76. Они поклоняются не только Его божественной природе, но и подножию ног Его, по слову Писания: И поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свят Он ( Пс. 98:5 ). Если же они отрицают, что во Христе нужно почтить и тайну воплощения, в которой мы отчетливо видим, если так можно сказать, печать Божества и пути небесного Слова, пусть прочтут, что апостолы поклонились Ему, воскресшему в телесной славе. 77. Если поклонение Богу во Христе ничего не умаляет в Самом Христе, потому что поклоняются и Христу, также поклонение Бога в Духе ничего не умаляет в Духе, потому что поклоняются и Духу, по слову апостола: Мы служим Духу Божию ( Флп. 3:3 ). Кто служит, тот и поклоняется, как выше 54 было сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Мф. 4:10 ; Втор. 6:13 ). 78. Но чтобы не показалось, что на приведенный пример не обратили внимания, рассмотрим, почему к тайне Господнего воплощения относятся пророческие слова: Поклоняйтесь подножию ног Его ( Пс. 98:5 ). Не стоит думать о скамейке для ног в человеческом понимании, у Бога нет огромного тела, чтобы некая подставка помещалась Ему под ноги для опоры, и мы читаем, что не следует поклоняться чему-либо кроме Бога, ведь написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Как может пророк, воспитанный под законом и наставленный в законе 55 , предписывать то, что противоречит закону? Это очень серьезный вопрос, поэтому необходимо детально рассмотреть, что такое это «подножие». В другом месте мы читаем: Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих ( Ис. 66:1 ). Но не должны мы поклоняться и земле, она – творение Божье. 79. Посмотрим, однако, не говоритли пророк о необходимости поклоняться той земле, которую Господь Иисус принял в воплощении. Тогда под «подножием» надо понимать землю, а под «землей» – плоть Христа, которой и ныне мы поклоняемся в таинствах и которой апостолы, как я уже сказал выше, поклонились в Господе Иисусе. Ибо не разделился Христос 56 , но един, и когда Ему поклонялись как Сыну Божьему, не отрицали, что Он был рожден от Девы. Подобает поклоняться тайне воплощения, которое является плодом действия Духа, как написано: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1:35 ). И потому безо всякого сомнения должно поклоняться Святому Духу, потому что поклоняются Рожденному по плоти от Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

И далее мы слышим в Евангелии: «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Эта женщина — символ Самарии, блудодействовавшей с идолами. Но также реальная женщина. Вещь, неизвестно кому принадлежащая, потрепанная жизнью, хотя еще как будто полная сил, игрушка для чьего-то развлечения. Кто этот уставший от долгого пути Незнакомец, увидевший ее раны? Кто этот Человек, с такой бережностью проникающий в женское сердце, не оскорбляя ее? Кто Он, узнавший ее жажду счастья, которую не могла умалить никакая преходящая любовь? Кто этот неизвестный Друг, Который, кажется, протягивает ей руку, чтобы открыть, что ее жизнь, несмотря на все скорбные переживания, — не неудача, не безнадежное поражение. «Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». Слышите, что говорит Господь? Прежде всего этой женщине: невозможно сказать, о женщина, что у тебя пропащая жизнь, что все с тобой кончено. А на самом деле Он обращается ко всему человечеству: твоя жажда, о человечество, глубже, чем ты думаешь. И к каждому из нас: в твоем поражении, о грешник, ты можешь найти источник воды живой. Но чтобы припасть к этому источнику, надо ему поклониться. Поклониться всем своим существом. Вот твоя цель. Ты еще об этом не думал как следует. Но Церковь повторяет нам это слово, сказанное Господом, десять, сто и тысячу раз. Мы созданы для Бога. Твое сердце, о женщина, слишком велико, чтобы удовлетворяться мимолетными радостями. Все, что кончается, — коротко. Поклоняться Богу! Хочет человек или нетон создан для этого. Только Бог может заполнить бесконечную жажду, которая есть в нас. Жажду, которая не перестает обновляться. Поклоняться Богу! Жить в присутствии Бога — с сердцем, устремленным к небу, захваченным небом, наполненным высотой. Вся наша молитва должна быть об этом — о том, как научиться поклоняться Богу в духе и истине.

http://moral.ru/в-неделю-5-ю-по-пасхе-о-...

Но (апостол) не сказал: «Господь Дух» ( πνε˜ υμα ο Κριος), но Господь Дух есть ( ο Κριος τ πνε˜ υμ εστι). А между этим и тем соединением слов большое различие. Когда Писание хочет совершить так, как ты говоришь, тогда оно к придаточному имени не прилагает члена. Впрочем, и другим образом можно узнать, о ком (апостол) говорил все, что говорил выше. Напр., когда он говорил: «буква убивает, Дух животворит»; и опять: «написано не чернилами, но Духом Бога жива», – о Сыне ли говорил это, или о Духе? Очевидно, что о Духе, потому что к Нему от «буквы» возводит он иудеев. Но чтобы кто-нибудь, услышав о Духе, и, рассуждая сам с собою, что Моисей обращался к Господу, а этот к Духу, не подумал отсюда, что (апостол) ниже (Моисея), то он, предупреждая такую мысль, говорит: «Господь есть Дух» ( 2Кор.3:17 ), т. е., и Дух есть Господь. А чтобы ты знал, что он говорит об Утешителе, присовокупил: «где Дух Господень, там свобода» ( «идеже Дух Господень, ту свобода»), – так что тебе нельзя уже сказать, что слова его то же значат, что – «где Господь Господень». О свободе он упомянул здесь в противоположность прежнему рабству. Потом, чтобы ты не подумал, что он говорит о будущем еще времени, присовокупляет: «Мы же все открытым лицем... взирая на славу Господню» ( «мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе») ( 2Кор.3:18 ), т. е., не ту преходящую, но пребывающую, «преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( «в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа»). Видишь, как и здесь он называет Духа Господом. Но и в других местах можно видеть, что Он Господь. Так – «Когда они служили, – говорится, – Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла» ( Деян.13:2 ). Для того и сказано – «Когда они служили... отделите Мне», чтобы показать Его равночестность. Еще, опять, Христос говорит: «раб не знает, что делает господин его» ( Ин.15:15 ). Но Дух так же знает Божие, как человек знает ему принадлежащее, и притом без научения; иначе не было бы подобия ( 1Кор.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но (апостол) не сказал: " Господь Дух " ( πνε˜υμα ο Κριος ), но Господь Дух есть ( ο Κριος τ πνε˜υμ εστι ). А между этим и тем соединением слов большое различие. Когда Писание хочет совершить так, как ты говоришь, тогда оно к придаточному имени не прилагает члена. Впрочем, и другим образом можно узнать, о ком (апостол) говорил все, что говорил выше. Напр., когда он говорил: " буква убивает, Дух животворит " ; и опять: " написано не чернилами, но Духом Бога жива " , – о Сыне ли говорил это, или о Духе? Очевидно, что о Духе, потому что к Нему от " буквы "   возводит он иудеев. Но чтобы кто-нибудь, услышав о Духе, и, рассуждая сам с собою, что Моисей обращался к Господу, а этот к Духу, не подумал отсюда, что (апостол) ниже (Моисея), то он, предупреждая такую мысль, говорит: " Господь есть Дух " (ст. 17), т. е., и Дух есть Господь. А чтобы ты знал, что он говорит об Утешителе, присовокупил: " , там свобода " (идеже Дух Господень, ту свобода) , – так что тебе нельзя уже сказать, что слова его то же значат, что – " где Господь Господень " . О свободе он упомянул здесь в противоположность прежнему рабству. Потом, чтобы ты не подумал, что он говорит о будущем еще времени, присовокупляет: " Мы же все открытым лицем … взирая на славу Господню " (мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе) (ст. 18), т. е., не ту преходящую, но пребывающую, " преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа " (в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа) . Видишь, как и здесь он называет Духа Господом. Но и в других местах можно видеть, что Он Господь. Так – " Когда они служили , – говорится, – Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла (Деян. 13: 2). Для того и сказано – " Когда они служили … отделите Мне " , чтобы показать Его равночестность. Еще, опять, Христос говорит: " раб не знает, что делает господин его " (Иоан. 15: 15). Но Дух так же знает Божие, как человек знает ему принадлежащее, и притом без научения; иначе не было бы подобия (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, братия, исполняя волю Отца нашего Бога, будем чадами Церкви первобытной, духовной, созданной прежде солнца и луны; если же не будет творить воли Господа, то будем, как сказано в Писании: дом Мой стал вертепом разбойников (Иер. 7:11; Мф. 21:13). Предпочтем принадлежать к Церкви живых, да спасемся. Не думаю, что вы не знали, что Церковь живая есть тело Христово, ибо Писание говорит: сотворил Бог человека, мужа и жену: муж есть Христос, а жена Церковь. Книги и апостолы свидетельствуют, что Церковь не ныне только (существует), но издревле, что она была духовною, как и наш Иисус; явилась же в последние дни, чтобы спасти нас. Будучи духовною, она явилась во плоти Христовой, показывая нам ясно, что если кто из нас сохранит и не повредит ее во плоти, воспримет ее в Духе Святом; потому что эта плоть есть снимок Духа, и никто, испортив снимок, не будет иметь части в подлиннике; потому что, братия, сказано: сохраните плоть, чтобы иметь часть в Духе. Если же говорит, что плоть есть Церковь, а Дух — Христос, следует, что посрамивший плоть, посрамит Церковь. Такой человек не будет иметь части в Духе, который есть Христос. А между тем, эта плоть может воспринять в себя Дух Святый. Никто не может ни выразить, ни изречь, яже уготова Господь избранным Своим. Не мало уже, думаю, говорил я вам о воздержании: исполнивший мой совет, не раскается, но спасет и себя и меня, давшего совет. Ибо не малая заслуга обратить душу заблудшую и погибшую ко спасению; это есть воздаяние наше Богу, создавшего нас, если говорящий и слушающий — с верою и любовию один говорит, другой слушает. И так пребудем в том, во что уверовали, праведными и преподобными, чтобы с дерзновением просить Бога, который говорит (Исаии 58:9): “Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!” Это слово есть знамение великого обетования, ибо Господь говорит, что Он более скор давать, чем просящий просить. Итак, призываемые к столь великой благости не будем отказываться получить толикия блага обещают эти слова внимающим им, столь великое осуждение содержат неповинующимся им.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

И образ здесь другой, чем в 37-м стихе. Там о Духе Божием говорится как о воде из источника, утоляющей жажду человека, а здесь Дух Святой сравнивается с каналами и ручьями, которые в безводное время орошают то или другое поле или целую страну, охраняя растительность от погибели. Это сравнение ставит верующего во Христа на один уровень с Христом как источником воды живой. Но все-таки не сам человек, не сердце или уста его, а его чрево ( κοιλα) названо источным местом, откуда устремятся струи живой воды по засохшей земле. Это выражение — чрево — по отношению к человеку означает тело человека, главным образом, со стороны его назначения как органа питания и размножения (Втор 28:4, 11 согласно переводу Семидесяти; Суд 16:17; Иов 1:21; ср. Лк 1:15; Ин 3:4). Следовательно, не в будущей, а в этой земной жизни верующие во Христа сделаются для многих других людей источником освящающим и оживляющим. Таковыми явились, например, апостолы, напоившие водами своих учений всю вселенную, «всея вселенные питатели», как поет о них Православная Церковь (стихира на день апостолов Петра и Павла). «Как сказано в Писании». В Священном Писании такого изречения не имеется, но есть нечто напоминающее его. Именно в книге Исаии говорится:  «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают»  (Ис 58:11; ср. Зах 14:8). То, что пророки говорили о значении израильского народа, которое он, сам будучи просвещен Богом, будет иметь для языческих народов, теперь Господь прилагает к верующим в Него. Конечно, это должно было исполниться на верующих тогда, когда на них сойдет Дух Святой, посланный в мир по заслугам Христа (Ин 16:13–14). Ин 7:39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Так как читатели 4-го Евангелия мало были знакомы с обычаями праздника Кущей и с их таинственным знаменованием, а равно и с обетованиями Христа о ниспослании Святого Духа, которые находятся только у Иоанна, то евангелист считает теперь нужным заметить, что в этом случае Христос говорил о Святом Духе, Которого должны были получить верующие во Христа и Которого до прославления Христа на верующих не было.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Перед творением человека Лица Троицы словно совещаются между Собою, а после этого Бог даже не дает повеления материи, а действует самостоятельно. Таким образом, очень сильно внушается представление о том, что человек есть нечто исключительное; это подчеркивается и тем обстоятельством, что он создан по образу и подобию Божию и ему дана власть над всей природой. Вот что записано в Книге Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами, птицами, зверями и над всей землей. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:26:27 ). Св. Василий говорит по этому поводу: «“Сотворим человека.» – это слово не употреблялось ни для какого из творений. Появился свет, а повеление было просто: “И сказал Бог: да будет свет». Были созданы небеса, но без волеизъявления. Бог не сказал, как для других существ: “Да будет человек!” Познай достоинство, которое тебе принадлежит. Он не призвал твое возникновение заповедью, но был совет в Боге, как ввести в жизнь это достойное чести существо. Почему Бог не сказал: “Сотворю”, но изрек: “Сотворим”? Для того чтобы ты познал высшую власть. Он желает, чтобы, почитая Отца, ты не отрицал Сына; Он желает, чтобы ты знал, что Отец сотворил через Сына, и что Сын сотворил по воле Отца, и что ты должен прославлять Отца в Сыне и Сына в Святом Духе. (Но) Он не сказал: “И сотворили”, чтобы ты не мог взять отсюда предлог для многобожия» 292 . Наши наставники в вере были просветлены Всевышним, ведь они гораздо раньше Нильса Бора сформулировали принцип дополнительности – Бог един, но в трех Лицах. Святые отцы поясняют, что наше тело – такое же, как у животных, но «образ Божий» нужно искать в душе и духе человека. По словам Господа нашего Иисуса Христа, Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Ин.4:24 ). Согласно им, образ дан нам полностью и не может быть потерян, в то время как подобие завещано только как возможность – сам человек должен потрудиться, чтобы достичь совершенства. Далее святитель продолжает:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

На этот вопрос Он ответил, что настало время, когда и не на Гаразине, и не в Иерусалиме будут поклоняться, т. е. – что поклонение Богу не связано только этими двумя местами, а будут храмы везде, где будут христианские народы, как и после Он сказал: «Дом Мой, домом молитвы наречется для всех народов» ( Мар. 11:17 , см. Деян. 15:14–17 ). Затем Христос, как бы мимоходом решает вопрос, где в Его время истинное поклонение, или правая вера: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев» (ст. 22), т. е., этими словами Христос указывает на заблуждение в вере Самарян, которые, как мы уже видели выше, и Господа чтили в храме гаразинском и служили идолам в капищах высот. Наконец, Христос говорит о том, что и иудейское ветхозаветное поклонение Богу не совершенное, не достаточное, что в Новом Завете поклонение Богу будет иное, более совершенное, чем было до сих пор даже у иудеев, в храме иерусалимском: «но настанет время, и настало уже, говорит Он, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (ст. 23–24). Что же означают последние слова Спасителя? Неужели до времени Христа у верующих иудеев поклонение Богу было не духовное и не истинное? Разве святые праотцы – Ной, Авраам, Иаков, Моисей, Давид, святые праведники и пророки Божьи поклонялись Богу не духом, а только телом, и не в истине, а в заблуждении? Конечно, нет! И они поклонялись Богу не только телом, но и душой, и они поклонялись Ему соответственно тому времени, в истине. О том, что нужно поклоняться Богу в духе и истине знали еще и ветхозаветные праведники. Так, у пр. Исаии читаем: «вот на кого я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словами Моими» (66:2). «Я живу на высоте небес и во святилище и также с сокрушенными и смиренными духом» (57:15). И пр. Иезекииль говорит: «отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (18:31).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Итак, вы оказались осуждены своим собственным исповеданием. И нельзя сказать, что это было сделано мудро, скорее – хитро. Вы почувствовали, что эти слова свидетельствуют против вас и побеждают ваши аргументы, которые не могут выстоять против них. Да и как можно было бы понять этот отрывок по-другому, если весь контекст говорит нам именно о Духе? Никодим вопрошает о повторном рождении, и Господь отвечает ему: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3:5 ). И, показывая, что рождение по плоти отлично от рождения по Духу, добавляет: Рожденное от плоти есть плоть, ибо рождено от плоти, а рожденное от Духа есть Дух, ибо Бог есть Дух ( Ин. 3:6 ). Исследуй все свидетельства Писания – и найдешь, что Господь полностью устранил всю вашу ересь Своим высказыванием: Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родитъся свыше. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа ( Ин. 3:7–8 ). 64. Ктο рождается οт Духа и становится духом, если не тот, кто обновляется 43 духом ума своего? Очевидно, таковой рождается заново водою и Духом Святым, ибо мы достигаем надежды на жизнь вечную банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит. 3:5 ). И в другом месте апостол Петр говорит: А вы крещены Духом Святым ( Деян. 11:16 ). Кто крестится Святым Духом? Только рождаемый водою и Святым Духом! 44 Следовательно, именно о Святом Духе Господь сказал: Истинно, истинно говорю тебе, если кто вновь не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3:5 ). Своими словами Господь подтвердил, что мы рождаемся от Духа, Которым мы возрождаемся, как Он прежде сказал. Таково решение Господа. И я основываюсь на Писании, а не на рассуждениях. 65. Однако я вас спрошу: если нет сомнений, что мы рождаемся Святым Духом, почему вы сомневаетесь, что мы рождаемся от Святого Духа? Сам Господь Иисус рожден и вновь родился от Святого Духа. Если вы допускаете, что Иисус рожден от Святого Духа 45 , а вы не можете этого отрицать, при этом вы отрицаете, что Он вновь был рожден, то велико ваше безумство: допуская свойственное Богу, вы отвергаете свойственное всем людям. И справедливо к вам обращены слова, сказанные иудеям: Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?( Ин. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Если бы повелел ангелам, то не сказал бы: « приидите », а повелительно: идите. Обращай же, прошу, внимание на голос Отца, призывающий Сына и Духа. Если бы сказано это было к одному только, то Он сказал бы: прииди, « и сойдя смешаем язык их », слово же: приидите — голос одного к некоторым двум равночестным. Послушай же и блаженного Иова, который ясно указывает на нераздельную Троицу, так как он говорит: « жив Бог, судивший мне так, и Вседержитель, огорчивший душу мою, и дух Божий в ноздрях моих » (Иов. 27:2–3). Назвавши Господа и Вседержителя, и Духа Божия, он возвестил Единосущную Троицу. Заметь и песнь серафимов, взывающих трижды: « свят, свят, свят » (Ис. 6:3). Они не говорят только однажды: свят, и не говорят дважды: свят, свят, и не четырежды, и не говорят: святы, святы, святы, чтобы многоименность не ввела нас в многобожие, но об одном только, но трижды: « свят, свят, свят », так как чрез это они указывают на единое и равное славословие Отца и Сына, и Святого Духа. Послушай и пророка, который снова говорит: « Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня » (2 Цар. 23:2). Прежде показано, что Бог бе Слово. Сказав же о Духе Господнем и Слове и Господе, он возвещает нераздельную Троицу. Смотри и на трех отроков в пещи, к славословию Бога призывающих все твари и создания, солнце, луну, звезды, небеса, ангелов, силы, людей, духов, всю тварь — видимую и невидимую, духовную; и нигде они не исчислили Сына или Духа Святого между тварями. Ты, конечно, скажешь: они не знали о Духе или Сыне, так как были иудеями; но тебя тотчас изобличает само Писание: четвертый был, говорит Писание, как подобие Сына Божия (Дан. 3:92). О Святом же Духе говорит: « возбудил Бог Святым Духом молодого юношу   , но имени Даниила » (Дан. 13:45). А также и во многих других местах в Ветхом Завете был предвозвещен Дух Святый. Итак, они знали, что Отец и Сын, и Святый Дух — одного божества и силы; знали же и призывать то, что служило Богу, к славословию божества. А чтобы ты узнал, что в Троице нет места ничему сотворенному или привводному, это показывал Павел, поставивший впереди Отца, а в другом месте — Святого Духа, потому что он так говорил: « один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010