– Это было тайной и неожиданностью для моих родных. Я ведь вырос не в религиозной семье, хотя и атеистической ее тоже было нельзя назвать. Просто тема веры в нашем доме не обсуждалась. Однако родители крестили меня, двухгодовалого ребенка, в городе на Неве, в Александро-Невской лавре. Со временем они смирились с моим выбором, а сейчас и сами пришли к православной вере и к Церкви. Что касается моих школьных сверстников и друзей, то в начале 1990-х годов меня окружали исключительно церковные и верующие люди. Все мои друзья прислуживали алтарниками в рижских Свято-Троицком храме в Задвинье и Христорождественском соборе. Все они приветствовали мой жизненный выбор. Реакция и моего ближайшего окружения была только положительной. – В 1995 году последовал ваш переезд из Риги, где вы четыре года жили монахом в миру, в Берлин. Имея за плечами некоторый опыт литературной работы, вы тогда же приступили к выполнению функций секретаря архиепископа Берлинского и Германского Феофана (Галинского)? – Совсем нет. Сначала владыка Феофан благословил меня на различные послушания. Я трудился алтарником и ризничным в Воскресенском кафедральном соборе Берлина, а спустя примерно год стал помогать нашему архиерею по работе в епархиальной канцелярии. В настоящее время мое послушание больше состоит в установлении связей Берлинско-Германской епархии с органами государственной власти и общественностью. Замечу, что у нас в последние годы сформировался конструктивный диалог с немецкими властями как на общегерманском, так и на местных уровнях. – Прислушиваются ли власти Германии к мнению Русской Православной Церкви? – В последние годы стали прислушиваться. У нас часто проходят совместные встречи с депутатами германского парламента и региональными политиками. Совсем недавно мы представили свой проект по интеграции в Интеграционную комиссию при канцлере Германии, и некоторые положения нашего проекта были также внесены в Основной закон по интеграции. Основная задача нашей епархии при общении с политическими структурами Германии заключается в оказании всесторонней помощи нашим соотечественникам, проживающим на немецкой земле. Причем эту помощь мы стараемся оказывать в различных сферах. Здесь имеются в виду и поход с прихожанином в социальное ведомство, и помощь в духовно-нравственном воспитании детей, и, наконец, отстаивание прав наших соотечественников в государственных и городских органах власти.

http://pravoslavie.ru/34475.html

В нынешний летний сезон у большинства нижегородцев пробудились чувства неприятия культурно-развлекательных программ мероприятий, которые проводятся у нас в рамках множества фестивалей на разных сценических площадках города. Это – действующий в течение летнего периода фестиваль со странным названием «Столица закатов» (создан для привлечения туристов в город), фестиваль «Музыка с балконов», мероприятия молодежной столицы России (такой статус присвоен самому вымирающему нашему городу страны), фестиваль «Великая Русь» и десятки прочих фестивалей развлекательного характера, главная цель такого активного «звездопада» – светить российской и мировой известности, удивить гостей волжской столицы, дабы они, приезжая к нам, своими дотациями покрывали вакуум дефицитного нижегородского бюджета, долги которого растут. Нижегородцев на эти фестивали много не приходит, нет автобусов с туристами – нет и зрителей. 20–30 слушателей собирают выступления оперных певцов с балконов. Приятно услышать красивый голос, проходя мимо здания с балконом, но останавливаются немногие, чтобы насладиться мастерством исполнителя арии или романса. Субботним вечером 12 августа на площадке возле собора Александра Невского проходил фестиваль «Русь Великая». На это мероприятие пригласили много известных исполнителей и музыкальных коллективов из разных городов. Своей музыкальной и театральной школы в городе нет? По приглашению организаторов фестиваля режиссировала концертом художественный руководитель академии «Авансцена», президент благотворительного фонда «Арт-Петербург», представительница известной оперной династии Ирина Гаудасинская. «Мы взяли самые узнаваемые, самые любимые хиты западных композиторов XVIII–XIX веков и добавили русскую музыку», – сказала она. (В «тему» названия фестиваля!) Сюжет – нижегородский купец Терентий, поскитавшись по белу свету, со своей возлюбленной вернулся в родной Нижний. Очень интересно! Каждый номер концерта сопровождался визуальными инсталляциями, проецируемыми на видеоэкраны и стены храма. Сказка о похотливом купчишке Терентии, видимо, стоила того, чтобы отражать ее на кафедральном соборе Нижнего Новгорода! Как после такого зрелища с благоговением относиться к церковному строению?

http://ruskline.ru/opp/2023/09/12/nizheg...

Из комплекса официальных документов, относящихся к данному периоду биографии святителя Феофана, следует, что решение кадровых вопросов преподавателей академии помимо Правления академии и Святейшего Синода, выносившего определения, проходило через синодальное Духовно-учебное управление, и процесс определения на ту или иную должность мог затягиваться до нескольких месяцев. Так, вопрос о назначении иеромонаха Феофана помощником инспектора, судя по документам из фонда Духовно-учебного комитета при Святейшем Синоде РГИА решался с 24 января по 6 апреля 1845 года. Первая дата указана на представлении о назначении нового помощника инспектора академии вместо увольнявшегося преподавателя В.И. Долоцкого 2 . Обер-прокурору были предложены две кандидатуры, в их числе – иеромонаха Феофана На следующий день, 25 января, он был определен на должность инспектора Затем, 31 января 1845 года обер-прокурор направил соответствующее предложение Святейшему Синоду В послужных списках и других документах МИД датой назначения указано 14 февраля 1845 года, когда было принято определение Святейшего Синода 50; 14]. Последней датой – 6 апреля 1845 года отмечен подписанный обер-прокурором Синода графом Н.А. Протасовым и директором Духовно-учебного управления А.И. Карасевским документ – предложение Правлению Санкт-Петербургской духовной академии в котором речь идет «о назначении на должность помощника инспектора С.-Петербургской духовной академии инспектора Новгородской семинарии иеромонаха Феофана» c. 245]. Включение иеромонаха Феофана в состав Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в семинариях длилось с апреля по июль 1845 года 29;50]. Документы о зачислении его в штат кафедрального собора Александро-Невской Лавры датированы 5 сентября 1845 года 28 сентября – 17 октября того же 1845 года и 25 мая следующего 1846 года 50]. В это время иеромонах Феофан завершал уже второй год преподавания в академии. По итогам ее ревизии, которую в 1845 году проводил архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Никандр (Клементьевский) 3 , и с одобрения митрополита Антония (Рафальского) будущий святитель был во второй раз за всю свою преподавательскую деятельность удостоен благословения Святейшего Синода 22 апреля 1846 года 50].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

– Вплоть до поступления в богословский институт в 19-летнем возрасте я прислуживал в кафедральном Александро-Невском соборе. Там причащались 3–4 раза в год постами и на праздники. Уже в богословском институте я научился тому, что подлинное участие в Литургии нераздельно от самого причащения. Все церковное сознание нашей молодежи, наших молодых преподавателей заключалось в том, чтобы пережить по-новому смысл Литургии, нераздельно от самого причастия. – Как смотрело на это поколение Ваших родителей? – По-разному. Многие сочувствовали, видя, насколько наше евхаристическое сознание глубоко и плодотворно, насколько оно осеменяло всю нашу мысль, все наше творчество, которое тоже было евхаристическим и пасхальным. Чувство нескончаемой Пятидесятницы, понимаете? Оно описано и у отцов Церкви. Николай Кавасила напоминает о том, что Пятидесятница есть не какой-то момент, а длящееся бытие Церкви. Все это мы проповедовали в юношеских организациях «Витязей». – Когда от причащения 3–4 раза в год вы перешли к Причащению за каждой Литургией? – Постепенно. Наши духовники это разрешали в частном порядке. Никогда не было так, что, мол, все могут причащаться, когда хотят. Всегда существовала личная крепкая связь с духовником, который брал на себя власть разрешить: «Причащайся еженедельно, а исповедуйся раз в месяц». – То есть это не было причащением без исповеди? – В том-то и дело. Причащение есть норма нашей жизни в Церкви. А исповедь связана с тем, что есть особые моменты церковного года (начало постов, праздники, Страстная) или чувство собственной греховности, когда мы стремимся непременно подойти к исповеди. У нас исповедь получила самостоятельное значение. Она перестала быть исповедью ради Причастия и сделалась способом внутреннего очищения, покаяния, общения с духовником. Мне в этом смысле очень помогло общение с моим духовником – архимандритом Киприаном (Керном) . Начиная с 16-летнего возраста, я к нему ходил. – Я очень люблю рассказ Бориса Зайцева «Река времен». Там дан точный образ отца Киприана?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В СанктПетербурге вспоминают трагическую страницу в города Санкт-Петербург, 9 сентября 2016 г.      Ровно 75 назад фашистские войска отрезали город от большой земли, началась блокада Ленинграда, сообщает сайт Первого канала . У мемориальной доски, установленной на доме номер 14 по Невскому проспекту, уже утром по традиции стали собираться люди. Продолжились памятные мероприятия на Пискаревском кладбище, месте, которое стало для жителей Петербурга символом скорби. На территории комплекса покоятся тела около полумиллиона ленинградцев, погибших от голода, холода, бомбежек, а также павших в боях на фронте.      Минутой молчания память жертв блокады почтили сегодня и в Москве. Люди весь день несут цветы к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду и к памятному знаку города-героя у Кремлевской стены. Малоизвестный факт, но одними из первых медалями «За оборону Ленинграда» были награждены священники. В центре фотографии из архива епархии — будущий патриарх Алексий I. Летом 1941 года он, еще митрополит Ленинградский, обратился к верующим. Позже его послание будут зачитывать и перед уходившими на фронт бойцами, и печатать в виде листовок, и даже разбрасывать с самолетов над оккупированными территориями.      «Кажется, ни на одном языке рядом со словом " родина " не поставлено слово " мать " , как у нас. Мы говорим не просто Родина, но Мать-Родина. Когда Родина в опасности, сердце русского человека разгорается любовью. Он рвется бой за Отчизну, проявляя беззаветную храбрость, полное презрение к смерти», — читает записи из архива его сотрудница. Митрополит Алексий (Симанский) не покинул город, жил в Николо-Богоявленском кафедральном соборе. В самую страшную первую блокадную зиму храм покрылся льдом, не было дров для отопления. Вместо лампадного масла — техническое, свечи кончились. Вино для причастия заменяли разбавленным морсом, а просфоры – крошечными, размером с пуговицу, кусочками суррогатного хлеба. Многие священники лепили их из собственного пайка, а получали, как иждивенцы – 125 граммов в сутки. Но всю блокаду каждый день в ленинградских храмах служили литургии.

http://pravoslavie.ru/96883.html

Горловская епархия организует выдачу гуманитарной помощи через храмы Славянска Славянск, 27 июня 2014 г. 26 июня архиепископ Горловский и Славянский Митрофан провёл собрание духовенства в Славянске, сообщает пресс-служба епархии. В ходе обсуждения сложившейся в городе и районе ситуации было принято решение организовать выдачу гуманитарной помощи на трёх приходах Славянска: в Александро-Невском кафедральном соборе (возле ЖД вокзала), в Воскресенском (ул. Сользаводская) и Серафимовском (пос. Черевковка) храмах. Жители Славянска уже два месяца не получают зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты. На прилавках магазинов и аптек практически пусто. Горожане обращаются в храмы за самым необходимым — мукой, солью, спичками, таблетками от головной боли. Священники по мере сил стараются помочь всем нуждающимся, но их возможности ограничены. В храмах Горловки проводится сбор продуктов питания и медикаментов для жителей осаждённого Славянска. Координатор сбора — Кривоног Лариса Петровна, тел. +38 (095) 425-43-85. Ранее в епархии уже проводился сбор медикаментов и продуктов питания для больниц города. Медицинский персонал и пациенты выражают огромную благодарность всем откликнувшимся на их беду. СПИСОК НЕОБХОДИМОГО: Лекарства: 1. Жаропонижающие. 2. Обезболивающие. 3. Сердечные. 4. Гипотензивные. 5. Противопростудные. 6. Таблетки для диабетиков. 7. Антисептики. 8. Желчегонные. 9. Желудочно-кишечные. 10. Активированный уголь. 11. Перекись водорода. 12. Бинт, вата, марля. 13. Шприцы 2 мл, 5 мл, 10 мл. Продукты питания: 1. Консервы рыбные, мясные (из расчёта на 1000 человек). 2. Детское питание «Малыш», «Малютка». 3. Подсолнечное масло. 4. Мука. 5. Крупы. 6. Сахар. 7. Соль. 8. Дрожжи. 9. Картофель сухой. 10. Овощи (лук, морковь). 11. Томатная паста. 12. Чай, растворимый кофе. 13. Конфеты, печенье. Прочее: 1. Туалетная бумага. 2. Фасовочные пакеты. 3. Памперсы. 4. Женские прокладки. 5. Спички. 6. Свечи. 27 июня 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71793.html

Как видно из этого перечня памятников зодчества, наиболее значительных по размерам и роли в истории русской архитектуры, большинство из них утрачены в годы богоборческой власти и нуждаются в изучении и воссоздании. Поэтому роль Александро-Невского собора в Софии уникальна. Там сохранились в перво­зданном виде не только архитектура, но и богатейшее внутреннее убранство, монументальная живопись и иконы, создававшиеся болгарскими и русскими художниками. Несомненной удачей заказчиков и зодчих стал выбор неовизантийского стиля, который наряду с русским стилем был выдающимся явлением в архитектуре историзма. Под «историзмом» здесь мы понимаем стиль европейского искусства последней четверти XVIII — середины ХХ века, в котором архитекторы стремились к воспроизведению духа и форм прошедших эпох. Именно в России историзм получил наиболее полное и масштабное воплощение вследствие высочайшего уровня художественной школы, достижений художественной промышленности и строительного искусства. Архитектурный проект выполнил Александр Померанцев, уже в конце XIX столетия счита­в­шийся общепризнанным корифеем второго по значению стиля русского храмостроения (после русского) — неовизантийского (в ту эпоху его чаще называли византийским). Самый значительный проект зодчего в этом стиле был выполнен для Софии. Городу тогда еще только предстояло превратиться из традиционного балканского поселения в современную европейскую столицу. На это была нацелена градостроительная программа правительства, включавшая в том числе и возведение кафедрального собора. По данным первой официальной переписи населения, к 1880 году София насчитывала всего 20 856 жителей, в ней почти не было представительских зданий, отсутствовала канализация, улицы тонули в грязи. В 1883 году в Санкт-Петербурге прошел первый конкурс на проект храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II. В Софию отправили 32 фотоснимка конкурсных работ. В результате болгарская комиссия выбрала проект академика архитектуры Ивана Богомолова (1841-1886), выполненный, как и большинство других, в неовизантийском стиле. Архитектор Богомолов прибыл в Софию 22 апреля 1884 года и предложил ­оригинальные планы проекта храма 1 . Вскоре он заключил с болгарским Министерством общественных зданий, дорог и сообщений контракт, по которому обязался в 6-8-месячный срок предоставить окончательно переработанный проект храма вместимостью 1200 человек и сто­имостью 2 млн левов, реализация которого могла бы осуществиться в том числе под руководством другого архитектора 2 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5841689...

А чему нас учит Господь? Что не может быть двух правд. Есть только одна правда, а все остальное — это либо приближение к правде, либо ее искажение. Правда может быть только одна — по каждому вопросу, по каждой проблеме, по каждой конфликтной ситуации. И с христианской точки зрения в той части фильма, который я сегодня упомянул, надо было сказать: «Брат, правда-то в Боге». А почему в Боге? А потому что Бог являет собой абсолютную Правду. В слове Божием содержится абсолютная правда, и нет в нем ни тени неправды, ни тени искажения истины. Вот, наверное, поэтому слово Божие и не могут принять, — потому что живут в неправде, привыкли к неправде, далеки мыслями своими от Божественной правды. Но правда — только то, что исходит от Бога. Открываешь Евангелие, и там каждое слово есть правда, для всех народов, для всех наций, для всех государств, для людей разного пола и разного возраста. Одна правда на всех, и эту правду нам явил Сам Господь. А что же нужно делать в ответ на эту величайшую милость? Философы на протяжении многотысячелетней истории человечества пытались открыть людям некую правду, и у каждого философа была опять-таки своя правда, так что и ссорились они, и мирились, а ни для кого единой правды не было. Но Господь во Христе Иисусе, через слово Свое, даровал нам абсолютную правду, без всякой тени искажения. Что же нам тогда остается делать? А нам остается принять эту правду и жить по ней, жить по слову Божиему. Вот тут-то и начинается самое трудное, потому что правда Божия нудится, то есть силой овладевается (см. Мф. 11:12). Ведь для того чтобы принять Божию правду, нужно в самом себе победить склонность к неправде, склонность к греху, склонность к ошибочному поведению. И потому попытки следовать Божией правде — это очень правильные попытки, это некий путь, по которому должен идти человек. Он не войдет сразу в Божию правду и не овладеет истиной, но само движение навстречу Божией правде уже спасительно, уже радостно, уже наполняет подлинным смыслом человеческую жизнь.

http://pravoslavie.ru/148891.html

Каждый из нас — на пути к этой абсолютной правде, и только Господь может измерить ту дистанцию, которая каждого из нас от этой правды отделяет. Эта дистанция и будет критерием при оценке нашей жизни на Страшном и последнем суде Божием. Ну, а пока мы здесь, пока мы в теле своем, пока мы руководствуемся своим разумом, своей волей, своими чувствами, мы должны максимально впитать Божию правду в свое сознание, соединить ее со своей жизнью, сделать актуальной, научиться применять Божию правду при оценке всего того, что с нами происходит на уровне нашего сознания, на уровне нашей воли, на уровне наших чувств и действий. И если у нас будет этот навык применения Божией правды к самим себе, то мы сможем применять этот критерий и по отношению к другим. С осмотрительностью, чтобы не впадать в осуждение; но само явление правды Божией в нашей жизни поможет нам увидеть и в других людях как правду, так и ложь. А разве не в этом заключается высшая человеческая мудрость и высшая проницательность, чтобы понимать, кто перед тобой — друг или враг, говорящий правду или говорящий ложь, по-настоящему вдохновенный руководитель, который желает для тех, кто идет за ним, добра или тот, кто ведет в пропасть? Так вот, все то, что является жизненно необходимым для человека — способность ориентироваться в историческом пространстве, в пространстве реальной жизни — даруется тому, кто правду Божию поставляет превыше всего и старается жить этой Божией правдой. Да поможет Господь всем нам, всему нашему народу, на который сегодня обрушивается очень много соблазнов. Страну нашу и народ наш критикуют, учат, как нам жить, что нам делать, по какому пути идти. Именно в связи с этими сетованиями и обвинениями в адрес России и нужно помнить, что у нас свой исторический путь. И для того чтобы быть уверенным в правильности этого пути, мы должны соотносить его, а значит, и свои действия с Божией правдой, и тогда никакие соблазны не омрачат нашего сознания и не ослабят силы нашей национальной жизни. Сегодня мы действительно вошли в полосу очень непростых международных отношений, но правда превыше всего, и нельзя идти на компромисс с ложью, даже если эта ложь очень сильная. Ведь отцом лжи является диавол (см. Ин. 8:44), так что идти на компромисс с ложью значит идти на компромисс с диаволом, а диавол не желает нам добра. Вот почему очень важно, мои дорогие, в первую очередь хранить веру, потому что через веру православную нам является высшая мудрость, открытая в Божественных заповедях, в духовном опыте, в опыте молитвы, в соприкосновении с Богом.

http://pravoslavie.ru/148891.html

При всей сложности своего характера, Федор Михайлович был человек ищущий святости, горящий исканием Истины — не отвлеченной философской, а вечной, являющейся непоколебимым законом жизни и сохраняющей каждого верного ей человека от духовной смерти. Достоевский указывал идеал, на который люди призваны ориентироваться, — это Господь Иисус Христос. По возвращении с каторги он писал, что за годы ссылки у него сложился очень простой символ веры, который заключается в следующем: " Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа " . Отрадно, что руководство и сотрудники мемориального музея бережно хранят бесценный опыт своих предшественников, своей просветительской деятельностью способствует популяризации и приумножению традиций многонациональной культуры Казахстана, укреплению в обществе духовно-нравственных идеалов, воспитанию в подрастающем поколении уважения к родной стране, ее богатой истории. Убежден, что содержательная, многогранная культурная и духовная жизнь нашего общества и каждого человека — залог уверенного, успешного развития Казахстана. Дай Бог, чтобы и в последующие времена музей Ф.М. Достоевского хранил на казахстанской земле память о величайшем гении мировой литературы, развивался как научно-исследовательский и культурно-просветительский центр». Перед собравшимися выступил президент благотворительного фонда Г.М. Погосян. Меценат рассказал о реставрации памятника на месте захоронения писателя в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга и о своем восприятии его творчества. «Память о таких великих личностях, как Федор Михайлович Достоевский, внесших свой вклад не только в российскую, но и в общемировую литературу, должна сохраняться и передаваться из поколения в поколение», — подчеркнул Грачья Мисакович. Состоялся обмен мнениями об актуальности и значимости писательского наследия Ф.М. Достоевского для сохранения и укрепления духовных и нравственных основ в жизни стран и народов, развития культуры и воспитания подрастающего поколения. Для гостей директор музея провела экскурсию по экспозиционным залам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5812838...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010