ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви 17 мая, 2007. Редакция " Правмира " Молитвенно отмечая светлый праздник Вознесения Господня, мы подобно апостолам пребываем в великой радости о вознесшемся Спасителе, славяще и благословяще Бога (Лк. 24, 52-53). Радость наша усугубляется переживанием происходящего в эти дни судьбоносного события в жизни Русской Православной Церкви — восстановления полного единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Молитвенно отмечая светлый праздник Вознесения Господня, мы подобно апостолам пребываем в великой радости о вознесшемся Спасителе, славяще и благословяще Бога (Лк. 24, 52-53). Радость наша усугубляется переживанием происходящего в эти дни судьбоносного события в жизни Русской Православной Церкви — восстановления полного единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В кафедральном храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия, на которой впервые после десятилетий разделения была совместно принесена Бескровная Жертва Единому Богу и Творцу нашему. Явленное единство есть знак великой милости Божией к нашей Церкви и нашему народу, пережившему в двадцатом столетии один из самых трагических периодов в своей истории. Начавшаяся 90 лет назад смута привела к затяжному междоусобному противостоянию, страшным итогом которого стали бесчисленные жертвы, страдания миллионов наших соотечественников, попавших в заключение или оказавшихся в рассеянии на чужбине. Пережитые Россией испытания были закономерным итогом исподволь умножавшегося в нашем обществе духовного неблагополучия, об опасности которого предупреждали такие великие угодники Божий, как преподобный Серафим Саровский, святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

http://pravmir.ru/poslanie-svyatejshego-...

Мониторинг СМИ Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год 29.01.2019 12:24 В данной статье рассказывается о том, какие основные изменения и события произошли в сфере церковного управления, устроения внутренней церковной жизни и организации внешних церковных связей за десятилетний период, истекший с Поместного Собора 2009 года, избравшего на Московский Патриарший престол ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определившего основные направления развития церковной жизни на последующие годы. Также будут представлены статистические сведения на начало 2019 года сравнительно с началом 2009 года. 1. Статистические сведения В пределах своей канонической территории, которая охватывает 16 стран1, Русская Православная Церковь объединяет епархии в России; Самоуправляемую с правами широкой автономии Украинскую Православную Церковь; Автономные Церкви: Китайскую и Японскую Православные Церкви; Самоуправляемые Церкви: Латвийскую Православную Церковь, Православную Церковь Молдовы, Эстонскую Православную Церковь; Белорусский экзархат; Митрополичий округ в Республике Казахстан и Среднеазиатский митрополичий округ; епархию в Литве. Украинской Православной Церкви в 1990 году была предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении. Помимо этого монастыри и храмы Русской Православной Церкви имеются за пределами ее канонической территории в 61 стране, будучи организованы в разные канонические образования — епархии, благочиния Патриарших приходов и другие. Некоторые из этих епархий объединены в следующие канонические образования: самоуправляемую часть Русской Православной Церкви — Русскую Зарубежную Церковь; Патриарший экзархат в Западной Европе; Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии. Митрополичий округ в Средней Азии, а также Патриаршие экзархаты в Западной Европе и в Юго-Восточной Азии были образованы в период после Поместного Собора 2009 года. К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года (Экзархат в Юго-Восточной Азии на данном этапе действует как одна епархия), с 382 архиереями — на 182 больше, чем в 2009 году. За эти десять лет было совершенно 228 архиерейских хиротоний.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 226 2008 г. 18 июня. – Заявление службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по поводу избрания новых епископов для церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии 267 12 июня 2008 г. на прошедшем в Таллинне собрании представителей церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии были избраны кандидаты для хиротонии во епископов епархий Тарту и Пярну-Сааремаа и объявлено о предстоящем завершении процесса «воссоздания Эстонской Православной Церкви» путем учреждения ее Архиерейского Синода. В связи с этим служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена сообщить нижеследующее. Канонический статус т. н. автономной Эстонской Православной Церкви, создание которой было провозглашено Константинопольским Патриархатом в 1996 г., не признан Русской Православной Церковью, а также другими поместными православными Церквами. В частности, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. счел невозможным признать канонический статус автономии за церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, присутствующей в Эстонии с 1996 г., поскольку «признание за ней такого статуса не соответствует в полной мере историческому развитию и современному состоянию всего Православия в Эстонии». Более 12 лет Московским Патриархатом предпринимаются усилия, направленные на урегулирование последствий односторонних действий Константинопольской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви, которые привели в 1996 г. к временному прекращению евхаристического общения между двумя Патриархатами. При Церквей в Константинополь для проведения братской встречи и совместного паломничества по местам проповеди святого апостола. Предстоятель Константинопольской Церкви, в частности, пригласил для участия в этой встрече Святейшего Патриарха Алексия с сопровождающей делегацией, а для подготовки проекта обращения Предстоятелей, принятие которого планировалось в ходе будущей встречи, просил назначить иерарха или клирика в качестве члена специально создаваемой для этого комиссии. Начало работы подготовительной комиссии было назначено на 19 июня 2007 г. Местом ее заседаний были избраны пределы Родосской митрополии Константинопольского Патриархата. В ответном письме от 3 июня 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий выразил благодарность за полученное приглашение и сообщил, что членами от Русской Православной Церкви в подготовительной комиссии назначаются секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и сотрудник ОВЦС А.Г. Чуряков в качестве переводчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Помимо действительно исторических решений, принятых на Соборе - канонизации сонма новомучеников и исповедников Российских и св. Царственных мучеников и того факта, что Собор отстоял единство Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, для меня, как епископа с Украины, где, как вы знаете, Православие находится в тяжелейшем положении, было особенно важным единство всего сонма архиереев нашей Церкви во главе со Святейшим Патриархом и факт личного общения с моими собратьями - архипастырями из разных регионов и даже государств, возможность обсудить с ними важнейшие проблемы церковной жизни, познакомиться с опытом решения этих проблем во многих епархиях. Для меня атмосфера духовной свободы единомысленных архиереев, та ситуация, в которой наше соборное единство проявилось с наибольшей полнотой, стала возможностью духовного отдохновения от той вызванной внешними обстоятельствами напряженной обстановки, которая, как хорошо известно, сложилась в последнее время в украинских епархиях Русской Православной Церкви; тем стимулом, который поможет нам вести и дальше борьбу за сохранение и упрочение позиций канонической Православной Церкви, говоря без обиняков - Русской Православной Церкви. Кроме того, Божьим промыслом я являюсь правящим архиереем именно в той области, где сами имена земель, рек, селений свидетельствуют о том, что здесь - изначальные корни Руси: достаточно вспомнить, что именно здесь протекает та самая речка Рось, от имени которой, как считается, и пошло само название нашей земли. Мы сейчас находимся как бы на переднем крае борьбы за Православие - многие хотели бы видеть нашу епархию, всю нашу Церковь на Украине, на Руси - " самостийной " , а то и католической. - Ваше выступление на Соборе было в какой-то степени даже сенсационным: Вы прямо призвали аннулировать автономию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и вернуть ей статус Украинского экзархата Русской Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, о Вашей точке зрения подробнее.

http://pravoslavie.ru/guest/ippolit.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь - едина. Когда же станет единым русский народ? В Храме Христа Спасителя состоялось подписание " Акта о каноническом общении " 18.05.2007 326 Время на чтение 7 минут В праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали " Акт о каноническом общении " . Сразу после церемонии подписания Патриарх Алексий II и Митрополит Лавр совершили первую за почти 90 лет совместную Божественную литургию, в которой приняли участие многочисленные архиереи и клирики Церкви в Отечестве и за рубежом. Свершилось то, чего так долго ждали все верующие русские люди, - в Москве было восстановлено евхаристическое общение между двумя частями Русской Церкви, трагически разделенной в начале XX века ужасами Гражданской войны. Торжественность этого момента была подчеркнута тем, что Царские врата в Храме Христа Спасителя во время первого совместного богослужения были открыты, как во время пасхальной службы. Подписание " Акта о каноническом общении " - событие, безусловно, историческое для всего русского Православия. Начало разделения Русской Церкви уходит корнями в 1920-е годы, когда после прихода к власти большевиков ряд русских епископов, находившихся в эмиграции, прервали отношения со священноначалием Русской Православной Церкви, не желая связываться с безбожной властью, установившейся в России. Поэтому не удивительно, что торжества в Москве быстро получили наименование празднования второго Воскресения Христова, " второй Пасхи " . " Радость озаряет наши сердца. Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего, - сказал Святейший Патриарх Алексий, обращаясь к собравшимся в Храме Христа Спасителя. - Преодолеваются церковные разделения - преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь - возрождается и наше Отечество. Мы приступаем ныне к совершению Божественной литургии, Таинству единства Тела Христова, Таинству благодарения за бесчисленные благодеяния Божии, Таинству Жертвы, приносимой о всех и за вся. Помянем же отцов наших, живших в годы гонений на Родине и за ее пределами " .

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Архив Пн В.Р. Легойда: План власти Украины — подмена векового братства на вражду 30 июня 2023 г. 13:40 Положение канонической Церкви на Украине и судьба всемирно известной иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева, выставленной в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя для молитвенного поклонения тысяч православных верующих, стали одними из самых резонансных тем последнего времени. Образ Пресвятой Троицы, по словам известных богословов XX века, особо почитал призывавший к единству Руси преподобный Сергий Радонежский. Что будет с рублевской «Троицей» после пребывания в кафедральном храме Москвы, за что подвергаются гонениям священнослужители, монахи и миряне Украинской Православной Церкви , как помочь им и всем страдающим от военных действий, и какие миротворческие усилия предпринимает Русская Православная Церковь, рассказал в интервью РИА «Новости» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда . — Владимир Романович, после планирующейся реставрации «Троица» Рублева вернется в Храм Христа Спасителя или сразу отправится в Троице-Сергиеву лавру ? Когда это произойдет? — Как известно, срок пребывания в Храме Христа Спасителя продлен до 19 июля, чтобы верующие могли в день преподобного Сергия поклониться иконе в кафедральном соборе столицы. Хочу подчеркнуть, что мы чрезвычайно благодарны министерству культуры, руководству министерства культуры и руководству Третьяковской галереи за взаимодействие, которое мы осуществляем, несмотря на некоторые попытки в медиа создать видимость конфликта. Что касается дальнейшего места пребывания иконы, было сказано, что она отправится в Троице-Сергиеву лавру, и детали перемещения святыни будут известны ближе к сроку. — Как вы оцениваете положение канонической Церкви на Украине? Какова динамика, и чего ожидать в ближайшем и отдаленном будущем? — К великому сожалению, пока не приходится ожидать ничего хорошего в плане будущего канонической Украинской Православной Церкви, поскольку, как мы видим, последовательный жесткий курс украинской власти на постоянное давление и фактическое уничтожение украинской Церкви не меняется уже довольно давно.

http://patriarchia.ru/db/text/6039307.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Порошенко начал гонения против канонической Церкви О последствиях подписания президентом Украины скандального закона о переименовании УПЦ МП 25.12.2018 1036 В субботу, 22 декабря, президент Украины Петр Порошенко подписал Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» относительно названия религиозных организаций (объединений), которые входят в структуру (являющихся частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, законом признанном таким, которое осуществило военную агрессию против Украины и/или временно оккупировало часть территории Украины», сообщает пресс-служба президента Украины. «Люди имеют конституционное право свободного выбора вероисповедания. Указанные изменения в закон создают лучшие условия для реализации такого права для тех, кто будет решать, к какой же православной юрисдикции принадлежать ... То ли ко вновь созданной автокефальной Православной Церкви Украины, то ли к той церкви, которая настаивает на сохранении своей связи и зависимости от РПЦ», - заявил Порошенко, подписывая закон. Он подчеркнул: «Выбор легче делать, когда все вещи названы своими именами, когда есть достаточно сведений для того, чтобы его добровольно принять. Реализация закона даст гражданам всю полноту информации». По словам Порошенко, изменения в закон соблюдают принцип свободы вероисповедания и равенства всех конфессий, никакого ограничения конституционных прав граждан не будет. О принятом законе и его последствиях, а также как быть православным на Украине, рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко : Захват церковного имущества не является самоцелью для раскольников, хотя и он будет осуществляться. Главное для них – разрушение, деструкция канонической Церкви за счет комплексно масштабной кампании:

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/25/po...

О канонических аспектах " принятия в общение " бывшего митрополита Филарета Константинопольским Патриархатом декабря 2018 Источник Протодиакон Константин Маркович. " Каноны говорят… " О некоторых канонических аспектах " принятия в общение " бывшего митрополита Филарета (Денисенко) и его последователей Синодом Константинопольского патриархата В последние месяцы мы являемся свидетелями драматических событий в Украине, связанных с " принятием в общение " Константинопольским патриархатом двух схизматических сообществ и слиянием их в единую структуру на " объединительном соборе " , состоявшемся 15 декабря 2018 года в Киеве, получившую название " Православная Церковь Украины " . Образование новой структуры происходит по сценарию и под непосредственным руководством Константинопольского патриарха Варфоломея и Священного синода Константинопольской Церкви. Завершающим этапом процесса, как ожидается, станет предоставление " Томоса об автокефалии " 6 января 2019 года в праздник Богоявления по новоюлианскому календарю. Подавляющее большинство " епископата " и " клира " ПЦУ составляют  последователи и ставленники бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко), изверженного из архиерейского сана решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви 11 июня 1992 года, 21 февраля 1997 года - преданного анафеме и отлученного от Церкви. В ответ на деяние Синода Константинопольской патриархии под председательством патриарха Варфоломея от 11 октября 2018 Украинская Православная Церковь и Московский Патриархат разорвали евхаристическое общение с Константинопольской Церковью. В различных медиаресурсах появилось огромное количество официальных и неофициальных информационных материалов, обозрений, представляющих как точки зрения сторон, вовлеченных в конфликт, так и независимых аналитиков. Цель данной статьи - указать и раскрыть два важных аспекта спорного решения Синода Константинопольской патриархии о признании митрополита Филарета и его последователей пребывающими в тех степенях священства, которые они усвоили себе, пребывая в схизме, которые не были отражены в " Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви " от 15 октября 2018 года, а также тех публикациях, которые были мне доступны.

http://mitropolia.spb.ru/docs/o-kanonich...

     В ходе пребывания в Афинах председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству «Ромфеа». — Ваше Высокопреосвященство, в эти дни Вы посещаете Грецию. Какой вопрос будет предметом обсуждения на встрече с Предстоятелем Элладской Православной Церкви? — Как и всегда, когда я приезжаю в Афины, я буду встречаться с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом. Мы затронем как отношения между Русской и Элладской Православными Церквами, так и межправославную повестку дня; по ней накопилось немало вопросов, которые нужно обсудить. Я хотел бы рассказать Блаженнейшему Иерониму о ситуации на Украине и о трудном положении, в котором там оказалась сейчас каноническая Православная Церковь. Об этом же я буду говорить на Межпарламентской ассамблее Православия. Очень важно, чтобы Предстоятель и иерархи Элладской Церкви, а также широкая общественность представляли реальную картину происходящего на Украине, знали, что каноническая Украинская Православная Церковь, которая является Церковью большинства на Украине, подвергается сегодня дискриминации, гонениям и беспрецедентному давлению со стороны светских властей этой страны. Давление оказывается для того, чтобы каноническая Церковь признала инициированный государством проект по созданию на Украине «единой поместной церкви». В том виде, в каком он задуман украинскими властями, этот проект является невыполнимым и крайне опасным для Церкви, поскольку его идея заключается в том, чтобы оторвать каноническую Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата и присоединить ее к двум раскольничьим структурам. Кроме того, говорится, что к проекту должны примкнуть униаты. Униаты в этом заинтересованы, поскольку, по их словам, эта единая церковь «должна быть в единстве с преемником святого Петра», а значит, она уже будет не православной, а католической. Получается, мы возвращаемся к ситуации 1596 года, когда власти польско-литовского государства насильственно обращали в унию православных людей.

http://pravoslavie.ru/114040.html

Закрыть itemscope itemtype="" > УПЦ отрекается от Московского патриархата? В УПЦ (МП) по-своему поддержали флешмоб «Батько наш Бандера» 01.11.2021 1156 Время на чтение 10 минут Источник: ФСК Фото: ФСК Замглавы Отдела внешних церковных связей Украинс кой православной церкви Московского патриархата о. Мыколай Данилевич (его ещё именуют «спикером УПЦ») нашёл новые слова отвращения православных на Украине от… Русской церкви. По мнению «спикера УПЦ», увязывание УПЦ с МП столь же оскорбительно для православных Украины, как связь СЦУ со Стамбулом. «Обзывание» УПЦ (МП) «Русской православной церковью в Украине» о. Мыколай считает таким же абсурдным, как если бы кто назвал СЦУ «Турецкой церковью в Украине». То есть по логике замглавы ОВЦС УПЦ (МП) идентификация православного на Украине русским столь же обидна, как именование сторонников СЦУ турками: «Если применить ту логику, которую они применяют к нам (мол, у нас есть каноническая связь с РПЦ, якобы центр УПЦ находится в Москве , а потому мы должны называться «РПЦвУ»), то на том же основании гораздо легче можно «ПЦУ» назвать «Турецкой церковью в Украине», поскольку в томосе прямо прописана их связь с Константинопольским патриархатом, центр которого в Стамбуле (Турция)». Не каждый сразу здесь увидит подтасовку. Рассчитана она, прежде всего, на собственных прихожан, которым такие, как о. Мыколай, уже изрядно запудрили мозги разговорами об извечной исключительной украинскости их «поместной церкви». Однако те, кто придумал аббревиатуру РПЦвУ, на самом деле акцентируют отнюдь не на «канонической связи УПЦ (МП) с РПЦ», как это пытается представить наш «спикер». Каноническая связь у епархий УПЦ (МП) имеется со всеми епархиями всех поместных церквей мира (кроме тех, которые признали СЦУ). Так что совсем не это имеют в виду те, кто считает УПЦ частью Московского патриархата (а таковых в УПЦ МП пока ещё заметное большинство). Таким же примитивным образом подставляется протоиерей УПЦ (МП) и с выпадом про «Турецкую церковь». В отличие от Русской церкви, никакая «турецкая церковь» в диптихе мирового православия не числится. И даже в Турции т. н. Константинопольский патриархат считается церковью греческой диаспоры. Что же касается «связи» СЦУ с этим патриархатом, которая «прямо прописана в томосе» (почему-то сию писульку в кавычки о. Мыколай не берёт), то связь эта, действительно, не абстрактно «каноническая», а вполне конкретная. И во многом такая же, как между Москвой и УПЦ. Что мы и покажем. Пока же продолжим чтение «спикера-канониста».

http://ruskline.ru/opp/2021/11/01/upc_ot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010