Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 115. Домашняя утреня Вариант утреннего богослужения в домашней церкви Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Пришло время поговорить нам о том, как можно совершать Утреню в домашних условиях! Конечно, создавая современный чин утреннего келейного богослужения, было бы неразумно игнорировать опыт прошедших веков. При этом, очевидно, что для отправления Утрени в келейных условиях больше подойдет иноческий ее вариант, т.е. тот вид богослужения, который и назывался “келейным правилом”. Помните, что в условиях келейного отправления богослужение теряет все те особенности, какие присущи ему как общественному: · Здесь мало пения или оно отсутствует вовсе, заменяясь речитативным чтением. Принцип антифонности тоже не необходим. · Теряют смысл и различные церемонии (входы, выходы, переходы, переносы и т.п.). · Не нужны и диаконские возглашения (ектении), служащии в общественном богослужении призывами, организующими верующих к молитве. · Не подходят здесь и иерейские молитвы. Хотя и просто их опускать тоже не выход, ибо в таком случае Утреня остается без молитвенной ее составляющей, превращаясь в сплошное псалмопение и чтение. Вместо них я предлагаю брать молитвы из нынешнего общепринятого утреннего правила. Понятно, что составляя домашний чин Утрени, я ориентируюсь не столько на монашествующих, сколько на мирян, обремененных домашними и общественными делами. И делаю это не только потому, что мирян больше и у них до сих пор нет своего чина, но еще и потому, что нынешние монахи, особенно живущии в миру, от мирян отличаются большей частью одной лишь одеждой, в том смысле, что у них так же мало времени для молитвы. Так что этот чин в определенном смысле претендует на универсальность. Еще нам крайне важно составить такой чин Утрени, который в условиях общей нехватки времени можно будет выполнять каждый день. А это означает, что если мы не стремимся к удлинению богослужения во чтобы то ни стало, то должны уметь при необходимости сокращать Утреню за счет второстепенных элементов, не нарушая при этом ее целостности и смысла.

http://azbyka.ru/video/115-domashnjaja-u...

С ревностью Александр в таких молодых летах посвятил себя трудам пустынножительства. Одаренный большой крепостью телесной и сохранив ее с детства, несмотря на перенесенные им недуги, он с этого времени, не щадя себя, нес всякие подвиги. Вставая в полночь, они с братом ежедневно вычитывали вдвоем всю церковную службу по богослужебным книгам, без малейшего опущения. Еще в детстве Александр, постоянно и усердно посещая храм Божий, хорошо знал порядок церковной службы и имел особенную наклонность и способность к изучению церковного устава. Теперь же, ежедневной, в продолжение многих лет, практикой, он так в этом усовершенствовался и сделался таким отличным уставщиком, что в этом отношении нелегко было найти ему равного. Затем трудился в переписке Отеческих книг уставом. Замечательно еще, что по особенному благоговению к Отеческим книгам Александр, подобно старшему брату, всегда читал и писал их стоя – и это после продолжительного стояния на молитве. Около 18 часов в сутки он часто проводил на ногах, и в несколько лет так утрудил ноги, что в них впоследствии развилась мучительная болезнь, которая не оставляла его до смерти. Сверх этих келейных занятий, Александр, как младший член отшельнической семьи, с горячим произволением и великою ревностью проходил другие, более тяжкие послушания. На него была возложена обязанность будильщика, так что он должен был вставать раньше всех, чтобы полунощное келейное молитвословие начинать неопустительно в свое время. На его же обязанности лежало рубить дрова в окружавшем их лесу и переносить их в келлии; на его же попечении был и огород, на котором по неблагоприятной почве ничего не родилось, кроме репы. И тут приходилось ему, большей частью, трудиться, после утомительного молитвенного правила, и в ожидании позднего и скудного обеда, который им же и приготовлялся. При таких трудах, кроме общего молитвословия, заменявшего церковную службу, не оставлялось каждым, в особенности, и келейное, с поклонами, молитвенное правило, и все это совершалось с великим усердием, как сказано, при самой скудной постной пище, не укреплявшей тело, а едва утолявшей голод. Рыбу они дозволяли себе вкушать только в великие праздники, и даже с маслом предлагалась трапеза изредка; но при такой многотрудной жизни и сухой хлеб был им сладок и вкусен, и по выражению о. Антония, вкушали они его с великой благодарностью к Господу, как дар Божий, и с такой бережностью, как антидорец, а все, что посылалось им сверх сухого хлеба, они принимали как великую милость Господню, и относили с искренней верой к особенному промышлению Божию. Однажды крестьянин, проезжавший лес, оставил пустынникам мешок с горохом. Пустынники приняли это малое приношение с такою благодарностью к Господу, как бы от Его руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А хорошо было бы на трапезы свадебные, юбилейные, посвященные дням рождения и т.п. иметь свои соответствующие молитвы!!! Ведь правда, этого же не хватает. Большинство даже когда садятся пить чай читают «Отче наш». Причем, тут хлеб насущный, какая связь у него с чаем?! Мне не понятно. Преимущество молитвословных молений Впрочем, в этой неизменяемости можно усмотреть и преимущество, которое заключается в том, что не нужно иметь под рукой много текстов, тогда как богослужебный чин требует знание многоразличных уставных особенностей и умение соединять различные тексты, а также наличие для этого различных книг. Хотя последнее сейчас решается очень легко благодаря телефонам, подключенным к интернету. Ну в любом случае, Богослужебный формат моления сложней. Гораздо проще просто прочитать уже заученные наизусть утренние, вечерние молитвы и другие. Впрочем, существенным недостатком последнего является еще и то, что домашнее молитвенное правило, будучи по содержанию индивидуалистичным, отрывает сознание от общего моления всей Церкви, лишает сознания соборности и провоцирует бесчиние. Для доказательства этого нужны примеры. Хорошо. Вот смотрите, кроме уже оговоренных нами молитв молитвословы часто содержат в себе еще псалтирь, акафисты, каноны. Но все эти дополнения читаются, кому как вздумается, без всякого порядка, а порой и смысла по принципу, чем больше, тем лучше. Многие включают в него ежедневное чтение св. Писания. Это, кстати, тоже отголоски богослужебного чина (об этом еще поговорим), но на деле совершается это, как правило, без всякого чина. Бери и читай, что попадется. Чтобы иметь хотя подобие чина, некоторые стараются прочитывать одну главу из Евангелия и две главы из посланий Апостольских. Кто это правило придумал? Неизвестно. Впрочем, популярным оно стало возможно благодаря схимонаху Афанасию Площанскому , руководителю преподобного Макария Оптинского , ибо известно, что в его келейное молитвенное правило входило такого вида чтение. И хотя это чье-то келейное правило, однако приходится на исповеди слышать раскаяние в нарушении этого правила. А в чем грех? Это даже не нарушение нынешнего нашего Устава. Там вы не найдете таких предписаний.

http://azbyka.ru/video/03-preimushhestva...

Сам епископ Игнатий, назначая своим духовным чадам это келейное правило, иногда несколько сокращал и изменял его. В одном из писем он советует некой монахине следующее: «Относительно правила после вечерних молитв, полагай 10 поклонов земных с молитвою Иисусовой, а потом твори 30 молитв Иисусовых неспешно, со вниманием, шепотом. Затем 5 поклонов земных с молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси меня грешную . Потом по 3 поклона поясных Ангелу Хранителю и всем святым». Чтение акафиста Иисусу Сладчайшему, кроме собственного своего достоинства, является, по убеждению епископа Игнатия, превосходным приготовлением новоначального к занятию молитвой Иисусовой. Акафист на всем своем пространстве в разнообразных формах изображает прошение грешника о помиловании Христом Спасителем. Он показывает, какими мыслями может сопровождаться Иисусова молитва, которая для многих новоначальных кажется первое время очень сухой. 263 В акафисте Божией Матери прославлено вочеловечение Бога Слова и величие Божией Матери, Которую ублажают «вси роди» ( Лк. 1, 48 ). «Удачным освещением, – пишет епископ Игнатий, – оживляется всякая картина, и необыкновенным светом благодати озарен акафист Божией Матери. Всё это действует сугубо: им просвещается ум, от него сердце исполняется радости и извещения. Непостижимое приемлется как бы вполне постигнутое, по чудному действию, производимому на ум и сердце». 264 Преуспевшим инокам, ощутившим некоторое просвещение ума, рекомендуется уже не чтение акафистов, а псалтири. Псалтирь надо читать также очень неспешно – так, чтобы на одну кафизму уходило около 20 минут. Древние иноки совершали молитвенное чтение псалтири с такой неспешностью, что называли его псалмопением. Псалмопение не было в полном смысле пение псалмов (по гласам или по нотам), а неспешное чтение, протяженностью своей напоминавшее пение. 265 Келейное молитвенное правило, какое бы оно ни было и в какое бы время ни совершалось, прочитанное со вниманием и при сочувствии сердца, оставляет в душе монаха глубокий благотворный след и постепенно приучает его к постоянной молитве; оно ограждает его от пагубной праздности и дивно усвояет Христу Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Под умною молитвою ты ведь тут разумеешь молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе помилуй мя». Но после данных объяснений ты видишь, что это не умная молитва, а словесная, и навыкать ей можешь без страха, как заучивал ты всякую другую молитву. Сидишь ли, ходишь, или другое что делаешь, повторяй сию молитву, и все тут, и навыкнешь и она сама станет повторяться языком твоим. Никаких тут бед не предвидится.    Умная же молитва есть, когда ты, стоя в сердце вниманием, взывать будешь ко Господу и прося, или каясь, или благодаря, или славословя Его. В этом действии тоже не имеется никакой опасности, такая молитва сама себе служит охраною. Ибо тут и Господь, если с верою обращаешься к Нему. В сей час же можешь сие на деле попробовать.    Твори, твори, и не тогда только, когда сидишь один в келье, но и везде: и в церкви, и за трапезой, и когда ходишь. Только заботься, чтобы тут была и память о Господе, а не одни слова.    Что схимонах Василий сказал об отложении пения, для умной молитвы, то относится к затворникам и к тем лицам, у коих раскрылась умная молитва и стала непрестанною. Эти могут делать и все, вместо церковной службы и келейного правила. Но здесь разумеется не повторение Иисусовой молитвы, а непрестанное у сердца восхождение молитвенных воззваний. Читал, как об одном старце говорится, что он молитвословие свое мог продолжать только до первой славы (из псалтиря), а потом входил в сердечную молитву, и молился без слов. Чтение молитвы тогда прекращается само собою. Таким образом отложения пения к нам с тобою не относится, нам надо и церковные службы выстаивать, и что определено для келейного молитвословия исполнять.    Когда образуется непрестанная сердечная молитва, тогда увидишь как поступить. Просишь благословить тебе внутреннее делание, Бог благословит! Но уясни себе, в чем дело тут, навыкай творить молитву Иисусову, чтобы навязла на язык, но всегда с мыслию о Господе. Если, при сем к Господу воздыхать из сердца будешь, это будет умная молитва, а не слова молитвы Иисусовой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Читая ваши письма, видим ваши немощи и скорби, сострадаем вам о оных, а помощи дать не в силах. Пока во плоти находимся, без борьбы невозможно обойтись, в которой иногда побеждаем, а иногда и побеждаемся. Что не состоит в вашей воле, оставьте идти само так, как идет. Хотеть удержать или поставить на своем, более только себе вреда причинить можно и к болезни болезнь приложить. Господь да укрепит вас в подвиге сем и удостоит Своею милостию.    Скажите также N ответ, чтобы она вооружалась против своего упорства и побеждала бы врага одним сильнейшим оружием — смирением, а то после будет жаль, да не воротить.     2 апреля 1840 года. Письма к Фоме Николаевичу. 23. «Всяк человек своему Господеви стоит» (Рим.:14, 4)     Вы изволите прописывать о себе, якобы зело падаете и не восстаете от измождения прегрешений. Нам, благодетель мой, о вашем жительстве или о ком-либо прочем не должно глаголать и заключать что-либо, и мыслить не подобает, поелику верховный апостол Павел о сем поясняет так: «Всяк человек своему Господеви стоит и своему Господеви да дает (Рим.:14, 4), и ин суд человеческии и ин суд Божии». Господь, по псалмопевцу, созиждет дом душевный, и никакая тварь расторгать не может.     Ноябрь 1829 года. 24. О келейном правиле: на правило берут благословение у духовника; оставление правила восполняется покаянием и смирением. Поминать ближнего — полезно. Наша совесть явно обличает нечистые дела    Вижу ваше неограниченное усердие и благорасположение к моему ничтожеству. По моему ничтожному предрассудку, кажется, я отнюдь не заслуживаю такового вашего благорасположения, ниже когда-либо возмогу! Но по вере вашей Всемилостивый и Великодаровитый Господь да воздаст вам своею благодатию и чрез недостойные усты получит благоназидательность душе своей, утешит радованием неизреченным!    Вы изволите писать о правиле келейном, и вы возусердствовали оное выполнить, а потом вспомнили, что святых отцы не повелели вам ничего не предначинать без совета предуспевших старцев, то вы по своему усердию заблагорассудили и мою худость предпочесть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6:26). 5. 380    (См. ТЩЕСЛАВИЕ, УКОРИЗНЫ, ГОРДОСТЬ). ПРАВЕДНОСТЬ    (См. ДОБРО). ПРАВИЛО МОЛИТВЕННОЕ    Относительно правила молитвенного — знайте, что оно для вас, а не вы для него, но для Господа. Почему имейте свободу с рассуждением. При немощи убавляйте, при силе прибавляйте — то и другое с умеренностью и осторожностью. 6. 158    Величайшие святые отцы повелевают, чтобы правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное уэки и что не надо давать широкого правила для вшествия в них; широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что, гоняясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее. 6. 470    Святые отцы, восхваляя правило молитвенное и исповедуя необходимость его, наставляют иметь его умеренное, соразмерное с силами, с состоянием душевного преуспеяния и с обстоятельствами, в которые поставлен человек Промыслом Божиим. Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтобы исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение: от смирения рождается покаяние. Чтобы можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным. Святые отцы, очень похваляя умеренное правило, советуют исполнять его неупустительно. 6. 525    Когда найдете нужным прибавить или убавить что в вашем молитвословии и чтении по случаю немощи или встретившихся независимо от вас других занятий, делайте это, не сомневаясь я не смущаясь. Будьте свободны! Не связывайте себя никакой скрупулезностью. Правила для человека, а не человек для правил. Противным сему пониманием производятся лишь недоумения и расстройства. 6. 534    По словам святых отцов, умеренному и постоянному правилу цены нет. И потому в жительстве твоем сохраняй благоразумную соразмерность, не связывая себя количеством. 6. 840    Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6:7). Вот установление Самим Господом уединенной келейной молитвы.    Господь, заповедавший уединенную молитву, очень часто Сам, во время Своего земного странствования, как повествует Евангелие, пребывал в ней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

...В силу установления святых отцов утро до полудня посвящать молитве, а потом заботиться об откровении помыслов старцам и беседовании с ними. К последнему слову может относиться чтение святоотеческих писаний (преп. Амвросий). Ты в болезни много приложила себе келейного правила. А при молитве соразмерность почитается, как говорит Григорий Синаит. Еще пишешь, что ты в четочном пятисотенном правиле молитвы без поклонов творишь умом, приличнее в келейном правиле творить устами, разве только немощь телесная препятствует (преп. Амвросий). ...Писала ты, что когда бываешь больна, то тебе затруднительно класть земные поклоны, и спрашиваешь: как же тебе быть? И об этом я тебе не раз говорил и писал, что вредно понуждать немощное тело выше силы его и что от этого бывает только смущение на смущение. Если не можешь класть земных поклонов, клади поясные, или стоя, сидя, или хоть лежа твори молитву, а вместо поклонов хоть осеняй себя крестным знамением, на первых 30 молитвах каждой сотницы, при исполнении четочного пятисотного правила (преп. Амвросий). Пишешь, что от лености и от усталости не исполняешь иногда молитвенного правила и так засыпаешь и просыпаешь. Должно лень от усталости отличать. Если устала и так заснула от бессилия, то укоряй себя больше пред Богом и кайся, и смиряйся. Если же ты не устала, а просто не хочется молиться, то это уже лень — тут должно понуждать себя к молитве, хотя бы она была и рассеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою какою можем, а за самое понуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет (преп. Иосиф). Спрашиваешь про келейное правило. Пятисотницу надо непременно справлять, и стесняться нечем, это общий долг монашествующих. Потом читай Апостол и Евангелие по главе, если время есть. Твори так молитву Иисусову, а главное, надо, чтобы помыслы не блуждали кой-где, а на одном месте были. Для этого и правила все установлены (преп. Иосиф). Во втором своем письме написала ты, что набрала много молитвенных правил, а исполнять их не успеваешь, отчасти потому, что тебе некогда — занята казначейскими делами, отчасти же и по слабости сил. Не следует набирать много правил, а должно все делать по силам. И Бог ничего не требует от нас сверх наших сил. Определи себе посильное правило и держись его всегда. Хотя бы то правило было короткое, только старайся совершать его со вниманием. А то в иной раз долго промолишься, а в другой — проспишь. При посильном же правиле не будешь смущаться (преп. Иосиф).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

...Сколько я мог разобрать, вам желательно сократить келейное свое правило четырехчасовое, заменив его более краткою своеличною молитвою. И спрашиваете, как себя вам поставить? Прямо на этот вопрос ответить вам не могу, не зная, как шла ваша жизнь и откуда у вас ваше правило и какова ваша внутренняя молитва, о коей вы так ревнуете. Если келейное ваше правило вы сами себе определили, то в вашей власти и изменить его всячески. Но если оно дано тем, с кем вы прежде советовались в делах своих, то об изменении сего правила с ним же и говорить надо. Изменить можно, но уже порядок того требует, чтобы спросить. Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть - молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением... и наконец с преданием себя Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле. У вас именно на это и обращено должное внимание. Так продолжайте стараться к сему прийти. Ищите и обрящете. Господь близ. (Вып. 3, стр. 204, п. 515) Правило ваше молитвенное хорошо. Только старайтесь всегда от сердца молиться; для сердца же такой закон: " сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит " . Исправность молитвы вашей нарушают мысли. Заметили?! Теперь старайтесь это исправить. Первый шаг к сему есть - приступая к молитве, возбуждать в себе: страх Божий и благоговеинство; затем стать вниманием в сердце, и оттуда взывать к Господу. И мысли сторонние будут лезть; как заметите, отгоняйте. Опять полезут, опять гоните... И все так. Не допускайте, чтоб язык молитву читал, а мысли не знать, где шатались... всегда прогоните их и молитесь. Трудиться надо и Господа молить, чтоб помог сладить с мыслями. Есть ли у вас сборник отеческих уроков о молитве? Читайте и вникайте, к себе прилагайте. Непрестанно трудитесь над сим... и Бог, видя труд ваш, подаст вам искомое вами... Трудитесь усердно, но не думайте сами в чем-либо успеть без особой помощи Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В наших богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке чтения Псалтири по усопшем. В Псалтири следованной печатаются псалмы все подряд с подразделением на кафизмы и " Славы " без всяких добавлений. Это для богослужебного их употребления. После всех псалмов помещаются особые тропари и молитвы по каждой кафизме. Это для келейного чтения[ 6 ]. В особо издаваемых Псалтирях эти тропари и молитвы помещаются наряду после каждой кафизмы. Если чтение Псалтири о живых и умерших или о тех и других вместе соединяется с обычным ежедневным келейным чтением Псалтири, тогда по первой и второй " Славе " на каждой кафизме могут быть присоединяемы моления о живых и усопших или об одних последних, а по каждой кафизме - обычные тропари и молитвы. Если же чтение Псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафизмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой " Славы " и после кафизмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: " Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего… " [ 7 ], причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды. Чтение Святого Евангелия в память усопших[ 8 ] Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих, и для тех, за кого читается, особенно чтение Святого Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать Евангелие за находящихся в тяжелых обстоятельствах. " Чтение Псалтири,- говорит известный подвижник Киево-Печерской Лавры иеросхимонах Парфений (†25 марта 1855),- укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет трение грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010