Таким днем у Евреев назывался и самый день Пасхи, потому что пасхального агнца положено было вкушать с пресным хлебом, и канун ее, потому что начинали есть пресный хлеб с вечера этого дня. По толкованию Зигабена и Феофилакта, здесь разумеется день, предшествовавший Пасхе, т. е. 13-е число марта (Нисана), четверг, и они говорят, что этот день так назван евангелистами, как канун сих дней. Подтверждением сему мнению служат слова в Евангелии Иоанна: пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его страданий и смерти ( Ин.13:1 ), и то обстоятельство, что приготовление пасхального агнца начиналось некоторыми, особенно галилеянами, и в 13-й день Нисана (Христ. Чт. 1867). У еванг. Марка ( Мк.14:1 ) сказано: чрез два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков (О Пасхе чит. в объясн. 1 ст.). Лк.22:8 . и послá Петрá и Иоáнна, рéк: шéдша уготóвайта нáм пáсху, да ямы. Лк.22:9 . Она же рекóста емý: где хóщеши уготóваем? (и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?) Посла (послал) Иисус Петра и Иоанна. У Матфея и Марка говорится, что ученики спросили Господа о месте, где им приготовить пасху, а еванг. Лука говорит, что Господь Сам повелевает ученикам приготовить пасху и, на вопрос их: где (хощеши) велишь это сделать? указывает место. Это обстоятельство еписк. Михаил объясняет так: вероятно Господь был особенно сосредоточен и задумчив в это время пред Своими страданиями, и ученики, не видя Его распоряжений относительно празднования Пасхи, сочли нужным напомнить Ему об этом. Лк.22:10 . Он же речé има: сé восходящема вáма во грáд, срящет вы человек в скудéльнице вóду нося: по нéм идета в дóм, в óн же вхóдит, Лк.22:11 . и рцета дóму владыце: глагóлет тебе учитель: где éсть обитель, идеже пáсху со ученики моими снем? (Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?) Это обстоятельство прямо показывало всеведение Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Что нужно сказать о неделях после Пасхи до Пятидесятницы? То, что все эти недели посвящены и воспоминанию воскресения Христова, и, сверх того, воспоминанием особенных событий, из которых каждой усвоено свое, так что по этим особенным воспоминанием все дни недели сии имеют свои названия. В чтениях литургийных Евангелий в сии недели раскрывается сила и слава Спасителя, воскресшего из мертвых. Какое Евангелие Фоминой недели? В нем благовествуется о явлениях Иисуса Христа апостолам без Фомы, в день воскресения по вечеру, и с Фомой в восьмой день по воскресении. Иоан. 20, 19–31 . Зачало 65. 19 В тот первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его были заперты, из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав сие, Он показал им руки и ноги и ребра свои. Ученики обрадовались, увидя Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал меня Отец; так и Я посылаю Вас. 22 Сказав сие, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 24 Фома же, один из двенадцати, называемый близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его; не поверю. 26 После восьми дней опять были ученики в доме Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их, и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. 30 Много сотворил Иисус пред учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя имели жизнь во имя Его. Ст.19. Какой этот первый день недели, в который вечером Иисус Христос явился апостолам без Фомы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Ин.6:22 .  На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Ин.6:23 .  Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Ин.6:24 .  Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. С 22-го по 70-й стих идет речь Христа, сказанная Им по возвращении в Капернаум. Эта речь разделяется на три отдела: первый заключается в стихах 25–40, второй – в стихах 41–51, и третий – в стихах 52–59. Ст. 22–24 представляют собой историческое замечание о поводе к речи. На другой день по совершении чуда насыщения толпы народа прибыли в Капернаум в надежде здесь отыскать Чудотворца-Христа. Найдя здесь действительно Христа, народ обращается к Нему с вопросом: когда Он пришел в Капернаум? Христос на это делает им замечание: эти люди ищут Христа только потому, что получили насыщение чудесным образом, а между тем им следовало бы более заботиться о вечной жизни, которая может быть названа неистощимой пищей. При этом на требование народа совершить перед ним что-либо подобное низведению Моисеем манны, Господь отвечает заявлением, что истинный хлеб с неба сходит к народу теперь и что этот хлеб жизни есть Сам Христос. Так как народная толпа обнаруживает неверие к этим словам Господа, то Христос разъясняет, что Его слушатели, очевидно, не принадлежат к числу избранников Его Отца (стихи 25–40). На этот упрек слушатели Христа отвечают указанием на Его простое происхождение, Христос же, продолжая Свою мысль, разъясняет, в чем состоит «приближение» людей Отцом, и указывает на необходимость веры в Него, Христа, потому что только Он один может дать людям вечную жизнь (стихи 41–51). Так как Христос сказал, что хлеб жизни, который Он даст людям, есть Его собственная Плоть, то иудеи соблазнились этим. Однако Господь снова подтвердил, что без вкушения Его Плоти и Крови никто не может получить вечной жизни (стихи 52–59). После этого соблазнились словами Христа и некоторые Его ученики, но апостол Петр от лица 12-ти исповедал, что только один Христос имеет глаголы вечной жизни (стихи 60–71).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изображая в сем псалме тяжесть своих страданий, псалмопевец в то же время пророчески говорит и о страданиях Спасителя нашего за наши грехи. По толкованию св. Афанасия Александрийского , здесь устами псалмопевца говорит и Сам Господь наш Иисус Христос о своих страданиях за грехи рода человеческого с. 288]. Действительно, пред началом Своих страданий Он молился Своему Небесному Отцу: «Прискорбна есть душа Моя даже до смерти» ( Мф.26:38 ). А эти слова имеют одинаковое значение с словами псалмопевца: яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися (ст. 4). Затем слова стихов 5–7 буквально исполнились на Иисусе Христе. Он действительно был только причислен к мертвецам (привменен бых с нисходящими в ров), но не был обыкновенным мертвецем, потому что воскрес. Он был как бы беспомощным (яко человек без помощи), т.е. казался таковым, потому что все ученики оставили Его и разбежались ( Мф.26:56 ), но не был таковым в действительности (ст. 53). Наконец, Он уподобился раненым, лежащим во гробе (яко язвеннии спящии во гробе), потому что действительно был пронзен гвоздями и копием и погребен в пещере, закрытой камнем, следовательно, в месте темном (положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней). Эти последние слова, ввиду того, что они прямо относятся к лицу умершего и погребенного Христа, входят в состав богослужения Святой Православной Церкви; именно они поются как прокимен пред чтением Апостола на вечерни, в великий пяток. Таким образом, на время Он был как бы покинут, забыт Богом и уподобился тем, которых псалмопевец называет лишенными помощи Божией (от руки Твоея отриновени). В таком именно положении сознавал Себя Сам Иисус Христос, когда взывал к Богу Отцу Своему: «Боже мой, Боже мой, Вскую мя еси оставил» ( Мф.27:46 ). Равным образом слова стиха 9 буквально исполнились на Иисусе Христе. Когда Иуда, с толпою народа, вооруженного «дреколием», пришел в Гефсиманию, с целью взять Иисуса Христа, тогда все ученики оставили Его и «разбежались» ( Мф.26:56 ), также и во время распятия все знакомые Его «стояли вдали от Него» ( Лк.23:49 ). Иисус Христос в Своей жизни постоянно был предметом ненависти своих врагов, они гнушались Им, называли Его обманщиком ( Мф.27:63 ; Ин.7:12 ), действующим силою диавола ( Мф.12:24 ; Мк.3:22 ), и разные другие хулы изрыгали на Него. Будучи же предан Иудою в руки врагов (предан бых), Он не делал ни малейшей попытки избежать предстоящих страданий (и не исхождах), но добровольно вкусил смерть за грехи наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Св. Иоанн после погребения тела Иисуса Христа, вместе с другими Апостолами, предавался горести тем более неутешной, что ему и прочим Апостолам как бы не удобоисполнимым представлялось предсказание их Учителя, что Он воскреснет. От того и произошло, что они с неверием выслушали, когда Мария Магдалина, первая увидавшая воскресшего Господа, рассказывала им об Его воскресении. , однако, любопытство побудило в Петре и Иоанне желание посмотреть, чтò случилось в гробе Господнем. Ап. Петр, увидев гроб пустым и только одни пелены лежащие, ушел назад, дивясь виденному ( Лк.24:12 ), следовательно, в таком состоянии души, которое еще не предполагает убеждения. А Иоанн виде и верова ( Ин.20:8 ). Любящее его сердце стремилось вперед; значит в нем еще светились искры надежды, которые в прочих Апостолах казались погасшими. – Это исполненное любви сердце прежде прочих узнало Иисуса Христа, когда Он явился ученикам Своим при море Тивериадском, и тотчас отозвалось Ап. Петру в сих словах: Господь есть (там. 21:7). В это явление предсказана Петру кончина его, которою он прославил Господа. Ап. Петр полюбопытствовал, какая участь ожидает возлюбленного ученика Христова – Иоанна. Он и спросил, указывая на него: Господи, сей же что, т. е. какою смертию умрет (там. ст. 21)? На это отвечал ему Господь: аще хощу, да той пребывает, дóндеже прииду, что к тебе; ты гряди по Мне (ст. 22). Господь как бы так сказал Петру: ты занимайся исполнением данных тебе поручений; а что к тебе прибавится, если бы ты узнал, что Я хочу не подвергать его мучительной смерти до самого того времени, в которое Мне угодно будет взять его из этого мира, т. е. до его кончины. Из слов Иисуса Христа ученики, однако, заключили, что Иоанн не умрет. Но скромный и беспристрастный к себе Христов наперсник торжественно и всемирно объявил в Евангелии своем, что слова Господни не содержат такого значения (ст. 23). Вопрос Ап. Петра, как видно, происходил не из какого-нибудь унизительного чувства или неравнодушия к особенной любви и благоволению, которыми Господь отличал Иоанна, а из сочувствия теснейшей взаимной привязанности, которую питали друг к другу два сии великие Апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

В христианстве только исполнились совершенно глаголы Господни: «вы будете у Меня царством священников» ( Исх. 19:6 ), ибо св. Апостол Петр восклицает к христианам: «но вы род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет. 2:9 ), ибо Господь молился о нас: «Отче, освяти их истиною Твоею» ( Ин. 17:17 ). Вследствие сего мы, «освященные во Христе Иисусе» ( 1Кор. 1:2 ) 378 как бы священники Бога вышнего, ибо, как сказал св. Апостол Павел 379 : «И освящающий и освящаемые все от Единого; по сей причине Он не стыдится называть их братиями, говоря: «Возвещу имя Твое братиям Моим» ( Пс. 21:23 ). А потому перед сим важнейшим и торжественнейшим нравственным событием в жизни человечества, возводимого Господом во священство, требовалось предварительное омовение (как перед священством Аароновым), – которое и было тем крещением, которым крестил Иоанн и ученики Господа. Самое же священство возлагалось на человека крещением Духа Святого, которое сопровождает крещение во имя Господа Иисуса ( Деян. 19:5–6 ), ибо в нем полнота Божества, во святой Троице поклоняемого, которое Господь Иисус являет на земле, Отца и Слово со Святым Духом. Господь по ст. 22 предыдущей главы после беседы с Никодимом выходит из Иерусалима, но пребывает несколько времени в Иудее. Где именно находился Господь мы не знаем но можем предполагать, что Он пошел по направлению к северу и может быть жил временно в северной Иудее около Иерихона, ибо в сказании о пути Его в Галилею чрез Самарию не сказано, чтобы Он проходил опять через Иерусалим. Евангелист Иоанн, упоминая об отшествии Господа из Иудеи, связывает это событие со слухом, дошедшим до фарисеев о том, что ученики Господа умножаются. Из всего Евангелия от Иоанна видно, что особенно злобную роль в преследовании Господа играли фарисеи. Евангелист Иоанн никогда не называет Саддукеев и Иродиан 380 этими именами, которые дают им другие Евангелисты, но упоминает о них под общим названием начальников или первосвященников 381 . В сущности они и не были фанатиками, а были политиками. Но фарисеи были истинными представителями фанатически злобного и подозрительного Иудейства: они-то зорко следили сначала за каждым шагом Крестителя Иоанна и по всей вероятности в союзе с Иродианами были причиной заключения в темницу Иоанна тетрархом Иродом Антипою 382 , донеся на Крестителя тетрарху. Но вскоре они с напряженным и злобным вниманием начали следить и за Господом Иисусом. Каждый день учение Господа являлось для них более и более опасным; узкие толкователи закона, державшие своими обрядовыми постановлениями во власти своей весь народ Иудейский, чувствовали, что власть ускользает из их рук и настает царство правды и самоотвержения, в котором им нет места. Господь временно оставляет страну, где фарисеи были полновластными господами: «не у бе пришел час Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

11]. Больной, который прежде мог только лежать, вдруг встает (чудо), берет одр (новое чудо) и идет (большее чудо) в дом свой при виде всех. Народ поражен был удивлением и весь громогласно прославил Бога, признавшись, что он никогда не видал ничего подобного. Слава Тебе, Божественный Чудотворче, Агнче Божий, приявший недуги наша и болезни наша понесший! 13 ст. и далее. Затем Господь идет к морю; весь народ за Ним – а где народ, там и проповедь Спасителя: Он и здесь их учит. Так Спаситель дорожил каждым случаем к сеянию слова Божия; так Он искупал время. На пути Он увидел Левия Алфеова, сказал ему: иди за Мной. И тот пошел – так непреоборимо сильно слово Творца! Спаситель благоволил зайти в дом его и возлечь; вместе с Ним и с учениками Его возлежали многие мытари, или жестокие и хищные сборщики податей, и другие люди, не отличавшиеся праведностию. Они шли за Иисусом из Капернаума и вместе с Ним зашли в дом Левия. Господь был столько благ и смирен, что ел и пил вместе с ними у новоизбранного апостола. Книжники и фарисеи, оправдывающие [себя] пред человеки и высоко о себе думавшие, вероятно, думали найти в этом повод обвинить Спасителя человеков во грехе и сказали ученикам Его: зачем учитель ваш с мытарями и грешниками ест и пьет? Господь, услышав это, премудро ответил им: не требуют врача здоровые, но больные. Я пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников. Так и мы, удостоенные быть пастырями стада Христова, должны есть и пить со всеми и не оскорблять своих пасомых отказом участвовать в их трапезе. С овцами по-овечьи и жить надобно, то есть не чуждаться приличий и обычаев, принятых между пасомыми. Нужно, по апостолу, всем быть вся, чтобы спасти по крайней мере некоторых [ 1Кор. 9,22 ]. Вскоре сделана была другая придирка. Ученики святого Иоанна Крестителя и фарисейские постились. И вот они пришли и сказали Ему: почто мы постимся, а Твои ученики – нет? Премудрый ответ на это Спасителя известен. Из ответа Его видно, как много щадил Он немощь учеников Своих. Он уподобил их ветхой ризе и мехам ветхим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Католические авторы стараются доказать, что исповедание Петра принадлежит лишь ему одному, он ответил Христу только от своего лица. Пётр не знал тайн сердца, чтобы исповедать общую веру. Между вопросом и ответом не было никакого совещания учеников и не было сделано никакого общего поручения Петру 29 . Но едва ли следует думать непременно об особенном откровении, бывшем одному только Петру в данный момент. В ст. 15 Христос не задавал Своим ученикам какой-нибудь загадки. Он спрашивал их об установившемся среди них мнении, отличном от мнений народных. Второй вопрос Христа по характеру совершенно тожествен с первым. Что говорят (λγουσιν) обо Мне люди? Вы же что говорите (λγετε) обо Мне? Употреблён один и тот же глагол. В той или другой форме ученики, очевидно, уже говорили то же самое о Христе. Их мнение представляется в вопросе Христа таким же уже существующим, как и различные мнения народные. Апостолы слышали нагорную проповедь Христа, были очевидцами того, как Христос позволял называть Себя сыном Давида ( Мф.9:7, 12:23, 15:22 ), наверное знали об откровении при крещении, помнили, что Христос велел ответить Иоанну Крестителю ( Мф.11:4–6 ) и что Сам говорил при этом случае народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ). Всё это могло убедить апостолов в божественном достоинстве их Учителя. Близ Кесарии Филипповой ап. Пётр лишь особенно полно выразил это убеждение лика апостольского 30 . Очевидно, ап. Пётр был в данном случае лишь «устами апостолов», как его называет Иоанн Златоуст 31 . Такой же взгляд высказывают: блаж. Иероним 32 , св. Амвросий Медиоланский 33 и блаж. Августин 34 . Исповедание Петрово может быть названо исповеданием апостольским. В лице «избранных» ( Лк.6:13 . Ин.13:18, 15:16:19 ) человечество исповедаю великую истину спасения людей воплощением Сына Бога живаго. В ответ на исповедание апостолов Христос сказал Петру: блажен ты, Симон сын Ионин, потому что (τι om) не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). В этих словах Христос характеризует исповеданную истину со стороны её происхождения. Эту истину открыли не плоть и кровь (σρξ κα αμα). «Плоть и кровь» – гебраизм. (в сирийск. новозав. тексте ) не употребляется в ветхом завете, но часто встречается в раввинской литературе и в Новом Завете. В Талмуде и Мидраше человек в противоположность вечному и высочайшему существу Божию всегда называется плотью и кровью 35 . В Новом Завете σρξ κα αμα также служит описательным выражением для обозначения плотского и смертного человека в его отличии от существ вечных и духовных (См. 1Кор.15:50 . Еф.6:16 . Гал.1:16 . Евр.2:14 ). След., великая религиозная тайна воплощения Сына Божия сознана апостолами по особому откровению. Здесь сказано то же, что в Мф.11:27 : никто не знает Сына, кроме Отца (см. и Лк.10:22 ) и 1Кор.12:3 : никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Католические авторы стараются доказать, что исповедание Петра принадлежит лишь ему одному, он ответил Христу только от своего лица. Петр не знал тайн сердца, чтобы исповедать общую веру. Между вопросом и ответом не было никакого совещания учеников и не было сделано никакого общего поручения Петру 12 . Но едва ли следует думать непременно об особенном откровении, бывшем одному только Петру в данный момент. В ст. 15 Христос не задавал Своим ученикам какой-нибудь загадки. Он спрашивал их об установившемся среди них мнении, отличном от мнений народных. Второй вопрос Христа по характеру совершенно тождествен с первым. Что говорят ( λεγετε) обо Мне люди? Вы же что говорите ( λεγουσιν) обо Мне? Употреблен один и тот же глагол. В той или другой форме ученики, очевидно, уже говорили то же самое о Христе. Их мнение представляется в вопросе Христа таким же уже существующим, как и различные мнения народные. Апостолы слышали нагорную проповедь Христа, были очевидцами того, как Христос позволял называть Себя сыном Давида ( Мф. 9:27, 12:23, 15:22 ), наверное знали об откровении при крещении, помнили, что Христос велел ответить Иоанну Крестителю ( Мф. 11:4–6 ) и что Сам говорил при этом случае народу об Иоанне ( Мф. 11:7–15 ). Все это могло убедить апостолов в божественном достоинстве их Учителя. Близ Кесарии Филипповой ап.Петр лишь особенно полно выразил это убеждение лика апостольского 13 . Очевидно, ап.Петр был в данном случае лишь «устами апостолов», как его называет Иоанн Златоуст 14 . Такой же взгляд высказывают блаж. Иероним 15 , св. Амвросий Медиоланский 16 и блаж. Августин 17 . Исповедание Петрово может быть названо исповеданием апостольским. В лице «избранных» ( Лк. 6:13 ; Ин. 13:18, 15:16, 19 ) человечество исповедало великую истину спасения людей воплощением Сына Бога живого. В ответ на исповедание апостолов Христос сказал Петру: Блажен ты, Симон сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф. 16:17 ). В этих словах Христос характеризует исповеданную истину со стороны ея происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Во времена апостолов евхаристия также, по примеру Христа, оставалась вечерей, хотя, конечно, апостолы не повторяли для нее ритуала именно пасхальной вечери, а довольствовались, вероятно, более простыми формами – субботней или даже обычной вечери. Два намека на нее, быть может, дают уже Деяния апостолов. После первого большого обращения в день Пятидесятницы новые христиане, сказано, постоянно пребывали в учении апостолов, в общении (κοινωνι) и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян.2:42 ); хотя κοινωνα еще не обозначает обязательного причащения. В Деяниях (20:7–12) сообщается о преломлении хлеба нечто более определенное. В первый день недели (т.е. в воскресенье, ср. 1Кор.16:2 ), когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. При этом произошел случай с юношей Евтихом, после которого Павел «взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел». Вероятно, это была евхаристическая вечеря, так как она происходила в воскресный день, на нее собралась вся община, но она не состояла из одной только евхаристии, и именно – из вечери, за которой была совершена евхаристия. Подробнее описывает такую вечерю сам ап. Павел во 2-й главе первого послания к Коринфянам. Как известно, он там касается беспорядков и злоупотреблений, происходивших у коринфских христиан на евхаристических вечерях. Прежде всего, такая вечеря, по сообщению ап. Павла, нечто единое целое – «вечеря Господня» – δπνον Κυρικν. Припасы для вечери приносили христиане. Порядок ее, вероятно, был такой: начиналась вечеря вкушением обычной пищи, а в конце ее совершалась евхаристия. Отмечаем, что ап. Павел называет евхаристическую чашу. «Чаша благословения» (ποτριον της ελογιας) – это специфическое название последней чаши за еврейский вечерей (kusberachot), где читается благодарение (berachot – εχαριστα, ελογα) за пищу. И в следующей главе ап. Павел сообщает, что Христос взял чашу после вечери (ст. 25). Отмечено было, что ев. Лука упоминает об особой чаше в начале Тайной Вечери; к ней он даже относит слова, какие, по Мк. и Мф., Христос сказал за евхаристической чашей: «Приимите ее и разделите между собою; Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не приидет Царствие Божие» (22:17–18). С таким ритуалом евхаристия оставалась приблизительно до половины II века.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010