VI. Ближняя пустынь и пребывание в ней о. Серафима О происхождении, рисунке и названии Саровского родника. – Келлия о. Дорофея и смерть его. – Изнеможение о. Серафима и совет близких людей. – Сокровенный выход из келлии и значение этого случая. – Явление во сне Пресвятой Богородицы. – Благословение игумена. – Выход из затвора в лес. – Посещение прежней пустыни. – Телесные труды старца. – Временное убежище для него. – Устройство новой постоянной келлии. – Название всей этой местности. – Переименование родника. – Времяпровождение о. Серафима. – Распоряжение Тамбовского архиерея, чтобы он причащался в церкви св. Таин. – Увеличение его посетителей. – Отзыв о. Нифонта о сем. – Характеристика о. Серафима за это время, написанная его современником. – Прибавление к ней. – Переход к следующей главе Верстах в двух от монастыря находился родник с водою. В Саровской обители не знают, кем первоначально вырыт он; существовал же он с давнего времени, еще до поступления о. Серафима в монастырь. В 1825 году он имел следующий вид: бассейн был покрыт накатом из бревен и засыпан землею; вода вытекала из него только одною трубою; вблизи родника, на столбике, невидимому, нарочно устроенном, стояла икона св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По этому обстоятельству родник называли богословским. Когда о. Серафим жил еще в дальней пустыне, то хаживал к этому месту и упражнялся близ источника в телесных трудах. – Местность родника очень нравилась старцу. На расстоянии четверти версты от богословского родника, на горке, стояла келлия, в которой спасался инок Саровской обители, иеромонах Дорофей. В половине сентября 1825 года благочестивый отшельник переселился в иной, лучший, небесный мир, к которому всю жизнь стремилась душа его. Между тем старец Серафим от долговременных подвигов пришел в крайнее изнеможение: со времени стояния на камнях у него не переставали болеть ноги, а к ногам присоединилось еще ощущение сильной боли в голове. Ему советовали, для поддержания здоровья, иметь движение и пользоваться свежим воздухом. Чувствуя всю необходимость этого совета, о. Серафим стал выходить из келлии своей. Замечателен самый первый выход: он относится к числу сокровенных его подвигов и дел, о которых раз упомянуто было прежде. Наступила весна 1825 года. Уже был Великий пост – время особых подвигов для иноков Саровских. Раз один из братьев обители, по имени Филарет, вставши очень рано утром и совершив свое домашнее правило, вышел из келлии в ограду монастыря. Неожиданно он видит вдали человека, окруженного мраком и совершенною тишиной, который нес на руках какую-то тяжесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Григориат; греч. Ιερ Μον Γρηϒορου], во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь. Расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), в устье потока Хрендели, на невысокой (до 20 м) прибрежной скале, между мон-рями Симонопетра и прп. Дионисия. Занимает 17-е место в иерархии 20 афонских мон-рей (c 1574). Игумен - архим. Георгий (Капсанис). Общее число братии - 86 чел.: 80 - в мон-ре и 6 - в зависимых от него келлиях. Главные праздники: дни преставления и перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 20 мая), память прмц. Анастасии Римляныни (29 окт.), память основателя мон-ря прп. Григория Нового (7 дек.), память прп. Григория Синаита и его учеников (3-я Неделя по Пасхе). Мон-рь управляется пожизненно избираемым на общем собрании братии игуменом, к-рый имеет духовную власть над братией. Исполнительную власть он разделяет с эпитропией из 2 членов, законодательную власть осуществляет герондия (духовный собор или совет старцев). Г. м. принадлежат 9 кафизм в окрестностях мон-ря: прор. Илии, преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших, Пресв. Богородицы, св. Апостолов, ап. Иоанна Богослова, прор. Илии на Горе, вмч. Артемия, вмч. Георгия и первомч. Стефана; 5 келлий в Карее: мч. Трифона, основанная в X в. и служащая представительством мон-ря в Протате; свт. Филофея, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная мон-рем в 1661 г. и отстроенная заново в 1996-1997 гг.; Сретения Господня, где размещается братство Иосафеев, занимающихся иконописанием; св. Бессребреников, предоставленная др. братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца, недавно восстановленная из развалин мон. Александром, а также келлия святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Капсале, в к-рой нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец. В наст. время мон-рь имеет ряд подворий (метохов): ц. св. Бессребреников в Арте, церкви вмч. Георгия и Успения Пресв. Богородицы в Фессалонике, подворье Авлида в номе Беотия, Вулциста близ Веррии, владения в дер. Куварас (Аттика), ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (в Халкиде), Партенонос (или Григориатико) близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония. Исторический очерк

http://pravenc.ru/text/168091.html

С.В. Шумило Статус Афонских обителей Говоря о существовании на Афоне какой бы то ни было обители, важно учитывать, что, согласно действующей «Уставной хартии Святой Горы Афонской», в его пределах строго регламентирована деятельность лишь 20 обителей, имеющих статус патриарших ставропигиальных монастырей. Создание новых монастырей на Афоне запрещено. Из этих 20 обителей – 17 греческих и только 3 – славянские: сербский Хиландар, болгарский Зограф и русский св. Пантелеимона (Русик). Кроме того, «Уставной хартией» регламентирована деятельность 12 афонских скитов, пребывающих в подчинении монастырей Афона. Создание новых скитов также запрещено. В списках этих 12 афонских скитов мы не находим упоминаний о созданном украинскими казаками в XVIII в. ските Рождества Богородицы «Черный Выр» (или, как его еще называли, «Мавровыр»). Однако еще в 1913 г. на Афоне насчитывалось 16 скитов, и среди них упоминался «Черный Выр» 28 . Сразу заметим, что на Святой Горе скиты существенно отличаются от привычных нам и распространенных в Украине и России. В нашем традиционном понимании скит – это небольшое уединенное жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное при определенном монастыре. В таких скитах подвизается, как правило, по нескольку отшельников. В качестве синоним а слова «скит» у нас нередко используется слово «пустынь». Совсем иное значение скиты имеют на Афоне. Здесь это крупные обители, ничем не уступающие монастырям, а иногда и превышающие их численно, но при этом не имеющие самостоятельных прав. Так, в русском Андреевском скиту на Афоне в начале ХХ в. насчитывалось более 800 человек братии, а в Ильинском скиту – около 500. Это при том, что некоторые греческие монастыри Афона насчитывали не более 20–30 человек братии. Получить статус скита новообразованной обители на Афоне всегда было крайне сложно. Так, уже упомянутый русский Андреевский скит, образованный на месте бывшей греческой келлии «Серай», с большими трудностями добился от Константинопольского патриарха в 1850 г. статуса скита 29 . Другие русские обители Афона, по численности превышавшие многие греческие монастыри, не имели даже такого скитского статуса и назывались «келлиями». Опять же, наше традиционное представление о келлиях существенно отличается от афонского. В нашем понимании келлия – это небольшая жилая комната в монастыре. На Афоне же под «келлией» подразумевается небольшая обитель с собственным параклисом (храмом). Причем, например, в начале ХХ в. русская келлия Иоанна Златоуста насчитывала более 90 человек братии 30 . Русская келлия Иоанна Богослова – более 80 человек, Благовещенская келлия – более 70 человек, келлия Игнатия Богоносца – 50 человек, келлия Святой Троицы – около 50 человек, келлия Трех Святителей – около 30 человек 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других русских святогорских обителей. Помимо Свято-Ильинского и Андреевского скитов, на Афоне возникают многочисленные русские келейные обители, некоторые из которых по своей численности превышали греческие монастыри. Так русская келлия свт. Иоанна Златоуста насчитывала около 100 человек братии. Русская келлия свт. Николая («Белозерка») – 85 человек, келлия Иоанна Богослова – более 80 человек, Благовещенская келлия – более 70 человек, келлия Игнатия Богоносца – 50 человек, келлия Святой Троицы – около 50 человек. Всего на Святой Горе к началу ХХ века насчитывалось более 80 крупных, средних и малых русских келейных обителей, а также 187 калив. Общее число русских монахов на Афоне в этот период составляло около 5000 человек, что превышало общее число греческих, болгарских, сербских и румынских иноков Святой Горы. Одной из самых известных на Афоне была русская келейная обитель, посвященная в честь Святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай Чудотворец      Глубокое почитание Святителя Николая Чудотворца всегда на Руси имело широкое распространение. Перенесли эту благочестивую традицию русские святогорские иноки и на Афон. Проявлением такого благоговейного почитания памяти Святителя Николая стало основание на Святой Горе русской келейной обители, посвященной святому чудотворцу. Ныне ее все знают как келлия «Буразери». Однако еще в 50-е годы ХХ столетия на Афоне все называли ее на русский манер – «Белозерка». Собственно, нынешнее название «Буразери» - это и есть забытое и искаженное на греческий манер прежнее русское наименование «Белозерка». Располагается обитель недалеко от Кареи, административного центра святогорской монашеской республики. Бывшая русская келлия " Белозерка " (Барузери) на Афоне      По преданию, устроителем келлии был святитель Савва Сербский. Долгое время в ней подвизались иноки сербской национальности. Однако к концу XVIII в. она пришла в упадок.

http://pravoslavie.ru/99599.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста план     Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста         Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста находится на тропе, идущей от скита ап. Андрея к Ватопеду. Эту келью можно назвать тайной Святой Горы Афон . Пройдя буквально 20 минут вы наскакиваете на огромный храм, который стоит прямо на тропе. Удивляет, что келья почти не разрушилась. Келья заброшена, как и многие другие каливы. Дело в том, что игумен Хиландара не дает кельи монахам, поэтому сербские кельи медленно разрушаются. Это хороший пример того, что славяне, сербы и русские, за 1000 лет жизни на Афоне так и не смогли понять и принять византийской традиции подлинного гумманизма и демократии в Церкви.   Где появляются славяне, - там начинается беспринципная борьба за власть, в которой не разбираются в средствах. Поэтому келью свт. Иоанна Златоуста, как и все русские кельи, пустующие и по этой причине разрушающиеся, можно назвать монументами славянской дикости . Интересно, что 100 лет назад на этой келье жило около 50 русских монахов. Столько, сколько сейчас в одном монастыре вмч. Пантелеимона.   Греческий сайт сделал такую картинку. Комментарии Всего комментариев: 10 2019/06/19, 16:07:24 Подскажите пожалуйста , где находится Хилендарская келья апостола Иоанна Богослова? Виктор 2015/11/08, 11:19:20 Родион Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста и Хилендарская келья апостола Иоанна Богослова.----это две разные кельи. СТЕПАН 2015/01/25, 17:07:17 2014/01/25, 08:40:42 вопрос о том почему не дают келью русским очень прост. игумен сербского монастыря просто не хочет ссориться с греками и поэтому келья пусть лучше разрушается.бесправность и ущемления русских на афоне не новость, только все осталось как и сто лет назад.знаю все не по наслышке,сам пять лет как там живу. владимир 2012/04/26, 23:03:57 Это келлия св.Иоанна Златоуста. Верно. Спасибо! Александр 2012/04/26, 13:01:28 Это келлия св.Иоанна Златоуста,а не св.Иоанна Богослова.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=107...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Скит Малая Анна Скит Малая Анна     Малая св. Анна (греч. Μικρ Αϒα ρδβλθυοτεΑννα) находится в долине между скал - в 2,5 км к юго-западу от Большой св. Анны. Первыми подвижниками, построившими здесь келлию, были прп. Дионисий Ритор († 6 окт. 1609) и его ученик прп. Митрофан. По преданию, прп. Дионисий происходил из имп. рода Комнинов, был пострижен в Студийском мон-ре и прозван Ритором за свои энциклопедические познания. Во 2-й пол. XVII в. в келлии Архангелов жил церковный писатель Агапий Ланд, в наст. время в ней живет схоларх Афониады иером. Никифор.   В находящейся выше Воскресенской келлии подвизался иером. Савва Духовник († 1908). Его мощи пребывают нетленными и благоухают. В келлии св. Иоанна Предтечи жил гимнограф Герасим Микраяннанит († 1991), автор ряда чинопоследований, в частности прп. Симеону Новому Богослову, свт. Григорию Паламе и др. исихастам.       Герасим Микраяннанит       В келлии Успения Божией Матери подвизался старец Авимелех Микраяннанит (1858-1965), ученый монах, первый биограф свт. Нектария Эгинского. В келлии ап. Фомы живет братство Фомадов, известных святогорских певчих. В наст. время общее число келлий - 10, заселены 4, в них живут 17 чел. Вулевтирии (греч. τ Βουλευτρια) находятся близ побережья Большого скита св. Анны. Самая древняя келлия во имя сщмч. Елевферия упоминается в письменных источниках X-XI вв. В XIV в. игуменом этого мон-ря был прп. Геронтий (по др. сведениям - в XI в.). В наст. время в 6 келлиях-исихастириях живут 8 монахов.       Малая Анна   На расстоянии получаса ходьбы от Большого Скита Св. Анны монахи основали Малый Скит, где, словно ласточкины гнезда на крутой скале, выстроены кельи с плоскими крышами.   Скиту принадлежит также калива Картсонеев с величественным храмом Святого Георгия.  Братство было основано иеромонахом Гавриилом (1876-1956 гг).   В каливе Святого Элевферия, также принадлежащей скиту, в XIV веке подвизались преподобные Нифон Афонский и Геронтий. Комментарии

http://isihazm.ru/?id=593

Письмо в виде завещания В исихастирий святого евангелиста Иоанна Богослова, Суроти Сегодня, 2 февраля 1988, на Сретение Господне, я счел своевременным написать и послать это письмо в исихастирий святого евангелиста Иоанна в Суроти старице Филофее с сестрами как своего рода завещание, ибо не знаю, когда умру, и не хочу, чтобы после моей смерти возникли какие-то проблемы. 1. Исихастирию святого евангелиста Иоанна в Суроти, старице Филофее с сестрами, принадлежат святые мощи преподобного Арсения Каппадокийского и право повторного издания двух написанных мною книг: «Отец Арсений Каппадокийский » 1 и «Старец Хаджи-Георгий Афонский». 2. Тот же исихастирий святого евангелиста Иоанна в Суроти имеет право на издание всех моих неизданных тетрадей и писем, посланных мною в свое время, а также записей, сделанных сестрами во время наших общих бесед. Таким образом, на все, написанное мною с 1967 до нынешнего 1988 года и до самой моей смерти, имеют права, о которых я сказал выше, только старица Филофея с сестрами, живущие в исихастирии святого евангелиста Иоанна в Суроти. Другие сестры, уехавшие в Александруполис 2 с отцом Поликарпом, не имеют на это права, потому что не послушались моего совета и, очевидно, не получили пользы от всего того, чему я учил их многие годы. Поэтому теперь я только молюсь о том, чтобы им помог Христос. Аминь. Итак, сегодня, в день Сретения Господня, в присутствии отцов, подтверждающих это мое письмо своими подписями, и невидимо пребывающего с нами Христа, я пишу и посылаю его и прошу, чтобы все упоминаемое мною в нем было принято со вниманием и соблюдено. Молюсь, чтобы вы сподобились доброго свидетельства в день Суда Божия и вечного Царства Христова. Аминь. С великой любовью о Христе монах Паисий. Святая Гора. «Панагуда», келлия монастыря Кутлумуш 3 . Свидетели отцы: 1. иеромонах Паисий; 2. иеромонах Арсений; 3. монах Исаия. 3 В келлии «Панагуда» старец Паисий провел последние годы своей жизни. Название келлии означает «Пресвятая». – Ред. Читать далее Источник: Старец Паисий Святогорец : Письма/Перевод с греческого С. Говорун. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. – 224 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Хилендар, сербский славянский, 80 человек, эпитропы; Дохиар, греческий, 50 человек, эпитропы; Ксиропотам, греческий, 75 человек, эпитропы; Симоно-Петра, греческий, 60 человек; лавра св. Афанасия, греческий, 150 человек, эпитропы; Филофей, греческий, 45 человек, эпитропы; Ивер, греческий, 150 человек, эпитропы; Всего около 2995 человек. В старом Нагорном Русике, принадлежащем Пантелеймонову монастырю, подвизалось 60 монахов. Вторую группу монашества составляют скиты общие – из собрания келлий и калив. Эти скиты находятся на земле больших монастырей. Всего в скитах насчитывалось около 1865 иноков. К третьей группе монашества на Афоне относятся келлии (маленькие монастыри). Управляются они старцами монастыря. На Афоне было около шестисот келлий, из них 66 заселяли русские монахи. Вот список русский келлий: На земле Хилендарского монастыря: свт. Иоанна Златоустог о, ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи, Благовещенский, Трех святителей, сщмч. Игнатия Богоносца , Святой Троицы (1-й), Святой Троицы (2-й), свт. Николая Чудотворца, Рождества св. Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: свт. Иоанна Златоустог о, прпп. Петра и Онуфрия, Положения Пояса Богородицы, Святой Троицы, свт. Николая Чудотворца, ап. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, св. Иоанна Предтечи, Трех святителей, ап. Андрея Первозванного, мч. Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенский, Архистратига Михаила. На земле монастыря Филофей: св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Котоломуш: вмц. Варвары, свт. Николая Чудотворца, вмчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: св. Артема, св. Георгия (Кераши), ап. Иоанна Богослова (1-й), ап. Иоанна Богослова (2-й), св. Иоанна Предтечи, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, прп. Макария, вмч. Георгия, св. Иннокентия, Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот деревянная резная панагия, с деревянной цепью; вот деревянный резной крест для ношения на груди. Это – также плоды рукоделия, во избежание грешной праздности. А это что? Телескоп, два микроскопа, анатомический атлас, шесть атласов географии общей, церковной и библейской... А какое громадное собрание книг! Всюду книги, книги, целые груды книг... Вот история России Соловьева, всемирная история Шлоссера, сочинения Гегеля, Фихте, Якоби... Но подавляющее большинство книг духовного содержания; почти все духовные журналы, творения великих отцов и учителей Церкви: св. Григория Богослова , св. Василия Великого , св. Иоанна Златоустог о, Исаака Сирианина, св. Нила Сорского , св. Тихона Задонского , св. Димитрия Ростовского и многих, многих других великих наставников и подвижников... Четьи-Минеи и прологи на греческом языке, Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского ... Много книг богословского и церковно-исторического содержания на французском, немецком и английском языках, например, Богословская энциклопедия на французском языке в 150 томах. Видно, недаром говорил почивший: «и книги с человеческими мудростями могут питать дух. Это те, которые в природе и в истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия... Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет читать». Но, бесспорно, вся душа святителя прилежала к изучению слова Божия и святоотеческих творений, о чем выразительно свидетельствует каждая страница его многочисленных творений. Кстати: для всех, кто с любовью изучает творения почившего святителя, мы можем сообщить, что в келлии покойного найдены в рукописи: «Толкование на послание Апостола Павла к Евреям», «пасхальное Евангелие», «Ответ штундистам», «О страданиях и крестной смерти Спасителя», а, может быть, найдется и еще что-нибудь. Всего в рукописи от 4 до 5 стоп бумаги. Святитель любил священное искусство иконописания и сам был хороший художник. Нося в душе образы иного, высшего небесного мира, он, видимо, желал окружить себя и на земле их светлыми отражениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Дальше путь его лежал в отшельнические места на Капсале. Здесь он проводил настоящую отшельническую жизнь, вкушая немного супа с сухарями и придерживаясь безмолвия. Но когда он по обыкновению прятался от посетителей, то вдруг услышал через дверь слова иеромонаха из Андреевского скита: «Не усидишь ты в своем безмолвии. Где твоя любовь к ближним?» Отец Феодосий задумался. Он решил осилить тот путь, которым не смог пройти, — снова вернулся к отцу Лукиану. На этот раз он выдержал только полгода. Старался все терпеть, но не выдержал. «Врачевахом Вавилона и не исцеле», — говорил его старец. Будущий старец тогда совсем отчаялся: понял, что не может выдержать настоящего послушания, и решил испробовать братское житие, которое есть первая ступень к жизни отшельнической. Он организовал на Капсале нечто вроде маленького скита из трех монахов, которые каждую неделю из своей среды выбирали старшего и слушались его как игумена. Но самодельный скит скоро развалился. И подвижник решил проводить самостоятельную жизнь по-отшельнически, но прибегая к духовным советам старцев. Одним из таких старцев, к которому обращался отец Феодосий, был иеросхимонах по имени тоже Феодосий (умер он 25 мая 1903 года), достойный украсить историю Афона не только своим происхождением, но и своей монашеской жизнью. Этот отец Феодосий был грузином и жил в грузинской келлии апостола и евангелиста Иоанна Богослова Иверского монастыря. Отец Феофан прожил на Капсале, поучаясь у старцев, несколько лет, будучи вынужден часто менять келлии. Как-то он услышал, что в скиту Василия Великого, где начинал свой монашеский путь преподобный Паисий Величковский, есть старец, преуспевший в непрестанной молитве. Вскоре русский монах переселился на Катунаки и обрел великого учителя молитвы исихаста Калиника. Закончил же свое странствие по афонским келлиям отец Феодосий на Каруле. Здесь ему суждено было прожить достаточно долго, до самой смерти. Переселился он на Карулю в 1914 году, а отошел ко Господу 2 (15) октября 1937 года. Троицкая келлия была построена на деньги, полученные от игумена Пантелеимонова монастыря Мисаила. Освящена в 1917 году. Второй придел посвящен Покрову Божией Матери. По просьбе жертвователей здесь 5 июля по старому стилю также особо праздновалась память преподобного Сергия Радонежского и преподобного Афанасия Афонского.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=270...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010