления русских на афоне не новость, только все осталось как и сто лет назад.знаю все не по наслышке,сам пять лет как там живу. владимир 2012/04/26, 23:03:57 Это келлия св.Иоанна Златоуста. Верно. Спасибо! Александр 2012/04/26, 13:01:28 Это келлия св.Иоанна Златоуста,а не св.Иоанна Богослова.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=107...

  Греческий сайт сделал такую картинку. Фото http://agioritikesmnimes.pblogs.gr/ Комментарии Всего комментариев: 10 2019/06/19, 16:07:24 Подскажите пожалуйста , где находится Хилендарская келья апостола Иоанна Богослова? Виктор 2015/11/08, 11:19:20 Родион Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста и Хилендарская келья апостола Иоанна Богослова.----это две разные кельи. СТЕПАН 2015/01/25, 17:07:17 2014/01/25, 08:40:42 вопрос о том почему не дают келью русским очень прост. игумен сербского монастыря просто не хочет ссориться с греками и поэтому келья пусть лучше разрушается.бесправность и ущемления русских на афоне не новость, только все осталось как и сто лет назад.знаю все не по наслышке,сам пять лет как там живу. владимир 2012/04/26, 23:03:57 Это келлия св.Иоанна Златоуста. Верно. Спасибо! Александр 2012/04/26, 13:01:28 Это келлия св.Иоанна Златоуста,а не св.Иоанна Богослова. Елисей 2012/04/25, 06:56:07 Что имеем не храним - потерявши плачем !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! р.Б. Татьяна 2012/04/24, 07:01:56 Спаси, Господи, раба Твоего Игоря! Не поленился отчасти объяснить. Дай ему здоровья, терпения, смирения и Твоего благоволения. Да исполнится молитва его. р.Б. Родион 2012/04/23, 21:15:17 Игумен, который выстраивает вертикаль власти, боится, что появятся независимые от него люди в монастыре. Дав келью, он дает право келиоту на независимость. Поэтому игумен решает: пусть лучше кельи рарушатся, чем я потеряю власть. 2012/04/23, 08:05:22 Я не понял причину заброшенности Хилендарской кельи апостола Иоанна Богослова. Видимо эта тайна не для моего разумения. Святый отче Иоанне, моли бога о нас! Господи, прости, помилуй и спаси нас. Яко Ты Благ и Человеколюбец. р.Б. Родион Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон . Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне .

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=10...

национально-освободительного восстания 1821-1829 гг., отстроившими в 1888 г. комплекс зданий; св. Иоанна Предтечи (сразу за храмом Протата), известна с 1593 г. как келлия Касторийцев, в которой в 1-й пол. ХХ в. жил видный участник «борьбы за Македонию» капитан Г. Янглис (в монашестве Гавриил, † 1946), а затем - звонарь Дамаскин († 2004), подвизавшийся на Афоне в течение 85 лет с 8-летнего возраста; свт. Николая Чудотворца (в местности Адин на границе с Капсалой). Иногда к карейским келлиям причисляют другие иверские келлии, находящиеся к югу от К.: прав. Анны, где подвизается протопсалт иером. Антипа (Скандалакис), Преображения Господня (Мораитико), Св. Троицы, Рождества св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца (Типографов, τν Τυπογρφων) и св. Говделы. Хиландар - конак-келлия Благовещения Пресв. Богородицы и 22 келлии, из к-рых в наст. время заселено 11. Наибольшее историческое значение имеют основанные свт. Саввой Сербским келлии Типикарница (в центре К., к западу от Протата, названная так по написанному для этой келлии Типикону 1197 или 1199 г.; от укреплений серб. кор. Стефана Милутина кон. XIII в. сохранилась башня св. Саввы, существующее здание храма построено в 1775 г., нартекс расписан в 1806 г. мон. Макарием из Галатисты) и Патерица (к северо-востоку от скита ап. Андрея Первозванного, получила наименование по хранящейся в ней реликвии - посоху ( πατερτσα) прп. Саввы Освященного, привезенному из Палестины Саввой Сербским (в наст. время хранится в Типикарнице), церковь освящена в честь Преображения Господня, нартекс пристроен в 1745, фрески апсиды выполнены во 2-й пол. XVIII в.). В XIX - нач. ХХ в. Хиландару принадлежали 1 болг. (Введения во храм Пресв. Богородицы) и 8 рус. келлий (Благовещения Пресв. Богородицы, сщмч. Игнатия Богоносца, Св. Троицы, свт. Иоанна Златоуста, Трех святителей, свт. Николая Чудотворца (Белозёрка, Буразери), ап. Иоанна Богослова, Рождества св. Иоанна Предтечи). Возникновение большинства рус. келлий предание также связывает с именем свт.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

На расстоянии 30 м к юго-востоку от кафизмы Пресв. Богородицы находится пещера, где, по преданию, подвизался прп. Григорий Новый с учениками до основания Г. м. Пещера представляет собой вытянутую к востоку прямоугольную полость (внутренний размер 4,63 ´ 2,50 м), в вост. части к-рой есть небольшое возвышение и стоит аналой. Пещера с зап. стороны отгорожена каменной стеной с дверным проемом, через к-рый внутрь попадает свет. К востоку от пещеры в получасе ходьбы находятся развалины кафизмы св. Апостолов, где в древности монахи укрывались от пиратских набегов. Новая церковь воздвигнута на этом месте в 1997 г. В 2 ч. ходьбы к северу от Г. м. расположена келлия ап. Иоанна Богослова. На 2-м этаже кроме 5 келий и др. помещений есть храм во имя этого святого. Здание келлии было построено в 1875 г. известным подвижником Хаджи-Георгием как временное жилище при постройке келлии св. Стефана (в 200 м к юго-западу) и после переселения его туда отошло Г. м. Теперь это здание используется как домик лесного хозяйства обители, неподалеку находится монастырская лесопильня. Келлия св. Стефана, также принадлежащая мон-рю, упоминается в вакуф-наме 1561 г. как имеющая 6 келий и 6 церквей. В 1875 г. она была предоставлена монахам братства старца Хаджи-Георгия. Видимо, прежние здания не сохранились, и в 1876 г. был заново построен и освящен храм во имя первомч. Стефана, от к-рого в наст. время остались только фрагменты стен. В 1995-1997 гг. мон-рь обустроил находившиеся на этом месте 3 домика лесорубов для кафизмы и на новом месте построил ц. во имя св. Стефана. В 200 м к северо-западу от келлии ап. Иоанна Богослова, в дубовом лесу, на возвышенности, как место уединенной молитвы и одновременно пост пожарного наблюдения (такая необходимость возникла после катастрофического лесного пожара в 1990) с 1997 г. располагается кафизма прор. Илии. Храм встроен в здание кафизмы, на ее крыше размещается наблюдательный пункт. В 20 мин. ходьбы к северо-западу от мон-ря располагается кафизма вмч. Артемия с одноименным храмом, построенная в 1870 г. григориатским мон. Амвросием (в схиме Артемий). Позднее она была выкуплена братством старца Агафангела Кавсокаливийского, а в XX в. пришла в запустение. Восстановлена в 1989 г. и используется для особого молитвенного уединения братии.

http://pravenc.ru/text/168091.html

Необыкновенно хорошо было юноше. На всю жизнь запомнил он тот день, когда батюшка Серафим преподал ему урок того, что значит «стяжание Духа Святого». К концу жизни преподобного старца чтила уже вся Россия. Благодатные его способности были необычайны. Ему дано было видеть даже райские обители, уготованные Богом в вечности для добродетельных людей. Когда он рассказывал своим самым близким людям об этих откровениях, лицо его преображалось и изливало чудный свет. С небесной радостью и умилением он говорил: «Ах, если бы люди знали, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небе, они решились бы во временной жизни все скорби переносить с благодарением. Если бы эта самая келлия была полна червей, и они бы всю жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо было бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости». Людская слава тяготила старца, от великих трудов он пришел в сильное изнеможение. Когда преподобный возвращался к себе в пустыньку из монастыря, по обеим сторонам дороги стояли толпы народа, желавшего хотя бы прикоснуться к его одежде, хотя бы увидеть его. Последние годы жизни преподобный Серафим много заботился об основанном им женском Дивеевском монастыре. В монастырь поступали девушки-сироты, а также те, кто искал высокой и богоугодной жизни под руководством батюшки Серафима. Святой направлял жизнь обители, следуя благословениям Божией Матери. Незадолго до кончины святого его в двенадцатый раз посетила Пресвятая Богородица. Это было в присутствии одной из дивеевских сестер. Вдруг сделался шум, подобный ветру заблистал свет, послышалось пение. Келлия старца чудно преобразилась: она словно раздвинулась, потолок исчез и вверху было одно сияние. А затем явилось чудесное шествие: шла Богоматерь в сопровождении двенадцати святых дев, Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи; впереди шли два Ангела с цветущими ветвями в руках. На Царице Небесной была сияющая, несказанной красоты мантия, голову венчала дивная корона. Старец на коленях встречал Владычицу неба и земли. Матерь Божия обещала святому не оставлять дивеевских сестер Своей помощью. Она предсказала преподобному скорую кончину, переход в Небесное Царство и благословила его. Благословили старца и святые, пришедшие к преподобному вместе с Божией Матерью. «Сей от рода нашего!» – прорекла Пресвятая Богородица с любовью глядя на Своего послушника, который мужественно прожил долгую жизнь по заповедям Ее Сына.

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Очень утешительно также было для обители посещение оной высокопреосвященным митрополитом сербским Михаилом 44 в 1883 году; а за тем в июне 1884 года посещение ее вторым русским иерархом – преосвященным Модестом, епископом люблинским (нынешним епископом нижегородским); к сожалению пребывание последнего на св. горе было очень кратковременно. В одно же время с преосвященным Модестом благоволил посетить Руеик и наш русский посол в Константинополе Александр Иванович Нелидов. Все это для обители составило большое торжество. IX. Келлии с церквами, скиты, метохи, подворья и проч. принадлежащие русскому монастырю св. Пантелеймона На Афоне: а) Келии с церквами 1) Всех святых, в полуверсте от монастыря, на запад, по берегу моря, на ровной местности; при ней большой огород. Близ нее находится монастырская водяная мельница. 2) Преподобного Евфимия великого, в двух верстах от монастыря на северо-запад, с большим огородом. Церковь прежде была во имя св. Иоанна Предтечи, но когда пришла в ветхость, возобновлена русским монахом Иринеем (в схиме Евфимием), скончавшимся 8 сентября 1865 года. 3) Св. великомученика Георгия, верстах в 3 ½ от монастыря на северо-запад, при подошве одного из возвышенных холмом, пустынных. Называется «Селевкиевою», ибо тут жил возобновившии ее при помощи благотворителей, схимонах Селевкий, который скончался 5 сентября 1873 г. – При ней орешник, небольшой огород и виноградник. Здесь же подвизался наш знаменитый русский валаамский молчальник о. Тихон (в схиме Тимофей), долгое время живший на Валааме. а на Афоне скончавшийся в 1847 году 13 августа. (Биографические сведения о нем помещены в «Письмах святогорца»). 4) Трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, близ Георгиевской или «Селевкиевой» келлии. Эта келлия возобновлена старанием жившего в ней схимонаха Нила, в 1884 г. скончавшегося. При ней огород. 5) Благовещения Пресвятыя Богородицы, близ Трех-святительской келлии, немного выше ее на восток. Келлия эта древняя, но в 1846 году она возобновлена, а в 1884 г. увеличена: впрочем самая церковь сохранилась в прежнем виде. – На этой келлии выделывается вино, которое, как лучшего достоинства, употребляется для церковных богослужений: ибо невдалеке от нее находится обширный виноградник. На этом самом винограднике сохранились развалины древнего монастырька Кацари, с 1363 г. принадлежавшего русскому монастырю, о коем упоминаемо было выше. От Благовещенской келлии минут 15 ходу и до старого Русика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Загоревшись идеей возрождения груз. монашества на Афоне, Барклая по совету Иеронима , духовника Русского Пантелеимонова мон-ря, возвратился на родину, принял монашеский постриг с именем Венедикт и, заручившись сопроводительными грамотами 3 груз. архиереев, собрал 35 тыс. р. для покупки заброшенной иверской келлии ап. Иоанна Богослова. В 1869 г. он вернулся на Афон с 12 соотечественниками и посредством щедрых даров иверской братии добился выкупа келлии за 3 тыс. р. (45 тыс. гроссов) на 3 лица и начал интенсивное строительство, что сразу осложнило отношения с братией И. м. ввиду сооружения большого храма с куполом, не соответствовавшего статусу келлии. Было воздвигнуто 3-этажное здание с 50 комнатами (1871-1875). Владеющий мон-рь не только отверг претензии келлии (братия которой увеличилась до 40 чел.) получить статус скита (1882), но и всячески препятствовал строительству и требовал выдворения груз. монахов, кроме вписанных в омологию (договор об аренде мон-рем к.-л. келлии, в к-рый вписываются лица, заключающие договор, после смерти которых келлия переходит во владения мон-ря). Изгнание удалось предотвратить из-за угроз российского правительства подвергнуть секвестру владения И. м. на территории Российской империи. Александр III пожертвовал келлии 15 тыс. р. из собственных средств и велел отпускать ежегодно по 3 тыс. р. до окончания спора с греками ( Натроев. 1909. С. 371). Этот спор продолжался в течение 50 лет, до первой мировой войны греч. и груз. насельники так и не пришли к соглашению. Грузинская братия именовала келлию Новоиверской обителью и назначила иером. Венедикта ее игуменом. Но греки не разрешали более никого вписывать в омологию, где были указаны 3 насельника, чтобы по их смерти келлия по афонским правилам снова перешла И. м. Когда Афон занял русско-франц. отряд (4 янв.- 30 июня 1916), то были сделаны максимальные уступки: И. м. дал разрешение на освящение храма келлии (это разрешение ожидалось в течение 30 лет), на рукоположение иноков во священнический сан, на проведение воды и на ежегодное получение определенного количества дров ( Павловский. 2004. С. 611).

http://pravenc.ru/text/293365.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010