Совмещение это тем более могло рассчитывать на успех, что палестинское монашество, очевидно, не вполне разделяя взгляды преп. Нила Синайского и Варсонофия В., довольно рано стало приспособлять церковное последование часов для келейно-одиночного употребления, приближая его в этом случае к правилу псалмопения. Оставалось пойти навстречу и с другой стороны, т. е. приблизить правило псалмопения к часам. Чин 12-ти псалмов легко поддавался этому. Взаимодействие египетского чина 12-ти псалмов и палестинских трипсалмых часов выливается в самые разнообразные формы, отражая на себе преимущественное влияние то одной, то другой практики; и если в часах изменение коснулось, главным образом, их содержания, или состава, то в чине 12-ти псалмов видоизменяется его форма. Таким образом, под влиянием правила псалмопения образовались многопсалмные и, в частности, 12-ти псалмные часы, а под воздействием часов правило псалмопения принимает форму трипсалмных последований. Это не исключало, конечно, возможности различных вариантов, с более или менее определенными колебаниями как в одну, так и в другую сторону. Вся совокупность чинопоследований, так или иначе отразивших на себе влияние одиночной келейной практики, составляет правило псалмопения в широком смысле. Обращаясь непосредственно к литургическим памятникам, мы находим в них несомненные следы всех сложных исторических переживаний в области монастырского богослужения, вполне подтверждающие высказанные нами сейчас предположения. В частности, дошедшие до нас рукописи, несмотря на случайность и неполноту их подбора, отражают в себе, все бесконечное разнообразие правил суточного богослужения, и, подражая преп. И. Кассиану, с полным правом можно бы оказать, что «число сих правил почти равняется числу» дошедших до нас древних памятников. Среди этого разнообразия отчетливо выделяются как часовые последования, окончательно сложившиеся под влиянием 12-типсалмия, так и последования 12 псалмов, принявшие форму часовых служб. К последованиям первого рода относятся, прежде всего, службы египетского копто – эфиопского Часослова, из которых каждая содержит в себе по 12-ти псалмов, затем – многопсалмные службы древнего палестино – саввинского Часослова и, наконец, западные «канонические часы» – horae canonicae. В этих памятниках проявилось внутреннее органическое слияние правила псалмопения с часами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Копто-эфиопский Часослов, судя по всем данным, употреблялся при церковно-общественном храмовом богослужении (стр. 173–175); ему не чужды даже характерные признаки песненного последования: трехъантифонный строй (напр. вечерни), молитвы отпуста («отпустительный»), молитвы главопреклонения («благословения», стр. 173) и ектении (стр. 129–137). Тем не менее связь его с монастырской практикой вне всякого сомнения 186 . Есть в нем также и явные следы приспособления к келейно-одиноч- ному обиходу. Так напр. все добавочные (сравнительно с общим чином) молитвословия часов третьего, шестого и девятого предназначаются только для одного молящегося; обращение к Давиду-царю перед чтением псалмов («Прииди ко мне днесь, Давиде-царю») в свою очередь произносится от имени одного чтеца, с намерением «в законе Господни поучаться день и нощь» (стр. 9–11) 187 . Но особенного внимания заслуживает строго выдержанное во всех службах 12 – типсалмие. Несомненно здесь отразилось влияние монашеского правила псалмопения и, в частности, чина 12-ти псалмов; при чем чин этот был истолкован слишком расширительно, и таким образом, вместо вечернего и ночного чина 12-ти псалмов, образовалось столько же 12-типсалмных последований, сколько отдельных суточных служб было в церковном употреблении у египтян. 5. В Палестине Наивысшего развития и процветания скитское монашество достигло на палестинской почве, в монастырях, основанных преп. Евфимием Великим и Саввою Освященным. Здесь же получил свою окончательную обработку, свое завершение, и первоиноческий устав, или «правило псалмопения» в широком смысле. Вот почему египто-палестинская скитская богослужебная практика впоследствии совершенно отожествляется с «правилом псалмопения» палестинских монастырей преп. Саввы Освященного, а дошедшие до нас памятники только и знают «правило и последование преподобного отца нашего Саввы Освященного». Проф. А. А. Дмитриевский подробно описал виденную им в Синайской библиотеке рукопись VIII–IX века, которая озаглавливается так: ρολγιον κατ τν καννα τς λαρας το γου πατρς μν Σββα (Часослов по правилу лавры святого отца нашего Саввы) 188 . Этот Часослов представляет не что иное, как монастырское палестино-саввинское «правило псалмопения» в полном его составе. Из рукописи видно, что часы – первый, третий, шестой и девятый – входили в состав палестинского «правила», как его необходимая и самая значительная по объему часть. Даже все правило в рассматриваемом Часослове излагается в виде последования часовых служб; откуда и самое название «Часослов» 189 . – Рассмотрим обстоятельнее состав этого Часослова, являющегося пока древнейшим представителем палестино-саввинских скитских последований в их чистом виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Кроме Малой Псалтири, в храме используют и Следованную Псалтирь. Следованная Псалтирь – это целая библиотека богослужебных книг в которую включена как священно-богослужебная книга Псалтирь, так и церковно-богослужебные книги. В изданиях до 1917 г. Следованная Псалтирь включала пять частей в следующем порядке: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев. В издании Московской Патриархии 1978 г. порядок книг несколько иной. Это издание разбивает Следованную Псалтирь на два тома. В первом находится Псалтирь, Канонник, Семиднев. Во втором – Часослов и Месяцеслов. В первой части Следованной Псалтири имеются 20 кафизм, избранные псалмы и величания, Похвалы с 17 кафизмой (поются в Великую Субботу), тропари и молитвы, читаемые при келейном правиле. Порядок чтения кафизм на вечерне и утрене Согласно существующему богослужебному уставу, Псалтирь последовательно прочитывается за богослужением суточного круга в течение одной или двух недель. Последовательное чтение Псалтири происходит на вечерне, утрене и часах. Дважды в неделю Псалтирь прочитывается в период Великого поста. Это происходит за счет того, что в указанный период Псалтирь читается не только на вечерне и утрене, но и на часах. На вечерне кафизма читается в начале службы, после 103 псалма и великой ектеньи. На вечерне текст кафизмы начинается читаться без предварительных молитвословий. После возгласа в конце ектеньи и «Аминь», которое поет хор, чтец сразу читает текст псалма. После первой «Славы» возглашается «Слава», «и ныне», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава», «и ныне». Далее следует вторая «Слава». После второй «Славы» возглашается тот же блок молитвословий, что и после первой. После третьей «Славы» чтец произносит только «Слава», «и ныне», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). На утрене кафизмы читаются также в начале службы. Происходит это после шестопсалмия, великой ектеньи, «Бог Господь» и тропарей с Богородичным. В отличие от порядка чтения на вечерне, на утрене чтение кафизм предваряется пением хора «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». После «Славы» чтец читает «и ныне» и псалмы. После первой и второй «Славы» промежуточные молитвословия поет хор, а после третьей – читает чтец. Общие правила чтения кафизмы на вечерне Общие правила чтения кафизмы на утрене

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Без причины Старец своего устава не нарушал и не изменял. Он был бескомпромиссным монахом. «Хоть вчетвером меня удерживайте, — говорил он, — а свой монашеский канон я исполню». Даже когда он был очень болен и не мог стоять на ногах, монашеского келейного правила он все равно не оставлял. Он считал великим духовным разорением «влезать в духовные долги» и не выполнять монашеских обязанностей. «В тот день, когда я не могу исполнить своего монашеского правила, я чувствую себя плохо», — говорил Старец и огорченно качал головой. В последние годы жизни, когда число посетителей очень возросло и они не давали ему совершать Вечерню в свое время, Старец, чтобы не упускать Вечерни, совершал ее по четкам еще утром. Он говорил: «Я читаю «Свете тихий…»  в тот час, когда восходит солнце!» Совершив Вечерню, он был уже свободен и весь день мог посвятить людям. Бывали случаи, когда ради любви к людям, испытывавшим нужду, он приносил в жертву все. Он совершал свое Всенощное бдение, не просто молясь, но сострадая измученной душе и утешая ее, поскольку Бог «милости хощет, а не жертвы» . Из письма Старца одному из духовных чад частично видно, какого устава он придерживался: «Вы спрашиваете меня о монашеском уставе. Если у вас есть возможность, то недолгое время попробуйте следующий устав: на восходе солнца начинайте Первый час. Пятнадцать минут — Час, пятнадцать минут земные поклоны и четку с молитвой о детях — « о всяком человеке, грядущем в мир»,  — чтобы они сохранили в этом мире целомудрие. Сюда же относится и молитва о тех, кто хранит свое девство, — к их числу относимся и мы сами. Потом, сидя, можно еще полчаса творить молитву Иисусову. Таким образом проходит час после восхода солнца, и Первый час заканчивается. Следующие два часа мы свободны посвятить чему-то духовному: духовному чтению, молитве, а если есть расположение — песнопению. Когда я говорю «мы свободны», то имею в виду, что душа должна свободно стремиться к тому духовному занятию, которого она желает, или же к рукоделию. Потом начинайте Третий час таким же образом, как и Первый, с той только разницей, что молитесь на нем о священнослужителях и о том, чтобы не знающие Бога народы пришли к познанию истины. Я думаю, что не будет грехом читать и тропарь Третьего часа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый…».  После Третьего часа — опять два свободных часа духовного времяпровождения или необходимое рукоделие, работа и тому подобное. То же самое и в Шестой час, с той разницей, что он посвящен миру, чтобы Благий Бог даровал ему покаяние. Два последующих часа можно провести так же, как и предыдущие, либо отдохнуть до Девятого часа. Потом вы совершаете способом, указанным выше, Девятый час, молясь на нем об усопших. После Девятого часа следует Вечерня.

http://pravmir.ru/249925/

( Τ ν νστασιν τ  Σωτρος.) В славянском переводе пандект „ μεγαλνει“ передается словом „Евангелие“ и вся фраза читается: „ни на евангелии – всякое дыхание“, но перевод натянутый. Правда, иногда слово „ μεγλεον“ означает чтение Евангелия 42 , но в данном месте ничто не говорит в пользу такого чтения, и если бы действительно шла речь о евангелии, наш автор наверно выразился бы определеннее, тем более, что в древности Евангелие приходилось именно на эту часть утрени 43 . Такова положительная сторона вопроса о составе монашеского правила в службе синайских анахоретов и об отношении ее к службе тропарной и песненной. Остается дополнить эту характеристику теми соображениями, которые высказал Авва Нил относительно недоумений, выраженных его посетителями. Эти соображения приводят к тому заключению, что сухой, монотонный строй синайской службы существовал рядом с другой, более живой, развитой и певческой, что первая держалась преимущественно в монашеских общинах, последняя в церквах приходских и соборных, что первая была рассчитана на исполнителей, не имеющих иерархической степени и входила в состав одиночного келейного правила. С этой последней точки зрения и оправдывал ее состав синайский авва, доказывая в продолжительной речи, что не „имеющим рукоположения на сия дерзати не подобает“ 44 . В частности, что касается до распределения певческих элементов службы между наличными исполнителями, то в этом отношении авва высказал следующие соображения, с которыми согласились и его собеседники: обязанность певцов состоит в том, чтобы предначинать с пением и гласом ( μλος κα χος) Святый Боже, аллилуия, антифоны, прокимны, „иже херувимы“ во время входа с дарами и причастные стихи 45 . К обязанности же священников относится начинать в большие праздники Бог Господь, песнь трех отроков, всякое дыхание и похвальный тропарь воскресению в конце великого славословия. Монаху же, кто бы он ни был – старец или новоначальный – следует только „с благоговением и смиренномудрием“ петь давидские псалмы, читать жития и словеса святых отец, поучаться священным книгам и таким путем „привлекать“ к себе силу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Не говоря о предисловии к уставу, которое всё состоит из таких ссылок, это заимствование особенно живо чувствуется в изложении келейного правила; что же касается устава праздничной службы, то в нём участие русского излагателя обнаруживается гораздо сильнее. Не довольствуясь келейным правилом, кто-то из русских деятелей на поприще скитского жития в эпоху его наибольшего распространения на Руси 248 задумал изложить письменно порядок общей службы для монахов, живущих наедине, и таким образом появился устав скитский. Кто был его составителем? К сожалению, ответа на этот вопрос не даёт ни устав, ни другие источники. «Сия от отца нашего прияхом держати в нашем пребывании, да изложим произволяющим и любящим сих», – говорится во введении. «Сия бо от отца нашего навыкохом, тако поведа нам», говорится в статье о всенощном бдении. Но кто был этот отец и кто это мы, приявшие и изложившие это правило, остаётся без ответа. Преосвященный Макарий делает предположение, что устав скитский «написан, может быть, одним из учеников преп. Нила Сорского , на основании преданий и порядков, заведённых им в его ските» (ИРЦ VII, 80). Но эта догадка не имеет за себя положительных оснований и противоречит хронологии более ранних списков этого памятника. Скитский устав мы имеем в списках второй половины XV b., – но Нил Сорский скончался в самом начале XVI b., а потому правила скитской службы, преданные от отца нашего держати (если бы то был преп. Нил) не могли появиться в письменном изложении в эту пору. Наши старинные книжники иногда сближали этот устав с именем знаменитого деятеля в области скитской жизни и умного делания, чем и объясняется появление названного устава в сборниках сочинений Нила Сорского , и даже надписывали его именем некоторые статьи этого устава. В волоколамском списке вслед за скитским уставом, читается известное «предание» Нила Сорского под заглавием: «зачало списанием отца Нила о жительстве от святых писаний». Но в этом случае имело место, скорее, сближение внутреннее: собиратель руководился мыслью о Ниле, как об устроителе жития скитского, правила которого он начертал в предании о жительстве скитском.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Поскольку, как уже неоднократно говорилось выше, богослужебно-певческая система есть аскетическая дисциплина, то и построение ее должно начинаться с создания аскетического фундамента. Вот почему становление богослужебного пения как системы невозможно представить без участия в этом становлении основателей и устроителей монашеской жизни. «Правила», составленные преподобными Антонием Великим , Пахомием Великим , Бенедиктом Нурсийским , Феодором Студитом , являлись не только правилами монашеской жизни, но представляли собой новую модель организации сознания, новый порядок сознания, преобразующий всю его структуру. Этот порядок был призван сакрализовать все жизненное время человека через подчинение его литургическому ритму. Формирующийся в этот период истории Церкви месяцеслов святых и цикл великих праздников периодичностью годичной повторяемости как бы в крайне развернутой форме воспроизводил неукоснительную повторяемость монашеского келейного правила. Под действие этой всеобъемлющей периодической пульсации подпадал и весь корпус богослужебных текстов, артикуляционное интонирование которых и являлось мелосом богослужебного пения. Мелодии образовывали определенный мелодический порядок, или мелодическое правило, порожденное келейным монашеским правилом через порядок Типикона и регламентируемое Типиконом последование молитвенных текстов. Вот почему крайне наивно представлять себе творцов богослужебно-певческой системы в виде неких сочинителей или составителей конкретных мелодий. Вернее, крайне наивно сводить все дело только к этому. Творцами богослужебной певческой системы следует считать всех тех, кто принимал активное участие в создании порядка и чина церковной жизни, и особенно тех, кто, неся этот порядок в себе самом, мог профессионально воплотить его в мелодическом материале или хотя бы создать предпосылки к этому воплощению. И здесь крайне важно подчеркнуть, что в системе богослужебного пения самым главным являются не те или иные конкретные мелодии и даже не их общий интонационный облик, но порядок их последования. Интонационный облик мелодий может меняться в разных региональных традициях в разное время, однако их внутренний порядок, основанный на принципе осмогласия, остается незыблемым фундаментом для всех регионов и всех времен как единое, всепроникающее мелодическое откровение христианства. Именно на выявление и уразумение этого порядка и были направлены все усилия творцов богослужебно-певческой системы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Господи, облекая молитвенное правило в определенную форму, мы часто теряем из виду необходимость считать себя должниками у Бога и воссылать сердечные молитвы к Тебе, Господу, Спасителю нашему, чтобы Ты умилосердился на нашу нищету. Прости нас, Господи, и помоги быть не под законом, но под благодатью. Сохрани нас, Господи, чтобы враг не вложил в нас свои мысли и тем незаметно вовлек во зло. Для начала мы начнем говорить с тобой беспрестанно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», но ум свой отклоним от счета молитв и не будем считать себя праведниками исправными, а лучше будем считать себя великими грешниками, по Апостолу: «забывая заднее, простираясь же вперед» ( Флп. 3, 13 ). Господи, Вседержителю неба и земли, прости нас за то, что мы не приучаем себя вдыхать кислород вечности говоря: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а ведя счет молитвам, полагаем основание считать себя исправными праведниками. Прости нас, Господи, что мы еще не умеем считать себя великими грешниками. По заповеди Господней и Апостольской необходимо всем христианам памятовать о Господе, а тем более монашествующим, как средним и совершенным, так и новоначальным, потому что слова «непрестанно молитесь» ( 1Сол. 5, 17 ) сказаны всем христианам. Нам надо спасение свое соделывать, не меряя на аршин, но подвизаясь в смиренномудрии. Господи, Боже спасения рабов твоих, наша молитва еще далека от непрестанной, ибо «меряя на аршин», мы теряем смиренномудрие. Господи, прости нас, что часто наблюдение за количеством молитв мешает нам памятовать именно о Тебе. Когда кто-либо не исполнял келейного правила, то отец Александр советовал пополнять недостающее смирением и самоосуждением. Иногда же скажет шутливо: «Смиреннее будешь». Другим советовал заменять правило в случае нужды молитвой Иисусовой. Так одной монахине он говорил: «Когда не можешь совершать правило, то сядь, твори Иисусову молитву сколько можешь – один час или полчаса, и вменится вместо правила». И вообще советовал более всего заниматься молитвой Иисусовой сердцем и устами: «Старайся, – говорил он, – имя Господне произносить устами: оно очищает и избавляет сердце от страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Скачать epub pdf Исповедь VI. молитва и занятие ею. по беседам старца-затворника Гефсиманского скита иеросхимонаха Александра (1810 – 1878) 1. Дисциплина молитвенного делания По слову Господа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мк. 14, 38 ) и Апостол говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Сол. 5, 17 ). Из этих слов Писания усматривай себе правило. Господи, Боже наш, мы виноваты пред Тобой тем, что в словах Писания не усматриваем себе правила. Прости нас и научи непрестанно молиться. Желая тебе спасения, как и самому себе, зачем мне возлагать на тебя бремя, которое ты не в силах понести? Ты несешь теперь один пуд, возложи на тебя два пуда, ты бросишь оба. Разве ты не знаешь, что когда объезжают молодую лошадь, то сначала кладут на нее немного тяжести, а когда она втянется в работу, тогда возлагают много? Знает хозяин лошади, что она привыкла к труду. Так и в духовной жизни поступают. Смущаться этим не надо. Скажу тебе главное: храни ум твой в смирении и самоукорении. Господи, Спасителю наш, многие из нас желают себе келейного правила и просят его себе у духовных отцов или старцев. Но во время молитвы мы теряем главное – это хранение нашего ума в смирении и самоукорении. Прости нас, Господи, за слабое желание смирять и укорять себя. Еще скажу тебе, брате мой, что пользы будет, если дать тебе правило, установить для тебя известное количество поклонов и облечь прочими формами? А ум у тебя будет занят только тем, как бы исполнить и когда исполнить удобнее, и ты будешь, как работник, ожидать награды от своего хозяина за работу и не будешь замечать, как ум твой будет кичиться этим и осуждать других. Не лучше ли всегда считать себя должником перед Господом Богом и воссылать сердечные ко Господу молитвы, чтобы Он умилосердился на нашу нищету. Я, брате мой, не желаю тебя иметь под законом, но под благодатью. Какая польза возложить на тебя тяжкое бремя, которое может навести на тебя смущение, а враг этим пользуется, чтобы повредить тебе, потому что он всегда вкладывает в нас мысли будто бы добрые и тем незаметно вовлекает нас во зло: ведь он живет восьмую тысячу лет – знает он как с нами управиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Симеон Богослов – сокровище неоцененное. Сильнее всех он внушает ревность о внутренней благодатной жизни. И пишет просто. Благослови вас Господи. Ваш доброхот Е. Феофан. 29 октября 1890 г. Письмо 528. О своем нездоровье. Строгое предостережение от замеченного уклонения в исполнении келейного правила Милость Божия буди с вами! Достопочтеннейшая матушка! Три письма ваши лежат предо мною неотвеченными. Но виноват в этом не я, а хворость моя. Недели за четыре до праздника простудился и вот доселе слаб очень. Книжки, которые вы просили, я приготовил вслед за получением вашего письма; но хворость помешала отослать. Шлю теперь. Я делаю это с удовольствием. За мной еще остается один вопрос, о молитвенном вашем правиле. Прежде вы спрашивали часом раньше кончать правило. Не прозревая хитрости врага, я согласился на это. Теперь враг подсел к вам и натолковал, что можно молитвенное правило сократить еще, внесши в него рукоделие. Так совсем разорилось ваше обычное молитвословие. Не добре так. Потрудитесь восстановить его, как оно было в начале. Если для вас удобнее кончить правило часом раньше, то положите и начинать его раньше. Рукоделие же совсем выбросьте. Где нашли вы такое позволение? нет, нет. Преутруждать себя надо, а не льготы придумывать. Это широкий путь, недобрый. Благослови вас Господи. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. Посылаю вам книжку «Начертание хр. нравоучения». Конец сего начертания составляет книга: «Путь ко спасению», которая у вас есть. 6 генваря 1891 г. Письмо 529. Разъяснение о правиле. Средство избавиться от дремания. Руководство к навыкновению молитве Иисусовой Милость Божия буди с вами! В вашем письме 23 генв. вы прописали, что прочитываете на своем ночном правиле. Мне показалось тогда, что слишком много читания, и я намеревался написать вам, чтобы вы сократили читание и в промежутках вставляли молитву умную, мысленно из сердца возносимую ко Господу с прошениями о своих духовных потребах. Но в письме 26 генв. вы говорите, что читать вечером отказываетесь по причине болезни глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010