1515–1547 Правление французского короля Франциска I Валуа Болонский конкордат французского короля Франциска I с папой римским Начало реформации в Германии, 95 тезисов Мартина Лютера 1519–1522 Первое кругосветное путешествие Магеллана 1519–1555 Правление германского императора Карла V Габсбурга Папская булла об отлучении Мартина Лютера от Церкви Вормский рейхстаг, издание эдикта против Мартина Лютера Реформация в Цюрихе под руководством Ульриха Цвингли 1524–1525 Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера Битва между католиками и протестантами при Каппеле, гибель Ульриха Цвингли 1533–1592 Французский философ гуманист Мишель Монтень «Акт о супрематии» короля Генриха VIII Тюдора, начало реформации в Англии Установление теократической протестантской республики в Женеве, «Наставление в христианской вере» Жана Кальвина 1536–1539 Секуляризация церковных земель в Англии Утверждение папой устава ордена иезуитов Окончательная победа кальвинизма в Женеве 1545–1563 Тридентский собор 1547–1559 Правление французского короля Генриха II Валуа 1547–1616 Испанский писатель Мигель Сервантес де Сааведра 1548–1600 Итальянский ученый астроном Джордано Бруно 1553–1558 Правление английской королевы Марии Кровавой Аугсбургский религиозный мир, отречение Карла V Габсбурга 1558–1603 Правление английской королевы Елизаветы I Тюдор Подтверждение парламентом верховенства короля над английской Церковью 1559–1660 Испанский живописец Диего Веласкес 1561–1626 Английский ученый и философ Фрэнсис Бэкон 1562–1598 Религиозные (гугенотские) войны во Франции 1564–1616 Английский драматург и поэт Вильям Шекспир 1564–1642 Итальянский ученый Галилео Галилей 1566–1579 Буржуазная революция в Нидерландах Люблинская уния Польши и Литвы, образование Речи Посполитой 1572 авг. 24 «Варфоломеевская ночь», уничтожение католиками протестантов в Париже 1589–1610 Правление французского короля Генриха IV, родоначальника династии Бурбонов Брестская уния Католической и Православной Церквей 1596–1650 Французский ученый Рене Декарт

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1494–1553 Французский гуманист Франсуа Рабле Открытие Васко да Гама морского пути в Индию 1508–1580 Итальянский скульптор Андреа Палладио 1509–1547 Правление английского короля Генриха VIII Тюдора 1509–1564 Один из основоположников реформации в Швейцарии Жан Кальвин 1510–1568 Французский скульптор Жан Гужон «Послания апостола Павла» Лефевра д " Этапля Поражение швейцарского наемного войска от французов в битве при Мариньяно 1515–1547 Правление французского короля Франциска I Валуа Болонский конкордат французского короля Франциска I с папой римским Начало реформации в Германии, 95 тезисов Мартина Лютера 1519–1522 Первое кругосветное путешествие Магеллана 1519–1555 Правление германского императора Карла V Габсбурга Папская булла об отлучении Мартина Лютера от Церкви Вормский рейхстаг, издание эдикта против Мартина Лютера Реформация в Цюрихе под руководством Ульриха Цвингли 1524–1525 Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера Битва между католиками и протестантами при Каппеле, гибель Ульриха Цвингли 1533–1592 Французский философ гуманист Мишель Монтень «Акт о супрематии» короля Генриха VIII Тюдора, начало реформации в Англии Установление теократической протестантской республики в Женеве, «Наставление в христианской вере» Жана Кальвина 1536–1539 Секуляризация церковных земель в Англии Утверждение папой устава ордена иезуитов Окончательная победа кальвинизма в Женеве 1545–1563 Тридентский собор 1547–1559 Правление французского короля Генриха II Валуа 1547–1616 Испанский писатель Мигель Сервантес де Сааведра 1548–1600 Итальянский ученый астроном Джордано Бруно 1553–1558 Правление английской королевы Марии Кровавой Аугсбургский религиозный мир, отречение Карла V Габсбурга 1558–1603 Правление английской королевы Елизаветы I Тюдор Подтверждение парламентом верховенства короля над английской Церковью 1559–1660 Испанский живописец Диего Веласкес 1561–1626 Английский ученый и философ Фрэнсис Бэкон 1562–1598 Религиозные (гугенотские) войны во Франции 1564–1616 Английский драматург и поэт Вильям Шекспир

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Очевидно, игумен Гурий участвовал в работе Стоглавого Собора в 1551 году как настоятель знаменитой обители. 17 мая 1551 годы были подтверждены жалованные грамоты монастырям и среди них – целый ряд документов, представленных настоятелем Волоцкой обители, которые были даны ранее ещё при игумене Данииле (1515–1522) 29 , Нифонте (1522–1543) 30 . В монастырском летописце говорится об игумене Гурии: «…и игумен был в Иосифове монастыре 9 лет без дву месяц; да оставив игуменьство, жил в Иосифове ж два году неполны; да потом в Селижарове у Троицы год на игуме[н]стве был» 31 (1551–1555). В связи с оставлением игуменства архиепископ Филарет Черниговский говорит: «…темничная жизнь расстроила здоровье его на всю жизнь» 32 . Затем недолгое время он подвизался настоятелем Троицкой Селижаровой обители в Тверской епархии 33 , что произошло «с благословения Митрополита Макария» 34 . В это время на Руси произошло важное событие: в 1552 году, во время третьего похода, была покорена Казань. Казенная летопись Московской Руси того времени свидетельствует о славной победе. В память Казанского взятия в Москве была воздвигнута обетная церковь у Флоровских ворот Кремля – собор Покрова на рву, известный ныне как храм Василия Блаженного. Во время штурма Казани походная церковь , в которой молился царь, стояла на Зилантьевой горе. Там были затем погребены павшие русские воины и был устроен монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы и Всех святых 35 . «В честь взятия Казани в Коломенском кремле основывается Брусенский монастырь и строится каменная шатровая соборная церковь Успения» 36 . В Муроме на месте царской стоянки был воздвигнут шатровый храм святых бессребреников Космы и Дамиана 37 . Будучи в 1545 году в Ростове, Иоанн Грозный взял оттуда святыню – посох преподобного Авраамия Ростовского (†1077; пам. 29 окт.), которым был некогда сокрушен идол Велес. Позднее над гробницей святого был построен собор в благодарность «за отнятую от гроба трость на победу и одоление Казанского царства» 38 . Радость великой победы нашла свое отражение не только в церковной архитектуре. В Макарьевской иконописной мастерской была написана икона, в которой дано осмысление исторического события – покорения Казани 39 . Имена погибших под Казанью русских воинов были занесены в поминальный Синодик 40 . В русском богослужебном пении появилось «казанское знамя», т.е. новый распев. Славное событие было описано и в памятниках древнерусской литературы – в «Казанской истории» 41 и других исторических произведениях 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новомученики и подвижники периода османского ига В период турецкого владычества православная вера была для болгар единственной опорой, позволявшей сохранить национальную идентичность. Попытки принудительного обращения в ислам способствовали тому, что сохранение верности христианской вере воспринималось и как защита своего национального самосознания. Подвиг новомучеников напрямую соотносился с подвигами мучеников первых веков христианства. Создавались их жития, составлялись им службы, оформлялось празднование их памяти, почитание мощей, строились храмы, освященные в их честь. Известны подвиги десятков святых, пострадавших в период турецкого господства. В результате вспышек фанатичного ожесточения мусульман против болгар-христиан мученическую кончину приняли Георгий Софийский Новый, заживо сожженный в 1515 году, Георгий Старый и Георгий Новейший, повешенный в 1534 году; Николай Новый и священномученик. епископ Виссарион Смолянский были забиты камнями толпой турок — один в Софии в 1555 году, другие в Смоляне в 1670 году. В 1737 году в Софии был повешен организатор восстания священномученик митрополит Симеон Самоковский. В 1750 году за отказ принять ислам в Битоле был усечен мечом Ангел Леринский (Битольский). В 1771 году толпой турок был повешен в Свиштове священномученик Дамаскин. Мученик Иоанн в 1784 году исповедал христианскую веру в Софийском соборе в Константинополе, обращенном в мечеть, за что был обезглавлен, мученица Злата Могленская, не поддавшаяся на уговоры похитителя-турка принять его веру, была подвергнута пыткам и повешена в 1795 году в селе Слатино Могленской области. После пыток был повешен и мученик Лазарь в 1802 году в окрестностях села Сома около Пергама. Исповедали Господа в мусульманском суде прмч. Игнатий Старозагорский в 1814 году в Константинополе, принявший смерть через повешение, и прмч. Онуфрий Габровский в 1818 году на острове Хиос, усеченный мечом. В 1822 году в городе Осман-Пазар (современный Омуртаг) был повешен мученик Иоанн, публично раскаявшийся в том, что принял ислам, в 1841 году в Сливене была усечена голова мученику Димитрию Сливенскому, в 1830 году в Пловдиве пострадала за веру мученица Рада Пловдивская: турки ворвались в дом и убили ее и троих детей. Празднование памяти всех святых и мучеников болгарской земли, угодивших Господу твердым исповеданием веры Христовой и принявших мученический венец во славу Господа, БПЦ совершает во 2-ю неделю по Пятидесятнице.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

17. ДOCUФEЙ II с 1508 года. Начальствовал 1 год и полнедели. 18. NAMBA I Мошнин с 1509 года. Скончался в 1515 году, Мая 6. Начальствовал 8 лет. 19. ИАКОВ Кашин с 1517 года. В 1521 году, Ноября 8, оставил Игуменство. 20. NOPФUPUЙ I с 1521 года, Февраля 2. В 1525 году в Сентябре оставил Игуменство. 21. APCEHUЙ I Сахаров с 1525 года. Начальствовал 3,5 года. 22. АЛЕКСАНДР с 1529 года. Начальствовал 5,5 лет. 23. ИОАСАФ Скрыпицын с 1536 по 1539 годы. Потом возведён на Митрополию Всероссийскую. 24. NOФUPUЙ II с 1539 года. Начальствовал 2 года. 25. АЛЕКСИЙ с 1542 по 1543 годы. Потом Архиепископ Ростовский. 26. NOPФUPUЙ III с 1544 года. Начальствовал 5 недель. 27. НИКАНДР с 1548 по 1547 годы. Потом Архиепископ Ростовский. 28. ИОНА I Щелепин с 1547 года. Начальствовал 3 года и 30 недель. 29. CEPANUOH II Курцов. Начальствовал 3 года и полмесяца. Потом хиротонисан в Архиепископа Новгородского. 30. АРТЕМИЙ Пустынник. Начальствовал полмесяца. 31. ГУРИЙ Лужецкий с 1553 по 1554 годы. Потом хиротонисан в Епископа Рязанского. 32.  ИЛАРИОН Кириловец в 1584 году. Начальствовал 8,5 месяцев. 33. ИОАСАФ Черной с 1555 года. Начальствовал 5,5 лет. Всего Игуменства было 219 лет, 33 недели и 3 дня. Б) Архимандриты 34. ЕЛЕВФЕРИЙ в 1560 году произведён в Игумена, а в 1561 году, Января 6, – в Архимандрита. 35. МЕРКУРИЙ Дмитровец с 1562 года. Начальствовал 4 года, 5 недель. 36. KUPUЛЛ I с 1566 года. Начальствовал 3 года. 37. NAMBA II с 1568 года. Начальствовал 25 недель. 38. ФEOДOCUЙ I Вятка с 1569 года. По 2-летнему правительству в 1571 году уволен на покой. 39. NAMBA III с 1571 года. Начальствовал 3 года. 40. BAPЛAAM I с 1574 года. Начальствовал 3 года и 3 месяца. 41. UOHA II с 1576 года. 42. МИТРОФАН Дмитровец с 1585 года. Начальствовал 3,5 года. 43. КИПРИАН Балахонец с 1588 года. Начальствовал 5,5 лет. 44. KUPUЛЛ II в 1594 году переведён из Новгородского Антония Римлянина монастыря. Начальствовал 11 лет. 45. UOACAФ I с 1605 года. Переведён из Пафнутьева Боровского монастыря. Начальствовал 5 лет неполные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Здесь вспоминается актуализация мотивов мученичества в «постгридентской» католической иконографии в связи с усилением культа христианских святых в ответ на их отрицание протестантами (Маль, 1951, с. 109–149; им. 62–63, 65–72). Со второй половины XVI в. эта иконография активно стала проникать на православный Восток, где она нашла «благоприятную» почву в связи с противостоянием православия мусульманству. На Балканах начинают писать иконы, жития и посвящать церкви новым мученикам за веру например Георгию Новому и Николе Новому. Первый был сожжен живым в Софии 11 февраля 1515 г. за отказ принять предложение османского судьи отречься от христианства; второй был осужден на смерть и забит камнями в той же Софии в 1555 г. за отказ принять ислам. По сравнению с Россией особую распространенность в балканской иконописи XVII-XIX вв. получают сюжеты «Сорок мучеников севастийских» и житийные изображения св. Харлампия со сценами мучений (IB, с. 26; IRG, илл. 45). В этой же связи в болгарской иконописи ХХ в. встречаются конные изображения св. воина Мины с мученическими сценами (IB, 22), к которым примыкает икона святых воинов Георгия, Феодора, Евстафия и Димитрия, побивающих различные силы зла (IB, с. 36–37). В культуре русского старообрядчества мотив мученичества за веру отягощался религиозным противостоянием не «чужим», а «своим». 47. Страшная казнь капитана Василия Левина за крестное знамение и древнее предание. Рисованная религиозная картинка. Начало ХХ века. Библиотека Академии наук, Петербург. Если говорить о своеобразной окраске всех этих на первый взгляд общих черт, новомученичество русских староверов выглядит, пожалуй, наиболее тяжелым с точки зрения противостояния не «чужим», а «своим». Активная разработка в Московской Руси идеи связи святости и этнокультурного пространства обернулась в императорской России острой поляризацией религиозного опыта. Икона и «мир» выступили в сложных отношениях. Они показывают нам чрезмерно прерывистые ритмы всей толщи сознания и культуры. Перед лицом вечного проклятия в миру постоянно таилось чувство неуверенности и тревоги.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

840 Ркп. житие у Толстого 3. 190. Ркп. святцы: «преп. Савва игумен сторожевский звенигородский, чудотворец, бысть ученик пр. Сергия, преставился в л. 6915 мес. декабря в 3 день». 841 Грамотою от 30 января 1490 г. данною сторожевскому игумену Дионисию, звенигородский князь Андрей Васильевич определил, какие, когда брать пошлины с монастырских сел (Ист. ак. 1. 100). Князь Андрей Васильевич, владевший Звенигородом и Угличем с 1462 г. лишился всех прав владетельного князя в 1491 г. для Саввина монастыря он дал несколько грамот и одну в 1470 г. (Смирнова опис. Саввина монас. стр. 14. 15. прим. 31–33. 139. 144) В грамоте 1490 г. между прочим писал он: « а что была пошлина келарю да подкеларнику, и ты тое пошлины имать не вели». Не это ля ограничение доходов келаря и подкеларника подняло бурю ропота против игум. Дионисия? Г. Смирнов допускает странность, – выставляет двух игуменов Дионисиев, одного около 1430 г., показывая его иконописцем, написавшим образ Саввы, другого относит к 1490 г. и ставит его на суд пред в. князем. Но у Маркелла не только нет никакого основания для мысли о двух Дионисиях, напротив в описании первого явления Саввы говорит он: «многим летом, пришедшим по преставлении пр. Саввы» и след. по его словам игум. Дионисий иконописец жил много лет спустя после св. Саввы, а не какие-нибудь 25 лет; иначе он был тот же Дионисий, который в 1490 г. был на суде пред в. князем. 842 В обиходе лавры, писанном в 1555 г. под 3 дек. читается: «в той же день Саввы сторожеского, славословие». 843 У г. Смирнова игум. Каллист поставлен преемником Евфросина, известного в 1454 г. именно на основании записи Соломониды Бартеневой (стр. 81, пр. 141). – Но Бартенева говорит только, что отдает игум. Каллисту селище Михайловское в том виде, в каком покойный муж ее купил у сторож. игумена Евфросина. А по Маркеллову описанию чудес св. Саввы игум. Каллист был после игум. Дионисия, т. е. после 1490 г. В духовной своей грамоте 1515 г. пр. Иосиф волоколамский признает «Каллиста бывшего сторожевского игумена», способным к управлению монастырскому. Ясно, что Каллист был игуменом сторожевским 1496–1512 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гложенский мон-рь Гложенский мон-рь В первые века османского владычества между болгарами и греками не существовало вражды по этническому признаку; известно много примеров совместной борьбы против завоевателей, в равной степени угнетавших правосл. народы. Так, Тырновский митр. Дионисий (Рали) стал одним из руководителей подготовки 1-го Тырновского восстания 1598 г. и привлек подчиненных ему епископов Иеремию Русенского, Феофана Ловчанского, Спиридона Шуменского (Преславского) и Мефодия Врачанского. 12 тырновских священников и 18 влиятельных мирян вместе с митрополитом поклялись до самой смерти оставаться верными делу освобождения Болгарии. Весной или летом 1596 г. была создана тайная орг-ция, в к-рую входили десятки как духовных, так и светских лиц. Греч. влияние в болг. землях во многом было обусловлено влиянием грекоязычной культуры и воздействием набиравшего силу процесса «эллинского возрождения». Новомученики и подвижники периода османского ига В период тур. владычества правосл. вера была для болгар единственной опорой, позволявшей сохранить национальную идентичность. Попытки принудительного обращения в ислам способствовали тому, что сохранение верности христ. вере воспринималось и как защита своего национального самосознания. Подвиг новомучеников напрямую соотносился с подвигами мучеников первых веков христианства. Создавались их жития, составлялись им службы, оформлялось празднование их памяти, почитание мощей, строились храмы, освященные в их честь. Известны подвиги десятков святых, пострадавших в период тур. господства. В результате вспышек фанатичного ожесточения мусульман против болгар-христиан мученическую кончину приняли Георгий Софийский Новый , заживо сожженный в 1515 г., Георгий Старый и Георгий Новейший , повешенный в 1534 г.; Николай Новый и сщмч. еп. Виссарион Смолянский были забиты камнями толпой турок - один в Софии в 1555 г., др. в Смоляне в 1670 г. В 1737 г. в Софии был повешен организатор восстания сщмч. митр. Симеон Самоковский. В 1750 г. за отказ принять ислам в Битоле был усечен мечом Ангел Леринский (Битольский).

http://pravenc.ru/text/149675.html

При Льве X сохранился индекс запрещения книг. Но причиной этого была не идея сохранения достоинства Церкви, а то, что авторитет папства должен сохраниться ради него самого. При Льве X проходил еще один Вселенский Католический собор (XVIII-й). Начался он еще в 1512 г. и длился до 1518 г. Целью собора было упорядочение церковной жизни. Многие указывали папам, что практика индульгенций вредна, но этот V Латеранский собор ничего не предпринял. Когда архиепископ Магдебургский Альберт стал по совместительству еще и архиепископом города Майница, то вынужден был заплатить за это 29000 дукатов. Папа Лев X 31 марта 1515 г. особой буллой организовал в епархии этого архиепископа 5-летнюю продажу полных индульгенций. 1/4 вырученных средств от их продажи должны были идти на строительство собора Святого Петра в Риме (в современном его виде), а часть — императору Максимилиану. В 1517 г. в Виттенберг прибыл доминиканский монах Тецель с этими индульгенциями. Он был поэтичным человеком и составил особую песенку об индульгенциях: «Как только монета упадет в ящик, душа тотчас выпрыгивает из огня». Это услышал Лютер, прибивший затем к дверям храма табличку с 95-ю тезисами. Так 1517 г. положил начало реформации. Лютер начал с борьбы с индульгенциями, а кончил ее отрицанием папы (как слугу антихриста), отрицания РКЦ как Церкви. За 100 лет с начала реформации от РКЦ отошло около 90 млн. чел. - большая часть Германии, Голландии, Швейцарии, Англии, Шотландии, часть Франции (гугеноты), Скандинавские страны, часть Чехии. За РКЦ остались лишь южная Европа и Франция. Стало ясно, что если не принять каких-либо мер, то РКЦ может развалиться. И меры были приняты - решения Тридентского собора и образование ордена Иезуитов. Тридентский собор, XIX Католический (1545-1563 гг.) За время работы собора сменились папы: Павел III (+ 1549 г.), Юлий IX (+ 1555 г.), Марцелин (+ 1555г.), Пий IV (+ 1565 г.). Первые шаги предпринял Павел III в 1536 г., издав специальную буллу. Но были расхождения между испанско-германским императором Карлом V и Французским королем Франциском I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

С распадением Золотой орды, сарайский епископ с 1454 года стал жить в Москве на Крутице и временами заведывал делами митрополии. В 1551 г. собор утвердил за епископом Крутицким это преимущество. В 1472 г. епископ пермский переселился из Устьвыми в Вологду. В 1515 г., с отвоеванием вел. кн. Василием III от Литвы Смоленска, в ведение московской митрополии перешла тамошняя епархия. По отобрании в 1563 г. русского Полоцка, епархия перешла в ведение Москвы; в 1579 г. Полоцк снова был захвачен литовцами. В 1570 г. завоеван был древний Юрьев лифляндский и учреждена там епархия. Вскоре она закрылась, т. к. польский король Стефан Баторий отнял Юрьев-Дерпт. В 1555 г. учреждена новая казанская епархия. Духовенство давно тяготилось тем, что епархиальные дела производились большею частью светскими чиновниками архиерейских домов. Стоглавый собор определил: суд по всем духовным делам производить самим святителям, или кому они укажут из духовных лиц; за владычними боярами оставить суд только по гражданским делам, подведомым суду Церкви, и то лишь над мирянами церковного ведомства и белым духовенством. В связи с этим, увеличено было число духовных органов архиерейской власти – архимандритов, игуменов, протопопов – и, на основании Стоглава, учреждение выборных поповских старост (благочинных) и десятских священников стало повсеместным. Архиеп. Филарет отмечает, что «собором 1551 г. все архимандриты и игумены подчинены епархиальному епископу, тогда как прежде того некоторые монастыри, по жалованным граматам князей и митрополитов или патриарха, были независимы от епархиальной власти». Правилами Судебников Великокняжеского Uoahha III и Царского Uoahha IV и правилами Стоглавого собора произведено было более точное разграничение церковного и гражданского ведомств. Признана была неподсудность, кроме уголовных дел, духовных и церковных людей государственному суду. По искам на лиц духовного ведомства от людей посторонних и наоборот назначался смешанный суд – из органов духовного и светского суда. Все монашествующее духовенство по всем делам подлежало только суду духовному. Иски на духовные власти, архиерейских наместников и бояр разбирались самим государем или его боярами в приказе большого дворца. Со времени Стоглавого собора митрополит и архиереи могли принимать к себе на службу бояр и дворян только с соизволения государя. Таким образом они делались обыкновенными государевыми людьми, служащими по церковному ведомству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010