В Церкви вновь говорят о поддержке униатами украинских радикалов Москва, 1 октября 2014 г. Униаты у стен Почаевской Лавры      В Церкви в очередной раз выразили обеспокоенность поддержкой украинских радикалов со стороны греко-католиков (униатов), передает Интерфакс-Религия. Объектами насилия со стороны вдохновляемых униатами националистов стали многие православные священники и члены их семей " Когда на улицах Киева и других городов Украины уже лилась кровь и появились первые жертвы, из уст епископов и священников УГКЦ звучали призывы, которые побуждали к эскалации насильственных действий. В союзе с разного рода раскольническими и псевдоцерковными структурами они поддерживали и идейно вдохновляли в том числе крайние националистические группировки " , - говорит секретарь синодального Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) в интервью, опубликованном в среду в газете " НГ-Религии " . По его словам, нередко агрессивные высказывания представителей УГКЦ непосредственно были направлены против Православной Церкви. " Как известно, объектами насилия со стороны вдохновляемых униатами и раскольниками националистов уже стали многие православные священники и члены их семей. Характерно, что даже в те дни, когда с таким трудом было установлено хрупкое перемирие на востоке Украины, УГКЦ не отказалась от агрессивной риторики " , - заявил священник. Так, например, 10 сентября Священный Синод УГКЦ опубликовал заявление, в котором содержались высказывания, " прямо провоцирующие дальнейшее разжигание конфликта " , отметил он. Представитель Русской церкви заявил, что в подобных действиях содержится угроза не только для будущего Украины, но и для перспектив развития православно-католических отношений. " Данная ситуация возвращает к памяти атмосферу 1990-х годов, когда имела место трагедия в Западной Украине и в ряде стран Восточной Европы, связанная как раз с тем, что униаты, воспользовавшись политическими переменами, стали осуществлять захваты православных храмов, преследовать и убивать священников. В тот период отношения между Православной и Католической церквами переживали серьезный кризис и были на грани разрыва " , - напомнил он. 1 октября 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/74045.html

В 1744 г. патриарх Сильвестр отправился для сбора милостыни в Дунайские княжества. Воспользовавшись его отсутствием, Кирилл Танас при поддержке зап. дипломатов сумел ценой немалых денежных затрат получить от Высокой Порты в 1745 г. берат на Патриаршество. Кирилл разослал по епархиям Сирии грамоты с требованием о подчинении ему и, прибыв в Бейрут вместе со своим ставленником митр. Афанасием Дахханом, выходцем из бейрутской христианской знати, овладел церковью. К-польский Синод, узнав о происходящем в Сирии, срочно призвал Сильвестра и добился от Высокой Порты указа о возвращении ему патриаршей власти. Кирилл и его приверженцы, опасаясь репрессий, скрылись в горных мон-рях. В 1746 г. Сильвестру удалось получить указ османских властей об аннулировании автономии Халебской епархии. Униат. митр. Максим снова бежал, однако 2 православных митрополита, поочередно поставленные на Халебскую кафедру, вынуждены были покинуть город из-за конфликтов с местными католиками. Особенно драматично сложилась судьба митр. Софрония аль-Килизи (1750-1752), к-рого униаты избили и заключили в тюрьму при невмешательстве подкупленных османских властей. После неск. лет борьбы, когда митр. Максим то возвращался в город, то снова бежал в Эш-Шувайр, Сильвестр в 1757 г. согласился передать Халеб под управление К-польского патриарха, имевшего большее влияние на османские власти. Униаты номинально признали власть греч. митрополита, присланного из К-поля, но полуподпольно сохраняли собственное священство и свои организационные структуры. К сер. XVIII в. в М. к. Ц. существовало ок. 10 архиерейских престолов, гл. обр. на побережье - от Джубайля до Акки. Архиереи Халеба и др. городов внутренней Сирии, опасаясь османских преследований, большей частью пребывали в мон-рях в Ливанских горах и редко появлялись в своих епархиях. Мон-ри сыграли главную роль в формировании и сохранении М. к. Ц. Они были центрами подготовки кадров духовенства, очагами лит. творчества, в т. ч. религ. полемики, местом убежища униат. проповедников в дни гонений и крупными экономическими единицами. Мелькитское монашество было объединено в 2 конгрегации: аш-Шувайрия имела центром мон-рь Дайр-Мар-Юханна в Эш-Шувайре, аль-Мухаллисия - мон-рь Дайр-эль-Мухаллис.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Таковым раствердить крепко к понятию той веры, что сила и помощь к защищению заключается (?). И по отобрании оных церквей по реестру переписать, что в оных имеется утвари, а униатских попов взять под караул и представить к уманским комендантским делам, и по справлении оного следовать с протопопом Василием Мокрицким для осмотру реченной протопопии православных церквей. На подлинном подписано было так: Дня 3 Марта 1773 года капитан Данила Малов в благополучном местечке Умане.» 557 Указание на то, что латинское причастие слишком тонко или на то, что униаты не приготовляют обычных просфор, а целый хлеб. 560 Униаты партии Володковича объясняли свои бедствия, между прочим, тем, что партия Шептицкого и во главе ее Примович и Любинский за одно действуют с духовными, православными правителями, что они-то главные виновники всего зла. Арх. ун. м., кн. Г. IV, 156– второе письмо Сушицкого. Вероятно, участие Володковича и его партии в барской конфедерации было главною причиною всей беды их, и партия Шептицкого этим воспользовалась. 563 Там же, кн. Г. IV, 151, а также связка 451–коллективное письмо 5 ун. свящ. от 2 октября 1772 г. 565 Арх. ун. м., 1005. Войнарский приезжал действительно, по другому униатскому известью. Там же, кн. Г. IV, 156. 569 Эту линию мы провели на основании униатских известий, какие еще благочиния остались у них. Арх. ун. м., связка 451–письмо Сушицкого, от 26 февраля 1773 г., письмо Скульского – от 6 марта того же года. 583 Коадьютор – католический титулярный епископ (то есть имеющий сан епископа, но не являющийся ординарием епархии), назначаемый Святым Престолом в определенную епархию для осуществления епископских функций наряду с епархиальным епископом с правом наследования епископской кафедры. 584 Арх. ун. м., связка 441–мемориал, данный Гуцевичу 3 февраля 1773 г., кн. Г, IV, 156 – извлечение из письма Сушицкого, от 25 февраля того же года. Вскоре затем, действительно состоялось решение отнять у обезумевшего Володковича митрополичью власть. См. ниже, стр. 160. 586 Арх. св. с., д. 1772г., 6 приложение к прошению; Арх. ун.м., кн. Г, IV, – извлечения из писем Сушицкого, от 25 и 27 Февраля 1773 г. 591 Там же, кн. Г, IV, 156 – извлечение из письма Сушицкого, от 25 февраля 1773 г., а также 154. 598 Там же, кн. Г, IV, 156; см. также связка 451 –извлечение из писем Турчиновича, от 5 марта 1773 г.; 1005 (общий нумер.), письмо из Житомира, от 2 января того же года. 599 Пребывание Володковича на Волыни неспоримо с мая, когда он переписывался с Ширковым и его женой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Но истинная сила казачества заключалась не в реестровых. Реестр даже в составе 6 тысяч вбирал в себя не более десятой доли того люда, который причислял себя к казачеству и присвоял казацкие права. Это был вообще народ бедный, бездомный, голота, как его называли. Значительная часть его проживала в панских и шляхетских вотчинах и в качестве вольных казаков не хотела нести одинаковых с посполитыми крестьянами повинностей. Польские управители и паны не хотели знать вольностей этого народа и старались повернуть вольницу в поспольство. Когда польское правительство нуждалось в боевом содействии казаков, оно допускало в казацкое ополчение всех, реестровых и нереестровых, но по миновании надобности вычеркивало, выписывало лишних из реестра, чтобы вернуть их в прежнее состояние. Эти выпищики, угрожаемые хлопской неволей, скоплялись в своем убежище Запорожье и оттуда вели восстания. Так зачинались казацкие мятежи, которые идут с 1624 г. на протяжении 14 лет под предводительством Жмайла, Тараса, Сулимы, Павлюка, Остранина и Гуни. Реестр при этом или расходился на две стороны, или весь становился за поляков. Все эти восстания были неудачны для казаков и кончились в 1638 г. потерей важнейших прав казачества. Реестр был обновлен и поставлен под команду польских шляхтичей; место гетмана занял правительственный комиссар; оседлые казаки потеряли свои наследственные земли; нереестровые возвращены в панскую неволю. Вольное казачество было уничтожено. Тогда, по выражению малороссийского летописца, всякую свободу у казаков отняли, тяжкие небывалые подати наложили, церкви и службу церковную жидам запродали. МАЛОРОССИЙСКИЙ ВОПРОС. Ляхи и русские, русские и евреи, католики и униаты, униаты и православные, братства и архиереи, шляхта и поспольство, поспольство и казачество, казачество и мещанство, реестровые казаки и вольная голота, городовое казачество и Запорожье, казацкая старшина и казацкая чернь, наконец, казацкий гетман и казацкая старшина - все эти общественные силы, сталкиваясь и путаясь в своих отношениях, попарно враждовали между собой, и все эти парные вражды, еще скрытые или уже вскрывшиеся, переплетаясь, затягивали жизнь Малороссии в такой сложный узел, распутать который не мог ни один государственный ум ни в Варшаве, ни в Киеве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

В. Скрипицын. Вместе с Иосифом Семашко им удалось добиться согласия большинства униатского духовенства на соединение с Православием. 12 февр. 1839 г. в Полоцке епископами и начальствующим духовенством был подписан соборный акт о воссоединении униатской Церкви с правосл., составлено соответствующее прошение на Высочайшее имя и был приложен список, содержащий имена 1305 униатских священников, высказавшихся за воссоединение. Обер-прокурор Синода гр. Н. А. Протасов 1 марта 1839 г. представил эти документы императору, к-рый 25 марта утвердил постановление Синода о слиянии греко-униатской Церкви с правосл. Униатам были оставлены те обряды и обычаи, к-рые не противоречили Православию. В 1839 г. было воссоединено ок. 1607 приходов и более 1600 тыс. чел. До 1875 г. уния продолжала существовать в Холмской епархии (Седлецкая, Люблинская и Сувалкская губернии). После издания манифеста о свободе совести (17 окт. 1905) мн. бывш. униаты, присоединившиеся к правосл. Церкви, вернулись в унию. После обретения Польшей независимости между Ватиканом и польск. правительством в 1925 г. было подписано соглашение, по к-рому униатскому духовенству гарантировалась оплата труда, если оно принесет присягу на верность Польше. Униаты были лишены права проводить миссионерскую деятельность. Неск. позже униатских миссионеров стали готовить Восточный ин-т при Люблинском католич. ун-те и семинария в Дубне на Волыни. В Альбертине иезуиты основали униатский мон-рь, а также школу миссионеров и развернули исключительно широкую прозелитическую активность среди православных. В 1932 г. польск. правительство под нажимом Ватикана приняло тайное постановление о том, что «задача обращения Востока в католичество, так же как и в прошлые столетия, остается и далее «исторической миссией» Польского государства». Это усилило принудительное обращение православных в католичество и униатство. Однако результаты этих усилий были невелики: к 1938 г. в Виленской епархии было 4 униатских прихода, 7 священников и ок. 3300 верующих, в Пинской епархии - 12 священников и ок.

http://pravenc.ru/text/77856.html

В 1741 году Российский резидент в Варшаве доносил своему двору, что главнейшею причиною несчастия Православных в Польше – сравнение их сеймовыми конституциями и совокупление в одно название диссидентов с прочими иноверцами и удаление посему от всех должностей. – Иезуиты, особенно посредством своих студентов, несносные причиняли обиды, что им часто королём и даже нунцием было запрещаемо. – Угнетённых часто также отсылали в трибуналы, но там происки вельмож и сильнейших никогда не допускали получить справедливости. Монахи всех орденов тем свободнее притесняли Православных, что над ними не имели никакой власти ни светские чины, ни даже епископы; и дабы в чём им воспрепятствовать, нужно было обращаться к нунцию, а даже в Рим. Народ русский, с самого присоединения к Польше, имел равные права с Поляками; но сии последние, по иноверчеству своему, всегда препятствовали и уменьшали свободы Русских, из сего наиболее воспоследовала Уния. Русские надеялись получить сим образом оспариваемые их права, но они обманулись: епископам никогда не удалось засесть в обещанных им сенаторских креслах; по смерти вельмож, ненавидевших Унию, дети их, равно ненавидя оную и претерпевая удаление от должностей, а притом воспитываемые иезуитами, приняли Римский обряд. Так остался для Унии простой народ и дробная, мелкая шляхта; из сих, остававшихся некоторых ещё в Православии уже не опасались принуждать к Унии самыми отвратительнейшими средствами. – Но и Униаты не лучше были от Римлян терпимы: в 1786 году был напечатан безымянно проект и разослан на все сеймики о превращении Униатов и не-Униатов в Римский обряд; каковое намерение Римлян и до сего известно было Униатам: Леон Шептинский, епископ Львовский, в бытность Могилёвского епископа Конисского, не обинуясь открылся ему: мы де (Униаты) за вами (не-Униатами) ещё живём; когда вас Католики догрызут, тогда примутся и за нас; да и теперь де в ссорах называют нас, равно как и вас, схизматиками. Ех Historia Ut vero castissima religio nec interire neque corrumpi possit etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Следует, однако, заметить, что эти свидетельства не всегда согласуются между собою и в некоторых случаях одну и ту же молитву приписывают разным лицам. Так, напр., молитва «Владыко Боже Отче Вседержителю», если верить надписаниям, могла принадлежать и Василию Вел., и св. Мардарию, и св. Ефрему; молитва «Боже праведный и хвальный», составленная, по всей вероятности, св. Ефремом Сирином († 378 г.) 253 , в надписаниях усвояется также и преп. Никону. Подобного рода примеры показывают, что не все надписания могут считаться подлинными; а потому, во избежание ошибок, ими следует пользоваться с большой осторожностью. V. Состав инославных часов Богослужение инославных христиан – несториан, монофизитов, монофелитов и католиков, возникшее на почве первоначального единения их с вселенским православием , содержит в себе суточные службы, принятые и у нас, в том числе и часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й; только у маронитов-монофелитов нет, по-видимому, службы 1-го часа, которую они, по всей вероятности, отожествили с утреней. 16. Сирохалдейские часы На древнем сирохалдейском языке совершают богослужение халдеи и сирийцы. Халдеи, известные также под именем сирохалдеев, ассуритов и айсоров, – прежние несториане, а теперь, большею частью, униаты или православные, – имютъ, по их счету, семь суточных служб: полунощницу, утреню, 1-й час, часы 3-й и 6-й, 9-й час, вечерню и повечерие; при чем повечерие и часы всегда состоят почти из одних псалмов, сопровождаемых, как и у нас, разными тропарями и молитвами. Кроме обыкновенных, или вседневных часов, у халдеев есть и великопостные часы, которые во многом отличаются от первых и положены в те дни, когда не бывает литургии 254 . Богослужение сирийцев – монофизитов, или иаковитов (между ними есть также униаты и православные), сходно с халдейским не только по языку, но и по составу. Между прочим и в нем главное место занимает псалмопение; при этом особенно развито антифонное исполнение псалмов. Начинаются все службы малым славословием 255 . 17. Армянские часы

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Упорная недоверчивость пр.Смарагда к большим и меньшим униатам дорого обошлась церкви. Но надо сказать, что униаты сами, конечно ненамеренно, поддерживали и питали ее. Упорство и упреки приходских униатских священников, интриги высшего белого униатского духовенства и консистории, наконец, некоторые распоряжения Булгака постоянно наводили пр.Смарагда на мысль, что униаты не желают воссоединения, противятся ему и только своими обещаниями хотят усыпить бдительность правительства, выиграть время. Пр.Василий также был в значительной степени виновен в том, что пр.Смарагд и его причислял к врагам православной церкви. Его характер был первой тому причиной. Какая-то непоследовательность в действиях и неосторожность в поступках, достигшие своего апогея, по рассказам знавших Василия, в последние годы его управления Полоцкой епархией, проявлялись в значительной степени и в описываемое время. Иногда он бывал совсем бездеятелен, апатичен, – это легко было принять за нежелание его работать в пользу воссоединения; часто слишком строгий и требовательный, по временам он бывал без меры снисходителен, – в таких случаях его можно было обвинить в поблажке, в защите упорствующих 788 и т.п. Достаточно сказать, что его одновременно считали своим и Семашко, и открытые враги воссоединения: Беликович, Шадурский и др. Случалось, что подозрения относительно благонамеренности пр.Василия зарождались даже у гражданских властей, вообще с большим доверием, чем пр.Смарагд, относившихся к нему. «В униатском епископе Лужинском», – писал в мае 1837 г. Дьяков Пратасову, – «недостает или искреннего расположения к содействованию благим видам правительства касательно униатов, или же твердости воли, необходимой в настоящее время для управления гр.-униатской епархией» 789 . Тем более мог смутиться пр.Смарагд. Особенно соблазнительными могли казаться ему отношения пр.Василия к помещикам, особенно католикам, брататься и бражничать с которыми было в привычке преосвященного. Монах Закалинский доносил кн.Хованскому, что еп.Василий, прибыв 7-го декабря 1835 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Вместо того, чтобы униаты, которых считают «мостом для перехода к Риму», сблизились бы с православными, они отдаляются, оскорбляя даже национальное и христианское чувство православных. Насколько Рим больше приближает к себе униатов и помышляет об их ассимиляции, настолько делает их менее пригодными для пропаганды унии среди православных. Униаты провоцируют и поддерживают антирумынские чувства православных. Хотя конгрегация для Восточных Церквей была для удовлетворения православных отделена от конгрегации «De Propaganda Fide» и хотя рекомендуется не говорить больше относительно пропаганды среди православных, как о миссии среди схизматиков, все же конгрегация « De Propaganda Fide» сохраняет еще компетенцию по отношению к православным, а «апостольское убежище для обращенных» (Dei convertendi), основанное папой Климентом X в 1675 г. и утвержденное Иннокентием XI в 1685 г., функционирует при Комиссии кардиналов, уполномоченное управлять имуществами святейшего престола и имея в то же время миссию «принимать еретиков и схизматиков обоего пола, которые желают отречься и принять католическую веру». Будучи последовательными в таком отношении к православным, некоторые римо-католики считают их просто «неверующими», когда речь идет о «миссиях среди неверующих», «ad infideles», или же ставя всех некатоликов, следовательно, и православных христиан, на ту же линию с нехристианами: евреями, мусульманами и даже язычниками, как это делает иезуит-унионист Макс Прибилла. Официально неверующим, т. е. нехристианам, уделяется на Востоке в римско-католическом культе даже особое внимание и честь, которая не оказывается православным христианам. Например, для мусульман допускается разрешение некоторых литургических актов, которые не рекомендуются для православных. «Отеческая любовь» папства, следовательно, является дозированной весьма скупо и пристрастно по отношению к православным. Они, мол, не заслуживают быть спасенными, разве только в том случае, если вернутся «во двор» римский. Самое человеколюбие Ватикана проникнуто прозелитскими намерениями, прямо заявленными на унионистских конференциях, как, например, на Венской (1926).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Униаты – миряне суть такие же поселяне и граждане, как и православные, но богаче, тщеславнее и упорнее их. Они сосредоточены в Алеппо, в ливанских округах и в городах Бальбеке, Бейруте, Сидоне, Тире, в дамасской и селевкийской епархиях и в Хауране. В православные епархии северной Сирии, именно, в аданскую, антиохийскую, лаодикийскую, аркийскую, епифанийскую, эмесскую и триполийскую уния ещё не проникла. Представляем здесь приблизительную численность униатов по счёту 1842 г.: Число душ В Алеппо 14.000 В ливанских округах: Патруанском Джурбском Менесефском Ксеруанском Меттенском Шуафском Гарбском верхнем Гарбском нижнем Джезинском Теффайском в кантоне Бокфея в Дамаске в Хауране на Антиливане и Целесирии Патриарх Архиереев Монахов Монахинь Священников 37.209 Общий взгляд на нынешнее состояние унии После политического переворота в Сирии в 1840 году успехи унии приостановились. Главные защитники её, Бахри бей умер в 1848 году, а Бутрос Кераме, секретарь эмира Бешира, не возвратился на Ливан. Патриарх Максим не достигает желанной цели. Впрочем, уния поддерживается многими чиновниками, служившими во время египетского правления, которые сделались необходимы и турецким властям, также драгоманами и писцами всех консульств, консулами Франции и Австрии, папским легатом на Ливане, монастырями и школами и торговыми связями богатых купцов с бедными ремесленниками. В унии есть приманки для клира и народа; для клира – воспитание и образование в Риме, перспектива епископства, денежное жалованье, независимость монастырей от епископской власти и, следовательно, приволье жизни; для народа – порядочные школы, проповедь на родном языке, законность третьего и четвёртого брака, позволение женитьбы в пятой и четвёртой степенях родства, сокращение постов, разрешение на рыбу в постные дни, и, наконец, защита от католической власти на Ливане и от европейских консулов. Впрочем, сирийские униаты никогда не сделаются совершенными католиками. Ибо в чистилище они не верят, индульгенций не уважают, римского календаря не принимают; обрядов греческой церкви держатся охотно; причащаются под двумя видами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010