А.С. Смыкалин Глава II. Источники канонического (церковного) права 1. Общая характеристика источников канонического (церковного) права. 2.  Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство. 3. Источники канонического (церковного) права государственного происхождения. Источники русского канонического права от середины XV cmoлemuя до учреждения Патриаршества. Источники русского канонического (церковного) права эпохи Патриаршества. 4. Источники канонического (церковного) права синодальной эпохи. Взаимоотношения Церкви и государства. «Духовный Регламент». Церковное законодательство начала ХХ в. 5. Источники канонического (церковного) права новейшей эпохи. Первый период (1917–1918 гг.). Второй период (1918–1945 гг.). Третий период (1945–1990 гг.). Четвертый период (1990-е гг. – по настоящее время). 1. Общая характеристика источников канонического права Вопрос об источниках права имеет серьезное теоретическое и практическое значение, так как от особенностей источников зависят правовая система в целом и многие ее элементы в частности (например, общеобязательность, нормативность и степень юридической силы правовых актов, методы и способы правового регулирования общественных отношений, включая корпоративные). Идеальный источник праваправосознание, т. е. все духовное, в том числе идеи философские и нравственные, экономические и политические, обыденные и научные, религиозные и профессиональные, юридические и иные, а также теории, оценки, установки, взгляды и соответствующие каждому из данных компонентов способы выражения (научные труды, учебная литература, результаты социологических опросов и т. д.). Исторические источники права – конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества на определенном этапе его становления (к примеру, уровень развития производства, правосознания, правовой культуры). Фактические источники права – реально существующие в настоящее время обстоятельства материальной и духовной жизни, действующие формально-юридические и другие факторы, служащие основанием для совершенствования законодательства и правового регулирования общественных отношений в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г. На Архиерейском Соборе 2017 г. в Положение о церковном суде были внесены изменения. Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные начала церковного судоустройства и судопроизводства Статья 1. Структура и канонические основания судебной системы Русской Православной Церкви 1. Судебная система Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), именуемой в дальнейшем тексте настоящего Положения «Русская Православная Церковь », устанавливается Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 года, именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Устав Русской Православной Церкви», а также настоящим Положением и основана на священных канонах Православной Церкви, именуемых в дальнейшем тексте настоящего Положения «священные каноны». 2. Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды: епархиальные суды с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий; высшие церковно-судебные инстанции Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) – с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви; Высший общецерковный суд – с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви, за исключением Украинской Православной Церкви; Архиерейский Собор Русской Православной Церкви – с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви. 3. Церковные суды Русской Православной Церкви осуществляют судебную власть, руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением и иными установлениями Православной Церкви. Особенности церковного судоустройства и судопроизводства в пределах Русской Православной Церкви Заграницей, а также в пределах Самоуправляемых Церквей могут определяться внутренними установлениями (правилами), утвержденными уполномоченными органами церковной власти и управления данных Церквей. В случае отсутствия вышеуказанных внутренних установлений (правил), а также их несоответствия Уставу Русской Православной Церкви и настоящему Положению церковные суды Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей должны руководствоваться Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Положением.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕРКОВНОМ СУДЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА) РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Глава 1. Основные начала церковного судоустройства и судопроизводства. Статья 1. Структура и канонические основания судебной системы Русской Православной Церкви. 1. Судебная система Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), именуемой в дальнейшем тексте настоящего Положения «Русская Православная Церковь», устанавливается Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 г., именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Устав Русской Православной Церкви», а также настоящим Положением и основана на священных канонах Православной Церкви, именуемых в дальнейшем тексте настоящего Положения «священные каноны». 2. Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды: епархиальные суды, в том числе епархий Русской Православной Церкви Заграницей, Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, входящих в состав Русской Православной Церкви, — с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий; высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей, а также Самоуправляемых Церквей (при наличии в данных Церквах высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих Церквей; Общецерковный Суд — с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви; Архиерейский Собор Русской Православной Церкви — с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви. 3. Церковные суды Русской Православной Церкви осуществляют судебную власть, руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением и иными установлениями Православной Церкви. Особенности церковного судоустройства и судопроизводства в пределах Русской Православной Церкви Заграницей, а также в пределах Самоуправляемых Церквей могут определяться внутренними установлениями (правилами), утвержденными уполномоченными органами церковной власти и управления данных Церквей. В случае отсутствия вышеуказанных внутренних установлений (правил), а также их несоответствия Уставу Русской Православной Церкви и настоящему Положению церковные суды Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей должны руководствоваться Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Положением.

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

А.С. Смыкалин Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса 1. Православное учение о Церкви. 2. Богочеловеческая природа Церкви. 3. Применимость правовых категорий к жизни Церкви. 4. Место канонического (церковного) права в системе права. 5. Каноническое (церковное) право как наука. Изучение церковного (канонического) права в Византии и Греции. Церковное правоведение в России. Задача, метод и система науки канонического (церковного) права. Наука канонического (церковного) права и ее отношение к наукам богословским и юридическим. Каноническое (церковное) право и российская правовая наука. 1. Православное учение о Церкви Каноническое, или церковное, право мало изучено отечественной юриспруденцией. В XIX – начале ХХ в. оно читалось на юридических факультетах всех российских университетов. В советское время, когда церковь была официально отделена от государства, в светских вузах его не преподавали. Сегодня идеологические оковы спали, и, на наш взгляд, следовало бы переосмыслить роль церковного права в юридической науке. Основоположником курса канонического (церковного) права считается профессор протоиерей В. А. Цыпин, опубликовавший в 1994 г. первый за последние 80 лет курс лекций по данной дисциплине (в 1996 г. его переиздали тиражом 10 тыс. экз., и вскоре он стал библиографической редкостью). С точки зрения В. А. Цыпина, каноническое (церковное) право – «это нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами религиозного или политического характера». Исследование канонического (церковного) права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами, происходящими в современном российском обществе, ибо православное церковное право – одна из важнейших составных фундамента, на котором сформировалась российская правовая система, его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории 1 . Как справедливо отметил Патриарх всея Руси Кирилл (Гундяев), «для того, чтобы обеспечить действительно устойчивое существование человеческого сообщества, необходимо опираться на новое многополярное и многоукладное устройство мира. При этом религиозные или иные традиции должны быть учтены при формировании общей цивилизационной картины. Настало время вернуть обществу понимание религии как глубочайшего пласта человеческой культуры, как основы, которую невозможно ограничить рамками личной жизни» 2 . 2. Богочеловеческая природа Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

архиеп. Григорий (Афонский) Глава 1. Введение в каноническое право Церковное или каноническое право обязано своим происхождением и развитием историческому фату появления и распространения в мире христианской религии, соединивших своих последователей в особенный общественный союз, которому исключительно принадлежит название Церковь и в котором отдельные члены осознают себя не эллинами, римлянами, иудеями, но братьями по вере, детьми одного Бога Небесного. « Церковь , – говорит еп. Иоанн, – есть богоучрежденное общество верующих в Иисуса Христа, соединенных между собой в общий духовный союз единством веры, освящаемых благодатью Св. Духа в таинствах, и под невидимым Главою – Христом, преемственной от Апостолов властью духовно управляется ко спасению». 5 5 Непосредственный основатель Церкви, Иисус Христос , Сам определил Церкви иметь не ограниченное никаким временем и местом назначение действовать для спасения всего мира. Это божественное назначение Церкви служит основанием ее особенных прав, или тех преимуществ ее высшего полномочия власти и свободы, с которыми Церковь вошла в мир, сообразно своему назначению и цели. Название «каноническое (право) происходит от греческого слова «канон», которое сначала обозначало орудие для проведения прямых линий; позднее – название образца, правила; наконец, в церковной терминологии слово «каноны» стало обозначать правила христианской веры и жизни, и в особенности – дисциплинарные наставления церковных соборов, в отличие, с одной стороны, от догматических определений Церкви, а с другой – от законов гражданских (номос) по отношению к Церкви. Каноническое право ограничивается областью церковных по происхождению и природе правил, относящихся всецело к самой Церкви и ее членам. Эти каноны и служат критерием и основанием для действующего права всех Православных Автокефальных Церквей. Каноническое право еще называется церковным правом потому, что это право составляет совокупность в более широком объеме всех законов, какими Церковь обладает: как своими собственными (канонами), так и светскими (номос), относящимися к Церкви. Такие сборники назывались Номоканоны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Москва, Храм Христа Спасителя, 26 июня 2008 г. 24 апреля 2012 г. Церковный суд Русской Православной Церкви Положение и состав Общецерковного суда были приняты 26 июня 2008 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Глава 1. Основные начала церковного судоустройства и судопроизводства. Статья 1. Структура и канонические основания судебной системы Русской Православной Церкви. 1. Судебная система Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), именуемой в дальнейшем тексте настоящего Положения «Русская Православная Церковь», устанавливается Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 г., именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Устав Русской Православной Церкви»,  а также настоящим Положением и основана на священных канонах Православной Церкви, именуемых в дальнейшем тексте настоящего Положения «священные каноны». 2. Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды: 3. Церковные суды Русской Православной Церкви осуществляют судебную власть,  руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением и иными установлениями Православной Церкви. Особенности церковного судоустройства и судопроизводства в пределах  Русской Православной Церкви Заграницей, а также в пределах Самоуправляемых Церквей могут определяться внутренними установлениями (правилами), утвержденными уполномоченными органами церковной власти и управления данных Церквей. В случае отсутствия вышеуказанных внутренних установлений (правил), а также их несоответствия Уставу Русской Православной Церкви и настоящему Положению церковные суды Русской Православной Церкви Заграницей и  Самоуправляемых Церквей должны  руководствоваться Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Положением. 4. Церковным судам Русской Православной Церкви, именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «церковные суды», подсудны дела в отношении лиц, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви. Церковные суды не принимают к рассмотрению дела в отношении умерших лиц.

http://e-vestnik.ru/docs/tserkovnyy_sud_...

Выступление митрополита Восточно-Американского Илариона на торжественном акте, посвященном пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94553.html 21 мая 2012 Выступление митрополита Восточно-Американского Илариона на торжественном акте, посвященном пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2234255.html Официальный сайт РПЦ МП 20 мая 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный акт, посвященный пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви. На мероприятии выступил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Высокопреосвященные и Преосвященные собратья-архипастыри, всечестные отцы-сослужители, дорогие о Воскресшем Господе братья и сестры! Христос Воскресе! Пять лет тому назад изволением Божиим и подвигом добрым приснопамятных Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Лавра побеждено многолетнее разделение внутри Русской Православной Церкви. Память их всегда будет соединена с похвалами. Они живы для нас, их вдохновеннейшие гласы еще звучат в наших сердцах, призывая нас бдительно хранить богопреданное учение Православной Церкви, осолять духом Евангелия все стороны современной жизни и лобызать древнюю Святую Русь во всем ее благолепии, как дом Пресвятой Богородицы, как царство благочестия, святости и правды Божией. Главный же их завет состоит в том, чтобы все русские люди, где бы они не находились, блюли единение духа в союзе мира и, особенно, мира церковного. Мы все живо помним, каким молитвенным и праведным трудом подвизался за рубежом владыка Лавр за восстановление единства с Отечественной Церковью, и там, где он сеял часто слезами, мы пожинаем теперь по милости Божией радостью. Вот этими радостями и успехами, достигнутыми в нашем взаимодействии и соработничестве, главным образом в молодежном служении, хотелось бы поделиться со всеми вами сегодня.

http://religare.ru/2_94553_1_21.html

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 г. Журнал 43 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся подписании Акта о каноническом общении и восстановлении единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. Справка: В заседании от 16 мая 2007 года (журнал 36) Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Акт о каноническом общении, выработанный Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Священный Синод определил, что Акт вступает в силу после торжественного подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Преосвященным митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром в Храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года. Ранее, 18 апреля 2007 года, соответствующее решение было принято Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви. В заседании от 16 мая 2007 года (журнал 38) Священный Синод также утвердил протокол мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении. 15 мая 2007 года, в Москву прибыл председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Преосвященный митрополит Лавр и члены официальной делегации. В тот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха с прибывшими в Москву членами Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Во встрече принимали участие председатель Отдела внешних церковных связей Преосвященный митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и председатель Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью Преосвященный архиепископ Корейский Иннокентий, секретари Комиссий по диалогу протоиерей Александр Лебедев и протоиерей Николай Балашов. 17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, государственные и общественные деятели.

http://pravoslavie.ru/23625.html

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года 21 серпня 2007 р. 11:23 ЖУРНАЛ 43 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся подписании Акта о каноническом общении и восстановлении единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. Справка: В заседании от 16 мая 2007 года ( журнал 36 ) Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Акт о каноническом общении, выработанный Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Священный Синод определил, что Акт вступает в силу после торжественного подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Преосвященным митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром в Храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года. Ранее, 18 апреля 2007 года, соответствующее решение было принято Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви. В заседании от 16 мая 2007 года ( журнал 38 ) Священный Синод также утвердил протокол мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении. 15 мая 2007 года, в Москву прибыл председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Преосвященный митрополит Лавр и члены официальной делегации. В тот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха с прибывшими в Москву членами Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Во встрече принимали участие председатель Отдела внешних церковных связей Преосвященный митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и председатель Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью Преосвященный архиепископ Корсунский Иннокентий , секретари Комиссий по диалогу протоиерей Александр Лебедев и протоиерей Николай Балашов. 17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин , государственные и общественные деятели.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205505...

Архимандрит Тихон (Шарапов) 21 мая 2020 г. 09:34 Архимандрит Тихон (Шарапов)- защитник канонического Православия на белорусской земле К юбилею Жировичского монастыря хотелось бы напомнить еще об одной яркой странице в истории обители. В  первой половине 1920-х гг. Жировичский монастырь стал центром по сохранению единства православных верующих Западной Белоруссии с Русской Православной Церковью. Возглавил это движение архимандрит Тихон (Шарапов), в недавнем прошлом полковой священник.   В 1922 г. Собор Епископов Православной Митрополии в Польше принял «Временные правила об отношении правительства к Автономной Православной Церкви в Польше».  Разработкой документа занималось Министерство исповеданий и народного просвещения Польской Республики. Благодаря ему государство получило возможность активно вмешиваться в вопросы церковной жизни. Кроме того, «Временные правила» создали условия для разрыва канонического единства Православной Митрополии в Польше с Православной Российской Церковью и последующего провозглашения ее автокефалии. Свое несогласие с подписанием документа заявили епископ Пинский и Полесский Пантелеимон (Рожновский) и епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий), временный управляющий Гродненской епархией. Оба иерарха настаивали на сохранении канонического единства с Московским Патриархатом. Свой письменный протест они передали патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину) через иеромонаха Тихона (Шарапова), который в январе 1922 г. инкогнито совершил поездку в Москву. Именно отцу Тихону, через месяц возведенному Патриархом в сан архимандрита, предстояло возглавить противодействие православных белорусов и украинцев Второй Речи Посполитой автокефалистским тенденциям. Должности настоятеля Успенского Жировичского монастыря  (который оказался на польской территории), благочинного монастырей Гродненской епархии и исполняющего обязанности благочинного приходов Бытеньского округа Гродненской епархии существенно укрепили позиции архимандрита Тихона, позволив ему расширить свою деятельность за пределы Жировичской обители.

http://e-vestnik.ru/analytics/girovichi_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010